ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-128/2022 от 11.03.2022 Центрального районного суда г. Твери (Тверская область)

Дело № 2а-128/2022 (УИД 69RS0040-02-2021-007479-37)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 марта 2022 года г. Тверь

Центральный районный суд г. Твери в составе

председательствующего судьи Райской И.Ю.

при секретаре Соколовском А.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Твери административное дело по административному исковому заявлению администрации МО «Эммаусское сельское поселение» Калининского района Тверской области к Территориальному управлению государственным имуществом в Тверской области, Федеральному агентству по управлению государственным имуществом о признании незаконным отказа в безвозмездной передаче в собственность земельного участка и возложении обязанности безвозмездно передать земельный участок в собственность муниципального образования,

у с т а н о в и л:

Администрация МО «Эммаусское сельское поселение» Калининского района Тверской области в лице и.о. главы ФИО1 обратилась в суд с административным иском, в котором просит признать отказ Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области в безвозмездной передаче в собственность муниципального образования «Эммаусское сельское поселение» Калининского района Тверской области, в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.30 Земельного кодекса РФ, земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, выраженный в письме от 17 сентября 2021 года, исх. № 69-КН-02/4450 – незаконным; обязать Территориальное управление Федерального государственным имуществом в Тверской области в соответствии со статьей 39.30 Земельного кодекса РФ безвозмездно передать вышеуказанный земельный участок в собственность Муниципального образования «Эммаусское сельское поселение» Калининского района Тверской области в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.30 Земельного кодекса РФ.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что 24 мая 2021 года администрацией Эммаусского сельского поведения Калининского района Тверской области было направлено заявление в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области (вх. 69-4246 от 24 мая 2021 года) о безвозмездной передаче в собственность муниципального образования «Эммаусское сельское поселение» Калининского района Тверской области, в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.30 Земельного кодекса РФ земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>. Данный земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения. В соответствии со ст. 39.30 Земельного Кодекса РФ земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, подлежат безвозмездной передаче в собственность поселений, городских округов, по заявлению указанных лиц в случае если их генеральные планы и правила землепользования и застройки утверждены в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, если такие земельные участки расположены на территориях соответствующих поселений, городских округов. Вышеуказанный земельный участок расположен на территории Эммаусского сельского поселения. Генеральный план Эммаусского сельского поселения утвержден Решением Совета Депутатов Эммаусского сельского поселения № 131 от 10 июня 2011 года. Правила землепользования и застройки муниципального образования «Эммаусское сельское поселение» Калининского района Тверской области, утверждены Решением Совета Депутатов Эммаусского сельского поселения № 26 от 27 декабря 2013 года. Таким образом, имеются все условия для передачи указанных земельных участков в собственность Администрации Эммаусского сельского поселения. Пунктом 2 статьи 39.30 Земельного кодекса РФ предусмотрен исчерпывающий перечень случаев, когда земельные участки не подлежат передаче в муниципальную собственность: 1) земельные участки, предоставленные федеральным органам государственной власти, их территориальным органам, федеральным казенным предприятиям, федеральным государственным предприятиям, федеральным государственные учреждениям, созданным Российской Федерацией некоммерческим организациям, в случае, если на таких земельных участках расположены объекты недвижимого имущества; 2) земельные участки из состава земель особо охраняемых природных территорий федерального значения, лесного фонда, а также в границах особых экономических зон, созданных в соответствий с Федеральным законом от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»; 3) земельные участки, зарезервированные для государственных нужд; 4) земельные участки, занятые объектами федерального значения или предназначенные для размещения таких объектов в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории; 5) земельные участки, предназначенные в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории для размещения объектов регионального значения, за исключением случаев, если подано заявление о передаче земельного участка в собственность субъекта Российской федерации; 6) земельные участки, полномочия по управлению и распоряжению которыми переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации; 7) земельные участки, в отношении которых межведомственным коллегиальным органом, образованным в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» (далее – Федеральный закон «О содействии развитию жилищного строительства»), принято решение о целесообразности передачи органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению земельными участками, иными объектами недвижимого имущества, находящимися в федеральной собственности, в целях, предусмотренных Федеральным законом «О содействии развитию жилищного строительства», или о целесообразности совершения единым институтом развития в жилищной сфере юридических и иных действий, в том числе сделок, в отношении земельных участков, иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, в качествен агента Российской Федерации в целях, предусмотренных Федеральным законом «О содействии развитию жилищного строительства»; 8) земельные участки, которые на дату поступления заявления о безвозмездной передаче земельного участка включены в перечень земельных участков, государственной власти субъекта Российской Федерации и поступавший в единый институт развития в жилищной сфере, или в отношении которых в единый институт развития в жилищной сфере поступили ходатайства, предусмотренные статьей 11 Федерального закона «О содействии развитию жилищного строительства», и (или) единым институтом развития в жилищной сфере осуществляется подготовка предложений в соответствии со статьей 11 Федерального закона «О содействии развитию жилищного строительства», если в отношении таких земельных участков не приняты решения, предусмотренные пунктом 3 части 1 статьи 12 Федерального закона «О содействии развитию жилищного строительства»; 9) земельные участки, предназначенные для размещения объектов, предусмотренных государственными программами или инвестиционными программами субъектов естественных монополий; 10) земельные участки, в отношении которых действует решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, принятое федеральным органом исполнительной власти, либо на официальном сайте размещено извещение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка; 11) земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании «Российские автомобильные дороги»; 12) земельные участки, предоставленные для размещения ограничиваемых в обороте объектов федерального железнодорожного транспорта, а также земельные участки, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы; 13) земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, предоставленные федеральным казенным предприятиям, федеральным государственным предприятиям, федеральным государственным учреждениям, созданным Российской Федерацией некоммерческим организациям, за исключением таких земельных участков, в отношении которых установлен факт неиспользования земельного участка по целевому назначению или использования земельного участка с нарушением законодательства Российской Федерации; 14) земельные участки, включенные в перечни государственного имущества и муниципального имущества, предусмотренные частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». В данном случае указанный земельный участок не подпадает ни под один из пунктов ст. 39.30 Земельного кодекса РФ, на основании чего может быть отказано в его предоставлении в муниципальную собственность. В соответствии с п. 5 ст. 39.31 ЗК РФ Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества, не позднее чем в течение одного месяца со дня поступления заявления о передаче земельного участка обязан принять и направить заявителю решение о безвозмездной передаче земельного участка из федеральной собственности в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации или решение об отказе в безвозмездной передаче земельного участка из федеральной собственности в муниципальную собственность. Однако 17 сентября 2021 года Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области было отказано Эммаусскому сельскому поселению Калининского района Тверской области в передаче земельного участка в муниципальную собственность, письмом от 17 сентября 2021 года исх. № 69-КН-02/4450. Основанием послужило то, что по данным Росимущества в соответствии с картой градостроительного зонирования и Картой функциональных зон муниципального образования Эммаусского сельского поселения в границах земельного участка, испрашиваемого к передаче расположены водные объекты. Данная информация не соответствует действительности, так как в соответствии со ст. 5 Водного кодекса РФ, к поверхностным водным объектам относятся: моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и другие); водотоки (реки, ручьи, каналы); водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища); болота; природные выходы подземных вод (родники, гейзеры); ледники, снежники. Согласно ст. 6 Водного кодекса РФ полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров. Статьей 65 Водного кодекса РФ определено наличие установленных для водных объектов водоохранных зон и прибрежных защитных полос. Пункт 1. Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. Пункт 2. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности. Пункт 9. Водоохранные зоны магистральных или межхозяйственных каналов совпадают по ширине с полосами отводов таких каналов. В соответствии со ст. 105 Земельного кодекса РФ могут быть установлены следующие виды зон с особыми условиями использования территорий: 13) водоохранная (рыбоохранная) зона; 14) прибрежная защитная полоса; 16) зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также устанавливаемые в случаях, предусмотренных Водным кодексом Российской Федерации, в отношении подземных водных объектов зоны специальной охраны; 17) зоны затопления и подтопления. Статьей 23 Градостроительного кодекса РФ (Содержание генерального плана поселения и генерального плана городского округа), предусмотрено, что материалы по обоснованию генерального плана в виде карт отображают зоны с особыми условиями использования территорий. В соответствии со ст. 30 Градостроительного кодекса РФ на карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия, границы территорий исторических поселений федерального значения, границы территорий исторических поселений регионального значения. Указанные границы могут отображаться на отдельных картах, которые являются приложением к правилам землепользования и застройки. В документах градостроительного зонирования, а также территориального планирования Эммаусского сельского поселения указаны водоохранные зоны реки Инга, реки Волга, никаких других зон не указано. В выписке из Единого государственного реестра недвижимости также должны быть отражены обременения, установленные в отношении земельного участка, в том числе зоны с особыми условиями использования территорий. Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, на земельный участок с кадастровым номером , в отношении земельного участка установлены следующие ограничения: 1. Аренда, срок действия: не установлен; реквизиты документа-основания: инвентаризационная опись № б/н; содержание ограничения (обременения): аренда земли. 2. Аренда, срок действия: на срок с 2006-11-08 по 2013-02-06; реквизиты документа-основания: договор передаче прав и обязанностей от 08.11.2006 № 40; сведения о лицах, в пользу которых или в связи, с которыми установлены (устанавливаются) ограничение прав и обременение объекта недвижимости: Общество с ограниченной ответственностью «Агрофирма Эммаус»; содержание ограничения (обременения): аренда земли. 3. Ограничения прав на земельный участок, предусмотренные статьями 56, 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации; Срок действия: с 2019-02-27; реквизиты документа-основания: распоряжение «Об установлении придорожных полос автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-10 «Россия» Москва-Тверь-Великий Новгород-Санкт-Петербург на участке км 141+837-км 207+285, расположенном в границах Калининского района Тверской области» от 30.04.2020 № 1445-р выдан: Федеральное дорожное агентство (РОСАВТОДОР); Содержание ограничения (обременения): Ограничения в использовании – согласно Приказу Минтранса РФ №4 «Об установлении и использовании придорожных полос автомобильных дорог федерального значения» от 13 января 2010 г.; Реестровый номер границы: 69:10-6.1548; Вид объекта реестра границ: Зона с особыми условиями использования территории; Вид зоны по документу: Придорожная полоса автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-10 «Россия» Москва-Тверь-Великий Новгород-Санкт-Петербург на участке км 141+837-км 207+285, расположенная в границах Калининского района Тверской области; Тип зоны: Придорожная полоса. Других ограничений и обременений не установлено. Кроме того, Водные объекты должны быть включены в Государственный Водный Реестр. В данном случае водный реестр ведет Отдел водных ресурсов по Тверской области Московско-Окского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов. Документов, подтверждающих нахождение в границах земельного участка водных объектов, включенных в Государственный Водный Реестр Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области не представлено. Таким образом, отказ Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области, не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права истца, может быть признано судом недействительным. В связи с чем, административный истец обратился в суд с вышеуказанными требованиями.

Определениями Центрального районного суда г. Твери от 12 ноября 2021 года, от 10 декабря 2021 года, от 21 декабря 2021 года, от 20 января 2022 года, от 14 февраля 2022 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ГКУ «Дирекция территориального дорожного фона Тверской области», ФИО2, ФИО3, Московско-окское бассейное водное управление Федерального агентства водных ресурсов, ФИО4, Тверской филиал ФГБУ «Управление по мелиорации земель, водному хозяйству и безопасности гидротехнических сооружений «Спецмелиоводхоз».

В судебное заседание представитель административного истца администрации МО «Эммаусское сельское поселение» Калининского района Тверской области, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела не явился, причин неявки суду не сообщил, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал, ранее представил суду письменные возражения на отзыв административного ответчика, приобщенный к материалам дела (т. 1 л.д. 121-123).

В судебное заседание представители административных ответчиков Территориального управления государственным имуществом в Тверской области и Федерального агентства по управлению государственным имуществом, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела не явились, причин неявки суду не сообщили, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали. Ранее от представителя административного ответчика Территориального управления государственным имуществом в Тверской области поступили письменные возражения на административное исковое заявление, приобщенные к материалам дела (т. 1 л.д. 101-102).

В судебное заседание заинтересованные лица ГКУ «Дирекция территориального дорожного фона Тверской области», ФИО2, ФИО3, Московско-окское бассейное водное управление Федерального агентства водных ресурсов, ФИО4, Тверской филиал ФГБУ «Управление по мелиорации земель, водному хозяйству и безопасности гидротехнических сооружений «Спецмелиоводхоз», извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела не явились, причин неявки суду не сообщили, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали, отзыв на иск суду не представители.

Учитывая требования статей 96, 150 КАС РФ, п. 1 ст. 165.1 ГК РФ положения ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного истца, представителей административных ответчиков и заинтересованных лиц.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Из положений ст. 4 КАС РФ следует, что заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также вправе обратиться в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Из буквального толкования указанных норм права следует, что защите подлежит нарушенное право гражданина или юридического лица.

Частью 2 ст. 46 Конституции РФ установлено право каждого обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединения и должностных лиц. Порядок реализации данного права предусмотрен главой 22 КАС РФ.

В силу положений ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частью 1 ст. 219 КАС РФ предусмотрено, что если Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Из материалов административного дела следует, что в границах муниципального образования Эммаусского сельского поселения Калининского района Тверской области находится земельный участок с кадастровым номером площадью 1 003 311+/-11 911 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>. Согласно выписке из ЕГРН (т. 1 л.д. 139-156) земельный участок частично расположен в границах зоны с реестровым номером от 25 февраля 2019 года, вид/наименование: придорожная полоса автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-10 «Россия» Москва-Тверь-Великий Новгород-Санкт-Петербург на участке км. 141+837 – км. 207-285 в границах Калининского района Тверской области, тип: придорожная полоса. Правообладатель – Российская Федерация.

Также установлено, что имеется генеральный план Эммаусского сельского поселения Калининского района Тверской области, утвержденный Решением Совета Депутатов Эммаусского сельского поселения № 131 от 10 июня 2011 года, а также Правила землепользования и застройки муниципального образования «Эммаусское сельское поселение» Калининского района Тверской области, утвержденные Решением Совета Депутатов Эммаусского сельского поселения № 26 от 27 декабря 2013 года.

Административный истец администрация МО «Эммаусское сельское поселение» Калининского района Тверской области в лице и.о. главы ФИО1 24 мая 2021 года обратилась в Территориальное управление государственным имуществом в Тверской области с заявление, в котором просила в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 39.30 Земельного кодекса РФ безвозмездно передать в собственность МО «Эммаусское сельское поселение» Калининского района Тверской области земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером . К заявлению были приложены следующие документы: копия Решения о внесении изменений в Генеральный план Эммаусского сельского поселения № 43 от 09 октября 2019 года и копия Решения о внесении изменений в Правила землепользования и застройки МО «Эммаусское сельское поселение» Калининского района Тверской области № 121 от 25 декабря 2020 года.

Однако письмом № 69-КН-02/4450 от 17 сентября 2021 года Территориальным управлением государственным имуществом в Тверской области административному истцу отказано в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка.

Как указано в оспариваемом отказе, согласно данным, размещенным в базе Федеральной государственной информационной системы Территориального планирования (http://fgis.economy.gov.ru/) (далее - ФГИС ТП), генеральный план муниципального образования «Эммаусское сельское поселение» Калининского района Тверской области утвержден Решением Совета депутатов от 09 октября 2019 года № 42, правила землепользования и застройки вышеуказанного муниципального образования утверждены Решением Совета депутатов от 25 декабря 2020 года №121.

В соответствии с Картой градостроительного зонирования и Картой функциональных зон муниципального образования в границах испрашиваемого к передаче земельного участка расположены водные объекты.

Положениями статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением прудов, обводненных карьеров, которые могут находиться в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, в случае если они расположены в границах земельных участков, принадлежащих соответственно на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу.

Следовательно, в существующих границах указанный земельный участок не подлежит передаче на иной уровень публичной собственности в соответствии с пунктом 2 статьи 39.30 Земельного кодекса.

Таким образом, основания для передачи земельного участка с кадастровым номером из федеральной собственности в собственность муниципального образования «Эммаусское сельское поселение» Калининского района Тверской области в настоящее время отсутствуют.

Разрешая заявленные административным истцом требования, суд учитывает следующие обстоятельства.

Пунктом 2 ст. 9 Земельного кодекса РФ установлено, что Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).

В силу положений ч. 1 ст. 125 и ч. 3 статьи 214 Гражданского кодекса РФ от имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Согласно п. 1 Положения о Федеральном агентстве по управлениюгосударственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05 июня 2008 года № 432 Росимущество является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в том числе функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти).

В пункте 4 вышеуказанного Положения № 432 указано, что Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Пунктом 4 Типового положения о территориальном органе (межрегиональном территориальном органе) Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее – Типовое положение), утвержденного приказом Министерства экономического развития России от 01 ноября 2008 года № 374, предусмотрено, что территориальный орган осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

В силу пункта 4.2.13 вышеуказанного Типового положения Территориальный орган самостоятельно осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности, в частности, осуществляет передачу в безвозмездное пользование федерального имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации, за исключением имущества, указанного в пункте 4.1.13 настоящего Положения.

При этом вопреки позиции административного ответчика действующее законодательство не предусматривает необходимость обращения заинтересованного лица с заявлением о приобретении земельного участка непосредственно в Росимущество.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 39.30 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, за исключением земельных участков, указанных в пункте 2 настоящей статьи, подлежат безвозмездной передаче по заявлению предусмотренных пунктом 1 статьи 39.31 настоящего Кодекса лиц, в собственность поселений, городских округов, генеральные планы и правила землепользования и застройки которых утверждены в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, если такие земельные участки расположены на территориях соответствующих поселений, городских округов.

В силу положений ч. 2 ст. 39.30 Земельного кодекса РФ не подлежат передаче в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящей статьей:

1) земельные участки, предоставленные федеральным органам государственной власти, их территориальным органам, федеральным казенным предприятиям, федеральным государственным предприятиям, федеральным государственным учреждениям, созданным Российской Федерацией некоммерческим организациям, в случае, если на таких земельных участках расположены объекты недвижимого имущества;

2) земельные участки из состава земель особо охраняемых природных территорий федерального значения, лесного фонда, а также в границах особых экономических зон, созданных в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»;

3) земельные участки, зарезервированные для государственных нужд;

4) земельные участки, занятые объектами федерального значения или предназначенные для размещения таких объектов в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории;

5) земельные участки, предназначенные в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории для размещения объектов регионального значения, за исключением случаев, если подано заявление о передаче земельного участка в собственность субъекта Российской Федерации;

6) земельные участки, полномочия по управлению и распоряжению которыми переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации;

7) земельные участки, в отношении которых межведомственным коллегиальным органом, образованным в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» (далее - Федеральный закон «О содействии развитию жилищного строительства»), принято решение о целесообразности передачи органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению земельными участками, иными объектами недвижимого имущества, находящимися в федеральной собственности, в целях, предусмотренных Федеральным законом «О содействии развитию жилищного строительства», или о целесообразности совершения единым институтом развития в жилищной сфере юридических и иных действий, в том числе сделок, в отношении земельных участков, иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, в качестве агента Российской Федерации в целях, предусмотренных Федеральным законом «О содействии развитию жилищного строительства»;

8) земельные участки, которые на дату поступления заявления о безвозмездной передаче земельного участка включены в перечень земельных участков, подготовленный органом государственной власти субъекта Российской Федерации и поступивший в единый институт развития в жилищной сфере, или в отношении которых в единый институт развития в жилищной сфере поступили ходатайства, предусмотренные статьей 11 Федерального закона «О содействии развитию жилищного строительства», и (или) единым институтом развития в жилищной сфере осуществляется подготовка предложений в соответствии со статьей 11 Федерального закона «О содействии развитию жилищного строительства», если в отношении таких земельных участков не приняты решения, предусмотренные пунктом 3 части 1 статьи 12 Федерального закона «О содействии развитию жилищного строительства»;

9) земельные участки, предназначенные для размещения объектов, предусмотренных государственными программами или инвестиционными программами субъектов естественных монополий;

10) земельные участки, в отношении которых действует решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, принятое федеральным органом исполнительной власти, либо на официальном сайте размещено извещение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка;

11) земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании «Российские автомобильные дороги»;

12) земельные участки, предоставленные для размещения ограничиваемых в обороте объектов федерального железнодорожного транспорта, а также земельные участки, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы;

13) земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, предоставленные федеральным казенным предприятиям, федеральным государственным предприятиям, федеральным государственным учреждениям, созданным Российской Федерацией некоммерческим организациям, за исключением таких земельных участков, в отношении которых установлен факт неиспользования земельного участка по целевому назначению или использования земельного участка с нарушением законодательства Российской Федерации;

14) земельные участки, включенные в перечни государственного имущества и муниципального имущества, предусмотренные частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Положениями ст. 39.31 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что передача находящегося в федеральной собственности земельного участка в соответствии с настоящей статьей осуществляется по заявлению о передаче земельного участка, направляемому главой муниципального образования, высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) (далее в настоящей главе - заявление о передаче земельного участка). Заявление о передаче земельного участка подается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества (п. 1). В заявлении о передаче земельного участка указывается кадастровый номер земельного участка в случае, если сведения о земельном участке внесены в Единый государственный реестр недвижимости (п. 2). Не допускается требовать от заявителя иные документы, за исключением документов, предусмотренных настоящей статьей (п. 4). Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества, не позднее чем в течение одного месяца со дня поступления заявления о передаче земельного участка обязан принять и направить заявителю решение о безвозмездной передаче земельного участка из федеральной собственности в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации (далее в настоящей главе - решение о передаче земельного участка) или решение об отказе в безвозмездной передаче земельного участка из федеральной собственности в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации (далее в настоящей главе - решение об отказе в передаче земельного участка). В решении об отказе в передаче земельного участка должны быть указаны все основания для отказа в передаче земельного участка, и к нему должны быть приложены копии документов, подтверждающих наличие оснований для такого отказа (п. 5). Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества, уведомляет в порядке, установленном этим органом, единый институт развития в жилищной сфере о поступлении заявления о передаче земельного участка, а также о принятом в соответствии с настоящей статьей решении о передаче земельного участка или решении об отказе в передаче земельного участка (п. 6).

В соответствии с ч. 7 ст. 39.31 Земельного кодекса РФ решение об отказе в передаче земельного участка принимается при наличии следующих оснований: 1) земельный участок, предусмотренный заявлением о передаче земельного участка, не подлежит передаче в соответствии с пунктом 2 статьи 39.30 настоящего Кодекса; 2) в заявлении о передаче земельного участка не указан кадастровый номер земельного участка либо к этому заявлению не приложены утвержденный проект межевания территории, в границах которой расположен такой земельный участок, или схема расположения земельного участка в случае, если такой земельный участок предстоит образовать; 3) имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса; 4) земельный участок, предусмотренный заявлением о передаче земельного участка, предоставлен федеральному органу государственной власти, его территориальному органу, федеральному казенному предприятию, федеральному государственному предприятию, федеральному государственному учреждению, созданной Российской Федерацией некоммерческой организации и отсутствуют предусмотренные статьями 45 - 47 настоящего Кодекса основания для прекращения права постоянного (бессрочного) пользования, права безвозмездного пользования таким земельным участком, расторжения договора аренды такого земельного участка или договора безвозмездного пользования таким земельным участком.

Решение о передаче земельного участка является основанием для обеспечения муниципальным образованием или субъектом Российской Федерации за счет средств соответственно местного бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации выполнения кадастровых работ, необходимых для уточнения границ передаваемых земельных участков или образования земельного участка, и государственной регистрации права собственности муниципального образования или субъекта Российской Федерации (п. 10).

В ходе рассмотрения дела установлено и не оспаривалось лицами, участвующими в деле, что земельный участок с кадастровым номером площадью 1 003 311+/-11 911 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, частично расположен в границах зоны с реестровым номером от 25 февраля 2019 года, вид/наименование: придорожная полоса автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-10 «Россия» Москва-Тверь-Великий Новгород-Санкт-Петербург на участке км. 141+837 – км. 207-285 в границах Калининского района Тверской области, тип: придорожная полоса.

В соответствии с картографическими материалами Генерального плана Эммаусского сельского поселения Калининского района Тверской области, выполненными на цифровой картографической основе разработанной ООО «Гео.Групп.Проект» в масштабе 1:10000, на земельном участке с кадастровым номером отображен мелиоративный канал (т. 2 л.д. 12-13).

Согласно ответа Тверского филиала ФГБУ «Управление «Спецмелиоводхоз» от 01 марта 2022 года (т. 2 л.д. 20) в границах земельного участка с кадастровым номером площадью 100,33 га находится часть осушительной сети объекта мелиорации «Семеновское болото», состоящая из закрытой коллекторно-дренажной сети и открытых каналов. Поступающая в дрены вода отводится в открытые каналы, затем через ручьи в р. Волга. Объект мелиорации «Семеновское болото» общей площадью осушения 304 га введен в эксплуатацию в 1975 году и передан на баланс ГНИУ ВНИИМЗ. В 2005 году по разрешению Россельхозакадемии осушительная система объект «Семеновское болото» был списан как физически изношенное недвижимое имущество, полностью проамортизированное, не подлежащее ремонту и восстановлению. На этом основании земельные участки объекта мелиорации исключены из учета мелиорированных земель и переведены в разряд немелиорированных.

В силу положений п. 4 ст. 1 Водного кодекса РФ водный объект представляет собой природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.

В соответствии со ст. 2 ФЗ «О мелиорации земель» мелиоративные системы представляют собой комплексы взаимосвязанных гидротехнических и других сооружений и устройств (каналы, коллекторы, трубопроводы, водохранилища, плотины, дамбы, насосные станции, водозаборы, другие сооружения и устройства на мелиорируемых землях), обеспечивающих создание оптимальных водного, воздушного, теплового и питательного режимов на мелиорируемых землях.

Таким образом, анализируя вышеуказанные положения закона в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что сами по себе мелиоративные каналы не имеют самостоятельного функционального назначения, поскольку созданы исключительно в целях улучшения качества земель и обслуживают только земельный участок, на котором они расположены, а потому не могут быть расценены в качестве водных объектов, обладающих индивидуально-определенными признаками.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что, отказывая административному истцу в предоставлении в собственность земельного участка по основанию, предусмотренному пунктом 2 ст. 39.30 Земельного кодека РФ, без учета иных вышеприведенных положений закона, Территориальное управление государственным имуществом в Тверской области нарушила нормы действующего законодательства.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о признании незаконным и отмене решения Территориального управления государственным имуществом в Тверской области от 17 сентября 2021 года № 69-КН-02/4450 об отказе в реализации администрации МО «Эммаусское сельское поселение» Калининского района Тверской области права на безвозмездное приобретение земельного участка.

Одной из задач административного судопроизводства является судебная защита нарушенных прав, свобод и законных интересов. Суд проверяет законность действий или бездействия органов публичной власти, но не вправе подменять своими решениями их полномочия. Если орган публичной власти фактически не принимал решения в том виде и того содержания, которые предусмотрены требованиями закона, суд не вправе самостоятельно принимать решения, не относящиеся к его компетенции.

С учетом изложенного, суд полагает необходимым возложить на Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в лице Территориального управления государственным имуществом в Тверской области обязанность повторно рассмотреть заявление администрации МО «Эммаусское сельское поселение» Калининского района Тверской области о безвозмездной передаче в собственность МО «Эммаусское сельское поселение» Калининского района Тверской области земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 39.30 Земельного кодекса РФ.

На основании изложенного, руководствуясь статьями ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования администрации МО «Эммаусское сельское поселение» Калининского района Тверской области к Территориальному управлению государственным имуществом в Тверской области, Федеральному агентству по управлению государственным имуществом о признании незаконным отказа в безвозмездной передаче в собственность земельного участка и возложении обязанности безвозмездно передать земельный участок в собственность муниципального образования – удовлетворить.

Признать незаконным и отменить решение Территориального управления государственным имуществом в Тверской области от 17 сентября 2021 года № 69-КН-02/4450 об отказе в реализации администрации МО «Эммаусское сельское поселение» Калининского района Тверской области права на безвозмездное приобретение земельного участка.

Возложить на Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в лице Территориального управления государственным имуществом в Тверской области обязанность повторно рассмотреть заявление администрации МО «Эммаусское сельское поселение» Калининского района Тверской области о безвозмездной передаче в собственность МО «Эммаусское сельское поселение» Калининского района Тверской области земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 39.30 Земельного кодекса РФ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд с подачей жалобы через Центральный районный суд города Твери в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение составлено в окончательной форме 25 марта 2022 года.

Председательствующий И.Ю. Райская

Дело № 2а-128/2022 (УИД 69RS0040-02-2021-007479-37)