ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1081/2022 от 30.06.2022 Октябрьского районного суда г. Самары (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

30 июня 2022 года г. Самара

Октябрьский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Лазарева Р.Н.,

при секретаре судебного заседания Полынкиной П.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1081/2022 по административному исковому заявлению ООО «Агентство Финансового Контроля» к судебным приставам-исполнителям ОСП Октябрьского района г. Самары ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, врио начальника ОСП Октябрьского района г. Самара ФИО12, УФССП России по Самарской области о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя, возложении обязанности, с участием заинтересованного лица ФИО13,

УСТАНОВИЛ:

29.12.2021 г. (согласно штампу на почтовом конверте) ООО «Агентство финансового контроля» (далее по тексту – ООО «АФК») обратилось в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением. В обоснование заявления указано, что 02.12.2020 г. судебным приставом-исполнителем Октябрьского района г.Самара вынесено постановление об окончании исполнительного производства и возвращении исполнительного документа взыскателю по исполнительному производству №105057/19/63039-ИП от 14.06.2019 г. возбужденному на основании исполнительного документа № 2-544/2019 от 04.04.2019 г. выданного судебным участком № 4 Железнодорожного района г. Самара Самарской области о взыскании задолженности в размере 58805,10 руб. с должника ФИО13 в пользу взыскателя ООО «АФК». Информация была получена административным истцом 27.12.2021 г. из банка данных исполнительных производств, размещенной на официальном сайте ФССП России. Оригинал исполнительного документа в адрес взыскателя ООО «АФК» не возвращен. По мнению административного истца, указанные действия и постановление являются незаконными, поскольку постановление об окончании исполнительного производства вынесено преждевременно, без осуществления необходимых и достаточных мер по выявлению места нахождения должника, его имущества, источников дохода. Ссылаясь на указанные обстоятельства, ООО «АФК» просило суд:

- признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя ОСП Октябрьского района г. Самара ФИО4, выразившееся в непринятии достаточных мер принудительного исполнения по исполнительному производству № 105057/19/63039-ИП от 14.06.2019 г. предусмотренных ст. 68 ФЗ № 229 «Об исполнительном производстве»;

- в целях восстановления нарушенных прав административного истца обязать начальника ОСП Октябрьского района г. Самары отменить постановление об окончании исполнительного производства № 105057/19/63039-ИП от 14.06.2019 г. для осуществления полного комплекса мер, направленных на фактическое исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе № 2-544/19 от 04.04.2019 г.

- обязать судебного пристава-исполнителя, в целях восстановления нарушенных прав, совершить все необходимые исполнительные действия и применить все необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, а именно осуществить полный комплекс мер, направленных на фактическое исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе № 2-544/19 от 04.04.2019 г.;

- в случае его утраты обязать УФССП России по Самарской области организовать работу по его восстановлению в соответствии с Приказом ФССП РФ от 28.09.2015 № 455.

Протокольными определениями суда к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены судебные приставы-исполнители ОСП Октябрьского района г. Самары ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, врио начальника ОСП Октябрьского района г. Самара ФИО12

Информация о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на интернет-сайте суда.

В судебное заседание представитель ООО «АФК» не явился, о дате и месте заседания извещен надлежаще, в административном исковом заявлении просил о рассмотрении административного дела в его отсутствие.

Представитель административного ответчика УФССП России по Самарской области, административные ответчики судебные приставы-исполнители ОСП Октябрьского района г. Самары ФИО1, ФИО4, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, врио начальника ОСП Октябрьского района г. Самара ФИО12 в судебное заседание не явились, о дате и месте заседания извещены надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду не сообщили.

Заинтересованное лицо ФИО13 в судебное заседание не явилась, о дате и месте заседания извещена надлежащим образом, об уважительности причин неявки не сообщила.

Согласно положений части 8 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания (предварительного судебного заседания) лишь посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в указанный в части 7 настоящей статьи срок. Указанные лица, а также получившие первое судебное извещение по рассматриваемому административному делу иные лица, участвующие в деле, обладающие государственными или иными публичными полномочиями, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении административного дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.

Лица, указанные в части 8 настоящей статьи, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении административного дела, если суд располагает сведениями о том, что данные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе, за исключением случаев, когда меры по получению информации не могли быть приняты ими в силу чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств (часть 9).

При этом по смыслу вышеприведенных норм действия административных ответчиков при принятии мер по получению дальнейшей информации о движении дела не ограничены возможностью получения соответствующих сведений посредством обращения к информационным ресурсам суда (сайта, системы ГАС правосудие), так как предполагается получение соответствующей информации, в том числе, посредством телефонной, факсимильной связи, непосредственного обращения в суд.

Учитывая требования статей 96, 150 КАС РФ, пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Реализуя указанные конституционные предписания, статьи 218 и 360 КАС РФ, часть 1 статьи 121 Федерального закона от 02 октября 2007 г. N229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предоставляют гражданину, организации, иным лицам право оспорить в суде постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) нормативным правовым актам - на должностные лица службы судебных приставов, принявших оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

На основании статьи 46 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительный документ, по которому взыскание не производилось или произведено частично, возвращается взыскателю, если невозможно установить местонахождение должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях, за исключением случаев, когда настоящим Федеральным законом предусмотрен розыск должника или его имущества (п.3 ч.1).

В случаях, предусмотренных пунктами 2 - 7 части 1 настоящей статьи, судебный пристав-исполнитель также составляет акт о наличии обстоятельств, в соответствии с которыми взыскание по исполнительному документу невозможно. Акт судебного пристава-исполнителя утверждается старшим судебным приставом или его заместителем (ч.2).

Судебный пристав-исполнитель выносит постановление об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа (ч.3).

Судом установлено и подтверждено материалами дела следующее.

Согласно части 3 статьи 219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Учитывая, что сведений о направлении в адрес ООО «АФК» постановления об окончании исполнительного производства не представлено, суд приходит к выводу, что срок на обращение в суд с вышеуказанными требованиями административного иска не пропущен.

14.06.2019 г. судебным приставом-исполнителем ОСП Октябрьского района г. Самары ФИО10 на основании исполнительного документа – судебного приказа № 2-544/2019 от 30.04.2019 г., выданного мировым судьей судебного участка №4 Железнодорожного судебного района г. Самары возбуждено исполнительное производство № 105057/19 /63039-ИП о взыскании с ФИО13 в пользу ООО «АФК» задолженности в размере 58805, 10 руб.

16.02.2022 г., 16.03.2022 г., 14.06.2022 г. в адрес начальника ОСП Октябрьского района г. Самары направлялись запросы, в том числе о необходимости предоставить в суд отзыв на административный иск.

Административным истцом представлена копия заявления о направлении запросов в контролирующие и регистрирующие органы и копия ходатайства о вынесении ограничения на выезд от 22.05.2019 г., однако в суд доказательств кому и когда направлены заявление и ходатайство не представлено.

02.12.2020 г. судебным приставом-исполнителем ОСП Октябрьского района г. Самары ФИО4 вынесено постановление об окончании исполнительного производства и возвращении ИД взыскателю ООО «АФК» в связи с невозможностью установить местонахождение должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях.

Доказательств направления взыскателю ООО «АФК» постановления об окончании исполнительного производства административным ответчиком не представлено.

Доказательств направления взыскателю ООО «АФК» судебного приказа № 2-544/2019 от 30.04.2019 г. выданного мировым судьей судебного участка №4 Железнодорожного судебного района г. Самары административным ответчиком не представлено.

Акт о наличии обстоятельств, в соответствии с которыми исполнительный документ возвращается взыскателю административным ответчиком судебным приставом-исполнителем ОСП Октябрьского района г. Самары ФИО4 не представлен.

Судом установлено (согласно сводке по вышеуказанному исполнительному производству), что в период с 27.10.2020 г. по 02.12.2020 г. исполнительное производство № 105057/19/63039-ИП находилось в производстве судебного пристава-исполнителя ОСП Октябрьского района г. Самары ФИО4

Согласно сводке по вышеуказанному исполнительному производству от 29.04.2022 г. судебным приставом-исполнителем вынесены постановления: 10.08.2019 г., 17.04.2020 г., 15.07.2020 г., – об обращении взыскания на ДС должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации.

Согласно сводке по вышеуказанному исполнительному производству от 29.04.2022 г. судебным приставом-исполнителем направлялись запросы информации о должнике или его имуществе – 14.06.2019 г., 21.06.2019 г., 06.04.2020 г.

Согласно сводке по вышеуказанному исполнительному производству от 29.04.2022 г. судебным приставом-исполнителем направлялись запросы о счетах должника – 26.06.2019 г., 30.08.2019 г., 11.11.2019 г.

Согласно сводке по вышеуказанному исполнительному производству от 29.04.2022 г. судебным приставом-исполнителем направлялись запросы в ФНС – 14.06.2019 г., 02.08.2019 г., в ПФР о СНИЛС – 14.06.2019 г., 13.11.2020 г., в ПФР на получение сведений о заработной плате – 01.07.2019 г., 06.09.2019 г., 29.09.2019 г., 28.12.2019 г., 02.10.2020 г., запрос в банк – 16.04.2020 г., 13.11.2020 г., запрос в ЗАГС об актах гражданского состояния – 13.11.2020 г.

Согласно реестру запросов и ответов, административным ответчиком направлялись запросы: запрос в ПФР о СНИЛС – 14.06.2019 г., 13.11.2020 г., запрос в ФНС – 14.06.2019, запрос в ФНС России о заключение брака, судебным приставом-исполнителем получены сведения о государственной регистрации брака, дата регистрации - 20.10.1989 г.

Закон «Об исполнительном производстве» не содержит сведений о периодичности направления запросов в налоговые органы, органы, осуществляющие государственную регистрацию имущества, органы пенсионного фонда, и иные органы для установления имущественного положения должника, однако исходит из того, что исполнительное производство осуществляется на принципах в том числе своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения (п.2 ч.1 ст. 4 Закона «Об исполнительном производстве»). Учитывая, что последние сведения об отсутствии имущества у должника (согласно запросу в ФНС от 14.06.2019 г. реестра запросов и ответов по ИП) получены судебным приставом 14.06.2019 г., а исполнительное производство окончено 02.12.2020 г., суд считает, что указанное обстоятельство не отвечает принципу своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения и доказательств о наличии, либо отсутствии недвижимого и движимого имущества, зарегистрированного за должником на дату окончания исполнительного производства - 02.12.2020 г., административным ответчиком не представлено.

Сводка судебного пристава-исполнителя по исполнительному производству от 29.04.2022 г. не содержит информации о том, какие ответы даны на запросы судебного пристава в налоговые органы, в органы пенсионного фонда, а также информации о наличии или отсутствии у должника имущества.

В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 229-ФЗ принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. В своей деятельности судебные приставы руководствуются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 21.07.1997 №118-ФЗ «О судебных приставах» (далее – Федеральный закон № 118-ФЗ), Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Федеральный закон № 229-ФЗ, Закон об исполнительном производстве) и иными федеральными законами.

Согласно ст. 12 № 118-ФЗ, в процессе принудительного исполнения судебных актов судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона № 118-ФЗ судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.

Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определяет Федеральный закон № 229-ФЗ.

Согласно статье 2 Закона об исполнительном производстве задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.

Статьей 4 Закона об исполнительном производстве установлено, что исполнительное производство осуществляется на принципах:

1) законности;

2) своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения;

3) уважения чести и достоинства гражданина;

4) неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи;

5) соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.

Согласно части 1 статьи 64 Закона об исполнительном производстве в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе совершать исполнительные действия, в том числе: запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки; проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов; давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах; в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение; в порядке и пределах, которые установлены настоящим Федеральным законом, производить оценку имущества; привлекать для оценки имущества специалистов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности; производить розыск должника, его имущества, розыск ребенка самостоятельно или с привлечением органов внутренних дел; запрашивать у сторон исполнительного производства необходимую информацию; рассматривать заявления и ходатайства сторон исполнительного производства и других лиц, участвующих в исполнительном производстве; взыскивать исполнительский сбор и налагать штрафы на должника и иных лиц в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом; совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.

Судебный пристав-исполнитель является процессуально самостоятельным лицом, определяющим на свое усмотрение тот круг исполнительных действий и мер принудительного характера, которые необходимо принять для исполнения требований исполнительного документа (статьи 64, 68 Закона об исполнительном производстве).

В то же время, согласно абзацу 3 пункта 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако, не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 47 Закона об исполнительном производстве исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случае возвращения взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным статьей 46 настоящего Федерального закона.

При этом в соответствии с частью 9 статьи 47 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в течение срока предъявления исполнительного документа к исполнению постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства может быть отменено старшим судебным приставом или его заместителем по собственной инициативе или по заявлению взыскателя в случае необходимости повторного совершения исполнительных действий и применения, в том числе повторного, мер принудительного исполнения.

В соответствии с п. 1 ч. 6 ст. 47 Федерального закона «Об исполнительном производстве», копии постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляются взыскателю и должнику.

В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемых решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца. При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).

В силу разъяснений пункта 34 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», отсутствие у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание, влечет за собой окончание исполнительного производства только при условии, что судебный пристав-исполнитель принял все допустимые законом меры по отысканию такого имущества и они оказались безрезультатными.

Согласно части 2 статьи 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.

Между тем, административным ответчиком судебным приставом-исполнителем ОСП Октябрьского района г. Самары ФИО4 доказательств совершения вышеуказанных обязанностей в подтверждение указанных обстоятельств не представлено.

Таким образом, в целях проверки наличия имущества у должника по месту его предполагаемого фактического проживания и получения сведений о его доходах, судебным – приставом исполнителем ОСП Октябрьского района г. Самары ФИО4 не осуществлены запросы в порядке межведомственного обмена убедительных доказательств в подтверждение законности постановления об окончании исполнительного производства судебным приставом-исполнителем не представлено, кроме того, суд запрашивал у административного ответчика материалы исполнительного производства, в том числе отзыв на административный иск, судебный приказ, доказательства отправки и доказательства получения судебного приказа административным истцом, доказательства отправки и доказательства получения административным истцом постановления об окончании ИП, копий запросов и ответов, сведения о исполнительных действиях совершенных судебным приставом-исполнителем, однако запросы суда не исполнены, материалы исполнительного производства в суд не представлены, как и не представлены доказательства совершения действий, предусмотренных Федеральным законом № 229-ФЗ.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о незаконном бездействии судебного пристава-исполнителя, выразившееся в непринятии достаточных мер принудительного исполнения по исполнительному производству №105057/19/63039-ИП от 14.06.2019 г. и соответственно незаконности вынесения оспариваемого постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства как принятого преждевременно, в связи с чем, суд удовлетворяет требования административного искового заявления в части:

- признания незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя ОСП Октябрьского района г. Самара ФИО4, за период с 27.10.2020 г. по 02.12.2020 г., выразившееся в непринятии достаточных мер принудительного исполнения по исполнительному производству №105057/19/63039-ИП от 14.06.2019 г., предусмотренных ст. 68 ФЗ № 229 «Об исполнительном производстве» и признания незаконным постановления от 02.12.2020 г. об окончании исполнительного производства №105057/19/63039-ИП от 14.06.2019 г.

В силу статьи 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными на соответствующий орган или должностное лицо возлагается обязанность принять решение по конкретному вопросу, совершить определенные действия либо иным способом устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца.

Согласно п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" признав оспоренное решение, действие (бездействие) незаконным, суд независимо от того, содержатся ли соответствующие требования в административном исковом заявлении (заявлении), вправе указать административному ответчику (наделенным публичными полномочиями органу или лицу) на необходимость принятия решения о восстановлении права, устранения допущенного нарушения, совершения им определенных действий в интересах административного истца (заявителя) в случае, если судом при рассмотрении дела с учетом субъектного состава участвующих в нем лиц установлены все обстоятельства, служащие основанием материальных правоотношений (пункт 1 части 2, пункт 1 части 3 статьи 227 КАС РФ, часть 2 статьи 201 АПК РФ). Суд вправе отказать в удовлетворении требований о возложении на орган или лицо, наделенные публичными полномочиями, обязанности принять решение, совершить действия, если установлены обстоятельства, исключающие возможность удовлетворения таких требований. Для обеспечения исполнимости судебного решения, в котором указано на принятие административным ответчиком (органом или лицом, наделенными публичными полномочиями) конкретного решения, совершение определенного действия, в резолютивной части решения суда указывается разумный срок принятия решения, совершения действия. Если в соответствии с законом за наделенными публичными полномочиями органом или лицом сохраняется возможность принять то или иное решение по существу вопроса, затрагивающего права, свободы, законные интересы административного истца (заявителя), суд вправе ограничиться возложением на него обязанности повторно рассмотреть поставленный гражданином, организацией вопрос. При таком рассмотрении наделенные публичными полномочиями орган или лицо обязаны учитывать правовую позицию и обстоятельства, установленные судом в результате рассмотрения дела (статья 16 КАС РФ, статья 16 АПК РФ). Суд вправе ограничиться признанием оспоренного решения незаконным без возложения на наделенные публичными полномочиями орган или лицо определенных обязанностей в случае, когда путем такого признания достигается защита нарушенного права, свободы, законного интереса (например, при признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя о наложении ареста на имущество административного истца или при состоявшемся добровольном удовлетворении предъявленных требований).

Из материалов дела следует, что по состоянию на 30.06.2022 г. обязанности старшего судебного пристава-исполнителя ОСП Октябрьского района г. Самары исполняет врио начальника ОСП Октябрьского района г. Самары ФИО12. В связи с чем, суд приходит к выводу об обязании врио начальника ОСП Октябрьского района г. ФИО12 отменить постановление от 02.12.2020 г. об окончании исполнительного производства №105057/19/63039-ИП от 14.06.2019 г.

Суд отказывает в удовлетворении требований административного истца в части возложения на должностных лиц ОСП Октябрьского района г. Самары обязанности в целях восстановления нарушенных прав, совершить все необходимые исполнительные действия и применить все необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, а именно осуществить полный комплекс мер, направленных на фактическое исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе № 2-544/2019 от 30.04.2019 г., поскольку данные требования заявлены излишне, так как Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" и Федеральным законом от 21.07.1997 N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" предусмотрены обязанности судебных приставов-исполнителей, сами по себе направленные на своевременное, полное и правильное исполнение исполнительных документов.

Согласно п. 1.3 Приказа ФССП России от 28.09.2015 N 455 "Об утверждении Положения об организации работы по восстановлению утраченных исполнительных документов, исполнительных производств либо отдельных документов, находившихся в составе исполнительных производств" при выявлении фактов утраты материалов исполнительных производств незамедлительно принимаются меры по их восстановлению, а также иные меры, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации, правовыми актами ФССП России.

В соответствии с п. 2.1, 2.2 Приказа ФССП России от 28.09.2015 N 455 "Об утверждении Положения об организации работы по восстановлению утраченных исполнительных документов, исполнительных производств либо отдельных документов, находившихся в составе исполнительных производств" руководитель территориального органа Федеральной службы судебных приставов - главный судебный пристав субъекта Российской Федерации (далее - руководитель территориального органа): возлагает обязанность по восстановлению материалов исполнительных производств: утраченных при регистрации и исполнении - на начальника отдела - старшего судебного пристава структурного подразделения территориального органа ФССП России, допустившего их утрату; утраченных при пересылке - на начальника отдела - старшего судебного пристава структурного подразделения территориального органа ФССП России - отправителя; утраченных организациями, обязанными производить удержания из заработка должника, - на начальника отдела - старшего судебного пристава структурного подразделения территориального органа ФССП России, в производстве которого находились данные материалы исполнительных производств; утраченных при ненадлежащей организации оперативного хранения завершенных в делопроизводстве оконченных исполнительных производств - на структурное подразделение территориального органа ФССП России, на исполнении у которого находились данные исполнительные производства; осуществляет контроль за восстановлением материалов исполнительных производств; организует учет заявлений о выдаче дубликатов (копий) исполнительных документов, контроль за получением дубликатов (копий) исполнительных документов. Начальник отдела - старший судебный пристав структурного подразделения территориального органа ФССП России организует восстановление материалов исполнительных производств, в том числе: дает поручение судебному приставу-исполнителю об обращении в суд либо иной уполномоченный орган с заявлением о выдаче дубликата (копии) исполнительного документа; по заявлению взыскателя судебный пристав-исполнитель выдает либо направляет в адрес взыскателя (либо его представителя) справку об утрате исполнительного документа.

Согласно ч. 1 ст. 354 КАС РФ в случае утраты исполнительного листа или судебного приказа (далее - исполнительный документ) суд, принявший судебный акт, может по заявлению взыскателя, судебного пристава-исполнителя или другого осуществляющего исполнение лица выдать дубликат исполнительного документа.

В силу п. 2.3.5 Приказа ФССП России от 28.09.2015 N 455 "Об утверждении Положения об организации работы по восстановлению утраченных исполнительных документов, исполнительных производств либо отдельных документов, находившихся в составе исполнительных производств" меры по восстановлению материалов прекращенных, оконченных и неоконченных исполнительных производств, отдельных документов, находившихся в составе исполнительных производств, в том числе сводных исполнительных производств, принимаются незамедлительно, в том числе путем сбора копий документов, полученных из базы данных АИС ФССП России, от сторон исполнительного производства, регистрирующих органов, кредитных организаций и иных лиц.

Таким образом, требования административного истца ООО «АФК» в части возложения на административного ответчика обязанности организовать работу по восстановлению исполнительного документа, в случае его утраты, в соответствии с приказом ФССП РФ от 28.09.2015 г. № 455, удовлетворению не подлежат, поскольку доказательств утраты исполнительного документа материалы дела не содержат.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 178-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление «Агентство Финансового Контроля» - удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя ОСП Октябрьского района г. Самара ФИО4, за период с 27.10.2020 г. по 02.12.2020 г., выразившееся в непринятии достаточных мер принудительного исполнения по исполнительному производству№105057/19/63039-ИП от 14.06.2019 г., предусмотренных ст. 68 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".

Признать незаконным постановление от 02.12.2020 г. об окончании исполнительного производства №105057/19/63039-ИП от 14.06.2019 г. судебного пристава - исполнителя ОСП Октябрьского района г. Самары ФИО4

Обязать врио начальника ОСП Октябрьского района г. Самара ФИО12 отменить постановление от 02.12.2020 г. об окончании исполнительного производства №105057/19/63039-ИП от 14.06.2019 г.

В остальной части в удовлетворении административного иска – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Октябрьский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

В окончательной форме решение суда изготовлено 14 июля 2022 года.

Судья /подпись/ Р.Н. Лазарев

Копия верна.

Судья:

Секретарь: