ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-64/2022 от 28.09.2022 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

Судья Янтилина Л.М. дело № 2а-64/2022

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

№ 33а-16370/2022

28 сентября 2022 года г. Уфа

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Сафина Ф.Ф.,

судей Портновой Л.В.,

ФИО1,

при секретаре Шафиковой Ю.Р.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Баймакского района Республики Башкортостан Каримова А.Н. в интересах неопределенного круга лиц к Министерству лесного хозяйства Республики Башкортостан, ГКУ РБ «Управление лесничествами» - отдел по Баймакскому лесничеству, Федеральному агентству лесного хозяйства (Рослесхоз) о возложении обязанности провести мероприятия по планированию и проведению лесоустройства в виде таксации лесов и проектированию мероприятий по охране,

по апелляционной жалобе Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан на решение Баймакского районного суда Республики Башкортостан от 06 апреля 2022 года.

Заслушав доклад судьи Сафина Ф.Ф., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Баймакского района Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству лесного хозяйства Республики Башкортостан, о возложении обязанности провести мероприятия по планированию и проведению лесоустройства в виде таксации лесов и проектированию мероприятий по охране.

Требования мотивированы тем, что административным ответчиком не предпринимаются какие-либо меры по проведению своевременных работ по лесоустройству в виде таксации и проектирования мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов. Несмотря на то, что таксационное описание участковых лесничеств Баймакского района выполнено в 2006 году, своевременная таксация Баймакского лесничества по состоянию на 2021 год не проведена. Министерством лесного хозяйства Республики Башкортостан допущено бездействие, которое влечет за собой нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, создание потенциальной угрозы уничтожения лесов на территории Баймакского района, поскольку устаревшие данные таксационных описаний не позволяют надлежащим образом спроектировать мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов на землях лесного фонда, в том числе с соблюдением правил пожарной безопасности в лесах. Просит признать бездействие со стороны Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан, выразившееся в не проведении мероприятий по планированию таксаций лесов, расположенных на землях лесного фонда Баймакского лесничества незаконным; обязать Министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан на территории Баймакского лесничества провести мероприятия по планированию и проведению лесоустройства в виде таксации лесов и проектированию мероприятий по охране, защите, воспроизводства лесов в срок не позднее 2024 года.

Решением Баймакского районного суда Республики Башкортостан от 06 апреля 2022 года признано незаконным бездействие Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан в части непринятия мер по выполнению требований ч. 1 ст. 67, п.п. 4,5 ч. 1 ст. 68 п. 7 ч. 1 ст. 83 ЛК РФ, п.п. 5, 31, 116 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 29.03.2018 № 122, выразившихся в не проведении мероприятий по планированию таксаций лесов, расположенных на землях лесного фонда Баймакского лесничеств незаконным. Постановлено обязать Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) на территории Баймакского лесничества, на общей площади 158758 Га провести мероприятия по планированию и проведению лесоустройства в виде таксации лесов и проектированию мероприятий по охране, защите, воспроизводства лесов в срок не позднее 2024 года.

В апелляционной жалобе Министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан просит решение суда отменить, как незаконное. Учитывая, что последняя таксация в Баймакском лесничестве была проведена в 2006 году и ее срок истекает через 15 лет, следующая таксация подлежит проведению в 2022 году, поэтому считает, что обращение прокурора с настоящим иском является преждевременным. В целях проведения работ на территории лесного фонда, министерством разработан Лесной план, который утвержден Указом Главы Республики Башкортостан от 27.12.2018 № УГ-340. В соответствии с Лесоустроительной инструкцией, в Лесном плане запланированы лесоустроительные работы на территории Баймакского лесничества на 2027-2028 г.г., а именно подготовительные работы в 2027 году, полевые и камеральные работы в 2028 году. Административный ответчик указывает, что Министерство лесного хозяйства РБ приняло меры по выполнению требований ч.1 ст. 67, п.п. 4, 5 ч. 1 ст. 68 и п. 7 ч. 1 ст. 83 ЛК РФ, п.п. 5, 31, 116 Лесоустроительной инструкции и провела мероприятия по планированию таксации лесов на землях лесного фонда в границах Баймакского лесничества. Таким образом, требования прокурора в части исполнения ч. 1 ст. 67 ЛК РФ о проведении мероприятий по планированию лесоустройства исполнены, однако данным обстоятельствам надлежащая оценка в решении суда не дана.

Участвующие в деле лица в заседание судебной коллегии не явились, извещены надлежащим образом, доказательств уважительности причин неявки не представили, в силу чего судебная коллегия нашла возможным рассмотреть дело при данной явке.

Проверив материалы дела, заслушав представителя Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан ФИО2,, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, представителя административного истца прокурора Сафина А.Р., считавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.

На основании ч. 4 ст. 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными бездействия органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 3 ст. 24 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц (за исключением судебных приставов-исполнителей), государственных и муниципальных служащих может подаваться также в суд по месту жительства гражданина, являющегося административным истцом, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, - по адресу организации, являющейся административным истцом.

Статья 23 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) определяет, что основными территориальным и единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества, а также участковые лесничества, которые могут создаваться в составе лесничеств.

Согласно ст. 67.2 ЛК РФ лесоустройство проводится в соответствии с планом проведения лесоустройства, за исключением случаев, предусмотренных частью 10 статьи 19 настоящего Кодекса.

План проведения лесоустройства в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, подготавливается с учетом существующего и планируемого освоения лесов и зон такого освоения (в том числе в целях реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов), определенных лесным планом субъекта Российской Федерации, предусмотренным статьей 86 настоящего Кодекса.

План проведения лесоустройства в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на срок до десяти лет и размещается на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Планы проведения лесоустройства в отношении лесов, не указанных в части 3 настоящей статьи, утверждаются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса.

Порядок подготовки и утверждения плана проведения лесоустройства, случаи, порядок и периодичность внесения в него изменений устанавливаются Правительством Российской Федерации.

На основании пунктов 1.1, 4.3 Положения о Министерстве лесного хозяйства Республики Башкортостан, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 28.06.2013 № 285, министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции реализацию государственной политики, федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) и пожарный надзор в лесах, оказание государственных услуг и управление государственным имуществом в области лесных отношений на территории Республики Башкортостан. Министерство лесного хозяйства за счет субвенций из федерального бюджета осуществляет на землях лесного фонда федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), федеральный государственный пожарный надзор в лесах, за исключением случаев, предусмотренных п.п. 36, 37 ст. 81 ЛК РФ, а также проведение на землях лесного фонда лесоустройства, за исключением случаев, предусмотренных п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 68 ЛК РФ (проектирование лесничеств и проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов).

Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) в силу п. 1 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 № 736, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений.

В соответствии с ч. 2 ст. 67 ЛК РФ правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Минприроды России от 29 марта 2018 года № 122 утверждена Лесоустроительная инструкция (далее – Инструкция).

Пунктом 5 Инструкции определено, что проектирование лесничеств, проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов, закрепление на местности местоположения границ лесничеств, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков, таксация лесов, проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов обеспечиваются органами государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст.ст. 81 - 84 ЛК РФ и ст. 10 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации».

Проведение лесоустройства осуществляется в отношении лесничеств (п. 4 Инструкции).

Судом установлено и из материалов дела следует, что в ходе проверки проведенной прокуратурой адрес РБ в отношении Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан выявлены нарушения действующего лесного законодательства, а именно административными ответчиками не предпринимаются какие-либо меры по проведению своевременных работ по лесоустройству в виде таксации и проектирования мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов. Несмотря на то, что таксационное описание участковых лесничеств адрес выполнено в 2006 году, своевременная таксация Баймакского лесничества по состоянию на 2021 год не проведена. Министерством лесного хозяйства Республики Башкортостан допущено бездействие, которое влечет за собой нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, создание потенциальной угрозы уничтожения лесов на территории адрес, поскольку устаревшие данные таксационных описаний не позволяют надлежащим образом спроектировать мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов на землях лесного фонда, в том числе с соблюдением правил пожарной безопасности в лесах.

Лесоустройство на территории Баймакского лесничества проведено в 2006 году, новые лесоустроительные работы запланированы на 2027-2028 года, что подтверждается ответом Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан на запрос прокуратуры района.

Как следует из письма ГКУ РБ «Управление лесничествами» от дата№... в связи с отсутствием финансирования лесоустроительные работы в Республике Башкортостан не проводились с 2007 года по 2013 год. Лесоустроительные работы на территории Баймакского лесничества проведены в 2006 году и арендаторами лесных участков по заготовке древесины в 2014-2018 годах на площади .... га.

Поскольку представленными в материалы дела доказательствами подтверждается тот факт, что на землях Баймакского лесничества мероприятия по лесоустройству не проводились с 2006 года, и это обстоятельство в силу приведенных норм препятствует надлежащему планированию и реализации мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, суд первой инстанции правомерно признал незаконным бездействие Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан в части непринятия мер по выполнению требований Лесоустроительной инструкции и возложил на Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) на территории Баймакского лесничества провести мероприятия по планированию и проведению лесоустройства в виде таксации лесов и проектированию мероприятий по охране, защите, воспроизводства лесов, как на уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, на которое возложена обязанность по проведению мероприятий по планированию и проведению лесоустройства с 01 января 2022 года (ст. 67.2 ЛК РФ).

Приведенные в апелляционной жалобе доводы о преждевременности заявленных требований являются не состоятельными.

На территории Баймакского лесничества лесоустройство в последний раз проводилось в 2006 году, в связи с чем имеется бездействие Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан, по не принятию надлежащих мер по своевременному проведению работ по лесоустройству на территории Баймакского лесничества Республики Башкортостан.

Фактически при проектировании мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов в тех лесничествах, где лесоустройство в части таксации лесов проведено более 10 лет назад, данные работы согласно названным требованиям закона не могут быть спроектированы и проведены, что в свою очередь может привести к негативным последствиям в виде не выполнения в полном объеме всех необходимых действий и принятия полного комплекса мер по охране, защите и воспроизводству лесов.

Сохранение лесов является реализацией гарантии конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду в силу статьи 42 Конституции Российской Федерации..

По смыслу приведенных конституционных положений и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, рассматриваемых во взаимосвязи с провозглашенной в преамбуле Конституции Российской Федерации целью обеспечения благополучия и процветания России и исходя из ответственности перед нынешним и будущим поколениями и во исполнение конституционной обязанности каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, правовое регулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов, основывается на принципе приоритета публичных интересов и предполагает, в частности, обеспечение сохранности лесного фонда, его рациональное использование и эффективное воспроизводство, ответственность субъектов хозяйственной деятельности, связанной с использование с лесов, за соблюдение установленного лесным законодательством правопорядка и их публичные обязательства по восполнению части лесного фонда, утраченной в результате хозяйственной деятельности.

Бездействие административного ответчика по выполнению предусмотренных законодательством Российской Федерации обязанностей по отношению к лесам, создает реальную угрозу потери леса как места отдыха и естественной защиты от загрязнения окружающей среды, является нарушением прав жителей района и других граждан на благоприятную окружающую природную среду, поскольку препятствует надлежащему использованию и охране указанных лесов вследствие отсутствия мероприятий по лесоустройству в виде их охраны, защиты и таксации.

Доводы апелляционной жалобы Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан, что в настоящее время в Лесном плане запланированы лесоустроительные работы на территории Баймакского лесничества в 2027-2028 годах не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку на момент принятия решения судом лесоустроительные мероприятия на территории Баймакского лесничества не проведены.

В силу статьи 68 ЛК РФ лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; проектирование лесных участков; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.

Проектирование лесничеств и лесопарков, а также проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов и особо защитных участков лесов следует относить к работам и услугам, выполняемым для федеральных нужд, так как они необходимы для осуществления Рослесхозом (соответствующих полномочий, определенных ст. 81 ЛК РФ, другие виды работ и услуг по лесоустройству (таксация лесов, проектирование лесохозяйственных мероприятий и т.д.) могут выполняться для нужд органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и пользователей лесными участками, необходимых для осуществления ими полномочий, предоставленных ЛК РФ (письмо Рослесхоза от 21.06.2007 N МГ-06-54/4459 «О проведении лесоустроительных работ»).

Пунктом 31 Лесоустроительной инструкции предусмотрено, что периодичность проведения таксации лесов составляет для объектов работ, для объектов работ, на которых использование расчетной лесосеки превышает 50%, а также на которых таксация лесов выполнена по первому таксационному разряду лесов - 10 лет, для объектов работ, на которых таксация лесов выполнена по второму и третьему таксационным разрядам лесов - 15 лет, для резервных лесов - 20 лет.

Согласно п. 32 Инструкции таксация лесов выполняется в течение двух лет и состоит из подготовительных работ, полевых работ и составления лесоустроительной документации.

Вышеперечисленные требования к использованию, защите, охране городских лесов являются обязательными для исполнения.

Из представленной информации ГКУ РБ «Управление лесничествами» следует, что по состоянию на 18 февраля 2021 года на государственный кадастровый учет поставлено ... из ... Га площади лесного фонда, лесоустройство на территории Баймакского лесничества проведены по 1 и 2 лесотаксационным разрядам.

Учитывая, что последняя таксация лесов Баймакского лесничества проведена в 2006 году, следующее проведение таксации лесов, в силу п. 31 Инструкции должно быть проведено не позднее 2021 года.

Довод жалобы о том, что срок действия таксации 2006 года истекает в 2022 году, основан на неверном толковании установленного срока

Вместе с тем, лесоустройство Баймакского лесничества Министерством лесного хозяйства предусмотрено лишь на 2027-2028 годы.

Доводы апелляционной жалобы не содержат указания на обстоятельства, которые не были бы исследованы в судебном заседании и могли бы повлиять на выводы суда по существу спора, поэтому отмену решения они не влекут.

Решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения в апелляционном порядке, предусмотренных ст. 310 КАС Российской Федерации, с учетом доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Баймакского районного суда Республики Башкортостан от 06 апреля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан – без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения через суд первой инстанции.

Председательствующий

Судьи