ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-В227/19 от 11.02.2020 Воронежского областного суда (Воронежская область)

В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д

Дело 33а-898/2020

(33а-9446/2019;)

№2а-в227/2019

Строка №3.022а

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Воронеж 11 февраля 2020 г.

Судебная коллегия по административным делам Воронежского областного суда в составе:

председательствующего Андреевой Н.В.,

судей Меремьянина Р.В., Щербакова А.В.,

при секретаре Батуркиной О.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Спирина В.А. к администрации Орловского сельского поселения Новоусманского муниципального района Воронежской области о признании незаконным бездействия и понуждении провести мероприятия по противопожарной безопасности, по апелляционной жалобе Спирина В.А. на решение Новоусманского районного суда Воронежской области от 16 октября 2019 года, которым административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Меремьянина Р.В., исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Спирин В.А. обратился в суд с иском к администрации Орловского сельского поселения Новоусманского муниципального района Воронежской области, в котором просит признать незаконными действия (бездействия) администрации Орловского сельского поселения Новоусманского муниципального района выразившиеся в нарушении требований законодательства о пожарной безопасности и обязать администрацию Орловского сельского поселения произвести работы по опашке и оборудованию защитных противопожарных полос по периметру принадлежащих ему земельных участков с кадастровыми номерами и , расположенных по адресу: <адрес>, проводить указанные мероприятия в сентябре каждого года, а также взыскать с администрации Орловского сельского поселения в его пользу расходы по оплате юридических услуг 5000 рублей и расходы по госпошлине в сумме 300 рублей.

Решением Новоусманского районного суда Воронежской области от 16 октября 2019 года исковые требования Спирина В.А. удовлетворены частично, признаны незаконными бездействия администрации Орловского сельского поселения Новоусманского муниципального района Воронежской области, выразившиеся в непринятии мер пожарной безопасности, на администрацию Орловского сельского поселения Новоусманского муниципального района возложена обязанность произвести покос сухой растительности вдоль границ земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> на расстоянии с западной стороны 4 метра, с южной стороны 1 метр и вдоль границ земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> с западной, южной стороны и восточной стороны на расстоянии 4 метра. В удовлетворении иска в части возложения обязанности на администрацию Орловского сельского поселения произвести работы по опашке и оборудованию защитных противопожарных полос по периметру принадлежащих истцу земельных участков и проведении указанных мероприятий в сентябре каждого года отказано.

В апелляционной жалобе Спирин В.А. просит отменить решение суда первой инстанции.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом. В силу требований ст.165.1 ГК РФ, ст.96 КАС РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Воронежского областного суда приходит к следующему.

В соответствии пунктом 9 части 1 и частью 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

В силу статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.

Правила пожарного режима в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года N 390 "О противопожарном режиме" (далее - Правила пожарного режима) содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты (далее - объекты защиты) в целях обеспечения пожарной безопасности.

Пунктом 17 (1) Правил пожарного режима установлено, что правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных в границах населенных пунктов, территории садоводства или огородничества обязаны производить регулярную уборку мусора и покос травы.

Руководитель организации обеспечивает очистку объекта защиты и прилегающей к нему территории, в том числе в пределах противопожарных расстояний между объектами защиты, от горючих отходов, мусора, тары и сухой растительности (пункт 77 Правил пожарного режима).

Согласно части 4 статьи 6 Технического регламента утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 данного Регламента.

В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Спирин В.А. является собственником земельных участков с кадастровым номером площадью 5632 кв.м. и с кадастровым номером площадью 5369 кв.м., расположенных по адресу: <адрес>.

На земельном участке <адрес> расположен жилой дом площадью 21,5 кв.м., принадлежащий на праве собственности истцу, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.

Земельный участок площадью 1617150 кв.м., кадастровый номер , расположенный по адресу: <адрес>, северо-западная часть кадастрового квартала , разрешенное использование – для сельскохозяйственного производства на основании договора аренды от 15.05.2017 года заключенного с отделом по управлению муниципальным имуществом администрации Новоусманского муниципального района принадлежит ООО «Красинское».

Согласно схемы расположения земельных участков, составленной кадастровым инженером Власовой О.А., а также экспертному исследованию №710/19 ООО «Воронежский центр экспертизы» от 14.10.2019 при составлении которого использовались, в том числе сведения из публичной кадастровой карты, расстояние от границ земельных участков с кадастровыми номерами , , принадлежащих Спирину В.А. и земельным участком с кадастровым номером , находящимся в пользовании ООО «Красинское» составляет от 1 м. до 4 м., что, как указывает эксперт, позволяет сделать вывод о том, что земельные участки истца не располагаются на территории земельного участка с кадастровым номером и не имеют с данным участком общих границ, т.е. не являются смежными.

При этом на основании материалов дела судом установлено, что между границ земельных участков с кадастровыми номерами , , принадлежащих Спирину В.А. и земельным участком с кадастровым номером , находящимся в пользовании ООО «Красинское» находится полоса муниципальной земли: от границ земельных участков, принадлежащих Спирину с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> на расстоянии с западной стороны 4 метра, с южной стороны 1 метр и вдоль границ земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> с западной, южной и восточной стороны на расстоянии 4 метра.

Ответом главы администрации Орловского сельского поселения Новоусманского муниципального района Воронежской области от 10.07.2019 года Спирину В.А. отказано в удовлетворении заявления от 02.07.2019 года о покосе травы и проведении работ по опашке территории вокруг принадлежащих ему земельных участков.

Считая бездействие администрации Орловского сельского поселения Новоусманского муниципального района Воронежской области незаконным, Спирин В.А обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно установил все имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно распределил бремя доказывания, проанализировал положения Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Правила пожарного режима в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года N 390 "О противопожарном режиме", Постановление Правительства Воронежской области от 19.04.2019 N 387 "Об установлении особого противопожарного режима на территории Воронежской области" применительно к возникшим правоотношениям на предмет соответствия требованиям закона, доводы административного истца, возражения ответчика и пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных исковых требований в части.

Признавая незаконными бездействия администрации Орловского сельского поселения Новоусманского муниципального района Воронежской области, выразившиеся в непринятии мер пожарной безопасности, а также возлагая на администрацию Орловского сельского поселения Новоусманского муниципального района обязанность произвести покос сухой растительности вдоль границ, принадлежащих истцу земельных участков, суд обоснованно исходил из того, что указанная земля, граничащая с земельными участками истца является муниципальной, в связи, с чем административный ответчик обязан производить регулярную уборку мусора, покос травы и сухой растительности.

Согласно подпункта 4.5 п.4 Постановления Правительства Воронежской области от 19.04.2019 N 387 "Об установлении особого противопожарного режима на территории Воронежской области" главам администраций городских округов и поселений рекомендовано произвести опашку территорий поселений со стороны лесных угодий на ширину не менее 6 метров, очистить территорию, примыкающую к жилым строениям, от сухой травы.

С учетом приведенных положений Постановления и того обстоятельства, что земельные участки истца с лесными угодьями не граничат, суд пришел к правильному выводу о том, что действующее законодательство не предусматривает принятие мер пожарной безопасности в виде проведения работ по опашке и оборудованию защитных противопожарных полос по периметру земельных участков, не граничащих с лесными угодьями и правомерно отказал в удовлетворении иска в указанной части.

Обоснованно отказано судом и в удовлетворении иска в части возложения обязанности на администрацию Орловского сельского поселения по проведению указанных мероприятий в сентябре каждого года, поскольку истцом заявлено о защите не нарушенного права на будущее время.

Решение суда по существу является правильным. Выводы суда основаны на имеющихся в деле доказательствах, которым дана надлежащая правовая оценка в их совокупности. Нарушений требований ст.84 КАС РФ при оценке доказательств судом не допущено.

Доводы апелляционной жалобы со ссылкой на положения приказа МЧС РФ от 18.06.2003 N 313 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)" судебная коллегия не принимает во внимание, поскольку на момент рассмотрения административного дела, данный нормативный акт утратил законную силу.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения по делу не допущено. Ходатайство истца о назначении по делу судебной экспертизы судом первой инстанции было рассмотрено с вынесением определения в порядке ст.77 КАС РФ.

Другие доводы жалобы выводов суда первой инстанции не опровергают и отмену решения не влекут.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Новоусманского районного суда Воронежской области от 16 октября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Спирина В.А. – без удовлетворения.

Председательствующий судья:

судьи коллегии: