Дело № 2а-1354/2023
УИД: 59RS0035-01-2023-001333-60
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Соликамск 15 июня 2023 года
Соликамский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Рожковой Е.С.,
при помощнике судьи Гариной Н.А.,
с участием административного истца Сайфаева ФИО10
представителя административного истца – адвоката Кочетовой ФИО11
представителя административных ответчиков ФКУ ИК-№ ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю, ФСИН России – Гаврилюк О.Н., действующей на основании доверенностей,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Соликамского городского суда Пермского края с использованием системы видеоконференц-связи административное дело по административному исковому заявлению Сайфаева ФИО4а к ФКУ ИК-№ ОУХД ГУФИО3 по Пермскому краю, ФСИН России о признании незаконными приказа начальника ФКУ ИК-№ ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю № от <дата> в части и запрета администрации ФКУ ИК-№ ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю, возложении обязанности, взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении,
у с т а н о в и л:
Административный истец Сайфаев ФИО12. обратился в Соликамский городской суд Пермского края с административным иском к ФКУ ИК-№ ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю о признании незаконными приказа начальника ФКУ ИК-№ ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю № от <дата> в части и запрета администрации ФКУ ИК-№ ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю, возложении обязанности, взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении. В обоснование административных исковых требований указал, что в настоящее время отбывает наказание в ФКУ ИК-№ ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю. Приказом начальника ФКУ ИК-№ ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю от <дата>№ утвержден распорядок дня для осужденных, отбывающих наказание в строгих условиях содержания, который, в частности, включает в себя время для просмотра телепередач, продолжительностью 1 час (с 19.05 до 20.05). При этом администрация ФКУ ИК-№ ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю ограничивает осужденных в выборе телеканала для просмотра, транслируя телепередачи одного телеканала в течение всего времени просмотра и запрещая переключать телевизор на другой телеканал. Полагает, что приказ начальника ФКУ ИК-№ ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю от <дата>№ в части времени, установленного для просмотра телепередач, а также запрет на самостоятельный выбор телеканала для просмотра из числа обязательных общедоступных телеканалов, определенных Законом РФ от <дата>№ «О средствах массовой информации», нарушает его права, свободы и законные интересы, право на получение информации любым законным способом и право на доступ к культурным ценностям. Кроме того, ограничивают право осужденных на просмотр телепередач, определяя продолжительность этого мероприятия периодом, установленным распорядком дня для личного времени, следовательно, минимальный период времени, определенный распорядком дня для просмотра телепередач, должен составлять не менее двух часов. При этом, четко разграничивая и регламентируя положение осужденных по их категориям, в частности, отбывающих пожизненное лишение свободы в исправительных колониях особого режима в облегченных, обычных, строгих условиях содержания, ни УИК РФ, ни ПВР ИУ не предусматривают каких-либо различий и ограничений, связанных с правом осужденных, отбывающих наказание в СУС, на просмотр телепередач, равно как и на просмотр кино-видеофильмов в праздничные и выходные дни или на прослушивание радиопередач. Просит признать приказ начальника ФКУ ИК-№ ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю от <дата>№ в части ограничения времени просмотра телепередач для осужденных, отбывающих наказание в строгих условиях содержания, периодом с 19.05 до 20.05 часов, незаконным, нарушающим его права, свободы и условия содержания в исправительном учреждении, а также признать незаконным запрет администрации ФКУ ИК-№ ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю, лишающим его права выбирать для просмотра телеканал из числа обязательных общедоступных телеканалов, возложить обязанность на администрацию ФКУ ИК-№ ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю привести приказ начальника ФКУ ИК-№ ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю от <дата>№, в части времени, установленного распорядком дня для просмотра телепередач, в соответствие с нормами и требованиями уголовно-исполнительного законодательства, и обеспечить возможность просмотра телевизора в течение всего периода, отведенного распорядком дня для личного времени, предоставив возможность самостоятельно выбирать для просмотра любой из обязательных общедоступных телеканалов, взыскать компенсацию за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 300 000 рублей.
Определением суда от <дата> в протокольной форме к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена ФСИН России.
Административный истец Сайфаев ФИО13., принимавший участие в судебном заседании посредством системы видеоконференц-связи, административные исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в административном иске и письменном объяснении. Полагает, что нарушены условия его содержания в ФКУ ИК-№ ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю, в связи с чем, просит взыскать компенсацию.
Представитель административного истца – адвокат Кочетова ФИО14 действующая на основании ордера, в судебном заседании поддержала заявленные административные исковые требования, которые считает законными и обоснованными.
Представитель административных ответчиков ФКУ ИК-№ ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю, ФСИН России Гаврилюк О.Н., действующая на основании доверенностей, в судебном заседании административные исковые требования не признала по доводам, изложенным в письменном отзыве на административное исковое заявление, просила отказать в удовлетворении административного иска в полном объеме.
Заслушав административного истца, представителя административного истца, представителя административных ответчиков ФКУ ИК-№ ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю, ФСИН России, изучив доводы административного искового заявления, письменного отзыва административных ответчиков, представленные сторонами доказательства, проанализировав нормы материального права, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 указанной статьи (нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, соблюдены ли сроки обращения в суд), возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 (соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения) и в части 10 указанной статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Из разъяснений Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <дата>№ «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» следует, что суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Таким образом, при разрешении публично-правового спора для удовлетворения заявления необходимо установить совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого решения (действия) закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушение этим решением (действием) прав либо свобод заявителя.
В соответствии с ч. 1 ст. 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Частью 5 статьи 227.1 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с ч. 1 ст. 227.1 КАС РФ, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.
В силу ч. 4 ст. 29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Исходя из положений ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно Определению Конституционного Суда РФ от <дата>№-О такие ограничения, в частности, могут быть связаны с применением к лицам, совершившим преступления, уголовного наказания в качестве меры государственного принуждения, особенность которого состоит в том, что при его исполнении на осужденного осуществляется специфическое воздействие, выражающееся в лишении или ограничении его определенных прав и свобод и возложении на него определенных обязанностей.
Из Закона Российской Федерации от <дата>№ «Об учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации» (в редакции от <дата>) следует, что деятельность уголовно-исполнительной системы осуществляется на основе принципов законности, гуманизма, уважения прав человека.
В соответствии со ст. 13 Закона Российской Федерации от <дата>№ «Об учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации» (в редакции от <дата>) учреждения, исполняющие наказания, обязаны: обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации; создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях.
Общие положения и принципы исполнения наказаний, применения иных мер уголовно-правового характера, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации, порядок и условия исполнения и отбывания наказаний, применения средств исправления осужденных, порядок деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания устанавливает Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от <дата> № 1-ФЗ (далее - УИК РФ).
Задачами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации (часть 2 статьи 1 УИК РФ).
Согласно положениям ст. 9 УИК РФ исправление осужденных - это формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения. Основными средствами исправления осужденных являются: установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональное обучение и общественное воздействие. Средства исправления осужденных применяются с учетом вида наказания, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденных и их поведения.
Частями 1 и 2 статьи 10 УИК РФ предусмотрено, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Исходя из положений ч. 11 ст. 12 УИК РФ при осуществлении прав осужденных не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний, а также ущемляться права и законные интересы других лиц.
Частями 1 и 2 ст. 12.1 УИК РФ предусмотрено, что лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.
Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
Меры принуждения, ограничивающие свободу и личную неприкосновенность, применяемые в связи с необходимостью изоляции лица от общества, пребывания в ограниченном пространстве, должны осуществляться без нарушения условий содержания лиц, подвергнутых таким мерам.
Под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий и питанием, прогулки (пункты 1, 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата>№ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания»).
Принудительное содержание лишенных свободы лиц в предназначенных для этого местах, их перемещение в транспортных средствах должно осуществляться в соответствии с принципами законности, справедливости, равенства всех перед законом, гуманизма, защиты от дискриминации, личной безопасности, охраны здоровья граждан, что исключает пытки, другое жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение и, соответственно, не допускает незаконное - как физическое, так и психическое - воздействие на человека (далее - запрещенные виды обращения). Иное является нарушением условий содержания лишенных свободы лиц (п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <дата>№ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания»).
Согласно п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <дата>№ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» нарушение условий содержания является основанием для обращения лишенных свободы лиц за судебной защитой, если они полагают, что действиями (бездействием), решениями или иными актами органов государственной власти, их территориальных органов или учреждений, должностных лиц и государственных служащих (далее - органы или учреждения, должностные лица) нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы (статья 46 Конституции Российской Федерации).
Частью 1 статьи 82 УИК РФ определено, что режим в исправительных учреждениях - установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий, в частности, охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов.
На основании ч. 1 ст. 109 УИК РФ воспитательная работа с осужденными к лишению свободы направлена на их исправление, формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, на повышение их образовательного и культурного уровня.
Согласно ч. 1 ст. 110 УИК РФ в исправительных учреждениях осуществляется нравственное, правовое, трудовое, физическое и иное воспитание осужденных к лишению свободы, способствующее их исправлению. Воспитательная работа с осужденными организуется дифференцированно с учетом вида исправительного учреждения, срока наказания, условий содержания в индивидуальных, групповых и массовых формах на основе психолого-педагогических методов (ч. 2 ст. 110 УИК РФ).
В исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации (ч. 3 ст. 82 УИК РФ).
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от <дата>№ утверждены Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений (далее – Правила внутреннего распорядка), действующие с <дата>.
Как установлено судом и следует из материалов дела, административный истец Сайфаев ФИО15<дата> года рождения, отбывает наказание в виде пожизненного лишения свободы в ФКУ ИК-№ ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю с <дата>, с <дата> содержится в строгих условиях отбывания наказания.
Частью 4 статьи 121 УИК РФ установлено, что осужденные, отбывающие наказание в строгих условиях, проживают в запираемых помещениях.
В соответствии с ч. 1 ст. 94 УИК РФ осужденным к лишению свободы, кроме отбывающих наказание в тюрьме, а также осужденным, переведенным в штрафные изоляторы, помещения камерного типа, единые помещения камерного типа и одиночные камеры, демонстрируются кинофильмы и видеофильмы не реже одного раза в неделю.
Осужденным, кроме переведенных в штрафные изоляторы, помещения камерного типа, единые помещения камерного типа и одиночные камеры, разрешается просмотр телепередач в свободные от работы часы, кроме времени, отведенного распорядком дня для ночного отдыха (ч. 2 ст. 94 УИК РФ).
Правилами внутреннего распорядка установлено, что осужденные к лишению свободы обязаны соблюдать распорядок дня, установленный в ИУ (п. 10.2).
Пунктом 395 Правил внутреннего распорядка закреплено, что распорядок дня осужденных к лишению свободы в ИУ (за исключением ВК) включает в себя время подъема, утреннего и вечернего туалета, физической зарядки, приема пищи, вывода на работу и с работы, нахождения на производстве, учебе, воспитательных, культурно-массовых и спортивно-массовых мероприятиях, проверок наличия осужденных к лишению свободы, отбоя, личное время. При этом гарантируется непрерывный восьмичасовой сон осужденных к лишению свободы.
Согласно п. 399 Правил внутреннего распорядка, распорядок дня осужденных к лишению свободы (за исключением ВК) утверждается приказом начальника ИУ или лица, его замещающего, на основе примерного распорядка дня осужденных к лишению свободы. Утвержденный распорядок дня осужденных к лишению свободы доводится до сведения администрации ИУ и осужденных к лишению свободы, в том числе с использованием информационного терминала (при его наличии и технической возможности), и размещается в общедоступных местах в виде наглядной информации.
В силу п. 6.21 Правил внутреннего распорядка осужденные к лишению свободы имеют право участвовать в культурно-массовых и спортивных мероприятиях, пользоваться библиотекой, настольными играми, прослушивать радиопередачи, осуществлять просмотр телепередач, кино- и видеофильмов в определенное распорядком дня осужденных к лишению свободы время.
Положениями п. 51 Правил внутреннего распорядка телевизоры, радиоприемники, DVD- и аудиопроигрыватели устанавливаются в местах коллективного пользования, определяемых администрацией ИУ. Просмотр телевизора осуществляется осужденными к лишению свободы в личное время с обеспечением возможности просмотра обязательных общедоступных телеканалов (при наличии технической возможности).
В соответствии с Положением о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от <дата>№, ФСИН России осуществляет справочно-информационное обеспечение учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.
Согласно указаниям ФСИН России от <дата> исх. №, от <дата>№, от <дата>№, от <дата>№, в учреждениях уголовно-исполнительной системы созданы сети кабельного телевидения, программа показа осужденным кинофильмов и видеофильмов определяется администрацией исправительного учреждения. Для показа общероссийских общедоступных каналов телеприемники должны быть подключены к общей телевизионной антенне, установленной в ИУ. При этом у телеприемников должна отсутствовать функция настройки каналов.
Методическими рекомендациями ФСИН России от <дата>№ «О порядке демонстрации кинофильмов и видеофильмов, использования телевидения, радиовещания, литературы, газет и журналов в организации воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях», а также рекомендациями от <дата>№ «По организации работы студии кабельного телевидения в исправительных учреждениях ФСИН России» время просмотра телепередач рекомендуется определять с учетом имеющейся программы телевидения на неделю. Целесообразен показ телепередач общественно-политической, духовной, нравственной и спортивной тематики. Просмотр телепередач должен осуществляться под контролем администрации исправительного учреждения.
Для приема телевизионных каналов необходимо использовать антенны общего пользования либо, при наличии технических возможностей, централизованное кабельное телевидение.
В соответствии с методическими рекомендациями ФСИН России «О порядке демонстрации кинофильмов и видеофильмов, использования телевидения, радиовещания, литературы, газет и журналов в организации воспитательной работы с осужденными в ИУ» № от <дата>, для осужденных, содержащихся в строгих условиях отбывания наказания, время просмотра телепередач целесообразно устанавливать отдельно.
Исходя из положений статьи 32.1 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» от <дата>№, к обязательным общедоступным телеканалам и (или) радиоканалам относятся: 1) общероссийские обязательные общедоступные телеканалы и радиоканалы, перечень которых утверждает Президент Российской Федерации в целях сохранения и обеспечения единого информационного пространства Российской Федерации; 2) телеканалы, получившие право на осуществление эфирного цифрового наземного вещания с использованием позиций в мультиплексах на всей территории Российской Федерации; 3) обязательные общедоступные телеканалы субъектов Российской Федерации; 4) муниципальные обязательные общедоступные телеканалы.
Перечень общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов утвержден Указом Президента Российской Федерации от <дата>№, в который включены: 1. Первый канал (открытое акционерное общество «Первый канал»); 2. Телеканал «ФИО3» (ФИО3-1) (федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания»); 3. Телеканал «Матч ТВ» (общество с ограниченной ответственностью «Национальный спортивный телеканал»); 4. Телекомпания НТВ (открытое акционерное общество «Телекомпания НТВ»); 5. Петербург - 5 канал (открытое акционерное общество «Телерадиокомпания "Петербург»); 6. Телеканал «ФИО3 – Культура» (ФИО3-К) (федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания»); 7. Российский информационный канал «ФИО3-24» (ФИО3-24) (федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания»); 8. Детско-юношеский телеканал «Карусель» (закрытое акционерное общество «Карусель»); 9. Телеканал «Общественное телевидение ФИО3» (автономная некоммерческая организация «Общественное телевидение ФИО3»); 10. ТВ ЦЕНТР - Москва (открытое акционерное общество «ТВ Центр»).
Согласно Правилам внутреннего распорядка исправительных учреждений, распорядок дня осужденных, содержащихся в строгих условиях отбывания наказания, устанавливается отдельно.
Приказом начальника ФКУ ИК-№ ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю от <дата>№ «Об утверждении распорядка дня осужденных, а также определении перечня вещей и предметов, которые осужденные к пожизненному лишению свободы могут иметь при себе в камерах ФКУ ИК-№ ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю» утвержден распорядок дня осужденных, содержащихся в строгих условиях отбывания наказания ФКУ ИК-№ ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю.
В соответствии с утвержденным распорядком дня осужденных, содержащихся в строгих условиях отбывания наказания ФКУ ИК-№ ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю, предусмотрено личное время осужденных ежедневно с 19.05 до 21.05 часов и время для просмотра телепередач, в том числе новостных, (согласно расписанию) ежедневно с 19.05 до 20.05 часов.
Согласно пункту 8 примечаний к распорядку дня, предусмотрен общий просмотр кинофильма в воскресенье с 19.05 до 21.45 часов.
В жилой камере административного истца установлен телевизионный приемник, подключенный к сети кабельного телевидения, созданной на основании указаний ФСИН России (от <дата> исх. №). Прием каналов осуществляется посредством цифровой телевизионной приставки. Пакет цифровых каналов РТРС-1 (первый мультиплекс) включает общероссийские обязательные общедоступные телеканалы и радиоканалы. Десять телеканалов для трансляции в составе пакета РТРС-2 (второй мультиплекс) отобрала Федеральная конкурсная комиссия по телерадиовещанию (<дата>, <дата> и <дата>). Цифровые телеканалы транслируются в стандарте DVB-Т2.
Из анализа сведений, содержащихся в графиках транслируемых телепередач по кабельному телевидению за периоды с 01.05. по <дата>, с 08.05. по <дата>, с 15.05. по <дата>, с 22.05. по <дата>, с 29.05. по <дата>, с 05.06. по <дата>, утвержденных начальником и врио начальника ФКУ ИК-№ ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю, копии которых представлены в материалы дела, следует, что осуществляется ежедневный просмотр телепередач, в том числе новостных, и кинофильмов в течение одного часа в вечернее время с 19.05 до 20.05 часов, что не оспаривалось административным истцом в судебном заседании. В соответствии с примечанием: время просмотра телепередач: по будням и в субботу – СУС с 19.05 до 20.05 часов; в воскресенье – СУС с 14.30 до 15.30 часов; время просмотра кинофильма в воскресенье – общий просмотр с 19.05 до 21.50 часов.
Довод административного истца о том, что администрация ФКУ ИК-2 ограничивает осужденных в выборе телеканала, транслируя телепередачи одного телеканала в течение всего времени просмотра и запрещая переключать телевизор на другой телеканал, судом отклоняется, поскольку осужденные не обладают правом выбора телеканалов для просмотра телепередач и кинофильмов. Решение о выборе телепередач и кинофильмов для просмотра осужденными принимает администрация учреждения и составляет соответствующее расписание на неделю из числа общедоступных каналов, подлежащих обязательному распространению.
Многочисленные доводы административного истца о том, что приказ от <дата>№ в части времени, установленного для просмотра телепередач, а также запрет на самостоятельный выбор телеканала для просмотра из числа обязательных общедоступных телеканалов нарушает его права, свободы и законные интересы; ограничивают право на просмотр телепередач, определяя продолжительность этого мероприятия периодом, установленным распорядком дня для личного времени; минимальный период времени, определенный распорядком дня для просмотра телепередач, должен составлять не менее двух часов, судом отклоняются. Из приведенных выше законоположений следует, что Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений лишь устанавливают право осужденных на просмотр телепередач в личное время, а не регламентируют вопросы отбора телепередач для просмотра осужденными в личное время. Данное ограничение режима отбывания наказания в исправительных учреждениях направлено на обеспечение безопасности содержащихся в них лиц и персонала, иных лиц, соблюдение прав осужденных, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации, включая воспитательную работу осужденных. Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации, предусматривая обязанность администрации исправительного учреждения обеспечить коллективный просмотр осужденными телепередач с учетом баланса их интересов, не возлагает на нее обязанностей по обеспечению просмотра осужденными к лишению свободы каких-либо конкретных или объединенных по отдельным признакам кинофильмов, видеофильмов, телевизионных каналов и передач, а также по обеспечению просмотра определенным осужденным телевизионных программ по их выбору. Время просмотра телевизора в течение 60 минут для осужденных, содержащихся в строгих условиях отбывания наказания, установлено с учетом дифференцированного подхода к воспитательному воздействию на осужденных, а также с целью стимулирования их к правопослушному поведению, стремлению к переводу из строгих в обычные условия отбывания наказания, а также профилактике нарушений установленного порядка отбывания наказания.
Доводы представителя административного истца о том, что указания ФСИН России от <дата>, от <дата>, от <дата>, от <дата> носят рекомендательный характер, правовых норм не содержат, не могут быть использованы для доказывания законности действий администрации ФКУ ИК-№, нормативными актами не являются, не свидетельствуют о незаконности оспариваемого приказа и запрета администрации ФКУ ИК-2 на самостоятельный выбор телеканала для просмотра.
С учетом изложенного, основания для удовлетворения заявленных требований о признании незаконными приказа начальника ФКУ ИК-№ ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю от <дата>№ в части ограничения времени просмотра телепередач для осужденных, отбывающих наказание в строгих условиях содержания, и запрета администрации ФКУ ИК-№ ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю, лишающим его права выбора для просмотра телеканала из числа обязательных общедоступных телеканалов, отсутствуют. Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих доводы административных ответчиков, как доводы административного иска, так и пояснения административного истца не содержат. Представленное решение Белозерского районного суда <...> от <дата> преюдициального значения для данного дела не имеет, поскольку этим судом установлены обстоятельства содержания истца в ином исправительном учреждении.
В силу п. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Из анализа указанного положения следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина не были нарушены.
При указанных обстоятельствах, поскольку в судебном заседании не установлено незаконных действий административных ответчиков и нарушений прав административного истца, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения административных исковых требований не имеется в полном объеме.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходит из того, что оспариваемые действия административных ответчиков не противоречат требованиям действующего законодательства, факта нарушения оспариваемыми действиями прав и свобод административного истца судом не установлено.
В соответствии с ч. 3 ст. 227.1 КАС РФ требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Поскольку в судебном заседании не установлено незаконных действий административных ответчиков и нарушений прав административного истца, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения административных исковых требований в части компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 300 000 рублей не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Административное исковое заявление Сайфаева ФИО4а к ФКУ ИК-№ ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю, ФСИН России о признании незаконными приказа начальника ФКУ ИК-№ ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю № от <дата> в части ограничения времени просмотра телепередач для осужденных, отбывающих наказание в строгих условиях содержания, периодом с 19.05 часов до 20.05 часов и запрета администрации ФКУ ИК-№ ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю в части выбора для просмотра телеканала из числа обязательных общедоступных телеканалов, возложении обязанности, взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении – оставить без удовлетворения в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Соликамский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме (<дата>).
Судья Е.С. Рожкова