ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-10322/18 от 27.06.2018 Свердловского областного суда (Свердловская область)

Судья Маракова Ю.С.

Дело 33а-10322/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

27 июня 2018 года

город Екатеринбург

Судебная коллегия по административным делам Свердловского областного суда в составе:

Председательствующего Шабалдиной Н.В.,

судей Колпаковой А.В., Вдовиченко С.А.,

при секретаре Пархоменко Т.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Администрации Нижнетуринского городского округа к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Свердловской области о признании незаконным решения об отказе в предоставлении сведений из Единого государственного реестра недвижимости

по апелляционной жалобе административного ответчика Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Свердловской области на решение Нижнетуринского городского суда Свердловской области от 12 марта 2018 года.

Заслушав доклад судьи Шабалдиной Н.В., объяснения представителя административного истца Чеботова Д.В., действующего на основании доверенности от 04 апреля 2018 года, представителя административного ответчика филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Свердловской области Арутюнян Н.Х., действующей на основании доверенности от 09 января 2018 года, судебная коллегия

установила:

административный истец Администрация Нижнетуринского городского округа обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным решение филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Свердловской области (далее по тексту филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Свердловской области) об отказе в предоставлении сведений из Единого государственного реестра недвижимости (далее по тексту ЕГРН).

В обоснование административного иска указано, что 11 января 2018 года через интернет-портал Управления Росреестра заместителем председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Нижнетуринского городского округа А., действующим от имени Нижнетуринского городского округа на основании доверенности был направлен запрос о предоставлении сведений из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах в отношении объекта недвижимости.

12 января 2018 года ведущим инженером филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Свердловской области Р. было вынесено решение об отказе в предоставлении запрашиваемых сведений из ЕГРН, в связи с нарушением пунктов 43, 44, 53 Приказа Минэкономразвития России от 23 декабря 2015 года № 968 «Об установлении порядка предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, и порядка уведомления заявителей о ходе оказания услуги по предоставлению сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости» и не приложением к запросу электронного документа (электронного образа документа), подтверждающего, что представитель заявителя, представивший запрос, является в соответствии с пунктом 42 Приказа лицом, имеющим право на подписание такого запроса.

Полагая, что данное решение об отказе является незаконным, административный истец обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением.

Решением Нижнетуринского городского суда Свердловской области от 12 марта 2018 года исковые требования Администрации Нижнетуринского городского округа удовлетворены; признано незаконным решение Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Свердловской области от 12 января 2018 года № 66/001/011/2018-1627 об отказе в предоставлении сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним; на административного ответчика возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем предоставления Администрации Нижнетуринского городского округа сведений на основании запроса от 11 января 2018 года № 40/22300497.

Не согласившись с решением суда, административный ответчик филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Свердловской области подал апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований, ссылаясь на неверное применение судом норм материального права. Повторяя доводы, изложенные в суде первой инстанции, административный ответчик настаивает на законности оспариваемого решения и указывает, что судом не принято во внимание, что к запросам о предоставлении сведений из ЕГРН, представительным органом местного самоуправления в электронном виде и подписанным руководителем или заместителем руководителя указанного органа должен прилагаться документ (электронный документ, электронный образ документа), подтверждающий полномочия лица, подписавшего запрос, действовать от имени юридического лица без доверенности, а также не указано, какую норму закона нарушил административный ответчик, и в чем нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

В суде апелляционной инстанции представитель административного ответчика Арутюнян Н.Х., доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований административного истца.

Представитель административного истца Чеботов Д.В. просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Указал, что при получении запроса, орган регистрации из ключа мог установить, что запрос подан представителем администрации.

Заслушав представителей административного истца, административного ответчика, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, исследовав доказательства, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Суд удовлетворяет такое заявление при наличии совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого решения или действия (бездействия) закону или иному нормативному акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушения этим решением или действием (бездействием) прав либо свобод заявителя (часть 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Как следует из материалов дела, 11 января 2018 года через интернет-портал Управления Росреестра заместителем председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Нижнетуринского городского округа А., действующим от имени Нижнетуринского городского округа на основании доверенности был направлен электронный запрос о предоставлении сведений из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах в отношении объекта недвижимости (жилого помещения), расположенного по адресу: .... Запрос зарегистрирован за № 40-22300497.

12 января 2018 года ведущим инженером филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Свердловской области Р. было вынесено решение № 66/001/011/2018-1627 об отказе в предоставлении запрашиваемых сведений из ЕГРН, в с тем, что в нарушении пунктов 43, 44, 53 Приказа Минэкономразвития России от 23 декабря 2015 года № 968 «Об установлении порядка предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, и порядка уведомления заявителей о ходе оказания услуги по предоставлению сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости» к запросу о предоставлении сведений, в отношении которых заявитель в соответствии с частью 1 статьи 63 Федерального закона от 13 июля 2018 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» обладает правом на их безвозмездное предоставление, не приложен электронный документ (электронный образ документа), подтверждающий, что представитель заявителя, представивший запрос, является в соответствии с пунктом 42 Приказа лицом, имеющим право на подписание такого запроса.

Разрешая спор и удовлетворяя требования административного истца в полном объеме, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 62 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» статьи 36 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», пункта 1 статьи 21, пункта 1 статьи 28, статьи 30 Устава Нижнетуринского городского округа, пункта 3 статьи 125, пунктов 1, 4 статьи 185 Гражданского кодекса Российской Федерации, постановления Администрации Нижнетуринского городского округа от 16 декабря 2016 года № 1087 «Об утверждении перечней муниципальных и государственных услуг, предоставляемых администрацией в электронном виде» пришел к выводу, что глава Нижнетуринского городского округа вправе наделять по доверенности полномочиями своих представителей на выполнение от имени муниципального образования юридически значимых действий, наделяя это лицо правами, в том числе правом на получение сведений из ЕГРН, в связи с чем указал на незаконность решения об отказе в предоставлении сведений и возложил обязанность представить сведения на основании запроса административного истца.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они являются правильными, основанными на нормах действующего законодательства.

При этом судебная коллегия не может согласиться с доводами апелляционной жалобы в силу следующего.

Порядок представления сведений, содержащихся в ЕГРН, установлен статьей 62 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Федеральный закон № 218-ФЗ), Приказом Минэкономразвития России от 23 декабря 2015 года № 968 «Об установлении порядка предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, и порядка уведомления заявителей о ходе оказания услуги по предоставлению сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости» (далее по тексту – Приказ № 968).

В силу части 1 статьи 62 Федерального закона № 218-ФЗ, сведения, содержащиеся в ЕГРН, за исключением сведений, доступ к которым ограничен федеральным законом, предоставляются органом регистрации прав по запросам любых лиц, в том числе посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал, единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, иных технических средств связи, а также посредством обеспечения доступа к федеральной государственной информационной системе ведения Единого государственного реестра недвижимости или иным способом, установленным органом нормативно-правового регулирования.

Сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости и предоставленные на основании запроса о предоставлении сведений, независимо от способа их предоставления являются актуальными (действительными) на момент выдачи органом регистрации прав или многофункциональным центром сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости. На основании одного запроса о предоставлении сведений предоставляется один документ, в виде которого предоставляются сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости (часть 4 статьи 62 Федерального закона № 218-ФЗ).

Согласно пункту 4 части 13 статьи 62 Федерального закона № 218-ФЗ сведения, содержащиеся в ЕГРН, о дате получения органом регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов, о содержании правоустанавливающих документов, обобщенные сведения о правах отдельного лица на имеющиеся или имевшиеся у него объекты недвижимости, а также сведения в виде копии документа, на основании которого сведения внесены в ЕГРН, сведения о признании правообладателя недееспособным или ограниченно дееспособным предоставляются только ограниченному кругу лиц, к которым, в том числе, относятся руководители, заместители руководителей федеральных органов исполнительной власти, руководители, заместители руководителей их территориальных органов, руководители, заместители руководителей органов государственной власти субъектов Российской Федерации, руководители, заместители руководителей органов местного самоуправления, если соответствующие сведения необходимы для осуществления полномочий указанных органов в установленной сфере деятельности, в том числе для оказания государственных или муниципальных услуг.

В силу пункта 30 Приказа № 968 запрос представляется в орган регистрации прав по выбору заявителя, в том числе и в электронной форме путем заполнения формы запроса, размещенной на официальном сайте и едином портале.

К запросу о предоставлении сведений ограниченного доступа прилагаются документы, перечисленные в пункте 43 Приказа № 968, в том числе и копия документа, подтверждающего полномочия подписавшего запрос о предоставлении сведений лица действовать от имени юридического лица без доверенности, если эти сведения отсутствуют в едином государственном реестре юридических лиц или в данном реестре указаны сведения о другом лице либо если полномочия лица, подписавшего данный запрос, подтверждаются доверенностью, оригинал доверенности или ее копия (для заявителя - представителя юридического лица, являющегося правообладателем, залогодержателем, лицом, имеющим право на наследование имущества правообладателя по завещанию, лицом, получившим доверенность от правообладателя или его законного представителя).

В соответствии с пунктом 44 Приказа № 968 к запросу о предоставлении сведений, в отношении которых заявитель в соответствии с частью 1 статьи 63 Закона обладает правом на их безвозмездное предоставление, за исключением запроса о предоставлении сведений ограниченного доступа, а также запросов, представляемых Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченным по правам человека в субъекте Российской Федерации, Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченными по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации, прилагаются следующие документы: документ, подтверждающий право заявителя на безвозмездное получение сведений, либо копия такого документа, заверенная в установленном порядке; документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя (если запрос представляется представителем заявителя).

При этом, если запрос представляется в электронном виде, указанные в настоящем пункте документы должны быть представлены в форме электронных документов (электронных образов документов). При представлении запроса в электронном виде документ, подтверждающий право заявителя на безвозмездное получение сведений, по желанию заявителя может не представляться в виде электронного документа (электронного образа документа), если информация о заявителе, указанная в таком документе и подтверждающая право заявителя на безвозмездное получение сведений, содержится в сертификате ключа проверки усиленной квалифицированной электронной подписи.

Электронные документы (электронные образы документов), представляемые с запросом, в том числе доверенности, направляются в виде файлов в одном из указанных форматов: PDF, XML (пункт 53 Приказа № 968).

Пунктом 42 Приказа № 968 установлен перечень лиц, заверяющих запрос, представляемый на бумажном носителе (в том числе посредством почтового отправления). Кроме того, в данном пункте закреплено, что если указанный в настоящем пункте запрос представляется в виде электронного документа, он должен быть заверен усиленной квалифицированной электронной подписью лица, названного в настоящем пункте.

При этом согласно пункту 38 Приказа № 968 подавать запрос на предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, имеет право как само лицо, так и его представитель (при представлении самой доверенности вместе с запросом). Если запрос представляется в электронном виде, доверенность должна быть представлена в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица, выдавшего (подписавшего) доверенность, или усиленной квалифицированной электронной подписью удостоверившего доверенность нотариуса.

Право на предъявление запроса в электронном виде представителем также закреплено в пункте 50 Приказа Минэкономразвития России от 06 июня 2016 года № 357 «Об утверждении административного регламента Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по предоставлению сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее по тексту - Административный регламент), согласно которому при представлении запроса в электронной форме представителем заявителя, действующим на основании доверенности, с запросом представляется доверенность в форме электронного документа (электронного образа документа), подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица, выдавшего (подписавшего) доверенность.

С учетом системного толкования вышеуказанных положений, судебная коллегия приходит к выводу, что вопреки утверждению административного ответчика, действующим законодательством, несмотря на закрепление в пункте 42 Приказа № 968 перечня лиц, которым предоставляется информация, не исключена возможность представительства. Уполномоченное лицо при наличии доверенности вправе направлять в регистрирующий орган запросы о предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРН.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что Администрация Нижнетуринского городского округа в лице главы Нижнетуринского городского округа вправе наделять по доверенности полномочиями своих представителей на выполнение от имени муниципального образования юридических значимых действий, наделяя это лицо, определенными правами для выполнения соответствующих поручений и полномочий.

В силу положений Гражданского кодекса Российской Федерации о представительстве (глава 10 Гражданского кодекса Российской Федерации) юридические действия, совершенные представителем от имени главы Администрации Нижнетуринского городского округа, считаются совершенным самим главой.

Как следует из материалов дела, запрос № 40-22300497 был сформирован и подписан А., имеющего квалифицированную электронную подпись, при этом к запросу был приложен электронный образ доверенности в формате PDF, предоставляющий ему право на оформление, подписание запроса и получение информации из ЕГРН, что не противоречит требованиям Федерального закона № 218-ФЗ, Приказу № 968, Административному регламенту.

Анализ представленных административным истцом доказательств позволяет судебной коллегии сделать вывод, что запрос на представление информации был оформлен А., уполномоченным представителем Администрации Нижнетуринского городского округа, в соответствии с требованиями закона и позволял с достоверностью определить лицо, запрашиваемое информацию и его полномочия.

Так, согласно копии квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи, владельцем сертификата ключа является А. - начальник отдела по управлению муниципальным имуществом; организация - КУМИ Администрации Нижнетуринского городского округа. При этом к расширенному использованию ключа проверки электронной подписи, в том числе отнесено и формирование запроса о предоставлении сведений из ЕГРН и о предоставлении сведений из государственного кадастра недвижимости (л.д.88).

Кроме того, судебная коллегия отмечает, что иные запросы, направленные А. 11 января 2018 года о получении сведений из ЕГРН, были приняты административным ответчиком к рассмотрению, по ним была представлена запрашиваемая информация (л.д. 77, 79).

Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании положений законодательства, применяемого к спорным правоотношениям, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия со сделанной судом первой инстанции оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, произведенной судом первой инстанции в полном соответствии с положениями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при этом оснований для иной оценки установленных по делу обстоятельств судебная коллегия не усматривает.

С учетом изложенного, судебная коллегия, проанализировав приведенные правовые нормы, фактические обстоятельства дела, полагает, что решение суда является законным, обоснованным и не подлежит отмене по доводам апелляционной жалобы.

Руководствуясь частью 1 статьи 308, пунктом 1 статьи 309, статьей 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Нижнетуринского городского суда Свердловской области от 12 марта 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Свердловской области – без удовлетворения.

Председательствующий Н.В. Шабалдина

Судьи А.В. Колпакова

С.А. Вдовиченко