ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-124/2018 от 20.03.2018 Барабинского районного суда (Новосибирская область)

Дело №2а-124/2018

Поступило в суд 09.01.2018г.

РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«20» марта 2018г. г. Барабинск, Новосибирской области

Барабинский районный суд Новосибирской области в составе судьи Е.В.Сафоновой,

с участием:

представителя административного истца - администрации г. Барабинска Барабинского района Новосибирской области - ФИО2, действующей на основании доверенности, представившей копию диплома о высшем образовании, с квалификацией юрист, по специальности «юриспруденция»,

заинтересованного лица – ФИО5, действующей за себя и за несовершеннолетних детей ФИО3 и ФИО4,

при секретаре судебного заседания Власовой О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации г. Барабинска Барабинского района Новосибирской области к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области, государственному регистратору прав ФИО6 о признании незаконным решения о приостановлении государственной регистрации перехода права собственности, об обязывании осуществить государственную регистрацию перехода права собственности квартиры,

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГ. администрация г.Барабинска Барабинского района Новосибирской области (далее по тексту администрация) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области:

- о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ. Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области о приостановлении государственной регистрации перехода прав;

-об обязывании Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> осуществить государственную регистрацию перехода права собственности квартиры, расположенной по адресу: <адрес>

Определением от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.____) в порядке подготовке дела к судебному заседанию к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен государственный регистратор прав ФИО6, исполняющий обязанности по месту расположения межмуниципального Куйбышевского отдела Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области.

Определением от ДД.ММ.ГГГГ. к участию в административном деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ФИО5, действующая за себя и в качестве законного представителя за несовершеннолетних ФИО4 и ФИО3.

В порядке ст. 46 КАС РФ административный истец изменил требования иска и просил суд:

- признать незаконным решение от ДД.ММ.ГГГГ. государственного регистратора прав Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области ФИО6 о приостановлении государственной регистрации перехода прав;

- обязать государственного регистратора прав Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области ФИО6 осуществить государственную регистрацию перехода права собственности квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.

В обосновании исковых требований административный истец в административном исковом заявлении (л.д._____), письменных пояснениях к иску (л.д.____) указал, что государственным регистратором ФИО6 приостановлена государственная регистрации перехода права собственности в муниципальную собственность г. Барабинска Барабинского района Новосибирской области по муниципальному контракту от ДД.ММ.ГГГГ., заключенному по результатам электронного аукциона, в соответствии с п.7 ч.1 ст.26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ"О государственной регистрации недвижимости", т.к. форма документа, представленного для осуществления государственной регистрации прав, не соответствует требованиям ч.1 ст.42 указанного Федерального закона, а именно, сделка не удостоверена нотариально, с чем не согласен административный истец, так как в соответствии со ст.70 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", являющегося специальным законом, по данным правоотношениям, контракт является заключенным, в связи с чем, нотариального удостоверения не требуется, которое, кроме этого является невозможным, исходя из требований положений Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1.

В судебном заседании представитель административного истца поддержал требования административного иска, по основаниям указанным в нем.

Заинтересованное лицо ФИО5, действующая за себя и в качестве законного представителя за несовершеннолетних ФИО4 и ФИО3, указала о возможности удовлетворить требования административного истца и пояснила, что она, действующая за себя и за несовершеннолетних детей в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности от них (продавцом) к покупателю не обращалась; госпошлину за совершение данного регистрационного действия не оплачивала.

Административные ответчики - государственный регистратор ФИО6, представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Суд, выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, изучив письменные материалы дела, приходит к следующему:

Согласно п.1 ст.131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности…

Согласно п.6 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и основания отказа в регистрации этих прав устанавливаются в соответствии с этим Кодексом законом о регистрации прав на недвижимое имущество.

Согласно положениям ст.1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ"О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В силу п. 1 ч. 4 статьи 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости" государственный регистратор, при отсутствии оснований для возврата представленных заявления о государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов без рассмотрения, принимает решение о государственной регистрации прав по результатам правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию прав документов при отсутствии предусмотренных законом о регистрации оснований для отказа в государственной регистрации прав, в том числе после устранения причин, которые препятствовали осуществлению государственной регистрации прав и наличие которых послужило основанием для приостановления государственной регистрации прав.

Согласно ч.1 п.1 ст.16 ФЗ от 13.07.2015 N 218-ФЗ государственная регистрация прав осуществляются в течение (независимо от формы представления документов), если иное не установлено Федеральным законом, семи рабочих дней с даты приема органом регистрации прав заявления на осуществление государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов.

Установив при проведении правовой экспертизы наличие оснований для приостановления государственной регистрации прав, государственный регистратор принимает решение о приостановлении государственной регистрации прав (подпункт 2 пункта 4 статьи 29 ФЗ от 13.07.2015 N 218-ФЗ.

В статье 26 ФЗ от 13.07.2015 N 218-ФЗ приведен исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.

В соответствии с частью 1 статьи 26 ФЗ от 13.07.2015 N 218-ФЗ осуществление государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 7).

Согласно ч.2 ст. 26 ФЗ от 13.07.2015 N 218-ФЗ осуществление государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьей.

Согласно ч.1 ст. 64, ст.65 ФЗ от 13.07.2015 N 218-ФЗ государственный регистратор прав является федеральным государственным гражданским служащим, должностным лицом органа регистрации прав, наделенным государственными полномочиями по осуществлению государственной регистрации прав, имеет права и несет обязанности по осуществлению государственной регистрации прав в объеме полномочий, установленных настоящим Федеральным законом.

Государственный регистратор прав несет ответственность, установленную федеральным законом, за необоснованное (не соответствующее основаниям, указанным в статье 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ) приостановление государственной регистрации прав и необоснованный (не соответствующий основаниям, указанным в статье 27 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ ) отказ в осуществлении государственной регистрации прав или уклонение от осуществления государственной регистрации прав (часть 3 статьи 67 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ).

Согласно ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации организация может обратиться непосредственно в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) должностного лица, государственного служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

ДД.ММ.ГГГГ. в межмуниципальный Куйбышевский отдел Управления Росреестра по Новосибирской области поступило заявление от ФИО1(л.д.____), действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ. за администрацию города Барабинска Барабинского района Новосибирской области и документы (л.д.____), поданные в электронном виде через Портал государственных и муниципальных услуг в виде sig-файлов, удостоверенные электронной подписью представителя администрации г. Барабинска Барабинского района Новосибирской области о государственной регистрации права собственности города Барабинска Барабинского района Новосибирской области на квартиру, расположенную по адресу : <адрес>, с кадастровым номером , номер регистрации , на основании муниципального контракта , заключенного ДД.ММ.ГГГГ. между администрацией города Барабинска Барабинского района Новосибирской области (покупателем) и ФИО5, ФИО3, ФИО4 (продавцами), за которых на основании доверенности действовало <данные изъяты>

Муниципальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ. заключен по результатам электронного аукциона, проведенного на основании Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в электронной форме.

Выгрузка из единой информационной системы размещенного в ней муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ., подписанного победителем электронного аукциона и заказчиком, в целях подачи его с заявлением о государственной регистрации права собственности муниципального заказчика в электронном виде через Портал государственных и муниципальных услуг в виде sig-файлов, технически невозможна.

В целях осуществления государственной регистрации права собственности на указанное недвижимое имущества, был изготовлен дубликат контракта на бумажном носителе, который был подписан сторонами контракта через своих представителей, сканирован и в электронном виде через Портал государственных и муниципальных услуг в виде sig-файлов с заявлением о государственной регистрации права собственности представлен администрацией г. Барабинска Барабинского района Новосибирской области ДД.ММ.ГГГГ в межмуниципальный Куйбышевский отдел Управления Росреестра по Новосибирской области.

ДД.ММ.ГГГГ. государственным регистратором ФИО6 принято решение о приостановлении государственной регистрации перехода права собственности на указанную квартиру, на основании п.7 ч.1 ст.26 ФЗ от 13.07.2015 N 218-ФЗ, в связи с тем, что сделка по отчуждению продавцами долей своих долей по одной сделке, в нарушении требований ст.42 указанного ФЗ, нотариально не удостоверена, в связи с чем администрации предложено представить документы, подтверждающие нотариальное удостоверение сделки в срок до ДД.ММ.ГГГГ., что следует из уведомления о приостановлении государственной регистрации прав ( л.д. _____).

Администрация г. Барабинска Барабинского района Новосибирской области, полагая, что решением о приостановлении государственной регистрации перехода права собственности на квартиру нарушены их права на реализацию полномочий по приобретению жилых помещений, в целях переселения граждан из муниципального жилищного фонда, признанного аварийным, в установленный в ч.1 ст.219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, срок (в течение трех месяцев со дня, когда организации стало известно о нарушении прав, свобод и законных интересов), обратилась непосредственно в суд с административным исковым заявлением, что следует из даты принятия оспариваемого решения и даты подачи административного иска в суд.

В части 8 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения лица, наделенного государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом.

При этом, суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, в полном объеме.

Оспариваемое решение государственным регистратором ФИО6 принято в пределах его полномочий, определенных в ч.1 ст.26 ФЗ от 13.07.2015 N 218-ФЗ, в срок, установленный ч.1 п.1 ст.16 ФЗ от 13.07.2015 N 218-ФЗ, с соблюдением порядка принятия оспариваемого решения, установленного п.1, п. 3 ч.1,п. 2 ч.4, ч.5 статьи 29 ФЗ от 13.07.2015 N 218-ФЗ, по основанию, предусмотренному п.7 ч.1 ст.26 ФЗ от 13.07.2015 N 218-ФЗ, что следует из материалов дела.

Согласно ч.1 п.7 ст.26 ФЗ от 13.07.2015 N 218-ФЗ осуществление государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно ч.2 п.2 ст.14 ФЗ от 13.07.2015 N 218-ФЗ основаниями для осуществления государственной регистрации прав являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки.

В п.3 ст. 154 Гражданского кодекса Российской Федерации определенно, что для заключения договора необходимо выражение согласованной воли двух сторон (двусторонняя сделка) либо трех или более сторон (многосторонняя сделка).

Сделки совершаются устно или в письменной форме (простой или нотариальной), что определено п.1 ст.158 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В п.1 и п.2 ст.160 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что сделка в письменной форме должна быть совершена путем составления документа, выражающего ее содержание и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку, или должным образом уполномоченными ими лицами. Использование при совершении сделок факсимильного воспроизведения подписи с помощью электронной подписи допускается в случаях и в порядке, предусмотренных законом.

Согласно п.2 ст.434 Гражданского кодекса Российской Федерации договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами, а также путем обмена письмами, телеграммами, телексами, телефаксами и иными документами, в том числе электронными документами, передаваемыми по каналам связи, позволяющими достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору. Электронным документом, передаваемым по каналам связи, признается информация, подготовленная, отправленная, полученная или хранимая с помощью электронных, магнитных, оптических либо аналогичных средств, включая обмен информацией в электронной форме и электронную почту.

Нотариальное удостоверение сделки означает проверку законности сделки, в том числе наличия у каждой из сторон права на ее совершение, и осуществляется нотариусом или должностным лицом, имеющим право совершать такое нотариальное действие, в порядке, установленном законом о нотариате и нотариальной деятельности (пункт 1 статьи 163 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Порядок подписания нотариально удостоверяемой сделки определен в ст.44 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации 11.02.1993 N 4462-1(ред. от 03.07.2016), согласно которой содержание нотариально удостоверяемой сделки должно быть зачитано вслух участникам, сделка подписывается в присутствии нотариуса.

Основы законодательства Российской Федерации о нотариате предусматривают возможность совершения нотариусом нотариального действия путем изготовления нотариального документа в электронной форме.( ст.44.2)

Согласно ст.44.2 Основ законодательства Российской Федерации в случае, если нотариальный документ должен быть подписан лицом, обратившимся за совершением нотариального действия, лицо обязано подписать документ в присутствии нотариуса усиленной квалифицированной электронной подписью. Удостоверительная надпись на нотариальном документе, изготовленном в электронной форме, или свидетельство, выданное нотариусом в электронной форме, должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью нотариуса.

При этом в подпункте 1 пункта 2 статьи 163 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено, что нотариальное удостоверение сделок обязательно в случаях, указанных в законе.

В пункте 3 ст.8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом или соглашением сторон, сделка, влекущая возникновение, изменение или прекращение прав на имущество, которые подлежат государственной регистрации, должна быть нотариально удостоверена.

Частью 1 ст.42 ФЗ от 13.07.2015 N 218-ФЗ предписано, что сделки по отчуждению долей в праве общей собственности на недвижимое имущество, в том числе при отчуждении всеми участниками долевой собственности своих долей по одной сделке, подлежат нотариальному удостоверению, за исключением сделок, указанных в ч.1 настоящей статьи.

Приведенные правовые нормы являются общими нормами регулирующим отношения по заключению сделок, в том числе по продаже недвижимого имущества.

В п.1 ст.454 Гражданского кодекса Российской Федерации дано общее понятие договора купли- продажи, по которому одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).

Главой 30 Гражданского кодекса Российской Федерации урегулированы отношения по заключению различных видом договоров купли- продажи, к которым относятся договор по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд( параграф 4), договор продажи недвижимости (параграф7).

Договор купли- продажи квартиры относится к договору купли-продажи недвижимого имущества (договору продажи недвижимости), подлежащему заключению в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами (пункт 2 статьи 434 Гражданского кодекса Российской Федерации),по которому продавец обязуется передать в собственность покупателя квартиру по смыслу ст.549 п.1, ст. 550 Гражданского кодекса Российской Федерации.

По общим правилам договор продажи жилого дома, квартиры, части жилого дома или квартиры подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации (п.2 ст.558 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно п.1, п.2 ст.525 Гражданского кодекса Российской Федерации поставка товаров для муниципальных нужд осуществляется на основе муниципального контракта на поставку товаров для муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для муниципальных нужд (пункт 2 статьи 530).

К отношениям по поставке товаров для муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (статьи 506 - 522), если иное не предусмотрено правилами настоящего Кодекса. К отношениям по поставке товаров для муниципальных нужд в части, не урегулированной настоящим параграфом( параграфом 4 главы 30), применяются иные законы.

По муниципальному контракту на поставку товаров для муниципальных нужд поставщик (исполнитель) обязуется передать товары муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров (ст.526 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно п.1 ст.527 Гражданского кодекса Российской Федерации муниципальный контракт заключается на основе заказа на поставку товаров для муниципальных нужд, размещаемого в порядке, предусмотренном законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд.

Иным законом, регулирующим отношения по поставке товаров для муниципальных нужд, является Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Указанный Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся, в том числе, определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени муниципального образования, что определено в ч.1 ст.1 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ.

Как следует из представленных административным ответчиком документов, приобретение в муниципальную собственность г. Барабинска Барабинского района Новосибирской области благоустроенного жилого помещения» осуществлялась на основе муниципального контракта, заключенного в соответствии с требованиями ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ.

Согласно ч.1 ст.2 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.

Таким образом, при проведении правовой экспертизы документов, представленных администрацией г. Барабинска Барабинского района Новосибирской области для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственной регистрации прав государственному регистратору ФИО6 следовало руководствоваться нормами Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", толкуемыми во взаимосвязи с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ, в том числе, заключения гражданско-правового договора, предметом которого является поставка товара (приобретение недвижимого имущества).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" под определением поставщика (подрядчика, исполнителя) понимается совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном Законом о контрактной системе, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения муниципальных нужд либо в установленных Законом о контрактной системе случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта.

Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений( ч.2 ст.24 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ.)

Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ( ч.5 ст.24)

В соответствии с частью 2 статьи 59 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ в случае осуществления закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.03.2016 N 471-р, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации), заказчик обязан проводить электронный аукцион, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ.

При этом частью 3 статьи 59 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлено, что заказчик имеет право осуществлять путем проведения электронного аукциона закупки иных товаров, работ, услуг, не включенных в указанные в части 2 статьи 59 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ перечни.

Как следует из представленных административным ответчиком документов, административным истцом, как муниципальным заказчиком, был выбран способ определения поставщика( ов) благоустроенного жилого помещения путем проведения электронного аукциона закупки товара.

Согласно ч.1 ст.60 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ обмен информацией, связанной с получением аккредитации на электронных площадках и проведением электронного аукциона, между участником такого аукциона, заказчиком, оператором электронной площадки осуществляется на электронной площадке в форме электронных документов.

Согласно ч.1 ст.70 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ по результатам электронного аукциона контракт заключается с победителем такого аукциона, а в случаях, предусмотренных настоящей статьей, с иным участником такого аукциона, заявка которого на участие в таком аукционе в соответствии со статьей 69 настоящего Федерального закона признана соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе.

По смыслу ч.2- ч.7 ст.70 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ контракт по результатам электронного аукциона заключается в электронной форме, что в соответствии с п.2 ст.434 Гражданского кодекса Российской Федерации является письменной формой договора.

В силу ч. 7 ст. 70 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в течение трех рабочих дней с даты размещения в единой информационной системе проекта контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронного аукциона, и предоставления таким победителем обеспечения исполнения контракта заказчик обязан разместить контракт, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, в единой информационной системе.

Контракт считается заключенным с момента размещения в единой информационной системе и подписания его заказчиком (ч. 8 ст. 70 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ ).

Проанализировав приведенные выше правовые нормы, суд находит, что государственным регистратором ФИО6 при проведении правовой экспертизы документов, представленных администрацией г. Барабинска Барабинского района Новосибирской области для осуществления государственной регистрации права собственности, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственной регистрации прав ошибочно сделан вывод о том, что указанный выше муниципальный контракт подлежит нотариальному удостоверению.

ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ, являющийся специальным законом, регулирующим отношения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд, не предусматривает нотариального удостоверения муниципального контракта на поставку товара( в том числе для приобретение недвижимого имущества) для муниципальных нужд, заключенного по результатам электронного аукциона.

Кроме этого, по смыслу п.1ст. 163, п.2 ст.558 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.44, ст.44.2 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате договор купли- продажи жилого дома, квартиры, части жилого дома или квартиры участниками долевой собственности указанного недвижимого имущества подписывается в присутствии нотариуса и считается заключенным с момента государственной регистрации.

В тоже время в соответствии с ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ муниципальный контракт на поставку товара (в том числе для приобретения недвижимого имущества) для муниципальных нужд, заключенный по результатам электронного аукциона, считается заключенным с момента размещения в единой информационной системе и подписания его заказчиком (ч. 8 ст. 70).

Нормы ст.59 по ст.70 указанного Федерального закона, определяющие порядок проведения электронного аукциона, осуществления аккредитации участников такого аукциона на электронной площадке, порядок извещения о проведении электронного аукциона и требования к содержанию документации об электронном аукционе, порядок предоставления документации об электронном аукционе, разъяснений ее положений и внесение в нее изменений, порядок подачи заявок на участие в электронном аукционе, порядок рассмотрения первых частей и вторых частей заявок на участие в электронном аукционе, заключения муниципального контракта на поставку товара (в том числе для приобретения недвижимого имущества) для муниципальных нужд по результатам электронного аукциона, не предусматривают присутствие (участие) нотариуса при заключении муниципального контракта посредством осуществления аккредитации на электронной площадке, дачи разъяснений документации об электронном аукционе, присутствие (участие) нотариуса при рассмотрения первых и вторых частей заявок на участие в электронном аукционе, присутствие (участие) нотариуса при проведении электронного аукциона в порядке, определенном ст.67- ст. 69 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ.

В рассматриваемом случае муниципальный контракт на поставку товара (приобретение недвижимого имущества) для муниципальных нужд, заключен по результатам электронного аукциона с участием публичного органа в соответствии с ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ, то есть с осуществлением контроля в сфере закупок государственными и муниципальными органами, указанными в ст.99 указанного Федерального закона, ведомственного контроля, контроля в сфере закупок, осуществляемого заказчиком, общественного контроля, поэтому дополнительного контроля со стороны нотариата не требовалось.

В тоже время по смыслу ст.25, ст.26, ст.27, ст.28,ст.29 ФЗ от 13.07.2015 N 218-ФЗ государственная регистрация прав государственным регистратором осуществляется в случае отсутствия обстоятельств, при наличии которых орган регистрации прав обязан возвратить заявление о государственной регистрации прав и документы, прилагаемые к нему, без рассмотрения( ст.25), отсутствуют причины, препятствующие осуществлению государственной регистрации прав, указанные в статье 26 указанного Федерального закона, и являющиеся основаниями для приостановления государственной регистрации прав, в случае наличия таких причин для приостановления государственной регистрации прав, если эти причины устранены.

Несмотря на указанные выше обстоятельства, оснований для признания решения государственного регистратора прав ФИО6 не имеется, исходя из следующего:

Согласно требованиям ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения…. органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Из анализа указанной статьи следует, что для признания судом решения должностного лица … незаконным, такое решение должно не соответствовать нормативным правовым актам и нарушать права, свободы и законные интересы административного истца.

В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", государственная регистрация прав без одновременного государственного кадастрового учета осуществляется по заявлению сторон договора при государственной регистрации договора и (или) права, ограничения права или обременения объекта недвижимости, возникающих на основании такого договора, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Иное предусмотрено п. 5 ч. 3 ст. 15 ФЗ от 13.07.2015 N 218-ФЗ (по заявлению любой стороны нотариально удостоверенной сделки); ч.8 ст.15 ФЗ от 13.07.2015 N 218-ФЗ (по требованию судебного пристава-исполнителя осуществляются в случаях возникновения прав на основании судебного акта или в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"),ч.1ст.51 ФЗ от 13.07.2015 N 218-ФЗ( по заявлению одной из сторон договора аренды недвижимого имущества); ч.3 ст.60 ФЗ от 13.07.2015 N 218-ФЗ(на основании заявления органа местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, изъятых для муниципальных нужд, или лица, на основании ходатайства которого принято решение об изъятии объектов недвижимости для муниципальных нужд).

Иное ФЗ от 13.07.2015 N 218-ФЗ(ред. от 25.11.2017) в отношении муниципального контракта на поставку товара(приобретение недвижимого имущества) для муниципальных нужд, заключенного по результатам электронного аукциона с участием муниципального органа в соответствии с ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ,не предусмотрено.

Заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования: в форме документов на бумажном носителе - посредством личного обращения в орган регистрации прав, к уполномоченному лицу органа регистрации прав при выездном приеме, через многофункциональный центр, посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении; в форме электронных документов и (или) электронных образов документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом, - с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", посредством единого портала государственных и муниципальных услуг (функций), или официального сайта, или иных информационных технологий взаимодействия с органом регистрации прав (ч.1 ст.18 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ).

Таким образом, государственная регистрация права собственности города Барабинска Барабинского района Новосибирской области на указанную выше квартиру, возникающего на основании муниципального контракта должна осуществляться по заявлению сторон указанного контракта, а именно на основании заявлений продавцов о государственной регистрации перехода права собственности и заявления покупателя о государственной регистрации права собственности.

Из заявления и документов, поданных в электронном виде через Портал государственных и муниципальных услуг администрацией г. Барабинска Барабинского района Новосибирской области о государственной регистрации права собственности, пояснений представителя административного истца, заинтересованного лица ФИО5 следует, что заявление о государственной регистрации права собственности было подано только одной стороной муниципального контракта - администрацией г. Барабинска (покупателем), и не были поданы заявления о переходе права собственности от продавцов к муниципальному образованию - г. Барабинску Барабинского района Новосибирской области второй стороной (продавцами), что является препятствием для государственной регистрации права собственности на указанную квартиру, следовательно, решение государственного регистратора о приостановлении государственной регистрации перехода права собственности на квартиру не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, так как относится к другим лицам (продавцам), которые в данном случае участниками правоотношений, возникающих при регистрации права собственности, не являлись, в связи с чем, требования административного иска удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.175- ст.180, ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований административного искового заявления администрации г. Барабинска Барабинского района Новосибирской области к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области, государственному регистратору прав ФИО6:

- о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ. государственного регистратора прав Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области ФИО6 о приостановлении государственной регистрации перехода прав;

-об обязывании государственного регистратора прав Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области ФИО6 осуществить государственную регистрацию перехода права собственности квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Новосибирский областной суд через Барабинский районный суд Новосибирской области.

Судья Барабинского районного

суда Новосибирской области Е.В.Сафонова

Мотивированное решение составлено 26.03.2018г.