ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1558-18 от 25.09.2018 Нерюнгринского городского суда (Республика Саха (Якутия))

№ 2а-1558-18

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

25 сентября 2018 г. г. Нерюнгри

Нерюнгринский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Софронова П.А., при секретаре Козловой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление

Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) к Некоммерческому партнерству по защите прав и интересов предпринимателей «Предприниматель» о ликвидации некоммерческой организации и об исключении ее из единого государственного реестра юридических лиц,

установил:

Управление Министерства юстиции РФ по РС (Я) обратилось в суд с указанным административным исковым заявлением к Некоммерческому партнерству по защите прав и интересов предпринимателей «Предприниматель», мотивируя свои требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ им принято решение о государственной регистрации административного ответчика. Запись о государственной регистрации организации внесена в Единый государственный реестр юридических лиц ДД.ММ.ГГГГ, с присвоением ОГРН . Однако, в нарушение п.п. 3, 3.1 ст.32 Федерального закона от 12 января1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» административный ответчик неоднократно не представлял необходимые сведения за период с 2015 по 2018 годы. Согласно письму ответчика фактически уставная деятельность организацией не осуществляется с ДД.ММ.ГГГГ. В связи с чем Управление Министерства юстиции РФ по РС (Я) просит ликвидировать Некоммерческое партнерство по защите прав и интересов предпринимателей «Предприниматель» и исключить его из Единого государственного реестра юридических лиц.

В судебном заседании представитель Управления Министерства юстиции РФ по РС (Я), с учетом ходатайства, участия не принимал.

Представитель Некоммерческого партнерства по защите прав и интересов предпринимателей «Предприниматель», которому по месту нахождения юридического лица было направлено извещение, в судебное заседание не явился и о причинах своей неявки не сообщил.

В силу положений ст. 14 КАС РФ, суд обязан обеспечить сторонам равные права на участие в судебном заседании и представление доказательств, участие в их исследовании, выступление в судебных прениях, представление суду своих доводов и объяснений, осуществление иных процессуальных прав, предусмотренных настоящим Кодексом, в связи с чем, стороны должны быть извещены надлежащим образом о судебном заседании.

Согласно ч. 5 ст. 96 КАС РФ судебное извещение, адресованное организации, направляется по месту ее нахождения.

В соответствии с п. 2 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц.

Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (статья 165.1 ГК РФ), доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.

При таких обстоятельствах, административный ответчик - юридическое лицо считается надлежаще уведомленным, в связи с чем административное заявление рассмотрено в отсутствие представителя юридического лица.

Изучив доказательства по делу, суд приходит к следующему.

В соответствии с абз. 2 п. 2 и п. 3 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае осуществления деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе религиозной организацией, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом. Данное требование может быть предъявлено в суд государственным органом, которому дано право на предъявление такого требования предоставлено законом.

В силу п. 4.1 ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, который осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1313, Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций, в том числе религиозных организаций.

Порядок осуществления данного надзора установлен Положением о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2012 года № 705.

Пунктом 2 указанного Положения установлено, что задачами государственного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций.

Предметом проверок является соблюдение некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, в том числе требований по расходованию некоммерческими организациями денежных средств и использованию ими иного имущества (пп. «а» п. 6 Положения).

Государственный надзор осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок соблюдения некоммерческими организациями требований, установленных Федеральным законом «О некоммерческих организациях», а также выполнения предупреждений (представлений) должностных лиц органов государственного надзора об устранении выявленных нарушений указанных требований (п. 3 и абз. 1 п. 5 Положения).

Должностные лица органов государственного надзора, указанные в пункте 9 Положения, при осуществлении государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право запрашивать у органов управления некоммерческой организации их распорядительные документы, за исключением документов, содержащих сведения, которые могут быть получены в соответствии с подпунктом "б" пункта 10 Положения; проводить проверки соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами; в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации и (или) совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, выносить письменное предупреждение (представление) с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее одного месяца, а также принимать иные меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации (п.п. «а, г, д» п. 10 Положения, а также п.п. «1, 4, 5» п. 5 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ).

В соответствии с п. 96 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом Минюста РФ от 30 декабря 2011 года № 456, центральный аппарат (территориальный орган) по результатам контроля вправе обратиться в суд с заявлением о ликвидации некоммерческой организации по основаниям, предусмотренным п. 10 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», ст. 61 ГК РФ.

Таким образом, Управление Министерства юстиции РФ по РС (Я) является государственным органом, которому дано право на предъявление требования о ликвидации некоммерческой организации предоставлено законом.

Пунктами 1 и 3 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» на некоммерческие организации возложена обязанность предоставлять информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами некоммерческой организации; представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также аудиторское заключение. При этом в документах, представляемых некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента, должны содержаться сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, полученных от иностранных источников, и об их фактическом расходовании и использовании. Формы представления указанных документов (за исключением аудиторского заключения) и сроки их представления с учетом сроков, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов руб., представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом (п. 3.1 ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ).

В соответствии с п. 10 ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных данной статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

Из материалов административного дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Управлением Министерства юстиции РФ по РС (Я) принято решение о государственной регистрации Некоммерческого партнерства по защите прав и интересов предпринимателей «Предприниматель». ДД.ММ.ГГГГ запись о некоммерческой организации включена в Единый государственный реестр юридических лиц, с присвоением ОГРН , учетный .

При этом за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ административный ответчик, в нарушение п.п.3, 3.1 статьи 32 Федерального закона от 12 октября 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», не предоставлял в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а также не представил в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие п.3.1 ст.32 указанного закона, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом. В связи с чем в отношении должностного лица административного ответчика истцом неоднократно были составлены протоколы об административном правонарушении, предусмотренном ст.19.7 КоАП РФ.

Так, постановлением мирового судьи судебного участка № 37 г. Нерюнгри РС (Я) от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо Некоммерческого партнерства по защите прав и интересов предпринимателей «Предприниматель» Л.Т.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.19.7 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 300 руб.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 37 г. Нерюнгри РС (Я) от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо Некоммерческого партнерства по защите прав и интересов предпринимателей «Предприниматель» Л.Т.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.19.7 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 300 руб.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 37 г. Нерюнгри РС (Я) от ДД.ММ.ГГГГ организация освобождена от административной ответственности в совершении административного правонарушения с объявление устного замечания.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 37 г. Нерюнгри РС (Я) от ДД.ММ.ГГГГ Некоммерческое партнерство по защите прав и интересов предпринимателей «Предприниматель» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.19.7 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 3 000 руб.

Из письменных пояснений Л.Т.А. от ДД.ММ.ГГГГ, которая числится генеральным директором Некоммерческого партнерства по защите прав и интересов предпринимателей «Предприниматель» согласно выписке из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ какую-либо деятельность Партнерство не осуществляет, отчеты не сдает, бухучет не ведет. Полагает, что имеются все основания для исключения юридического лица из ЕГРЮЛ, денежные средства на процедуру ликвидации у Партнерства отсутствуют.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что Некоммерческим партнерством по защите прав и интересов предпринимателей «Предприниматель» допущены неоднократные и грубые нарушения требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций, которые носят систематический характер, подтверждаются необходимым и достаточным количеством имеющихся в деле доказательств, каких-либо мер по своевременному устранению указанных нарушений организацией не предпринято. В связи с чем исковые требования подлежат полному удовлетворению.

В силу п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве административных истцов или административных ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины.

В силу ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В связи с чем с Некоммерческого партнерства по защите прав и интересов предпринимателей «Предприниматель» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6 000 руб., которая зачисляется в доход МО «Нерюнгринский район».

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175 - 180 КАС РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) к Некоммерческому партнерству по защите прав и интересов предпринимателей «Предприниматель» о ликвидации некоммерческой организации и об исключении ее из единого государственного реестра юридических лиц удовлетворить.

Ликвидировать Некоммерческое партнерство по защите прав и интересов предпринимателей «Предприниматель».

Исключить из Единого государственного реестра юридических лиц сведения о некоммерческой организации - Некоммерческом партнерстве по защите прав и интересов предпринимателей «Предприниматель» (ОГРН , учетный ).

Взыскать с Некоммерческого партнерства по защите прав и интересов предпринимателей «Предприниматель» в доход МО «Нерюнгринский район» государственную пошлину в размере 6 000 руб.

Апелляционная жалоба на решение может быть подана в Верховный суд Республики Саха (Якутия) через Нерюнгринский городской суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья