ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-8199/2022 от 12.04.2022 Санкт-Петербургского городского суда (Город Санкт-Петербург)

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Рег.№33а-8199/2022 Судья: Чистякова Т.С.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Санкт-Петербург 12 апреля 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:

председательствующего Карсаковой Н.Г.

судей Чуфистова И.В., Есениной Т.В.

при секретаре Ганжуровой А.Л.

рассмотрела в открытом судебном заседании 12 апреля 2022 года административное дело №2а-5155/2021 по апелляционной жалобе Королева А. И. на решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 27 декабря 2021 года по административному исковому заявлению Королева А. И. к Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Ленинградской области о признании незаконными действий по выдаче новых замечаний, признании незаконным распоряжения № 125-р от 10 марта 2021 года об отказе в государственной регистрации, обязании осуществить государственную регистрацию.

Заслушав доклад судьи Карсаковой Н.Г., выслушав объяснения представителя Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Трапезниковой О.А., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Королев А.И. обратился в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с административным исковым заявлением, в котором просил:

- признать незаконными действия Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ленинградской области по выдаче новых замечаний, после устранения замечаний, выданных ранее, на один и тот же документ – Устав некоммерческой организации;

- признать незаконным и отменить решение Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ленинградской области об отказе в государственной регистрации от 10 марта 2021 года № 47/02-884;

- обязать Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ленинградской области провести государственную регистрацию «Первого союза суррогатных матерей и доноров репродуктивных материалов» на основании поданных Союзом документов (л.д.3-8 том 1).

В обоснование административных исковых требований Королев А.И. указал, что 18 февраля 2021 года на общем собрании учредителей принято решение о создании в форме Союза некоммерческой организации «Первый союз суррогатных матерей и доноров репродуктивных материалов», по вопросам регистрации некоммерческой организации его уполномочили действовать от имени учредителей. 10 марта 2021 года Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Ленинградской области по результатам проведения правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию 18 февраля 2021 года документов в отношении «Первого союза суррогатных матерей и доноров репродуктивных материалов» принято решение об отказе в государственной регистрации создания данной организации. 22 марта 2021 года на данное решение в Министерство юстиции Российской Федерации направлена жалоба, в полученном в мае 2021 года ответе указано, что решение Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ленинградской области может быть обжаловано в судебном порядке. После седьмой попытки подачи в Управление документов также был получен отказ в регистрации, как и при прочих попытках зарегистрировать Союз, Управление указало на новые замечания в документах, и не отразило в решении об отказе от 10 марта 2021 года, в чем конкретно заключаются замечания. Административный истец полагает неправомерным выискивание административным ответчиком каких-либо неимеющих правового значения незначительных несоответствий с формулировками действующего законодательства.

Определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23 сентября 2021 года дело передано для рассмотрения в суд общей юрисдикции (л.д.19 том 1).

Определением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 25 октября 2021 года административное дело принято к производству (л.д.22-23 том 1).

Административный истец, уточнив требования в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, указал, что после получения первого отказа № 47/02-3411 от 2 ноября 2020 года исправил указанные замечания в первом уставе и снова подал документы, административный ответчик во втором отказе, в том числе, указывает, что пункт 2.3 второго устава не соответствует законодательству, данный пункт в неизменном виде присутствует и в первом уставе. Административный истец исправил замечания, указанные во втором отказе № 47/02-3700 от 30 ноября 2020 года и в третий раз подал документы; специалист Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ленинградской области позвонила представителю административного истца и попросила забрать документы, продиктовав новые замечания. Административный истец указывает, что исправил все продиктованные замечания и подал документы в четвертый раз, вновь поступил отказ № 47/02-19 от 11 января 2021 года, в котором появились новые замечания, отсутствовавшие ранее в предыдущих отказах, в том числе, что указанные в пункте 2.4 Устава такие права организации, как «право создавать собственные базы данных, библиотеки, видеотеки», «право участвовать в разработке и реализации программ и проектов на условиях партнерских взаимоотношений с третьими лицами» противоречит законодательству; указывает, что данные права в неизменном виде присутствовали и в трех предыдущих уставах, замечания отсутствовали. Административный истец пятый раз подал документы, в пятом отказе № 47/02-286 от 1 февраля 2021 года основанием для отказа послужила дата. При подаче документов в шестой и седьмой раз, административный истец также получил необоснованные отказы (л.д.129-131 том 1).

Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 27 сентября 2021 года в удовлетворении административного иска отказано (л.д.135-145 том 2).

В апелляционной жалобе Королев А.И. просит решение отменить и принять по делу новое решении об удовлетворении административного иска. В обоснование доводов апелляционной жалобы указал, что заявление о регистрации Союза в период с 17 октября 2020 года по 31 декабря 2021 года в Управление Министерства юстиции по Ленинградской области подавалось 15 раз, каждый раз все замечания исправлялись, однако возникали новые. Мотивы, послужившие отказом в удовлетворении требований административного иска, не обоснованы (л.д.152-154 том 2).

Согласно части 1 статьи 44 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в случае, если в период рассмотрения административного дела орган государственной власти, иной государственный орган или орган местного самоуправления, являющиеся стороной в административном деле, реорганизован, суд производит замену этой стороны его правопреемником.

Все действия, совершенные в судебном процессе до вступления правопреемника в административное дело, обязательны для него в той мере, в какой они были обязательны для лица, которое правопреемник заменил (часть 6 статьи 44 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В суд апелляционной инстанции Главным управлением Министерства юстиции по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области представлена выписка из Единого государственного реестра юридически лиц № ЮЭ9965-22-77641790 от 7 апреля 2022 года и приказ Минюста России от 29 декабря 2021 года № 1390-лс, из которых следует, что Управление Министерства юстиции по Ленинградской области реорганизовано в форме присоединения г Главному управлению Министерства юстиции по Санкт-Петербургу в соответствии с приказом Минюста России от 27 октября 2021 года № 201, правопреемником является Главное управление Министерства юстиции по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области.

В соответствии со статьей 44 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебной коллегией произведена замена административного ответчика Управление Министерства юстиции по Ленинградской области на Главное управление Министерства юстиции по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области.

Главное управление Министерства юстиции по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области в возражениях на апелляционную жалобу указало, что судом первой инстанции дана оценка всем представленным доказательствам, а также доводам административного истца, выводы суда соответствуют материалам дела и основаны на правильном применении норм материального права (л.д. 187-188 том 2).

В судебное заседание суда апелляционной инстанции административный истец Королев А.И. не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом в соответствии с частью 1 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Также информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с частью 7 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации размещена на сайте Санкт-Петербургского городского суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

По смыслу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения дела по существу.

Административный истец об отложении дела не просил и доказательств уважительной причины неявки не представил, его неявка в судебное заседание не препятствует рассмотрению дела, и судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав объяснения представителя административного ответчика, возражавшего против доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.

На основании части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Судом первой инстанции установлено, что 18 февраля 2021 года состоялось общее собрание учредителей Первого союза суррогатных матерей и доноров репродуктивных материалов, согласно протоколу № 1 которого Королев А.И. уполномочен представлять интересы Союза в Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Ленинградской области по вопросам государственной регистрации Первого союза суррогатных матерей и доноров репродуктивных материалов, Королеву А.И. поручено подготовить пакет документов для государственной регистрации (л.д.48-52 том 1).

В период с 17 октября 2020 года по 18 февраля 2021 года Королев А.И. обращался в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ленинградской области с заявлением о государственной регистрации создания организации с предоставлением редакций Устава организации.

По результатам проведения правовой экспертизы представленных 17 октября 2020 года документов, включающих Устав, утвержденный 12 октября 2020 года, на основании подпунктов 1 и 7 пункта 1 статьи 23.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» принято решение об отказе в государственной регистрации Первого союза суррогатных матерей и доноров репродуктивных материалов, о чем Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Ленинградской области вынесено распоряжение от 2 ноября 2020 года № 599-р (л.д. 97 том 2), заявителю направлено уведомление от 2 ноября 2020 года № 47/02-3411 (л.д.98-101 том 2). Основанием данного отказа в государственной регистрации послужило указание двух различных организационно-правовых форм в представленных документах, а именно «профессиональный союз» и «союз», в связи с чем, провести правовую экспертизу на соответствие правовому положению конкретной организационно-правовой форме не представилось возможным.

По результатам проведения правовой экспертизы представленных 15 ноября 2020 года документов, включающих Устав, утвержденный 12 ноября 2020 года, на основании подпунктов 1 и 7 пункта 1 статьи 23.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» принято решение об отказе в государственной регистрации Первого союза суррогатных матерей и доноров репродуктивных материалов, о чем Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Ленинградской области вынесено распоряжение от 30 ноября 2020 года № 657-р (л.д.106 том 2), заявителю направлено уведомление от 30 ноября 2020 года № 47/02-3700 (л.д.127-130 том 2). Основанием данного отказа в государственной регистрации послужило несоответствие наименования организации сведениям о ее членах, учитывая цели создания и виды деятельности организации; отсутствие закрытого перечня видов приносящей доход деятельности.

Государственная регистрация организации по документам, представленным 5 декабря 2020 года, включающим Устав от 2 декабря 2020 года, прекращено по заявлению Королева А.И. от 14 декабря 2020 года (л.д. 111 том 2), о чем заявителю направлено уведомление от 17 декабря 2020 года № 47/02-3957 (л.д.110 том 2).

По результатам проведения правовой экспертизы представленных 18 декабря 2020 года документов, включающих Устав от 2 декабря 2020 года, на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 23.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» принято решение об отказе в государственной регистрации Первого союза суррогатных матерей и доноров репродуктивных материалов, о чем Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Ленинградской области вынесено распоряжение от 11 января 2021 года № 2-р (л.д. 124 том 2), заявителю направлено уведомление от 11 января 2021 года № 47/02-19 (л.д. 121-123 том 2). Основанием данного отказа в государственной регистрации послужило то обстоятельство, что изменение целей организации в представленной редакции Устава повлекло нарушение пункта 1 статьи 123.8 Гражданского кодекса Российской Федерации.

По результатам проведения правовой экспертизы представленных 14 января 2021 года документов, включающих Устав, утвержденный 2 декабря 2020 года на основании подпункта 7 пункта 1 статьи 23.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» принято решение об отказе в государственной регистрации Первого союза суррогатных матерей и доноров репродуктивных материалов, о чем Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Ленинградской области вынесено распоряжение от 1 февраля 2021 года №39-р (л.д.125 том 2), заявителю направлено уведомление от 1 февраля 2021 года № 47/02-286 (л.д.107-109 том 2). Основанием данного отказа в государственной регистрации послужило представление для государственной регистрации протокола и Устава, содержащих недостоверные сведения.

По результатам проведения правовой экспертизы представленных 2 февраля 2021 года, включающих Устав от 2 февраля 2021 года, на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 23.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» принято решение об отказе в государственной регистрации Первого союза суррогатных матерей и доноров репродуктивных материалов, о чем Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Ленинградской области вынесено распоряжение от 16 февраля 2021 года № 67-р (л.д. 126 том 2), заявителю направлено уведомление от 16 февраля 2021 года № 47/02-493 (л.д.112-115 том 2). Основанием данного отказа в государственной регистрации послужило то обстоятельство, что указанный в пункте 2.2 Устава от 2 февраля 2021 года вид деятельности «разработка и реализация мероприятий и акций, направленных на поддержку членов Союза» не соответствует цели некоммерческой организации, что нарушает требования пункта 1 статьи 123.8 Гражданского кодекса Российской Федерации.

По результатам проведения правовой экспертизы представленных 18 февраля 2021 года документов, включающих Устав от 18 февраля 2021 года, на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 23.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» принято решение об отказе в государственной регистрации Первого союза суррогатных матерей и доноров репродуктивных материалов, о чем Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Ленинградской области вынесено распоряжение от 10 марта 2021 года № 125-р (л.д.102 том 2) и заключение от 10 марта 2021 года (л.д.103-105 том 2), о чем Королеву А.И. направлено уведомление от 10 марта 2021 года № 47/02-884 (л.д.116-118 том 2). Основанием отказа в государственной регистрации послужило то обстоятельство, что предмет деятельности организации, обозначенный в пункте 2.2 Устава, не содержит конкретных видов деятельности, посредством осуществления которых будет достигаться цель организации, что является нарушением положений пункта 2 статьи 123.9 Гражданского кодекса Российской Федерации; в нарушение пункта 3 статьи 123.8 в пункте 6.1 Устава указано, что союз может иметь имущество не только на праве собственности, но и на ином праве; в нарушение пункта 4 статьи 11 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в Уставе порядок несения субсидиарной ответственности и сведения о ее размере не отражены.

Отказывая в удовлетворении требований административного иска, суд первой инстанции пришел к выводу, что поскольку по результатам правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию документов имелись основания для отказа в предоставлении государственной услуги, то решение № 125-р от 10 марта 2021 года об отказе в государственной регистрации принято обоснованно. Действия административного ответчика по указанию обстоятельств, послуживших основанием для отказа в государственной регистрации, соответствуют действующему законодательству, замечания были выданы по результатам правовой экспертизы ранее представленных документов на регистрацию некоммерческой организации, и указаны в качестве оснований для отказа в регистрации некоммерческой организации в ранее принятых решениях, действия Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ленинградской области по выдаче новых замечаний, после устранения замечаний, выданных ранее, осуществлены законно.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции.

Согласно статье 30 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.

Положения о праве каждого на свободу объединения (ассоциации) с другими содержатся во Всеобщей декларации прав человека (пункт 1 статьи 20), Международном пакте о гражданских и политических правах (пункт 1 статьи 22) и Конвенции о защите прав человека и основных свобод (пункт 1 статьи 11).

Европейский Суд по правам человека неоднократно в своих решениях (Постановления от 17 февраля 2004 года по делу «Гожелик против Польши», от 1 февраля 2007 г. по делу «Рамазанова и другие против Азербайджана» и др.) отмечал, что в контексте статьи 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод возможность создания юридического лица с целью совместной деятельности в сфере, представляющей взаимный интерес, является одним из важнейших аспектов свободы объединения, имеющим конвенционное значение; отказ в предоставлении статуса юридического лица, а равно необоснованные ограничения нормальной деятельности объединения - юридического лица приводят к сокращению коллективных организационных возможностей и означают вмешательство в свободу ассоциаций, несовместимое с обязательствами государств - участников Конвенции.

Вместе с тем право каждого на объединение и свобода деятельности общественных объединений не являются абсолютными.

В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Аналогичные положения относительно пределов осуществления права на свободу объединения (ассоциации) содержатся во Всеобщей декларации прав человека (пункт 2 статьи 29), Международном пакте о гражданских и политических правах (пункт 2 статьи 22) и Конвенции о защите прав человека и основных свобод (пункт 2 статьи 11).

Федеральный закон от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее – Федеральный закон «О некоммерческих организациях») определяет правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций как юридических лиц, формирования и использования имущества некоммерческих организаций, права и обязанности их учредителей (участников), основы управления некоммерческими организациями и возможные формы их поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления (пункт 1 статьи 1).

Согласно статье 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками (пункт 1).

Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ (пункт 2 статьи 2).

Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), общин коренных малочисленных народов Российской Федерации, казачьих обществ, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами (пункт 3 статьи 2).

В силу положений статьи 13.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с учетом установленного настоящим Федеральным законом порядка государственной регистрации некоммерческих организаций (пункт 1). Решение о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) некоммерческой организации принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций, или его территориальным органом (пункт 2). Документы, необходимые для государственной регистрации некоммерческой организации, представляются в уполномоченный орган или его территориальный орган не позднее чем через три месяца со дня принятия решения о создании такой организации (пункт 4).

Перечень таких документов установлен пунктом 5 статьи 13.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях», в число которых входят, в том числе учредительные документы некоммерческой организации (подпункт 2).

В соответствии с пунктом 3 статьи 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях» в учредительных документах некоммерческой организации должны определяться наименование некоммерческой организации, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно-правовую форму, место нахождения некоммерческой организации, порядок управления деятельностью, предмет и цели деятельности, сведения о филиалах и представительствах, права и обязанности членов, условия и порядок приема в члены некоммерческой организации и выхода из нее (в случае, если некоммерческая организация имеет членство), источники формирования имущества некоммерческой организации, порядок внесения изменений в учредительные документы некоммерческой организации, порядок использования имущества в случае ликвидации некоммерческой организации и иные положения, предусмотренные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Содержание учредительных документов некоммерческой организации должно позволять точно определить цели ее деятельности, без чего невозможно дальнейшее осуществление контроля за этой деятельностью в пределах, указанных в Федеральном законе.

Каждую из организационно-правовых форм, предусмотренных законом для некоммерческих организаций, отличают присущие только данной форме специфические особенности, к числу которых, в первую очередь, относится цель создания и деятельности организации, определяющая выбор организационно-правовой формы.

На основании пункта 1 статьи 24 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами.

Некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах (пункт 2 статьи 24 Федерального закона «О некоммерческих организациях»).

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 23.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» в государственной регистрации некоммерческой организации может быть отказано в том числе, если учредительные и иные представленные для государственной регистрации документы некоммерческой организации противоречат Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации.

С целью установления стандарта и порядка предоставления центральным аппаратом Министерства юстиции Российской Федерации и его территориальными органами государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций при их создании, реорганизации, ликвидации, внесении в их учредительные документы изменений, принятии решения о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц сведений (изменений в сведения) о некоммерческих организациях Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 455 утвержден Административный регламент предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций.

Согласно пункту 73 Административного регламента уполномоченный специалист рассматривает все представленные на государственную регистрацию документы в полном объеме, в ходе чего проверяет: соответствие состава документов перечню, предусмотренному законодательством Российской Федерации; соблюдение порядка оформления документов, установленного законодательством Российской Федерации и Административным регламентом; соответствие наименования некоммерческой организации требованиям законодательства Российской Федерации; отсутствие в ведомственном реестре зарегистрированной некоммерческой организации с тем же наименованием; соответствие содержания представленных документов требованиям законодательства Российской Федерации; достоверность и непротиворечивость представленных сведений.

В соответствии с пунктом 79 Административного регламента по результатам рассмотрения документов уполномоченный специалист готовит заключение и проект распоряжения Минюста России (территориального органа): о приостановлении государственной регистрации некоммерческой организации; о продлении срока рассмотрения заявления о государственной регистрации религиозной организации; о государственной регистрации некоммерческой организации; об оставлении заявления о государственной регистрации религиозной организации без рассмотрения; об отказе в государственной регистрации некоммерческой организации.

В случае согласия с заключением заместитель Министра юстиции Российской Федерации, к компетенции которого по распределению обязанностей отнесены вопросы государственной регистрации некоммерческих организаций и контроля за их деятельностью, или начальник территориального органа (заместитель начальника территориального органа, к компетенции которого по распределению обязанностей отнесены вопросы государственной регистрации некоммерческих организаций и контроля за их деятельностью) подписывает прилагаемый к нему проект распоряжения Минюста России или его территориального органа (пункт 84 Административного регламента).

Как следует из материалов дела, основанием для принятия решения Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Ленинградской области от 10 марта 2021 года об отказе в государственной регистрации Первого союза суррогатных матерей и доноров репродуктивных материалов явилось то, что представленные для государственной регистрации документы противоречат законодательству Российской Федерации, а именно: в нарушение пункта 2 статьи 123.9 Гражданского кодекса Российской Федерации предмет деятельности организации, обозначенный в пункте 2.2 Устава, не содержит конкретных видов деятельности, посредством осуществления которых будет достигаться цель организации; в нарушение пункта 3 статьи 123.8 в пункте 6.1 Устава указано, что союз может иметь имущество не только на праве собственности, но и на ином праве; в нарушение пункта 4 статьи 11 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в Уставе порядок несения субсидиарной ответственности и сведения о ее размере не отражены (л.д.102, 103-105,116-118 том 2).

В соответствии со статьей 52 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктом 1 статьи 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях» к учредительным документам некоммерческих организаций относится устав, утвержденный учредителями.

В уставах некоммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности (пункт 4 статьи 52 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно части 2 статьи 123.9 Гражданского кодекса Российской Федерации устав ассоциации (союза) должен содержать сведения о ее наименовании и месте нахождения, предмете и целях ее деятельности, условия о порядке вступления (принятия) членов в ассоциацию (союз) и выхода из нее, сведения о составе и компетенции органов ассоциации (союза) и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, об имущественных правах и обязанностях членов ассоциации (союза), о порядке распределения имущества, оставшегося после ликвидации ассоциации (союза).

18 февраля 2021 года решением общего собрания учредителей Первого союза суррогатных матерей и доноров репродуктивных материалов, оформленным Протоколом № 1, утвержден Устав (л.д.48-52, 53-64 том 1).

Согласно пункту 2.1 Устава целью Союза является представление и защита общих интересов членов Союза в сфере суррогатного материнства и донорства репродуктивных материалов.

В соответствии с пунктом 2.2 Устава предметом деятельности Союза является осуществление Союзом видов деятельности, предусмотренных Уставом, направленных на достижение целей деятельности союза.

Для достижения уставных целей Союз осуществляет следующие виды деятельности: осуществление мероприятий, направленных на представление и защиту общих интересов членов Союза в сфере суррогатного материнства и донорства репродуктивных материалов; объединение членов Союза для решения актуальных проблем в сфере суррогатного материнства и донорства репродуктивных материалов; разработка и реализация программ Союза, направленных на достижение уставных целей Союза; создание специализированных Интернет-ресурсов и распространение справочных материалов и информации о деятельности Союза в сети «Интернет»; участие, организация и проведение конференций, семинаров, симпозиумов, форумов, круглых столов, конгрессов, направленных на достижение уставных целей Союза; осуществление информационной деятельности в средствах массовой информации и информационных сетях, в том числе на телевидении и радиовещании.

Сведения о создании, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций, а также иные предусмотренные федеральными законами сведения согласно пункту 3 статьи 13.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» вносятся в единый государственный реестр юридических лиц уполномоченным в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" федеральным органом исполнительной власти на основании принимаемого уполномоченным органом или его территориальным органом решения о государственной регистрации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в Едином государственном реестре юридических лиц должны содержаться сведения о кодах по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, которые вносятся в государственный реестр регистрирующим органом в соответствии со сведениями о видах экономической деятельности, указанными заявителем при государственной регистрации юридического лица в соответствующем заявлении о государственной регистрации.

В целях классификации и кодирования видов экономической деятельности и информации о них Приказом Росстандарта от 31 января 2014 года N 14-ст утвержден Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.

Раздел S данного классификатора включает деятельность общественных объединений по предоставлению прочих видов услуг.

Группировка «Деятельность профессиональных членских организаций» пункта 94.12 Раздела S включает:

- деятельность организаций, интересы членов которых сосредоточены на конкретной отрасли знаний или отрасли профессиональной практической деятельности или технической области, например ассоциации медиков, юристов, бухгалтеров, технических работников, архитекторов и т.д.;

- деятельность ассоциаций специалистов, занятых в научной, образовательной или культурной сфере, например ассоциации писателей, живописцев, исполнителей различных видов искусств, журналистов и т.д.;

- деятельность по распространению информации, установлению критериев оценки практической деятельности и контролю за их соблюдением, представительство в государственных учреждениях и связи с общественностью;

- деятельность научных обществ.

Раздел N данного классификатора включает административную деятельность и сопутствующие дополнительные услуги, различную деятельность для поддержки основной деятельности.

Группировка «Деятельность по организации конференций и выставок» пункта 82.30 Раздела N включает: организацию, продвижение и/или управление событиями, например деловыми встречами, переговорами и выставками, собраниями, конференциями и съездами, включая подбор персонала для управления помещениями, в которых проходят эти события.

Анализ положений Устава Первого союза суррогатных матерей и доноров репродуктивных материалов позволяет признать, что указанные виды деятельности, попадающие в перечень классификатора видов экономической деятельности, сведения о которых содержатся в заявлении о государственной регистрации юридического лица при создании (л.д. 33-47 том 1), сформулированы в Уставе достаточно определенно и непротиворечиво, направлены на достижение цели Союза, позволяют полно раскрыть предмет деятельности, в связи с чем, указание Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Ленинградской области в отказе в государственной регистрации нарушение Союзом положений пункта 2 статьи 123.9 Гражданского кодекса Российской Федерации необоснованно.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика не смог пояснить, в чем выражается несоответствие указанных в Уставе Первого союза суррогатных матерей и доноров репродуктивных материалов видов деятельности заявленным цели и предмету деятельности Союза.

Согласно статье 128 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из объектов гражданских прав является имущество.

Объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если они не ограничены в обороте (пункт 1 статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Ассоциации (союзы) могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, соответствующие целям их создания и деятельности, предусмотренным уставами таких ассоциаций (союзов) (пункт 2 статьи 123.8 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 3 статьи 123.8 Гражданского кодекса Российской Федерации ассоциация (союз) является собственником своего имущества. Ассоциация (союз) отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом, если иное не предусмотрено законом в отношении ассоциаций (союзов) отдельных видов.

Исходя из приведенных норм права законодательная конструкция организационно-правовой формы «союз» предполагает, что союз является собственником своего имущества, то есть имущества, приобретенного в порядке, предусмотренным действующем законодательством.

В пункте 6.1 Устава указано, что Первый союз суррогатных матерей и доноров репродуктивных материалов может иметь в собственности и на ином праве здания, строения, сооружения, жилищный фонд, земельные участки, транспорт, оборудование, инвентарь, денежные средства и иное имущество, необходимое для материального обеспечения его уставной деятельности.

Таким образом, поскольку в союзах право собственности является одной из характеристик данной организационно-правовой формы, которая подлежит обязательному соблюдению, и не исключает возможности передачи и приобретения им имущества на иных возможных для участников гражданско-правовых отношений правах и оснований, то указание Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Ленинградской области в отказе в государственной регистрации нарушение Союзом положений пункта 3 статьи 123.8 Гражданского кодекса Российской Федерации необоснованно.

Согласно пунктам 2, 3 статьи 123.8 Гражданского кодекса Российской Федерации ассоциация (союз) не отвечает по обязательствам своих членов, если иное не предусмотрено законом. Члены ассоциации (союза) не отвечают по ее обязательствам, за исключением случаев, если законом или уставом ассоциации (союза) предусмотрена субсидиарная ответственность ее членов.

В соответствии с пунктом 4 статьи 11 Федерального закона «О коммерческих организациях» члены ассоциации (союза) несут субсидиарную ответственность по обязательствам этой ассоциации (союза) в размере и в порядке, предусмотренных ее учредительными документами.

Пунктом 1 статьи 123.10 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что к исключительной компетенции высшего органа ассоциации (союза) наряду с вопросами, указанными в пункте 2 статьи 65.3 настоящего Кодекса, относится также принятие решений о порядке определения размера и способа уплаты членских взносов, о дополнительных имущественных взносах членов ассоциации (союза) в ее имущество и о размере их субсидиарной ответственности по обязательствам ассоциации (союза), если такая ответственность предусмотрена законом или уставом.

Из пункта 1.10 Устава Первого союза суррогатных матерей и доноров репродуктивных материалов следует, что члены Союза несут субсидиарную ответственность по обязательствам Союза в размере, установленном решением Общего собрания членов Союза.

При этом вопрос определения размера субсидиарной ответственности членов Союза на Общем собрании членов Союзов 18 февраля 2021 года разрешен не был, порядок наступления субсидиарной ответственности членов Союза не определен.

Порядок наступления данного вида ответственности не был определен и в ранних редакциях Устава.

Таким образом, нарушение Союзом положений пункта 4 статьи 11 Федерального закона «О некоммерческих организациях» обоснованно явилось основанием для отказа в государственной регистрации.

Судебной коллегией отклоняется довод апелляционной жалобы относительно выдачи Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Ленинградской области новых замечаний, после устранения замечаний, выданных ранее, поскольку при каждой подаче документов на государственную регистрацию представлялся Устав с новыми изменениями, которые не соответствовали нормам действующего законодательства Российской Федерации, в связи с чем, по результатам проведения правовой экспертизы, уполномоченный специалист вправе выдать новые замечания.

Оценка оснований для отказа в государственной регистрации Первого союза суррогатных матерей и доноров репродуктивных материалов, изложенных в уведомлениях от 1 ноября 2020 года, 30 ноября 2020 года, 11 января 2021 года, 1 февраля 2021 года, 16 февраля 2021 года, не являлась предметом судебной проверки по настоящему административному делу. Кроме того, судом первой инстанции обоснованно учтены действия административного истца по устранению ранее выданных замечаний.

Проверка уполномоченным специалистом соответствия документов, поступивших для государственной регистрации, документам, представленным ранее и не прошедшим государственную регистрацию, Административным регламентом предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденным Приказом Минюста России от 30 декабря 2011 года N 455, не предусмотрена.

Принятие Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Ленинградской области решения об отказе в государственной регистрации некоммерческой организации не является препятствием для повторной подачи документов при условии полного устранения оснований, являющихся причиной отказа, а также отсутствия вновь внесенных изменений, не соответствующих требованиям действующего законодательства Российской Федерации.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое решение Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ленинградской области является законным, принято органом в пределах предоставленных полномочий и соответствует требованиям действующего законодательства, поскольку содержит основания отказа в государственной регистрации с указанием конкретных положений законодательства Российской Федерации, которым противоречит устав некоммерческой организации, и обоснованно отказал в удовлетворении административного иска.

Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к несогласию административного истца с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного решения по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке.

Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 27 декабря 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Королева А. И. – без удовлетворения.

На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Третий кассационный суд общей юрисдикции через Смольнинский районный суд Санкт-Петербурга в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий:

Судьи: