ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 030028-01-2020-002177-27 от 13.01.2022 Белокатайского районного суда (Республика Башкортостан)

Дело № 2а-48/2022 (2а-1438/2021;), УИД № 03RS0028-01-2020-002177-27

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

13 января 2022 года с. Верхние Киги

Белокатайский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Леонтьева А.Н.,

при секретаре Таухутдиновой А.Р.,

с участием представителей административного истца Саетов Б.А., Вахитова Р.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Башкортостан Большеустьикинская ЦРБ к Государственной инспекции труда в Республике Башкортостан об отмене акта проверки, решения на акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ, предписания от ДД.ММ.ГГГГ,

установил:

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Башкортостан Большеустьикинская ЦРБ обратилось в суд с административным иском к Государственной инспекции труда в Республике Башкортостан указав, что просит отменить:

решение руководителя Государственной инспекции труда в Республике Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ по жалобе (возражению) главного врача на акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ;

предписание от ДД.ММ.ГГГГ;

и протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ по ч.6 ст.5.27 КоАП РФ.

В ходе рассмотрения дела административным истцом уточнены административные исковые требования (т. 2 л.д. 7-10), просит отменить:

акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ;

предписание от ДД.ММ.ГГГГ;

решение руководителя Государственной инспекции труда в Республике Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ по жалобе (возражению) главного врача на акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ.

Указав, что указанные акты вынесены в нарушении законодательства, оснований для осуществления стимулирующих выплат у административного истца по постановлениям Правительства РФ № 415 и №484 и Указу Главы РБ № 122 не имелось. Выплата за непрерывный стаж работы и выслугу лет работникам не носят обязательный характер, в связи с чем, выводы государственного инспектора труда о допущенных нарушениях являются ошибочными.

Кроме того, указанные акты вынесены должностным лицом Государственной инспекции труда в Республике Башкортостан за пределами предоставленных полномочий. Осуществляя функцию по надзору и контролю за работодателем, государственная инспекция труда выявляет правонарушения, а не разрешает правовые споры, поскольку не может подменять собой судебные органы либо комиссию по рассмотрению трудовых споров.

Пояснив, что ГБУЗ РБ Большеустьикинская ЦРБ получила уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о проведении внеплановой выездной проверки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Государственной инспекции труда РБ по соблюдению трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. После окончания проверки главным инспектором труда Х.Ю. вынесено предписание для устранения нарушений от ДД.ММ.ГГГГ и составлены протокол от ДД.ММ.ГГГГ, протокол об административных правонарушениях по ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ. ГБУЗ РБ Большеустьикинская ЦРБ обратилось с возражением от ДД.ММ.ГГГГ на предписание от ДД.ММ.ГГГГ, руководителем ГИТ в РБ А.Т.. ДД.ММ.ГГГГ вынесено решение об оставлении без изменений предписания и без удовлетворения возражения.

Административный истец указывает, что по поводу стимулирующих выплат по Постановлению Правительства РФ № 484 от 12.04.2020, учреждением были представлены в Государственную инспекцию труда данные о больных из информационной системы, согласно которым ни у одного больного не выявлена коронавирусная инфекция, имелись лишь схожие признаки, которые не подтверждены. Стимулирующие выплаты, осуществленные согласно протоколу комиссии учреждения, это выплаты по Постановлению Правительства РФ № 415, основанием послужило оказание специализированной помощи в стационарных условиях за риск заражения, и по Указу Главы РБ № 122 от 25.03.2020 учреждение считало, что выплаты были произведены за особые условия труда и дополнительную нагрузку в стационаре, а не за лабораторно подтвержденных новой коронавирусной инфекцией больных. Кроме того, согласно локальному акту учреждения (п. 12 Правил ПП РФ № «Положения об осуществлении выплат стимулирующего характера..», п.п. 2.1) стимулирующие выплаты производятся только в структурном подразделении инфекционный госпиталь, а в июле 2020 года, согласно приказу МЗ РБ -А от ДД.ММ.ГГГГ он был закрыт и больные маршрутизировались в ГБУЗ РБ Месягутовская ЦРБ.

По п. 2 предписания о невыплате и отмене стимулирующих выплат за стаж персоналу за апрель 2020 года, в связи с пандемией, не было средств фонда оплаты труда. В трудовых договорах с сотрудниками были оговорены условия невыплаты стимулирующих выплат, проведено собрание, коллектив ознакомлен, жалобы не поступали. Согласно п. 4.2.2 Положения об оплате труда организации «при наличии фонда оплаты труда для выплаты надбавки за выслугу лет в ГБУЗ РБ Большеустьикинская ЦРБ» установлены надбавки за выслугу лет (за стаж). Согласно п. 4.6 действующего в учреждении Положения «Любые виды стимулирующих выплат могут быть отменены по приказу главного врача в случае дефицита денежных средств и отсутствия фонда оплаты труда для их выплаты на неограниченный срок». Считают, что учреждение действовало в рамках нормативных актов РФ, согласованных локальных нормативных актов учреждения, статьи ТК РФ учреждением не нарушены.

В судебном заседании представители административного истца главный врач Саетов Б.А. и представитель Вахитова Р.Ф. требования указанные в административном исковом заявлении с уточнением поддержали в полном объеме по указанным основаниям, и пояснили, что инфекционный госпиталь, развёрнутый на базе больницы, в связи с распространением новой короновирусной инфекции на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ закрыт, подтверждённых заболеваний ковид не было, в базу федерального регистра, где учитываются заболевания ковид, ни чего не вносилось. Больные согласно приказу МЗ РБ направлялись на лечение в Месягутовскую ЦРБ, где был развёрнут госпиталь. Выплаты работникам по Постановлению Правительства 484 за работу с ковид не осуществлялись в связи с отсутствием оснований. Выплаты за выслуги и стаж были отменены в связи с отсутствием денежных средств фонда оплаты труда у учреждения.

Необходимыми условиями, для получения денежных средств по ковид является отсутствие подтверждённых зарегистрированных больных в реестре, наличие развёрнутого госпиталя, в связи с их отсутствием денежные средства на эти цели не выдавались, оснований для выплат у учреждения не имелось.

Административный ответчик Государственная инспекция труда в Республике Башкортостан в судебное заседание не явился, извещены о рассмотрении дела своевременно и надлежащим образом, заявили о рассмотрении дела без участия представителя с иском не согласны.

Заинтересованное лицо - руководитель Государственной инспекцией труда в Республике Башкортостан А.Т. в судебное заседание не явилась, извещена о рассмотрении дела своевременно и надлежащим образом.

Заинтересованное лицо - главный государственный инспектор Х.Ю. в судебное заседание не явилась, извещена о рассмотрении дела своевременно и надлежащим образом.

Заинтересованное лицо – представитель профсоюзной организации Профком ГБУЗ РБ Большеустьикинская ЦРБ в судебное заседание не явилась, заявила о рассмотрении дела без её участия.

Заинтересованное лицо - Министерство здравоохранения Республики Башкортостан в судебное заседание не явилось, извещены о рассмотрении дела своевременно и надлежащим образом.

Заинтересованное лицо - Федеральный Фонд медицинского страхования в судебное заседание не явилось, извещено о рассмотрении дела своевременно и надлежащим образом.

Заинтересованное лицо - Территориальный Фонд медицинского страхования Республики Башкортостан заявили о рассмотрении без участия.

Заинтересованные лица: Б.Л.; Б.Э.; Б.А.А.; Б.Р.; Б.Г.; Б.А.; Б.Л.; Б.М.; Б.Г.; В.Г.; В.О.; В.Р.; В.З.; В.К.; В.М.; В.Ф.; Г.А.; Г.Ф.; Г.М.; Г.З.; Г.Н.; Г.Р.; Г.Г.; Г.А.; Д.А.; Д.Л.; З.А.; З.М.; З.Ф.; З.С.; З.Х.; З.З.; К.Д.; К.И.; К.Н.; К.Ф.; К.Ф.; К.Н.; К.А.; М.Н.; М.Л.; М.Н.; Н.Э.; Н.М.; П.З.; Р.Л.; Р.Э.; Р.З.; С.Р.; С.Г.; С.Р.; С.З.; С.М.; С.Е.; С.М.; С.К.; Т.Г.; Ф.Д.; Ф,Э.; Ф.Т.; Ф.Г.; Ф.З.; Х.А.; Х.Л.; Х.Э.; Х.Р.; Х.З.; Х.Г.; Х.Р.; Х.Л.; Х.Р.; Х.Н.; Х.Л.; Ш.Д.; Ш.Л.; Ш.И.; Ш.Л.; Ш.Р.; Ш.Н.; Ш.Р.; Ш.Г.; А.Л.; А.А.; А.Р.; А.М.; А.Н.; Д.О.; В.Г.; Д.З.; Л.Н.; Р.Г.; Т.Р.; Г.Р.; Г.И.; Г.Г.; Ж.Н.; М.Г.; М.А.; М.З.; М.Н.; Н.Л.; Н.М.; С.Г.; Т.Г.; Х.Р.; Х.М.; А.О.; Я.М.; А.Р.; Главный государственный инспектор труда Х.Ю.; И.С.; Я.Д.; Я.А.; К.Е.; К.В.; К.С.; К.Н.; М.А.; М.Т.; Г.И.; А.Л.; К.А.; К.Э.; Л.Л.; М.Х.; М.У.; М.Р.; М.Л.; М.Н.; М.Д.; М.А.; М.М.; М.Ф.; М.Т.; М.Г.; М.К.; М.И.; М.Г.; Н.Я.; Н.М.; Н.Р.; Н.З.; Н.А.; Р.Д.; С.Л.; С.А.; С.Э.; С.Г.; Х.Р.; Х.В.; А.Э.; А.М.; А.В.; А.А.; А.М.; А.З.; И.Р.; Д.А. в судебное заседание не явились, извещены о рассмотрении дела своевременно и надлежащим образом.

В соответствии с частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело без участия неявившихся лиц.

Исследовав материалы дела, выслушав представителей истца, проверив и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Положения ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляют организации право обратиться в суд, в том числе с требованиями об оспаривании решения должностного лица, если она полагает, что нарушены ее права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.

Согласно п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" к административным делам, рассматриваемым по правилам КАС РФ, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.

Таким образом, в порядке административного судопроизводства подлежит проверке акт, являющийся документом властно-распорядительного характера, вынесенным уполномоченным органом, содержащим обязательные предписания, распоряжения, нарушающим гражданские права и охраняемые законом интересы и влекущим неблагоприятные последствия для участников правоотношений.

Согласно ч. 1 ст. 354 ТК РФ федеральная инспекция труда - это единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда).

В соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда реализует следующие основные полномочия: осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан; ведет прием и рассматривает заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав, принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав (абзацы второй, третий и пятнадцатый ст. 356 ТК РФ).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации полномочия федеральной инспекции труда и государственных инспекторов труда, предоставленные абзацем вторым статьи 356 и абзацем шестым части 1 статьи 357 Трудового кодекса Российской Федерации, направлены на выполнение основной функции данного государственного органа - осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и обеспечение реализации права работников на защиту их трудовых прав (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27 октября 2015 года N 2454-О).

В Определении от 19.12.2016 N 75-КГ16-14 указывается, что, осуществляя функцию по надзору и контролю за работодателями, государственная инспекция труда выявляет правонарушения, но не решает трудовые споры, так как не является органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров и не может его заменить.

Исходя из приведенных норм Государственная инспекция труда, осуществляя функцию по надзору за работодателями, имеет право выявлять допущенные нарушения норм трудового законодательства и иных нормативных правовых актов и вправе принимать меры по их устранению путем направления соответствующих предписаний независимо от характера таких нарушений, если возникший между работодателем и работником (работниками) трудовой спор не является предметом проверки соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (комиссия по трудовым спорам, суд).

Как следует из материалов дела Государственной инспекцией труда в Республике Башкортостан, выездная внеплановая проверка в ГБУЗ РБ Большеустьикинская ЦРБ проведена во исполнение поручения Заместителя Председателя Правительства Голиковой Т.А. от ДД.ММ.ГГГГ кв, на основании приказа Руководителя Роструда от ДД.ММ.ГГГГ и распоряжения (приказа) о проведении проверки от ДД.ММ.ГГГГ с целью защиты прав и интересов работников.

ГБУЗ РБ Большеустьикинская ЦРБ получила надлежащим образом уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о проведении внеплановой выездной проверки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждает в иске административный истец.

После окончания проверки главным инспектором труда Х.Ю. составлен акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ, вынесено предписание для устранения нарушений от ДД.ММ.ГГГГ, составлен протокол об административных правонарушениях по ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ от ДД.ММ.ГГГГ, и протокол об административных правонарушениях по ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ .

Из акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что он составлен надлежащим должностным лицом, в результате проверки проходившей с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ /11раб. дней, 15 часов/. Решение прокурора о согласовании проверки не требовалось.

В ходе проверки выявлены нарушения:

условий оплаты труда медицинских работников, работающих в условиях новой коронавирусной инфекции, а именно ч. 6 ст. 136, Постановления № 484 при подтвержденном диагнозе коронавирус медицинскому персоналу (протокол от ДД.ММ.ГГГГ) соответствующие выплаты не были начислены и не выплачены работникам: медсестры платные: Ж.Н., Н.Э., М.Т., М.Г., Г.Г., Т.Г., Б.Л., Г.И., Ш.И., З.З., Х.Л., меддезинфектор: Г.А., С.Г., санитарки: Ч.А., З.Д., З.Г., Г.Д., С.Э., С.А., М.А., Г.Р.;

условий оплаты туда медицинских работников, установленные локальными нормативными актами, трудовыми договорами: установлено, что в учреждении врачам и среднему медицинскому персоналу отменены стимулирующие выплаты за стаж работы за апрель 2020 года, что является нарушением ч. 6 ст. 136, абз. 2 ч. 2 ст. 22 Трудового кодекса РФ, Постановления № 311, указан список работников количестве 158 человек.

Главным государственным инспектором труда Х.Ю. Государственной инспекцией труда в Республике Башкортостан проводившей проверку в Государственной инспекцией труда в Республике Башкортостан вынесено предписание от ДД.ММ.ГГГГ, об устранении выявленных нарушений указанных в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ, на ГБУЗ РБ Большеустьикинская ЦРБ возложена обязанность устранить нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а именно:

- начислить и выплатить следующим работникам: медсестры платные: Ж.Н., Н.Э., М.Т., М.Г., Г.Г., Т.Г., Б.Л., Г.И., Ш.И., З.З., Х.Л., меддезинфектор: Г.А., С.Г., санитарки: Ч.А., З.Д., З.Г., Г.Д., С.Э., С.А., М.А., Г.Р. единовременную выплату за июль 2020 года в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12 апреля 2020 года № 484 «Об утверждении Правил предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования в полном объеме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19», ч. 6 ст. 136 ТК РФ. Выплату произвести с учетом денежной компенсации согласно ст. 236 ТК РФ (п. 1 предписания);

- начислить и выплатить ежемесячную денежную выплату за апрель 2020 года медицинскому персоналу за стаж, согласно приложенному списку, ч. 6 ст. 136 ТК РФ, Постановление «Об оплате труда работников государственных учреждений здравоохранения Республики Башкортостан» от 13.08.2015 г. № 311, ч. 6 ст. 136 ТК РФ. Выплату произвести с учетом денежной компенсации согласно ст. 236 ТК РФ (п. 2 предписания).

Не согласившись с предписанием, ГБУЗ РБ Большеустьикинская ЦРБ в Государственную инспекцию труда в Республике Башкортостан подано возражение, которое рассмотрено руководителем Государственной инспекции труда в Республике Башкортостан А.Т. с вынесением решения от ДД.ММ.ГГГГ по жалобе на акт проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и (или) предписание. Решением от ДД.ММ.ГГГГ предписание оставлено без изменения, возражение на него без удовлетворения. Срок для исполнения предписания продлен до ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно материалам дела, в период проведения проверки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и принятия оспариваемого предписания ДД.ММ.ГГГГ вопросы об оплате труда работников не были предметом проверки ни комиссией по трудовым спорам, ни судом.

В связи с чем, доводы административного истца о незаконности оспариваемого предписания по мотиву превышения государственным инспектором труда предоставленных законом полномочий, являются не обоснованными, не могут служить основанием для отмены обжалуемых актов.

Как следует из материалов дела, выездная внеплановая проверка проведена во исполнение поручения Заместителя Председателя Правительства Г.Т. от ДД.ММ.ГГГГ кв.

Статей 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", подпунктом "в" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. N 438 "Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" установлено, что внеплановые проверки, проводимые на основании поручения Президента Российской Федерации, поручения Правительства Российской Федерации с указанием конкретного юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя, требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, не требуют согласования указанной проверки с органами прокуратуры.

В связи с чем, согласования выездной внеплановой проверки с органами прокуратуры не требовалось.

В силу статьи 16 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.

В соответствии со статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Согласно статье 132 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации.

В порядке, предусмотренном статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются в федеральных государственных учреждениях коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ст. 144 ТК РФ).

В соответствии с Поручением Президента Российской Федерации В.В. Путина (Пр-665 от 15 апреля 2020 г.) установлены доплаты за особые условия труда работников здравоохранения, деятельность которых непосредственно связана с оказанием медицинской помощи больным с новой коронавирусной инфекцией, определены размеры указанных доплат в стационарах медицинских организаций, осуществляющих лечение больных с коронавирусной инфекцией, и в организациях и подразделениях, оказывающих скорую медицинскую помощь больным с новой коронавирусной инфекцией, в определенных размерах, что закреплено также пунктом 11 постановления Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 г. N 484.

Стимулирующие выплаты за выполнение особо важных работ в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 г. N 484 в размерах, установленных в пункте 11 Правил, являются "единовременными", выплачиваются в полном размере независимо от количества отработанных смен и/или часов, в том числе за апрель, за "риск" работы с больными с новой коронавирусной инфекцией COVID-19. В частности, это касается медицинских и иных работников, работающих неполное рабочее время в соответствии с трудовым договором.

Стимулирующая выплата в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 г. N 484, полагается медицинским работникам стационарных подразделений, оказывающих медицинскую помощь пациентам, больным коронавирусом COVID-19, а также медицинским работникам специализированных выездных бригад скорой медицинской помощи, и водителям, в том числе транспортных организаций, работающих в указанных бригадах скорой медицинской помощи, сформированных в соответствии с Временным порядком организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, утвержденного приказом Минздрава России от 19 марта 2020 г. N 198н (далее - Временный порядок).

Материальное стимулирование за счет средств межбюджетного трансферта работникам стационарных организаций социального обслуживания, стационарных отделений, созданных не в стационарных организациях социального обслуживания (далее - также стационарные отделения), оказывающим социальные услуги гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, переведенным на непрерывный (сменный) режим работы, в виде выплат стимулирующего характера оформляется нормативным актом субъекта РФ.

Постановлением Правительства РФ от 12.04.2020 N 484 утверждены Правила предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства РФ, в целях софинансирования в полном объеме расходных обязательств субъектов РФ, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19 (далее - Правила N 484).

В соответствии с п. 3 Правил N 484 средства, предоставленные бюджетам субъектов РФ, направляются на обеспечение в апреле - октябре 2020 г. выплат стимулирующего характера в медицинских организациях и их структурных подразделениях (в том числе оказывающих скорую медицинскую помощь), фактически оказывающих медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, в соответствии с установленным Министерством здравоохранения Российской Федерации временным порядком организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, а также в организациях, осуществляющих предоставление транспортных услуг при оказании скорой медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19 (далее соответственно - временный порядок, медицинские организации, транспортные организации).

Как и вышеприведенные выплаты, выплаты, предусмотренные Правилами N 484, осуществляются медицинским и иным работникам, непосредственно работающим с гражданами, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, в соответствии с локальным нормативным актом медицинской организации, согласованным с Минздравом субъекта РФ. Выплаты производятся в следующих размерах (п. 11 Правил N 484):

- оказывающим скорую медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, врачам - 50 000 руб. в месяц, среднему медицинскому персоналу, младшему медицинскому персоналу и водителям скорой медицинской помощи - 25 000 руб. в месяц;

- оказывающим специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, врачам - 80 000 руб. в месяц, среднему медицинскому персоналу - 50 000 руб. в месяц, младшему медицинскому персоналу - 25 000 руб. в месяц.

Медицинские работники поликлиники, оказывающие медицинскую помощь пациенту с диагнозом COVID-19, имеют право на получение стимулирующих выплат из федерального бюджета по постановлению Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 415.

Выплаты стимулирующего характера прочему персоналу медицинских организаций могут быть установлены региональными властями.

Стимулирующие выплаты за работу в особых условиях и дополнительную нагрузку в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 415 осуществляются медицинским работникам специализированных выездных бригад скорой медицинской помощи, работающих в указанных бригадах скорой медицинской помощи, сформированных в соответствии с Временным порядком организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, утвержденным приказом Минздрава России от 19 марта 2020 г. N 198н направляемых на вызов к пациентам с ОРВИ и внебольничной пневмонией, отбору биологического материала для лабораторных исследований на наличие новой коронавирусной инфекции COVID-19 независимо от количества пациентов с подтвержденным COVID-19.

Согласно Письму Минздрава России от 21.05.2020 N 16-3/И/1-6965 "Об осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда медицинским и иным работникам в соответствии с Постановлениями Правительства РФ от 02.04.2020 N 415 и от 12.04.2020 N 484" выплаты стимулирующего характера за работу в особых условиях и дополнительную нагрузку в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 415 осуществляются медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь лицам с подтвержденным диагнозом COVID-19, внесенным в информационный ресурс (COVID-19) в соответствии с Временными правилами учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 года N 373.

Как следует из письма Минтруда России от 26.05.2020 N 26-0/10/В-4030 <О направлении писем Минтруда России от 18.05.2020 N 26/0/10/П-4504 и от 21.05.2020 N 26/0/10/П-4659> (вместе с <Письмами> Минтруда России от 18.05.2020 N 26/0/10/П-4504, от 21.05.2020 N 26/0/10/П-4659) выплаты стимулирующего характера осуществляются работникам стационарных организаций социального обслуживания, стационарных отделений, созданных не в стационарных организациях социального обслуживания (далее - выплаты, стационарные отделения) при соблюдении условий: в организации введен особый режим работы, предполагающий временную изоляцию (обсервацию) проживания в стационарной организации социального обслуживания, стационарном отделении получателей социальных услуг, работников организации социального обслуживания, исходя из длительности рабочей смены не менее 14 календарных дней, выплата производится работникам за работу в смену длительностью не менее 14 календарных дней.

Выплата работнику сохраняется в полном объеме (а не за фактически отработанные дни) в случае: выявления у него новой коронавирусной инфекции, иного заболевания в период выполнения им работы в смену; вынужденного прерывания работы в смену работником, имевшим подтвержденный контакт с заболевшим новой коронавирусной инфекцией, в целях соблюдения режима изоляции.

Как следует из протокола комиссии по рассмотрению стимулирующих выплат сотрудниками ГБУЗ РБ Большеустьикинская ЦРБ от ДД.ММ.ГГГГ, проведенной с участием председателя первичной профсоюзной организации Г.И., принято в том числе следующее решение: в соответствии с положением об оплате труда на июль месяц с начала оказания медицинской помощи пропорционально фактически отработанному времени за месяц начистить стимулирующие выплаты по УГ-122 и ПП РФ , как оказание специализированной помощи больному, подтвержденному COVID-19 (клиника, по КТ исследованиям).

Приказом -А от ДД.ММ.ГГГГ Министерства здравоохранения Республики Башкортостан утвержден перечень медицинских организаций для перепрофилирования в госпитальные базы и схемы временных маршрутизаций пациентов в Дуванском округе согласно приложению , где ГБУЗ РБ Большеустьикинская ЦРБ - инфекционная больница.

Приказом -А от ДД.ММ.ГГГГ в целях оказания плановой и специализированной медицинской помощи, а также поэтапного восстановления работы перепрофилированных коек медицинских организаций Республики Башкортостан, внесены изменения в приказ -А от ДД.ММ.ГГГГ, главным врачам, в том числе ГБУЗ РБ Большеустьикинская ЦРБ С.Б. обеспечить долечивание пациентов в госпитальных базах с последующей выпиской и внесением соответствующих данных в РМИАС.

На основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ главного врача ГБУЗ РБ Большеустьикинская ЦРБ, закрыт инфекционный госпиталь для лечения легких и среднетяжелых форм ОРВИ с КВИ на базе терапевтического отделения <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ.

На основании вышеизложенного, в связи с отсутствием совокупности условий необходимых для осуществления выплат, учитывая, что в организации не введен особый режим работы, предполагающий временную изоляцию (обсервацию) проживания, лиц с подтвержденным диагнозом COVID-19, внесенным в информационный ресурс (COVID-19) в соответствии с Временными правилами учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в указанный период не имеется, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для начисления и осуществления единовременной выплаты за июль 2020 года в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12 апреля 2020 года № 484 следующим работникам: медсестры платные: Ж.Н., Н.Э., М.Т., М.Г., Г.Г., Т.Г., Б.Л., Г.И., Ш.И., З.З., Х.Л., меддезинфектор: Г.А., С.Г., санитарки: Ч.А., З.Д., З.Г., Г.Д., С.Э., С.А., М.А., Г.Р.

В соответствии со ст. ст. 135, 144 ТК РФ системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов, доплат и надбавок стимулирующего характера, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством.

Согласно Положению об оплате работников ГБУЗ РБ Большеустьикинская ЦРБ, утвержденного главным врачом ГБУЗ РБ Большеустьикинская ЦРБ ДД.ММ.ГГГГ, согласованного с председателем профкома, стимулирующие выплаты устанавливаются в соответствии с положением об материальном стимулировании работников учреждения по ГБУЗ РБ Большеустьикинская ЦРБ исходя из объема субсидий, поступающих в установленном порядке из бюджета Республики Башкортостан, средств обязательного медицинского страхования и средств от приносящей доход деятельности (п. 4.1).

Решение о введении выплат стимулирующего характера и условия их осуществления принимается руководителем самостоятельно в пределах фонда оплаты труда. В учреждении могут осуществляется выплаты, в том числе, надбавка за выслугу лет в медицинской организации (п. 4.2).

Любые виды стимулирующих выплат могут быть отменены по приказу главного врача в случае дефицита средств и отсутствии фонда оплаты труда для их выплаты на неограниченный срок (п. 4.6).

Согласно приказу главного врача ГБУЗ РБ Большеустьикинская ЦРБ от ДД.ММ.ГГГГ по итогам работы за январь-апрель 2020 года в части выполнения утвержденных объемов оказания медицинской помощи и других показателей ОМС, а также в связи с отсутствием утверждённых лимитов по фонду оплаты труда и отсутствием денежных средств из других источников финансирования, согласно положению об оплате труда, отменена надбавка стимулирующего характера за стаж непрерывной работы за апрель месяц.

В Трудовом Кодексе РФ (ст. 129 ч.1, 135 ч. 2, 144) обозначено право работодателя назначать выплаты стимулирующего характера, устанавливать, снижать и лишать их размер и периодичность.

На основании статей 81, 129, 135, 144 Трудового кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства РБ от 13.08.2015 N 311 "Об оплате труда работников государственных учреждений здравоохранения Республики Башкортостан", Коллективного договора между работодателем и работниками ГБУЗ РБ Большеустьикинская ЦРБ на период с 2019 по 2021 г.г., утвержденного ДД.ММ.ГГГГ, Положения о материальном стимулировании работников ГБУЗ РБ Большеустьикинская ЦРБ, утвержденного ДД.ММ.ГГГГ, Положения об оплате работников ГБУЗ РБ Большеустьикинская ЦРБ, утвержденного главным врачом ГБУЗ РБ Большеустьикинская ЦРБ ДД.ММ.ГГГГ, предусматривающим выплаты стимулирующего характера, в том числе непрерывного стажа работы, выслуги лет, премиальных выплат по итогам работы, и указания, что стимулирующие выплаты являются надбавкой, не включенной в состав планового фонда оплаты труда, не является гарантированной выплатой, поскольку ее выплата в трудовом договоре не закреплена в качестве обязательной составляющей системы оплаты труда в учреждении, может быть отменена по приказу главного врача в случае дефицита средств и отсутствии фонда оплаты труда для их выплаты на неограниченный срок. Критерии установления надбавок стимулирующего характера работникам применительно к определению размера этих надбавок не установлены, определение конкретного размера надбавок относится к исключительной компетенции работодателя, который вправе по своему усмотрению не начислять их работнику или снизить их размер.

Из предоставленных сведений о финансовом состоянии административного истца, платёжных поручений о поступлении и расходах денежных средств следует, что за январь-апрель 2020 года финансовое положение административного истца не позволяло осуществлять стимулирующие выплаты за стаж, в связи с дефицитом фонда оплаты труда, что так же подтверждается и показаниями свидетеля К.И. пояснившего, что он является начальником планово-экономического отдела Большеустьикинской ЦРБ, в связи с отсутствием оснований для выплаты работникам, надбавки по Постановлению Правительства РФ № 484, то есть при отсутствие соответствующих больных, отсутствие сведений внесённых в электронный реестр, и отсутствия развёрнутых госпитальных коек для больных имеющих ковид, деньги в Большеустьикинскую ЦРБ в период с июля 2020 не поступали, больные направлялись в госпиталь развёрнутый на базе Месягутовской ЦРБ. В мае 2020 года выплаты на основании Постановлений Правительства РФ № 415 и 484 осуществлялись. По решению комиссии по рассмотрению стимулирующих выплат сотрудникам ГБУЗ Большеустьикинская ЦРБ так же были сокращены выплаты за выслугу лет.

Выплаты за выслугу лет в 2020 году, отменены в связи с нехваткой средств фонда оплаты труда, так как в связи с сокращением доходов, отменой диспансеризации, плановой госпитализации поступающих средств было недостаточно. Стимулирующие выплаты ранее выплачивались на основании внутренних актов работодателя. Так как стимулирующие выплаты осуществляются на основании фонда оплаты труда, в указанный период средств на данные выплаты не было. В данный период в связи с улучшением ситуации выплаты осуществляются.

Из разъяснений данных в п. 61 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 (ред. от 17.12.2020) "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" следует, суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.

Учитывая, что административный ответчик в акте и в предписании указал на нарушение административным истцом не соответствующих норм, ч. 6 ст. 136 и абз.2 ч.2 ст.22 Трудового кодекса РФ. Данное обстоятельство свидетельствует об отсутствие оснований для признания принятых актов обоснованными, является основанием для отмены акта имеющего признаки властно-распорядительного характера.

Предписание в нарушении установленных требований не содержит указание на допущенные административным истцом нарушения трудового законодательства или иных нормативно правовых актов, имеется ссылка о том что оно вынесено в целях устранения нарушений, указанных в акте проверке от ДД.ММ.ГГГГ. Вместе с тем доводы административного истца, изложенные в акте о допущенных нарушениях административным истцом не нашли своего подтверждения. Сведений об оказании в июле 2020 года медицинской помощи больным с подтверждённой новой короновирусной инфекции COVID-19 не имеется, ранее развёрнутый госпиталь закрыт ДД.ММ.ГГГГ, были выявлены случаи с подозрением на новую короновирусную инфекцию COVID-19, которые не подтверждены лабораторно в установленном порядке, что не являлось основанием для осуществления выплат. Средства по Постановлением Правительства РФ от 12 апреля 2020 года № 484 за июль 2020 года в учреждение не поступали.

Требования, изложенные в предписании об осуществлении выплаты за июль 2020 года в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12 апреля 2020 года № 484 и выплаты медицинскому персоналу за стаж за апрель 2020 года, являются незаконными.

Доводы административного ответчика, о том, что в протоколе заседания комиссии отражены сведения об оказании специализированной помощи по COVID-19 в связи с отсутствием подтверждения диагноза не могут свидетельствовать о необходимости осуществления выплат по Постановлению Правительства РФ от 12 апреля 2020 года № 484, так как являются не достаточными для получения соответствующих выплат.

Стимулирующие выплаты апреля 2020 года за стаж отменены в установленном порядке в связи с недостаточностью средств Фонда оплаты труда, исходя из финансового положения административного истца, так как не носят обязательный характер, имеют характер дополнительного материального стимулирования, не являются гарантированными выплатами обязательного характера, зависят от финансового состояния. Требования об обеспечении справедливой оплаты труда не ниже минимального размера оплаты труда административным истцом не нарушены.

В действиях административного истца отсутствуют нарушения ч.6. ст. 136, абз.2 ч.2 ст. 22 Трудового кодекса РФ, Постановления Правительства РБ №311 утв. 13.08.2015 «Об оплате труда работников государственных учреждений здравоохранения Республики Башкортостан» в части не начисления стимулирующих выплат в связи с работой в условиях ковид и надбавки за выслугу лет медицинскому персоналу за апрель 2020.

Доказательств того, что административный истец имел денежные средства и распределил их не надлежащим образом административным ответчиком не предоставлено, как и не предоставлено доказательства нарушения административным истцом трудового законодательства, постановлений Правительства РФ№ 415 и 484 и Указа Главы Республики Башкортостан № УГ-122 от 25.03.2020 и норм локальных правовых актов.

Неверный вывод по этим же основаниям сделан и при проверке предписания в решении руководителя Государственной инспекции труда по Республике Башкортостан Астрелиной Т.Н. от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенного по итогам рассмотрения возражения главного врача на предписание от ДД.ММ.ГГГГ.

Учитывая, что оснований для осуществления единовременной выплаты по ковид и стимулирующих выплат за выслугу лет о которых идёт речь в Акте и Предписании ГИТ от ДД.ММ.ГГГГ не имелось, принимая во внимание допущенные нарушения в части ссылки на нормы закона которые не были нарушены ГБУЗ Большеустикинская ЦРБ предписание от ДД.ММ.ГГГГ и решение руководителя Государственной инспекции труда по Республике Башкортостан А.Т. от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное по возражению на предписание от ДД.ММ.ГГГГ подлежат отмене.

Поскольку акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ не является актом ненормативного характера, не содержит властно-обязывающего предписания, не влечет за собой возникновение прав и обязанностей у проверяемого лица в указанной части административный иск удовлетворению не подлежит.

Требования административного истца об отмене протоколов от ДД.ММ.ГГГГ составленных в порядке предусмотренном КоАП РФ не могут быть удовлетворены, так как КоАП РФ предусматривают, что вопрос о правильности составления протокола об административном правонарушении выясняется судьей, органом или должностным лицом при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении (п. 3 ст. 29.1 КоАП РФ)

Возможность самостоятельного обжалования в суде протокола об административном правонарушении в качестве самостоятельного предмета требований не предусмотрена.

Руководствуясь статьями 179 – 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

Административное исковое заявление Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Башкортостан Большеустьикинская ЦРБ к Государственной инспекции труда в Республике Башкортостан удовлетворить частично.

Отменить предписание от ДД.ММ.ГГГГ, выданное главным государственным инспектором труда Государственной инспекцией труда по Республике Башкортостан Х.Ю. и решение руководителя Государственной инспекции труда по Республике Башкортостан А.Т. от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное по результатам рассмотрения возражения главного врача ГБУЗ РБ Большеустьикинская ЦРБ на предписание от ДД.ММ.ГГГГ.

В удовлетворении остальной части административного иска отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан через Белокатайский межрайонный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья А.Н. Леонтьев