ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1573/17 от 20.12.2017 Сыктывдинского районного суда (Республика Коми)

дело 2а-1573/2017

Сыктывдинского районного суда Республики Коми

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе судьи Рачковской Ю.В.,

при секретаре судебного заседания Палкиной И.А.,

рассмотрев в с. Выльгорт 20 декабря 2017 года в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» о признании действий по подготовке проекта генерального плана сельского поселения «Выльгорт» незаконными и возложении обязанности устранить нарушение прав и законных интересов,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» о признании незаконными действий по подготовке проекта генерального плана сельского поселения «Выльгорт» в части определения границ населенного пункта сельского поседения «Выльгорт», ведущих к исключению из границ населенного пункта земельных участков с кадастровыми номерами и возложении обязанности устранить нарушения прав и законных интересов административного истца путем внесения изменений в проект генерального плана, с учетом которых утверждаемая граница населенного пункта будет включать названные земельные участки, собственником которых выступает административный истец. Также ФИО1 просит признать незаконными действия по подготовке проекта генерального плана сельского поселения «Выльгорт» в части определения зоны паводкового затопления, в границах которой расположены земельные участки с кадастровыми номерами и возложении обязанности устранить нарушение прав и законных интересов путем внесения изменений в проект генерального плана сельского поселения «Выльгорт», с учетом которых зона паводкового затопления не будет распространяться на названные земельные участки, находящиеся в собственности истца. В обоснование заявленных требований указано, что истец является собственником указанных выше земельных участков. В соответствии с опубликованной на официальном сайте администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» графической частью проекта генерального плана муниципального образования сельского поселения «Выльгорт» земельные участки административного истца, входящие ранее в границы населенного пункта, в случае утверждения изменений в генеральный план поселения будут исключены из границ населенного пункта, тогда как установление или изменение границ населенных пунктов, равно как и исключение земельных участков из границ населенного пункта является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию, при том, что административным истцом согласия на перевод принадлежащих им земельным участков из земель одной категории в другую не давалось. Кроме того, графическая часть проекта предусматривает установление санитарно-защитных, охранных и водоохранных зон, в соответствии с которой проект предполагает установление зоны паводкового затопления, в границы которой включены земельные участки, принадлежащие истцу, тогда как в силу действующего законодательства определение такой зоны находится в полномочиях федерального органа исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления и предполагает соблюдение установленного Правительством РФ порядка, что в рассматриваемом случае отсутствует, а потому указанная в проекте зона паводкового затопления является произвольно внесенной, а равно не соответствующей законодательству и, как следствие, нарушающей права и законные интересы административного истца.

Административный истец ФИО1 извещалась судом надлежащим образом о времени и месте судебного заседания посредством направления заказной корреспонденции по указанному административным истцом адресу места жительства. Согласно отчету об отслеживании отправления ФИО1 в отделение почтовой связи за получением корреспонденции не явилась.

Указанные обстоятельства расцениваются судом как форма реализации административным истцом своего права на личное участие в деле, а именно его нежелание явиться в суд в указанное в судебном извещении время, что дает суду право рассмотреть дело в его отсутствие, поскольку судом предприняты предусмотренные статьей 96 Кодекса административного судопроизводства РФ меры, для извещения административного истца о времени и месте судебного заседания.

Административный ответчик администрация муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» и заинтересованное лицо Совет администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский», будучи надлежащим образом извещенными о дне, месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание своих представителей не направили. ФИО2, действующая на основании доверенности от имени административного ответчика администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский», до начала судебного заседания предоставила ходатайство, в котором просила об отложении рассмотрения дела по причине занятости представителей органа местного самоуправления в других судебных заседаниях в Арбитражном суде Республики Коми и Сыктывдинском районном суде Республике Коми, приложив в подтверждение уважительности причин неявки расписание судебных заседаний.

Рассматривая ходатайство представителя административного ответчика об отложении рассмотрения дела и не находя правовых оснований для его удовлетворения, суд исходит из следующего.

Административный ответчик извещен о времени и месте слушания дела надлежащим образом, его явка не признана судом обязательной.

Частью 6 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства предусмотрено отложение судебного разбирательства по усмотрению суда в случае неявки в судебное заседание по уважительной причине лица, участвующего в деле, и его представителя, заявившего ходатайство об отложении судебного разбирательства и представившего доказательства уважительности причины неявки.

В данном случае, учитывая наличие сведений о заблаговременном извещении, административный ответчик в лице органа местного самоуправления имел реальную возможность в случае занятости представителя в другом процессе, решить вопрос о представлении его интересов другим лицом.

При этом, неявка в судебное заседание представителя административного ответчика не препятствует рассмотрению дела, в связи с чем, суд не находит правовых оснований для удовлетворения заявленного ходатайства.

Согласно статье 45 Кодекса административного судопроизводства РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами и не злоупотреблять ими.

Суд, в целях недопущения злоупотребления сторонами процессуальными правами, принимая во внимание, что информация о рассмотрении дела в установленном порядке размещалась на сайте Сыктывдинского районного суда Республики Коми, приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие сторон.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно пункту 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом как указано в пункте 2 той же статьи решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

При рассмотрении дела установлено, что ФИО1 является собственником земельных участков с кадастровыми номерами из категории земель населенных пунктов с разрешенным использованием «строительство и обслуживание индивидуального жилого дома».

Сведения о зарегистрированных правах административного истца на названные земельные участки и сведения об их основных характеристиках подтверждаются предоставленными в материалы дела выписками из Единого государственного реестра недвижимости.

В соответствии с п. 20 ч. 1, ч. 3, ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения органов местного самоуправления соответствующих муниципальных районов относится, в том числе утверждение генеральных планов поселения.

Из статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что вопросы градостроительной деятельности относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В части 4 названной федеральной нормы отражено, что по вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу.

Генеральный план представляет собой основополагающий документ территориального планирования, определяющий стратегию градостроительного развития, планирование территории направлено не на фиксацию существующего положения, а на развитие территории, то есть ее возможное изменение в будущем. При этом, исходя из правовых положений статей 2, 9, 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации, территориальное планирование должно обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территории муниципального образования, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности и т.п., которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников и обладателей иных прав на земельные участки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации утверждение или изменение генерального плана поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением или изменением границ населенных пунктов.

Содержание генерального плана поселения, порядок его подготовки, утверждения (включая процедуру согласования его проекта) определены статьями 23 - 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения и внесения в него изменений определен статьей 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, которая предусматривает обязательное согласование проекта генерального плана в соответствии со статьей 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации и осуществление его подготовки в соответствии с требованиями статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана и с учетом предложений заинтересованных лиц.

Статьей 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрены случаи, при наличии которых проект генерального плана поселения подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого находится поселение.

При рассмотрении дела установлено, что решением Совета муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» от <дата> рассмотрен протест прокурора Сыктывдинского района от <дата> с дополнениями от <дата> на решение Совета муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» от 25.03.2010 «Об утверждении Генерального плана сельского поселения «Выльгорт», и принято решение о признании утратившим силу названного решения Совета от 25.03.2010. Названным решением также установлено рассмотреть проект решения Совета муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» «Об утверждении Генерального плана муниципального образования сельского поселения «Выльгорт» Сыктывдинского района Республики Коми» на публичных слушаниях. Кроме того, решением принято утвердить порядок учета предложений граждан по проекту решения Совета муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» «Об утверждении Генерального плана муниципального образования сельского поселения «Выльгорт» Сыктывдинского района Республики Коми», а также их участия в его обсуждении. Датой обсуждения предложений и (или) замечаний, поступивших по проекту решения Совета муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» «Об утверждении Генерального плана муниципального образования сельского поселения «Выльгорт» Сыктывдинского района Республики Коми» принято назначить 08.12.2017 в 14 часов 00 минут с поручением администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» провести публичные слушания.

Судом установлено, что администрацией муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» 08.12.2017 проведены публичные слушания по проекту решения Совета муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» «Об утверждении Генерального плана муниципального образования сельского поселения «Выльгорт» Сыктывдинского района Республики Коми».

Из предоставленного в материалы дела информационного письма №17047 заместителя председателя Правительства РК от 12.12.2017 следует, что Правительством Республики Коми в порядке ст.25 Градостроительного кодекса РФ рассмотрен проект генерального плана муниципального образования сельского поселения «Выльгорт» муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» и принято решение об отказе в его согласовании, при этом администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» рекомендовано доработать проект с учетом замечаний и предложений исполнительных органов власти Республики Коми, связанных с неточностью применения некоторых нормативно-правовых актов Российской Федерации и Республики Коми.

Исследовав материалы административного дела, проверив и оценив собранные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что административным ответчиком проводятся этапы процедуры подготовки проекта генерального плана сельского поселения «Выльгорт», которые сами по себе, исходя из анализа вышеприведенного федерального законодательства, недостаточны для утверждения о незаконности действий административного ответчика по подготовке проекта генерального плана, как об этом утверждает административный истец.

Суд признает, что приоритет публичной цели устойчивого развития территории обуславливает возможность ограничения в ходе градостроительной деятельности прав собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, расположенных на территории, правовой режим использования которой планируется к изменению в соответствии с документами территориального планирования. Между тем, градостроительное законодательство основывается на принципе обеспечения участия граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности и предусматривает правовые средства по согласованию частных и публичных интересов на всех этапах ведения такой деятельности.

Между тем, не любое действие (бездействие), а также решение органа местного самоуправления может нарушать права и законные интересы гражданина, поскольку не подлежит защите право, которое не было нарушено на момент подачи заявления в суд.

Как следует из административного искового заявления, предметом оспаривания являются действия органа местного самоуправления по подготовке проекта генерального плана сельского поселения «Выльгорт».

Из содержания части 1 статьи 23, части 1, 2, 13 статьи 24, части 2 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что генеральный план поселения, в том числе внесение изменений в такой план, утверждаются представительным органом местного самоуправления, при этом представительный орган местного самоуправления с учетом протоколов публичных слушаний по проекту генерального плана и заключения о результатах таких публичных слушаний принимает решение об утверждении генерального плана или об отклонении проекта генерального плана и о направлении его главе местной администрации на доработку в соответствии с указанными протоколами и заключением по итогам согласования с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого находится поселение или городской округ.

Частью 15 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, предусмотрено право правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены, оспорить генеральный план в судебном порядке.

Как следует из материалов дела, проект генерального плана сельского поселения «Выльгорт» не утвержден в установленном законом порядке.

Требования ФИО1 по существу сводятся к несогласию с действиями органа местного самоуправления в той части, в которой проект генерального плана поселения предполагает изменения, как исключение участков административного истца из границ населенного пункта и установление зоны паводкового затопления, относительно существовавшего ранее генерального плана поселения, в границы которого спорные участки входили и не относились к названной зоне.

Между тем действия органа местного самоуправления по подготовке проекта генерального плана поселения, его разработке не устанавливают прав и обязанностей административного истца, не создают препятствия к осуществлению прав и не возлагают на него каких-либо обязанностей.

Как уже было отмечено, право собственников или иных правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, на оспаривание генерального плана возникает не ранее, чем после его утверждения в установленном порядке, и только в случае если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены, тогда как таких обстоятельств при рассмотрении настоящего дела судом не установлено.

Доводы административного истца, по которым последний выражает несогласие с действиями административного ответчика по подготовке проекта генерального плана, не имеют правового значения по настоящему административному делу, поскольку возможность правовой оценки содержания генерального плана возникает не ранее его утверждения представительным органом местного самоуправления, а потому рассматриваемые доводы не могут свидетельствовать о незаконности действий администрации муниципального района «Сыктывдинский», поскольку такие проводятся в пределах предоставленной законодателем компетенции.

В этой связи утверждение административного истца о том, что оспариваемые действия (бездействие) административного ответчика могут повлечь нарушение его прав являются несостоятельными, так как основаны на предположениях, а не на достоверных доказательствах.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст. 175–180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

решил:

административное исковое заявление ФИО1 к администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» о признании действий по подготовке проекта генерального плана сельского поселения «Выльгорт» незаконными и возложении обязанности устранить нарушение прав и законных интересов путем внесения изменений в проект генерального плана оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 25.12.2017.

Судья Ю.В. Рачковская