ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-670/2023 от 10.11.2023 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

В суде первой инстанции дело N 2а-670/2023

Дело N 33а-7392/2023

УИД 27RS0015-01-2023-000827-43

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 10 ноября 2023 года.

Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе:

председательствующего: Карбовского С.Р.

судей: Савченко Е.А., Чуешковой В.В.

при секретаре: Кан И.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Хабаровске 27 октября 2023 года административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Хабаровского края к администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего предоставление муниципальной услуги по выдаче копии финансово-лицевого счета, выписки из домовой книги, справок и иных документов в сфере жилищно-коммунального хозяйства, выдача которых относится к полномочиям соответствующего муниципального учреждения; об обязании разработать и утвердить правовой акт, регламентирующий предоставление муниципальной услуги по выдаче копии финансово-лицевого счета, выписки из домовой книги, справок и иных документов в сфере жилищно-коммунального хозяйства, выдача которых относится к полномочиям соответствующего муниципального учреждения, в двухмесячный срок с момента вступления решения в законную силу,

по апелляционной жалобе администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края на решение Ванинского районного суда Хабаровского края от 28 июля 2023 года.

Заслушав доклад судьи Савченко Е.А., объяснения прокурора отдела прокуратуры Хабаровского края Коноватниковой К.А., представителя администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края Батенчук Л.Ю., судебная коллегия,

установила:

Заместитель прокурора Хабаровского края в интересах неопределенного круга лиц обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с вышеуказанным административным исковым заявлением к администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края, в котором просил признать незаконным бездействие администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края, выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего предоставление муниципальной услуги по выдаче копии финансово-лицевого счета, выписки из домовой книги, справок и иных документов в сфере жилищно-коммунального хозяйства, выдача которых относится к полномочиям соответствующего муниципального учреждения; обязать администрацию Ванинского муниципального района Хабаровского края разработать и утвердить правовой акт, регламентирующий предоставление муниципальной услуги по выдаче копии финансово-лицевого счета, выписки из домовой книги, справок и иных документов в сфере жилищно-коммунального хозяйства, выдача которых относится к полномочиям соответствующего муниципального учреждения, в двух месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в ходе проведенной прокуратурой проверки по обращению Яцковой А.В. о взимании платы за выдачу документов в сфере жилищно-коммунального хозяйства обществом с ограниченной ответственностью «Межмуниципальная жилищно-сбытовая организация по сбору платежей за жилищно-коммунальные услуги» (далее – ООО «Жилкомсбыт», Общество) было установлено, администрацией Ванинского муниципального района Хабаровского края (далее – Администрация района) не разработан и не утвержден нормативный правовой акт, регламентирующий предоставление муниципальной услуги по выдаче копии финансового лицевого счета выписки из домовой книги, справок и иных документов в сфере жилищно-коммунального хозяйства, выдача которых относится к полномочиям соответствующего муниципального учреждения. На территории Ванинского муниципального района Хабаровского края спорная муниципальная услуга оказывается ООО «Жилкомсбыт» за определенную плату, что влечет за собой неопределенность в выдаче соответствующих документов, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, создает предпосылки к возникновению коррупционных проявлений.

Определением судьи Арбитражного суда Хабаровского края от 11 мая 2023 года к участию в деле в качестве 3-их лиц не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора привлечены: ООО «Жилкомсбыт», Краевое государственное казенное учреждение «Оператор систем электронного Правительства Хабаровского края, Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - КГБУ «ОСЭП Хабаровского края, МФЦ»).

Определением Арбитражного суда Хабаровского края от 7 июня 2023 года административное дело передано в Хабаровский краевой суд для направления его в суд общей юрисдикции, к подсудности которого оно отнесено законом.

Определением судьи Ванинского районного суда Хабаровского края от 12 июля 2023 вышеуказанное административное дело принято к производству суда.

Решением Ванинского районного суда Хабаровского края от 28 июля 2023 года административные исковые требования заместителя прокурора Хабаровского края удовлетворены. Судом постановлено признать незаконным бездействие администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края, выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего предоставление муниципальной услуги по выдаче копии финансово-лицевого счета, выписки из домовой книги, справок и иных документов в сфере жилищно-коммунального хозяйства, выдача которых относится к полномочиям соответствующего муниципального учреждения. На администрацию Ванинского муниципального района возложена обязанность в двух месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить правовой акт, регламентирующий предоставление муниципальной услуги по выдаче копии финансово-лицевого счета, выписки из домовой книги, справок и иных документов в сфере жилищно-коммунального хозяйства, выдача которых относится к полномочиям соответствующего муниципального учреждения.

В апелляционной жалобе администрация района с постановленным по делу решением не согласилась, считает его незаконным, указывая на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и процессуального права. В обоснование жалобы указывает, что единственным правовым актом, содержащим указание на принадлежность органу местного самоуправления спорной услуги, является распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2011 года N 729-р (далее - Распоряжение N 729-р), которым утвержден Перечень услуг, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ), подлежащих включению в реестры государственных или муниципальных услуг и предоставляемых в электронной форме. В указанном распоряжении спорная услуга относится к полномочиям муниципального учреждения и иные организации не вправе её осуществлять. Вместе с тем, распоряжение N 729-р является подзаконным актом, который, в части включения в перечень муниципальных услуг вышеуказанную муниципальную услугу, противоречит федеральному законодательству. Истребование у граждан выписок из домовых книг при предоставлении каких-либо государственных или муниципальных услуг федеральными законами в настоящее время не предусмотрено. Действующим законодательством также не предусмотрено предоставление физическим лицам услуг по выдаче копии финансово-лицевого счета, выписки из домовой книги, справок и иных документов в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Полномочия по выдаче копий финансово-лицевого счета, выписки из домовой книги, справок и иных документов в сфере жилищно-коммунального хозяйства, выдача которых относится к полномочиям соответствующего муниципального учреждения, на муниципальное образование Ванинского муниципального района Хабаровского края не возложены ни Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), ни каким-либо другим федеральным законом. Данные полномочия также не переданы муниципальному образованию законами Хабаровского края. Просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении требований прокурора отказать в полном объеме.

В письменных возражения на доводы апелляционной жалобы прокурор просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. В обоснование возражений указано, что сфера предоставления государственных услуг не ограничивается только решением вопросов местного значения. В нарушение распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2009 года N 1993-р «Об утверждении сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде» (далее – Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2009 года N 1993-р), которым спорная услуга отнесена к муниципальным услугам и установлен заключительный 4-й этап первоочередного предоставления данной услуги в электронном виде до 1 января 2013 года, в реестр муниципальных услуг Ванинского муниципального района Хабаровского края до настоящего времени муниципальная услуга по выдаче копии финансово-лицевого счета, выписки из домовой книги, справок и иных документов в сфере жилищно-коммунального хозяйства, выдача которых относится к полномочиям соответствующих муниципальных учреждений, не включена, административный регламент, устанавливающий порядок и стандарт оказания муниципальной услуги, отсутствует.

В письменных возражениях на доводы апелляционной жалобы КГКУ «ОСЭП Хабаровского края, МФЦ» поддержал позицию, изложенную в суде первой инстанции.

Письменных возражений на доводы апелляционной жалобы от иных лиц, участвующих в деле, не поступало.

Представитель административного ответчика администрации района Батенчук Л.Ю., участвовавший в судебном заседании посредством системы видеоконференц-связи, доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме.

Прокурор отдела прокуратуры Хабаровского края Коноватникова К.А. поддержала доводы возражений на апелляционную жалобу, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Заинтересованные лица, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте суда, не явились, своих представителей не направили, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли, уважительность причин неявки в судебное заседание не представили. От КГКУ «ОСЭП Хабаровского края, МФЦ» имеется заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Поскольку по делу были выполнены требования части 2 статьи 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) о надлежащем извещении лиц, участвующих в деле, о месте и времени рассмотрения дела, а их явка не является обязательной, судом таковой не признавалась, в связи с чем, в соответствии с положениями статьи 150 КАС РФ судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие.

Согласно ч. 1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Изучив доводы апелляционной жалобы, возражений, выслушав прокурора, представителя администрации района, проверив законность и обоснованность судебного решения в порядке статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

В силу положений частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Из материалов дела следует, что органами прокуратуры в ходе проверки, проведенной по обращению Яцковой А.В. о взимании платы за выдачу документов в сфере жилищно-коммунального хозяйства ООО «Жилкомсбыт» от 27 декабря 2022 года, установлено, что выдача выписок из домовых книг на территории сельских поселений Ванинского муниципального района Хабаровского края на платной основе осуществляет ООО «Жилкомсбыт» на основании Положения о предоставлении услуги «Выдача документов (платежных документов, копий финансово-лицевого счета, выписки из домовой книги, карточки учета собственника жилого помещения, справок и иных документов)» и порядка рассмотрения обращений, утвержденного приказом генерального директора ООО «Жилкомсбыт» от 2 марта 2020 года N 9/1.

Услуга по выдаче копии финансово-лицевого счета в жилых домах, в которых отсутствует управляющая компания, и в домах частного сектора, оказывается администрациями сельских поселений Ванинского муниципального района Хабаровского края. В жилых домах, которые находятся под управлением управляющих компаний, копии финансово-лицевого счета выдает управляющая компания на безвозмездной основе.

Государственная услуга по предоставлению адресно-справочной информации в отношении физических лиц на территории сельских поселений Ванинского муниципального района Хабаровского края предоставляется отделом по вопросам миграции ОМВД России по Ванинскому району на основании приказа Приказ МВД России от 23 декабря 2022 года N 984 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по предоставлению адресно-справочной информации".

По результатам проведенной проверки прокуратурой Ванинского района в адрес главы Ванинского муниципального района Хабаровского края 25 января 2023 года внесено представление, по результатам рассмотрения которого выявленные нарушения в указанной части не устранены. Администрацией района не разработан и не утвержден нормативный правовой акт, регламентирующий предоставление муниципальной услуги по выдаче копии финансово-лицевого счета, выписки из домовой книги, справок и иных документов в сфере жилищно-коммунального хозяйства, выдача которых относится к полномочиям соответствующего муниципального учреждения.

В ответе и.о. главы администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края от 20 февраля 2023 года N 1.25-976 на представление от 25 января 2023 года сообщается, что администрация Ванинского муниципального района Хабаровского края не относится ни к органу регистрационного учета, ни органам, ответственным за регистрацию граждан, в связи с чем представить сведения о составе семьи, сведения о финансовом лицевом счете и другие, заинтересованным лицам не представляется возможным, ввиду отсутствия такой информации у администрации района. Указано о возможности получить данные сведения в ООО «Жилкомсбыт», которое оказывает данную услугу на основании Положения о предоставлении услуги «Выдача документов (платежных документов, копии финансово-лицевого счета, выписки из домовой книги, карточки учета собственника жилого помещения, справок и иных документов)» и порядка рассмотрения обращений.

Из ответа ООО «Жилкомсбыт» от 9 января 2023 года N 4 следует, что ООО «Жилкомсбыт» является коммерческим предприятием, в соответствии с п. 2.2 Устава, утвержденного протоколом общего собрания учредителей от 30 ноября 2009 года N 12, в состав которого входят главы сельских поселений Ванинского муниципального района Хабаровского края. Предметом деятельности Общества является начисление и сбор платежей за жилищно-коммунальные услуги потребителям, проживающим в жилом фонде Ванинского муниципального района, доставка квитанций, включая проведение перерасчетов. Деятельность Общества осуществляется на основании агентских договоров с предприятиями жилищно-коммунального хозяйства. В целях реализации государственных услуг и мер социальной поддержки граждан Общество заключило Соглашения о межведомственном взаимодействии с Краевым государственным казенным учреждением «Центр социальной поддержки населения по Ванинскому району» и Краевым государственным казенным учреждением «Ванинским комплексный центр социального обслуживания». Данные соглашения исключают обращения граждан в общество для истребования дополнительных документов по оформлению льгот и субсидий (квитанции ЖКХ, выписки из лицевого счета с места жительства и о наличии или отсутствии задолженности за ЖКХ). В стоимость услуг для предприятий ЖКХ не включены услуги по выдаче потребителям дополнительных сведений по лицевому счёту, в связи с чем приказом генерального директора от 2 марта 2020 года N 9/1 утверждено Положение о предоставлении услуги «Выдача документов (платежного документа (квитанции), копии финансово-лицевого счёта, выписки из домовой книги, карточки учёта собственника жилого помещения, справок и иных документов)» и порядка рассмотрения обращений граждан (далее - Положение от 2 марта 2020 года). Положение о предоставлении платных услуг ООО «Жилкомсбыт» населению Ванинского муниципального района Хабаровского края утверждено решением учредительного собрания от 31 января 2019 года. Положение определяет порядок, сроки и последовательность действий при предоставлении услуги и рассмотрения обращений. В структуре общества функции по выдаче выписок из лицевого (финансового) счёта возложены на юридический отдел и информационно-паспортную службу, а также на отдел по расчётам с населением. Сведения о регистрации граждан потребитель может получить на безвозмездной основе: на портале государственных услуг РФ, в МФЦ, миграционной службе. Сведения о регистрации места жительства гражданина проставляются в паспорте РФ и в форме N 8. Выписка из финансово-лицевого счета содержит сведения о начислениях за услуги ЖКХ и произведенных оплатах. Данная информация имеется у каждого собственника (нанимателя) в виде: платежных документов (квитанций) о начислениях и кассовых чеков, подтверждающих произведенные оплаты потребителем.

В соответствии с п. 2.9 раздела 2 Положения от 2 марта 2020 года, услуга по выдаче документов: копии финансово-лицевого счёта, платежного документа (квитанции), справок о наличии или отсутствии задолженности за ЖКУ, справок и иных документов является платной, за исключением карточки учёта собственника жилого помещения, справок и иных документов.

Во исполнение Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Федеральный закон N 210-ФЗ), статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) между ООО «Жилкомсбыт» и Краевым государственным казанным учреждением «Центр социальной поддержки населения по Ванинского району» (далее – КГК «Центр социальной поддержки населения по Ванинского району») заключено Соглашение о взаимодействии в целях предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг от 13 августа 2020 года, целью которого является обмен информацией в целях предоставления ежемесячных денежных компенсаций части расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющих право на меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации и иными законами.

Из ответа администрации района от 13 января 2023 года N 1.25-122 следует, что администрация района не предоставляет гражданам муниципальную услугу по выдаче копии финансово-лицевого счёта, выписки из домовой книги, так как она не является органом, осуществляющим регистрацию граждан по месту жительства (пребывания), а также не ведет финансово-лицевые счета, выставляемые гражданам на оплату коммунальных услуг, в связи с чем нормативные правовые акты, административные регламенты, регулирующие основания и порядок выдачи в администрации отсутствуют. Указывает, что за предоставлением выписки из домой книги граждан могут обратиться в МФЦ, УФМС, ТСЖ, для получения копии финансово-лицевого счёта – в ООО «Жилкомсбыт».

В соответствии с часть 3 статьи 15 Федерального закона N 210-ФЗ, пунктом 1 Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг", утвержденных Постановление Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2012 года N 1376, многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) организует предоставление государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" в соответствии с соглашениями о взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (далее соответственно - соглашение о взаимодействии; органы, предоставляющие государственные услуги; органы, предоставляющие муниципальные услуги) на основании административных регламентов соответствующих услуг.

Действующим Соглашением N 164 от 28 декабря 2022 года, заключенным между КГБУ «ОСЭП Хабаровского края, МФЦ» и администрацией Ванинского муниципального района Хабаровского края, предоставление муниципальной услуги по выдаче справок в сфере жилищно-коммунального хозяйства, включая копии финансово-лицевого счёта, выписки из домовой книги, а также справки о составе семьи не предусмотрено, что следует из ответа директора КГБУ «ОСЭП Хабаровского края, МФЦ» от 18 января 2023 года N 08-16-212.

Из ответа начальника ОМВД России по Ванинскому району от 23 января 2023 года от 16 января 2023 года N 50/22-828 следует, что ОМВД России по Ванинскому району, отдел по вопросам миграции ОМВД России по Ванинскому району услуг по выдаче справок в сфере жилищно-коммунального хозяйства, включая копии финансово-лицевого счета, выписки из домовой книги, а также справки о составе семьи не оказывают. Во исполнение приказа МВД России от 23 декабря 2022 года N 984 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по предоставлению адресно-справочной информации» в отделе по вопросам миграции ОМВД России по Ванинскому району оказывается государственная услуга по предоставлению адресно-справочной информации в отношении физических лиц, в частности предоставление адресно-справочной информации о лицах, зарегистрированных по месту пребывания и (или) по месту жительства, и (или) поставленных на учет по месту пребывания в жилом помещении, принадлежащем ему на праве собственности, либо если заявитель обращается через уполномоченного представителя (п. 35 Административного регламента).

Удовлетворяя требования прокурора района, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона N 210-ФЗ, пунктом 1 части 1 статьи 17 Закона N 131-ФЗ, установив, что в нарушение требований законодательства администрацией района не разработан и не утвержден нормативный акт, регламентирующий предоставление муниципальной услуги по выдаче копии финансово-лицевого счёта, выписки из домовой книги, справок и иных документов в сфере жилищно-коммунального хозяйства, выдача которых относится к полномочиям соответствующего муниципального учреждения, что влечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц, создает предпосылки к возникновению коррупционных проявлений, пришел к выводу о наличии оспариваемого бездействия со стороны администрации района, и необходимости возложения на администрацию района обязанности по устранению выявленных в ходе проверки нарушений путем разработки и утверждения правового акта, регламентирующего предоставление муниципальной услуги по выдаче копии финансово-лицевого счета, выписки из домовой книги, справок и иных документов в сфере жилищно-коммунального хозяйства, выдача которых относится к полномочиям соответствующего муниципального учреждения.

Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на полном, всестороннем исследовании всех имеющихся материалов дела, доводам и возражениям сторон дана надлежащая правовая оценка, оснований для ее переоценки не имеется.

Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к вышеуказанным выводам, подробно со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в оспариваемом решении, и их правильность не вызывает у судебной коллегии сомнений.

Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия, регулируются Федеральным законом N 210-ФЗ.

Действие указанного Федерального закона N 210-ФЗ распространяется также на деятельность организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 настоящей статьи государственных и муниципальных услуг.

В статье 2 вышеназванного закона содержится понятие государственной услуги, предоставляемой органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации - это деятельность по реализации функций указанного органа, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги (пункт 1).

Под муниципальной услугой, предоставляемой органом местного самоуправления понимается деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона N 210-ФЗ, государственные и муниципальные услуги предоставляются заявителям на бесплатной основе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.

Согласно ч. ч. 1, 6 ст. 11 Федерального закона N 210-ФЗ, государственные и муниципальные услуги подлежат включению соответственно в реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг.

В соответствии с подпунктами 2 и 8 статьи 2 Федерального закона N 210-ФЗ под органами, оказывающими муниципальные услуги, понимаются органы местного самоуправления, а под подведомственными государственному органу или органу местного самоуправления организациями – государственные или муниципальные учреждения либо унитарные предприятия, созданные государственным органом Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.

Статьями 14 - 16 Закона N 131-ФЗ определен круг вопросов местного значения применительно к каждому виду муниципального образования. При этом в соответствии с частью 1 статьи 19 этого же Закона полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным в соответствии с настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления. Таким образом, сфера предоставления муниципальных услуг может не ограничиваться только решением вопросов местного значения.

Статья 14 ЖК РФ закрепляет открытый перечень полномочий органов местного самоуправления в области жилищных отношений.

Пункт 14 распоряжения Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2019 года N 2113-р «О Перечне типовых государственных и муниципальных услуг, предоставляемых исполнительными органами субъектов Российской Федерации, государственными учреждениями субъектов Российской Федерации и муниципальными учреждениями, а также органами местного самоуправления» содержит услугу по выдаче документов (единого жилищного документа, копии финансового лицевого счета, выписки из домовой книги, карточки учета собственника жилого помещения, выписки из похозяйственной книги и иных документов, содержащих аналогичные сведения).

Пунктом 74 Распоряжения N 729-р услуга по выдаче копии финансово-лицевого счета, выписки из домовой книги, справок и иных документов в сфере жилищно-коммунального хозяйства, выдача которых относится к полномочиям соответствующего муниципального учреждения отнесена к услугам, оказываемым муниципальными учреждениями и другими организациями.

Пунктом 50 Приложения N 1 к распоряжению Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2009 года N 1993-р услуга по выдаче документов (единого жилищного документа, копии финансово-лицевого счета, выписки из домовой книги, карточки учета собственника жилого помещения, справок и иных документов) отнесена к полномочиям государственных и муниципальных учреждений в сфере жилищно-коммунального хозяйства, и установлен заключительный этап предоставления услуги в электронном виде, согласно которому после 1 января 2013 года должны быть созданы условия для обеспечения возможности для заявителей осуществлять указанную услугу с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) мониторинг хода предоставления услуги (исполнения функции).

В нарушение этих указанных норм закона в реестр муниципальных услуг Ванинского района Хабаровского края до настоящего времени муниципальная услуга по выдаче копии финансово-лицевого счета, выписки из домовой книги, справок и иных документов в сфере жилищно-коммунального хозяйства, выдача которых относится к полномочиям соответствующих муниципальных учреждений не включена, административный регламент, устанавливающий порядок и стандарт данной муниципальной услуги, отсутствует.

В соответствии с п. 1 ст. 68 Закона N 131-ФЗ представительные органы муниципальных образований для совместного решения вопросов местного значения могут принимать решения об учреждении межмуниципальных хозяйственных обществ в форме закрытых акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью.

Таким образом, право на создание межмуниципальных хозяйственных обществ закреплено именно за представительными органами муниципальных образований, занимающими особое место в системе органов местного самоуправления и обладающими исключительной компетенцией. При этом, в силу ст. 125 ГК РФ орган местного самоуправления приобретает права и обязанности участника межмуниципального хозяйственного общества от имени соответствующего муниципального образования.

Межмуниципальные хозяйственные общества создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами (п. 2 ст. 68 N 131-ФЗ). Порядок образования и деятельности межмуниципальных хозяйственных обществ в форме обществ с ограниченной ответственностью регламентируется положениями Федерального закона от 8 февраля 1998 года N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью".

Как следует из представленных материалов дела, участниками (учредителями) ООО «Жилкомсбыт» являются городское поселение «Рабочий поселок Октябрьский» Ванинского муниципального района Хабаровского края, сельское поселение «Поселок Токи» Ванинского муниципального района Хабаровского края, сельское поселение «Поселок Монгохто» Ванинского муниципального района Хабаровского края, сельское поселение «Поселок Тумнин» Ванинского муниципального района Хабаровского края, Кенадское сельское поселение Ванинского муниципального района Хабаровского края, Тулучинское сельское поселение Ванинского муниципального района Хабаровского края, Высокогорненское городское поселение Ванинского муниципального района Хабаровского края, администрация муниципального образования Ванинского района Хабаровского края, администрация городского поселения «Рабочий поселок Ванино» Ванинского муниципального района Хабаровского края, Даттинское сельское поселение Ванинского муниципального района Хабаровского края, Ульчко-орочское сельское поселение Ванинского муниципального района Хабаровского края, о чем в Едином государственном реестре юридических лиц сделана соответствующая запись о создании юридического лица. Это общество создано участниками, в том числе в лице 2 администраций муниципальных образований, не являющихся представительными органами муниципальных образований.

Поэтому суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что соответствующая функция должна быть реализована органом местного самоуправления в рамках предоставления муниципальных услуг в порядке, определяемом Федеральным законом N 210-ФЗ.

В силу пункта 1 части 1 статьи 6 Федерального закона N 210-ФЗ органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами. Административный регламент является нормативным правовым актом, устанавливающим порядок и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги (пункт 4 статьи 2 Федерального закона N 210-ФЗ).

Частью 1 статьи 12 Федерального закона N 210-ФЗ также установлено, что предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.

Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона N 210-ФЗ разработку проекта административного регламента и его утверждение осуществляет орган, предоставляющий государственную услугу, или орган, предоставляющий муниципальную услугу.

Таким образом, приведенные положения действующего федерального законодательства обязывают соответствующий орган местного самоуправления разработать и утвердить процедуру предоставления каждой из муниципальных услуг в форме административного регламента.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 17 Закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления муниципального образования обладают правомочием на издание муниципальных правовых актов, в том числе в указанной сфере.

Согласно статье 36 Устава Ванинского муниципального района Хабаровского края, принятого решением Собрания депутатов Ванинского муниципального района от 31 мая 2005 года N 24, администрация является исполнительно-распорядительным органом муниципального района, осуществляющий полномочия по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Хабаровского края.

Принимая во внимание предусмотренными приведенными положениями Закона N 131-ФЗ, а также уставом Ванинского муниципального района Хабаровского края полномочия муниципального района, судебная коллегия считает, что услуга, о разработке административного регламента предоставления которой заявлено прокурором, является муниципальной услугой, должна предоставляться в соответствии с административным регламентом.

На основании изложенного, исходя из совокупности вышеприведенных норм права и установленных обстоятельств дела, суд первой инстанции пришел к верному выводу о доказанности факта неправомерного бездействия административного ответчика, выразившегося в непринятии мер по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего предоставление муниципальной услуги по выдаче копии финансово-лицевого счета, выписки из домовой книги, справок и иных документов в сфере жилищно-коммунального хозяйства, выдача которых относится к полномочиям соответствующего муниципального учреждения и возложении обязанность разработать и утвердить соответствующий правовой акт.

Прокурором заявлены требования о признании незаконным бездействия административного ответчика, выразившегося в непринятии нормативного правового акта, устанавливающего порядок оказания муниципальной услуги, предоставлять которую в силу требований статьи 6 Федерального закона N 210-ФЗ орган местного самоуправления обязан в соответствии с административным регламентом.

На возможность в судебном порядке обязать принять нормативный правовой акт в случае, если соответствующая обязанность органа государственной власти, органа местного самоуправления предусмотрена законом, а недостаточная правовая урегулированность административных и иных публичных правоотношений может повлечь нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, указано Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в постановлениях от 27 декабря 2016 года N 63 (пункт 2) и от 25 декабря 2018 года N 50 (пункт 37).

При этом структуру административного регламента, критерии и иные вопросы, связанные с порядком ее предоставления, орган местного самоуправления определяет самостоятельно с учетом требований, установленных, в том числе Федеральным законом N 210-ФЗ.

Принимая во внимание, что настоящий спор касается жилищно-коммунальной сферы, имеет социальное значение для населения в совокупности с тем, что прокурором до обращения в суд с административным исковым заявлением вносилось представление в адрес администрации района об устранении заявленных в настоящем деле нарушений, которое не удовлетворено своевременно, судебная коллегия полагает, что срок исполнения решения является разумным. Срок исполнения решения суда установлен судом первой инстанции с учетом существа разрешенных требований, направленных на устранение нарушения, принципов разумности и справедливости, является, по мнению судебной коллегии, достаточным для выполнения административным ответчиком возложенных на него обязанностей, обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон.

Кроме того, при возникновении исключительных обстоятельств, объективно препятствующих своевременному исполнению судебного решения, административный ответчик вправе обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда в порядке статей 189, 358 КАС РФ.

Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не содержится.

Выводы суда первой инстанции основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом в соответствии с требованиями статьи 84 КАС РФ, а также на нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения.

Доводы апелляционной жалобы по существу повторяют правовую позицию административного ответчика, которая являлась предметом рассмотрения суда первой инстанции и получила надлежащую правовую оценку. Эти доводы не ставят под сомнение сделанные судом первой инстанции выводы, а потому не могут повлечь отмену принятого по делу судебного акта. Основания для иной оценки и иного применения норм материального права у суда апелляционной инстанции в данном случае отсутствуют.

Апелляционная жалоба не содержит обоснованных доводов о допущенных судом нарушениях норм материального и процессуального права, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, являющихся основанием для отмены или изменения решения суда, которые судебной коллегией также не установлены, в связи с чем решение суда следует признать законным и обоснованным.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Ванинского районного суда Хабаровского края от 28 июля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.

Председательствующий:

Судьи: