ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-531/2022 от 14.07.2022 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)

Судья Волковская М.В. Дело N 33а-1314/2022

Дело N 2а-531/2022

УИД: 26RS0003-01-2021-006800-19

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Ставрополь 14 июля 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Строчкиной Е.А.,

судей Полупан Г.Ю., Дубинина А.И.,

с участием секретаря Матвиенко В.В.,

рассмотрев административное дело по апелляционным жалобам представителей административного ответчика Министерства природных ресурсов и охраны окружающей средыФИО5 и ФИО4 на решение Октябрьского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу по административному иску Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды, Федеральному агентству лесного хозяйства (Рослесхоз) о возложении обязанностей

заслушав доклад судьи Дубинина А.И.

установила:

Ставропольский межрайонный природоохранный прокурор в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в Октябрьский районный суд с административным иском, впоследствии уточненным, к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды, Федеральному агентству лесного хозяйства (Рослесхоз), в котором просил:

признать незаконным бездействие Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, выразившееся в нарушении п. 7 ч. 1 ст. 83, ч. 1 ст. 67, п.п. 4, 5 ч. 1 ст. 68 Лесного кодекса Российской Федерации, ст.ст. 1, 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ- ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», п.п. 5, 31, 116 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ, непроведении в период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ мероприятий по проведению лесоустройства, таксации лесов и проектированию мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесного фонда на территории Курского лесничества;

возложить на Федеральное агентство лесного хозяйства обязанность в срок не позднее двух лет со дня вступления в силу решения суда принять меры по охране, защите и воспроизводству лесов на территории Курского лесничества, а также сохранности особо охраняемых природных территорий краевого значения: государственных природных заказников «Степан Бугор», «Иргаклинский», «Галюгаевский», лесов, расположенных в водоохранных зонах водных объектов, путем проведения лесоустройства, в том числе таксации лесов, проектирования мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, на территории Курского лесничества.

В обоснование уточненных заявленных требований в административном исковом заявлении указано, что Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения лесного законодательства, законодательства об особо охраняемых природных территориях в границах Курского лесничества, в результате которой выявлены нарушения названного законодательства.

Согласно информации ГКУ «Курское лесничество» от ДД.ММ.ГГГГ, в границах лесничества лесоустройство проводилось в 1997 и 1985 годах. Сохранение лесных насаждений, в том числе в границах особо охраняемых природных территорий, в водоохранных зонах водных объектов, является реализацией гарантии конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду.

Свое требование прокурор мотивирует тем, что бездействие Министерства природных ресурсов и охраны окружающей средыдо ДД.ММ.ГГГГ и непринятие Федеральным агентством лесного хозяйства мер по проведению лесоустройства, таксации лесов на территории Курского лесничества может привести к утрате леса, как публичного достояния народа Российской Федерации, снижению эффективности лесопользования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, а также, с учетом нахождения в границах лесничества четырех особо охраняемых природных территорий краевого значения, может повлечь ухудшение состояния ООПТ, уничтожение и утрату таких территорий, их биологического разнообразия, в том числе редких, находящихся под угрозой исчезновения и ценных в хозяйственном и научном отношении объектов растительного и животного мира, а, соответственно, привести к нарушению прав граждан на благоприятную окружающую среду.

Обжалуемым решением Октябрьского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ административный иск Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды, Федеральному агентству лесного хозяйства (Рослесхоз) (заинтересованное лицо ГКУ «Курское лесничество») о возложении обязанностей удовлетворен в полном объеме.

В апелляционных жалобах представители административного ответчика Министерства природных ресурсов и охраны окружающей средыФИО5 и ФИО4 указывают, что с вынесенным решением не согласны, считают его не законным, необоснованным, судом не верно применены нормы материального права, считают, что имеющиеся материалы дела подтверждают факт отсутствия незаконного бездействия Министерства по осуществлению мероприятий по лесоустройству в указанный период. Просят обжалуемое решение в части признания бездействия министерства в не проведении в период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ мероприятий по лесоустройству не законным, отменить.

В письменных возражениях и.о. Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора ФИО6 просит в удовлетворении требований апелляционных жалоб отказать.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб извещены своевременно и в надлежащей форме.

Учитывая требования ст. 150 КАС РФ, положения ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив доводы апелляционных жалоб, проверив материалы дела, выслушав представителя Министерства природных ресурсов и охраны окружающей средыФИО7, прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском, арбитражном процессе прокуратурыФИО8 судебная коллегия по административным деламвого суда приходит к следующему.

В силу положений частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан и иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно правовым позициям, изложенным Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 1-П "По делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации", лесной фонд, ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения ею соответствующих международных обязательств), а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов, представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим.

Определяя правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ) в статье 3 к основным принципам охраны окружающей среды относит охрану, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территория; платность природопользования, возмещение вреда окружающей среде.

Также федеральный законодатель определил, что вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды (пункт 3 статьи 77 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ).

Проведение лесоустройства на землях лесного фонда предусмотрено статьей 67 Лесного кодекса Российской Федерации. Лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств, лесных участков и земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов; таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов (статья 68 Лесного кодекса Российской Федерации).

Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по проведению на землях лесного фонда лесоустройства, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 68 Лесного кодекса РФ (пункт 7 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации).

Изложенное свидетельствует о том, что проведение на землях лесного фонда лесоустройства (в том числе таксации лесов), за исключением проектирования лесничеств и проектирования эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов (пункты 1, 2 части 1 статьи 68 Лесного кодекса Российской Федерации) отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст. 19 Лесного кодекса Российской Федерации мероприятия по сохранению лесов, в том числе работы по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса, и лицами, которые используют леса и (или) на которых возложена обязанность по выполнению таких работ.

Согласно п. 7 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ, органам государственной власти субъектов Российской Федерации были переданы полномочия по проведению на землях лесного фонда лесоустройства, предусмотренные п.п. 3-5 ч. 1 ст. 68 Лесного кодекса Российской Федерации, а именно: закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксация лесов; проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ-Ф3 в Лесной кодекс Российской Федерации (далее - ЛК РФ) внесены изменения, в том числе статья 81 дополнена пунктом 22, в соответствии с которым полномочия по осуществлению мероприятий по лесоустройству в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, на которых расположены особо охраняемые природное территории федерального значения отнесены к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации.

Указанная норма закона вступила в действие с ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О Федеральном агентстве лесного хозяйства» утверждено Положение о Федеральном агентстве лесного хозяйства (далее - Положение).

Пунктом 5.6 (1) названного Положения установлено, что Федеральное агентство лесного хозяйства с ДД.ММ.ГГГГ осуществляет мероприятия по лесоустройству в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда.

Средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета. Общий объем субвенций, предоставляемых для осуществления таких полномочий, определяется в отношении каждого субъекта Российской Федерации с учетом затрат на организацию осуществления указанных полномочий в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации).

Статья 23 Лесного кодекса Российской Федерации определяет, что основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества, а также участковые лесничества, которые могут создаваться в составе лесничеств. В отношении них осуществляется установление расчетной лесосеки, проведение лесоустройства, разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, ведение государственного лесного реестра.

В силу части 2 статьи 67 Лесного кодекса Российской Федерации правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией. Действующая в настоящее время лесоустроительная инструкция, утверждена Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 122 (далее - Лесоустроительная инструкция).

Пунктом 31 Лесоустроительной инструкции предусмотрено, что периодичность проведения таксации лесов составляет: для объектов работ, на которых использование расчетной лесосеки превышает 50%, а также на которых таксация лесов выполнена по первому таксационному разряду лесов - 10 лет; для объектов работ, на которых таксация лесов выполнена по второму и третьему таксационным разрядам лесов - 15 лет; для резервных лесов - 20 лет.Таксация лесов выполняется в течение двух лет и состоит из подготовительных работ, полевых работ и составления лесоустроительной документации (пункт 32 Лесоустроительной инструкции). В первый год проводятся подготовительные работы, включающие: аэросъемку или космическую съемку в период полного распускания листвы древесной, кустарниковой и травянистой растительности; закладку пробных площадей в период полного распускания листвы древесной, кустарниковой и травянистой растительности; сбор сведений об изменениях состояния лесов, произошедших в период между предыдущей и настоящей таксацией лесов; дешифрирование снимков с установлением границ лесотаксационных выделов; подготовку геодезической основы таксации лесов; проверку качества подготовительных работ; приемку-сдачу подготовительных работ. Во второй год в период полного распускания листвы древесной, кустарниковой и травянистой растительности проводятся полевые работы включающие: выявление, учет и оценку количественных и качественных характеристик лесных ресурсов в соответствии с таксационными разрядами лесов и способами таксации лесов, предусмотренными Лесоустроительной инструкцией; заполнение карточек таксации; обследование лесных культур, молодняков естественного происхождения; проведение проверок качества таксации лесов; проведение технических совещаний; приемку-сдачу полевых работ. Лесоустроительная документация составляется при проведении камеральных работ по результатам подготовительных и полевых работ (пункт 33 Лесоустроительной инструкции).

Приказом Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ «Об определении количества лесничеств на территориии установлении их границ» на территориисоздано 12 лесничеств, в том числе Курское лесничество.

Приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей средыот ДД.ММ.ГГГГ (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ) утвержден Лесохозяйственный регламент Курского лесничества (далее - Лесохозяйственный регламент, Регламент), срок действия которого установлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно введению к Регламенту, Лесохозяйственный регламент разработан на основе положений: материалов лесоустройства 1997 г., проведенного І-й экспедицией государственного специализированного лесоустроительного предприятия «Воронежлеспроект»; данных государственного учета лесов по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, государственного лесного реестра по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ; правил, нормативов, параметров и других федеральных, региональных и муниципальных документов, регламентирующих использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов; материалов специальных натурных обследований.

При этом, картографической основой для разработки лесохозяйственного регламента послужили: план лесонасаждений Курского лесничества (лесоустройство 1997 г.); лесоустроительные планшеты Курского лесничества (лесоустройство 1997 г.); кадастровые паспорта земельных участков. Таким образом, лесоустройство и таксация лесов на территории Курского лесничества проведены в 1997 году, то есть более 23 лет назад, в связи с чем, срок действия лесоустроительной документации, содержащей, среди прочего, перечень мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, обеспечению пожарной безопасности, таксации лесов, истек (в том числе и на дату утверждения Лесохозяйственного регламента).

Так, пунктом 1.1.8 Лесохозяйственного регламента установлено, что в границах Курского лесничества расположены 3 особо охраняемых природных территории краевого значения: Государственный природный заказник «Степан бугор»: (Бурунное) Курского участкового лесничества, площадь ООПТ в границах лесничества 1085,0 га; Государственный природный заказник «Галюгаевский»: (Галюгаевское) Курского участкового лесничества, площадь ООПТ в границах лесничества 957,0 га; Государственный природный заказник «Иргаклинский»: (Махмудское) Степновского участкового лесничества, площадь ООПТ в границах лесничества 386,0 га.

Так, в соответствии с разделом 3 Положения о государственном природном заказнике краевого значения «Иргаклинский», утвержденного постановлениемДД.ММ.ГГГГ-п, в границах заказника запрещены, среди прочего, любительская и спортивная охота; заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов (за исключением заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов гражданами для собственных нужд), заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений (за исключением заготовки пищевых лесных ресурсов гражданами и сбора ими лекарственных растений для собственных нужд); деятельность, влекущая за собой снижение экологической ценности территории заказника или причиняющая вред охраняемым объектам животного и растительного мира и среде их обитания.

Разделами 3 Положения о государственном природном заказнике краевого значения «Степан бугор» и Положения о государственном природном заказнике краевого значения «Галюгаевский», утвержденных постановлениемот ДД.ММ.ГГГГ-п, в границах заказников запрещены, среди прочего, проезд и стоянка транспортных средств вне дорог общего пользования, сбор лекарственных и иных растений, спортивная и любительская охота, добывание объектов животного мира.

При этом, в соответствии с информацией ГКУ «Курское лесничество» от ДД.ММ.ГГГГ, в границах лесничества лесоустройство проводилось в 1997 и 1985 годах.

Судом установлено, что Министерству природных ресурсов и охраны окружающей средыс ДД.ММ.ГГГГ (с момента утверждения Лесохозяйственного регламента Курского лесничества) до ДД.ММ.ГГГГ было достоверно известно о необходимости реализации полномочий, предусмотренных законом с целью по охране, защите, воспроизводству лесов в части проведения лесоустройства, таксации лесов на территории Курского лесничества, однако до ДД.ММ.ГГГГ мер к проведению лесоустройства на территории Курского лесничества не принято.

Удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции пришел к выводу, что бездействие Министерства природных ресурсов и охраны окружающей средыдо ДД.ММ.ГГГГ и непринятие Федеральным агентством лесного хозяйства мер по проведению лесоустройства, таксации лесов на территории Курского лесничества может привести к утрате леса, как публичного достояния народа Российской Федерации, снижению эффективности лесопользования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, а также, с учетом нахождения в границах лесничества четырех особо охраняемых природных территорий краевого значения, может повлечь ухудшение состояния ООПТ, уничтожение и утрату таких территорий, их биологического разнообразия, в том числе редких, находящихся под угрозой исчезновения и ценных в хозяйственном и научном отношении объектов растительного и животного мира, а соответственно, привести к нарушению прав граждан на благоприятную окружающую среду.

Признав незаконным бездействие Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, выразившееся в не проведении лесоустройства (таксации лесов) и проектированию мероприятий по охране, защите воспроизводству лесного фонда на территории Курского лесничества, суд перовой инстанции, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ, обосновано возложила на административного ответчика обязанность в срок не позднее двух лет со дня вступления в силу решения суда принять меры по охране, защите и воспроизводству лесов на территории Курского лесничества, а также сохранности особо охраняемых природных территорий краевого значения: государственных природных заказников «Степан Бугор», «Иргаклинский», «Галюгаевский», лесов, расположенных в водоохранных зонах водных объектов, путем проведения лесоустройства, в том числе таксации лесов, проектирования мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, на территории Курского лесничества.

Названные суждения признаются судебной коллегией по существу правильными, соответствующими закону, регулирующему рассматриваемые правоотношения, и обстоятельствам административного дела, подтвержденными собранными доказательствами, получившими правильную оценку суда в соответствии со статьей 84 КАС РФ, оснований не согласиться с ними не имеется.

Установленные по административному делу фактические обстоятельства, оцениваемые судебной коллегией по административным деламвого суда применительно к вышеприведенным положениям статей 23, 67, 68, 83 Лесного кодекса Российской Федерации, пунктов 31, 32, 33 Лесоустроительной инструкции, Лесного плана, подтверждают правомерность указания суда первой инстанции на необходимость удовлетворения административного иска. Суд первой инстанции правильно определил характер правоотношений по административному делу и нормы материального права, подлежащие применению в данном случае, а также верно установил юридически значимые обстоятельства по делу и надлежащим образом оценил имеющиеся доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ.

Доводы апелляционной жалобы административного ответчика - Министерства природных ресурсов и охраны окружающей средыо невозможности проведения лесоустройства в связи с незавершением работ по проектированию лесничеств, подлежат отклонению по следующим основаниям.

Приказом Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ «Об определении количества лесничеств на территориии установлении их границ» на территориисоздано 12 лесничеств, в том числе Курское лесничество.

Приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей средыот ДД.ММ.ГГГГ (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ) утвержден Лесохозяйственный регламент Курского лесничества (далее - Лесохозяйственный регламент, Регламент), срок действия которого установлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Введением к указанному Лесохозяйственному регламенту установлено, что в соответствии со статьей 87 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества (государственного, муниципального), является лесохозяйственный регламент лесничества, в котором устанавливаются: виды разрешенного использования лесов, определяемые в соответствии со статьей 25 Лесного кодекса РФ; возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов и другие параметры их разрешенного использования; ограничения использования лесов в соответствии со статьей 27 ЛК РФ; требования к охране, защите, воспроизводству лесов.

Согласно п. 1.1.6 Лесохозяйствениого регламента, все леса Невинномысского лесничества относятся к защитным и подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно- гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций с одновременным использованием лесов при условии, что это использование совместимо с их целевым назначением и выполняемыми ими полезными функциями.

Выделены следующие категории указанных лесов: леса, расположенные в водоохранных зонах; леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов: защитные полосы лесов, расположенные вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов РФ; лесопарковые зоны; ценные леса: государственные защитные лесные полосы; нерестоохранные полосы лесов; леса, имеющие научное или историческое значение; противоэрозионные леса. Распределение лесов лесничества по видам целевого назначения и категориям защитных лесов, а также основания для их выделения приведены в приложении к Лесохозяйственному регламенту.

Поквартальная карта-схема подразделения лесов Невинномысского лесничества по целевому назначению с нанесением местоположения существующих и проектируемых особо охраняемых природных территорий и объектов, объектов лесной, лесоперерабатывающей инфраструктуры, объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры приведена в приложении к Лесохозяйственному регламенту.

Таким образом, на момент утверждения Лесохозяйствениого регламента в 2018 году проектирование лесничества, проектирование защитных лесов, особо защитных лесов, завершено, соответственно, препятствий для проведения лесоустройства в период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ не имелось.

Доводы апелляционных жалоб Министерства природных ресурсов и охраны окружающей средыо недостаточности федеральных бюджетных средств, выделяемых на указанные цели, подлежат отклонению, поскольку со стороны административного ответчика не было представлено доказательств, подтверждающих принятие органом государственной власти исчерпывающих мер и действий, направленных на выделение необходимого финансирования для проведения таксации лесов Изобильненского лесничества.

Апелляционные жалобы, каких-либо иных доводов, обосновывающих необходимость отмены решения суда первой инстанции, не содержат и сводятся лишь к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки судов, а также выражению несогласия с произведенной оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств.

Вопреки доводам заявителя, выводы, изложенные в судебном акте суда первой инстанции мотивированы, соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судами при рассмотрении дела не допущено.

В целом доводы апелляционных жалоб направлены на переоценку обстоятельств, установленных и исследованных судом первой инстанции в соответствии с правилами статей 14, 62 и 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основаны на неверном толковании норм материального права, выводов суда не опровергают, в силу чего не могут служить поводом к отмене законного и обоснованного судебного акта.

Нарушений норм материального права, а также норм процессуального права, влекущих за собой безусловную отмену состоявшихся по делу судебного акта, судом не допущено.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 307 - 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Октябрьского районного суда города Ставрополя от 11 марта 2022 года оставить без изменения, а апелляционные жалобы представителей административного ответчика ФИО5 и ФИО4 - без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в течение 6 месяцев в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через суд, принявший решение.

Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 14 июля 2022 года.

Председательствующий Е.А. Строчкина

Судьи Г.Ю. Полупан

А.И. Дубинин