ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1643/20 от 04.06.2020 Химкинского городского суда (Московская область)

Дело № 2а-1643/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 июня 2020 года г. Химки <адрес>

Химкинский городской суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Мироновой Ю.В.,

при секретаре ФИО3,,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> (Росреестр) о признании незаконным решения об отказе в учете изменений, обязании внести изменения,

установил:

ФИО2 обратился в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> (Росреестр) в котором просила признать незаконным решение об отказе в учете изменений объекта недвижимости, обязать измененить вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <№ обезличен> с «для ведения пчеловодства» на «для ведения садоводства», а также внести изменения в базу Росреестра, убрав из нее сведения о наложении земель леса на ее земельный участок, исключить из базы сведения о территории двойного учета по ее земельному участку.

В обоснование требований указано, что она является сособственником земельного участка в СНТ СН «Ветеран Вооруженных сил», который по документам имеет вид разрешенного использования (ВРИ) «для ведения пчеловодства», однако согласно правилам землепользования и застройки, а также генеральному плану данная территория значится как «для ведения садоводства». Она обратилась с заявлением в МФЦ о приведении вида разрешенного использования в соответствии правилами с «пчеловодства» на «садоводство», однако <дата> было приостановлено рассмотрение заявления, поскольку часть ее земельного участка находится на землях леса, <дата> было вынесено решение об отказе. Вместе с тем информация о наложении леса не соответствует действительности, что подтверждается ответом Комитета Лесного хозяйства, кроме того участок находится в границах садового товарищества.

Административный истец ФИО2 в судебном заседании заявленные требования поддержала по изложенным в иске основаниям.

Административный ответчик Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> (Росреестр) в судебное заседание представителя не направил, извещен, направил возражения, в которых просил в удовлетворении административного искового заявления отказать, поскольку по результатам проведения правовой экспертизы документов, поданных для осуществления государственного кадастрового учета изменений в заявлением <№ обезличен>, государственным регистратором было принято решение о приостановлении государственного кадастрового учета изменений на основании п.7 ч.1 ст. 26 Закона о регистрации, поскольку по информации полученной в рамках системы межведомственного электронного взаимодействия в соответствии с утвержденными Правилами землепользования и застройки (части территории) городского поселения Солнечногорск Солнечногорского муниципального района <адрес>, утвержденных решением Совета депутатов от <дата><№ обезличен>, часть земельного участка истца расположена на территории леса (зона двойного учета). <дата> в связи с истечением срока приостановления и не устранения допущенных нарушений было принято решение об отказе.

Заинтересованное лицо Комитет лесного хозяйства <адрес> в судебное заседание не явилось, о времени и месте судебного заседания извещался в соответствии с требованиями ст. 96 КАС РФ.

С учетом мнения лиц, участвующих в деле, судебное разбирательство в соответствии со ст. 150 КАС РФ проведено в отсутствие не явившихся лиц, своевременно извещенных о времени и месте судебного заседания и не представивших сведений о причинах неявки в суд.

Выслушав административного истца, изучив материалы дела и представленные доказательства в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующим выводам.

В силу ч. 3 ст. 62 КАС РФ обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле.

В силу части 1 статьи 178 КАС РФ суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.

Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с п. 4 ст. 3 КАС РФ, одной из основных задач административного судопроизводства является укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений.

В соответствии с ч.1 ст. 4 КАС РФ, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В силу ч.8 ст. 226 КАС РФ, при проверке законности оспариваемого решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

В соответствии с ч.1 ст. 18 Федерального закона № 218-ФЗ Заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования.

Судом установлено и подтверждается материалами административного дела, что ФИО2 и ФИО4<дата> через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг г.о. Химки <адрес> подали заявление в регистрирующий орган (вх. <№ обезличен>) и документы о государственном кадастровом учете изменений вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:09:0020542:12 с «пчеловодство» на «для ведения садоводства» (в соответствии с ПЗЗ).

<дата> Управление приостановило осуществление действий по государственному кадастровому учету в отношении земельного участка регистрацию с кадастровым номером 50:09:0020542:12, расположенного по адресу: <адрес>, р-н Солнечногорский, д. Кочергино, д. СПК «Ветеран вооруженных сил», уч.12 до <дата>, поскольку в результате правовой экспертизы представленных документов было установлено, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки (части территории) г.п. Солнечногорск Солнечногрского муниципального района <адрес>, утвержденными решением Совета депутатов от <дата><№ обезличен>, часть земельного участка расположена в территориальной зоне «СХ-2» - зона предназначенная для ведения садоводства и дачного хозяйства, а часть на территории леса (зона двойного учета).

Решением Управления от <дата> в осуществлении кадастрового учета отказано на основании ст. 27 Закона о регистрации, поскольку обстоятельства, послужившие основанием для приостановления не устранены.

Управление приняло решение о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права муниципальной собственности на основании п. 7 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон N 218-ФЗ), а впоследствии - решение об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности на спорный земельный участок на основании ст. 27 Закона N 218-ФЗ.

Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Статьей 7 ЗК РФ произведено подразделение земель на категории и определено, что эти земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Согласно части 1 -3 статьи 8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относится утверждение правил землепользования и застройки поселений, межселенных территорий; утверждение правил землепользования и застройки городских округов;

Как следует из п. 1 ст. 24 Градостроительного кодекса РФ генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.

Согласно п. 1 ст. 26 Градостроительного кодекса РФ реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Частью 1 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

В соответствии с ч. 1 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:

1) основные виды разрешенного использования;

2) условно разрешенные виды использования;

3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

Установление основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства является обязательным применительно к каждой территориальной зоне, в отношении которой устанавливается градостроительный регламент (ч. 2.1 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ).

Согласно ч. 2.1 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ установление основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства является обязательным применительно к каждой территориальной зоне, в отношении которой устанавливается градостроительный регламент.

На основании ч. 3 указанной статьи изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Согласно п. 4 ч. 5 ст. 8 Закона N 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся, в том числе, дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества, к которым отнесена информация о виде или видах разрешенного использования земельного участка.

В силу пп. 2 и 3 ст. 13 Закона N 218-ФЗ внесение в ЕГРН дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества осуществляется в порядке межведомственного информационного взаимодействия либо в уведомительном порядке.

Как предусмотрено пп. 2, 3 ч. 1 ст. 32 Закона N 218-ФЗ, орган государственной власти или орган местного самоуправления обязаны направить в орган регистрации прав, в том числе принятые им решения об установлении или изменении вида разрешенного использования земельного участка; об утверждении правил землепользования и застройки либо о внесении изменений в правила землепользования и застройки, если такими изменениями предусмотрено установление или изменение градостроительного регламента, установление или изменение границ территориальных зон.

При этом как следует из подп. 3 п. 22 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от <дата> г. N 943, вид или виды разрешенного использования земельного участка обозначаются путем указания:

установленного вида разрешенного использования - на основании соответствующего акта уполномоченного органа с указанием в том числе реквизитов такого акта об установлении вида разрешенного использования;

вида разрешенного использования земельного участка из числа видов разрешенного использования, предусмотренных градостроительным регламентом, и сведений о территориальной зоне, в границах которой расположен земельный участок (с указанием реестрового номера границы территориальной зоны, сведения о которой внесены в ЕГРН, посредством указания которого в том числе обеспечивается взаимосвязь записей раздела ЕГРН на земельный участок с записями реестра границ или реквизитов решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об утверждении правил землепользования и застройки или о внесении изменений в них, если в реестре границ отсутствует запись о соответствующей зоне).

Приказом Минэкономразвития России от <дата> N 540 утвержден Классификатор видов разрешенного использования земельных участков (далее - Классификатор).

При этом в силу п. 11 ст. 34 Федерального закона от <дата> г. N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с ЗК РФ классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.

Согласно п. 4 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.

В соответствии с п. 1 ст. 41 Градостроительного кодекса РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов * иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.

В соответствии с п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Как усматривается из представленной в материалы выписки из ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером 50:09:0020542:12, расположенный по адресу: <адрес>, р-н Солнечногорский, д. Кочергино, д. СПК «Ветеран вооруженных сил», уч.12, категория земель: земли сельхоз назначения, разрешенное использование: для ведения пчеловодства, границы земельного участка установлены и внесены в ГКН.

Данный вид разрешенного использования, предусматривает осуществление хозяйственной деятельности, в том числе на сельскохозяйственных угодьях, по разведению, содержанию и использованию пчел и иных полезных насекомых; размещение ульев, иных объектов и оборудования, необходимого для пчеловодства и разведениях иных полезных насекомых; размещение сооружений, используемых для хранения и первичной переработки продукции пчеловодства (код 1.12).

Классификатором предусмотрен такой вид разрешенного использования как ведение садоводства (код 13.2), который предусматривает осуществление отдыха и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур; размещение для собственных нужд садового дома, жилого дома, указанного в описании вида разрешенного использования с кодом 2.1, хозяйственных построек и гаражей.

Таким образом, основной и (или) вспомогательный виды разрешенного использования земельного участка могут быть выбраны правообладателем самостоятельно, без получения на это дополнительных разрешений и согласований (ч. 4 ст. 37 ГрК РФ; п. 2 ст. 7 ЗК РФ).

Как указывает административный истец, земельный участок расположен в границах СНТ СН «Ветеран вооруженных сил» (ранее СПК «Ветеран вооруженных сил»), которому земельный участок ранее был предоставлен постановлением главы <адрес><адрес> из земель Солнечногорского общества пчеловодов, что подтверждается представленным в материалы дела планом товарищества и постановлением от <дата><№ обезличен>. Сведения о каких-либо ограничениях в ЕГРН отсутствуют.

Согласно представленного в материалы дела ответа Комитета Лесного хозяйства <адрес> от <дата> ТГ-15556/29-01 и решения по заявлению №Р<№ обезличен>26921037, при проведении пространственного анализа данных о границах указанного земельного участка и границах земель лесного фонда, содержащихся в Ведомственной информационной системе <адрес> установлено, что границы земельного участка с кадастровым номером 50:09:0020542:12 не имеют наложений на земли лесного фонда.

Исходя из приведенных положений законодательство о кадастровом учете и регистрации прав на сегодняшний день не содержит запрета на внесение в ЕГРН сведений об изменении вида разрешенного использования.

В соответствии с ч. 4 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается.

Следовательно, исходя из требований части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ, градостроительное зонирование должно осуществляться с учетом местоположения границ земельных участков, поставленных на государственный кадастровый учет независимо от даты их постановки, при условии наличия в государственном кадастре недвижимости установленных в соответствии с Федеральным законом от <дата> N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» границ. При этом то обстоятельство, что в ПЗЗ, вопреки требованиям действующего законодательства, внесены ошибочные сведения о нахождении части участка 50:09:0020542:12 в территориальной зоне «СХ-2» - зона предназначенная для ведения садоводства и дачного хозяйства, а части участка на территории леса (зона двойного учета) не может быть поставлено в вину административного истца и нарушать его право на изменение вида разрешенного использования.

В связи с чем, поскольку судом установлено отсутствие нахождения части земельного участка истца на территории леса, суд полагает возможным заявленные требования удовлетворить частично, признать незаконным решение от <дата> об отказе в учете изменений объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером <№ обезличен>, возложить на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> обязанность рассмотреть вопрос об изменении вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <№ обезличен> с «для ведения пчеловодства» на «для ведения садоводства» по заявлению (вх. <№ обезличен>) и приложенным к нему документам о государственном кадастровом учете с учетом установленных судом обстоятельств.

При этом оснований для удовлетворения административного искового заявление в части требований о возложении на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> обязанности внести в базу данных сведения об отсутствии наложении на земли леса, двойного учета земельного участка, поскольку таковых сведений в ЕГРН не содержится.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление ФИО2 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> (Росреестр) о признании незаконным решения об отказе в учете изменений, обязании внести изменения – удовлетворить частично.

Признать незаконным решение от <дата> об отказе в учете изменений объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером <№ обезличен>, возложить на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> обязанность рассмотреть вопрос об изменении вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <№ обезличен> с «для ведения пчеловодства» на «для ведения садоводства».

Административное исковое заявление в части требований возложения на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> обязанности внести в базу данных сведения о наложении на земли леса, двойного учета земельного участка – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Московской областной суд через Химкинского городского суда <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

В окончательной форме решение принято <дата>.

Судья Миронова Ю.В.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>