ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-41/2021 от 28.06.2021 Ревдинского городского суда (Свердловская область)

<данные изъяты>

Дело № 2-41/2021 (66RS0048-01-2020--21)

<данные изъяты>

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Ревда Свердловской области 28 июня 2021 года

Ревдинский городской суд Свердловской области в составе:

председательствующего Захаренкова А.А.

при секретаре судебного заседания ФИО6,

с участием представителя истца Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу ФИО1, действующей на основании доверенности, ответчика ФИО2, ее представителя ФИО5 (по устному ходатайству), рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу к ФИО2 о признании права собственности отсутствующим,

УСТАНОВИЛ:

Департамент лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу (далее по тексту – Департамент) обратился в суд с иском к ФИО2 и просил истребовать из чужого незаконного владения ответчика земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , налагающийся на земли лесного фонда в следующих координатах:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

В окончательном варианте требований (т. 2 л.д. 150-151) истец просил:

- признать отсутствующим право собственности ФИО2 на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> с кадастровым номером , налагающийся на земли лесного фонда в следующих координатах:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

- исключить из ЕГРН сведения о земельном участке с кадастровым номером .

В обоснование исковых требований указано, что за ответчиком ФИО2 25.09.2019 зарегистрировано право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером (категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства). В соответствии с заключением ФГБУ «Рослееинфорг», при сопоставлении границ земельного участка с рабочими планово - картографическими материалами лесоустройства, определяющими границы земель лесного фонда, выявлено, что границы земельного участка с кадастровым номером (далее - спорный земельный участок) пересекаются с землями лесного фонда Свердловской области, Билимбаевского лесничества Ревдинского участкового лесничества, урочища ПСП «Сельхозпродукты» в квартале , часть выдела . Площадь пересечения составляет 1500 кв.м.

Доказательствами, подтверждающими отнесение участка к землям лесного фонда, помимо свидетельства о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, являются информация в виде выписок из таксационных описаний, копии лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств, являющихся первичными источниками информации об отнесении земельного участка к лесному фонду.

В лесоустроительных материалах: таксационном описании, выписке из государственного лесного реестра с картой-схемой расположения и границ лесного участка, плане лесонасаждений, спорный земельный участок включен в квартал Билимбаевского лесничества, Ревдинского участкового лесничества, ПСП «Сельхозпродукты».

В соответствии с выпиской из государственного лесного реестра, таксационными описаниями, свидетельством о государственной регистрации права от 23.12.2008 на земельный участок государственного лесного фонда площадью 3578 га, кадастровый (или условный) , местоположение: Российская Федерация, Свердловская область, городской округ Ревда, ГУ СО «Билимбаевское лесничество, МСП «Сельхозпродукты», ГУП совхоз «Дегтярский» зарегистрировано право собственности Российской Федерации.

Учитывая, что квартал Билимбаевского лесничества Ревдинского участкового лесничества, урочища ПСП «Сельхозпродукты» из состава земель лесного фонда не выбывал, в иную категорию земель в установленном законом порядке переведен не был, формирование и постановка на кадастровый учет в его границах вышеуказанного земельного участка произведено в нарушение действующего законодательства Российской Федерации.

Фактически спорный земельный участок, принадлежащий на праве собственности ответчику ФИО2, покрыт лесной растительностью, находится на землях лесного фонда и принадлежит на праве собственности Российской Федерации. Ответчик спорным земельным участком фактически не владеет, участок покрыт многолетней лесной растительностью, которая не относится ни к пастбищам, ни к пашням, ни к сенокосам и т.д. Границы участка с органами, уполномоченными представлять интересы Российской Федерации в сфере распоряжения лесным фондом, не согласовывались, сведений об исключении участка из границ земель лесного фонда, о переводе спорного земельного участка в иную категорию земель не имеется.

Представитель истца ФИО1 в судебном заседании требования поддержала в полном объеме и просила удовлетворить иск.

Ответчик ФИО2 и ее представитель ФИО5 в судебном заседании исковые требования не признали, просили суд отказать в их удовлетворении, пояснив, что ФИО2 является добросовестным приобретателем спорного земельного участка. Изначально спорный земельный участок был предоставлен супругу ответчика ФИО4 на законных основаниях. В договоре купли-продажи было указано, что участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, что подразумевает пользование земельным участком без строений. В виду отсутствия инфраструктуры и большого отдаления от города участок не разработан. Фактически земельный участок находится в пользовании ответчика: она косит там траву, ранее приезжала туда на отдых. При разрешении вопросов о принадлежности земельного участка к определенной категории земель приоритетными являются сведения, содержащиеся в ЕГРН. Кроме того, ответчик ФИО2 представила в материалы дела письменные возражения (т. 1 л.д. 130-132).

Определениями суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, были привлечены ГКУ СО «Билимбаевское лесничество», ТУ Росимущества в Свердловской области, филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра по Уральскому федеральному округу, Федеральное агентство лесного хозяйства.

Представители третьих лиц Администрации городского округа Ревда, Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области, Управления Росреестра по Свердловской области, ГКУ СО «Билимбаевское лесничество», ТУ Росимущества в Свердловской области, филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра по Уральскому федеральному округу, Федерального агентства лесного хозяйства в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещались надлежащим образом – заказной почтовой корреспонденцией (т. 2 л.д. 173-181), с ходатайствами об отложении судебного заседания не обращались.

От представителей третьих лиц филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра по Уральскому федеральному округу, ГКУ СО «Билимбаевское лесничество», Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области поступили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие (т. 1 л.д. 230-231, т. 2 л.д. 152-154, ).

Представитель третьего лица Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области в своем письменном отзыве (т. 1 л.д. 230-231) указал, что в период с года по 2018 год при рассмотрении в Департаменте лесного хозяйства Свердловской области проекта Генерального плана городского округа Ревда указывалось на необходимость его доработки и согласования с Рослесхозом. Информация о рассмотрении Рослесхозом проекта генерального плана городского округа Ревда и согласовании включения земель лесного фонда в границы населенных пунктов в Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области не поступала. При разрешении спора представитель третьего лица полагается на усмотрение суда.

Представитель третьего лица ГКУ СО «Билимбаевское лесничество» в своем письменном отзыве полагал, что требования Департамента подлежат удовлетворению, поскольку спорный земельный участок расположен на территории государственного лесного фонда, которая была незаконно включена в границы <адрес> городского округа Ревда (т. 2 л.д. 18).

Представитель Администрации городского округа Ревда в представил в материалы дела письменные возражения (т. 1 л.д. 105-110), согласно которым в отношении спорного участка 28.11.2012 была осуществлена процедура государственного кадастрового учета, 02.08.2013 - процедура государственной регистрации права. При этом, уполномоченными органами, осуществляющим функции по проведению кадастрового учета и регистрации прав не выявлены обстоятельства являющиеся основанием для принятия решения об отказе в осуществлении указанных действий. Также представитель третьего лица полагает, что истцом пропущен срок исковой давности о заявлении требований об истребовании имущества из чужого незаконного владения, поскольку право собственности на спорный земельный участок было зарегистрировано в 2013 году и общедоступные сведения об этом содержались в ЕГРН. Более того, согласно постановлению об отказе в возбуждении уголовного дела МО МВД России «Ревдинский» от 28.06.2017 заявление о незаконной рубке лесных насаждений в кв. , выдел Ревдинского участкового лесничества, участок МСП «Сельхозпродукты» от директора ГКУ СО «Билимбаевское лесничество» поступило 01.06.2017. Следовательно, с указанной даты истец через подведомственное ему учреждение знал о наличии на указанной территории сформированных и предоставленных на праве собственности земельных участков физическим лицам. Спорный земельный участок отнесен к категории - земли сельскохозяйственного назначения. В свою очередь он был образован из земельного участка с кадастровым номером , который по сведениям ЕГРН отнесен к категории - земли сельскохозяйственного назначения и никогда не относился к иной категории земель, в том числе и землям лесного фонда. Земельный участок с кадастровым номером не отнесен к какой-либо категории земель и в сведениях ЕГРН отсутствуют сведения о местоположении его границ. Более того, в ЕГРН отсутствуют графические сведения об указанном земельном участке. В случае если допустить наличие наложения земель государственного лесного фонда на земельные участки иной категории, сведения о которых содержатся в ЕГРН, то принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН.

Учитывая, что реализация участниками гражданского судопроизводства своих прав не должна нарушать права других лиц на разрешение спора в разумные сроки, а также, что участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лиц, участвующих в деле, надлежащее извещение неявившихся участников судебного разбирательства, суд считает возможным рассмотреть настоящее дело по имеющимся в деле доказательствам в отсутствие не явившихся представителей третьих лиц Администрации городского округа Ревда, Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области, Управления Росреестра по Свердловской области, ГКУ СО «Билимбаевское лесничество», ТУ Росимущества в Свердловской области, филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра по Уральскому федеральному округу, Федерального агентства лесного хозяйства.

Выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что 23.12.2008 за Российской Федерацией на основании п. 1 ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации было зарегистрировано право собственности на земельный участок площадью 3578 га, расположенный по адресу: Свердловская область, городской округ Ревда, ГУ СО «Билимбаевское лесничество», МСП «Сельхозпродукты», ГУП совхоз «Дегтярский», кадастровый (или условный номер) , (свидетельство от ДД.ММ.ГГГГ в т. 1 на л.д. 22, кадастровое дело в т. 1 на л.д. 68-75).

В соответствии со статьей 4 Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик, утвержденных Законом СССР от 17.05.1977 (далее - Основы лесного законодательства), статьей 4 Лесного кодекса РСФСР 1978 года, статьями 2, 10 Основ лесного законодательства Российской Федерации, утвержденных постановлением Верховного Совета от 06.03.1993 № -1, частями 1, 2 статьи 130 Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997 № 22-ФЗ (далее - Лесной кодекс Российской Федерации 1997 года) единый государственный лесной фонд состоял из лесов государственного значения, то есть лесов, находящихся в ведении государственных органов лесного хозяйства, городских лесов, закрепленных лесов и лесов заповедников; колхозных лесов, то есть лесов, находящихся на землях, предоставленных колхозам в бессрочное пользование; леса могли передаваться в пользование сельскохозяйственным организациям с целью обеспечения их потребностей в древесине и другой продукции леса, при этом оставаясь в силу закона участками лесного фонда ранее государственной, а в дальнейшем федеральной собственности (статья 19 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года, статья 8 Лесного кодекса Российской Федерации).

В пункте 1 Положения о колхозных лесах, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 04.03.1968 № 144, предусматривалось, что колхозные леса находятся в бессрочном пользовании колхозов; в состав колхозных лесов входят находящиеся на закрепленных за колхозами в бессрочное (вечное) пользование землях и зарегистрированные в установленном порядке в земельно-учетных документах естественные и искусственно созданные леса (в том числе защитные лесные полосы) и подлежащие облесению площади вырубок и погибших лесонасаждений.

В ходе проведения землеустройства земельные участки под лесами, переданные колхозам, учитывались в земельно-учетных документах как лесные площади, отдельно от сельскохозяйственных угодий, а в ходе лесоустройства учитывались путем их поквартального деления, определения лесохозяйственных выделов и их таксирования. После реорганизации сельхозпредприятия колхозные леса остались в государственной собственности.

Статьей 3 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» земли лесного фонда отнесены к федеральной собственности.

В пункте 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации также указано, что земельные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Согласно статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации (в первоначальной редакции) лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69, 92 данного Кодекса.

Исходя из правил названных статей местоположение, границы и площадь лесных участков определяются на основании материалов лесоустройства по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.

Лесным кодексом Российской Федерации предусмотрено внесение сведений о лесных участках в государственный лесной реестр (статья 91), при этом полномочия по ведению государственного лесного реестра переданы субъектам Российской Федерации в отношении лесов, расположенных в их границах (статья 83).

Таким образом, государственный лесной реестр на момент государственной регистрации права собственности на участок велся на основании материалов лесоустройства (топографических карт, фотопланшетов, описаний), которые не согласовываись с системой ведения геодезической основы виде списка координат характерных (поворотных) точек и в настоящее время не могут быть в нее преобразованы без проведения кадастровых работ.

Статья 92 Лесного кодекса Российской Федерации предусматривает, что государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Статьей 4.2 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до 1 января 2017 года, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.

Согласно статье 4.4 указанного Закона (в первоначальной редакции, действовавшей на момент государственной регистрации права на участок ), если государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков.

Сведения о площади земельного участка в ЕГРН были внесены с предоставлением описания лесных участков от 01.01.2008 (т. 1 л.д. 73), плана лесного участка от 29.10.2008 (оборот л.д. 73 в т. 1), не по результатам межевания, а на основании Информации о распределении лесных земель Свердловского сельского лесхоза по данным материалов лесоустройства и государственного учета лесного фонда по состоянию на 01.01.2008 (т. 1 л.д. 71), с описанием лесных участков, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций, расположенных на территории городского округа Ревда.

Указанные обстоятельства регистрации права собственности Российской Федерации на участок с кадастровым номером свидетельствует об учете участка в государственном лесном реестре на основании положений статьи 4.4 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации».

В состав указанного участка входит квартал Билимбаевского лесничества, Ревдинского участкового лесничества, ПСП «Сельхозпродукты», что следует из выписки из государственного лесного реестра (т. 1 л.д. 12), с описанием лесных участков, в том числе выдел , с целевым назначением – эксплуатационные леса, на которых произрастают деревья березы, осины сосны, лиственницы, ели, пихты возрастом от 50 до 140 лет (т. 1 л.д. 21).

Указанный земельный участок ранее находился во владении сельскохозяйственных организаций, в том числе был закреплен за сельскохозяйственным предприятием совхоз «Ревдинский» (МСП «Сельхозпродукты) для заготовки древесины (т. 1 л.д. 218), которое в настоящее время прекратило свою деятельность.

В соответствии с Лесохозяйственным регламентом Билимбаевского лесничества Свердловской области, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов Свердловской области от 31.12.2008 (т. 2 л.д. 214-239), в состав эксплуатационных лесов входят леса Ревдинского участкового лесничества: Ревдинский – части кварталов площадью 549 га; МСП «Сельхозпродукты» - кварталы площадью 2944 га; ГУП совхоз Дегтярский – кварталы , часть квартала площадью 566 га (оборот л.д. 220 – л.д. 221 в т. 2).

Вступившим в законную силу на основании кассационного определения Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 07.10.2020 № 88а-14723/2020, решением Свердловского областного суда от 19.12.2019 по административному делу № 3а-397/2019 по административному исковому заявлению Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу о признании нормативного правового акта недействующим в части признано недействующим с момента вступления в законную силу настоящего решения Решение Думы городского округа Ревда от 25.07.2018 № 223 «Об утверждении генерального плана городского округа Ревда» в части включения в границы населенного пункта поселка Ледянка лесных участков, расположенных на землях лесного фонда Билимбаевского лесничества Ревдинского участкового лесничества урочища ПСП «Сельхозпродукты»: квартал части выделов , выделы ; квартал части выделов , выделы ; квартал части выдела (т. 2 л.д. 208-211).

При рассмотрении вышеуказанного административного дела судом было установлено, что по результатам выполненного ФГБУ «Рослесинфорг» картографического совмещения материалов лесоустройства Билимбаевского лесничества Ревдинского участкового лесничества ПСП «Сельхозпродукты» с границами поселка Ледянка городского округа Ревда установлено включение в границы поселка Ледянка лесных участков, находящихся в федеральной собственности и расположенных на землях лесного фонда, а именно с землями лесного фонда Билимбаевского лесничества Ревдинского участкового лесничества урочища ПСП «Сельхозпродукты»: квартал части выделов , выделы ; квартал части выделов , выделы ; квартал части выдела Вышеприведенные обстоятельства объективно подтверждаются выполненными ФГБУ «Рослесинфорг» картами-схемами совмещения рабочих материалов лесоустройства с границами населенного пункта. При этом само по себе отсутствие в текстовой части проекта Генерального плана сведений о включении в границы населенного пункта лесных участков, расположенных на землях лесного фонда, не опровергает вышеприведенные доказательства, представленные ФГБУ «Рослесинфорг». Материалами дела подтверждается, что земельный участок с кадастровым номером общей площадью 3578 га, расположенный по адресу: Свердловская область, городской округ Ревда, ГУ СО «Билимбаевское лесничество», МСП «Сельхозпродукты», ГУП совхоз «Дегтярский» (в состав которого входят, в том числе кварталы Билимбаевского лесничества Ревдинского участкового лесничества урочища ПСП «Сельхозпродукты») находится в федеральной собственности Российской Федерации, регистрационная запись ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ. Как установлено судом, при принятии оспариваемого Решения от 25.07.2018 проект Генерального плана в части включения в границы городского округа Ревда вышеуказанных лесных участков из состава земель лесного фонда с Рослесхозом в установленном порядке согласован не был.

Постановлением Администрации городского округа Ревда от 31.07.2012 утверждена схема расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером (т. 1 л.д. 243-245).

Ответчик ФИО2 является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером (категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства), площадью 1500 +/- 27 кв.м., дата регистрации права собственности - 25.09.2019, что подтверждается выписками из ЕГРН (т. 1 л.д. 112, 247-249). Спорный земельный участок приобретен ФИО2 в порядке наследования по закону после смерти супруга ФИО4 (т. 1 л.д. 136), который, в свою очередь, приобрел земельный участок по договору купли-продажи от 10.07.2013, заключенному с Администрацией городского округа Ревда, за 14,45 рублей (т. 1 л.д. 142-144) на основании постановления от 08.02.2013 (т. 1 л.д. 147).

Границы участка с кадастровым номером установлены на основании межевого плана, выполненного в 2012 году по заказу ФИО4 (т. 1 л.д. 233-242).

Из выписки из ЕГРН (т. 1 л.д. 119-124), ответов Администрации городского округа Ревда от 24.09.2020 (т. 2 л.д. 1-3), Ревдинского отдела Управления Росреестра по Свердловской области от 06.10.2020, от 12.11.2020 (т. 1 л.д. 172-174, 217) следует, что земельный участок с кадастровым номером образован из земельного участка с кадастровым номером , площадью 577224024 кв.м. (единое землепользование), который относится к категории земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для ведения личного подсобного хозяйства. 23.12.1992 за совхозом «Ревдинский» (в последствии – муниципальное сельскохозяйственное предприятие «Сельхозпродукты») было зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером (т. 1 л.д. 218). Данное право прекращено на основании постановления Администрации городского округа Ревда от 27.06.2007. Участок с кадастровым номером был внесен в государственный кадастр недвижимости 23.12.2003 в качестве ранее учтенного без уточнения границ, площади, единое землепользование, включает в себя участки, ранее принадлежавшие совхозу «Ревдинский».

Согласно информации о распределении лесных земель Свердловского сельского лесхоза по данным материалов лесоустройства и государственного учета лесного фонда: по данным материалов лесоустройства у МСП «Сельхозпродукты» в пользовании земли площадью 4475 га, у ГУП совхоз «Дегтярский» - 2186 га; по данным лесного фонда на 01.01.2008 у МСП «Сельхозпродукты» в пользовании земли площадью 2944 га, у ГУП совхоз «Дегтярский» - 634 га (т. 1 л.д. 71), аналогичные сведения содержатся в описании лесных участков, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций, расположенных на территории городского округа Ревда (т. 1 л.д. 73).

В целях установления наложения границ земельных участков представлено заключение ФБГУ «Рослесинфорг» (кадастровый инженер ФИО3), а также схема, которые свидетельствуют о том, что границы земельного участка с кадастровым номером пересекаются с землями лесного фонда Свердловской области, Билимбаевского лесничества Ревдинского участкового лесничества, урочища ПСП «Сельхозпродукты» в квартале , часть выдела . Площадь пересечения составляет 1500 кв.м. (т. 1 л.д. 15-18, 19, 20, т. 2 л.д. 202-215).

Соответственно, сам по себе формальный учет участка с кадастровым номером , участка с кадастровым номером без установления границ как земель сельскохозяйственного назначения не свидетельствует о невозможности их отнесения к землям лесного фонда с учетом установленных судом фактических обстоятельств.

Согласно Генеральному плану городского округа Ревда Свердловской области, утвержденному Решением Думы городского округа Ревда от 25.07.2018 № 223 «Об утверждении генерального плана городского округа Ревда» спорный земельный участок с кадастровым номером , с учетом вышеуказанного решением Свердловского областного суда от 19.12.2019, незаконно включен в границы населенного пункта <адрес> городского округа Ревда.

В подпункте 1 пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что установлением или изменением границ населенных пунктов является, среди прочего, утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

Нарушение установленного Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую (часть 3 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации), их неприменения в соответствии с абзацем 13 статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Если в соответствии с проектом генерального плана поселения предусматривается включение в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, земельных участков из земель лесного фонда, то названный проект подлежит обязательному согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом (часть 8 статьи 24, пункт 2 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, участок с кадастровым номером в части наложения на земельный участок с кадастровым номером , включен в границы городского округа незаконно, без согласования с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области лесных отношений, то есть с Федеральным агентством лесного хозяйства, что установлено решением Свердловского областного суда от 19.12.2019.

Указанное подтверждается сведениями Управления Росреестра по Свердловской области (т. 2 л.д. 183-184) о том, что земельный участок с кадастровым номером образован из земельного участка с кадастровым номером , расположенного в границах земель, ранее предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование совхозу «Ревдинский», в последующем муниципальное сельскохозяйственное предприятие «Сельхозпродукты» (МСП «Сельхозпродукты») для ведения сельского хозяйства (категория земель сельскохозяйственного назначения).

Согласно калькам контуров земельных угодий по землепользованию совхоза «Ревдинский» 1979 года, материалам по вычислению площадей земель сельскохозяйственного назначения и земель запаса бывшего совхоза «Ревдинский» городского округа Ревда 2010 года, территория земель, в границах которой расположен земельный участок с кадастровым номером , представлена землями, занятыми лесными насаждениями (т. 2 л.д. 185-192).

По данным государственного статистического отчета «О наличии земель и распределении их по категориям, угодьям и землепользователям» г. Ревда по состоянию на 01.01.2001 (в соответствии с которыми осуществлялось внесение в Единый государственный реестр земель сведений о категории земель земельных участков) в границах земель МСП «Сельхозпродукты» было учтено земель, занятых лесными насаждениями, площадью 4480 га. При этом право собственности Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации на земли, занятые лесными насаждениями (лесной участок) в границах земель МСП «Сельхозпродукты» было зарегистрировано на площади 2944 га (т. 2 л.д. 212).

В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от 30.07.2010 (запись регистрации ) на лесной участок площадью 1531 га, расположенный в границах МСП «Сельхозпродукты», правообладателем является городской округ Ревда (т. 2 л.д. ). В данном свидетельстве приводится адрес (местоположение) лесного участка, в отношении указанного участка Администрация городского округа Ревда осуществляет полномочия по лесоустройству.

Учитывая месторасположение лесного участка площадью 1531 га, указанное в свидетельстве от 30.07.2010, план лесонасаждений МСП «Сельхозпродукты» Ревдинского лесничества Свердловского сельского лесхоза (лесоустройство 2003 г., т. 2 л.д. 193-194), территория земель, в границах которой расположен земельный участок с кадастровым номером , не относится к собственности городского округа Ревда, что также следует из ответа ГКУ «СО «Билимбаевское лесничество» (т. 2 л.д. 157).

Как следует из информации Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области, Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу, компетентными органами не принимались решения о переводе земель лесного фонда в другую категорию (т. 1 л.д. 7, т. 2 л.д. 196).

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что по материалам лесоустройства Свердловского сельского лесхоза на территории урочища МСП «Сельхозпродукты» в 2003 году на территории урочища МСП «Сельхозпродукты» учтено 4475 га земель лесного фонда по состоянию на 01.01.2004, затем часть лесных участков площадью 1531 га перешла в собственность Администрации городского округа Ревда, о чем выдано свидетельство о праве собственности от 30.07.2010, другие участки в собственность Администрации городского округа Ревда, в том числе из квартала урочища МСП «Сельхозпродукты» не передавались. В собственности Российской Федерации остались 2944 га земель лесного фонда на территории урочища МСП «Сельхозпродукты» для заготовки древесины, из категории эксплуатационные леса, в том числе весь квартал . Указанное подтверждается и тем, что Администрация городского округа Ревда не вела материалы лесоустройства в отношении спорной территории 2944 га земель лесного фонда на территории урочища МСП «Сельхозпродукты», в том числе в отношении спорного квартала .

Суд не может согласиться с доводами Администрации городского округа Ревда о наличии в данном случае оснований для применения к отношениям сторон Федерального закона от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории» в связи со следующим.

В силу части 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ в редакции Федерального закона от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в ЕГРН, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 21.09.2017 № 1795-О разъяснил, что федеральный законодатель, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и ЕГРН, исключил возможность произвольного толкования оспариваемого законоположения и, соответственно, изъятия земельных участков у граждан, которые приобрели их на законном основании и были указаны как собственники этих участков в ЕГРН, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра.

Поскольку права ответчика и Российской Федерации на части одного и того же земельного участка зарегистрированы в ЕГРН, приоритет сведений о праве собственности ответчика на земельный участок в данном случае отсутствует, а имеется спор о праве (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 20.03.2020 № 309-ЭС20-1395).

Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.

При рассмотрении настоящего спора установлено, что спорный земельный участок относился к колхозным (совхозным) лесам и никогда не являлся землей сельскохозяйственного назначения. На основании изложенного, невозможно применение к спорным правоотношениям положений части 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ в редакции Федерального закона от 29.07.2017 № 280-ФЗ, принятого в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров, которые в настоящем деле отсутствовали, указанная норма не исключает возможность рассмотрения между сторонами спора о праве. Помимо этого, необходимым условием для применения к отношениям сторон указанных нормативных положений является добросовестность землепользователя - приобретателя земельного участка, то есть он не должен знать, что земельный участок является лесным и у него не должно быть противоправной цели.

Именно Департамент лесного хозяйства Свердловской области реализовывал полномочия собственника Российской Федерации в отношении лесного участка. Так приказом Департамента от 20.11.2017 утверждена проектная документация лесного участка общей площадью 1 кв.м., расположенного на землях лесного фонда, включенных в границы Билимбаевского участкового лесничества, являющегося частью земельного (лесного участка), формируемой из земельного (лесного) участка с кадастровым номером , в целях предоставления ОАО «МРСК Урала» для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (эксплуатация ВЛ-10кВ «Гусевка». КТП «Гусевка») (т. 1 л.д. 81-86).

Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 21.04.2003 № 6-П, поскольку добросовестное приобретение в смысле статьи 302 Гражданского кодекса Российской Федерации возможно, только если имущество приобретается не непосредственно у собственника, а у лица, которое не имело права его отчуждать, последствием сделки, совершенной с таким нарушением, является не двусторонняя реституция, а возврат имущества из незаконного владения (виндикация); в этой ситуации права лица, считающего себя собственником имущества, подлежат защите путем удовлетворения иска об истребовании имущества из владения ответчика, если для этого есть предусмотренные данной статьей основания.

Суд признает недобросовестным поведение Администрации городского округа Ревда, ФИО4 и ФИО2, совершавших сделки с участками с кадастровым номером , поскольку материалами дела подтверждается наличие на большей части участков на данной территории и на спорном участке именно многолетних лесных насаждений, что должно было быть очевидным при осмотре участка до совершения с ним сделок, на участке и в его окружении на территории участка , из которого сформирован спорный, расположен лесной массив, не относящийся ни к пашням, ни к пастбищам, ни к сенокосам, огородам и т.д. Согласно материалам лесоустройства на спорных земельных участках с кадастровым номером и произрастает лес, средний возраст которого от 50 до 140 лет. Наличие на участке насаждений (березы, осины, сосны, ель, пихта, лиственница из расчета 210 кубометров на гектар в выделе квартала ) не позволяет отнести участок к сельскохозяйственным угодьям. Следовательно, до совершения оспариваемых сделок, с учетом нахождения на участке леса, приобретатель участка должен был удостовериться в том, что настоящий участок не относится к землям государственного лесного фонда.

В судебном заседании ответчик ФИО2 пояснила, что на спорной территории, в том числе на ее участке и окружающей территории произрастает многолетний лес, березы. Она не огородила участок, не возвела на нем никаких построек. Доказательств того, что ответчик обрабатывает спорный участок либо иным образом использует его по целевому назначению суду не представлено.

На спорном участке и на указанной территории участка с кадастровым номером отсутствуют инфраструктура, обеспечивающая электро-, тепло-, газо- и водоснабжение, водоотведение, снабжение топливом, дорожная сеть, обеспечение доступа к которым относится к перечню вопросов местного значения городских округов.

Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 09.11.2017 № 2516-О разъяснил, что на положения пунктов 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», относящие часть определяемых посредством термина «организация» вопросов в сфере электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, а также отдельные вопросы в сфере дорожной деятельности к перечню вопросов местного значения городских округов, с тем чтобы гражданам, проживающим на данной территории, обеспечивался бесперебойный доступ к необходимому для нормальной жизнедеятельности объему соответствующих публичных услуг надлежащего качества и к транспортной инфраструктуре общего пользования, распространяется правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, выраженная в Постановлении от 20.12.2010 № 22-П, в силу которой основная цель местного самоуправления - удовлетворение основных жизненных потребностей населения муниципальных образований.

Решением Арбитражного суда Свердловской области взыскано солидарно с муниципального образования городского округа Ревда в лице Администрации муниципального образования городского округа Ревда за счет казны городского округа Ревда и ОАО «МРСК «Урала» в пользу Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области 1 027 716 руб. ущерба (т. 2 л.д. 200-204).

Данным решением установлено, что согласно материалам лесоустройства, разрубка линейного объекта на протяжении 850 метров происходила на территории выделов квартала урочища МСП «Сельхозпродукты» Ревдинского участкового лесничества Билимбаевского лесничества. Доказательствами, подтверждающими отнесение земельных участков к землям лесного фонда, помимо свидетельства о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, являются информация в виде выписок из таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств, являющихся первичными источниками информации об отнесении земельного участка к лесному фонду (постановление Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 24.06.2014 по делу № А64-1041/2013). Материалами дела подтверждается незаконная рубка деревьев ОАО «МРСК Урала» с прямого согласия Администрации городского округа Ревда, которая не обладает полномочиями по распоряжению лесными ресурсами.

Из материалов дела следует и установлено судом, что участки с кадастровым номером и фактически никогда не использовались целиком именно как участки сельскохозяйственного назначения, например, там не велись посевные работы и т.д., поскольку на участке с кадастровым номером целиком расположены многолетние лесные насаждения, на большей части участка с кадастровым номером до раздела были расположены лесные насаждения, порядок использования и ухода за которыми определен лесным законодательством.

Ответчик ФИО2, как и предыдущий собственник земельного участка, не приступила к огораживанию, возделыванию участка, не получила разрешение по освобождению от лесных насаждений, не приступила к возведению какой-либо постройки, окружающая участок территория также не используется в целях сельскохозяйственного назначения, участки не огорожены, на них располагаются только многолетние лесные насаждения, что следует из объяснений участвующих в деле лиц, сведений из публичной кадастровой карты, наложений схем на аэрофотосъемки (т. 1 л.д. 135, т. 2 л.д. 246).

При этом, суд принимает во внимание стоимость, по которой Администрация городского округа Ревда распорядилась землями лесного фонда на участке с кадастровым номером в размере 14 руб. 45 коп.

Таким образом, суд считает невозможным применение к спорным правоотношениям положений части 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ в редакции Федерального закона от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель».

Земельные участки с кадастровым номером , ранее с кадастровым номером , включают в себя лесной участок с кадастровым номером , который относится к землям лесного фонда, что позволяет сделать вывод о нарушении права собственности Российской Федерации.

Необходимо учитывать, что хотя границы земельного участка с кадастровым номером не были установлены, границы участка с кадастровым номером , предоставленного на основании постановления главы администрации г. Ревда от 23.12.1992 совхозу «Ревдинский» в постоянное (бессрочное) пользование, также не были установлены. Границы участка с кадастровым номером установлены в 2012 году.

Согласно статье 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом

Распоряжение лесным участком, расположенным в границах участка с кадастровым номером , произведено без согласия Российской Федерации в лице его уполномоченных органов Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области, Департамента лесного хозяйства по Уральскому Федеральному округу уполномоченного Федерального агентства лесного хозяйства (Положение о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 , Приказ Рослесхоза от 01.02.2018 ) и с нарушением порядка, предусмотренного законодательством.

Согласно пунктам 26, 32, 39 статьи 81 Лесного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений относится установление границ лесничеств, лесопарков и установление их границ.

В силу пунктов 5.4, 5.5 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 № 736, вышеперечисленные полномочия отнесены к компетенции Рослесхоза. Следовательно, нарушены права и законные интересы Рослесхоза.

Согласно пункту 5.20.3 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 № 736, Рослесхоз осуществляет от имени Российской Федерации защиту, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений.

В соответствии с пунктом 2 Положения о Департаменте лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу, утвержденного Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 19.06.2015 № 198 департамент является территориальным органом Федерального агентства лесного хозяйства, действующим на территории Уральского федерального округа.

В связи с изложенным, Департамент обладает правом на подачу иска в целях защиты прав Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 8, статьями 74, 81, пунктом 1 статьи 83, подпунктом 1 пункта 1 статьи 84 Лесного кодекса Российской Федерации, пунктом 2 статьи 11, пунктом 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», пунктом 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, учитывая, что полномочиями по предоставлению земель лесного фонда Российской Федерации на территории Свердловской области наделено Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области, Департамент лесного хозяйства Свердловской области, и установив, что земельный участок с кадастровым номером включает в себя земельный участок с кадастровым номером с кадастровым номером , относящийся к землям лесного фонда и находящийся в собственности Российской Федерации, суд приходит к выводу о предоставлении лесного участка Администрацией в отсутствие соответствующих полномочий, а также в нарушение требований Лесного кодекса Российской Федерации и Земельного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, договор купли-продажи земельного участка от 10.07.2013, заключенный между Администрацией городского округа Ревда и ФИО4 по цене 14,45 рублей, является ничтожным, поскольку оформлен с нарушением закона. Учитывая данное обстоятельство, последующий переход права собственности к ФИО2 в порядке наследования по закону на основании свидетельства от 24.09.2019, выданного нотариусом (т. 1 л.д. 136), также нельзя признать законным.

Суд принимает во внимание, что иск направлен на признание права собственности отсутствующим в рамках применения последствий недействительности ничтожной сделки, с учетом права суда на их применение по своей инициативе с учетом положений пункта 4 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым суд вправе применить последствия недействительности ничтожной сделки по своей инициативе, если это необходимо для защиты публичных интересов, и в иных предусмотренных законом случаях.

Также суд руководствуется абзацем тринадцатым статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, не применяет акт органа местного самоуправления, противоречащий закону, постановление Администрации городского округа Ревда от 08.02.2013 .

Учитывая изложенное, суд применяет последствия недействительности сделок в виде констатации отсутствия права собственности ФИО2 на земельный участок с кадастровым номером .

Доводы о пропуске истцом срока исковой давности отклоняются судом.

Статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации установлен общий срок исковой давности три года.

Согласно пункту 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Изъятия из этого правила устанавливаются Гражданским кодексом Российской Федерации и иными законами.

Признание права собственности отсутствующим является разновидностью негаторного иска, исковая давность на которое не распространяется в силу статей 208, 304 Гражданского кодекса Российской Федерации и разъяснений, приведенных в пункте 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности», согласно которым исковая давность не распространяется на требования, прямо предусмотренные статьей 208 Гражданского кодекса Российской Федерации. К их числу относятся требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, если эти нарушения не были соединены с лишением владения, в том числе требования о признании права (обременения) отсутствующим.

Кроме того, о пересечении спорного земельного участка с кадастровым номером с земельным участком с кадастровым номером истцу стало достоверно известно после вступления в силу решения Свердловского областного суда от 19.12.2019 по административному делу а-397/2019, после получения заключения ФГБУ «Рослесинфорг» (кадастровый инженер (ФИО3) в 2019 году, настоящее исковое заявление направлено в суд истцом 21.07.2020, поэтому срок исковой давности в рассматриваемом случае Департаментом не пропущен.

Доводы Администрации городского округа Ревда о том, что начало течения срока следует исчислять с 01.06.2017, то есть с даты, когда директору ГКУ СО «Билимбаевское лесничество» стало известно о незаконной рубке лесных насаждений в квартале , выдел , Ревдинского участкового лесничества, участок МСП «Сельхозпродукты» (т. 1 л.д. 129), не могут быть приняты судом во внимание, поскольку ГКУ СО «Билимбаевское лесничество», в отличие от Департамента, не является уполномоченным государственным органом в области лесных отношений, к структурным подразделениям Департамента не относится, соответственно сведений о незаконной рубке в Департамент в 2017 году ГКУ СО «Билимбаевское лесничество» не передавало. Доказательств обратному не представлено. Сведения о пересечении границ земельного участка с кадастровым номером с земельным участком с кадастровым номером в ЕГРН отсутствуют, что подтверждается материалами дела и письменными пояснениями Управления Росреестра по <адрес>.

Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу к ФИО2 о признании права собственности отсутствующим - удовлетворить.

Признать отсутствующим право собственности ФИО2 на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером .

Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости записей о прекращении права собственности ФИО2 на вышеуказанный земельный участок, а также основанием для снятия данного земельного участка с государственного кадастрового учета.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Ревдинский городской суд Свердловской области.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Судья: А.А. Захаренков