ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-2422/20 от 23.12.2020 Верховного Суда Чувашской Республики (Чувашская Республика)

Докладчик Ленковский С.В. Апелляционное дело № 33а-4489/2020

Судья Мурадова С.Л. Дело №2а-2422/2020

УИД 21RS0023-01-2020-002051-26

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

23 декабря 2020 года г. Чебоксары

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:

председательствующего судьи Евлогиевой Т.Н.,

судей Ленковского С.В. и Орловой И.Н.,

с участием представителей Государственной службы Чувашской Республики по делам юстиции ФИО4 и Государственной инспекции труда в Чувашской Республике ФИО5,

при секретаре судебного заседания Львовой Е.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Государственной службы Чувашской Республики по делам юстиции о признании незаконным предписания Государственной инспекции труда в Чувашской Республике от 7 апреля 2020 года, поступившее по апелляционной жалобе Государственной службы Чувашской Республики по делам юстиции на решение Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 14 октября 2020 года.

Заслушав доклад судьи Ленковского С.В., объяснения и выступления ФИО4 и ФИО5, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Государственная служба Чувашской Республики по делам юстиции обратилась в суд с административным иском к Государственной инспекции труда в Чувашской Республике о признании незаконным акта проверки от 7 апреля 2020 года № 21/7-582-20-ОБ/12-2421- И/47-247/1 и предписания от 7 апреля 2020 года № 21/7-582-20-ОБ/12- 2421-И/47-247/1 об устранении нарушений трудового законодательства.

В обоснование заявленного требования указано, что по результатам проведенной внеплановой документарной проверки Государственной службы Чувашской Республики по де­лам юстиции составлен акт проверки от 07 апреля 2020 года в части нарушений положений статей 62, 84.1 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ) и


выдано оспариваемое предписание, которые не отвечают требованиям действующего законодательства. Указом Президента Российской Федерации от 29.01.2020 № 68 ФИО6 отрешен от должности Главы Чувашской Республики в связи с утратой доверия Президента Российской Федерации и временно исполняющим обязанности Главы Чувашской Республики назначен ФИО7 В силу Указа Главы Чувашской Республики от 31.01.2020 № 11 Кабинет Министров Чувашской Республики отправлен в отставку, Кабинету Министров Чувашской Республики предписано продолжить действовать до сформирования нового состава Кабинета Министров Чувашской Республики. Указом Главы Чувашской Республики от 10.02.2020 №31 ФИО8 на основании собственноручно подписанного ею заявления от 10.02.2020 об освобождении от исполнения обязанностей министра юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики и добровольного волеизъявления освобождена от исполнения обязанностей министра юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики. В журнале регистрации заявлений об увольнении, который ведет Администрация Главы Чувашской Республики, имеется запись от 10.02.2020 о подаче ФИО8 заявления об освобождении от должности. Распоряжением Главы Чувашской Республики от 10.02.2020 №40-рг временное исполнение обязанностей министра юстиции и имущественных отношений Чувашской Респуб­лики на период преобразования Минюста Чувашии в Госслужбу Чувашии по делам юстиции возложено на ФИО4, заместителя министра юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики. В соответствии с распоряжением Кабинета Министров от 11.02.2020 № 86-р и приказом Минюста Чувашии от 11.02.2020 № 23-л с 11 февраля 2020 г. ФИО4, заместитель министра юстиции и имущественных отношений Чувашской Рес­публики, приступил к временному исполнению обязанностей министра юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики на период преобразования Минюста Чувашии в Госслужбу Чувашии по делам юстиции. В целях недопущения нарушения прав и законных интересов ФИО8 ФИО4, заместителем министра юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики был подписан приказ Минюста Чувашии от 10.02.2020 №22-л «Об увольнении ФИО8 и выплате денежной компенсации за неиспользованные дни отпуска», предусматривающий исполнение Указа Главы Чувашской Республики от 10.02.2020 № 31 «О ФИО8». Приказ и его заверенная копия были представлены ФИО8 структурным подразделением Минюста Чувашии, ответственным за ведение кадровой работы, для ознакомления и вручения под роспись, ФИО8 получила заверенную копию приказа Минюста Чувашии от 10.02.2020 № 22- л, однако от подписи в ознакомлении с которым она отказалась, о чем был составлен соответствующий акт. В связи с чем требование в предписании административного органа о внесении соответствующий записи в приказ Минюста Чувашии от 10.02.2020 № 22-л в срок до 30.04.2020 текущей датой, уже после увольнения ФИО8, необоснованно и незаконно и противоречит статьям 84.1 и 357 ТК РФ. Доказательств, свидетельствующих об отсутствии возможности лично получить необходимые документы, связанные с ее трудовой деятельностью, расписаться в полученной заверенной копии приказа об увольнении и ознакомиться с самим приказом об увольнении под роспись ФИО8 не представила и не заявила.

Определением судьи от 20.04.2020 отказано в принятии настоящего административного искового заявления в части требования о признании незаконным акта проверки от 7 апреля 2020 года № 21/7-582-20-ОБ/12-2421- И/47-247/1.

В судебном заседании суда первой инстанции представитель административного истца ФИО4 поддержал заявленные требования, представитель административного ответчика ФИО5 просил отказать в их удовлетворении.

Заинтересованное лицо ФИО8 в судебном заседании не присутствовала.

Решением Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 14 октября 2020 года Государственной службе Чувашской Республики по делам юстиции отказано в удовлетворении заявленного требования о признании незаконным предписания Государственной инспекции труда в Чувашской Республике от 7 апреля 2020 года.

Не согласившись с решением суда, Государственной службой Чувашской Республики по делам юстиции подана апелляционная жалоба на предмет отмены по мотивам незаконности и необоснованности и принятия нового решения. В обоснование доводов апелляционной жалобы приведены обстоятельства, изложенные в административном исковом заявлении и повторяющие позицию административного истца.

На апелляционную жалобу поступили возражения заинтересованного лица ФИО8

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Государственной службы Чувашской Республики по делам юстиции ФИО4 доводы апелляционной жалобы поддержал, представитель Государственной инспекции труда в Чувашской Республике ФИО5 возражал против доводов жалобы и представил копию приказа об увольнении ФИО8, в который внесены требования, изложенные в предписании.

Иные участники процесса в судебное заседание не явились, о судебном заседании извещены надлежащим образом, о причинах не явки не сообщили.

Изучив материалы дела, проверив решение в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), признав возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

В соответствии со статьей 84.1 ТК РФ прекращение трудового договора оформляется приказом (распоряжением) работодателя.

С приказом (распоряжением) работодателя о прекращении трудового договора работник должен быть ознакомлен под роспись. По требованию работника работодатель обязан выдать ему надлежащим образом заверенную копию указанного приказа (распоряжения). В случае, когда приказ (распоряжение) о прекращении трудового договора невозможно довести до сведения работника или работник отказывается ознакомиться с ним под роспись, на приказе (распоряжении) производится соответствующая запись.

Судом установлено и следует из материалов дела, что Указом Президента Российской Федерации от 29.01.2020 № 68 ФИО6 отрешен от должности Главы Чувашской Республики в связи с утратой доверия Президента Российской Федерации и временно исполняющим обязанности Главы Чувашской Республики назначен ФИО7

В силу Указа Главы Чувашской Республики от 31.01.2020 № 11 Кабинет Министров Чувашской Республики отправлен в отставку.

Указом Главы Чувашской Республики от 10.02.2020 №31 ФИО8 освобождена от исполнения обязанностей министра юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики.

В тот же день (10.02.2020) на имя временно исполняющего обязанности Главы Чувашской Республики ФИО7 ФИО8 подано заявление об освобождении от исполнения обязанностей министра юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики.

Распоряжением временно исполняющего обязанности Главы Чувашской Республики ФИО7 от 10.02.2020 № 40-рг возложено временное исполнение обязанностей министра юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики, на период преобразования Минюста Чувашии в Госслужбу Чувашии по делам юстиции, на ФИО4, заместителя министра юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики.

Заместителем министра юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики ФИО4 издан приказ от 10.02.2020 №22-л «Об увольнении ФИО8 и выплате денежной компенсации за неиспользованные дни отпуска», основанный Указом от 10.02.2020 № 31 о прекращении исполнения обязанностей министра юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики и увольнении ФИО8 10 февраля 2020 года на основании пункта 3 части 1 статьи 77 ТК РФ.

Согласно акту от 10.02.2020, составленному заместителем министра ФИО4, начальником отдела бухгалтерского учета и финансов - главным бухгалтером ФИО1, начальником отдела кадровой и мобилизационной работы ФИО2, ФИО3 отказалась от ознакомления с приказом об увольнении от 10 февраля 2020 года №22-л и отказалась от его подписания. Заверенная копия приказа вручена ФИО8.

Государственной инспекцией труда в Чувашской Республике проведена проверка по обращению ФИО8 от 16.03.2020 о несогласии с приказом от 10.02.2020 № 22-л о прекращении исполнения ею обязанностей министра юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики и о не предоставлении ей копий документов, связанных с работой.

По результатам проведенной Государственной инспекцией труда в Чувашской Республике внеплановой документарной проверки составлен акт проверки от 07.04.2020 и выдано предписание от 07.04.2020 в части нарушений положений стати 84.1 ТК РФ.

Проанализировав представленные доказательства по правилам ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Государственной службой Чувашской Республики по делам юстиции при издании приказа от 10.02.2020 № 22-л допущено нарушение требований части 2 статьи 84.1 ТК РФ, поскольку приказ об увольнении Тимофеевой не содержит записи о том, что она отказалась ознакомиться с этим приказом.

Судебная коллегия не может согласиться с окончательным выводом суда об отсутствии оснований для признания незаконным предписания Государственной инспекции труда в Чувашской Республике от 7 апреля 2020 года № 21/7-582-20-ОБ/12- 2421-И/47-247.

Так, несмотря на то, что при рассмотрении данного административного дела суд первой инстанции правильно определил, что данное административное исковое заявление подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ, в то же время им не были учтены положения, содержащиеся в частях 8 - 11 статьи 226 поименованного кодекса, в соответствии с которыми при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме (часть 8). Если иное не предусмотрено настоящим кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 9). В случае, если по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, федеральными законами ограничены основания для оспаривания таких решений, действий (бездействия) (в частности, в отношении некоторых решений, действий (бездействия) квалификационных коллегий судей и экзаменационных комиссий), суд выясняет обстоятельства, указанные в пунктах 1 и 2, подпунктах «а» и «б» пункта 3 части 9 настоящей статьи. Если установленные федеральными законами основания для оспаривания действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, не вошли в число этих обстоятельств, суд проверяет эти основания (часть 10). Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11).

Названное правовое регулирование, обеспечивающее реализацию задач по правильному и своевременному рассмотрению и разрешению административных дел (пункт 3 статьи 3 названного кодекса), не позволяет принимать произвольные и немотивированные судебные акты, без учета всех доводов, приведенных сторонами судебного разбирательства.

Достижение указанной задачи невозможно без соблюдения принципа состязательности и равноправия сторон административного судопроизводства при активной роли суда (пункт 7 статьи 6, статья 14 названного кодекса). Данный принцип выражается, в том числе, в принятии судом предусмотренных КАС РФ мер для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств в целях правильного разрешения административного дела (часть 2 статьи 14, часть 1 статьи 63, части 8 и 12 статьи 226 КАС РФ).

Из разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в постановлении от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении», следует, что, судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда он содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Юридически значимыми обстоятельствами, имеющими значение для правильного разрешения настоящего публично-правового спора при разрешении требования о признании незаконным предписания Государственной инспекции труда в Чувашской Республике от 7 апреля 2020 года № 21/7-582-20-ОБ/12- 2421-И/47-247, служили: проверка процедуры проведения внеплановой проверки по обращению работника и законность оспариваемого предписания.

Абзацем 11 ст. 356 ТК РФ предусмотрено, что федеральная инспекция труда в соответствии с возложенными на нее задачами ведет прием и рассматривает заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав, принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав.

В соответствии с п. 4 Положения о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 324, Федеральная служба по труду и занятости осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Приказом Федеральной службы по труду и занятости от 28 декабря 2009 года № 441, утверждено Положение о территориальном органе Федеральной службы по труду и занятости - Государственной инспекции труда в Чувашской Республике, п. 2 которого установлено, что Инспекция является территориальным органом Федеральной службы по труду и занятости, осуществляющим функции по государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на территории Чувашской Республики или на территории иных субъектов Российской Федерации по распоряжению (поручению) главного государственного инспектора труда Российской Федерации (его заместителей).

Порядок осуществления Федеральной службой по труду и занятости и ее территориальными органами - государственными инспекциями труда в субъектах Российской Федерации мероприятий по федеральному государственному надзору определен Административным регламентом осуществления Федеральной службой по труду и занятости федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утв. Приказом Роструда от 13.06.2019 № 160 (далее-Административный регламент).

Пунктом 11 Административного регламента предусмотрено, что результатом осуществления федерального государственного надзора являются, в числе прочего, акт проверки, акт о невозможности проведения проверки, обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений, протокол об административном правонарушении.

Окончанием исполнения федерального государственного надзора в отношении конкретного работодателя является вручение (направление) уполномоченным должностным лицом Роструда или его территориального органа руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица либо индивидуальному предпринимателю (его уполномоченному представителю) акта проверки с предписанием об устранении нарушений и составление протокола(ов) об административном правонарушении (пункт 12 Административного регламента).

В силу пункта 90 Административного регламента в соответствии с требованиями части 4 статьи 1, части 2 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ, части 7 статьи 360 Трудового кодекса Российской Федерации основаниями для проведения уполномоченными должностными лицами Роструда и его территориальных органов внеплановой проверки соблюдения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, обязательных требований является обращение и заявление гражданина о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства.

Как видно из материалов дела, распоряжением руководителя государственной инспекции труда – главного государственного инспектора труда в Чувашской Республике ФИО9 от 30.03.2020 № 21/7-582-20-ОБ/12-2392-И/47-247 по заявлению ФИО8 от 16.03.2020 № 21/7-582-20-ОБ назначена внеплановая документарная проверка юридического лица со сроком проведения с 03.04.2020 по 30.04.2020, лицом, уполномоченным на проведение проверки назначен ФИО5

Основанием для начала административной процедуры организации и проведения внеплановых проверок, осуществляемых в целях осуществления федерального государственного надзора, является издание руководителем Роструда или его территориального органа (их заместителями) распоряжения или приказа на проведение внеплановой проверки соблюдения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, обязательных требований, оформляемое в соответствии с типовой формой, утвержденной приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 апреля 2009 года N 141.

При решении вопроса об организации проведения проверки по основанию, указанному в абзаце 8 пункта 90 Административного регламента, следует учитывать, что работником является физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем, независимо от их прекращения.

Оформление акта проверки по результатам внеплановой проверки осуществляется уполномоченными должностными лицами Роструда или его территориального органа в порядке, установленном пунктами 67 - 79 Административного регламента.

Согласно акту проверки от 07.04.2020 № 21/7-582-20-ОБ/12-2392-И/47-247 главным государственным инспектором труда, в числе прочего, установлено обращение 10.03.2020 ФИО8 в Ленинский районный суд города Чебоксары с исковым заявлением о восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, изменении приказа в части оснований увольнения и др., в связи с чем, сделан вывод о том, что Государственная инспекция труда не вправе разрешать индивидуальный трудовой спор (пункт 1), в приказе от 10.02.2020 № 22-л «Об увольнении ФИО8 и выплате денежной компенсации за неиспользованные дни отпуска» не произведена запись о том, что работник отказывается ознакомиться с ним под роспись (пункт 2).

Выявленное нарушение послужило основанием для вынесения предписания от 07.04.2020 № 21/7-582-20-ОБ/12- 2421-И/47-247 о необходимости произвести в приказе от 10.02.2020 № 22-л запись об отказе ФИО8 ознакомиться с ним под роспись, срок исполнения 30.04.2020.

Названное предписание вынесено в адрес временно исполняющего обязанности министра юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики ФИО4

Между тем, Указом временно исполняющего обязанности Главы Чувашской Республики ФИО7 от 06 февраля 2020 года №20 «О структуре органов исполнительной власти Чувашской Республики» Министерство юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики преобразовано в Государственную службу Чувашской Республики по делам юстиции; функции в сфере имущественных и земельных отношений переданы Министерству экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики.

Соответствующие изменения в установленном законом порядке внесены 11.03.2020 в Единый государственный реестр юридических лиц.

Указом временно исполняющего обязанности Главы Чувашской Республики ФИО7 от 03.03.2020 ФИО10 назначен руководителем Государственной службы Чувашской Республики по делам юстиции.

Таким образом, на момент вынесения оспариваемого предписания временно исполняющий обязанности министра юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики ФИО4 не являлся руководителем Государственной службы Чувашской Республики по делам юстиции; оспариваемое предписание выдано в адрес ненадлежащего руководителя проверяемого юридического лица, в адрес ненадлежащего юридического лица, т.е. без учета обстоятельств преобразования Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики в Государственную службу Чувашской Республики по делам юстиции, что свидетельствует о нарушении процедуры вынесения оспариваемого предписания.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 72 Конституции Чувашской Республики предусмотрено, что министров и руководителей иных органов исполнительной власти Чувашской Республики назначает на должность и освобождает от должности Глава Чувашской Республики.

Согласно Закону Чувашской Республики от 25.10.2018 года № 76 «О статусе лиц, замещающих государственные должности Чувашской Республики» лицом, замещающим государственную должность Чувашской Республики, является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Чувашской Республики для непосредственного исполнения полномочий государственных органов Чувашской Республики, то есть наделенный особым статусом должностного лица и выполняющего определенные полномочия по исполнению функций государственного органа Чувашской Республики. Сводный перечень государственных должностей Чувашской Республики устанавливается Законом Чувашской Республики от 25.10.2018 года № 76. В приложении к указанному Закону должность министра Чувашской Республики отнесена к государственной должности Чувашской Республики.

Согласно статьи 15 ТК РФ трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Назначение на должность служит основанием возникновения трудовых отношений (статья 16 ТК РФ).

Из трудового договора от 5 декабря 2016 года, заключенного между Главой Чувашской Республики ФИО6 и ФИО8, назначенной на должность министра юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики Указом Главы Чувашской Республики от 14 ноября 2016 года № 167, срок полномочий министра определен на срок полномочий Кабинета Министров Чувашской Республики.

Таким образом, работодателем ФИО8 в силу названных правовых норм являлся Глава Чувашской Республики, наделенный правом назначения и увольнения на должность министра.

Согласно Указу Главы Чувашской Республики от 6 июня 2018 года №56 « О некоторых вопросах кадрового обеспечения» личные дела и трудовые книжки лиц, замещающих государственные должности Чувашской Республики, ведутся Управлением государственной гражданской службы, кадровой политики и государственных наград Администрации Главы Чувашской Республики.

Из объяснений сторон установлено, что заверенная копия приказа Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики от 10.02.2020 №22-л «Об увольнении ФИО8 и выплате денежной компенсации за неиспользованные дни отпуска» передана в администрацию Главы Чувашской Республики для оформления записи в трудовой книжки. После оформления трудовой книжки сотрудником Управлениям государственной гражданской службы, кадровой политики и государственных наград Администрации Главы Чувашской Республики ФИО8 вручена трудовая книжка под роспись, о чем в журнале движения трудовых книжек оформлена соответствующая запись.

Статьей 8 ТК РФ предусмотрено, что работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

Системное толкование указанных правовых норм позволяет судебной коллегии прийти к выводу о том, что прекращение трудовых отношений с ФИО8 не основано на приказе от 10.02.2020 №22-л «Об увольнении ФИО8 и выплате денежной компенсации за неиспользованные дни отпуска», а основано на Указе Главы Чувашской Республики от 10.02.2020 № 31, в связи с чем, локальный акт, изданный заместителем министра юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики ФИО4, а именно, отсутствие в приказе записи об ознакомлении работника с приказом (статья 84.1 ТК РФ) не может свидетельствовать о нарушении прав, свобод и законных интересов ФИО8

Факт того, что на момент рассмотрения административного дела в суде апелляционной инстанции, указанное в предписание требование исполнено не служит основанием для законности оспариваемого предписания.

Допущенное главным государственным инспектором труда нарушение при оформлении результата внеплановой документарной проверки Государственной службы Чувашской Республики по делам юстиции, а также отсутствие нарушения прав, свобод и законных интересов заявителя ФИО8 формальными нарушениями, допущенными при оформлении приказа от 10.02.2020 №22-л, служат основанием для признания незаконным оспариваемого предписания Государственной инспекции труда в Чувашской Республике от 7 апреля 2020 г. № 21/7-582-20-ОБ/12- 2421-И/47-247/1 об устранении нарушений трудового законодательства.

При таких данных, требование Государственной службы Чувашской Республики по делам юстиции подлежало удовлетворению, в связи с чем, в соответствии с ч.2. ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда подлежит отмене как вынесенное при неправильном применении норм материального права (п. 4 ч. 2 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации) с принятием по делу нового решения об удовлетворении заявленного требования.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 177, 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 14 октября 2020 года отменить и вынести по делу новое решение, которым признать незаконным предписание Государственной инспекции труда в Чувашской Республике от 7 апреля 2020 г. № 21/7-582-20-ОБ/12- 2421-И/47-247/1 об устранении нарушений трудового законодательства.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г.Самара) в течение 6 месяцев через суд первой инстанции.

Председательствующий

Судьи: