ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1412/20 от 14.09.2020 Соликамского городского суда (Пермский край)

УИД

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Соликамск 14 сентября 2020 года

Соликамский городской суд Пермского края в составе

председательствующего судьи Новиковой О.В.,

при секретаре судебного заседания Зебзеевой Э.М.,

с участием

административного истца ФИО1,

представителя административных ответчиков ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Соликамск административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к ФКУ ИК-2 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю, ФСИН России об оспаривании действий и решений,

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратился в Соликамский городской суд Пермского края с административным исковым заявлением, указав, что на протяжении 10 лет руководящие должностные лица ФКУ ИК-2 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю из личных неприязненных отношений по социальному признаку отбывания уголовного наказания в виде пожизненного лишения свободы и своего несоответствия по сговору с руководством ФСИН ввели цензуру на просмотр новостных, развлекательных телепередач и кинофильмов, которые в соответствии с федеральным законодательством Российской Федерации транслируются на всей территории Российской Федерации, то есть разрешенные к просмотру телеканалы, фильмы и телепередачи гражданам Российской Федерации.

Кроме того, должностными лицами ФКУ ИК-2 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю введена дискриминация по просмотру телевизора по времени по социальному признаку отбывания наказания осужденных в строгих и обычных условиях содержания (осужденным в строгих условиях содержания разрешено смотреть телевизор 1 час в сутки с 19.00 часов до 20.00 часов, осужденным в обычных условиях содержания разрешено смотреть телевизор 2 часа 40 минут в сутки с 19.00 часов до 21.40 часов).

Подборка телеканалов, телепередач и кинофильмов ведется таким образом, что с учетом рекламы осужденные, особенно на строгих условиях содержания, не могут посмотреть полноценно ни один из сериалов, ни одну из передач или кинофильмов, транслируемых по телевизору. Подборка телепередач по тематике производит насилие на психическую нервную систему осужденного, что формирует негатив, психические и психологические расстройства личности, развивается комплекс неполноценности (ущербности).

В новогодние, праздничные дни осужденные лишены просмотра телевизора. Чемпионат мира по футболу 2018 года отказались показывать.

Должностные лица в ответ на его обращения ссылаются на распорядки дня осужденных, утвержденные начальником ФКУ ИК-2 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю от 29.01.2020 года, на Указания ФСИН России от 06.05.2010 года , от 12.02.2018 года , от 06.03.2018 года с мотивами, на основании которых производится цензура по просмотру новостей, телепередач и кинофильмов, которые на законе не основаны.

Просил признать незаконными действия должностных лиц ФКУ ИК-2 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю в реализации его прав и свобод на доступ к просмотру телевизора и производстве цензуры на общероссийские обязательные, общедоступные телеканалы и в производстве дискриминации по просмотру телевизора по времени по условиям содержания осужденных; признать несоответствующими закону и иным нормативным актам Российской Федерации Указания ФСИН России от 09.04.2010 года, от 06.05.2010 года, от 12.02.2018 года, от 06.03.2018 года; обязать ФСИН России выплатить компенсацию за нарушение условий содержания, предусмотренных частью 2 статьи 94 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации за 10-летний период в размере 600000 рублей плюс сумму возможных налогов, которыми может облагаться заявитель; обязать ФКУ ИК-2 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю за счет учреждения установить ФИО1 на телевизоре для общего просмотра приставку на антенну для цифрового телевещания; обязать должностных лиц ФКУ ИК-2 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю обязанности привести в соответствие с действующим законодательством, Указом Президента Российской Федерации просмотр телевизора осужденными в ИК-2 общероссийских обязательных общедоступных бесплатных каналов, которые транслируются на территории Российской Федерации.

Административный истец ФИО1, принимавший участия в судебном заседании посредством использования систем видеоконференц-связи, на удовлетворении административного иска настаивал по доводам, приведенным в заявлении. Дополнительно пояснил, что в ФКУ ИК-2 ОУХД ГУФСИН России отбывает наказание с 26.12.2004 года. До 2010 года каких-либо ограничений с просмотром телевизоров не существовало, тогда как с 2010 года было введено ограничение по длительности просмотра телевизора для осужденных, содержащихся на строгих условиях содержания в 40 минут, в дальнейшем время просмотра телевизора было увеличено до 1 часа в сутки. Поскольку время включения розеток совпадает с временем просмотра телевизора, последнее уменьшается в связи с необходимостью вскипятить осужденными, содержащимися в камере, чай. Столь незначительная длительность просмотра телевизора, отличающаяся от длительности просмотра телевизора на обычных условиях содержания (2 часа 40 минут), свидетельствует о дискриминации осужденных в зависимости от условий содержания и не позволяет просмотреть полностью весь фильм или передачу, чем нарушаются права осужденных, в том числе и его. Кроме того, передачи и фильмы, включаемые для просмотра осужденными, отбираются самими должностными лицами исправительного учреждения без учета пожеланий осужденных. Считает, что Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений не регулируют просмотр телевизора осужденными в зависимости от режима содержания. Должностные лица исправительного учреждения при введении цензуры на просмотр новостных, развлекательных телепередач и кинофильмов ссылаются не на федеральное законодательство, а на методические рекомендации, которые противоречат действующему законодательству.

Представитель административных ответчиков ФСИН России и ФКУ ИК-2 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю ФИО2, действуя на основании доверенностей, в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска в полном объеме по следующим основаниям. В жилой камере осужденного ФИО1 установлен телевизионный приемник, подключенный к сети кабельного телевидения, созданной на основании указания ФСИН России от 17.03.2010 года . Прием каналов осуществляется посредством цифровой телевизионной приставки. Пакет цифровых каналов РТРС-1 (первый мультиплекс) включает общероссийские обязательные общедоступные телеканалы и радиоканалы, перечень которых был определен Указом Президента Российской Федерации от 24.06.2009 года с последующими изменениями; 10 каналов отобрала Федеральная конкурсная комиссия по телерадиовещанию. Цифровые каналы транслируются в стандарте DVB-T2. Согласно Указаниям ФСИН России от <дата>, от 12.02.2018 года , от 06.03.2018 года программа показа осужденным кинофильмов и видеофильмов определяется администрацией исправительного учреждения. Для показа общероссийских общедоступных каналов телеприемники должны быть подключены к общей телевизионной антенне, установленной в исправительном учреждении. При этом у телеприемников должна отсутствовать функция настройки каналов. Целесообразен показ телепередач общественно-политической, духовно-нравственной и спортивной тематики. Для недопущения случаев просмотра осужденными телепередач и фильмов, содержащих сцены насилия, жестокости и порнографии, пропаганды криминальной субкультуры в колонии создана сеть кабельного телевидения, так как демонстрация осужденным фильмов и телепередач должна осуществляться под контролем представителей администрации. Социальная служба учреждения осуществляет отбор кинофильмов и телепередач, использование которых будет оказывать положительное влияние на исправление осужденных. Составляется соответствующее расписание на неделю, в которое включены разнообразные каналы («Первый», «Россия-1», «Культура», «НТВ», «Звезда», «Россия 24», «МАТЧ», «СТС», «ОТР», «Мир», «ТВ-Центр», «ТВ-3», «Рен-ТВ», «СПАС», «Пятница»), по которым транслируется новостная, познавательная информация, спортивные мероприятия, развлекательные передачи, художественные и документальные фильмы. Осужденным ИК-2 не реже одного раза в неделю демонстрируются кинофильмы, транслируемые российскими телеканалами, по воскресеньям производится обязательный общий просмотр кинофильма всеми осужденными, вне зависимости от условий содержания. Время просмотра осужденными телепередач и включение электророзеток определяется распорядком дня, в соответствии с которым просмотр телепередач осуществляется ежедневно строго в установленное время; время просмотра осужденными телепередач должно обеспечивать выполнение ими других мероприятий, предусмотренных распорядком дня, с учетом специфики учреждения. Согласно методическим рекомендациям ФСИН России от 06.05.2010 года для осужденных, содержащихся в строгих условиях отбывания наказания, время просмотра телепередач целесообразно устанавливать отдельно. Уголовно-исполнительное законодательство предусматривает различие в условиях отбывания наказания с теми или иными ограничениями в отношении осужденных, отбывающих наказание в строгих условиях. Законодательство не ограничивает администрацию исправительного учреждения в установлении каких-либо иных различий в условиях отбывания наказания осужденных, строгих или обычных.

Заслушав административного истца, представителя административных ответчиков, изучив материалы административного дела и дополнительно представленные документы, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований к удовлетворению административного иска.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет требование административного истца об оспаривании решения (постановления) должностного лица в том случае, если установит, что оспариваемое решение (постановление) не соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения, и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.

Частью 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации установлено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно положениям ст. 10 УИК РФ Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний (ч. 1).

При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Осужденные не могут быть освобождены от исполнения своих гражданских обязанностей, кроме случаев, установленных федеральным законом (ч. 2).

Права и обязанности осужденных определяются настоящим Кодексом исходя из порядка и условий отбывания конкретного вида наказания (ч. 4).

В соответствии с ч. 1 ст. 94 УИК РФ осужденным к лишению свободы, кроме отбывающих наказание в тюрьме, а также осужденным, переведенным в штрафные изоляторы, помещения камерного типа, единые помещения камерного типа и одиночные камеры, демонстрируются кинофильмы и видеофильмы не реже одного раза в неделю.

В судебном заседании установлено, что ФИО1 с 25.12.2004 года отбывает наказание в ФКУ ИК-2 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю (до реорганизации ИК-2 ФКУ ОИК-2 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю), содержится в строгих условиях отбывания наказания, не трудоустроен.

Согласно распорядку дня осужденных, содержащихся в строгих условиях отбывания наказания ФКУ ИК-2 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю, действовавшему на момент обращения административного истца в суд (утвержден приказом от 29.01.2020 года) и на момент рассмотрения дела (утвержден приказом от 21.07.2020 года) в период с 19.00 часов до 20.00 часов предусмотрено включение электророзеток, просмотр телепередач (согласно расписанию); примечанием к распорядку дня установлено, что в воскресенье просмотр телепередач для осужденных в жилых камерах осуществляется с 14.30 часов до 15.30 часов, просмотр кинофильма осуществляется с 19.00 часов до 21.40 часов.

До 2020 года распорядком дня осужденных, содержащихся в строгих условиях отбывания наказания ИК-2 ФКУ ОИК-2 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю, было установлено время просмотра телепередач (согласно расписанию) с 19.00 часов до 19.40 часов; примечанием к распорядку дня было установлено, что в воскресенье просмотр телепередач для осужденных в жилых камерах осуществляется с 14.30 часов до 17.00 часов.

Довод административного истца о том, что положения ст. 94 УИК РФ позволяют ему смотреть телевизор в любое свободное от сна время, суд находит основанным на ошибочном толковании правовой нормы.

Действительно, в силу ч. 2 ст. 94 УИК РФ, осужденным, кроме переведенных в штрафные изоляторы, помещения камерного типа, единые помещения камерного типа и одиночные камеры, разрешается просмотр телепередач в свободные от работы часы, кроме времени, отведенного распорядком дня для ночного отдыха.

Однако применение данной правовой нормы без учета иных положений УИК РФ, регламентирующих порядок отбывания уголовного наказания, не представляется возможным.

Так, в соответствии с положениями ст. 9 УИК РФ исправление осужденных - это формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения (ч. 1). Основными средствами исправления осужденных являются: установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональное обучение и общественное воздействие (ч. 2). Средства исправления осужденных применяются с учетом вида наказания, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденных и их поведения (ч. 3).

Согласно ч. 1 ст. 82 УИК РФ режим в исправительных учреждениях - установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.

Режим создает условия для применения других средств исправления осужденных – ч. 2 ст. 82 УИК РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 109 УИК РФ воспитательная работа с осужденными к лишению свободы направлена на их исправление, формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, на повышение их образовательного и культурного уровня.

Согласно ч. 1 ст. 110 УИК РФ в исправительных учреждениях осуществляется нравственное, правовое, трудовое, физическое и иное воспитание осужденных к лишению свободы, способствующее их исправлению.

Воспитательная работа с осужденными организуется дифференцированно с учетом вида исправительного учреждения, срока наказания, условий содержания в индивидуальных, групповых и массовых формах на основе психолого-педагогических методов (ч. 2 указанной нормы).

Приказом Минюста России от 16.12.2016 года утверждены Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений.

Из п. 20 Правил следует, что в каждом ИУ устанавливается регламентированный распорядок дня с учетом особенностей работы с тем или иным составом осужденных, времени года, местных условий и иных обстоятельств.

Согласно п. 21 Правил распорядок дня включает в себя время подъема, туалета, физической зарядки, приема пищи, развода на работу, нахождения на производстве, учебе, воспитательных, культурно-массовых и спортивно-массовых мероприятиях, отбоя. Предусматриваются непрерывный восьмичасовой сон осужденных и предоставление им личного времени. Не менее двух раз в семь дней обеспечивается помывка осужденных с еженедельной сменой нательного и постельного белья.

По смыслу содержания п. 22 Правил распорядок дня на основе примерного распорядка дня осужденных (приложение N 6), а также распорядок дня осужденных, содержащихся в ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ, одиночных камерах, на основе примерного распорядка дня осужденных, содержащихся в ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ, одиночных камерах (приложение N 7), утверждается приказом начальника ИУ, доводится до сведения администрации ИУ и осужденных и размещается в общедоступных местах в виде наглядной информации.

В примечании к приложению установлено, что распорядок дня составляется в каждом ИУ исходя из местных условий, продолжительности светового дня, времени года (п.1). В случае, если осужденные работают на производстве в несколько смен, распорядок составляется для каждой смены (п. 2). Распорядок дня осужденных, содержащихся в карантинном отделении, строгих условиях отбывания наказания, транзитно-пересыльном пункте, помещениях камерного типа, единых помещениях камерного типа, одиночных камерах колоний особого режима, штрафных изоляторах, а также находящихся в ежегодном оплачиваемом отпуске и размещенных в изолированных участках, устанавливается отдельно (вывод осужденных на прогулку осуществляется с учетом их желания, за исключением случаев, необходимых для технического осмотра камер) (п. 3). Распорядок в выходные и праздничные дни устанавливается с учетом воспитательных, культурно-массовых, спортивно-массовых и других мероприятий и утверждается приказом ИУ (п. 4).

На основании п. 16 Правил осужденные обязаны соблюдать распорядок дня, установленный в ИУ.

Таким образом, суд признает обоснованным определение конкретного временного промежутка просмотра телепередач осужденными в распорядке дня, что прав, свобод и законных интересов административного истца не нарушает.

Факт отдельного установления временного промежутка просмотра телепередач осужденными, содержащимися в строгих условиях отбывания наказания ФКУ ИК-2 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю, от временного промежутка просмотра телепередач осужденными, содержащимися на обычных условиях содержания наказания ФКУ ИК-2 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю, подтвержден в ходе рассмотрения дела соответствующими распорядками дня.

Однако данный факт с учетом вышеприведенных требований УИК РФ не свидетельствует о дискриминации осужденных по социальному признаку, поскольку поставлен в зависимость не от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а от вида исправительного учреждения, срока наказания, условий содержания осужденных, исходя из которых определяется конкретная воспитательная работа, проводимая с осужденными для достижения целей уголовного наказания, предусмотренных ч. 2 ст. 43 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Довод административного истца о том, что с учетом установленного распорядком дня времени просмотра телепередач ему не удается посмотреть полностью фильм, телепередачу, не может служить основанием для признания оспариваемых действий незаконными, поскольку администрация ФКУ ИК-2 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю лишена возможности изменять время начала и окончания трансляции той или иной телепередачи и кинофильма.

Фактически указанные требования ФИО1 направлены на пересмотр установленного в исправительном учреждении внутреннего распорядка, что недопустимо.

Таким образом, отсутствуют основания для удовлетворения требований о признании незаконными действий ФКУ ИК-2 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю по производству дискриминации по просмотру телевизора по времени по условиям содержания осужденных.

В ходе рассмотрения дела судом установлено, что просмотр телепередач и кинофильмов осуществляется осужденными во время, установленное для просмотра телепередач распорядком дня, согласно расписанию, утверждаемому еженедельно с учетом Методических рекомендаций о порядке демонстрации кинофильмов и видеофильмов, использования телевидения, радиовещания, литературы, газет и журналов в организации воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях; Методических рекомендаций по организации работы студии кабельного телевидения в исправительных учреждениях ФСИН России; Методических рекомендаций по организации воспитательной работы с осужденными в групповых и массовых формах.

Из представленных в материалы дела расписаний просмотра телепрограмм осужденными ИК-2, утвержденных начальником ФКУ ИК-2 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю, следует, что осужденным транслируются новостная, познавательная информация, спортивные мероприятия, развлекательные передачи, художественные и документальные фильмы, транслируемые на каналах «Первый канал», «Россия-1», «Россия-Культура», «НТВ», «Звезда», «Россия-24», «Матч ТВ», «СТС», «Общественное телевидение России», «Мир», «ТВ-Центр», «ТВ3», «РенТВ», «СПАС», «Пятница», включенных в перечень общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 24.06.2009 года № 715.

Довод административного истца о том, что администрацией ФКУ ИК-2 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю введена цензура на просмотр новостных, развлекательных телепередач и кинофильмов, суд находит ошибочным.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации» цензура массовой информации, то есть требование от редакции средства массовой информации со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей, - не допускается.

В спорных правоотношениях имеет место отбор кино- и видеофильмов, телепередач, которые будут оказывать положительное влияние на формирование личностных качеств и исправление осужденных, что не является цензурой массовой информации в смысле, придаваемом данному понятию в ч. 1 ст. 3 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации».

То обстоятельство, что административный истец не удовлетворен отбором телепередач и кинофильмов, транслируемых осужденным, не может служить основанием к признанию соответствующих действий администрации исправительного учреждения незаконными.

Таким образом, в ходе рассмотрения дела не нашел подтверждения довод административного истца о производстве административным ответчиком ФКУ ИК-2 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю цензуры на общероссийские обязательные, общедоступные телеканалы.

Данные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска в части требований о признании незаконными действий должностных лиц ФКУ ИК-2 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю в реализации прав и свобод на доступ к просмотру телевизора и производстве цензуры на общероссийские обязательные, общедоступные телеканалы и о возложении на должностных лиц ФКУ ИК-2 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю обязанности привести в соответствие с действующим законодательством, Указом Президента Российской Федерации просмотр телевизора осужденными в ИК-2 общероссийских обязательных общедоступных бесплатных каналов, которые транслируются на территории Российской Федерации.

Поскольку в ходе рассмотрения административного дела судом не установлен факт нарушения предусмотренных ч. 2 ст. 94 УИК РФ условий содержания ФИО1 в исправительном учреждении, не усматривает суд оснований для удовлетворения требований ФИО1 о взыскании компенсации.

Разрешая требования административного истца о признании незаконными Указаний ФСИН России суд учитывает следующее.

Согласно пункту 1 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 года № 1314, Федеральная служба исполнения наказаний является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания, и по контролю за нахождением лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, в местах исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов и (или) ограничений.

В соответствии с подп. 4 п. 7 Положения ФСИН России организует проведение с осужденными и лицами, содержащимися под стражей, воспитательной работы, направленной на их исправление.

В ходе рассмотрения дела установлено, что административным истцом оспариваются Указания ФСИН

- от 09.04.2010 года, предлагающие разработать комплекс мер по недопущению случаев просмотра осужденными телепередач и видеофильмов, содержащих сцены насилия жестокости и порнографии; организовать просмотр осужденными телепередач общественно-политической, духовно-нравственной и спортивной тематики только во время, отведенное распорядком дня;

- от 06.05.2010 года о направлении Методических рекомендаций о порядке демонстрации кинофильмов и видеофильмов, использования телевидения, радиовещания, литературы, газет и журналов в организации воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях; об организации их изучения, о принятии мер по упорядочению и обеспечению контроля за демонстрацией кинофильмов и видеофильмов, использования телевидения, радиовещания, литературы, газет и журналов в организации воспитательной работы с осужденными;

- от 12.02.2018 года о направлении для использования в практической деятельности методических рекомендаций по организации воспитательной работы с осужденными в групповых и массовых формах;

- от 06.03.2018 года о направлении для использования в практической деятельности методических рекомендаций по организации работы студии кабельного телевидения в исправительных учреждениях ФСИН России.

В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

В силу требований ч. 11 и п. 1 ч. 9 ст. 226 КАС РФ на лицо, обратившееся в суд, возлагается обязанность доказывания нарушения его прав, свобод и законных интересов.

Вместе с тем, из буквального содержания оспариваемых Указаний ФСИН России не следует, что ими нарушены или оспорены права, свободы и законные интересы административного истца ФИО1, созданы препятствия к осуществлению им прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Доказательств обратного материалы дела не содержат, таковые административным истцом в ходе рассмотрения дела представлены не были.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об отсутствии установленной п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации совокупности условий, обязательных для признания оспариваемых Указаний ФСИН России незаконными, что является основанием для отказа в удовлетворении данной части административного иска.

Требования административного истца о возложении на ФКУ ИК-2 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю обязанности за счет учреждения установить ФИО1 на телевизоре для общего просмотра приставку на антенну для цифрового телевещания суд также считает не подлежащими удовлетворению, поскольку соответствующие действия (бездействия) администрации исправительного учреждения незаконными не признавались, действующим законодательством обязанность исправительного учреждения по установке в камерах на телевизоре для общего просмотра приставки на антенну для цифрового телевещания не предусмотрена.

При данных обстоятельствах административный иск ФИО1 удовлетворению не подлежит в полном объеме.

Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

р е ш и л:

Отказать ФИО1 в удовлетворении административного иска

- о признании незаконными действий должностных лиц ФКУ ИК-2 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю в реализации прав и свобод на доступ к просмотру телевизора и производстве цензуры на общероссийские обязательные, общедоступные телеканалы, в производстве дискриминации по просмотру телевизора по времени по условиям содержания осужденных;

- о признании несоответствующими закону и иным нормативным актам Российской Федерации Указания ФСИН России от 09.04.2010 года, от 06.05.2010 года, от 12.02.2018 года, от 06.03.2018 года;

- о взыскании с ФСИН России компенсации за нарушение условий содержания, предусмотренных частью 2 статьи 94 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации;

- о возложении на ФКУ ИК-2 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю обязанности за счет учреждения установить ФИО1 на телевизоре для общего просмотра приставку на антенну для цифрового телевещания;

- о возложении на должностных лиц ФКУ ИК-2 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю обязанности привести в соответствие с действующим законодательством, Указом Президента Российской Федерации просмотр телевизора осужденными в ИК-2 общероссийских обязательных общедоступных бесплатных каналов, которые транслируются на территории Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Соликамский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме (23.09.2020 года).

Судья О.В. Новикова