ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А78-2044/11 от 18.08.2011 АС Забайкальского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

672000 г.Чита, ул. Выставочная, 6

http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г.Чита Дело №А78-2044/2011

25 августа 2011 года

Резолютивная часть решения объявлена 18 августа 2011 года

Решение изготовлено в полном объёме 25 августа 2011 года

Арбитражный суд Забайкальского края

в составе председательствующего судьи Сидоренко В.А.,

судей Горкина Д.С., Анисимова М.И.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Логуновой А.А.

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению

заместителя прокурора Забайкальского края к Совету муниципального района “Читинский район” (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании недействующим Решения от 2 октября 2008 года “Об утверждении генерального плана сельского поселения “Смоленское”” как несоответствующего Градостроительному кодексу Российской Федерации,

в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют: 1. Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае (ОГРН <***>, ИНН <***>) 2. Государственная лесная служба Забайкальского края (ОГРН <***>, ИНН <***>), 3. Администрация сельского поселения “Смоленское”,

при участии в судебном заседании:

от заявителя – ФИО1 – представителя прокуратуры Забайкальского края (удостоверение ТО № 098699) – старшего прокурора отдела по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Забайкальского края;

от Совета муниципального района “Читинский район”: ФИО2 – представителя по доверенности от 30.11.2010;

от территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае – ФИО3 – представителя по доверенности от 09.08.2011 № 137 – начальника отдела правового и информационного обеспечения; ФИО4 – представителя по доверенности от 09.08.2011 № 138 – заместителя руководителя;

от Государственной лесной службы Забайкальского края – ФИО5 – представителя по доверенности от 01.10.2010 № 245 – консультанта правового отдела административно-правового управления;

от Администрации сельского поселения “Смоленское” – не явился, извещен телефонограммами от 10.08.2011 и от 15.08.2011.

Заместитель прокурора Забайкальского края обратился в суд к Совету муниципального района “Читинский район” (Совет МР “Читинский район” или Совет) с требованием о признании недействующим Решения от 2 октября 2008 года “Об утверждении генерального плана сельского поселения “Смоленское””, как несоответствующего Градостроительному кодексу Российской Федерации (далее – Градостроительный кодекс).

Администрация сельского поселения “Смоленское” своих представителей в судебное заседание не направила по неизвестной причине. В деле имеются доказательства извещения указанного лица о времени и месте судебного заседания надлежащим образом в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Дело рассмотрено в отсутствие представителя Администрации сельского поселения “Смоленское” в соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ.

Требования заявителя мотивированы тем, что в результате принятого решения № 260 и утверждения генерального плана, в границы сельского поселения “Смоленское” (далее – СП “Смоленское”) (населенных пунктов поселения – Карповка, Смоленка, Забайкальский) были включены участки лесного фонда, находящиеся на праве собственности Российской Федерации. Впоследствии включенными в границы населенных пунктов поселения земельными участками администрация СП “Смоленское” распоряжалась, предоставляя их гражданам для ведения личного подсобного хозяйства.

В нарушение требований частей 1 и 2 статьи 24 Градостроительного кодекса решение о подготовке проекта генерального плана СП “Смоленское” принято на основании постановления Главы МР “Читинский район” от 21.02.2007 № 222, а не органами местного самоуправления СП “Смоленское”. Генеральный план утвержден решением Совета МР “Читинский район”, а не представительным органом местного самоуправления поселения. Отсутствуют сведения о согласовании проекта генерального плана поселения с заинтересованными органами, в порядке, определенном статьей 25 Градостроительного кодекса. Сообщение о проведении публичных слушаний по проекту генерального плана поселения не публиковалось.

Включение в границы населенных пунктов земель лесного фонда влечет изменение категории земель.

Перевод участков земель лесного фонда, включенных в границы населенных пунктов СП “Смоленское” в нарушение требований пункта 3 Положения о составе и порядке подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 48, генеральным планом не осуществлялся.

В нарушение требований Федерального закона “О землеустройстве” от 18.07.2001 № 78-ФЗ (далее – Федеральный закон “О землеустройстве”) при изменении границ населенных пунктов СП “Смоленское” землеустройство не проводилось.

Кроме того, изменение границ населенных пунктов СП “Смоленское” и включение земель лесного фонда в черту населенных пунктов не позволяет использовать их по целевому назначению, что влечет причинение вреда экономической деятельности Российской Федерации.

Представитель заявителя заявленные требования в заседании поддержала в полном объёме.

Совет заявленные требования оспорил. В ходе судебного разбирательства представитель Совета в удовлетворении требований заявителя просила отказать, ссылаясь на то, что оспариваемое решение вынесено с соблюдением требований положений статьи 24 Градостроительного кодекса в рамках полномочий, переданных Советом СП “Смоленское” органам местного самоуправления МР “Читинский район”.

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае и Государственная лесная службы Забайкальского края в представленных в суд отзывах и высказанных доводах поддержали требования заявителя.

Заслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, исследовав представленные материалы и материалы дела, суд установил следующее.

Постановлением Главы МР “Читинский район” от 21.02.2007 № 222 принято решение о подготовке проекта, в том числе генерального плана СП “Смоленское” (том II л.д. 77).

23.01.2008 постановлением Главы МР “Читинский район” № 48 объявлено о проведении с 25.01.2008 публичных слушаний по проекту генерального плана СП “Смоленское”. Срок проведения публичных слушаний установлен до 25.03.2008 (том II л.д. 78).

25.01.2008 проект генерального плана СП “Смоленское” был опубликован в газете “Вести Читинского района” № 2 (том II л.д. 86, 91 – 93).

Согласно постановлению Главы Администрации МР “Читинский район” от 12.09.2008 № 1278 проект генерального плана СП “Смоленское” им согласован и направлен на утверждение в Совет МР “Читинский район” (том II л.д. 82).

Советом МР “Читинский район” указанный генеральный план утвержден решением от 02.10.2008 № 260 (том II л.д. 83).

Утвержденный генеральный план опубликован 10.10.2008 в “Вести Читинского района” № 37 (том II л.д. 99 – 102).

Считая решение Совета МР “Читинский район” от 02.10.2008 № 260 не соответствующим Градостроительного кодекса и затрагивающим права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, заместитель прокурора Забайкальского края обратился в арбитражный суд с заявлением о признании оспариваемого решения недействующим.

В соответствии с частью 2 статьи 192 АПК РФ прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, с заявлениями о признании нормативных правовых актов недействующими, если полагают, что такой оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно статье 29 АПК РФ дела об оспаривании нормативных правовых актов в определенных указанных сферах рассматриваются арбитражным судом, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, в иных сферах.

В пункте 9 Информационного письма Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 № 80 “О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов” разъяснено следующее. В статье 52 Федерального закона от 28.08.1995 № 154-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” указано, что решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке (такая же норма содержится и в Федеральном законе от 06.10.2003 № 131-ФЗ, вступившем в силу с 01.01.2006, за исключением положений, для которых установлен иной срок и порядок вступления в силу). По существу, Закон установил, что к компетенции арбитражных судов отнесено рассмотрение заявлений о признании недействующими правовых актов, принятых органами местного самоуправления, в том числе и нормативных правовых актов, если такое заявление подано организацией или гражданином, которые полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Оспоренное решение Совета, являющееся нормативным правовым актом, затрагивает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Следовательно, данный спор по заявлению заместителя прокурора края подведомственен арбитражному суду.

При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.

Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт (части 4 – 6 статьи 194 АПК РФ).

Согласно статье 1 Градостроительного кодекса (в редакции Федерального закона от 29.12.2006 № 258-ФЗ) градостроительной деятельностью является деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства

Территориальное планирование – планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, зон с особыми условиями использования территорий.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Градостроительного кодекса к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся, в том числе: подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений.

Частями 1 и 2 статьи 9 Градостроительного кодекса установлено, что территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Документы территориального планирования подразделяются на:

1) документы территориального планирования Российской Федерации;

2) документы территориального планирования субъектов Российской Федерации;

3) документы территориального планирования муниципальных образований.

Согласно части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса документами территориального планирования муниципальных образований являются:

1) схемы территориального планирования муниципальных районов;

2) генеральные планы поселений;

3) генеральные планы городских округов.

Частью 2 данной статьи установлено, что состав, порядок подготовки документов территориального планирования муниципальных образований, порядок подготовки изменений и внесения их в такие документы, а также состав, порядок подготовки планов реализации таких документов устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии с частью 3 данной статьи порядок согласования документов территориального планирования муниципальных образований, состав и порядок работы согласительной комиссии устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно части 4 статьи 18 Градостроительного кодекса документы территориального планирования муниципальных образований могут являться основанием для изменения границ муниципальных образований в установленном порядке.

В соответствии с частью 1 статьи 23 Градостроительного кодекса подготовка генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов (далее также – генеральные планы) осуществляется применительно ко всем территориям поселений, городских округов.

В силу части 2 статьи 23 Градостроительного кодекса подготовка генерального плана поселения, генерального плана городского округа может осуществляться применительно к отдельным населенным пунктам, входящим в состав поселения, городского округа, с последующим внесением в генеральный план изменений, относящихся к другим частям территорий поселения, городского округа. Подготовка генерального плана и внесение в генеральный план изменений в части установления или изменения границы населенного пункта могут также осуществляться применительно к отдельным населенным пунктам, входящим в состав поселения, городского округа.

Утверждение генеральных планов поселений, в том числе внесение изменений в такие планы в соответствии с частью 1 статьи 24 Градостроительного кодекса и пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ отнесено к вопросам местного значения поселений – представительных органов местного самоуправления поселения.

Согласно пункту 2 данной статьи решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа.

Согласно пункту 3 данной статьи подготовка проекта генерального плана осуществляется на основании результатов инженерных изысканий в соответствии с требованиями технических регламентов, с учетом комплексных программ развития муниципальных образований, положений о территориальном планировании, содержащихся в схемах территориального планирования Российской Федерации, схемах территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемах территориального планирования муниципальных районов (при подготовке генерального плана поселения), региональных и (или) местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.

В соответствии с пунктами 8 – 14 статьи 24 Градостроительного кодекса в редакции спорного периода проект генерального плана до его утверждения подлежал в соответствии со статьей 25 настоящего Кодекса обязательному согласованию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Проект генерального плана подлежал опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, не менее чем за три месяца до его утверждения и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения), официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети “Интернет”. Опубликованию и размещению подлежат проект положений о территориальном планировании, предусмотренных частью 5 статьи 23 настоящего Кодекса, и проекты карты (схемы) или нескольких карт (схем), на которых отображена информация, предусмотренная частью 6 статьи 23 настоящего Кодекса.

Заинтересованные лица вправе представить свои предложения по проекту генерального плана.

Проект генерального плана подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях, проводимых в соответствии со статьей 28 настоящего Кодекса.

Протоколы публичных слушаний по проекту генерального плана, заключение о результатах таких публичных слушаний являются обязательным приложением к проекту генерального плана, направляемому главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа соответственно в представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа.

Представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа с учетом протоколов публичных слушаний по проекту генерального плана и заключения о результатах таких публичных слушаний принимают решение об утверждении генерального плана или об отклонении проекта генерального плана и о направлении его соответственно главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа на доработку в соответствии с указанными протоколами и заключением.

Генеральный план подлежал опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения), официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети “Интернет”. Опубликованию и размещению подлежат положения, предусмотренные частью 5 статьи 23 настоящего Кодекса, и карта (схема) или несколько карт (схем), на которых отображена информация, предусмотренная частью 6 статьи 23 настоящего Кодекса. Генеральный план в течение трех дней со дня его утверждения направляется в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого находятся поселение, городской округ, и главе муниципального района, в границах которого находится поселение (в случае утверждения генерального плана поселения).

Согласно части 4 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема указанных в настоящей части межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений.

Для осуществления переданных в соответствии с указанными соглашениями полномочий органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования.

Согласно части 1 статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В соответствии с положениями статьи 44 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ муниципальное образование имеет устав, котором определяются:

- структура и порядок формирования органов местного самоуправления;

- наименования и полномочия выборных и иных органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления;

- виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов.

Статьёй 21 Устава муниципального образования “МР “Читинский район”” (далее – Устав) определена структура органов местного самоуправления МР “Читинский район”, в состав которого входят:

Совет МР “Читинский район”;

Глава МР “Читинский район”;

Администрация МР “Читинский район”;

Избирательная комиссия МР “Читинский район”.

В соответствии со статьёй 22 Устава Совет МР “Читинский район” является выборным, постоянно действующим представительным органом МР “Читинский район”.

Согласно статье 23 Устава к исключительной компетенции Совета в числе других относится осуществление полномочий, отнесенных к ведению Совета федеральным законодательством, законодательством субъекта Российской Федерации, настоящим Уставом, а также регламентом Совета.

В подтверждение полномочий органов местного самоуправления МР “Читинский район” по подготовке и утверждению документов территориального планирования СП “Смоленское” Советом в материалы дела представлены:

- соглашение “О передаче части полномочий в области управления и распоряжения имуществом, архитектуры, земельного контроля” между администрацией СП “Смоленское” и администрацией МР “Читинский район”, согласно которому в число преданных полномочий на 2007 год входят полномочия по подготовке и утверждению документов территориального планирования;

- решение Совета СП “Смоленское” от 04.05.2007 № 102 “О передаче осуществления части полномочий органам местного самоуправления органам Администрации муниципального района “Читинский район””, согласно которому в число преданных полномочий входят полномочия в области градостроительной деятельности и выполнение функций по подготовке и утверждению документов территориального планирования (том IIл.д. 141-144);

- решение Совета СП “Смоленское” от 23.10.2007 № 116 “О передаче осуществления части полномочий Администрации муниципального района “Читинский район””, согласно которому в число преданных полномочий на 2008 год входят полномочия по подготовке и утверждению документов территориального планирования (том IIл.д. 141-144);

- соглашение “О передаче части полномочий в области управления и распоряжения имуществом, архитектуры, земельного контроля” между администрацией СП “Смоленское” и администрацией МР “Читинский район”, согласно которому в число преданных полномочий на 2008 год входят полномочия по подготовке и утверждению документов территориального планирования.

Оценив указанные документы, с учетом приведенных норм права, суд пришел к выводу, что постановление Главы МР “Читинский район” от 21.02.2007 № 222 в части решения о подготовке проекта генерального плана СП “Смоленское”, и решение Совета МР “Читинский район” – представительного органа МР “Читинский район” от 02.10.2008 № 260 об утверждении генерального плана СП “Смоленское” приняты данными органами местного самоуправления МР “Читинский район” в соответствии с полномочиями, предоставленными пунктами 1, 2 и 13 статьи 24 Градостроительного кодекса., пунктом 20 части 1 статьи 14 и частью 4 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ.

В силу указанных норм права подлежат отклонению доводы заявителя об отсутствии у органов местного самоуправления МР “Читинский район” полномочий по подготовке и утверждению документов территориального планирования СП “Смоленское” и том, что не подлежат применению нормы Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ о передаче полномочий органов местного самоуправления сельского поселения органам местного самоуправления муниципального района, являющиеся общими по отношению к нормам Градостроительного кодекса о полномочиях органов местного самоуправления по подготовке и утверждению документов территориального планирования, имеющим большую силу.

Статьей 1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ установлено, что местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.

Местное самоуправление в Российской Федерации – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, – законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

Пунктом 1 статьи 3 Градостроительного кодекса установлено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Из анализа указанных норм следует, что законодательство о градостроительной деятельности состоит, в том числе и из норм Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, устанавливающих возможность передачи полномочий органов местного самоуправления сельского поселения по подготовке и утверждению документов территориального планирования органам местного самоуправления муниципального района.

Данные нормы не лишают и не изменяют полномочий органов местного самоуправления сельского поселения, наделенных Градостроительным кодексом, по подготовке и утверждению документов территориального планирования, а предоставляют возможность воспользоваться этими правами самостоятельно, либо передать их органам местного самоуправления муниципального района.

Суд пришел к выводу, что нормы части 4 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ в данном случае не противоречат нормам пунктов 1, 2 и 13 статьи 24 Градостроительного кодекса.

Как указывалось выше, проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со статьей 25 настоящего Кодекса обязательному согласованию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 8 статьи 24 Градостроительного кодекса).

Согласно частям 1 – 5 статьи 25 Градостроительного кодекса проект генерального плана подлежит согласованию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае, если предложения, содержащиеся в таком проекте, предполагают изменение существующих или в соответствии со схемами территориального планирования Российской Федерации планируемых границ земель лесного фонда, границ земель особо охраняемых природных территорий федерального значения, границ земель обороны и безопасности, границ земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, границ территорий объектов культурного наследия, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства федерального значения. Согласованию также подлежат вопросы размещения объектов капитального строительства местного значения, которые могут оказать негативное воздействие на окружающую среду на указанных землях, территориях и земельных участках.

Проект генерального плана подлежит согласованию с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого находятся поселение, городской округ, в случае, если предложения, содержащиеся в указанном проекте, предполагают изменение существующих или в соответствии со схемой территориального планирования субъекта Российской Федерации планируемых границ земель сельскохозяйственного назначения, границ земель особо охраняемых природных территорий регионального значения, границ земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, границ территорий объектов культурного наследия, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства регионального значения. Согласованию также подлежат вопросы размещения объектов капитального строительства местного значения, которые могут оказать негативное воздействие на окружающую среду на территории субъекта Российской Федерации.

Проект генерального плана подлежит согласованию с заинтересованными органами местного самоуправления муниципальных образований, имеющих общую границу с поселением, городским округом, подготовившими проект генерального плана, в целях соблюдения интересов населения муниципальных образований при установлении зон с особыми условиями использования территорий, зон планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения, которые могут оказать негативное воздействие на окружающую среду на территориях таких муниципальных образований.

Проект генерального плана поселения подлежит согласованию с органами местного самоуправления муниципального района, в границах которого находится поселение, в части учета содержащихся в схеме территориального планирования муниципального района положений о территориальном планировании. Согласованию также подлежат вопросы размещения объектов капитального строительства местного значения, которые могут оказать негативное воздействие на окружающую среду на территории такого муниципального района.

Иные вопросы, кроме указанных в частях 1 - 4 настоящей статьи вопросов, не могут рассматриваться при согласовании проекта генерального плана.

В соответствии с частями 7 и 8 статьи 25 Градостроительного кодекса срок согласования проекта генерального плана составляет три месяца со дня направления главой поселения или главой городского округа на согласование проекта генерального плана в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого находится поселение или городской округ, органы местного самоуправления муниципальных образований, имеющих общую границу с поселением, городским округом, а также в органы местного самоуправления муниципального района, в границах которого находится поселение (в случае подготовки проекта генерального плана поселения).

В случае непоступления в установленный срок главе поселения, главе городского округа заключений на проект генерального плана от указанных в части 7 настоящей статьи органов данный проект считается согласованным с такими органами.

Постановлением от 24.03.2007 № 178 Правительством Российской Федерации утверждено Положение о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации и проектов документов территориального планирования муниципальных образований.

  Согласно пункту 5 данного Постановления в редакции спорного периода заказчик направляет проект документа территориального планирования на согласование в следующие органы:

а) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере градостроительства (далее – уполномоченный орган в сфере градостроительства), – в случаях, указанных в части 1 статьи 16, части 1 статьи 21 и части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации;

б) высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации – в случаях, указанных в части 2 статьи 16, части 2 статьи 21 и части 2 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации;

в) органы местного самоуправления – в случаях, указанных в части 3 статьи 16, частях 3 и 4 статьи 21 и частях 3 и 4 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере градостроительства, в соответствии с пунктом 1 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.012005 № 40, является Министерство регионального развития Российской Федерации.

Как следует из существа заявленных требований, оспариваемое решение принято Советом в отсутствие сведения о согласовании проекта генерального плана поселения с заинтересованными органами, в порядке, определенном статьей 25 Градостроительного кодекса.

Вместе с тем, как следует из положений частей 1 – 5 статьи 25 Градостроительного кодекса, проект генерального плана подлежит согласованию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, с соответствующими органами в случае, если предложения, содержащиеся в таком проекте, предполагают изменение существующих или в соответствии со схемами территориального планирования Российской Федерации планируемых границ земель или земельных участков и если границы муниципального образования имеют общую границу с другим муниципальным образованием.

А также проект генерального плана поселения подлежит согласованию с органами местного самоуправления муниципального района, в границах которого находится поселение, в части учета содержащихся в схеме территориального планирования муниципального района положений о территориальном планировании. Согласованию также подлежат вопросы размещения объектов капитального строительства местного значения, которые могут оказать негативное воздействие на окружающую среду на территории такого муниципального района.

В соответствии с частью 2 статьи 10 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ Границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными статьями 11 – 13 настоящего Федерального закона.

Подпунктом “с” пункта 26 статьи 1 Закона Читинской области от 19.05.2004 № 552-ЗЧО “Об установлении границ, наименований вновь образованных муниципальных образований и наделении их статусом сельского, городского поселения в Читинской области” установлены границы СП “Смоленское” (далее – Закон от 19.05.2004 № 552-ЗЧО) согласно картографическим описаниям, его наименование и статус сельского поселения, с административным центром в селе Смоленка, включающего поселок сельского типа Забайкальский, с. Карповка.

В материалах дела отсутствуют доказательства о наличии в проекте генерального плана предложений, предполагающих изменение существующих в соответствии с Законом от 19.05.2004 № 552-ЗЧО или в соответствии со схемами территориального планирования Российской Федерации планируемых границ земель или земельных участков, а также отсутствуют доказательства о наличии у СП “Смоленское” общей границы с другим муниципальными образованиями.

Несмотря на предложения суда, заявителем такие доказательства суду не представлены и доводы и не приведены.

Кроме того, поскольку проект генерального плана СП “Смоленское” разрабатывался органами местного самоуправления МР “Читинский район”, в границах которого находится поселение, суд пришел к выводу, что органами местного самоуправления МР “Читинский район” соблюдены требования части 4 статьи 25 Градостроительного кодекса о согласования с самими собой учета содержащихся в схеме территориального планирования муниципального района положений о территориальном планировании и размещения объектов капитального строительства местного значения, которые могут оказать негативное воздействие на окружающую среду на территории такого муниципального района.

При указанных обстоятельствах суд пришел к выводу о недоказанности заявителем нарушения Советом порядка согласования проекта генерального плана СП “Смоленское“, установленного статьей 25 Градостроительного кодекса.

Как указывалось выше, проект генерального плана подлежал опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, не менее чем за три месяца до его утверждения и размещению на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения), в сети “Интернет”. Опубликованию и размещению подлежали проект положений о территориальном планировании, предусмотренных частью 5 статьи 23 настоящего Кодекса, и проекты карты (схемы) или нескольких карт (схем), на которых отображена информация, предусмотренная частью 6 статьи 23 настоящего Кодекса (часть 9 статьи 24 Градостроительного кодекса).

Согласно частям 5 и 6 статьи 23 Градостроительного кодекса Положения о территориальном планировании, содержащиеся в генеральных планах, включают в себя:

1) цели и задачи территориального планирования;

2) перечень мероприятий по территориальному планированию и указание на последовательность их выполнения.

На картах (схемах), содержащихся в генеральных планах, отображаются:

1) границы поселения, городского округа;

2) границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа;

3) границы земель сельскохозяйственного назначения, границы земель для обеспечения космической деятельности, границы земель обороны и безопасности, границы земель иного специального назначения, границы земель лесного фонда, границы земель водного фонда, границы земель особо охраняемых природных территорий федерального и регионального значения;

4) существующие и планируемые границы земель промышленности, энергетики, транспорта, связи;

5) границы функциональных зон с отображением параметров планируемого развития таких зон;

6) границы территорий объектов культурного наследия;

7) границы зон с особыми условиями использования территорий;

8) границы земельных участков, которые предоставлены для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения либо на которых размещены объекты капитального строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, а также границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения;

9) границы территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и воздействия их последствий;

10) границы зон инженерной и транспортной инфраструктур.

Как следует из материалов дела, проект генерального плана с приложениями был опубликован 25.01.2008 в газете “Вести Читинского района” № 2.

Оспариваемое решение и утвержденный генеральный план СП “Смоленское” опубликованы 10.10.2008 в “Вести Читинского района” № 37.

С учетом указанного суд пришел к выводу о соблюдении Советом требований частей 9 и 14 статьи 24 Градостроительного кодекса о порядке публикации проекта генерального плана и утвержденного генерального плана.

В целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по проектам генеральных планов, в том числе по внесению в них изменений (далее – публичные слушания), с участием жителей поселений, городских округов проводятся в обязательном порядке (часть 1 статьи 28 Градостроительного кодекса в редакции периода разработки и утверждения генерального плана СП “Смоленское”).

Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи (часть 1 статьи 28 Градостроительного кодекса в редакции периода разработки и утверждения генерального плана СП “Смоленское”).

Как установлено судом и подтверждено материалами дела и представителем Совета, публичные слушания организовывались и проводились в порядке, определенном Положением о порядке проведения публичных слушаний в СП “Смоленское”, утвержденным решением Совета СП “Смоленское” от 09.12.2005 № 42.

Согласно пункту 2 главы II Положения о порядке проведения публичных слушаний в СП “Смоленское” население сельского поселения заблаговременно оповещается о времени и месте проведения публичных слушаний.

Как следует из доводов представителя Совета и материалов дела, население СП “Смоленское ” оповещалось о времени и месте проведения публичных слушаний в порядке, установленном для опубликования муниципальных правовых актов поселения решением Совета СП “Смоленское” от 24.06.2005 № 24.

Согласно статье 19 Федерального закона от 28.08.1995 № 154-ФЗ органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают (издают) правовые акты. Наименование и виды правовых актов органов местного самоуправления, выборных и других должностных лиц местного самоуправления, полномочия по изданию указанных актов, порядок их принятия и вступления в силу определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Официальное опубликование нормативного акта имеет формально-юридическое значение и заключается в придании органом местного самоуправления определенному печатному изданию статуса официального, доведении до всеобщего сведения полного и точного текста принятого нормативного акта путем его помещения в этом издании и направлении обязательных экземпляров документа в организации, перечень которых устанавливается действующим законодательством.

Пунктами 9 и 12 Устава СП “Смоленское” в редакции от 24.06.2005 предусмотрено, что официальным опубликованием муниципального правового акта считается первая публикация его полного текста в уполномоченном печатном средстве массовой информации, определенном нормативным правовым актом Совета.

Официальным обнародованием муниципальных правовых актов считается размещение их полных текстов на официальном стенде либо в специальной папке Администрации поселения, где они должны находиться не менее десяти календарных дней со дня их официального обнародования.

Муниципальные правовые акты, носящие обязательный, рекомендательный или информативный характер, в качестве обязательного экземпляра передаются в муниципальную библиотеку.

Решением Совета СП “Смоленское” от 24.06.2005 № 25 учрежден источник официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов СП “Смоленское” – ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ.

Согласно представленному Советом в суд информационному бюллетеню № 3 от 06.03.2008 в нем опубликовано постановление Администрации СП “Смоленское” от 05.03.2008 № 29А о назначении на 21.03.2008 публичных слушаний по проекту генерального плана СП “Смоленское”.

Однако каких-либо доказательств обнародования указанного постановления путем размещения его полного текста на официальном стенде либо в специальной папке Администрации поселения и передачи в качестве обязательного экземпляра в муниципальную библиотеку Советом суду не представлено.

На основании изложенного суд пришёл к выводу о не оповещении населения СП “Смоленское” и иных заинтересованных лиц о времени и месте проведения публичных слушаний о вынесении Советом поселения оспариваемого решения в рамках предоставленных законом полномочий и соблюдении порядка его официального опубликования (обнародования).

Публичные слушания проводятся в каждом населенном пункте муниципального образования. При внесении изменений в генеральные планы публичные слушания проводятся в населенных пунктах, в отношении территорий которых предлагается внесение изменений в генеральные планы, а также в населенных пунктах, имеющих общую границу с указанными населенными пунктами (часть 3 статьи 28 Градостроительного кодекса).

Как следует из постановления Администрации СП “Смоленское” от 05.03.2008 № 29А, место проведения публичных слушаний – школа села Смоленка. Согласно протоколу публичных слушаний они проводились по адресу: <...> здание Смоленской средней школы.

Указанные действия органов местного самоуправления нарушают права жителей населенных пунктов поселок сельского типа Забайкальский и село Карповка на участие в публичных слушаниях.

В целях доведения до населения информации о содержании проекта генерального плана уполномоченные на проведение публичных слушаний орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа в обязательном порядке организуют выставки, экспозиции демонстрационных материалов проекта генерального плана, выступления представителей органов местного самоуправления, разработчиков проекта генерального плана на собраниях жителей, в печатных средствах массовой информации, по радио и телевидению (часть 5 статьи 28 Градостроительного кодекса).

Каких-либо доказательств в подтверждение исполнения указанной обязанности Советом суду не представлено.

Участники публичных слушаний вправе представить в уполномоченные на проведение публичных слушаний орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения и замечания, касающиеся проекта генерального плана, для включения их в протокол публичных слушаний.

Заключение о результатах публичных слушаний подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения), официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети “Интернет”.

Глава муниципального образования с учетом заключения о результатах публичных слушаний принимает решение:

1) о согласии с проектом генерального плана и направлении его в представительный орган муниципального образования;

2) об отклонении проекта генерального плана и о направлении его на доработку (части 6,7 и 9 статьи 28 Градостроительного кодекса).

Несмотря на предложение суда, заключение о результатах публичных слушаний с доказательствами опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, Советом в материалы дела не представлено.

Протоколы публичных слушаний по проекту генерального плана, заключение о результатах таких публичных слушаний являются обязательным приложением к проекту генерального плана, направляемому главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа соответственно в представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа (часть 12 статьи 24 Градостроительного кодекса).

При указанных обстоятельствах суд пришёл к выводу о несоответствии оспариваемого Совета муниципального образования “Муниципальный район “Читинский район”” от 02.10.2008 № 260 об утверждении генерального плана сельского поселения “Смоленское” частям 11 – 13 статьи 24 и статье 28 Градостроительному кодексу Российской Федерации, и необходимости удовлетворения заявленных требований.

Содом отклоняются доводы заявителя о необходимости при подготовке проекта генерального плана и его утверждении перевода участков земель лесного фонда, включенных в границы населенных пунктов СП “Смоленское”, и необходимости проведения землеустройства.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) з  емельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).

К отношениям по использованию и охране недр, водных объектов, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых природных территорий и объектов, охране атмосферного воздуха и охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации применяются соответственно законодательство о недрах, лесное, водное законодательство, законодательство о животном мире, об охране и использовании других природных ресурсов, об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха, об особо охраняемых природных территориях и объектах, об охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации, специальные федеральные законы.

К земельным отношениям нормы указанных отраслей законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством.

Абзацами 8 и 10 пункта 1 и пунктом 3 статьи 8 ЗК РФ установлено, что перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.

Нарушение установленного настоящим Кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 и пунктом 3 статьи 84 ЗК РФ установлением или изменением границ населенных пунктов (городского округа, поселения) является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.

Включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.

Содержание генеральных планов поселений и генеральных планов городских округов, их подготовка и утверждение и особенности согласования проектов генерального плана поселения, проекта генерального плана городского округа установлены статьями 23 – 25 Градостроительного кодекса.

Согласно положениям статьи 1 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ “О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую” (далее – Федеральный закон № 172-ФЗ) правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Статьёй 8 Федерального закона № 172-ФЗ установлены особенности перевода земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию, а также перевода земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов, согласно которым установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

Сведения о кадастровых номерах земельных участков, включенных в границы населенных пунктов или исключенных из границ населенных пунктов, в порядке, предусмотренном статьей 5 настоящего Федерального закона, направляются в орган кадастрового учета, для внесения соответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости.

В соответствии со статьёй 5 Федерального закона № 172-ФЗ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие акт о переводе земель или земельных участков, направляют копию такого акта в течение пяти дней со дня его принятия в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведение государственного кадастра недвижимости, или, если иное не установлено Правительством Российской Федерации, в подведомственное данному федеральному органу исполнительной власти государственное учреждение.

О внесенных изменениях орган кадастрового учета уведомляет заинтересованных правообладателей земельных участков с указанием акта о переводе земель или земельных участков, а также органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для внесения в течение семи дней изменений в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую считается состоявшимся с момента внесения изменений о таком переводе в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Переоформление правоустанавливающих документов на земельные участки, в отношении которых приняты акты о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую, не требуется.

Статьёй 11 Федерального закона № 172-ФЗ установлены особенности перевода земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий, согласно которым перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий разрешается, в числе других, в случае установления или изменения черты поселения.

Федеральным законом от 18.12.2006 № 232-ФЗ с 01.01.2007 слова “черты поселения” были заменены словами “границ населенных пунктов”.

На основании указанных норм права, суд пришёл к выводу о том, что перевод земельных участков из состава земель лесного фонда в земли населённых пунктов осуществляется установлением или изменением границ населенных пунктов (городского округа, поселения) в порядке, определяемом статьями 23 – 25 Градостроительного кодекса. А установлением или изменением границ населенных пунктов (городского округа, поселения) является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.

В соответствии с абзацем 2 статьи 3 Федерального закона от 18.06.2001 № 78-ФЗ “О землеустройстве” землеустройство проводится в обязательном порядке в случаях изменения границ объектов землеустройства.

Под объектами землеустройства понимаются территории субъектов Российской Федерации, территории муниципальных образований, территории населенных пунктов, территориальные зоны, зоны с особыми условиями использования территорий, а также части указанных территорий и зон.

Как уже указывалось выше, каких-либо доказательств в подтверждение того, что предложения, содержащиеся в проекте генерального плана СП “Смоленское”, предполагают изменение границ указанных объектов или зон или их частей, суду не представлено.

Руководствуясь статьями 102, 110, 167-170, 176 и 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Требования заместителя прокурора Забайкальского края о признании недействующим решения Совета муниципального образования “Муниципальный район “Читинский район”” от 02.10.2008 № 260 об утверждении генерального плана сельского поселения “Смоленское”, как несоответствующего Градостроительному кодексу Российской Федерации – удовлетворить.

Признать решение Совета муниципального образования “Муниципальный район “Читинский район”” от 02.10.2008 № 260 об утверждении генерального плана сельского поселения “Смоленское” не соответствующим Градостроительному кодексу Российской Федерации и недействующим полностью.

Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Федеральный Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение одного месяца со дня принятия.

Председательствующий В.А. Сидоренко

Судьи Д.С. Горкин

М.И. Анисимов