ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1367/2021 от 19.01.2022 Сибайского городского суда (Республика Башкортостан)

№ 2-18/2022

УИД 03RS0016-01-2021-002715-35

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

19 января 2022 года город Сибай

Сибайский городской суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Сулейманова Т.М.,

при секретаре судебного заседания Гаскаровой В.В.,

с участием представителя истца ГКУ Республиканский центр социальной поддержки населения – ФИО1, действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску государственного казенного учреждения Республиканский центр социальной поддержки населения к ФИО2 о взыскании незаконно полученной суммы субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, судебных расходов,

У С Т А Н О В И Л:

государственное казенное учреждение Республиканский центр социальной поддержки населения (далее - ГКУ РЦСПН) обратилось в суд с иском к ФИО2 о взыскании незаконно полученной суммы субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, судебных расходов, указывая в обоснование, что ответчик, зарегистрированный по адресу: РБ, <адрес>, на основании решения ГКУ РЦСПН являлся получателем субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратился в филиал ГКУ РЦСПН с заявлением о назначении субсидии на оплату жилых помещений и коммунальных услуг с ДД.ММ.ГГГГ. Согласно п. 5 заявления о предоставлении государственной услуги – о назначении субсидии от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 об ответственности за предоставление заведомо ложных сведений и обязательстве вернуть излишне полученные по его вине суммы социальных выплат был предупрежден, о чем свидетельствует его подпись в данном заявлении. При подаче заявления о назначении мер социальной поддержки ФИО2 предоставил сведения о доходах с места работы – МОБУ «Башкирский лицей имени Рамазана Уметбаева». ДД.ММ.ГГГГ в ходе проверки специалистом правомерности назначенной меры социальной поддержки был сделан запрос сведений о доходах физических лиц, выплаченных налоговыми агентами в Системе межведомственного электронного взаимодействия, в результате которого выявилось, что ФИО2 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года также работал в Кредитном потребительском кооперативе «Баш-кредит-центр», о чем филиалу не было известно. В связи с тем, что ФИО2 за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ годы предоставлял заведомо ложную информацию о доходах с места работы, привело к неправомерной выплате субсидии в вышеуказанный период. Размер переплаты составил 98 843,42 рублей. За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года – 34 825,93 руб., за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года – 33 143,15 руб., за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года – 30 874,34 руб. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020г. № 420 «О внесении изменений в Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и об особенностях предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» в случае, если срок предоставления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг истекает в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ субсидия предоставляется в том же размере на следующие 6 месяцев в беззаявительном порядке с перерасчетом ее размера после представления документов в соответствии с разделом II Правил. Так, решением от ДД.ММ.ГГГГФИО2 была продлена выплата субсидии в беззаявительном порядке. В целях досудебного урегулирования отношений в адрес Ответчика было направлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о добровольном возмещении возврата излишне выплаченных сумм в бюджет Республики Башкортостан. Письмо было вручено адресату почтальоном ДД.ММ.ГГГГ. В силу п. 14 Правил заявитель несет ответственность за достоверность представленных сведений и документов в соответствии с законодательством Российской Федерации. Представление заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в предоставлении субсидии. В связи с данным пунктом выплата субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг ответчику ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ была прекращена. На сегодняшний день остаток излишне выплаченной суммы субсидии составляет 98 843,42 руб. В ДД.ММ.ГГГГ года ФИО2 было внесено 500 рублей в счет погашения долга. Однако больше никаких действий со стороны ФИО2 произведено не было. На основании изложенного, истец просит взыскать с ответчика ФИО2 в пользу государственного казенного учреждения Республиканский центр социальной поддержки населения незаконно полученную сумму мер социальной поддержки в виде субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 98 843,42 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 3 165,30 руб.

В судебном заседании представитель истца ГКУ Республиканский центр социальной поддержки населения ФИО1 исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить по доводам искового заявления, суду дополнительно пояснила, что ответчик в декабре 2021 года заплатил 550 руб., больше никаких выплат произведено не было.

Ответчик ФИО2 на судебное заседание не явился. Судебные извещения, направленные ему по последнему известному суду месту его жительства по адресу: <адрес>, возращены с отметкой об истечении срока хранения. Сведениями об ином месте жительства ответчиков суд не располагает.

В соответствии со статьей 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Как усматривается из материалов дела, ответчик не явился в почтовое отделение за получением извещения.

Указанное свидетельствует о надлежащем исполнении судом обязанности по извещению сторон о дне судебного разбирательства предусмотренного статьей 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Доказательств, свидетельствующих о наличии уважительных причин, лишивших его возможности являться за судебными уведомлениями в отделение связи, ответчиком не представлено. Применительно к Правилам оказания услуг почтовой связи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2005 г. N 221 "Об утверждении правил оказания услуг почтовой связи", ч. 2 ст. 117 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, неявку за получением заказного письма и судебным извещением следует считать отказом от получения судебного извещения. Неблагоприятные последствия, в связи с не получением судебных уведомлений, несет само лицо, в силу ч. 1 ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Учитывая задачи судопроизводства, принцип правовой определенности распространение общего правила, закрепленного в ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, отложение судебного разбирательства в случае неявки в судебное заседание какого-либо из лиц, участвующих деле, при принятии судом предусмотренных законом мер для их извещения и при отсутствии сведений о причинах неявки в судебное заседание не соответствовало бы конституционным целям гражданского судопроизводства, что, в свою очередь, не позволит рассматривать судебную процедуру в качестве эффективного средства правовой защиты в том смысле, который заложен в ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. ст. 7, 8, 10 Всеобщей декларации прав человека и ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах. В условиях предоставления законом равного объема процессуальных прав неявка лиц, извещенных судом в предусмотренном законом порядке, является их волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав.

Таким образом, судом были предприняты все предусмотренные гражданским процессуальным законодательством меры для извещения ответчика о месте и времени рассмотрения дела, в связи с чем, у суда имеются в соответствии со ст. 167 ГПК РФ основания для рассмотрения дела в его отсутствие.

Выслушав представителя истца ФИО1, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Российской Федерацией как социальным государством при реализации гражданами права на жилище устанавливаются гарантии социальной поддержки. К мерам социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг относятся предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (статьи 159, 160 Жилищного кодекса Российской Федерации), иные формы социальной поддержки (освобождение от оплаты за жилое помещение и/или коммунальных услуг). Категории лиц, которым предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, порядок и условия предоставления этих мер, способы и источники их финансирования устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами субъектов Российской Федерации (пункт 42 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности").

Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам уполномоченным органом на основании заявления и документов, подтверждающих их право на получение этих мер (пункт 46 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности").

Статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее субсидия).

По смыслу статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это имеющее целевое назначение полное или частичное возмещение расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг из бюджета соответствующего уровня.

Согласно части 1 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.

Право на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг имеют пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда, члены жилищных кооперативов, собственники жилых помещений (часть 2 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей (часть 3 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения, предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 7 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации; норма приведена в редакции, действующей в период предоставления ответчику субсидии).

В соответствии с предписанием части 7 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее по тексту также Правила).

Решения о предоставлении субсидий принимаются органами местного самоуправления или управомоченными ими муниципальными учреждениями. Для получения субсидии граждане представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением соответствующих документов, в числе которых документы, подтверждающие правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства. Заявитель несет ответственность за достоверность представленных сведений и документов. Представление заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в предоставлении субсидии (пункты 7, 8, 14 Правил).

Субсидия предоставляется сроком на 6 месяцев (пункт 41 Правил).

Пунктами 48, 49 Правил предусмотрено, что получатель субсидии в течение одного месяца после наступления событий, которые влекут за собой уменьшение размера субсидии либо прекращение права на получение субсидии (изменение места постоянного жительства получателя субсидии и членов его семьи, основания проживания, гражданства, состава семьи), обязан представить уполномоченному органу документы, подтверждающие такие события. В случае, если получатель субсидии в установленный срок не представил уполномоченному органу такие документы, необоснованно полученные в качестве субсидии средства засчитываются в счет будущей субсидии, а при отсутствии права на получение субсидии в последующие месяцы эти средства добровольно возвращаются получателем субсидии в местный бюджет. При отказе от добровольного возврата указанных средств они по иску уполномоченного органа истребуются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 14 Правил заявитель несет ответственность за достоверность представленных сведений и документов. Представление заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в предоставлении субсидии.

Размер субсидии определяется уполномоченным органом по соответствующим формулам, указанным в пунктах 23, 24 и 25 Правил, в зависимости от среднедушевого дохода семьи по отношению к прожиточному минимуму, установленному органами государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Предоставление субсидии прекращается по решению уполномоченного органа при условии представления заявителем (получателем субсидии) и (или) членами его семьи заведомо недостоверной информации, имеющей существенное значение для предоставления субсидии или определения (изменения) ее размера (подпункт "в" пункта 60 Постановления Правительства РФ от 14 декабря 2005 г. N 761).

В соответствии с пунктом 61 Постановления Правительства РФ от 14 декабря 2005 г. N 761 при наличии условий, указанных в подпункте "в" пункта 60, возврат в бюджет, из которого была необоснованно получена субсидия, производится получателем добровольно, в случае отказа от добровольного возврата - по иску уполномоченного органа в соответствии с законодательством Российской Федерации.Из вышеприведенных норм следует, что возврату в бюджет подлежит неосновательно полученная сумма, то есть разница между суммой субсидии, подлежащей начислению в случае предоставления полных сведений о размере совокупного дохода и суммой, фактически начисленной и выплаченной.

Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.

Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (пункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Исходя из приведенных нормативных положений неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которые лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.

По смыслу положений пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.

При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 26 февраля 2018 г. N 10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (часть 3 статьи 17), соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.

Таким образом, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в виде субсидий.

Согласно материалам дела, ГКУ РЦСПН обращаясь в суд с иском о взыскании с ФИО2 необоснованно полученной суммы субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с апреля 2018 года по октябрь 2020 года в размере 98 843,42 руб. в обоснование иска ссылалось на то, что ФИО2 в течение указанного периода представлял в уполномоченный орган недостоверные сведения о доходах с места работы, вследствие чего возникла переплата денежных средств. По сути, тем самым истцом заявлено о недобросовестности ответчика.

Следовательно, по данному делу юридически значимым с учетом исковых требований и регулирующих спорные отношения норм материального права является установление следующих обстоятельств: был ли ФИО2 проинформирован уполномоченным органом о порядке предоставления субсидии, в том числе о том, какие обстоятельства влекут прекращение права на получение субсидии, и об обязанности ФИО2 сообщать уполномоченному органу о наступлении таких обстоятельств; имела ли место со стороны ФИО2 недобросовестность при получении им в период с апреля 2018 года по октябрь 2020 года субсидии.

Поскольку добросовестность гражданина, в данном случае ФИО2 по требованиям о взыскании полученной суммы субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг презюмируется, то бремя доказывания недобросовестности ответчика при получении им в период с апреля 2018 года по октябрь 2020 года сумм субсидии возложено на сторону истца.

Согласно пункту 11 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг уполномоченные органы вправе проверять подлинность представленных заявителем документов, полноту и достоверность содержащихся в них сведений путем направления официальных запросов в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, органы, осуществляющие государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей, налоговые и таможенные органы, органы и учреждения федеральной государственной службы занятости населения, организации связи, другие органы и организации.

В обоснование своей позиции сторона истца ссылается на следующие документы:

• заявление о назначении мер социальной поддержки от ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что ФИО2 просит назначить субсидию на оплату ЖКУ. При этом ФИО2 предупрежден, что в случае изменения обстоятельств в семье (изменение места жительства, состава семьи, площади занимаемого жилого помещения, обстоятельств, в связи с которыми заявитель и члены его семьи были отнесены к определенным категориям получателей мер социальной поддержки, и других фактах, влияющих на изменение размера мер социальной поддержки или прекращение ее выплаты), изменении лицевого счета, и обязуется представить подтверждающие документы в течении 1 месяца после наступления этих событий. Об ответственности за предоставление заведомо ложных сведений предупрежден. С установленным порядком предоставления мер социальной поддержки, в том числе по проверке представленных сведений, приостановлению и прекращению их предоставления ознакомлен. Излишне полученные по его вне суммы социальных выплат обязуется вернуть,

• заявление ФИО4 о согласии на обработку персональных данных лиц, не являющихся заявителями от ДД.ММ.ГГГГ,

• заявление ФИО2 о согласии на обработку персональных данных лиц, не являющихся заявителями от ДД.ММ.ГГГГ в интересах двоих детей,

• свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым ФИО2, ФИО4 являются собственниками объекта недвижимости, расположенного по адресу: РБ, <адрес>, вид права: общая совместная собственность,

• выписка из лицевого счета для отдела субсидий,

• копия паспорта ФИО2,

• копия свидетельства о заключении брака,

• справка о заработной плате и других доходах ФИО2, согласно которой ФИО2 работает в МОБУ «Башкирский лицей имени Р. Уметбаева», доход за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года составил 49 575,75 руб.,

• справка на ФИО4 в соответствии с которой ее доход за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года составил 59 978,62 руб.,

• решение о назначении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг от ДД.ММ.ГГГГ,

• заявление о назначении мер социальной поддержки от ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ,

• сведения о членах семьи, постоянно проживающих совместно с заявителем от ДД.ММ.ГГГГ,

• заявление ФИО4 о согласии на обработку персональных данных лиц, не являющихся заявителями от ДД.ММ.ГГГГ,

• свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым ФИО2, ФИО4 являются собственниками объекта недвижимости, расположенного по адресу: РБ, <адрес>, вид права: общая совместная собственность,

• выписка из лицевого счета для отдела субсидий,

• копия свидетельства о рождении ФИО5,

• копия свидетельства о рождении ФИО6,

• справка о заработной плате и других доходах ФИО2, согласно которой ФИО2 работает в МОБУ «Башкирский лицей имени Р. Уметбаева», доход за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года составил 76 242,21 руб.,

• справка на ФИО4 в соответствии с которой ее доход за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года составил 117 274,28 руб.,

• свидетельство о регистрации ФИО6 по месту жительства,

• решение о назначении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг от ДД.ММ.ГГГГ,

• заявление о назначении мер социальной поддержки от ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ,

• сведения о членах семьи, постоянно проживающих совместно с заявителем от ДД.ММ.ГГГГ,

• заявление ФИО4 о согласии на обработку персональных данных лиц, не являющихся заявителями от ДД.ММ.ГГГГ,

• выписка из лицевого счета для отдела субсидий,

• справка на ФИО4 в соответствии с которой ее доход за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года составил 181 403,77 руб.,

• справка о заработной плате и других доходах ФИО2, согласно которой ФИО2 работает в МОБУ «Башкирский лицей имени Р. Уметбаева», доход за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года составил 83 995,23 руб.,

• решение о назначении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг от ДД.ММ.ГГГГ,

• заявление о назначении мер социальной поддержки от ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ,

• сведения о членах семьи, постоянно проживающих совместно с заявителем от ДД.ММ.ГГГГ,

• заявление ФИО4 о согласии на обработку персональных данных лиц, не являющихся заявителями от ДД.ММ.ГГГГ,

• выписка из лицевого счета для отдела субсидий,

• справка на ФИО2, выданная ГКУ межрайонный центр занятости населения Зауралья, от ДД.ММ.ГГГГ,

• справка на ФИО4 в соответствии с которой ее доход за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года составил 189 931,50 руб.,

• решение о назначении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг от ДД.ММ.ГГГГ,

• решение о назначении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ в ходе проверки специалистом правомерности назначенной меры социальной поддержки был сделан запрос сведений о доходах физических лиц, выплаченных налоговыми агентами в Системе межведомственного электронного взаимодействия, в результате которого выяснилось, что ФИО2 в период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года также работал в Кредитном потребительском кооперативе «Баш-кредит-центр», о чем истцу не было известно.

В обоснование данного факта стороной истца представлены:

• сведения о доходах физических лиц, выплаченных налоговыми агентами (отчетный период – ДД.ММ.ГГГГ), получатель дохода ФИО2, налоговый агент - Кредитный потребительский кооператив «Баш-кредит-центр»,

• сведения о доходах физических лиц, выплаченных налоговыми агентами (отчетный период – ДД.ММ.ГГГГ), получатель дохода ФИО2, налоговый агент - Кредитный потребительский кооператив «Баш-кредит-центр».

ДД.ММ.ГГГГ принято решение об отказе в предоставлении меры социальной поддержки, так как на субсидию были представлены неполные сведения по факту работы заявителя в период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчика ФИО2 направлена претензия о погашении излишне выплаченной суммы, которая получена ответчиком ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления.

Заявитель несет ответственность за достоверность представленных сведений и документов. Представление заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в предоставлении субсидии (п. 14 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 N 761).

Согласно п. п. 32 - 33 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 761 от 14 декабря 2005 года, совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина для предоставления субсидии определяется за 6 последних календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о предоставлении субсидии. При исчислении совокупного дохода семьи получателя субсидии независимо от раздельного или совместного проживания учитываются доходы граждан, являющихся по отношению к получателю субсидии или членам его семьи: супругом (супругой); родителями или усыновителями несовершеннолетних детей; несовершеннолетними детьми, в том числе усыновленными.

Пунктом 34 Правил предоставления субсидий предусмотрено, что совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина в целях предоставления субсидии исчисляется по правилам, установленным в абз. 2 ст. 5 и ст. ст. 6 - 12 Федерального закона "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" с учетом доходов членов семьи, в том числе пенсий и заработной платы.

Среднемесячный доход каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина определяется путем деления суммы его доходов, полученных в течение расчетного периода, на количество месяцев этого расчетного периода, в течение которых он имел данные доходы. Среднемесячный совокупный доход семьи в расчетном периоде равен сумме среднемесячных доходов всех членов семьи. Среднедушевой доход семьи в расчетном периоде исчисляется путем деления среднемесячного совокупного дохода семьи на количество членов семьи (п. п. 37 - 39 Правил предоставления субсидий).

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, о том, что в спорный период с апреля 2018 года по октябрь 2020 года ответчику необоснованно выплачивалась субсидия в размере, установленном без учета заработной платы, получаемой ответчиком на другом месте работы, а переполученная ответчиком сумма субсидии является неосновательным обогащением, поскольку ответственность за предоставление достоверных сведений и документов для назначения субсидии возлагается на получателя субсидии.

При таких обстоятельствах, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, учитывая, что материалами дела подтвержден факт недостоверности сообщенных ответчиком сведений о размере дохода, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований, поскольку ответчик, обращаясь с заявлениями о предоставлении субсидии, не сообщил сведения о всех своих доходах, о которых не мог не знать, что повлекло начисление субсидии, на которую ответчик не имел права.

Поскольку сам факт предоставления документов, не соответствующих действительности и получение пособия ФИО2 не оспаривает, суд приходит к выводу об удовлетворении требований ГКУ РЦСПН о взыскании с ответчика незаконно полученной субсидии.

При этом судом учитывает, что доказательств, опровергающих доводы истца, не представлено, расчет исковых требований и сумма, заявленная ко взысканию, ответчиком не оспорена.

При этом суд обращает внимание на то, что представитель истца в судебном заседании сообщил о том, что в декабре 2021 года в счет погашения задолженности супругой ответчика внесено 550 руб., которая не учтена при подачи искового заявления.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что взысканию с ответчика в пользу истца подлежит задолженность в размере 98 287,42 руб., исходя из следующего: 98 843,42 руб. (сумма, заявленная ко взысканию) – 550 руб. (сумма оплаченная в декабре 2021 года) = 98 287,42 руб.

В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Как усматривается из материалов дела, истец понес расходы по оплате государственной пошлины при подаче искового заявления в суд в сумме 3 165,30 руб.

Поскольку исковые требования истца удовлетворены частично, то в силу ст. 98 ГПК РФ с ответчика в его пользу подлежат взысканию указанные судебные расходы в размере 3 148,80 руб.

Руководствуясь ст.ст. 12, 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

исковые требования государственного казенного учреждения Республиканский центр социальной поддержки населения к ФИО2 о взыскании незаконно полученной суммы субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, судебных расходов, удовлетворить частично.

Взыскать с ФИО2 в пользу государственного казенного учреждения Республиканский центр социальной поддержки населения незаконно полученную сумму мер социальной поддержки в виде субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 98 287,42 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 3 148,80 руб.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан через Сибайский городской суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Т.М.Сулейманов

Мотивированное решение 26 января 2022 года.

Подлинник решения подшит в гражданское дело №2-18/2022 Сибайского городского суда РБ