ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-3/18 от 28.02.2020 Саратовского областного суда (Саратовская область)

Судья Фролова Н.П. дело № 33-638/2020

№ 2-3/2018

64RS0042-01-2019-005758-96

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

28 февраля 2020 года г. Саратов

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:

председательствующего Беляевой Е.О.,

судей Степаненко О.В., Песковой Ж.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Поляковой А.А.,

с участием прокуроров Литвишко Е.В., Михайлова А.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Марксовского межрайонного прокурора Саратовской области в защиту интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Саратовской области, Министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области к администрации Марксовского муниципального района Саратовской области, администрации Зоркинского муниципального образования Марксовского муниципального района Саратовской области, Чумаковой О. О.е о признании недействительными постановления, договора аренды земельного участка, прекращении права аренды на земельный участок по апелляционной жалобе Чумаковой О. О.ы на решение Марксовского городского суда Саратовской области от 25 июня 2018 года, которым исковые требования удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Степаненко О.В., объяснения представителя Чумаковой О.О. – Давыдова С.М., поддержавшего доводы жалобы, прокуроров Литвишко Е.В., Михайлова А.Н., возражавших против доводов жалобы, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Марксовский межрайонный прокурор Саратовской области обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации с иском к администрации Марксовского муниципального района Саратовской области (далее – администрация Марксовского МР), администрации Зоркинского муниципального образования Марксовского муниципального района Саратовской области (далее - администрация Зоркинского МО), Чумаковой О.О., просил признать недействительными постановление администрации Марксовского МР № 384 от
12 февраля 2015 года о предоставлении земельного участка с кадастровым номером в аренду Чумаковой О.О., заключенный18 февраля 2015 года между администрацией Марксовского МР и Чумаковой О.О. договор аренды указанного земельного участка, прекратить зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право аренды Чумаковой О.О. на земельный участок площадью 35002 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> по направлению на север, применить последствия недействительности сделки путем возложения на Чумакову О.О. и администрацию Марксовского МР обязанности вернуть другой стороне все полученное по сделке. Требования мотивированы тем, что Марксовской межрайонной прокуратурой Саратовской области проведена проверка соблюдения администрацией Марксовского МР при предоставлении земельных участков требований действующего законодательства, в ходе которой выявлено предоставление Чумаковой О.О. в аренду земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с нарушением требований закона, без учета установленных действующим законодательством ограничений, в том числе предусмотренных ч.ч. 6, 8 ст.ст. 6, 65 Водного кодекса РФ, а также наличия в границах спорного земельного участка защитного леса. Полагает, что предоставление указанного земельного участка в аренду Чумаковой О.О. является незаконным, нарушает права неопределенного круга лиц на беспрепятственное использование береговой полосы Волгоградского водохранилища, позволяет использовать ее для сельскохозяйственного производства, что не соответствует ее целевому назначению и полезным функциям.

Решением Марксовского городского суда Саратовской области от
25 июня 2018 года исковые требования удовлетворены, признаны незаконным постановление администрации от 12 февраля 2015 года о предоставлении земельного участка площадью 35002 кв.м с кадастровым номером , недействительным – договор от 18 февраля 2015 года аренды земельного участка, площадью 35002 кв.м, с кадастровым номером , прекращено право аренды Чумаковой О.О. на земельный участок, взысканы судебные расходы.

Не согласившись с постановленным судебным актом, Чумакова О.О. подала апелляционную жалобу, в которой просила решение суда отменить. В доводах жалобы указывает на то, что не согласна с выводами судебной экспертизы. Критикует заключение повторной землеустроительной экспертизы, ссылаясь на то, что измерений на местности экспертом не проводилось, вследствие чего исключается возможность ответа на поставленные вопросы. Вопреки выводам эксперта по вопросу № 1 судом на разрешение эксперта был поставлен вопрос об установлении фактического местоположения исходя из данных геодезических знаков, что подразумевало необходимость выезда на местность с установлением межевых знаков поворотных точек земельного участка, однако экспертом этого не сделано. Полагает, что экспертом в нарушение положений ч. 1 ст. 85 ГПК РФ заключение было составлено без привлечения кадастрового инженера. При этом выводы эксперта на поставленные судом вопросы являются не аргументированными, противоречивыми, сделаны с использованием методов, не позволяющих дать четкие ответы на поставленные судом вопросы. Автор жалобы также считает, что при производстве повторной судебной экспертизы имели место и иные нарушения, в том числе неудостоверение подписи эксперта печатью экспертного учреждения, неуказание времени производства экспертизы, сведений об участниках процесса, присутствовавших при производстве экспертизы, их объяснений при осуществлении выезда на место. При этом судом не указаны основания непринятия заключения первоначальной судебной экспертизы. Автор жалобы указывает, что оспариваемым постановлением администрации Марксовского МР предусмотрена возможность эксплуатации спорного земельного участка с учетом установленных Водным кодексом РФ ограничений. Действующим законодательством не предусмотрен запрет на предоставление в аренду земельных участков в пределах береговой полосы, а представленная истцом справка кадастрового инженера Кравцова В.А. с достоверностью не подтверждает нахождение спорного земельного участка в пределах береговой полосы. Доводы иска об использовании Чумаковой О.О. спорного земельного участка для сельскохозяйственного производства опровергаются распоряжением комитета по управлению имуществом Саратовской области от
08 июля 2015 года № Т-135р «О переводе земельного участка из одной категории в другую для размещения объектов рекреационного назначения», дополнительным соглашением от 27 августа 2017 года к договору аренды от 18 февраля 2015 года
№ 3704 об изменении наименования арендодателя спорного земельного участка на администрацию Зоркинского МО, а также изменении категории земель – на земли особо охраняемых территорий и объектов для размещения объектов рекреационного назначения. Критикует представленный акт проверки от 30 октября 2017 года, ссылаясь на то, что допрошенная в судебном заседании Сыса О.Я., являющаяся составителем акта, не подтвердила свое фактическое участие в проведении проверки, подписав уже готовый акт. Также лесничий Тихонов С.В. в суде показал на ошибочное указание земельного участка как лесного, ссылался на неосведомленность о наличии каких-либо нормативных актов об отнесении насаждений на участке к лесам. Прокурором не представлено доказательств отнесения имеющихся на спорном земельном участке насаждений к категории земельных лесов и определении их границ в соответствии со ст.ст. 10, 81-84, 102-109 Лесного кодекса РФ. Полагает, что справка специалиста Тупилкина А.С. от 30 марта 2018 года, в силу ГПК РФ не является доказательством по делу. При этом в материалах дела отсутствуют и нормативные акты органов государственной власти, органов местного самоуправления об отнесении насаждений на спорном земельном участке к защитным лесам и установлению их границ, в том числе сведений проектирования защитных лесов и иных предусмотренных законом мероприятий. Также автор жалобы не согласен с распределением расходов на производство по делу первоначальной и повторной судебных экспертиз в связи с непредставлением финансово-экономического обоснования расчетов произведенных затрат и объема выполненных работ.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 27 ноября 2018 года решение Марксовского городского суда Саратовской области от 25 июня 2018 года оставлено без изменения.

Определением Верховного Суда РФ от 03 декабря 2019 года № 32-КГ19-30 апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 27 ноября 2018 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили. На основании ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ органы прокуратуры, обращающиеся в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации, являются процессуальными истцами.

По смыслу ст. 125 ГК РФ материально-правовым истцом является Российская Федерация в лице соответствующего государственного органа.

С учетом указаний Верховного суда РФ, установив, что в заявлении, поданном прокурором в интересах Российской Федерации, отсутствует указание на государственный орган, представляющий Российскую Федерацию по данному спору, суд апелляционной инстанции привлек к участию в деле в качестве материальных истцов Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Саратовской области, Министерство природных ресурсов и экологии Саратовской области, перешел к рассмотрению данного гражданского дела по правилам производства в суде первой инстанции, установленным ч. 5 ст. 330 ГПК РФ, в связи с чем обжалуемое решение суда подлежит безусловной отмене.

Заслушав объяснения участников процесса, проанализировав обстоятельства рассматриваемого дела и представленные в их подтверждение доказательства, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

В силу ч. 1 ст. 8 Водного кодекса РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности). Земли, покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах (то есть внутри береговой линии), а также земли, занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах, относятся к землям водного фонда.

Из ст. 102 Земельного кодекса РФ следует, что на землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется образование земельных участков.

В то же время земли, расположенные за береговой линией и не занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах, могут относиться к землям любой иной категории, кроме земель водного фонда.

Таким образом, законодатель разделил правовой режим земель, занятых поверхностными водными объектами, и земель (территорий), примыкающих к поверхностным водным объектам по береговой линии.

В ч. 1 ст. 65 Водного кодекса РФ предусмотрено, что территории, которые примыкают к береговой линии поверхностных водных объектов, являются водоохранными зонами. На указанных территориях устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

Согласно ст.ст. 6, 65 Водного кодекса РФ правовой режим водоохранных зон не является однородным. В границах водоохранных зон выделяют береговую полосу и прибрежные защитные полосы, на территории которых действует больший перечень публично-правовых запретов и ограничений. Полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет 20 м, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем 10 км. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем 10 км, составляет 5 м.

Порядок определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаи и периодичность ее определения утверждены постановлением Правительства РФ от 29 апреля 2016 года № 377 «Об утверждении Правил определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения и о внесении изменений в Правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов».

При этом в силу ст.ст. 2, 4 Водного кодекса РФ водное законодательство регулирует водные отношения – правоотношения по использованию и охране водных объектов. Положения действующего водного законодательства не содержат каких-либо норм об отнесении земельных участков, относящихся к водоохранной зоне федеральных водных объектов, к собственности публично-правовых образований.

Отношения по использованию и охране земель в соответствии с положениями п. 1 ст. 3 Земельного кодекса РФ регулируются не водным, а земельным законодательством. При этом в п. 3 ст. 3 Земельного кодекса РФ закреплен приоритет норм земельного законодательства как специального закона перед гражданским законодательством в регулировании имущественных отношений по владению, пользованию и распоряжению земельными участками.

В ст. 9 Конституции РФ закреплено, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Положениями п. 8 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что одним из принципов земельного законодательства является принцип деления земель по целевому назначению на категории. Указанный принцип предполагает определение правового режима земель исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

По смыслу пп. 11 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ земельное законодательство основывается на принципе сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.

В ст. 11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений отнесены резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В силу ст. 29 Земельного кодекса РФ (действующей в момент спорных отношений) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст.ст. 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Из п. 1 ст. 34 Земельного кодекса РФ следует, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

Категории земель приведены в ст. 7 Земельного кодекса РФ. При этом в соответствии с п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли, указанные в п. 1 указанной нормы, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Согласно п.п. 6, 7 ст. 27 Земельного кодекса РФ оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от
24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Образование земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения регулируется Земельным кодексом РФ и указанным Федеральным законом.

В п. 1 ст. 1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» предусмотрено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения - сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность.

По смыслу пп. 1 п. 3 ст. 1 вышеуказанного Федерального закона оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения целевого использования земельных участков.

При разрешении земельных споров следует учитывать не только правовой режим земельных участков как объектов недвижимого имущества, но и особо охраняемые законом свойства земель сельскохозяйственного назначения как основы жизни и деятельности человека, важнейшего природного ресурса, используемого в качестве средства производства в сельском хозяйстве, а также их целевое назначение.

В п. 1 ст. 77 Земельного кодекса РФ закреплено, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

Положениями п. 1 ст. 78 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).

В силу ст. 7 Лесного кодекса РФ лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со ст.ст. 67 и 92 указанного Кодекса.

Следовательно, Лесной кодекс РФ предусматривает возможность расположения лесных участков на землях иных категорий, кроме земель лесного фонда.

На основании ст. 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.

В соответствии с п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года
№ 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.

Согласно ст. 10 Федерального закона от 04 декабря 2006 года
№ 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» распоряжение лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством.

Из ст. 97 Земельного кодекса РФ следует, что к землям природоохранного назначения относятся земли, занятые защитными лесами, предусмотренными лесным законодательством (за исключением защитных лесов, расположенных на землях лесного фонда, землях особо охраняемых территорий). На землях природоохранного назначения допускается ограниченная хозяйственная деятельность при соблюдении установленного режима охраны этих земель в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

По смыслу п. 8 ст. 27 Земельного кодекса РФ запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом РФ, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования.

Вместе с тем запрета на предоставление в аренду таких земельных участков законом не предусмотрено.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 26 сентября 2014 года глава администрации Марксовского МР обратился с заявлением к кадастровому инженеру, в котором просил провести кадастровые работы и изготовить схему расположения земельного участка площадью 100000 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> по направлению на север для сельскохозяйственного производства.

Постановлением администрации от 28 ноября 2014 года № 961 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, в кадастровом квартале , находящегося по адресу: <адрес>, <адрес> по направлению на север из земель сельскохозяйственного назначения, площадью
35002 кв. м, для сельскохозяйственного производства.

01 декабря 2014 года в средствах массовой информации было размещено объявление администрации о наличии для передачи в аренду свободного земельного участка, расположенного по вышеуказанному адресу, площадью 35002 кв. м, из земель сельскохозяйственного назначения.

В дальнейшем в отношении спорного земельного участка проведены кадастровые работы, изготовлен межевой план, 11 декабря 2014 года земельный участок поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый , что подтверждается сведениями кадастрового паспорта, межевого плана.

25 декабря 2014 года Чумакова О.О. обратилась в администрацию с заявлением о предоставлении ей в аренду для сельскохозяйственного производства на 49 лет спорного земельного участка.

12 февраля 2015 года администрацией вынесено постановление № 384 о предоставлении Чумаковой О.О. данного земельного участка в аренду сроком на
49 лет для сельскохозяйственного производства, в котором указано, что земельный участок входит в зону «часть прибрежной защитной полосы Волгоградского водохранилища на территории <адрес>», , земельный участок полностью входит в зону «часть водоохранной зоны Волгоградского водохранилища на территории Саратовской области», .

На основании указанного постановления 18 февраля 2015 года между администрацией и Чумаковой О.О. заключен договор аренды земельного участка
№ 3704, зарегистрированный в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 17 марта 2015 года.

Согласно акту приема-передачи земельного участка от 18 февраля 2015 года, являющегося приложением к договору аренды земельного участка № 3704, арендодатель администрация Марксовского МР передала, а Чумакова О.О. приняла в аренду земельный участок по указанному выше адресу.

Распоряжением комитета по управлению имуществом Саратовской области от 8 июля 2015 года № Т-135р земельный участок с кадастровым номером 64:20:050401:142, общей площадью 35002 кв.м, из категории земель сельскохозяйственного назначения переведен в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов для размещения объектов рекреационного назначения.

27 августа 2015 года между администрацией муниципального образования и Чумаковой О.О. заключено дополнительное соглашение о внесении изменений в договор аренды находящегося в государственной собственности земельного участка от 18 февраля 2015 года, в частности, относительно указания в качестве арендодателя администрации Зоркинского МО, категории земель – «из земель особо охраняемых территорий и объектов» и вида разрешенного использования земельного участка – «для размещения объектов рекреационного назначения».

Согласно сообщению отдела водных ресурсов в Саратовской области Нижне-Волжского бассейнового водного управления от 14 декабря 2017 года в соответствии с публичной картой земельный участок с кадастровым номером общей площадью 35002 кв.м находится в водоохранной зоне Волгоградского водохранилища (протока Волжанка).

Заключением повторной судебной экспертизы ООО «Поволжский центр Экспертиз и Правовой помощи» от 11 июня 2018 года установлено, что земельный участок находится в овражной части и имеет разрушение поверхностного слоя в результате выполнения земляных работ при возведении насыпей для защиты
с. Ястребовка от наводнения. По направлению к береговой линии расположены организованные посадки хвойных пород, выполняющих защитную функцию (занятые защитными лесами) от разрушения береговой части местности в период затопления. Фактическая граница земельного участка с кадастровым номером не соответствует правоустанавливающим документам и сведениям, содержащимся в государственном кадастре недвижимости. При этом адресный ориентир – примерно в 200 м по направлению на север не соответствует фактическому местоположению по направлению на юго-запад. Также экспертом указано о том, что земельный участок не пригоден для формирования сельскохозяйственного производства. Согласно исследовательской части экспертизы исследуемый объект имеет смещение от документального местоположения на расстояние 148,79 м. Данный дефект неполноты и необоснованности обнаруживается в сведениях об объектах недвижимости при выполнении исполнительной съемки, допущена техническая ошибка. Фактические границы земельного участка с кадастровым номером не соответствуют границам данного земельного участка, указанных в документах государственного кадастрового учета. Указанный земельный участок фактически расположен относительно границ береговой полосы водного объекта Волгоградского водохранилища, р. Волжанка на расстоянии 130 метров и не находится в её пределах. Данные несовпадения границ участка являются кадастровой ошибкой, которая может быть исправлена после выполнения кадастровой работы по уточнению границ земельного участка в соответствии с исходными данными водного фонда и проекта территориального планирования кадастрового квартала . Земельный участок не пригоден для формирования сельскохозяйственного производства. На указанном участке существуют организованные посадки хвойных пород поперек овражного слона, что является защитной функцией от разрушения береговой части местности в период затопления.

Дав оценку вышеуказанному заключению эксперта, судебная коллегия признает его полным, научно обоснованным, соответствующим требованиям
ст.ст. 59, 60 ГПК РФ о допустимости и относимости доказательств, составленным специализированной организацией на основании определения суда о назначении судебной оценочной экспертизы, учитывает, что исследование проведено экспертом, обладающим необходимой квалификацией и достаточными познаниями в указанной области, имеющим достаточный стаж работы, а само заключение содержит необходимые выводы, ссылки на методическую литературу, использованную при производстве экспертизы, эксперту разъяснены права и обязанности, предусмотренные ст. 85 ГПК РФ, он также предупрежден об уголовной ответственности, предусмотренной ст. 307 УК РФ.

Доводы стороны ответчика, направленные на оспаривание данного заключения судебной экспертизы, судебная коллегия признает необоснованными, так как они не основаны на каких-либо доказательствах, опровергаются самим заключением повторной экспертизы, в которой даны ответы на все поставленные судом вопросы, выводы эксперта мотивированы, обоснованы результатами, в том числе, проведенного осмотра.

Поскольку данное заключение не опровергнуто лицами, участвующими в деле, представленными в материалы дела доказательствами, судебная коллегия принимает указанное заключение повторной судебной экспертизы в качестве надлежащего доказательства юридически значимых обстоятельств по делу, соглашаясь при этом с судом первой инстанции в части недопустимости принятия в качестве доказательства по делу заключения первоначальной судебной экспертизы в соответствии с приведенными основаниями о неполноте содержащихся в нем выводом, их вероятностном характере.

Из письма Министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области от 11 декабря 2017 года, полученного в ответ на запрос суда, следует, что в соответствии со сведениями в государственном лесном реестре (на основании материалов лесоустройства) спорный земельный участок не входит в границу земель лесного фонда Саратовской области.

При этом в материалы дела стороной истца в соответствии с требованиями ст.ст. 12, 56 ГПК РФ доказательств установления в предусмотренном законом порядке границы береговой полосы и регистрации ее координат, имеющей пересечение со спорным земельным участком, не представлено, а ее наличие на момент формирования земельного участка и его предоставления Чумаковой О.О. опровергается имеющимися доказательствами

Согласно представленным кадастровым паспортам от 11 декабря 2014 года и от 11 августа 2015 года земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, Зоркинское МО, <адрес>, в 200 м по направлению на север, относящийся первоначально к категории земель: «земли сельскохозяйственного назначения» с разрешенным использованием «для сельскохозяйственного производства», а затем отнесенный к категории земель: «земли особо охраняемых территорий и объектов» с разрешенным использованием: «для размещения объектов рекреационного назначения», в пределах береговой полосы не находится.

Оснований сомневаться в достоверности изложенных в кадастровых паспортах сведениях у судебной коллегии не имеется, они не оспорены в установленном законом порядке, в связи с чем представленные стороной истца справки кадастрового инженера Кравцова В.А., содержащие противоположные сведения, не принимаются в качестве доказательства, так как опровергаются иными сведениями, содержащимися в материалах дела, а, кроме того, именно данный кадастровый инженер и выполнял кадастровые работы при межевании земельного участка и постановке его на кадастровый учет.

Одновременно с этим в соответствии с результатами проведенной повторной судебной экспертизы судом установлено, что спорный земельный участок расположен относительно фактических границ береговой полосы водного объекта Волгоградского водохранилища, р. Волжанка на расстоянии 130 м и не находится в её пределах.

Учитывая выводы судебной экспертизы в совокупности с представленными доказательствами, судебная коллегия приходит к выводу о недоказанности стороной истца факта того, что спорный участок относятся к землям лесного фонда и является федеральной собственностью, право распоряжаться которыми имеют исключительно органы государственной власти РФ, а также его расположения в водоохраной зоне или с нарушением береговой полосы водного объекта. Помимо указанного в материалы дела прокурором не представлено и доказательств нарушения прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц при предоставлении ответчику Чумаковой О.О. спорного земельного участка.

При указанных обстоятельствах в удовлетворении исковых требований Марксовского межрайонного прокурора Саратовской области в защиту интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Саратовской области, Министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области следует отказать.

На основании изложенного судебная коллегия считает необходимым решение Марксовского городского суда Саратовской области от 25 июня 2018 года отменить по основаниям, предусмотренным п. 4 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 327.1, 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Марксовского городского суда Саратовской области от
25 июня 2018 года отменить, принять по делу новое решение.

В удовлетворении исковых требований Марксовского межрайонного прокурора Саратовской области в защиту интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Саратовской области, Министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области к администрации Марксовского муниципального района Саратовской области, администрации Зоркинского муниципального образования Марксовского муниципального района Саратовской области, Чумаковой О. О.е о признании недействительными постановления, договора аренды земельного участка, прекращении права аренды на земельный участок отказать.

Председательствующий

Судьи