Копия
№2-560/2024(2а-8997/2023)
УИД 63RS0045-01-2023-009387-03
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 января 2024г. г.Самара
Промышленный районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Мамакиной В.С.,
при секретаре Юзеевой Л.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-560/2024 по административному исковому заявлению ФИО1 ФИО7 к Министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области о признании незаконным распоряжения,
УСТАНОВИЛ
ФИО2 обратился в Промышленный районный суд г. Самары с административным иском о признании незаконным распоряжения Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении ФИО2 социальной помощи в виде денежных средств и социальных услуг по социальному контракту в части п. 20.
В обоснование иска указано, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратился с заявлением о предоставлении социальной помощи в виде заключения социального контракта в рамках Закона Самарской области №16-ГД от 06 мая 2000 «О социальной помощи в Самарской области».
ДД.ММ.ГГГГ получил отказ в назначении социальной помощи, который не содержал мотивов принятого решения. В тот же день обратился в ГКУ СО «КЦСОН Самарской области» с просьбой пересмотреть его заявление и предоставить мотивированный ответ. Аналогичные заявления были направлены в Прокуратуру и Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области.
Из ответа Министерства следует, что причиной отказа в назначении социальной помощи в виде денежных выплат и социальных услуг по социальному контракту является п.6 ст.8.1 Закона Самарской области от 06.05.2000 №16-ГД - наличие заключения межведомственной комиссии о невозможности оказания социальной помощи в связи с наличием в программе социальной адаптации мероприятий, выполнение которых влечет нарушение норм действующего законодательства, а именно: отсутствие в бизнес-плане контрольно-кассовой техники, наличие которой необходимо в соответствии с ч.2 ст.4 Федерального закона №422-ФЗ.
Административный истец считает незаконными данные основания для отказа, поскольку наличие ККТ необходимо только в случае, если им будет осуществляться оплата за товар, который продавец продает покупателю и в этом случае ККТ его должен обеспечить продавец товара. В бизнес-плане им указано, что он намерен заниматься грузоперевозками, для чего ему необходима автомашина типа фургон закрытого типа, основным направлением деятельности будет доставка крупногабаритного груза, а не курьерская деятельность, о чем говорится в ответе Министерства.
Законодательством требования к бизнес-плану не предъявляются, в связи с чем, отсутствие в нем указания на приобретение ККТ является незаконным.
Указанные выше явилось основанием для обращения в суд.
В судебном заседании ФИО2 заявленные требования поддержал, давал пояснения, аналогичные описательной части административного иска. Указал, что требование о необходимости использования ККТ не основано на законе, поскольку Федеральным законом №422-ФЗ предусмотрено право на использование системы «Мой налог» и при регистрации в качестве ИП.
Представитель административного ответчика Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области по доверенности ФИО3 требования административного иска не признала, по изложенным в письменном отзыве основаниям. Дополнила, что в соответствии с Федеральным законом №178-ФЗ и законом Самарской области №16-ГД для получения социальной выплаты претендующее на нее лицо должно быть зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя либо плательщика налога на профессиональный доход. Вместе с тем, Федеральным законом от 22.05.2003 №54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" предусмотрено обязательное применение ККТ для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность, указанную ФИО2 в его заявлении. В представленном для рассмотрения административным истцом пакете документов (бизнес-плане и программе социальной адаптации) не указано о том, что он намерен зарегистрироваться в качестве ИП и использовать в своей деятельности ККТ. По виду деятельности, заявленной ФИО4 он должен использовать ККТ, использование программы «Мой налог» законом не предусмотрено.
Представитель ГКУ СО «КЦСОН Самарского округа» в судебное заседание не явился, извещен надлежаще. Ранее возражали против удовлетворения административного иска, указывая на законность вынесенного распоряжения.
Заинтересованное лицо ФИО5 в судебном заседании, поддержав заявленные требования, просила признать незаконным принятое в отношении ФИО2 распоряжение.
Иные участники процесса в судебное заседание не явились. Извещались посредством направления почтовой корреспонденции.
При таких обстоятельствах, учитывая положения статей 96, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле.
Заслушав административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Для признания незаконным решений должностных лиц, их действий (бездействия), необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца, что установлено положениями ст. 227 КАС РФ. При отсутствии одного из условий, основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратился в ГКУ СО «КЦСОН» по вопросу назначения государственной социальной помощи малоимущим семьям в виде денежных выплат и социальных услуг по социальному контракту по иным мероприятиям, направленным на оформление индивидуальной предпринимательской деятельности на сумму 350000 руб. по направлению деятельности «оказание услуг по перевозке крупногабаритного груза».
Распоряжением Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ№-Р ФИО2 было отказано в назначении социальной помощи в связи с наличием заключения межведомственной комиссии о невозможности оказания социальной помощи в виде денежных выплат и социальных услуг по социальному контракту в связи с наличием с программе социальной адаптации мероприятий, выполнение которых влечет нарушение норм действующего законодательства (п.20 распоряжения).
Проверяя законность принятого Министерством распоряжения в части, касающейся ФИО2, суд исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 17 июля 1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные настоящим Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Согласно ч. 1 - 3 ст. 8.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в части первой статьи 7 настоящего Федерального закона, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.
В статье 1 Федерального закона от 17 июля 1999 N 178-ФЗ раскрывается понятие социального контракта. Так социальный контракт - это соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин - реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации.
Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина (часть 1 статьи 8 Федерального закона "О государственной социальной помощи").
Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (абзац четвертый части 2 статьи 8 Федерального закона "О государственной социальной помощи").
Размер государственной социальной помощи определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации (статья 11 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ).
На территории Самарской области государственная социальная помощь малоимущим семьям в виде денежных выплат и социальных услуг по социальному контракту предусмотрена Законом Самарской области от 06.05.2000г. №16-ГД «О социальной помощи в Самарской области».
Согласно ст. 7 Закона Самарской области от 06.05.2000 N 16-ГД порядок назначения и выплаты социальной помощи в виде денежных выплат и социальных услуг по социальному контракту, включая основания для отказа в назначении социальной помощи в виде денежных выплат и социальных услуг по социальному контракту, устанавливается нормативным правовым актом уполномоченного органа.
Согласно п.5 ст.8.1 Закона Самарской области от 06.05.2000 N 16-ГД "О социальной помощи в Самарской области" (принят Самарской Губернской Думой 25.04.2000) решение о назначении (отказе в назначении) социальной помощи в виде денежных выплат и социальных услуг по социальному контракту принимается уполномоченным органом на основании заключения межведомственной комиссии, образованной при уполномоченном органе (далее - межведомственная комиссия) из представителей органов службы занятости населения, органов исполнительной власти Самарской области, органов местного самоуправления и иных заинтересованных органов и организаций.
Приказом министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области от 11.12.2020 N 648 при территориальных отделах министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области образованы межведомственные комиссии по рассмотрению вопросов об оказании социальной помощи в виде денежных выплат и социальных услуг по социальному контракту и утверждено положение о межведомственных комиссиях.
Приказом министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области от 06.09.2021 N 475 утвержден Административный регламент министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области по предоставлению государственной услуги "Оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта".
В соответствии с п. 3.44 указанного регламента, территориальный отдел принимает решение о предоставлении государственной социальной помощи в виде денежных выплат и социальных услуг по социальному контракту на основании заключения межведомственной комиссии.
Приказом министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области от 11 декабря 2020 г. N 648 утверждено Положение о межведомственных комиссиях по рассмотрению вопросов об оказании социальной помощи в виде денежных выплат и социальных услуг по социальному контракту.
Решения Комиссии принимаются путем открытого голосования простым большинством голосов присутствующего состава Комиссии. При равенстве голосов решающим является голос председателя Комиссии.
Решения Комиссии оформляются протоколом, который подписывается председателем Комиссии, заместителем председателя Комиссии, секретарем Комиссии и присутствующими на заседании членами Комиссии (п.3.8 Положения).
В протоколе Комиссии отражается результат рассмотрения каждой программы социальной адаптации с указанием на возможность оказания социальной помощи в виде денежных выплат и социальных услуг по социальному контракту или указанием причин о невозможности ее оказания, указывается мероприятие, предусмотренное программой социальной адаптации, и размер социальной помощи в виде денежных выплат и социальных услуг по социальному контракту, результат оценки целесообразности внесения изменений в содержание мероприятий программы социальной адаптации, продления срока действия социального контракта с указанием срока продления (п.3.10).
Согласно п.3.11 Положения, решения Комиссии о возможности (невозможности) оказания социальной помощи в виде денежных выплат и социальных услуг по социальному контракту, о целесообразности внесения изменений в содержание мероприятий программы социальной адаптации, продления срока действия социального контракта доводятся секретарем Комиссии до сведения министерства.
Принимая решение об отказе в назначении ФИО2 социальной помощи в виде заключения социального контракта, в качестве основания невозможности оказания социальной помощи на основании социального контракта в протоколе № заседания межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов об оказании социальной помощи в виде денежных выплат и социальных услуг по социальному контракту при территориальном отделе министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ указано на наличие в программе социальной адаптации мероприятий, выполнение которых влечет нарушение норм действующего законодательства.
ФИО2 просит отменить принятое в отношении него решение, указывая на его незаконность.
Административный ответчик, возражая против доводов административного иска, ссылается на отсутствие в программе адаптации указания на применение кассового аппарата и постановку на учет в качестве ИП, что влечет нарушение норм действующего законодательства, полагает принятое распоряжение законным.
Рассматривая по существу требования административного иска, суд исходит из следующего.
Установлено, что для назначения социальной помощи в виде денежных выплат и социальных услуг по социальному контракту для осуществления предпринимательской деятельности, ФИО2 в соответствии с требованиями ч.2,4 п.8.1 закона Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ был представлен разработанный в свободной форме бизнес-план и программа социальной адаптации.
В названных документах ФИО2 указано о намерении осуществлять предпринимательскую деятельность в качестве самозанятого по оказанию услуг по доставке (курьер) крупногабаритных грузов организациям и частным лицам на территории Самары и Самарской области, в подтверждение чему представил предварительный договор на оказание услуг с ООО ПК «Капелла».
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 27.11.2018 N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" (далее - Закон N 422-ФЗ) налогоплательщиками НПД признаются физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, перешедшие на специальный налоговый режим в порядке, установленном Законом N 422-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона N 422-ФЗ объектом налогообложения налогом на профессиональный доход признаются доходы от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав).
Ограничения на применение НПД установлены частью 2 статьи 4 и частью 2 статьи 6 Закона N 422-ФЗ.
Пунктом 6 части 2 статьи 4 Закона N 422-ФЗ предусмотрено, что не вправе применять НПД лица, оказывающие услуги по доставке товаров с приемом (передачей) платежей за указанные товары в интересах других лиц, за исключением оказания таких услуг при условии применения налогоплательщиком зарегистрированной продавцом товаров контрольно-кассовой техники при расчетах с покупателями (заказчиками) за указанные товары в соответствии с действующим законодательством о применении контрольно-кассовой техники.
ФИО2 полагает, что обязанность по использованию ККТ у него отсутствует, поскольку он намерен осуществлять только перевозку товара без принятия оплаты за него.
Вместе с тем, представленный ФИО2 для назначения социальной помощи предварительный договор с ООО ПК «Капелла» также не содержат данных о том, что ККТ будет предоставлена продавцом товара для расчета с заказчиками.
Также обоснованны доводы административного ответчика о необходимости регистрации ФИО2 в качестве индивидуального предпринимателя при осуществлении им деятельности по перевозке крупногабаритного груза в связи со следующим.
Пассажирские и грузовые перевозки относятся к оказанию услуг (ст. 1 Федерального закона N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта"), соответственно, к полученным доходам от данных видов деятельности возможно применить НПД.
Физические лица при применении специального налогового режима вправе вести виды деятельности, доходы от которых облагаются НПД, без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, за исключением видов деятельности, ведение которых требует обязательной регистрации в качестве ИП в соответствии с федеральными законами, регулирующими ведение соответствующих видов деятельности (ч. 6 ст. 2 Закона N 422-ФЗ).
Как следует из подпункта 13 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации от 8 ноября 2007 года N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" перевозчик - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира, договору перевозки груза обязанность перевезти пассажира и доставить багаж, а также перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать багаж, груз управомоченному на их получение лицу.
Таким образом, из буквального толкования указанной нормы следует, что сторонами договора перевозки могут являться только юридические лица и физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Исходя из изложенного, следует, что для применения самозанятым гражданином НПД в отношении грузоперевозок необходимо быть зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя.
Учитывая, что в бизнес-плане и программе социальной адаптации не указано на регистрацию ФИО2 в качестве ИП и на использование им ККТ, административному истцу было правомерно отказано в заключении социального контракта на указанных им условиях в связи с нарушением требований норм действующего законодательства, изложенных выше.
Доводы административного истца о том, что законом требования к бизнес-плану не установлены, в связи с чем ссылка на указанны в нем данные необоснованна, не могут быть приняты во внимание, поскольку предоставление социальной помощи в виде заключения социального контракта носит заявительный характер и принимая решение о назначении (отказе в назначении) социальной помощи административный ответчик исходит из представленных на рассмотрение документов, данных и сведений, указанных в них.
Доводы административного иска о ненаправлении в адрес ФИО2 копии принятого в отношении него решения несостоятельны, поскольку в силу требований ст.8.1 Закона Самарской области от 06.05.2000 N 16-ГД "О социальной помощи в Самарской области" в адрес заявителя предусмотрено направление только уведомление о назначении уполномоченным органом социальной помощи в виде денежных выплат и социальных услуг по социальному контракту или об отказе уполномоченного органа в ее назначении направляется заявителю органом социальной защиты населения в письменной форме или в форме электронного документа (при поступлении заявления в форме электронного документа) не позднее чем через 30 дней после обращения заявителя и представления им необходимых документов.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение об удовлетворении требования о признании оспариваемого решения, действия (бездействия) незаконным принимается при установлении двух условий одновременно: решение, действие (бездействие) не соответствует нормативным правовым актам и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.
В рассматриваемом случае такой совокупности судом установлено не было, поскольку распоряжение принято в соответствии с требованиями закона, порядок принятия распоряжения соблюден.
Вместе с тем, административный истец не лишен права на повторное обращение с заявлением о предоставлении социальной помощи, устранив допущенные при первоначальном обращении нарушения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ
Административный иск ФИО1 ФИО8 – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Промышленный районный суд г. Самары в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме составлено 14 февраля 2024 г.
Председательствующий (подпись) В.С.Мамакина