Дело № 2-3846/2022
УИД № 26RS0029-01-2022-006423-79
Решение
Именем Российской Федерации
13 октября 2022 года г. Пятигорск
Пятигорский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Пушкарной Н.Г.,
при секретаре судебного заседания Шетовой А.М.,
с участием:
представителя истца ФИО1,
представителя ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Пятигорского городского суда гражданское дело по исковому заявлению ФИО3 к ПАО «Россетти Северный Кавказ» о взыскании неосновательного обогащения, расходов по рекультивации земельного участка, процентов за пользование чужими денежными средствами, компенсации морального вреда, судебных расходов,
установил:
ФИО3, обратившись в суд с вышеуказанным иском и, уточнив впоследствии свои требования просит взыскать с ПАО «Россети Северный Кавказ» в его пользу сумму неосновательного обогащения в размере 779 370 рублей 00 копеек, сумму понесенных расходов по рекультивации земельного участка в размере 550 000 рублей 00 копеек, проценты за пользование чужими средствами в период с 24 марта 2021 года по 6 сентября 2022 года в размере 118 606 рублей 85 копеек, проценты за пользование чужими средствами в период с 31 декабря 2021 года по 13 октября 2022 года в размере 49 597 рублей 93 копеек, компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей, расходы по уплате государственной пошлины в размере 16 595 рублей 00 копеек.
В обоснование заявленных требований истец сослался на то, что он является собственником земельного участка по адресу: <адрес>, кадастровый №, общей площадью 544 256 +/- 6 455 кв.м.
23 июля 2020 года постановлением администрации г. Михайловска № в отношении принадлежащего истцу земельного участка установлен публичный сервитут для размещения линейного объекта электросетевого хозяйства, сроком на 10 лет по ходатайству ПАО «Россети Северный Кавказ».
В соответствии с п. 7.1 вышеуказанного постановления ответчик обязан обеспечить подключение с правообладателями земельных участков соглашение об осуществлении публичного сервитута.
Согласно доводам истца, в нарушение данного пункта постановления ответчик не заключил с истцом, как с правообладателем земельного участка данного соглашения.
В ходе судебного процесса по отмене постановления администрации г. Михайловска № от ДД.ММ.ГГГГ, инициированного истцом, от ответчика как от участника судебного процесса («заинтересованного лица») было предъявлено соглашение № об осуществлении сервитута в отношении земельного участка истца от ДД.ММ.ГГГГ, однако данное соглашение не имеет подписи истца.
По данному соглашению (п. 1.1) площадь права ограниченного пользования (сервитут) установлена в размере 4 960 кв.м.
В соответствии с п. 5.1 соглашения, сумма платы за сервитут, предлагаемая ответчиком, составляет 66 215 рублей 00 копеек за год, на основании отчета № от ДД.ММ.ГГГГ об установлении величины годовой соразмерной платы за публичный сервитут.
С данной суммой истец не согласился, в связи с чем обратился к независимому оценщику об определении рыночной стоимости права ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут). По результатам оценки составлен отчет № от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым рыночная стоимость права ограниченного пользования чужим дельным участком (сервитут) за период 1 год, составляет 141 360 рублей 00 копеек.
Таким образом, считает, что сумма платы за сервитут составляет 141 360 рублей 00 копеек в год.
Также истец не согласен с площадью обременения земельного участка, в связи с чем обратился к кадастровому инженеру об установлении охранной зоны под электрическими опорами. По результатам обследования земельного участка, кадастровым инженером изготовлены: схема расположения столбов на земельном участке; схема расположения охранных зон земельного участка.
В соответствии с данными схемами площадь охранной зоны составляет 1,60 га. Таким образом, истец считает, что в связи с увеличением охранной зоны и увеличивается стоимость платы за сервитут, а именно: 141 360,00 х 3,22 = 455 900,00, где: 141 360,00 - сумма платы за сервитут, в год, в соответствии с отчетом об оценке № от ДД.ММ.ГГГГ; 3,22 - коэффициент в связи с увеличением площади охранной зоны с 4 960 кв.м на 1,60 га; 455 900,00 - сумма платы за сервитут в год.
Поскольку право сервитута установлено 23 июля 2020 года, то, как считает истец, период неосновательно полученного или сбереженного имущества у ответчика составляет 2 (два) года, в размере 911 800 рублей.
Ответчиком 6 сентября 2022 года осуществлена выплата в счет оплаты публичного сервитута за два года в размере 132 430 рублей.
Таким образом, требуемая истцом сумма неосновательного обогащения в размере 911 800 рублей уменьшается на 132 430 рублей и составляет 779 370 рублей.
Поскольку право сервитута установлено зарегистрировано 24 марта 2021 года, то, как считает истец, период неосновательно полученного или сбереженного имущества у ответчика составляет 2 (два) года, в размере 911 800 рублей.
Также считает, что с 24 марта 2021 года на сумму неосновательного денежного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими денежными средствами, размер которых за период с 24 марта 2021 года по 6 сентября 2022 года составил 118 606 рублей 85 копеек.
В соответствии с п. 8 постановления администрации г. Михайловска № от ДД.ММ.ГГГГ, обладатель публичного сервитута обязан привести земли и земельные участки, указанные в п. 1 постановления, в состояние, пригодное для их использования в соответствии с разрешенным использованием, в срок не позднее чем 3 (три) месяца после завершения на землях и (или) земельных участках деятельности, для обеспечения которой установлен публичный сервитут».
В нарушении данного пункта ответчиком земельный участок истца не был приведен в пригодное состояние. В свою очередь, истец самостоятельно произвел рекультивацию принадлежащего земельного участка, в результате чего понес расходы на рекультивацию в размере 550 000 рублей 00 копеек. Оплату за рекультивацию земельного участка истец осуществил 31 декабря 2021 года.
Также считает, что с 31 декабря 2021 года на сумму расходов на рекультивацию подлежат начислению проценты за пользование чужими денежными средствами, размер которых за период с 31 декабря 2021 года по 13 октября 2022 года составил 49 597 рублей 93 копейки.
Соблюдая досудебный порядок урегулирования спора, истец вручил ответчику претензию № от ДД.ММ.ГГГГ с требованием о возмещении стоимости неосновательного обогащения. На данную претензию ответа не последовало, также требования, указанные в претензии о возмещении суммы неосновательного обогащения, выполнены не были.
Истец ФИО3, извещенный в соответствии с требованиями ст. 113 ГПК РФ, в судебное заседание не явился, об уважительных причинах неявки не сообщил и не просил об отложении судебного заседания, воспользовался правом на представление интересов через представителя ФИО1, который в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика ПАО «Россети Северный Кавказ» ФИО2 заявленные исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении в полном объеме, пояснив, что ПАО «Россети Северный Кавказ» является электросетевой компанией, осуществляющей деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии на территории Ставропольского края, Кабардино-Балкарской Республики, Карачаево-Черкесской Республики, а также на территории Республики Дагестан Чеченской Республики в лице филиалов и управляемых обществ и включено в реестр естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль, в том числе, в части установления тарифов за услуги по передаче электрической энергии.
Основными видами деятельности ответчика являются оказание услуг по передаче электрической энергии и услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.
В целях осуществления мероприятий по технологическому присоединению объектов электросетевого хозяйства ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» в <адрес>, Министерством строительства и архитектуры Ставропольского края ДД.ММ.ГГГГ выдано ответчику разрешение на строительство № на объект: (Расширение ПС 35/10 кВ «Аэропорт» с переводом ПС на напряжение 110 кВ с установкой 2-х трансформаторов по 25 MBA и устройством заходов ВЛ 110 кВ протяженностью 8 км в <адрес>» (далее также - Разрешение).
Согласно п. 3 Разрешения объект запланирован размещаться, в том числе в границах территории земельного участка с кадастровым №, принадлежащего на праве собственности истцу.
Приказом Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ№ в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГрК РФ) утверждена документация по планировке территории для размещения объекта «Расширение ПС 35/10кВ «Аэропорт» с переводом ПС на напряжение ПО кВ с установкой 2-х трансформаторов по 25 MBA и устройством заходов ВЛ 110 кВ протяженностью 8 км в <адрес>, согласно которой площадь образуемого участка для размещения объекта в границах земельного участка с кадастровым № составляет 4 960 кв.м.
Постановлением администрации г. Михайловска от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об установлении публичного сервитута» установлен публичный сервитут для размещения линейного объекта электросетевого хозяйства - «Расширение ПС 35/10 кВ «Аэропорт» с переводом ПС на напряжение 110 кВ с установкой 2-х трансформаторов по 25 MBA и устройством заходов ВЛ 110 кВ протяженностью 8 км в <адрес>» (далее также - Постановление).
Решением Шпаковского районного суда Ставропольского края от 9 декабря 2021 года по делу № 2-2884/2021 постановление администрации г. Михайловска от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об установлении публичного сервитута», которым установлен публичный сервитут для размещения линейного объекта электросетевого хозяйства - «Расширение ПС 35/10 кВ «Аэропорт» с переводом ПС на напряжение 110 кВ с установкой 2-х трансформаторов по 25 MBA и устройством заходов ВЛ 110 кВ протяженностью 8 км в <адрес>» признано соответствующим требованиям действующего законодательства РФ.
В соответствии с п. 7 постановления ответчику необходимо обеспечить заключение с правообладателями земельных участков соглашений об осуществлении публичного сервитута.
Подпунктом 2 п. 9.1 постановления установлено, что обладатель публичного сервитута праве приступить к осуществлению публичного сервитута со дня заключения соглашения об осуществлении публичного сервитута, но не ранее дня внесения сведений о публичном сервитуте в Единый государственный реестр недвижимости.
Согласно выписке из ЕГРН, датой государственной регистрации публичного сервитута является 24 марта 2021 года, номер регистрации №
Ответчик в силу положений ст. 39.47 ЗК РФ, проведя оценку платы за публичный сервитут для размещения объекта «Расширение ПС 35/10 кВ «Аэропорт» с переводом ПС на напряжение 110 кВ с установкой 2-х трансформаторов по 25 MBA и устройством заходов ВЛ 110 кВ протяженностью 8 км в <адрес>» на земельном участке № подготовлен и ДД.ММ.ГГГГ направлен в адрес истца проект соглашения об осуществлении сервитута сроком на 10 лет в отношении земельного участка с кадастровым №, площадью 4 960 кв.м, а также отчет экспертного учреждения об оценке стоимости платы за публичный сервитут №.
Однако, конверт с вложенными документами возвращен в адрес ответчика ввиду истечения срока хранения, что подтверждается отчетом об отслеживании почтового отправления с официального сайта Почты России, а, следовательно, проект соглашения об осуществлении публичного сервитута считается полученным правообладателем земельного участка со дня возврата отправителю заказного письма.
Таким образом, считает, что на момент подачи истцом настоящего искового заявления соглашение об осуществлении публичного сервитута между сторонами не заключено, проект соглашения на иных условиях истцом в адрес ответчика не направлялся, вступившее в законную силу решение суда о заключении между сторонами соглашения об осуществлении публичного сервитута в отношении земельного участка с кадастровым №, в том числе установления размера платы за публичный сервитут, отсутствует, в связи с чем считает, что основания для взыскания с ответчика, как неосновательного обогащения, так и процентов за пользование чужими денежными средствами в размере, установленном истцом, отсутствуют.
Согласно п. 8 постановления обладатель публичного сервитута обязан привести земли и земельные участки, указанные в п. 1 настоящего постановления, в состояние, пригодное для их использования в соответствии с разрешенным использованием в срок не позднее чем 3 (три) месяца после завершения на землях и (или) земельных участках деятельности, для обеспечения которой установлен публичный сервитут.
Согласно выписке из ЕГРН, вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым № из категории земель населенных пунктов, принадлежащего на праве собственности истцу, «для сельскохозяйственного производства и пчеловодства».
Под рекультивацией земель в соответствии с Правилами проведения рекультивации и консервации земель, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2018 года № 800 (далее также - Правила), понимаются мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием.
В соответствии с проектной документацией в границах земельного участка с кадастровым № предусматривалось строительство ВЛ 110 кВ (линейного объекта) с размещение опор линий электропередач.
Площадь образуемого участка для размещения объекта в границах земельного участка с кадастровым № составляет 4 960 кв.м, утвержденная приказом Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ№.
Общая площадь земельного участка с кадастровым № составляет 544 256 кв.м +/- 6 455 кв.м.
Ссылаясь на положения п. 5, 10 и 36 названных Правил считает, что проведение работ по строительству линейного объекта не предполагает проведение мероприятий, которые могли бы привести к деградации земель и (или) снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения, и постановлением на обладателя публичного сервитута не возлагалась обязанность по рекультивации земельного участка с кадастровым №
Также считает, что истцом в обоснование требований о возмещении расходов на рекультивацию земельного участка с кадастровым №, в нарушение ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, не представлены относимые и допустимые доказательства, а именно: документы, подтверждающие ухудшение плодородного слоя почвы на земельном участке с кадастровым № вследствие действий ответчика; доказательства обращения истца в адрес ответчика о необходимости проведения мероприятий по рекультивации земельного участка и уклонения ответчика от них; доказательства невозможности использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием в связи с проведенными ответчиком работами по строительству ВЛ 110 кВ; доказательства проведения истцом мероприятий по рекультивации земельного участка с кадастровым №, в том числе размера понесенных затрат.
3 декабря 2021 года завершено строительство линейного объекта электросетевого хозяйства, для размещения которого был установлен публичный сервитут. При этом мероприятия по рекультивации земельного участка производились истцом во время строительства линейного объекта электросетевого хозяйства.
Третье лицо – ПАО «Россети Северный Кавказ» в лице филиала ПАО «Россети Севеный Кавказ» - «Ставропольэнерго» Западные электрические сети, извещенное в соответствии с требованиями ст. 113 ГПК РФ, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, об уважительных причинах неявки не сообщило и не просило об отложении судебного заседания.
Принимая во внимание положения ст. 167 ГПК РФ, учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте предварительного судебного заседания, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав объяснения представителей истца и ответчика, исследовав материалы дела, оценив доказательства с учетом требований закона об их допустимости, относимости и достоверности, как в отдельности, так и в совокупности, а установленные судом обстоятельства - с учетом характера правоотношений сторон и их значимости для правильного разрешения спора, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласуя с закрепленными в ст. ст. 6 и 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод праве каждого на справедливое судебное разбирательство и праве на эффективное средство правовой защиты, предусмотренном в п. 1 ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, ч. 1 ст. 19, ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ принципе состязательности и равноправия сторон, установленном в ст. 9 ГПК РФ принципе диспозитивности, приведенные выше положения ГПК РФ предполагают, что свобода определения объема своих прав и обязанностей в гражданском процессе и распоряжения процессуальными средствами защиты предусматривает усмотрение сторон в определении объема предоставляемых ими доказательств в подтверждение своих требований и возражений.
При этом стороны сами должны нести ответственность за невыполнение обязанности по доказыванию, которая может выражаться в неблагоприятном для них результате разрешения дела, поскольку эффективность правосудия по гражданским делам обусловливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности.
Согласно ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, в том числе и вследствие неосновательного обогащения.
В силу п. 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 ГК РФ.
Исходя из положений ст. 1102 ГК РФ обязательства из неосновательного обогащения возникают при наличии трех условий:
имело место приобретение или сбережение имущества, то есть увеличение стоимости собственного имущества приобретателя, присоединение к нему новых ценностей или сохранение того имущества, которое по всем законным основаниям неминуемо должно было выйти из состава его имущества.
приобретение или сбережение произведено за счет другого лица - имущество потерпевшего уменьшается вследствие выбытия из его состава некоторой части или неполучения доходов, на которые это лицо правомерно могло рассчитывать.
отсутствие правовых оснований - приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого не основано ни на законе (иных правовых актах), ни на сделке, прежде всего договоре, т.е. происходит неосновательно.
Недоказанность одного из этих обстоятельств является достаточным основанием для отказа в удовлетворении иска.
Таким образом, предмет доказывания по данному делу складывается из установления указанных выше обстоятельств, а также размера неосновательного обогащения.
Для удовлетворения требований о взыскании неосновательного обогащения необходимо установить факт неосновательного обогащения в виде приобретения или сбережения ответчиком чужого имущества, отсутствие оснований, дающих приобретателю право на получение имущества потерпевшего.
При этом, потерпевший не обязан доказывать отсутствие оснований для обогащения приобретателя. На потерпевшем лежит бремя доказывания факта обогащения приобретателя, включая количественную характеристику размера обогащения, и факта наступления такого обогащения за счет потерпевшего. Бремя доказывания наличия основания для обогащения за счет потерпевшего лежит на приобретателе.
Следовательно, для опровержения презумпции добросовестности лица, обратившегося в суд, другая сторона по требованию о взыскании неосновательного обогащения должна в соответствии с нормой ч. 1 ст. 56 ГПК РФ представить суду соответствующие доказательства.
Материалами дела установлено и подтверждается выписками из ЕГРН, что истцу с ДД.ММ.ГГГГ на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым №, площадью 544 256 +/- 6 455 кв.м, по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного за переделами участка. Ориентир здание администрации. Участок находится примерно в 6 300 м от ориентира по направлению на юго-восток. Почтовый адрес ориентира: <адрес>; категория земель: земли населённых пунктов, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства и пчеловодства.
В целях осуществления мероприятий по технологическому присоединению объектов электросетевого хозяйства ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» в <адрес>, Министерством строительства и архитектуры Ставропольского края ДД.ММ.ГГГГ ПАО «Россети Северный Кавказ» выдано разрешение на строительство № на объект: «Расширение ПС 35/10 кВ «Аэропорт» с переводом ПС на напряжение 110 кВ с установкой 2-х трансформаторов по 25 MBA и устройством заходов ВЛ 110 кВ протяженностью 8 км в <адрес>».
Согласно п. 3 данного разрешения, объект запланирован размещаться, в том числе в границах территории земельного участка с кадастровым № принадлежащего на праве собственности истцу.
Приказом Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ№ в соответствии с требованиями ГрК РФ утвержден проект планировки и проект межевания территории, предназначенной для реконструкции линейного объекта энергетики «Расширение ПС 35/10 кВ «Аэропорт» с переводом ПС на напряжение 110 кВ с установкой 2-х трансформаторов по 25 MBA и устройством заходов ВЛ 110 кВ протяженностью 8 км в <адрес>, согласно которым площадь образуемого участка для размещения объекта в границах земельного участка с кадастровым № составляет 4 960 кв.м.
Администрация г. Михайловска на основании ходатайства ПАО «Россети Северный Кавказ» приняла решение установить публичный сервитут на срок 10 лет, в том числе в отношении земельного участка с кадастровым №, в пользу ПАО «Россети Северный Кавказ» для размещения линейного объекта электросетевого хозяйства – «Расширение ПС 35/10 кВ «Аэропорт» с переводом ПС на напряжение 110 кВ с установкой 2-х трансформаторов по 25 MBA и устройством заходов ВЛ 110 кВ протяженностью 8 км в <адрес>».
Согласно п. 6 постановления администрация г. Михайловска от ДД.ММ.ГГГГ№, плата за публичный сервитут рассчитывается пропорционально площади земельного участка и (или) земель в установленных границах сервитута.
В соответствии с подп. 7.1 п. 7 постановления, на ПАО «Россети Северный Кавказ» возложена обязанность в установленном законом порядке обеспечить заключение с правообладателями земельных участков соглашений об осуществлении публичного сервитута.
В силу п. 8, подп. 2 п. 9.1 постановления, обладатель публичного сервитута обязан привести земли и земельные участки, указанные в п. 1 настоящего постановления, в состояние, пригодное для их использования в соответствии с разрешенным использованием, в срок не позднее чем 3 (три) месяца после завершения на землях и (или) земельных участках деятельности, для обеспечения которой установлен публичный сервитут. Обладатель публичного сервитута вправе приступить к его осуществлению в отношении земельных участков, указанных в подп. 3 п. 1 настоящего постановления, - со дня заключения соглашения об осуществлении публичного сервитута, но не ранее дня внесения сведений о публичном сервитуте в Единый государственный реестр недвижимости.
При этом п. 11 постановления предусмотрено, что публичный сервитут считается установленным со дня внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости.
Вступившим 1 марта 2022 года в законную силу решением Шпаковского районного суда Ставропольского края от 9 декабря 2021 года в удовлетворении административного искового заявления ФИО3 к администрации Шпаковского муниципального округа Ставропольского края о признании недействующим постановления администрация г. Михайловска № от ДД.ММ.ГГГГ в части установления публичного сервитута для размещения линейного объекта электросетевого хозяйства в отношении принадлежащего ФИО3 земельного участка с кадастровым №, расположенного по адресу: <адрес>, - отказано.
Принимая решение, суд установил, что осуществление деятельности, для обеспечения которой испрашивался публичный сервитут, а также вызванные указанной деятельностью ограничения прав на землю, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 года № 160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон», не несут существенного затруднения в использовании земельного участка с кадастровым № в соответствии с его разрешенным использованием «для сельскохозяйственного производства и пчеловодства».
Таким образом, суд пришел к выводу, что сервитут на земельный участок с кадастровым № установлен в соответствии с главой V.7 ЗК РФ.
Кроме того, суд установил, что на дату рассмотрения административного дела соглашение об осуществлении публичного сервитута между ФИО3 и обладателем публичного сервитута ПАО «Россети Северный Кавказ» не заключено. Каких-либо оснований для признания оспариваемого постановления администрация г. Михайловска недействующим у суда не имелось.
Данное решение суда имеет преюдициальное значение для настоящего гражданского дела в силу ч. 2 ст. 61 ГПК РФ, установленные им обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию в рамках настоящего дела.
Обращаясь в суд с настоящим иском, ФИО3 указывает, что в нарушение подп. 7.1 п. 7 постановления администрация г. Михайловска ПАО «Россети Северный Кавказ» не заключило с ним, как с правообладателем земельного участка, соглашения об осуществлении публичного сервитута; в ходе судебного разбирательства по административному делу ПАО «Россети Северный Кавказ» представило соглашение № от ДД.ММ.ГГГГ об осуществлении сервитута в отношении земельного участка истца, неподписанное им, согласно которому площадь права ограниченного пользования (сервитут) установлена в размере 4 960 кв.м, а плата за сервитут составляет 66 215 рублей 00 копеек за год, с чем он категорически не согласен.
Оценив вышеизложенные доводы истца, суд находит, что таковые не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства и опровергаются исследованными судом материалами.
Так, согласно ст. 216 ГК РФ сервитут, наряду с правом собственности, является вещным правом.
Статья 23 ЗК РФ устанавливает следующее.
Сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, а в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с учетом особенностей, предусмотренных главой V.3 настоящего Кодекса (п. 1).
Сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут) (п. 2).
Публичный сервитут устанавливается в соответствии с настоящим Кодексом. К правоотношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением действия публичного сервитута, положения Гражданского кодекса Российской Федерации о сервитуте и положения главы V.3 настоящего Кодекса не применяются (п. 3).
Публичный сервитут может устанавливаться для использования земельного участка в целях, предусмотренных ст. 39.37 настоящего Кодекса (пп. 8 п. 4).
Правила и порядок предоставления и установления сервитута содержатся в ст. ст. 274 - 276 ГК РФ.
Пунктом 1 ст. 274 ГК РФ определено, что собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях - и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).
Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута (п. 3 ст. 274 ГК РФ).
Подпунктом 1 ст. 39.37 ЗК РФ установлено, что в порядке, предусмотренном настоящей главой, публичный сервитут устанавливается для использования земельных участков и (или) земель в целях размещения объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд (далее также - инженерные сооружения).
Плата за публичный сервитут согласно ст. 39.46 ЗК РФ рассчитывается пропорционально площади земельного участка и (или) земель в установленных границах публичного сервитута. Плата за публичный сервитут в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и не обремененного правами третьих лиц, устанавливается в размере 0,01 процента кадастровой стоимости такого земельного участка за каждый год использования этого земельного участка. При этом плата за публичный сервитут, установленный на три года и более, не может быть менее чем 0,1 процента кадастровой стоимости земельного участка, обремененного сервитутом, за весь срок сервитута.
В соответствии с положениями ст. 39.47 ЗК РФ соглашение об осуществлении публичного сервитута содержит: 1) сведения о сторонах соглашения; 2) реквизиты решения об установлении публичного сервитута; 3) цель установления публичного сервитута; 4) сведения о собственнике инженерного сооружения, которое переносится в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд, в случае, если публичный сервитут установлен в целях реконструкции указанного сооружения и обладатель публичного сервитута не является его правообладателем; 5) кадастровый номер земельного участка, в отношении которого заключается соглашение об осуществлении публичного сервитута; 6) срок сервитута; 7) срок, в течение которого использование земельного участка (его части) и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества в соответствии с их разрешенным использованием будет невозможно или существенно затруднено в связи с осуществлением публичного сервитута (включая срок строительства, реконструкции, ремонта инженерного сооружения); 8) размер платы за публичный сервитут, порядок и срок ее внесения; 9) права и обязанности обладателя публичного сервитута при осуществлении публичного сервитута; 10) график и сроки выполнения работ при осуществлении публичного сервитута; 11) указание на обязанность обладателя публичного сервитута в сроки, предусмотренные п. 8 ст. 39.50 настоящего Кодекса, привести земельный участок в состояние, пригодное для его использования в соответствии с разрешенным использованием, и снести сооружение, размещенное на основании публичного сервитута; 12) реквизиты нормативных актов, определяющих порядок установления зон с особыми условиями использования территории и содержание ограничений прав на земельные участки в границах таких зон, в случае, если публичный сервитут устанавливается в целях размещения инженерного сооружения, требующего установления зон с особыми условиями использования территории; 13) порядок возмещения правообладателю земельного участка убытков, причиненных осуществлением сервитута (п. 1).
Соглашение об осуществлении публичного сервитута заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами, между обладателем публичного сервитута и собственником земельного участка, находящегося в частной собственности, или арендатором, землепользователем, землевладельцем земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в отношении которых установлен публичный сервитут (п. 2).
Срок соглашения об осуществлении публичного сервитута соответствует сроку публичного сервитута, предусмотренному решением об установлении публичного сервитута (п. 4).
Подписанный обладателем публичного сервитута проект соглашения об осуществлении публичного сервитута в двух экземплярах направляется им правообладателю земельного участка, указанному в п. 2 настоящей статьи, заказным письмом с уведомлением о вручении по почтовому адресу, который: 1) указан таким правообладателем в качестве почтового адреса для связи с ним в соответствии с п. 8 ст. 39.42 настоящего Кодекса; 2) указан в выписке из Единого государственного реестра недвижимости (при отсутствии сведений о почтовых адресах, указанных в подп. 1 настоящего пункта); 3) присвоен земельному участку и (или) расположенному на нем объекту недвижимого имущества (при отсутствии сведений о почтовых адресах, указанных в подп. 1 и 2 настоящего пункта) (п. 5).
Одновременно с проектом соглашения об осуществлении публичного сервитута правообладателю земельного участка направляются: 1) сведения об утвержденных границах публичного сервитута или выписка из сведений об утвержденных границах публичного сервитута применительно к земельному участку правообладателя, с которым заключается соглашение; 2) отчет об оценке, проведенной в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности в целях определения размера платы за публичный сервитут (п. 7).
Проект соглашения об осуществлении публичного сервитута считается полученным правообладателем земельного участка со дня: 1) вручения ему предусмотренного п. 5 настоящей статьи заказного письма; 2) возврата отправителю в соответствии с Федеральным законом «О почтовой связи» предусмотренного п. 5 настоящей статьи заказного письма; 3) вручения проекта соглашения об осуществлении публичного сервитута и документов, предусмотренных п. 7 настоящей статьи, правообладателю земельного участка лично под расписку (п. 8).
Правообладатель земельного участка вправе подписать соглашение об осуществлении публичного сервитута и направить его обладателю публичного сервитута или направить обладателю публичного сервитута уведомление об отказе в подписании соглашения об осуществлении публичного сервитута либо в течение четырнадцати дней со дня получения проекта соглашения об осуществлении публичного сервитута направить обладателю публичного сервитута предложение о заключении такого соглашения на иных условиях (п. 9).
Обладатель публичного сервитута, получивший предложение о заключении соглашения об осуществлении публичного сервитута на иных условиях, обязан в течение десяти дней направить правообладателю земельного участка проект соглашения об осуществлении публичного сервитута, подписанный на предложенных условиях, или уведомление об отклонении такого предложения (п. 10).
Если в течение тридцати дней со дня получения правообладателем земельного участка проекта соглашения об осуществлении публичного сервитута, указанного в п. 5 настоящей статьи, такое соглашение не заключено, за исключением случая оспаривания правообладателем земельного участка решения об установлении публичного сервитута в суде, плата за публичный сервитут, предусмотренная проектом указанного соглашения, вносится обладателем публичного сервитута в депозит нотариуса по месту нахождения земельного участка. В указанном случае обладатель публичного сервитута, внесший плату за публичный сервитут в депозит нотариуса, вправе осуществлять публичный сервитут до заключения соглашения об осуществлении публичного сервитута, в том числе выполнять необходимые работы в соответствии с графиком и сроками, которые предусмотрены проектом указанного соглашения (п. 11).
Правообладатель земельного участка вправе обратиться в суд с требованием о понуждении обладателя публичного сервитута заключить соглашение об осуществлении публичного сервитута. В этом случае соглашение об осуществлении публичного сервитута считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда. Размер платы за публичный сервитут может быть установлен судом независимо от суммы, внесенной в депозит нотариуса в соответствии с п. 9 ст. 39.46 или п. 11 и 13 настоящей статьи, и такая сумма засчитывается в счет платы за публичный сервитут. Рассмотрение судом указанного требования не препятствует осуществлению публичного сервитута в соответствии с п. 11 настоящей статьи (п. 12).
Как установлено судом и следует из материалов дела, ПАО «Россети Северный Кавказ» ДД.ММ.ГГГГ направило заказным письмом с уведомлением о вручении по почтовому адресу ФИО3, который указан в выписке из Единого государственного реестра недвижимости: <адрес>, и совпадает с адресом, указанным в настоящем иске, проект соглашения № об осуществлении сервитута в отношении земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ с приложениями к нему (п. 7 ст. 39.47 ЗК РФ) в двух экземплярах для согласования и подписания.
Указанная документация возвращена за истечением срока хранения (заказное письмо, ШПИ №).
В соответствии со ст. 165.1 ГК РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
В силу разъяснений, приведенных в п. п. 67, 68 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (п. 1 ст. 165.1 ГК РФ). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем, она была возвращена по истечении срока хранения. Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат.
Доказательств, свидетельствующих о наличии уважительных причин, лишивших ФИО3 возможности явиться за получением почтового отправления в отделение связи, не представлено. При таких обстоятельствах уклонение истца от вручения ему корреспонденции следует считать отказом от получения почтового отправления.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о надлежащем исполнении ответчиком обязанности по направлению проекта соглашения об осуществлении публичного сервитута с приложениями к нему, предусмотренной п. 5, 7 ст. 39.47 ЗК РФ.
Какие-либо относимые и допустимые доказательства, с достоверностью подтверждающие направление ПАО «Россети Северный Кавказ» уведомления об отказе в подписании соглашения об осуществлении публичного сервитута либо предложение о заключении такого соглашения на иных условиях, вопреки положениям ст. 56 ГПК РФ истцом в материалы дела не представлены.
В соответствии с п. 5 и 11 ст. 39.47 ЗК РФ в связи с возвращением заказного письма ПАО «Россети Северный Кавказ» внесло плату за публичный сервитут в депозит нотариуса, что подтверждается справкой, выданной нотариусом от ДД.ММ.ГГГГ№.
Согласно подп. 2 п. 9.1 постановления администрация г. Михайловска от ДД.ММ.ГГГГ№, ст. 39.50 ЗК РФ обладатель публичного сервитута вправе приступить к осуществлению публичного сервитута со дня заключения соглашения о его осуществлении, если иное не предусмотрено ст. 39.47 настоящего Кодекса и п. 2 настоящей статьи, но не ранее дня внесения сведений о публичном сервитуте в Единый государственный реестр недвижимости.
Право публичного сервитута для расширения ПС 35/10 кВ «Аэропорт» с переводом ПС на напряжение 110 кВ с установкой 2-х трансформаторов по 25 MBA и устройством заходов ВЛ 110 кВ протяженностью 8 км в <адрес>, зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости ДД.ММ.ГГГГ.
В силу п. 3, 5 ст. 39.50 ЗК РФ обладатель публичного сервитута вправе в установленных границах публичного сервитута осуществлять в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации деятельность, для обеспечения которой установлен публичный сервитут, в том числе: 1) осуществлять доступ на земельный участок по графику, установленному соглашением об осуществлении публичного сервитута, и при условии заблаговременного уведомления об этом правообладателя земельного участка, а в случаях необходимости предотвращения аварии или устранения ее последствий незамедлительно; 2) осуществлять строительство, реконструкцию, ремонт и эксплуатацию инженерных сооружений, реконструкцию, ремонт и эксплуатацию их участков (частей) а также создание временных или вспомогательных сооружений, необходимых для таких строительства, реконструкции, ремонта; 3) осуществлять доставку, складирование и вывоз строительных материалов, размещение временных или вспомогательных сооружений, провоз и размещение строительной техники, которые необходимы для строительства, реконструкции, ремонта объектов в случае установления публичного сервитута, в целях, предусмотренных подп. 1 - 4 и 6 ст. 39.37 настоящего Кодекса; 4) осуществлять консервацию и снос сооружений, принадлежащих обладателю публичного сервитута; 5) выполнять иные работы, необходимые в целях установленного публичного сервитута. Обладатель публичного сервитута вправе требовать от правообладателя земельного участка или иных лиц соблюдения ограничений, установленных публичным сервитутом, и режима зоны с особыми условиями использования территории, устанавливаемой в связи с осуществлением деятельности, в целях обеспечения которой установлен публичный сервитут.
Принимая во внимание, что публичный сервитут установлен для расширения ПС 35/10 кВ «Аэропорт» с переводом ПС на напряжение 110 кВ с установкой 2-х трансформаторов по 25 MBA и устройством заходов ВЛ 110 кВ протяженностью 8 км в <адрес>, то условия, предусмотренные проектом соглашения об осуществлении публичного сервитута, подлежат исполнению ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ, а ПАО «Россети Северный Кавказ», в свою очередь, вправе с указанной даты выполнять необходимые работы в соответствии с графиком и сроками, которые предусмотрены проектом указанного соглашения, в установленных границах публичного сервитута осуществлять в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации деятельность, для обеспечения которой установлен публичный сервитут.
Предоставленная стороной истца копия отчета об оценке № от ДД.ММ.ГГГГ «Об определении рыночной стоимости права ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут) на часть земельного участка, площадью 4 960 кв.м, кадастровый №, площадью 544 256,0 кв.м, расположенного по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного за переделами участка. Ориентир здание администрации. Участок находится примерно в 6 300 м от ориентира по направлению на юго-восток. Почтовый адрес ориентира: <адрес>», составленного ООО «<данные изъяты>», согласно которому величина рыночной стоимости права ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут) на дату оценки 3 августа 2020 года составляет с учетом округления: за период 1 год – 141 360 рублей, за период 10 лет 1 413 600 рублей, судом в качестве обоснования позиции истца для удовлетворения иска не принимается. Указанный документ не предоставлялся ответчику и предметом исследования не был. При этом, как отмечено выше, п. 5 ст. 39.47 ЗК РФ предусмотрено направление подписанного обладателем публичного сервитута проекта соглашения об осуществлении публичного сервитута правообладателю земельного участка, а, следовательно, соответствующий расчет платы за публичный сервитут производится обладателем публичного сервитута.
Учитывая установленные обстоятельства, представленные доказательства, положения законодательства, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, суд приходит к выводу, что оснований для взыскания с ПАО «Россети Северный Кавказ» неосновательного обогащения в размере 779 370 рублей не имеется.
При отсутствии оснований для удовлетворения требований о взыскании неосновательного обогащения, также не подлежат удовлетворения требования о взыскании процентов за пользование денежными средствами на основании ст. ст. 395, 1107 ГК РФ.
Рассматривая требования истца об взыскании расходов по рекультивации земельного участка в размере 550 000 рублей 00 копеек, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 8 постановления администрация г. Михайловска от ДД.ММ.ГГГГ№, п. 8 ст. 39.50 ЗК РФ, обладатель публичного сервитута обязан привести земли и земельные участки, указанные в п. 1 настоящего постановления, в состояние, пригодное для их использования в соответствии с разрешенным использованием, в срок не позднее чем 3 (три) месяца после завершения на землях и (или) земельных участках деятельности, для обеспечения которой установлен публичный сервитут.
Обращаясь с указанными требованиями в суд, истец ссылается на то, что в нарушении данных пунктов ответчиком земельный участок с кадастровым № не был приведен в пригодное состояние, в связи с чем он самостоятельно произвел рекультивацию принадлежащего земельного участка, в результате чего понес расходы на рекультивацию в размере 550 000 рублей 00 копеек. Оплату за рекультивацию земельного участка истец осуществил 31 декабря 2021 года.
В обоснование заявленных требований истец представил договор о рекультивации земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный с ФИО6, акт выполненных работ и оказанных услуг (проведение планировочных работ, формирование откосов и террасирование, обеспечение стабильности грунтов, нанесение плодородного слоя почвы и потенциально плодородных пород) от ДД.ММ.ГГГГ, квитанции к приходным кассовым ордерам № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 550 000 рублей.
Ответчик, возражая против исковых требований, указывает, что в соответствии с проектной документацией в границах земельного участка с кадастровым № предусматривалось строительство ВЛ 110 кВ (линейного объекта) с размещение опор линий электропередач. Площадь образуемого участка для размещения объекта в границах земельного участка с кадастровым № составляет 4 960 кв.м. Общая площадь земельного участка с кадастровым № составляет 544 256 кв.м +/- 6 455 кв.м. Проведение работ по строительству линейного объекта не предполагало проведение мероприятий, которые могли бы привести к деградации земель и (или) снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения, постановлением от ДД.ММ.ГГГГ№ на обладателя публичного сервитута не возлагалась обязанность по рекультивации земельного участка с кадастровым №. 3 декабря 2021 года завершено строительство линейного объекта электросетевого хозяйства, для размещения которого был установлен публичный сервитут. При этом мероприятия по рекультивации земельного участка производились истцом во время строительства линейного объекта электросетевого хозяйства, в связи с чем исковые требования о взыскании расходов по рекультивации земельного участка являются необоснованными.
В подтверждение своих доводов ответчик представил в материалы дела заключение и распоряжение Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ№ о соответствии построенного объекта капитального строительства: «Расширение ПС 35/10 кВ «Аэропорт» с переводом ПС на напряжение 110 кВ с установкой 2-х трансформаторов по 25 MBA и устройством заходов ВЛ 110 кВ протяженностью 8 км в <адрес>», требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Оценивая представленные сторонами доказательства в обоснование своих требований и возражений, суд приходит к выводу, что истцом надлежащих доказательств с достаточной полнотой подтверждающих его доводы о необходимости несения расходов на рекультивацию земельного участка, не представлено.
Так, согласно ст. ст. 1, 7, 42 ЗК РФ деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель устанавливается исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства. Собственники и иные владельцы земельных участков обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием.
Сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, и о его разрешенном использовании в числе других сведений об объекте недвижимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости (кадастр недвижимости) в качестве дополнительных сведений (ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным Приказом Росреестра от 10 ноября 2020 года № П/0412.
В соответствии со ст. 43 ЗК РФ граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению, если иное не установлено настоящим Кодексом, федеральными законами.
Положениями пп. 6 п. 1 ст. 85 ЗК РФ установлено, что в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: сельскохозяйственного использования.
В соответствии с п. 11 той же статьи земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах - земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, сооружениями сельскохозяйственного назначения, - используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки.
Статьей 13 ЗК РФ предусмотрено, что охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
Лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.
Правила проведения рекультивации и консервации земель, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2018 года № 800 (далее - Правила) устанавливают порядок проведения рекультивации и консервации земель, а также особенное рекультивации земель, указанных в ч. 2 ст. 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации, и в равной мере распространяются на земли и земельные участки.
Под рекультивацией земель понимается мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевые назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почвы, восстановления плодородного слоя почвы и создания защитных лесных насаждений.
Согласно п. 3 Правил разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Пунктом 4 Правил предусмотрено, что в случае если лица, деятельность которых привела к деградации земель, не являются правообладателями земельных участков и у правообладателей земельных участков, исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, отсутствует информация о таких лицах, разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются: гражданами и юридическими лицами - собственниками земельных участков.
Рекультивация земель должна обеспечивать восстановление земель до состояния, пригодного для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, путем обеспечения соответствия качества земель нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в отношении земель сельскохозяйственного назначения также нормам и правилам в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, но не ниже показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения, порядок государственного учета которых устанавливается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации применительно к земельным участкам, однородным по типу почв и занятым однородной растительностью в разрезе сельскохозяйственных угодий, а в отношении земель, указанных в ч. 2 ст. 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации, также в соответствии с целевым назначением лесов и выполняемыми ими полезными функциями (п. 5 Правил).
Согласно п. 8 Правил рекультивация земель осуществляется в соответствии с утвержденным проектом рекультивации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий.
Технические мероприятия могут предусматривать планировку, формирование откосов, снятие поверхностного слоя почвы, нанесение плодородного слоя почвы, устройство гидротехнических и мелиоративных сооружений, захоронение токсичных вскрышных пород, возведение ограждений, а также проведение других работ, создающих необходимые условия для предотвращения деградации земель, негативного воздействия нарушенных земель на окружающую среду, дальнейшего использования земель по целевому назначению и разрешенному использованию и (или) проведения биологических мероприятий.
Биологические мероприятия включают комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий, направленных на улучшение агрофизических, агрохимических, биохимических и других свойств почвы.
Согласно п. 10 Правил проект рекультивации земель подготавливается в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, если такие строительство, реконструкция приведут к деградации земель и (или) снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения, или в виде отдельного документа в иных случаях.
В силу п. 36 Правил заинтересованные правообладатели земельных участков могут самостоятельно осуществить мероприятия по рекультивации или консервации земель с правом взыскания с лица, уклонившегося от выполнения рекультивации или консервации земель, стоимости понесенных расходов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно имеющейся выписке из Единого государственного реестра недвижимости видом разрешенного использования земельного участка с кадастровым № является «для сельскохозяйственного производства и пчеловодства».
При таких данных, суд соглашается с позицией ответчика в отношении вышеуказанных доводов истца, которая заключается в том, что проведение работ по строительству линейного объекта не предполагало проведение мероприятий, которые могли бы привести к деградации земель и (или) снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а на обладателя публичного сервитута не возлагалась обязанность по рекультивации земельного участка с кадастровым №
Кроме того, истец вопреки требованиям ст. ст. 12, 56 ГПК РФ не представил суду доказательств, из которых бы следовало, что ухудшение плодородного слоя почвы на земельном участке с кадастровым номером № произошло вследствие действий ответчика, в результате которых невозможно использовать земельный участок в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием в связи с проведенными ответчиком работами по строительству ВЛ 110 кВ, при этом ответчик уклонялся от выполнения рекультивации или консервации земель, возмещения стоимости понесенных расходов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Учитывая установленные обстоятельства, принимая во внимание, что доказательств, подтверждающих о необходимости вопреки п. 10 Правил изготовления ответчиком отдельного проекта рекультивации, стороной истца не представлено, а также учитывая, что работы по договору о рекультивации земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ производились в период с 2 ноября 2021 года по 31 декабря 2021 года, а строительство линейного объекта завершено 3 декабря 2021 года, оснований для взыскания с ПАО «Россети Северный Кавказ» суммы расходов по рекультивации земельного участка в размере 550 000 рублей 00 копеек не имеется.
При отсутствии оснований для удовлетворения требований о взыскании расходов по рекультивации земельного участка, также не подлежат удовлетворения требования о взыскании процентов за пользование денежными средствами на основании ст. 395 ГК РФ.
При этом, поскольку суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении основных требований о взыскании неосновательного обогащения и расходов по рекультивации земельного участка, то и оснований для удовлетворения производных требований о компенсации морального вреда у суда также не имеется.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ, поскольку истцу отказано в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме, понесенные истцом расходы по уплате государственной пошлины возмещению истцу не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
решил:
Исковые требования ФИО3 к ПАО «Россетти Северный Кавказ» о взыскании неосновательного обогащения в размере 779 370 руб., расходов по рекультивации земельного участка в размере 550 000 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 118 606,85 руб. и 49 597,93 руб., компенсации морального вреда в размере 10 000 руб., расходов по оплате государственной пошлины в размере 16 595 руб. – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Пятигорский городской суд Ставропольского края.
Судья Н.Г. Пушкарная