ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-5019/2023 от 25.07.2023 Суда Ханты-Мансийского автономного округа (Ханты-Мансийский автономного округ-Югра)

Судья Алешков А.Л. апелляционное дело № 33а-5019/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

25 июля 2023 года г.Ханты-Мансийск

Судебная коллегия по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:

председательствующего Симоновича В.Г.

судей коллегии Волкова А.Е., Назарука М.В.

при секретаре Барабаш П.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 2а-921/2023 по апелляционной жалобе администрации сельского поселения Локосово, Сургутского района, ХМАО-Югры на решение Сургутского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 21 апреля 2023 года по административному исковому заявлению администрации сельского поселения Локосово, Сургутского района к Контрольно-счетной палате Сургутского района, Думе Сургутского района о признании незаконным представления, которым суд оставил требования администрации сельского поселения Локосово без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Волкова А.Е., судебная коллегия

установила:

Администрация сельского поселения Локосово, Сургутского района, ХМА-Югры обратилась в суд с административным исковым заявлением к Контрольно-счётной палате Сургутского района и Думе Сургутского района о признании незаконным представления от 17 марта 2023 года, вынесенного председателем Контрольно-счётной палаты Сургутского района Ерошкиной С.А. по выявленным нарушениям в результате проведения контрольного мероприятия.

В судебном заседании административный истец в лице Главы сельского поселения Локосово Сургутского района Романова И.В. требования административного искового заявления поддержал.

Представитель административного ответчика Контрольно-счетной палаты Сургутского района Сабельфельд Е.В. в судебном заседании административный иск не признала.

Представитель Думы Сургутского района Кудин А.В. в судебном заседании административный иск не признал.

Суд постановил решение, резолютивная часть которого приведена выше.

Администрацией сельского поселения Локосово, Сургутского района представлена апелляционная жалоба, в которой административный истец просит решение суда отменить, и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов жалобы указывает, что оспариваемое предписание вынесено по результатам проверки, которую контрольно-счетный орган (далее по тексту КСО) проводил на основании соглашения № 60 от 19 ноября 2020 года о передаче Контрольно-счетной палатой (далее КСП) Сургутского района полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля КСП сельского поселения Локосово. Сторонами соглашения являются Дума района, КСП района и Совет Депутатов, при этом трёхстороннее Соглашение подписано только двумя сторонами - Думой района и Советом депутатов. В нарушении ст. 160, 162 ГК РФ третья сторона, КСП района Соглашение не подписывала. По мнению апеллянта, указанное свидетельствует о не соблюдение простой формы сделки и влечет её недействительность, соответственно какие-либо юридические последствия для КСП района не порождает, а потому проверку КСП района провела не законно, не имея на то правовых оснований. Также указал, что в соответствии со ст. 4 Устава с.п. Локосово в структуре органов местного самоуправления КСО отсутствует и потому сельское поселение не имеет полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля. Соглашение № 60 о передаче Контрольно-счётной палате Сургутского района полномочий КСО сельского поселения Локосово по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля передает КСП Сургутского района полномочия только в части осуществления внешнего муниципального финансового контроля, но не образования КСП. Полагает, что при таких обстоятельствах, первоначально представительным органом именно муниципального образования необходимо образовать КСО в муниципальном образовании, как это требует п.п.2 ст.3 Федерального закона от 07 февраля 2011 года N 6-ФЗ. КСО муниципального образования является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля и образуется представительным органом муниципального образования. После образования КСП муниципального образования, представительный орган может передать полномочия по КСП в представительный орган муниципального района в соответствии п. п. 11 ст. 3 Федерального закона от 07 февраля 2011 года N 6-ФЗ. Представительные органы поселений, входящих в состав муниципального органа, вправе заключать соглашения с представительным органом муниципального района о передаче КСО муниципального района полномочий КСО поселения по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля. В п. 2 ст. 3 Федерального закона от 07 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности КСО объектов Российской Федерации и муниципальных образований" прописано, что образовывать КСП может только представительный орган муниципального образования. По смыслу части 1 и 2 ст. 34 закона № 131-ФЗ наличие КСО в структуре органов местного самоуправления муниципального образования является не обязательным. В данном случае представление было направлено по результатам проверки КСП Сургутского района на основании проверки, проведенной по подписанному соглашению № 60, где переданы полномочия только по осуществлению внешнего финансового контроля, но сам КСО представительным органом в сельском поселении не создан, как это требует пп. 2 ст. 3 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований". Представительным органом сельского поселения Локосово решения о передачи части полномочий о передаче КСО муниципального района полномочий КСО поселения по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля не принималось.

Думой Сургутского района представлены возражения на апелляционную жалобу, в которых административный ответчик просит решение суда оставить без изменения, доводы жалобы без удовлетворения.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле не явились, о месте и времени рассмотрения дела были извещены. На основании частей 8, 9 статьи 96, части 1 статьи 307 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным по следующим основаниям.

Судом установлено и следует из материалов дела, что по результатам контрольного мероприятия «Проверка законности и эффективности использования средств местного бюджета, а также иных средств в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в муниципальном образовании сельское поселение Локосово за период с 01 января 2019 года по 31 декабря 2021 года включительно (выборочно)» Контрольно-счётной палатой Сургутского района в адрес Главы сельского поселения Локосово вынесено представление № 1 от 17 марта 2023 года об устранении выявленных нарушений.

Полагая, что вышеуказанное представление Контрольно-счётной палатой Сургутского района вынесено незаконно в отсутствие полномочий на проведение проверки и вынесения предписания, администрация сельского поселения Локосово, Сургутского района обратилась с настоящим административным иском в суд.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое контрольное мероприятие проведено на основании действующего законодательства, в период действия заключенного между Советом депутатов с.п. Локосово и Думой Сургутского района соглашения о передаче Контрольно-счётной палате Сургутского района полномочий контрольно-счётного органа сельского поселения Локосово по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля от 19 ноября 2020 года № 60.

Судебная коллегия с решением суда согласна.

В соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее-БК РФ), Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ), Федерального закона от 07 февраля 2011 года № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» в сельском поселении Локосово, Сургутского района, ХМАО-Югры должен осуществляться внешний муниципальный финансовый контроль.

Согласно части 1 статьи 38 Федерального закона № 131-ФЗ в целях осуществления внешнего муниципального финансового контроля представительный орган муниципального образования вправе образовать контрольно-счетный орган муниципального образования.

При этом необходимо учитывать, что согласно пункту 2 статьи 264.4 БК РФ, внешняя проверка годового отчета об исполнении местного бюджета осуществляется контрольно-счетным органом муниципального образования в порядке, установленном муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования с соблюдением требований БК РФ и с учетом особенностей, установленных федеральными законами.

В соответствии со статьей 265 БК РФ осуществление деятельности по внешнему муниципальному финансовому контролю в сфере бюджетных правоотношений относится к полномочиям контрольно-счетных органов муниципальных образований.

На основании приведенных норм права, образование контрольно-счетных органов муниципальных образований необходимо в целях создания полноценной системы муниципального финансового контроля в сфере бюджетных правоотношений и, в частности, системы внешнего финансового контроля.

В соответствии с абзацем 2 части 2 статьи 34 закона №131-ФЗ уставом муниципального образования, имеющего статус сельского поселения, внутригородского муниципального образования города федерального значения, может быть предусмотрено формирование исполнительно-распорядительного органа, возглавляемого главой муниципального образования, исполняющим полномочия председателя представительного органа муниципального образования.

Согласно части 3 статьи 34 закона №131-ФЗ порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации. При этом в соответствии с пунктами 4 и 5 части 1 статьи 44 закона №131-ФЗ уставом муниципального образования должны определяться структура и порядок формирования органов местного самоуправления наименования и полномочия выборных и иных органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления.

В соответствии с уставом сельского поселения Локосово создание контрольно-счётного органа не предусмотрено.

Частью 3 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ определен перечень вопросов местного значения сельского поселения.

Согласно части 4 статьи 15 Федерального закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения.

Согласно части 11 статьи 3 Федерального закона от 07 февраля 2011 года № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» представительные органы поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с представительным органом муниципального района о передаче контрольно-счетному органу муниципального района полномочий контрольно-счетного органа поселения по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля. Следовательно, законом не предусмотрена возможность при заключении данного вида соглашений подписание его контрольно-счетной палатой.

В порядке, определенном решением Думы Сургутского района от 01 апреля 2015 года № 672-нпа «О порядке заключения Соглашений о передаче осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения» (далее - решение Думы № 672-нпа), Думой Сургутского района было принято решение от 23 ноября 2017 года № 267-нпа «О принятии и передаче части полномочий» (далее - решение Думы № 267-нпа) вопрос местного значения по составлению и рассмотрению проекта бюджета поселения, утверждение и исполнение бюджета поселения, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета поселения, в части осуществления внешнего муниципального финансового контроля, передан сельским поселением Локосово для исполнения органам местного самоуправления Сургутского района, в связи с чем заключено Соглашение о передаче Контрольно-счётной палате Сургутского района полномочий контрольно-счётного органа сельского поселения Локосово по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля от 19 ноября 2020 года № 60 (далее - Соглашение № 60), действующее до 31 декабря 2023 года, (решение Думы № 267-нпа утратило силу, в настоящее время действует решение Думы Сургутского района от 22 октября 2021 года № 27-нпа «О принятии и передаче части полномочий», содержащее аналогичные условия).

Соглашение № 60 до настоящего времени является действующим.

При этом Соглашение от имени Совета депутатов Локосово, как и все дополнения к нему, подписаны главой поселения Романовым И.В., который вступил в должность с 17 сентября 2018 года и осуществляет полномочия до настоящего времени.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы об отсутствии у КСП района полномочий для проведения контрольного мероприятия в соответствии с распоряжением Контрольно-счётной палаты Сургутского района от 07 октября 2022 года № 01-03-364р, являются несостоятельными.

Согласно пункту 27 раздела 3 решения Думы № 672-нпа органы местного самоуправления поселений обеспечивают согласование и подписание проектов Соглашений в течение 10 календарных дней с момента поступления проекта Соглашения в администрацию поселения.

В соответствии с Уставом сельского поселения Локосово и на основании решения Совета депутатов сельского поселения Локосово от 09 декабря 2016 года № 112 «О Регламенте Совета депутатов сельского поселения Локосово» глава поселения входит в состав Совета поселения и исполняет полномочия его председателя, представляет Совет депутатов в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления других муниципальных образований, заключает договоры и соглашения с другими муниципальными образованиями, органами власти.

Таким образом, решения Думы Сургутского района «О принятии и передаче части полномочий» согласно решению Думы № 672-нпа согласовывались главой сельского поселения Локосово, а Соглашение № 60 и дополнительные соглашения к нему заверены подписью главы сельского поселения Локосово, в качестве лица, осуществляющего полномочия председателя Совета депутатов и имеющего право действовать от имени Совета депутатов.

Порядком заключения Соглашений о передаче полномочий (решение Думы № 672-нпа) не предусмотрено предоставление Думе Сургутского района принятых решений Совета депутатов Локосово перед подписанием соглашения, в связи с тем, что частью 11 статьи 3 Федерального закона от 07 февраля 2011 года № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» не установлена обязанность представительных органов поселения до подписания соглашения принимать нормативный акт.

Кроме того, Совет депутатов Локосово является представительным органом местного самоуправления сельского поселения Локосово и в своей деятельности не подотчётен Думе Сургутского района.

В соответствии с решением Думы района от 26 сентября 2011 года № 82 «О Контрольно-счётной палате Сургутского района (далее - Решение Думы № 82) план работы Контрольно-счётной палаты Сургутского района на очередной год утверждается постановлением Контрольно-счётной палаты Сургутского района в срок до 30 декабря года, предшествующего планированному.

Согласно пункту 2.23 раздела 2 плана работы, утверждённого постановлением Контрольно-счётной палаты Сургутского района от 27 декабря 2021 года № 3 «Об утверждении плана работы Контрольно-счётной палаты Сургутского района на 2022 год» на IV квартал включено проведение контрольного мероприятия в муниципальном образовании сельское поселение Локосово.

Кроме того, на сайте Контрольно-счётной палаты Сургутского района размещены: план работы КСП Сургутского района на 2022 год, стандарт внешнего муниципального финансового контроля «Проведение контрольного мероприятия» в соответствии с требованиями действующего законодательства, следовательно, оспариваемое представление № 1 от 17 марта 2023 года вынесено Контрольно-счётной палатой Сургутского района в пределах, предоставленных действующим законодательством полномочий.

В соответствии с ч. 1 ст. 16 закона № 6-ФЗ контрольно-счетные органы по результатам проведения контрольных мероприятий вправе вносить в органы государственной власти и государственные органы субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления и муниципальные органы, проверяемые органы и организации и их должностным лицам представления для принятия мер по устранению выявленных бюджетных и иных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений.

Поскольку нарушения были выявлены КСП района в действиях администрации сельского поселения Локосово, представление председателя КСП Сургутского района Ерошкиной С.А. по результатам проверки правомерно направлено на имя главы поселения Романова И.В., являющемуся в соответствии со ст. 25 Устава поселения руководителем администрации поселения.

Вопреки доводам жалобы, судом с достаточной полнотой исследован вопрос о наличии у Совета депутатов поселения полномочий по принятию решения о передачи части полномочий муниципального образования.

Доводов, опровергающих обоснованность позиции суда первой инстанции, апелляционная жалоба Администрации сельского поселения Локосово не содержит.

Таким образом, судом первой инстанции правильно установлены фактические обстоятельства, решение суда вынесено с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права. Предусмотренные ст.310 КАС РФ основания для отмены или изменения решения в апелляционном порядке отсутствуют.

Руководствуясь ст.ст.309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Сургутского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 21 апреля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации сельского поселения Локосово, Сургутского района, ХМАО-Югры - без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, в течение шести месяцев со дня принятия настоящего апелляционного определения.

Председательствующий Симонович В.Г.

Судьи Волков А.Е.

Назарук М.В.