ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1233/20 от 31.12.9999 Богородского городского суда (Нижегородская область)

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Богородск Нижегородской области ДД.ММ.ГГГГ

Богородский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи О.М.Илюшиной,

при участии:

- представителя истца – администрации Доскинского сельсовета Богородского муниципального района Кувалевой Л.В.

- представителей ответчика Куренковой Е.В. Дарьенковой О.В., Скворцовой А.А.,

при секретаре Зининой Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации Доскинского сельсовета Богородского муниципального района Нижегородской области, самостоятельным требованиям администрации Богородского муниципального округа Нижегородской области к Шкуновой И.Ю., Куренковой Е.В., Управлению Росреестра по Нижегородской области о признании недействительным права собственности,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в Богородский городской суд Нижегородской области с настоящим иском, в обоснование заявленных исковых требований указав следующее:

В ходе проведенного администрацией Доскинского сельсовета мониторинга было обнаружено, что Шкуновой И.Ю. было зарегистрировано право собственности на земельный участок общей площадью Х кв.м. с кадастровым , по адресу: <адрес>, в качестве правоустанавливающего документа для регистрации права предоставлено свидетельство о праве собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ.

Вышеуказанное Свидетельство не соответствует форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 19.03.1992 года № 177, отсутствует чертеж границ или план (выкопировка с плана) землепользования с указанием границ, отсутствует Распоряжение Доскинской сельской администрации от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении участка.

При отсутствии правоустанавливающих документов, установленных границ участка, работы по межеванию и постановке участка на кадастровый учет выполнены с нарушением действующего законодательства.

Право собственности на участок у Ш.И.В. отсутствовало.

Спорный участок принадлежит муниципалитету и только он может распоряжаться данным участком.

Ш.И.В. осуществила продажу участка Куренковой Е.В. по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок выбыл из собственности истца против его воли, не мог являться предметом договора купли-продажи. Ш.И.В., не являясь собственником спорного имущества, не имела прав на распоряжение им, сделка купли-продажи является незаконной.

Просит:

- признать недействительными и исключить из Государственного кадастра недвижимости сведения об описании местоположения (координатах поворотных точек) границ земельного участка с кадастровым , категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, площадью Х кв.м., расположенного по адресу <адрес>.

- признать недействительным свидетельство на право собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ на имя Шкуновой И.Ю.;

- признать недействительной регистрацию права собственности Шкуновой И.Ю. в отношении земельного участка с кадастровым , категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, площадью Х кв.м., расположенного по адресу <адрес>;

- признать недействительным договор купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между Шкуновой И.Ю. и Куренковой Е.В. в отношении земельного участка с кадастровым , категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, площадью Х кв.м., расположенного по адресу <адрес>;

- признать недействительным (отсутствующим) право собственности К.И.В. на земельный участок площадью Х кв.м. с кадастровым , расположенный по адресу: <адрес>;

- исключить из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись от ДД.ММ.ГГГГ о наличии у Куренковой Е.В. права собственности на земельный участок площадью Х кв.м., с кадастровым , по адресу <адрес>.

)

Администрацией Богородского муниципального района нижегородской области заявлены самостоятельные требования по тем же основаниям.

Просит:

- признать недействительными и исключить из Государственного кадастра недвижимости сведения об описании местоположения (координатах поворотных точек) границ земельного участка с кадастровым , категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, площадью Х кв.м., расположенного по адресу <адрес>.

- признать недействительным свидетельство на право собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ на имя Шкуновой И.Ю.;

- признать недействительной регистрацию права собственности Шкуновой И.Ю. в отношении земельного участка с кадастровым , категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, площадью Х кв.м., расположенного по адресу <адрес>;

- признать недействительным договор купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между Шкуновой И.Ю. и Куренковой Е.В. в отношении земельного участка с кадастровым , категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, площадью Х кв.м., расположенного по адресу <адрес>;

- истребовать из незаконного владения Куренковой Е.В. земельный участок с кадастровым , площадью Х кв.м., по адресу <адрес>;

- исключить из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись от ДД.ММ.ГГГГ о наличии у Куренковой Е.В. права собственности на земельный участок площадью Х кв.м., с кадастровым , по адресу <адрес>.

(т.)

Определением суда администрация Богородского муниципального района была заменена ее правопреемником – администрацией Богородского муниципального округа.

В судебном заседании представитель истца – администрации Доскинского сельсовета Богородского муниципального района Кувалева Л.В. иск поддержала, поддержала и самостоятельные требования администрации Богородского муниципального округа. Одновременно указала, что адрес спорному участку был присвоен ошибочно, в пользу этого свидетельствует и то, что в распоряжении о присвоении адреса указано на то, что адрес присваивается не только участку, но и дому, дома никогда не имелось. В ходе мониторинга не выявлено каких-либо строительных материалов на спорном участке, участок не предоставлялся, не мог быть предоставлен, поскольку на генплане обозначен школьный сад

Представители ответчика Куренковой Е.В. - Дарьенкова О.В., Скворцова А.А., каждая, с иском не согласились, указав, что участок был предоставлен, ему был присвоен адрес, поставлен на государственный кадастровый учет, ответчик Куренкова Е.В. несла бремя оплаты налогов за участок, привезла на участок строительный материал. Стороной истца на обозрение предоставлялся проект генерального плана, а не утвержденный в установленном порядке генеральный план. Просят в удовлетворении иска и самостоятельных требований отказать.

Представителем ответчика Куренковой Е.В. Дарьенковой О.В. заявлено о пропуске исковой давности.

(т.)

Также представлены письменные возражения на иск о том, что:

- Свидетельство на право собственности на землю соответствует требованиям действовавшего на момент его выдачи законодательства, форма, утвержденная Постановлением Правительства от 19.03.1992 г. не содержит места для чертежа, п.4 Порядка не предусмотрено указание границ в бланке Свидетельства, чертеж выдается вместе со Свидетельством при наличии планово-картографических материалов;

ДД.ММ.ГГГГ утвержден «Порядок выдачи и регистрации Свидетельств о праве собственности на землю», Свидетельства должны быть зарегистрированы в Книге выдачи Свидетельств, в материалы дела не представлено доказательств отсутствия записи о выдаче Свидетельства;

- Свидетельство на право собственности на землю является одновременно правоустанавливающим и правоудостоверящим документом;

- Куренкова Е.В. является добросовестным приобретателем;

- правила п.2 ст.167 ГК РФ о реституции к оспариваемой сделке не применяются.

(т.)

Другие лица, в силу положений ст.165.1 ГК РФ извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явились, об отложении судебного заседания ходатайств не заявляли суд определил рассмотреть настоящее гражданское дело в их отсутствие.

Изучив исковое заявление, заслушав объяснения явившихся представителей сторон, суд приходит к следующему:

Право собственности и другие вещные права урегулированы главой 13 ГК РФ.

В силу положений ст.209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Согласно ст.301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.

Статьей 305 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что права, предусмотренные статьями 301 - 304 настоящего Кодекса, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника.

В статье 212 ГК РФ установлено, что в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Права всех собственников защищаются равным образом.

Согласно ст.214 ГК РФ, Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.

В силу положений п.1,2 ст.125 ГК РФ, от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

По смыслу ст. 17 - 19 ЗК РФ одним из оснований возникновения права собственности того или иного публично-правового образования является разграничение государственной собственности на землю.

Правовое регулирование разграничения государственной собственности на землю до ДД.ММ.ГГГГ было определено Федеральным законом от 17 июля 2001 г. N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю"

Согласно ч. 2 ст. 2 данного Закона, основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований являлись акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней (согласованных с соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления) земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю.

Федеральным законом от 17 апреля 2006 г. N 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" Закон N 101-ФЗ признан утратившим силу, а в Закон N 137-ФЗ введена ст. 3.1, которой закреплен нормативный механизм разграничения государственной собственности на землю, состоящий в том, что определенное государственное имущество признается собственностью конкретного публичного образования в силу закона (то есть без проведения каких-либо административных процедур передачи участков) в соответствии в перечисленными в указанной норме критериями.

В "Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2020)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020) разъяснено, что закрепленные законодателем критерии для разграничения публичной земли, прежде всего, касаются земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости или которые по своему назначению необходимы органам власти того или иного уровня, а также отдельным (названным в законе лицам) в целях выполнения ими своих функций. В отношении незастроенных публичных участков или участков, не предоставленных лицам, указанным в ст. 3.1 Закона N 137-ФЗ, разграничение права государственной собственности на дату вступления в силу данной нормы не произошло.

Поскольку из содержания указанной статьи и иных норм земельного законодательства не следует, что применение критериев разграничения возможно только к тем отношениям, которые сложились на момент вступления в силу ст. 3.1 Закона N 137-ФЗ, ее положения должны применяться не только к отношениям, сложившимся по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ но и к отношениям, которые возникнут в последующем.

Одним из критериев разграничения государственной собственности и отнесения земельного участка к федеральной собственности является предоставление участка органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти (абзац третий п. 1 ст. 3.1 Закона N 137-ФЗ).

В силу п. 2 ст. 3.3 Закона N 137-ФЗ распоряжение (в том числе предоставление на праве постоянного (бессрочного) пользования) земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, - федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В силу вышеизложенного, право распоряжения органом местного самоуправления землями, государственная собственность на которые не разграничена, не обусловлено наличием на эти земли права собственности муниципального образования, а возникает из закона.

В силу положений п.1,2 ст. 15 ЗК РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Возможность предоставления гражданам в собственность земельных участков, в том числе для ведения личного подсобного хозяйства, впервые была установлена Законом РСФСР "О земельной реформе" от 23.11.1990 N 374-1 (ст. 4 Закона).

Предоставление в собственность земельных участков в пределах черты сельских населенных пунктов, поселков осуществлялось в силу ч. 1 ст. 23, 30 Земельного кодекса РСФСР (утв. ВС РСФСР 25.04.1991 N 1103-1) сельскими, поселковыми Советами народных депутатов.

Согласно Закону РСФСР от 23.11.1990 N 374-1 "О земельной реформе", земельная реформа проводится поэтапно. На первом этапе осуществляется закрепление за местными Советами народных депутатов прав по распоряжению землей. Одновременно происходит уточнение административных границ, выявление потребности в земле граждан, предприятий, учреждений и организаций, формирование специального фонда земель для их последующего перераспределения, установление ставок земельного налога и цены земли. На втором этапе местными Советами народных депутатов и органами Государственного комитета РСФСР по земельной реформе осуществляется передача и закрепление земель в собственность, пользование, в том числе в аренду, владение гражданам, предприятиям, организациям и учреждениям в соответствии с законодательством РСФСР.

Согласно статье 30 Земельного Кодекса РСФСР, утв. ВС РСФСР 25.04.1991 N 1103-1, граждане, заинтересованные в предоставлении им земельного участка в собственность или пожизненное наследуемое владение, подают заявление в местный Совет народных депутатов, обладающий в соответствии со статьей 23 настоящего Кодекса правом изъятия и предоставления земельных участков. В заявлении должны быть указаны цель использования участка, предполагаемые размеры и его местоположение.

По поручению Совета народных депутатов местный комитет по земельной реформе и земельным ресурсам в двухнедельный срок готовит необходимые материалы и представляет их на утверждение Совета народных депутатов.

Принятое решение (либо выписка из него) о предоставлении земельного участка выдается гражданину в семидневный срок с момента его принятия.

При передаче всего земельного участка в собственность бесплатно решение Совета народных депутатов является основанием для отвода земельного участка в натуре и выдачи документов, удостоверяющих право собственности на землю.

Указом Президента РФ от 27.12.1991 N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" в целях дальнейшего совершенствования земельных отношений, приватизации земель, упрощения процедуры наделения граждан земельными участками было постановлено: приватизацию земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, осуществлять в соответствии с действующим законодательством и настоящим Указом, установить, что решения по перераспределению земель принимаются органами местной администрации по представлению комитетов по земельной реформе и земельным ресурсам. Земельные участки, выделенные для личного подсобного хозяйства, садоводства, жилищного строительства в сельской местности, передаются в собственность граждан бесплатно. Органам Комитета по земельной реформе и земельным ресурсам Министерства сельского хозяйства РСФСР необходимо обеспечить в ДД.ММ.ГГГГ выдачу документов на право собственности на указанные земельные участки.

Указом Президента РФ от 02.03.1992 N 213 "О порядке установления нормы бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан" было постановлено предоставить право главам местной администрации сельских районов по представлению комитетов по земельной реформе и земельным ресурсам устанавливать дифференцированную среднюю норму бесплатной передачи земли в собственность по выделяемым на территории района зонам с различной плотностью сельского населения.

ДД.ММ.ГГГГ было принято Постановление Правительства РФ от №177 «Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения».

На основании данного постановления Первым заместителем Председателя Роскомзема ДД.ММ.ГГГГ был утвержден «Порядок выдачи и регистрации свидетельств о праве собственности на землю».

Согласно пункту 2 данного Порядка, утвержденная форма Свидетельства о праве собственности на землю в соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 19 марта 1992 г. №177 может быть временно (до момента выдачи государственного акта) использована для удостоверения права граждан на пожизненное наследуемое владение и права предприятий, учреждений, организаций на бессрочное (постоянное) пользование землей. В этом случае в заголовке Свидетельства вместо слов «собственности на землю» впечатывается (вписывается) вид предоставления земли в соответствии с решением соответствующего исполнительного органа Совета народных депутатов. В левой колонке таблицы Свидетельства также впечатывается (вписывается) вид предоставления земли: собственность, в том числе бесплатно, пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование.

Пунктом 3 Порядка предусмотрено, что свидетельства выдаются гражданам, предприятиям, учреждениям, организациям на основании принятых исполнительными органами Советов народных депутатов решений о предоставлении земельных участков либо о перерегистрации права на ранее предоставленный земельный участок. Перерегистрация права на ранее предоставленный участок производится по ходатайству предприятий, учреждений, организаций, личному заявлению граждан либо по инициативе районных, городских комитетов по земельной реформе и земельным ресурсам, сельской, поселковой, городской администрации.

Согласно пункту 4 Порядка, на вновь предоставляемые земельные участки одновременно с оформлением Свидетельства в обязательном порядке изготавливается чертеж границ или план (выкопировка с плана) землепользования с указанием на нем границ предоставляемых земель. Границы предоставляемого земельного участка в натуре (на местности) собственнику земли, землевладельцу, землепользователю указываются одновременно с выдачей Свидетельства.

Согласно пункту 5 Порядка, при подготовке решений о перерегистрации права на земельный участок и оформлении Свидетельств используются ранее выданные документы, удостоверяющие право на землю (государственные акты, решения соответствующих органов о предоставлении земельных участков), земельно - шнуровые и похозяйственные книги, проекты организации территории садоводческих и других товариществ, планово - картографические и другие материалы, имеющиеся в районных комитетах по земельной реформе и земельным ресурсам, органах архитектуры, строительства и жилищного хозяйства, городских, поселковых, сельских органах местной администрации, а также у самих землепользователей. При перерегистрации права и наличии на ранее предоставленные земельные участки планово - картографических материалов к Свидетельству прикладывается чертеж границ или план (выкопировка с плана) земельного участка.

Работы, связанные с оформлением Свидетельств, проводятся районными, городскими комитетами по земельной реформе и земельным ресурсам с привлечением для выполнения указанных работ организаций, имеющих право на их проведение (пункт 7 Порядка).

Свидетельство составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается главой администрации, решением которой предоставлен земельный участок, и скрепляется гербовой печатью. Один экземпляр Свидетельства выдается собственнику земли, землевладельцу, землепользователю, второй хранится в органе, выдавшем Свидетельство (пункт 8 Порядка).

Свидетельства на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования выдаются гражданам, руководителям предприятий, учреждений, организаций либо их представителям должностными лицами районного, городского комитета по земельной реформе и земельным ресурсам, сельской, поселковой, городской администрации в зависимости от местоположения земельного участка. Свидетельства, выдаваемые сельской, поселковой, городской администрацией, должны быть завизированы представителем комитета по земельной реформе и земельным ресурсам (пункт 9 Порядка).

Выдаваемые гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям Свидетельства должны быть зарегистрированы в специальной «Книге выдачи Свидетельств» (Приложение 1). Книга выдачи Свидетельств ведется районным, городским комитетом по земельной реформе и земельным ресурсам либо сельской, поселковой, городской администрацией. Книга пронумеровывается, прошнуровывается, подписывается председателем районного, городского комитета по земельной реформе и земельным ресурсам либо главой сельской, поселковой, городской администрации и скрепляется гербовой печатью (пункт 10 Порядка).

Каждому Свидетельству при выдаче присваивается свой регистрационный номер. Регистрационный номер должен соответствовать порядковому номеру согласно очередности записей в соответствующей Книге выдачи Свидетельств при их регистрации. Оба экземпляра Свидетельства должны иметь один регистрационный номер (пункт 11 Порядка).

В материалы дела представлено Свидетельство на право собственности на землю на имя Шкуновой И.Ю., согласно Свидетельству, на основании решения Доскинского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ Шкуновой И.Ю. для ведения личного подсобного хозяйства в собственность бесплатно предоставлено Х га земли в <адрес>. Дата выдачи Свидетельства совпадает с датой решения о предоставлении участка, на Свидетельстве имеется подпись и печать.

В свидетельстве указано, что оно является временным документом и действует до выдачи государственного акта на право собственности на землю, бессрочное (постоянное) пользование землей.

(л.д.)

Сведений об обращении Шкуновой И.Ю. в администрацию Доскинского сельсовета по вопросу предоставления ей спорного участка на праве собственности, не имеется.

На дату, указанную в Свидетельстве на право собственности на землю, действовало постановление Правительства РФ от 19.03.1992 г. №177 «Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения».

В силу изложенного, одновременно с оформлением Свидетельства в обязательном порядке должен был быть изготовлен чертеж границ или план (выкопировка с плана) землепользования с указанием на нем границ предоставляемых земель. Собственнику земли, землевладельцу, землепользователю одновременно с выдачей Свидетельства должны были быть указаны границы предоставляемого земельного участка в натуре (на местности).

Представленное в материалы дела Свидетельство на право собственности на землю чертеж границ не содержит.

Никаких сведений о расположении земельного участка в пределах <адрес> в Свидетельстве нет, Свидетельство не содержит и предусмотренного его формой указания на то, какая площадь участка из общей площади составляет земли сельскохозяйственных угодий.

В силу положений п.Х вышеприведенного Порядка, работы, связанные с оформлением Свидетельств, проводятся районными, городскими комитетами по земельной реформе и земельным ресурсам, в представленном в материалы дела Свидетельстве отсутствуют сведения о специалисте комитета по земельной реформе, оформившем его.

Таким образом, Свидетельство на право собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ не соответствует по своей форме и содержанию действующему на тот момент «Порядку выдачи и регистрации свидетельств о праве собственности на землю».

Ответчиками, каждым, на которых лежит бремя доказывания возражений на иск, не представлено в материалы дела Распоряжения Доскинского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении земельного участка.

Шкуновой И.Ю. на праве собственности принадлежит земельный участок по <адрес>.

Сведений о наличии у Шкуновой И.Ю. прав на предоставление ей в рамках земельной реформы в собственность бесплатно нескольких земельных участков, в том числе, спорного, в <адрес> (в материалы дела представлены сведения о ранее рассмотренном Богородским городским судом Нижегородской области гражданском деле , в рамках которого оспаривалось Свидетельство на право собственности на землю на имя Шкуновой И.Ю. от ДД.ММ.ГГГГ и сделка по отчуждению указанного участка Куренковой Е.В. – ), не имеется.

Также не представлены доказательства использования Шкуновой И.Ю. участка в конкретных границах, в конкретной площади с ДД.ММ.ГГГГ по дату отчуждения в ДД.ММ.ГГГГ.

Шкунова И.Ю. по вопросу присвоения адреса участку на основании вышеуказанного Свидетельства в администрацию Доскинского сельсовета не обращалась.

ДД.ММ.ГГГГ администрацией Доскинского сельсовета адрес был присвоен в рамках выполнения работ по упорядочению адресного хозяйства, а не по заявлению Шкуновой И.Ю., был присвоен адрес участку и жилому дому – <адрес>.

(т.)

ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанное постановление было отменено в связи с технической ошибкой.

(л.д.)

В ходе судебного разбирательства установлено, что участок, являющийся предметом спора, не имел и не имеет расположенных на нем строений, что свидетельствует в пользу доводов стороны истца о допущенной технической ошибке при присвоении адреса земельному участку и дому.

Распорядительных документов о предварительном согласовании места размещения земельного участка, о предоставлении земельного участка, как этого требовали положения статей 28 и 30 Земельного кодекса РСФСР, действовавшего на даты, указанные в Свидетельстве на право собственности, в материалы дела не представлено.

Совокупность вышеприведенных доказательств позволяет прийти к выводу о том, что факт предоставления Шкуновой И.Ю. спорного земельного участка на праве собственности уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим на дату, указанную в свидетельстве – ДД.ММ.ГГГГ, не подтвержден, Свидетельство на право собственности на землю подлежит признанию недействительным, поскольку не соответствует по содержанию и форме требованиям Постановления Правительства РФ от 19.03.1992 г. №177, сведений об отводе участка в конкретных границах нет, сторона истца ссылается на то, что участки на месте расположения спорного участка не формировались, там был школьный сад, в Свидетельстве отсутствует подпись специалиста по земельной реформе и земельным ресурсам, отсутствует неотъемлемая часть Свидетельства – чертеж границ участка, доказательств предоставления спорного участка Шкуновой И.Ю. на каком-либо праве нет, распоряжение о предоставлении земельного участка отсутствует.

Из сведений из ЕГРН и регистрационного дела, предоставленного Управлением Росреестра, следует, что право собственности Шкуновой И.Ю. в Управлении Росреестра было зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ на основании вышеуказанного Свидетельства, которым факт предоставления земельного участка на праве собственности не подтверждается, заявление о регистрации права подано в Управление Росреестра ДД.ММ.ГГГГ представителем Шкуновой И.Ю. П.А.А. по доверенности, иных документов, подтверждающих право Шкуновой И.Ю. на спорный участок, в регистрационном деле нет.

(т.)

Суд находит несостоятельной ссылку стороны ответчика на Письмо Роскомзема от ДД.ММ.ГГГГ "Форма свидетельства на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей", поскольку на дату, указанную в Свидетельстве на право собственности на землю (ДД.ММ.ГГГГ) действовал «Порядок выдачи и регистрации свидетельств о праве собственности на землю», утвержденный ДД.ММ.ГГГГ Первым заместителем Председателя Роскомзема и принятое ДД.ММ.ГГГГ Постановление Правительства РФ от №177 «Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения».

Установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о том, что право собственности Шкуновой И.Ю. на спорный земельный участок зарегистрировано на основании документа, не подтверждающего факт предоставления и права собственности на земельный участок.

При наличии оснований для признания Свидетельства на право собственности на землю недействительным, учитывая, что ГКН внесены сведения о границах земельного участка, право собственности Шкуновой И.Ю. на который материалами дела не подтверждено, из совокупности вышеприведенных доказательств установлено, что оно отсутствовало, суд приходит к выводу, что сведения об описании местоположения спорного земельного участка являются недействительными и подлежат исключению из ЕГРН, государственная регистрация права собственности Шкуновой И.Ю. является недействительной (зарегистрировано на основании Свидетельства, признанного судом недействительным)

Согласно п.2 ст.218 ГК РФ, право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

Согласно пункту 2 статьи 168 Гражданского кодекса РФ, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

Не будучи собственником спорного земельного участка, Шкунова И.Ю. не имела права распоряжаться им и производить его отчуждение.

Договор купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ между Шкуновой И.Ю. и Куренковой Е.В (л.д.), как не соответствующий требованиям закона (статье 209 Гражданского кодекса РФ), является ничтожной сделкой в силу положений пункта 2 статьи 168 Гражданского кодекса РФ. Данная недействительная сделка не влечет за собой юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с её недействительностью, и недействительна с момента её совершения (пункт 1 статьи 167 Гражданского кодекса РФ).

Спорный земельный участок относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена (впервые поставлен на государственный кадастровый учет Шкуновой И.Ю.на основании Свидетельства, признанного недействительным).

Согласно пункту 1 статьи 3.3 Федерального закона «О введении в действие Земельного Кодекса РФ», распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами не установлено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.

С ДД.ММ.ГГГГ пунктом 2 статьи 3.3 Закона №137-ФЗ предусмотрено, что предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется: органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 5 статьи 2 Закона Нижегородской области №197-З «О перераспределении отдельных полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области и органами государственной власти Нижегородской области», правительство Нижегородской области осуществляет следующие полномочия органов местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области: предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена: на территории иных муниципальных образований в целях строительства зданий, сооружений, за исключением случаев предоставления земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, дачного хозяйства, размещения индивидуальных гаражей, гражданам, крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, гражданам для размещения зданий и сооружений, используемых для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, содержания и разведения сельскохозяйственных животных, а также обеспечения сельскохозяйственного производства, включая размещение машинно-транспортных и ремонтных станций, ангаров и гаражей для сельскохозяйственной техники.

Исходя из толкования приведенных норм материального права в их совокупности, суд приходит к выводу, что органом, правомочным осуществлять распоряжение спорным земельным участком, государственная собственность на который не разграничена, обладает орган местного самоуправления муниципального образования - Администрация Богородского муниципального округа Нижегородской области. Соответственно, администрация имеет право защищать свои интересы в суде путем предъявления виндикационного иска.

В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 г. №10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», разъяснено, что собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения независимо от возражения ответчика о том, что он является добросовестным приобретателем, если докажет факт выбытия имущества из его владения или владения лица, которому оно было передано собственником, помимо их воли (пункт 39).

Под незаконным владением следует понимать всякое фактическое обладание вещью, если оно не имеет правового основания, либо правовое основание которого отпало в дальнейшем, либо правовое основание которого порочно. При этом, выбытие имущества из владения собственника помимо его воли, является основанием для истребования такого имущества и от добросовестного приобретателя.

По данному делу установлено, что спорный земельный участок никогда не предоставлялся в законном порядке с изданием соответствующих распорядительных документов о его предоставлении какому-либо лицу. Куренкова Е.В приобрела право собственности на спорный земельный участок при отсутствии надлежащих документов.

Указанные обстоятельства свидетельствует о выбытии земельного участка из владения органа местного самоуправления помимо его воли. В этом случае добросовестность приобретателя не имеет значения.

Таким образом, имеются основания для удовлетворения заявленных администрацией Богородского муниципального округа к ответчикам Шкуновой И.Ю., Куренковой Е.В. самостоятельных требований в полном объеме.

Администрация Доскинского сельсовета является ненадлежащим истцом, не доказала наличие принадлежащего её субъективного материального права или охраняемого законом интереса, нарушенного ответчиками, правом на распоряжение землями, государственная собственность на которые не разграничена, она не обладает с ДД.ММ.ГГГГ, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.

Доводы стороны ответчика о пропуске срока исковой давности суд находит несостоятельными.

Согласно ст.196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.

В соответствии с п.1 ст.200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

В силу положений п.1,2 ст. 181 ГК РФ, срок исковой давности по требованиям о применении последствий недействительности ничтожной сделки и о признании такой сделки недействительной (пункт 3 статьи 166) составляет три года. Течение срока исковой давности по указанным требованиям начинается со дня, когда началось исполнение ничтожной сделки, а в случае предъявления иска лицом, не являющимся стороной сделки, со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о начале ее исполнения. При этом срок исковой давности для лица, не являющегося стороной сделки, во всяком случае не может превышать десять лет со дня начала исполнения сделки.

Срок исковой давности по требованию о признании оспоримой сделки недействительной и о применении последствий ее недействительности составляет один год. Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня прекращения насилия или угрозы, под влиянием которых была совершена сделка (пункт 1 статьи 179), либо со дня, когда истец узнал или должен был узнать об иных обстоятельствах, являющихся основанием для признания сделки недействительной.

Из материалов дела следует, что администрации Богородского муниципального округа о нарушении права стало известно по результатам мониторинга, проведенного администрацией Доскинского сельсовета в ДД.ММ.ГГГГ, требования предъявлены ДД.ММ.ГГГГ, Свидетельство на право собственности на землю, на основании которого было зарегистрировано право Шкуновой И.Ю., в администрацию Богородского муниципального округа (района) не предоставлялось, впервые данное Свидетельство было предоставлено в регистрирующий орган для регистрации права Шкуновой И.Ю. в ДД.ММ.ГГГГ, перед заключением сделки с Куренковой Е.В., администрация Богородского муниципального района стороной сделки между Шкуновой И.Ю. и Куренковой Е.В. не являлась, к регистрационному делу отношения не имела, об осведомленности администрации Богородского муниципального округа до ДД.ММ.ГГГГ доказательств стороной ответчика не представлено.

Доводы стороны ответчика о том, что Куренкова Е.В. является добросовестным приобретателем и отсутствуют основания для истребования спорного земельного участка, суд находит несостоятельными:

В силу положений п.1 ст.302 ГК РФ, если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли.

Постановлением от 22 июня 2017 года N 16-П Конституционный Суд дал оценку конституционности положения пункта 1 статьи 302 Гражданского кодекса Российской Федерации. Предметом рассмотрения являлось оспоренное положение, предусматривающее право собственника истребовать принадлежащее ему имущество от добросовестного приобретателя в случае, когда это имущество выбыло из владения собственника помимо его воли, положение признано соответствующим Конституции Российской Федерации.

Как указано судом выше, совокупность исследованных по делу доказательств, изложенных выше, свидетельствует о выбытии земельного участка из владения органа местного самоуправления помимо его воли. В этом случае добросовестность приобретателя не имеет значения.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

р е ш и л:

Отказать в удовлетворении иска администрации Доскинского сельсовета Богородского муниципального района Нижегородской области к Шкуновой И.Ю., Куренковой Е.В., Управлению Росреестра по Нижегородской области, а также в удовлетворении самостоятельных требований администрации Богородского муниципального округа Нижегородской области к Управлению Росреестра, о признании недействительным права собственности.

Самостоятельные требования администрации Богородского муниципального округа Нижегородской области к Шкуновой И.Ю., Куренковой Е.В. удовлетворить.

Признать недействительными и исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения об описании местоположения (координатах поворотных точек) границ земельного участка с кадастровым , категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, площадью Х кв.м., расположенного по адресу <адрес>.

Признать недействительным свидетельство на право собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ на имя Шкуновой И.Ю. в отношении земельного участка площадью Х га.

Признать недействительной государственную регистрацию права собственности Шкуновой И.Ю. (ДД.ММ.ГГГГ, паспорт гражданина РФ , код подразделения , выдан УВД <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрирована по месту жительства по адресу <адрес>) в отношении земельного участка с кадастровым , категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, площадью Х кв.м., расположенного по адресу <адрес>.

Признать недействительным договор купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между Шкуновой И.Ю. и Куренковой Е.В. в отношении земельного участка с кадастровым , категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, площадью Х кв.м., расположенного по адресу <адрес>.

Истребовать из незаконного владения Куренковой Е.В. земельный участок с кадастровым , категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, площадью Х кв.м., расположенного по адресу <адрес>.

Исключить из Единого государственного реестра недвижимости запись о наличии у Куренковой Е.В. права собственности на земельный участок с кадастровым , категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, площадью Х кв.м., расположенного по адресу <адрес> (запись о регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ).

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию по гражданским делам Нижегородского областного суда через Богородский городской суд в месячный срок со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья /подпись/ О.М.Илюшина

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>