ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3977/2021 от 16.11.2021 Ленинскогого районного суда г. Воронежа (Воронежская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 ноября 2021 года Ленинский районный суд г. Воронежа в составе:

председательствующего судьи Калининой Е.И.,

при секретаре Тимиревой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Назировой Нелы Мамедовны к Государственному бюджетному учреждению культуры Воронежской области «Воронежский государственный театр оперы и балета» о признании авторских прав, запрете использовать произведение,

УСТАНОВИЛ:

Истец Назирова Нела Мамедовна обратилась в суд с иском к государственному бюджетному учреждению культуры Воронежской области «Воронежский государственный театр оперы и балета» с иском о признании авторских прав на либретто к балету «Тысяча и одна ночь», запрещении использовать произведение «Балет «Тысяча и одна ночь» без указания Назировой Н.М. в качестве автора либретто к балету и выплате авторского вознаграждения, взыскании компенсации за нарушение исключительных прав на либретто к балету «Тысяча и одна ночь» в размере 115268руб. В обоснование заявленных требований истец ссылался на следующие обстоятельства: государственным бюджетным учреждением культуры Воронежской области «Воронежский государственный театр оперы и балета» в период с 01.01.2016г. по настоящее время было поставлено и публично исполнено 13 постановок балета «Тысяча и она ночь», созданного по либретто написанному в 1978году тремя авторами ФИО16 и истцом по делу – Назировой Наилей. Премьера балета состоялась 15.06.1979года на сцене Азербайджанского академического театра оперы и балета. На сцене Воронежского государственного театра оперы балета спектакль «Тысяча и одна ночь» по либретто М. ФИО17 и Н. Назировой идет с 1980года, данный балет исполняется в его первой редакции без вносимых в нее изменений. Помимо либретто балета «Тысяча и одна ночь», истец также является автором хореографии к указанному балету. Либретто является неотъемлемой и неразрывной частью балета и объектом авторского права, исключительные авторские права на который принадлежат автору и подлежат охране в соответствии с действующим Российским и международным законодательством об авторском праве. 24.05.1979года истец, используя свое право на анонимность, обратился в Азербайджанское отделение ВААП с заявлением, в котором просила не указывать Назирову Н.М. в качестве автора либретто к балету «Тысяча и одна ночь» в рекламных материалах, касающихся постановки и исполнения балета «Тысяча и одна ночь», подтвердив при этом намерение получать причитающееся авторское вознаграждение.

В дальнейшем истцом авторство было раскрыто, и в настоящее время при постановке и показе балета «Тысяча и одна ночь» театры указывают Назирову Н.М. в качестве соавтора либретто к данному балету.

Ответчик в своей рекламно-информационной продукции сведений об авторстве Назировой Н.М. в отношении либретто к балету «Тысяча и одна ночь» не публикует, указывая авторами либретто только ФИО18. 04.06.2021г. Назирова Н.М. обратилась к ответчику с претензией о выплате авторского вознаграждения как автору либретто к балету «Тысяча и одна ночь», а также прекращении использования произведения без указания Назировой Н.М. в качестве автора либретто к балету и выплаты авторского вознаграждения как соавтору указанного балета, на которую Театр ответил отказом.

В ходе судебного разбирательства истец уточнила исковые требования, поскольку было установлено, что отчисления истцу, как автору либретто к балету «Тысяча и одна ночь» производились, просит признать за ней право автора на либретто к балету «Тысяча и одна ночь» и запретить Государственному бюджетному учреждению культуры Воронежской области «Воронежский государственный театр оперы и балета» использовать произведение «Балет «Тысяча и одна ночь» без указания Назировой Нелы Мамедовны в качестве автора либретто к балету.

Истец ФИО2 в судебное заседание не явилась, представила суду заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представители истца по ордеру ФИО4, по доверенности ФИО13 поддержали исковые требования с учетом уточнений, просят удовлетворить их в полном объеме.

Представители ответчика Государственного бюджетного учреждения культуры Воронежской области «Воронежский государственный театр оперы и балета» по доверенности ФИО5, ФИО6 возражали против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях, просили применить к заявленным требованиям срок исковой давности.

Представитель третьего лица РАО по доверенности ФИО7 в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя, представил отзыв на иск, указывает, что сохранение анонимности автора не может приводить к нарушению прав и интересов автора, в соответствии с имеющейся у РАО информацией, ответчик длительное время выплачивал в РАО вознаграждение авторам либретто и хореографии, включая Назирову Н.М. Имеющиеся в распоряжении РАО архивные копии и подлинники документов содержат указание на Назирову Н.М., как соавтора либретто, наряду с ФИО9 и Р. Премьера балета по либретто Назировой Н.М. и соавторов состоялась 15.06.1979года в г. Баку в Азербайджанском Государственном Академическом театре оперы и балета им. М.Ф. Ахундова. Перед премьерой балета, то есть 27.05.1979г., указанным театром была принята просьба Назировой Н.М. о сохранении анонимности в отношении автора либретто, но с сохранением причитающихся выплат. Такая же просьба принята от Назировой Н.М. ВААП (отделением в Азербайджанской ССР). РАО является правопреемником ВААП на территории РФ, поддерживает партнерские отношения в отношении защиты и представительства прав авторов в том числе с Агентством по интеллектуальной собственности Республики Азербайджан.

Суд, исследовав материалы дела, представленные доказательства, выслушав стороны и свидетелей, приходит к следующему.

На основании пункта 1 статьи 1233 Гражданского кодекса Российской Федерации правообладатель может распорядиться принадлежащим ему исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации любым, не противоречащим закону и существу такого исключительного права способом, в том числе путем его отчуждения по договору другому лицу (договор об отчуждении исключительного права) или предоставления другому лицу права использования соответствующих результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации в установленных договором пределах (лицензионный договор).

Пунктом 1 статьи 1229 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (статья 1233), если названным Кодексом не предусмотрено иное.

Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением).

Другие лица не могут использовать соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных названным Кодексом. Использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации (в том числе их использование способами, предусмотренными тем же Кодексом), если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность, установленную этим Кодексом, другими законами, за исключением случаев, когда использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации лицами иными, чем правообладатель, без его согласия допускается названным Кодексом.

Автору произведения принадлежат следующие права: 1) исключительное право на произведение; 2) право авторства; 3) право автора на имя; 4) право на неприкосновенность произведения; 5) право на обнародование произведения (пункт 2 статьи 1255 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В силу ч. 1 ст. 1270 Гражданского Кодекса Российской Федерации автору произведения или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать произведение в соответствии со ст. 1229 настоящего Кодекса в любой форме и любым не противоречащим закону способом(исключительное право на произведение), в том числе способами, указанными в п. 2 настоящей статьи. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на произведение.

Правообладатель может по своему усмотрению разрешить или запрещать другим лицам использование результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации. Лица, не являющиеся правообладателями не вправе использовать соответствующие результат интеллектуальной деятельности без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством. Использование без согласия правообладателя принадлежащей ему интеллектуальной собственности (в том числе способами, предусмотренными ГК РФ) влечет гражданско-правовую ответственность.

В соответствии со ст. 1228 Гражданского Кодекса Российской Федерации автором результата интеллектуальной деятельности признается гражданин, творческим трудом которого создан такой результат (п. 1), автору результата интеллектуальной деятельности принадлежит право авторства, а в случаях, предусмотренных ГК РФ, право на имя и иные личные неимущественные права (п. 2), право на результат интеллектуальной деятельности, созданный совместным творческим трудом двух и более граждан (соавторство), принадлежат соавторам совместно(п. 4).

По правилам п.п. 1,2 ст. 1251 Гражданского Кодекса Российской Федерации в случае нарушения личных неимущественных прав автора их защита осуществляется в частности путем признания права восстановления положения, существовавшего до нарушения права, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, компенсации морального вреда, публикации решения суда о допущенном нарушении.

Судом установлено, что на сцене Воронежского государственного театра оперы и балета постановки спектакля балет «Тысяча и одна ночь» идут с июня 1980года.

Балет – вид сценического искусства, содержание которого раскрывается в танце, музыкальных образах. В создании балетного спектакля участвуют сценарист, композитор, балетмейстер, художники, исполнители – артисты балета. Каждый из участников балетного спектакля является автором той части произведения, творческим трудом которого она создана. Либретто –это литературная основа сюжета, его подробный сценарий, идейное содержание, характеры героев раскрываются в пластических образах, созданных на основании либретто, написанного специально для постановки художественного произведения. Таким образом, балет, как сложное произведение, создается в соавторстве, в том числе и либреттиста, такое соавторство является раздельным. Либретто балета в данном случае, рассматривается как самостоятельный элемент художественного произведения, может публиковаться в отдельных брошюрах.

Исходя из вышеперечисленных положений Гражданского Кодекса Российской Федерации, ответчик ГБУК Воронежской области «Воронежский государственный театр оперы и балета» является лицом, в обязанности которого входит получение разрешения на использование либретто.

Таким образом, ответчик, в целях использования либретто для постановки и публичного исполнения обязан получить согласие всех правообладателей на основании лицензионного договора в силу положений абз. 2 п. 3 ст. 1229 Гражданского Кодекса РФ.

Постановлением Пленума Верховного суда РФ от 23.04.2019г. № 10 «О применении части четвертой Гражданского Кодекса Российской Федерации» определен перечень лиц, в обязанности которых входит получение разрешения на публичное исполнение произведений. Пунктом 93 указанного Постановления определено, что при представлении произведения в живом исполнении лицом, организующим публичное исполнение, является лицо, обеспечивающее участие исполнителей и такое лицо должно заключить договор о предоставлении ему права на публичное исполнение произведения с правообладателем или организацией по управлению правами на коллективной основе и выплачивать полагающееся вознаграждение.

Каждый из правообладателей вправе самостоятельно принимать меры по защите своих прав на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации.

В силу положений ст. 1265 Гражданского Кодекса Российской Федерации право авторства – право признаваться автором произведения и право автора на имя – право использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имени, то есть анонимно, неотчуждаемы и непередаваемы, в том числе при передаче другому лицу или переходе к нему исключительного права на произведение и при предоставлении другому лицу права использования произведения. Отказ от этих прав ничтожен. При опубликовании произведения анонимно или под псевдонимом (за исключением случая, когда псевдоним автора не оставляет сомнения в его личности) издатель ( п. 1 ст. 1287) имя или наименование которого указано на произведении, при отсутствии доказательств иного считается представителем автора и в этом качестве имеет право защищать права автора и обеспечивать их осуществление. Это положение действует до тех пор, пока автор произведения не раскроет свою личность и не заявит о своем авторстве.

Право на анонимность предоставлено автору статьями 479 Гражданского Кодекса РСФСР, ст. 477 Гражданского Кодекса АЗ.ССР, действовавших на момент написания заявления в ВААП, а также предусмотрена положениями ст. 1275 Гражданского Кодекса Российской Федерации, действующей на момент рассмотрения настоящего дела.

Как следует из представленных суду документов, 24.05.1979г., используя свое право на анонимность, Назирова Н.М. обратилась в Азербайджанское отделение ВААП (правопреемник РАО) с заявлением, в котором просила не указывать Назирову Н.М. в качестве автора в рекламных материалах, касающихся постановки и использования балета «Тысяча и одна ночь» для сохранения анонимности, а также просила в материальной части не ущемлять ее интересы. Согласно сообщению, адресованному начальнику Азербайджанского отделения ВААП, Министерство культуры Азербайджанской ССР сообщает, что либретто, написанное авторами ФИО9, ФИО19, Н. Назировой к балету Ф. Амирова «1001 ночь» является оригинальным. Следует производить оплату как за оригинальное произведение (л.д. 95-96). Кроме того, по запросу суда РАО представлен титульный лист премьерного спектакля балета « Тысяча и одна ночь», состоявшегося в Азербайджанском государственном ордена Ленина академического театра оперы и балета им. М.Ф. Ахундова 15.06.1979года, согласно которому авторами либретто значатся ФИО20 и ФИО21, Н. Назирова (л.д. 80). Интересы Назировой Н.М. как балетмейстера и автора либретто балета «Тысяча и одна ночь» РАО представляло до 19.05.2017г. момента подписания между ГБУК ВО «Театр оперы и балета» и РАО дополнительного соглашения, в соответствии с которым ответчик прекратил выплачивать вознаграждение в пользу Назировой Н.М. (л.д. 92).

Реализуя свое право на раскрытие авторства в отношении либретто к балету «Тысяча и одна ночь», Н.М. Назирова обратилась с заявлением от 04.06.29021г. к художественному руководителю –и.о. директора ГБУК ВО «Воронежский театр оперы и балета» об указании информации об авторстве в отношении либретто к указанному балету, прекращении использования произведения без указания Назировой Н.М. в качестве автора либретто, и выплате авторского вознаграждения с января 2016г. по настоящее время (л.д. 17-18).

Ответами от 01.06.2021г. и от 17.06.2021г. ГБУК ВО «Воронежский государственный театр оперы и балета» отказано в удовлетворении заявленных Назировой Н.М. требованиях, с указанием, что в имеющихся документах Назирова Н.М. не значится как соавтор либретто к балету «Тысяча и одна ночь». В соответствии с лицензионным договором №618 от 05.04.2010г. о публичном исполнении на территории Российской Федерации обнародованных произведений, составляющих спектакль «Тысяча и одна ночь» Назирова Н.М. является автором хореографии, ввиду чего Назировой Н.М. выплачивается авторское вознаграждение в размере 5% от сбора каждого спектакля. В указанном лицензионном договоре Назирова Н.М. в качестве автора либретто к балету не значится(л.д. 15-16, 19-20).

Между тем, как следует из ответа РАО от 08.07.2021г. в период управления исключительными правами Назировой Н.М. на либретто балета «Тысяча и одна ночь» РАО осуществило сбор, распределило и выплатило Назировой Н.М. вознаграждение за использование либретто следующими Российскими театрами:

-Музтеатр г. Якутск;

-Театр оперы и балета г. Нижний Новгород;

-Театр оперы и балета им Глинки г. Челябинск;

-Театр оперы и балета г. Красноярск;

-Театр оперы и балета г. Воронеж;

-Бурятский театр оперы и балета г. Улан-Удэ;

-Театр оперы и балета г. Новосибирск;

-Чувашский музтеатр г. Чебоксары;

-Театр оперетты г. Краснодар;

-Марийский музтеатр г. Иошкар-Ола;

-Татарский театр оперы и балета г. Казань;

-Театр «Кремлевский балет» г. Москва;

Также выплачено вознаграждение, поступившее от иностранных театров расположенных на территории Азербайджана, Украины и Узбекистана. (л.д. 32). Кроме того, согласно сообщению РАО от 04.08.2021г. между РАО и Назировой Н.М. заключен договор о передаче полномочий по управлению правами автора на коллективной основе от 21.02.2013г., на основании договора и заявления о регистрации Назирова Н.М. зарегистрирована в РАО в качестве автора либретто к многоактному балету «1001ночь». (л.д. 97).

В подтверждение своих авторских прав на созданное либретто к балету «Тысяча и одна ночь» представителями истца суду представлены для обозрения клавир балета, изданный в 1983г., в котором соавтором либретто к балету указана Н. Назирова, на представленном экземпляре стоит штамп Воронежского театра оперы и балета; лицензионный договор №6651-77 от 28.06.2021г. с ФГБУ «Государственный Кремлевский дворец» о предоставлении права на публичное исполнение на территории РФ произведения либретто «Тысяча и одна ночь» автора Назировой Н.М. (созданного в соавторстве с ФИО22, ФИО9) с приложением текста либретто, идентичного первоначальному варианту; сведения Тбилисского театра оперы и балета о том, что спектакль поставлен балетмейстером Назировой Н.М. на основе либретто, написанного Н. Назировой и братьями ФИО23 с приложением текста либретто, идентичного первоначальному варианту; справку от 04.06.2021г. Новосибирского театра оперы и балета, согласно которой на сцене театра с 16.05.1982г. шел балет «Тысяча и одна ночь» поставленный балетмейстером Назировой Н, на основе либретто, написанного Н. Назировой и братьями ФИО24, с приложением текста либретто, идентичного первоначальному варианту; дополнительным соглашением к лицензионному договору №2738 от 01.10.2019г. о публичном исполнении на территории РФ произведения «Тысяча и одна ночь» либретто Н. Назировой и ФИО25ФИО9 от 03.06.2021г., в котором указано на создание либретто Н. Назировой в соавторстве с ФИО26 и ФИО27 с приложением текста либретто, идентичного первоначальному варианту. Кроме того, представителя истца суду представлен подлинник клавира «Тысяча и одна ночь» написанный рукой автора Фикрета Амирова, в котором автором либретто указана Н. Назирова и братья ФИО28(л.д. 98-101). Помимо перечисленных документов, суду представлена афиша спектакля «Тысяча и одна ночь» Азербайджанского театра оперы и балета г. Баку, постановка которого заявлена в настоящее время, из которой следует, что соавтором либретто является Назирова Н.М.

В реестре правообладателей РАО (официальный сайт) в числе авторов либретто к балету «Тысяча и одна ночь» значится Назирова Н.М.

Допрошенный в судебном заседании свидетель ФИО10 суду пояснил, что знаком с Назировой Н.М. с 1989года, когда она осуществляла в Воронеже постановку балета «Тысяча и одна ночь», он писал рецензии на постановки спектакля, ему известно, что именно Назирова Н.М. была автором и хореографии и либретто к балету, он присутствовал на репетициях спектакля. Назирова Н.М. работала с артистами, описывала в либретто мельчайшие подробности спектакля, вносила подробности в записную книжку, чтобы впоследствии отразить детали в либретто. Предполагает, что именно братья Ибрагимбековы попросили Назирову Н.М. не разглашать свое авторство в отношении либретто.

Допрошенная в судебном заседании ФИО11 суду пояснила, что работала в театре заведующей литературной частью. В 1979г. в Воронеже ставился балет «Тысяча и одна ночь». Приезжала Назирова Н.М., программу к балету готовила она, Лазарева, в ней как авторы либретто были указаны братья ФИО29. О том, что Назирова Н.М. является автором либретто ей ничего не известно.

К доводам представителя ответчика о том, что Назирова Н.М. не может считаться соавтором либретто в силу отсутствия указания на данное обстоятельство в заключенном лицензионном договоре №618 от 05.04.2010г.; в программе спектакля, поставленного в Воронежском театре оперы и балета с описанием спектакля; в клавире к балету, имеющимся в архиве театра, суд относится критически, поскольку перечисленные обстоятельства явились последствием желания автора либретто Назировой Н.М. не раскрывать авторство в момент постановки спектакля в Воронежском театре в 1980году. В настоящее время истец пожелала раскрыть свое авторство в отношении либретто к балету, представив суду бесспорные доказательства своего авторства, которые перечислены выше.

Таким образом, с учетом исследованных обстоятельств дела, суд полагает доказанным факт авторства Назировой Н.М. в отношении либретто к балету «Тысяча и одна ночь», созданного ею в соавторстве с ФИО30 и ФИО31. В силу изложенного, требования истца о запрете использовать произведение балет «Тысяча и одна ночь» без указания Назировой Н.М. в качестве автора либретто к балету, также полежат удовлетворению.

Что касается заявления ответчика о пропуске истцом срока исковой давности для обращения в суд, суд полагает следующее.

Согалсно п. 1 ст. 150 Гражданского Кодекса Российской Федерации имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы другим способом.

На основании ст. 208 Гражданского Кодекса Российской Федерации исковая давность не распространяется на требования о защите личных неимущественных прав и других нематериальных благ, кроме случаев, предусмотренных законом.

В соответствии с п. 2 ст. 1251 Гражданского Кодекса автору результата интеллектуальной деятельности принадлежит право авторства, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, право на имя и иные личные неимущественные права. Право авторства, право на имя и иные личные неимущественные права автора неотчуждаемы. Отказ от этих прав ничтожен. Авторство и имя автора сохраняются бессрочно.

По правилам п.п. 1, 2 ст. 1251 Гражданского Кодекса РФ в случае нарушения личных неимущественных прав автора их защита осуществляется в частности, путем признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, компенсации морального вреда, публикации решения суда о допущенных нарушениях.

С учетом положений ст. 196, 199, 200 Гражданского Кодекса РФ о сроках исковой давности, в отношении права на имя и права авторства срок исковой давности применению не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Назировой Нелы Мамедовны удовлетворить.

Признать за Назировой Нелой Мамедовной право автора на либретто к балету «Тысяча и одна ночь».

Запретить Государственному бюджетному учреждению культуры Воронежской области «Воронежский государственный театр оперы и балета» использовать произведение «Балет «Тысяча и одна ночь» без указания Назировой Нелы Мамедовны в качестве автора либретто к балету.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г.Воронежа в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Е.И. Калинина

Решение в окончательной форме изготовлено 22.11.2021г.

1версия для печатиДело № 2-3977/2021 ~ М-3272/2021 (Решение)