В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У ДДело №33а-3027/2022
№ 2а-335/2022
Строка № 3.020 ААПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Воронеж 24 мая 2022 года
Судебная коллегия по административным делам Воронежского областного суда в составе:
председательствующего Меремьянина Р.В.,
судей Андреевой Н.В., Калугиной С.В.,
при секретаре Батуркиной О.О.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Демидова И.В. к УМВД России по г. Воронежу, начальнику УМВД России по г. Воронежу Власову С.И., начальнику ОП №5 УМВД РФ по г.Воронежу Доценко В.Н., ГУ МВД России по Воронежской области о признании незаконным бездействия должностных лиц,
по апелляционной жалобе административного истца Демидова И.В. на решение Ленинского районного суда города Воронежа от 10.01.2022 года.
Заслушав доклад судьи Воронежского областного суда Меремьянина Р.В., судебная коллегия по административным делам Воронежского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Демидов И.В. обратился в Ленинский районный суд города Воронежа с административным исковым заявлением к УМВД России по г.Воронежу, начальнику УМВД России по г. Воронежу Бородину М.А. о признании незаконным бездействия должностных лиц ГУ МВД по г. Воронежу в части неисполнения требований Семейного кодекса РФ в отношении несовершеннолетних детей семьи Струначевых в течение длительного времени, не исполнения требований закона о порядке рассмотрения обращений сотрудниками полиции, фальсификации материалов проверки.
В обоснование заявленных требований указано, что истец неоднократно обращался в правоохранительные органы с заявлением о проведении проверки в отношении Струначевой Ю.Ю. и Струначева Е.С.
На его обращения получены ответы от 08.07.2021г., 28.05.2021г., 02.03.2021г., 08.02.2021г., 24.02.2021г., 09.01.2021г., 05.11.2020г. Административный истец считает, что его обращения по существу не рассмотрены, доводы не проверены, ответы не мотивированы.
Определением Ленинского районного суда г.Воронежа от 09.12.2021 г. к участию в деле в качестве административного соответчика привлечены ГУ МВД России по Воронежской области, начальник ОП №5 УМВД РФ по г.Воронежу Доценко В.Н., произведена замена ответчика начальника УМВД России по г. Воронежу Бородина М.А. на начальника УМВД России по г. Воронежу Власова С.И.
Решением Ленинского районного суда города Воронежа от 10.01.2022 года в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит отменить решение суда, вынести по делу новое решение, об удовлетворении заявленных требований.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом. В силу требований ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 96, ст. 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив в полном объеме материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Воронежского областного суда приходит к следующему.
Статьей 33 Конституции РФ, частью 1 статьи 2 Федерального закона от 02 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее - Закон о порядке рассмотрения обращений граждан) предусмотрено право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций.
Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (часть 1 статьи 9 Закона о порядке рассмотрения обращений граждан).
В соответствии со статьей 9, пунктом 4 части 1 статьи 10 Закона о порядке рассмотрения обращений граждан обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению; государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 10 Закона о порядке рассмотрения обращений граждан государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина.
Частью 1 статьи 12 Закона о порядке рассмотрения обращений граждан установлено, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 данной статьи.
Согласно статье 5 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право: представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме (пункт 1); знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну (пункт 2); получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 5.1 статьи 11 настоящего Федерального закона, на основании обращения с просьбой о его предоставлении, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов (пункт 3).
Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом (часть 3 статьи 10 Федерального закона № 59-ФЗ).
Статьей 12Федерального закона от 07.02.2011 года № 3-ФЗ «О полиции» на полицию возлагаются обязанности: принимать и регистрировать (в том числе в электронной форме) заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях; выдавать заявителям на основании личных обращений уведомления о приеме и регистрации их письменных заявлений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях; осуществлять в соответствии с подведомственностью проверку заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях и принимать по таким заявлениям и сообщениям меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации, информировать заявителей о ходе рассмотрения таких заявлений и сообщений в сроки, установленные законодательством Российской Федерации, но не реже одного раза в месяц; передавать (направлять) заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях в государственные и муниципальные органы, организации или должностному лицу, к компетенции которых относится решение соответствующих вопросов, с уведомлением об этом в течение 24 часов заявителя; информировать соответствующие государственные и муниципальные органы, организации и должностных лиц этих органов и организаций о ставших известными полиции фактах, требующих их оперативного реагирования.
Приказом МВД Российской Федерации от 12 сентября 2013 г. № 707 утверждена Инструкция об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Инструкция).
В соответствии с пунктом 2 Инструкции рассмотрение обращений граждан в системе МВД России осуществляется подразделениями центрального аппарата МВД России, территориальными органами МВД России, образовательными, научными, медико-санитарными и санаторно-курортными организациями, окружными управлениями материально-технического снабжения, учреждениями, а также иными организациями и подразделениями, созданными для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России.
В соответствии с пунктом 27 Инструкции к рассмотрению принимаются обращения направленные посредством: операторов почтовой связи с доставкой ими письменной корреспонденции в здание органа внутренних дел; официальных сайтов; факсимильной связи; Федеральной фельдъегерской связи и специальной связи; дежурной части территориального органа МВД России; почтового ящика, установленного в круглосуточно доступных для граждан местах зданий МВД России, его территориальных органов на межрегиональном, окружном и региональном уровнях, а также органов внутренних дел, где нет дежурных частей; полученные в ходе личного приема.
Все обращения, поступившие в орган внутренних дел в порядке, установленном пунктом 27 Инструкции, подлежат обязательной регистрации в срок, не превышающий трех дней со дня их поступления, за исключением жалоб на решения и действия (бездействие) органов внутренних дел и их должностных лиц при предоставлении государственных услуг, которые регистрируются не позднее следующего рабочего дня со дня их поступления (пункт 37).
Письменные обращения, представленные в орган внутренних дел непосредственно автором или лицом, представляющим его интересы, принимаются и регистрируются в дежурной части территориального органа МВД России круглосуточно. Дежурный оформляет талон-уведомление и выдает его автору обращения или лицу, представляющему его интересы, и в дальнейшем передает жалобу в службу делопроизводства.
Письменные обращения (интернет-обращения), поступившие по адресу, указанному на конверте или непосредственно в обращении (при отсутствии конверта), но адресованные в другие органы внутренних дел, органы государственной власти или местного самоуправления, а также их должностным лицам, регистрируются органом внутренних дел или самостоятельным подразделением, в которые они поступили, и рассматриваются в порядке, установленном Инструкцией.
Рассмотрение обращений в системе МВД России включает в себя следующие этапы: прием и первичную обработку обращений; регистрацию и учет обращений; принятие организационных решений о порядке рассмотрения обращений; рассмотрение обращений по существу и принятие по ним решений; подготовку и направление ответов на обращения; хранение обращений и материалов по их рассмотрению; личный прием граждан; анализ рассмотрения обращений; контроль за рассмотрением обращений.
Согласно пунктам 8.1 и 8.2 Инструкции сотрудник, уполномоченный на рассмотрение обращения, обязан обеспечить объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина (пункт 8.1), принять меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина (пункт 8.2); направить гражданину письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 146 и 147 Инструкции (пункт 8.3). Уведомить гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с компетенцией, а также о продлении срока рассмотрения обращения (8.4.).
Пунктами 9.1 и 9.2 Инструкции предусмотрено, что гражданину, обращение которого рассматривается в органе внутренних дел, должна быть обеспечена возможность представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме (пункт 9.1), знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не противоречит законодательству Российской Федерации, не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну (пункт 9.2).
Гражданину, обращение которого рассматривается в органе внутренних дел, должна быть обеспечена возможность: получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, установленных пунктами 146 и 147 Инструкции, либо уведомление о переадресации обращения, в котором информация представлена в письменной форме на бумажном носителе (далее - письменное обращение) в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов (пункт 9.3).
Организационное решение по обращению принимает руководитель ведомства, который в резолюции по обращению в письменном виде определяет должностное лицо, ответственное за рассмотрение обращения и уполномоченное на подписание ответа, сроки, порядок рассмотрения и проведения проверочных мероприятий, а также необходимость осуществления контроля, а лицо, ответственное за рассмотрение обращения, соответствующей резолюцией определяет непосредственного исполнителя (пункты 79 - 81 Инструкции).
В силу пунктов 89-91 Инструкции сроки рассмотрения обращений, поступивших в МВД России и направленных для рассмотрения по существу в подразделения центрального аппарата Министерства и территориальные органы, исчисляются с даты регистрации в ДДО МВД России, поступивших в территориальные органы напрямую от гражданина, - от даты регистрации в подразделении делопроизводства территориального органа.
Срок рассмотрения обращения, поданного в ходе личного приема гражданина, исчисляется с даты приема.
Обращения, поступившие в орган внутренних дел в соответствии с его компетенцией, рассматриваются в течение тридцати дней со дня их регистрации.
В силу пунктов 101-102 Инструкции при рассмотрении обращения, отнесенного к категории "заявление", выделяется действие, на необходимость совершения которого указывает гражданин. При наличии достаточных оснований для его совершения принимаются меры для удовлетворения заявления. В ответе гражданину сообщается об удовлетворении просьбы или причинах отказа в ее удовлетворении; при рассмотрении обращения, отнесенного к категории "жалоба", проводится проверка обоснованности каждого довода гражданина. По результатам рассмотрения жалобы принимаются необходимые меры для восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина или разъясняется неправомерность предъявляемых требований (претензий), а также при необходимости порядок обжалования принятого решения.
В соответствии с п. 113 Инструкции, результатом рассмотрения обращений, в том числе полученных в ходе приема граждан, являются:
- письменный или направленный в форме электронного документа либо устный, данный на личном приеме ответ гражданину по существу всех поставленных им вопросов;
- письменное или направленное в форме электронного документа либо устное, данное на личном приеме уведомление гражданина:
об оставлении его обращения без ответа по существу с изложением причин,
о переадресации обращения в государственный орган или должностному лицу, в компетенцию которого входит решение поставленных в обращении вопросов;
- принятие решения о списании обращения в номенклатурное дело без ответа на основании рапорта или докладной записки сотрудника, осуществляющего рассмотрение, или сотрудника подразделения делопроизводства в случаях, установленных пунктом 146 Инструкции.
В силу пункта 139 Инструкции ответ по существу поставленных в обращении вопросов направляется гражданину в письменной форме или в форме электронного документа.
Гражданину на одно его обращение направляется один ответ, несмотря на количество вопросов, изложенных в нем. Ответ на обращение должен быть своевременным, полным, мотивированным, достоверным, а также содержать ссылки на нормативные правовые акты, послужившие основанием для принятия решения. Ссылки на нормы права без приведения содержания нормативных положений не допускаются (п.п. 144, 145 Инструкции).
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.
По настоящему делу совокупности указанных обстоятельств судом не установлено.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО1 неоднократно в правоохранительные органы направлялись обращения, суть которых сводилась к требованию установить фактические обстоятельства неисполнения положений Семейного кодекса РФ гражданином ФИО2 и гражданкой ФИО3 Также обращения ФИО1 содержали требование о проверке законности действий сотрудников ОП №5 УМВД России по г. Воронеж, проводящих проверки. На обращения и заявления ФИО1 получены ответы.
В ответе УМВД России по г. Воронежу от 09.01.2021г. о результатах рассмотрения обращения указано, что в действиях сотрудников полиции ОП №5 УМВД России по г. Воронежу не усматривается нарушений действующего законодательства и ведомственных нормативно-правовых актов, при обследовании семейно-бытовых условий жестокого обращения и неблагополучия в семье С-вых не выявлено.
Согласно ответу ОП №5 УМВД России по г. Воронежу от 05.11.2020г. проведена проверка по сообщению ФИО1, в ходе которой нарушений действующего законодательства не выявлено. При обследовании семейно-бытовых условий семьи С-вых жестокого обращения и неблагополучия в семье не выявлено.
Как следует из письма УМВД России по г. Воронежу от 24.02.2021г. обращение ФИО1 по факту ненадлежащего исполнения должностных обязанностей сотрудниками ОП №5 УМВД России по г. Воронежу, рассмотрено. В ходе проведенной проверки установлено, что в действиях сотрудников полиции ОП №5 УМВД России по г. Воронежу, рассматривающих обращение ФИО1 нарушений ведомственных, нормативных и правовых актов не выявлено. Кроме того, инспектором составлен акт обследования жилищно-бытовых условий несовершеннолетних семьи С-вых.
Из сообщения ОП №5 УМВД России по г. Воронежу от 02.03.2021г. следует, что по сообщению ФИО1 проведена проверка, в ходе которой нарушений действующего законодательства не выявлено, при обследовании семейно-бытовых условий семьи С-вых жестокого обращения и неблагополучия в семье не выявлено.
Согласно сообщению УМВД России по г. Воронежу от 28.05.2021г. о результатах рассмотрения обращения, обращение ФИО1 рассмотрено. В ходе проверки установлено, что инспектором ПДН составлен акт обследования семьи С-вых, согласно которому состояние жилого помещения для проживания несовершеннолетних детей удовлетворительное, семья на учете в ПДН не состоит. Кроме того, установлено, что в действиях сотрудников полиции ОП №5 УМВД России по г. Воронежу, рассматривавших обращение нарушений ведомственных, нормативных и правовых актов не выявлено.
Из ответа УМВД России по г. Воронежу от 08.07.2021г. следует, что инспектором ПДН составлен акт обследования семьи С-вых, согласно которому состояние жилого помещения для проживания несовершеннолетних детей удовлетворительное, семья на учете в ПДН не состоит. Кроме того, установлено, что в действиях сотрудников полиции ОП №5 УМВД России по г. Воронежу, рассматривавших обращение, нарушений ведомственных, нормативных и правовых актов не выявлено.
Согласно представленному заключению ОУУП и ПДН УМВД России по г. Воронежу от 07.07.2021г. по материалам проверки по обращению ФИО1 у ФИО2 и ФИО3 отобраны объяснения, проведено обследование семейно-бытовых условий, в ходе которого жестокого обращения и неблагополучия в семье не выявлено, получены характеристики из школы. Также из заключения следует, что сведения, изложенные ФИО1 о ненадлежащем исполнении должностных обязанностей сотрудниками ОП №5 УМВД не нашли своего подтверждения.
Разрешая заявленные требования,суд первой инстанции правильно установил все имеющие значение для дела фактические обстоятельства, проанализировал положения действующего законодательства и ведомственных актов по вопросу рассмотрения обращений граждан применительно к возникшим правоотношениям, представленные сторонами по делу доказательства в их совокупности и пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
При этом, суд обоснованно исходил из того, что обращения административного истца ФИО1 рассмотрены в установленном законом порядке, уполномоченным лицом, по существу поставленных в обращениях вопросов. Административному истцу даны мотивированные ответы со ссылками на соответствующие нормы материального права. По форме и содержанию ответы не противоречат Федеральному закону от 07 февраля 2011 года № З-ФЗ «О полиции», Федеральному закону от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Несогласие административного истца с существом ответов не может свидетельствовать о нарушении его прав и незаконности принятого решения.
Принимая во внимание, что административными ответчиками были приняты необходимые меры для реагирования на поступившие заявления (обращения) в рамках действующего законодательства, даны соответствующие ответы, бездействие административных ответчиков, на которое ссылался административный истец, судом первой инстанции не установлено.
Для признания незаконными действий и бездействия административных ответчиков, необходимо кроме несоответствия их нормативному правовому акту также наличие нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, что административным истцом не доказано.
Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на имеющихся в деле доказательствах, которым дана надлежащая правовая оценка в их совокупности. Нарушений требований ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при оценке доказательств судом не допущено.
Доводы апелляционной жалобы, повторяют доводы, приведенные в суде первой инстанции, они были исследованы и получили надлежащую правовую оценку, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не усматривает.
Относительно доводов жалобы о дате вынесения судом решения 10.01.2021 года, определением судьи Ленинского районного суда г. Воронежа от 03.03.2022 года исправлены описки, допущенные в решении Ленинского районного суда г. Воронежа от 10.01.2022 года.
Нарушений норм материального и процессуального права, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и влекущих отмену принятого решения по делу не имеется.
С учетом изложенного, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным, жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда города Воронежа от 10.01.2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу в день его принятия и может быть обжаловано в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий судья:
Судьи коллегии: