ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1799/2022 от 21.04.2022 Центрального районного суда г. Омска (Омская область)

Дело № 2а-1799/2022

55RS0007-01-2022-002408-52

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 апреля 2022 года город Омск

Центральный районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Покричук О.Г., при секретаре судебного заседания ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Советского административного округа г. Омска к департаменту городского хозяйства Администрации города Омска о признании незаконным бездействия в части непринятия мер по обустройству тротуарами и подходами к пешеходному переходу, по организации водоотведения на участке автомобильной дороги; возложении обязанности устранить выявленные нарушения,

установил:

прокурор Советского административного округа г. Омска обратился в суд с административным иском к департаменту городского хозяйства Администрации города Омска о признании незаконным бездействия в части непринятия мер по обустройству тротуарами и подходами к пешеходному переходу, по организации водоотведения на участке автомобильной дороги; возложении обязанности устранить выявленные нарушения.

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Советского административного округа г. Омска с привлечением специалистов отделения дорожного надзора ОГИБДД УМВД России по г. Омску проведена проверка по обращению Епанчинцевой И.А. по вопросу создания безопасных условий для движения пешеходов по пути следования от садоводческого товарищества «Садовод-1» до БОУ г. Омска «Гимназия № 9», а так же была проведена проверка по обращению Жилинского А.Н. по вопросу отсутствия ливневой канализации по ул. Белозерова на участке между д. № 7 по пр. Менделеева и д. № 12 по ул. Светлая в г. Омске.

13.12.2021 совместно с инспектором ОГИБДД УМВД России по г. Омску проведено обследование улично-дорожной сети в Советском административном округе г. Омска, по результатам которого установлено, что департаментом городского хозяйства Администрации г. Омска в нарушение положений пп. 4.5.1.1, 4.5.1.3 ГОСТ Р 52766-2007 не приняты меры по обустройству автомобильной дороги на участке от ул. Красноярский тракт до ул. СибНИИСХоз, а также на участке дороги от ул. СибНИИСХоз до пересечения с ул. 1-я Пригородная в г. Омске тротуарами и подходами к пешеходному переходу. В ходе проведения проверки прокуратурой округа установлено отсутствие водоотведения на участке автомобильной дороги по ул. Белозерова между д. № 7 по пр. Менделеева и д. № 12 по ул. Светлая в г. Омске, что в период схода дождевых и талых вод приводит к подтоплениям близлежащей территории.

28.12.2021 прокуратурой Советского административного округа г. Омска внесено представление в адрес департамента городского хозяйства Администрации г. Омска по результатам рассмотрения которого эффективных мер, направленных на устранение выявленных нарушений не принято. Таким образом, как полагает административный истец, нарушаются права неопределенного круга лиц - граждан Российской Федерации, проживающих на территории г. Омска, а также граждан, временно находящихся на указанной территории. В связи с чем, учитывая объем мероприятий, которые необходимо провести административному ответчику для обустройства тротуаров, подходов к пешеходному переходу и обустройству водоотведения разумным сроком для исполнения решения суда административный истец указывает 15.10.2022.

Учитывая изложенное, административный истец просит суд признать незаконным бездействие департамента городского хозяйства Администрации г. Омска в части непринятия мер по обустройству тротуарами и подходами к пешеходному переходу от ул. Красноярский тракт до ул. СибНИИСХоз, а также в части непринятия мер по организации водоотведенияя на участке автомобильной дороги по ул. Белозерова между д. № 7 по пр. Менделеева и д. № 12 по ул. Светлая в г. Омске; обязать департамент городского хозяйства Администрации города Омска принять меры по обустройству тротуарами и подходами к пешеходному переходу с обеих сторон от ул. Красноярский тракт до ул. СибНИИСХоз, от ул. СибНИИСХоз до пересечения с ул. 1-я Пригородная в городе Омске (идентификационный номер: 52-401-380 ОП МГ 017 и 52-401-380 ОП МГ 180), а так же организовать водоотведение на участке автомобильной дороги по ул. Белозерова между домом № 7 по пр. Менделеева и д. № 12 по ул. Светлая в городе Омске (идентификационный номер: 52-401-380 ОП МГ 051) в срок до 15.10.2022.

В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора ФИО9 поддержала уточненное исковое заявление по изложенным в нем доводам, настаивала на удовлетворении заявленных требований. Просила возложить исполнение обязанности в срок до 15.10.2022.

Представитель административного ответчика департамента городского хозяйства Администрации г. Омска ФИО10И., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований в части признания незаконным бездействия по доводам, изложенным в письменных возражениях и письменных пояснениях. Указала, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям: согласно Положения о департаменте городского хозяйства Администрации г. Омска, утвержденного Решением Омского городского Совета от 28.09.2011 № 433 департамент городского хозяйства Администрации г. Омска в сфере дорожного хозяйства – организует проведение работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог местного значения и искусственных дорожных сооружений автомобильных дорог местного значения в границах города Омска. Для осуществления указанной деятельности создано БУ города Омска «Управление дорожного хозяйства и благоустройства» целью деятельности которого является выполнение муниципальной работы по содержанию и ремонту автомобильных дорог в границах городских округов. При этом муниципальные работы выполняются в соответствии с муниципальным заданием, выданным учредителем, в лице департамента городского хозяйства Администрации города Омска в пределах выделенных денежных средств. Поскольку потребность в финансовых средствах на обустройство тротуаров не соответствует возможности бюджета города Омска установить их в 2021году не представилось возможным, в адресный перечень были включены объекты на особо опасных участках. Адресный перечень по обустройству тротуаров, подлежащих установке в 2022 будет сформирован в пределах бюджетных ассигнований в соответствии с первоочередными задачами, а так же по приоритетным предложениям администраций административных округов города Омска. Кроме того, ливневая канализация от многоквартирного дома 13 по ул. Т. Белозерова до улицы Светлой, в том числе между домами 7 по пр. Менделеева и 12 по ул. Светлой была включена в предварительный перечень по обустройству открытой ливневой канализации в рамках подпрограммы «Благоустройство территорий в секторе индивидуальной жилой застройки» муниципальной программы города Омска «Формирование комфортной городской среды» на 2021 год. Однако по результатам конкурсных процедур подрядная организация на выполнение данных работ не была определена, в связи с чем выполнить работы в 2021 году не представилось возможным. Возможность включения благоустроительных работ по обустройству ливневой канализации будет рассмотрена 20.05.2022. В связи с необходимостью соблюдения бюджетного законодательства, сроков и порядка проведения аукциона в целях заключения муниципального контракта на выполнение подрядных работ в случае удовлетворения заявленных требований истца просила определить предоставляемый срок до 15.10.2022.

Представитель заинтересованного лица Администрации г. Омска ФИО11., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на тот факт, что свои полномочия администрация города реализует через структурные подразделения, в том числе через департамент городского хозяйства Администрации города Омска, полагала необходимым при рассмотрении вопроса об обязании совершить обустройство тротуарами и подходами к пешеходному переходу с обеих сторон от Красноярского тракта до ул. СибНИИСХоз, от ул. СибНИИСХоз до пересечения с ул. 1-я Пригородная в городе Омске, а так же при решении вопроса об организации водоотведения на участке автомобильной дороги по ул. Белозерова между домом 7 по пр. Менделеева и домом 12 по ул. Светлая в г. Омске, учитывать сроки, установленные законодательством, в рамках которых структурное подразделение сможет осуществить выполнение определенных судом мероприятий. При этом указала на отсутствие в настоящее время возможности организовать заявленные в административном исковом заявлении работы. Полагала, что проведение работ с учетом очередности исполнения судебных решений и сезонности данного вида работ возможно не ранее 15.10.2022.

В судебном заседании представители заинтересованных лиц ОГИБДД УМВД России по г. Омску, УМВД России по г. Омску участия не принимали, о времени и месте рассмотрения дела извещены (л.д 52, 57), явка представителей в суд не обеспечена, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлено.

Принимая во внимание имеющиеся в деле сведения об извещении лиц, участвующих в деле, отсутствие ходатайств об отложении рассмотрения дела, с учетом мнения явившихся в судебное заседание лиц, суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Информация о принятии административного искового заявления к производству, о времени и месте судебного заседания размещена судом на официальном сайте Центрального районного суда г. Омска в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в порядке, предусмотренном ч. 7 ст. 96 КАС РФ.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, письменные возражения на административное исковое заявление и письменные пояснения, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

В силу ст. 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно п. 4 ст. 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из материалов дела следует, что прокуратурой Советского административного округа города Омска проведена проверка с привлечением специалистов отделения дорожного надзора ОГИБДД УМВД России по г. Омску по обращению Епанчинцевой И.А. по вопросу создания безопасных условий для движения пешеходов по пути следования от садоводческого товарищества «Садовод-1» до БОУ г. Омска «Гимназия № 9», а так же была проведена проверка по обращению Жилинского А.Н. по вопросу отсутствия ливневой канализации по ул. Белозерова на участке между д. № 7 по пр. Менделеева и д. № 12 по ул. Светлая в г. Омске (л.д. 32, 33-34).

13.12.2021 совместно с инспектором ОГИБДД УМВД России по г. Омску проведено обследование улично-дорожной сети в Советском административном округе г. Омска, по результатам которого установлено, что департаментом городского хозяйства Администрации г. Омска в нарушение положений пп. 4.5.1.1, 4.5.1.3 ГОСТ Р 52766-2007 не приняты меры по обустройству автомобильной дороги на участке от ул. Красноярский тракт до ул. СибНИИСХоз, а также на участке дороги от ул. СибНИИСХоз до пересечения с ул. 1-я Пригородная в г. Омске тротуарами и подходами к пешеходному переходу. В ходе проведения проверки прокуратурой округа установлено отсутствие водоотведения на участке автомобильной дороги по ул. Белозерова между д. № 7 по пр. Менделеева и д. № 12 по ул. Светлая в г. Омске, что в период схода дождевых и талых вод приводит к подтоплениям близлежащей территории, о чем были составлены справки от 13.12.2021 и от 14.12.2021, с приложением фотоизображений (л.д. 19-26, 27-28).

28.12.2021 прокуратурой САО г. Омска в результате обследования улично-дорожной сети, в ходе проведенной проверки по соблюдению требований законодательства в адрес департамента городского хозяйства Администрации г. Омска внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства (л.д. 11-16).

По результатам рассмотрения внесенного представления, департаментом городского хозяйства Администрации г. Омска направлен ответ от 09.02.2022, в котором указано, что в соответствии с Решением Омского городского Совета от 25.07.2007 № 45 «О правилах благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Омска» с 15.10.2021 установлен период зимнего содержания территории города Омска, в связи, с чем выполнить обустройство тротуара от Красноярского тракта до улицы СибНИИСХоз в настоящее время не представляется возможным. Возможность обустройства тротуара на указанном участке будет рассмотрена в срок до 01.05.2022 при формировании перечня тротуаров и пешеходных дорожек, подлежащих ремонту и обустройству в 2022 году. Ливневая канализация от дома № 13 по ул. Т. Белозерова до улицы Светлой, в том числе между многоквартирными домами 7 по проспекту Менделеева и 12 по улице Светлой была включена в предварительный перечень объектов по обустройству открытой ливневой канализации в рамках подпрограммы «Благоустройство территорий в секторе индивидуальной жилой застройки» муниципальной программы города Омска «Формирование комфортной городской среды» на 2021 год. Но по результатам конкурсных процедур подрядная организация на выполнение работ по обустройству открытой ливневой канализации на участке от многоквартирного дома 13 по улице Т. Белозерова до улицы Светлой не была определена, в связи с чем выполнить вышеуказанные работы в 2021 году не представляется возможным. Возможность включения благоустроительных работ по обустройству ливневой канализации по ул. Т. Белозерова в перечень на 2022 будет рассмотрена до 20.05.2022; привлечение к дисциплинарной ответственности должностных лиц нецелесообразно (л.д. 17-18).

Кроме того, Управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Омску № 78/672 от 23.04.2021 «Об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности граждан и общественной безопасности, совершению административных правонарушений», в адрес Администрации города Омска также направлено представление, в соответствии с которым, основываясь на результатах анализа причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий, сотрудники ГИБДД указывают на такой фактор, способствующий совершению ДТП, как отсутствие ливневой канализации; кроме того, указывают на факт того, что 21.04.2021 в Советском административном округе города Омска по ул. Белозерова на участке между строениями № 7 по пр. Менделеева и строением № 12 на ул. Светлая при проведении исследования улично-дорожной сети были выявлены недостатки отсутствия ливневой канализации в нарушение требований безопасности, норм и правил. В связи, с чем просят Администрацию города Омска рассмотреть данное представление, принять меры по обустройству автомобильной дороги по ул. Белозерова на участке между строением № 7 пр. Менделеева и строением № 12 ул. Светлая, системой ливневой канализации (л.д. 29-30).

По результатам рассмотрения представления департаментом городского хозяйства Администрации города Омска в адрес Главного государственного инспектора безопасности дорожного движения по городу Омску направлен ответ, в котором указано, что перечнем мероприятий по водоотведению и водопонижению на территории города Омска до 2022, утвержденным постановлением Администрации города Омска от 30.06.2020 № 364-п, обустройство ливневой канализации по улице Белозерова, между строениями 7 по проспекту Менделеева и строением 12 по улице Светлой, не предусмотрено (л.д. 31).

Сведений об исполнении требований прокурора в полном объеме в материалах дела не имеется.

Принимая во внимание, что дальнейшее бездействие административного ответчика нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, прокурор в порядке ст. 39 КАС РФ обратился в суд с заявленными требованиями, разрешая которые, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» одной из задач данного закона является обеспечение охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

Основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения (ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ.

В соответствии с п. 11 ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федераций и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ) автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Пунктом 1 ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ от 08.11.2007 «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» предусмотрено, что автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружений, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Кроме того п.п. 3, 5 ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ от 08.11.2007 закреплены понятия: искусственные дорожные сооружения - сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона (зимники, мосты, переправы по льду, путепроводы, трубопроводы, тоннели, эстакады, подобные сооружения); элементы обустройства автомобильных дорог - сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры, устройства для регулирования дорожного движения, работающие в автоматическом режиме специальные технические средства, имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения, сохранности автомобильных дорог и сбора платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса.

На основании п. 11 ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.

К собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог (п. 9 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ).

В силу ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ, содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог. Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Пунктом 6 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ закона установлено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.

Аналогичные положения содержат п.п. 3, 5 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Согласно ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», безопасность дорожного движения представляет собой состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения рассматривается как деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

Статьей 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ предусмотрено, что ремонт и содержание дорог территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

Таким образом, обязанность по ремонту и содержанию дорог, находящихся в муниципальной казне, лежит на органах местного самоуправления, которые в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.

В соответствии с ч. 3 ст. 8, п. 5 ч. 1 ст. 9, ст. 22 Устава города Омска, утвержденного решением Омского городского Совета от 20.09.1995 № 92, Администрация г. Омска является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления г. Омска, осуществляющим реализацию Решений Омского городского Совета и правовых актов Администрации города Омска. К вопросам местного значения муниципального образования город Омск относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Омска и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах города Омска, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с постановлением Омского городского Совета от 10.12.2008 № 603 «Об утверждении структуры Администрации города Омска» в структуру администрации г. Омска входят соответствующие департаменты, в том числе департамент городского хозяйства Администрации г. Омска.

Согласно п. 1 Положения о департаменте городского хозяйства Администрации г. Омска, утвержденного решением Омского городского Совета от 28.09.2011 № 443 (далее - Положение), департамент городского хозяйства Администрации г. Омска является структурным подразделением Администрации г. Омска.

Департамент руководствуется в своей деятельности федеральным и областным законодательством, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления г. Омска и данным Положением.

В соответствии с пп. 3, 5 п. 17 раздела II Положения к основным задачам департамента относится: контроль за ремонтом и содержанием автомобильных дорог местного значения в пределах компетенции департамента и организация ремонта и содержания автомобильных дорог местного значения и искусственных дорожных сооружений автомобильных дорог местного значения в границах города Омска.

Согласно пп. 6 п. 18 решения Омского городского Совета от 28.09.201.1 № 443 «О департаменте городского хозяйства Администрации города Омска», организация разработки и реализации мероприятий по обеспечению стабильной работы ливневой канализации, обеспечению водоотвода талых и ливневых вод с дорог и территорий общего пользования, организация проведения работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог местного значения и искусственных дорожных сооружений автомобильных дорог местного значения в границах г. Омска относится к компетенции департамента городского хозяйства Администрации г. Омска.

Требования «ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 № 270-с, распространяется на элементы обустройства автомобильных дорог общего пользования, предназначенные для повышения удобства и безопасности дорожного движения. Стандарт устанавливает основные параметры и технические требования к элементам обустройства автомобильных дорог.

Согласно п. 4.5.1.1. и п. 4.5.1.3. ГОСТ Р 52766-2007, тротуары следует устраивать в пределах населенных пунктов на автомобильных дорогах I-III категорий, IV и V категорий с твердым покрытием.

Тротуары или пешеходные дорожки устраивают, в том числе на подходах к пешеходному переходу не менее 50 м., а также к остановочным пунктам маршрутных транспортных средств. Пешеходные дорожки должны соответствовать требованиям настоящего стандарта и ГОСТ 33150. Тротуары располагаются с обеих сторон дороги, а при односторонней застройке - с одной стороны.

Согласно Постановлению Администрации г. Омска № 364-п от 30.06.2020 «Об утверждении перечня мероприятий по водоотведению и водопонижению на территории города Омска до 2022 года», в наименовании мероприятий: обустройство водопропускных труб и водопропускных лотков, ответственным исполнителем является департамент городского хозяйства Администрации г. Омска.

Согласно указанного Постановления Администрации г. Омска в наименовании мероприятий: разработка проектно-сметной документации; строительство ливневой канализации и очистных сооружений ответственным исполнителем является департамент строительства Администрации г. Омска.

Согласно Перечню автомобильных дорог общего пользования местного значения, утвержденному решением Омского городского Совета от 18.07.2018 № 74, ул. Белозерова (идентификационный номер: 52-401-380 ОП МГ 051), ул. Красноярский тракт - дорога к ул. СибНИИСХоз (идентификационный номер: 52-401-380 ОП МГ 017), ул. СибНИИСХоз (идентификационный номер: 52-401-380 ОП МГ 215), ул. 1-я Пригородная (идентификационный номер: 52-401-380 ОП МГ 180) относятся к автомобильным дорогам общего пользования местного значения.

Применительно к изложенным положениям, обязанность по организации по ремонту и содержанию указанной дороги лежит на органе местного самоуправления.

В соответствии с п. 3.34 «СП 34.13330.2021. Свод правил. Автомобильные дороги. СНиП 2.05.02-85», утвержденный Приказом Минстроя России от 09.02.2021 № 53/пр (далее - СП 34.13330.2021), поверхностный водоотвод: устройства, предназначенные для отвода воды с поверхности дороги; дренажные устройства, служащие для отвода воды с поверхности земляного полотна. На основании п. 7.59 СП 34.13330.2021 для предохранения земляного полотна от переувлажнения поверхностными водами и размыва, а также для обеспечения производства работ по сооружению земляного полотна предусматривают системы поверхностного водоотвода (планировку территории, устройство канав, лотков, быстротоков, испарительных бассейнов, поглощающих колодцев и т.д.).

Кроме того, п. 7.1.10 СНиП 2.04.03-85 Канализация. Наружные сети и сооружения. «СП 32.13330.2012» на территории городских и сельских поселений, промышленных предприятий следует предусматривать закрытые системы отведения поверхностных сточных вод. При этом отведение по открытой системе водостоков с применением лотков, канав, кюветов, оврагов, ручьев и малых рек допускается для селитебных территорий с малоэтажной индивидуальной застройкой поселков в сельской местности, а также парковой территорией с устройством мостов или труб на пересечении с дорогами.

Согласно п. 13.2 технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (ТР ТС 014/2011), утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 № 827 «О принятии технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» водоотвод с проезжей части должен находиться в состоянии, исключающем застой воды на покрытии и обочинах.

Все приведенные требования являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды, на предупреждение дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

В ходе рассмотрения дела с учетом представленных доказательств установлено, что на момент проверки на указанном отрезке улицы отсутствуют тротуары и пожходы к пешеходному переходу, а так же - водоотведение.

Данные обстоятельства подтверждаются справкой о результатах обследования участка автомобильной дороги от ул. Красноярский тракт до ул. Сибниисхоз от 13.12.2021 (л.д. 19-26); справкой об обследовании улично-дорожной сети в Совестком административном округе по ул. Белозерова на участке между строением № 7 по пр. Менделеева и № 12 на ул. светлая от 14.12.2021 (л.д.27-28). Административным ответчиком указанные обстоятельства не оспаривались, сведений об обратном суду не представлено.

Представленные в материалы дела сведения о возможном рассмотрении включения благоустроительных работ по обустройству ливневой канализации по ул. Т.Белозерова, в том числе на участке от улицы Светлой до проспекта Менделеева в перечень на 2022 год будет рассмотрена до 20.05.2022 года, а так же указание на то, что адресный перечень по обустройству тротуаров, подлежащих установке в 2022 будет сформирован в пределах бюджетных ассигнований, определенных на указанные цели в соответствии с первоочередными задачами, как то – исполнение судебных решений и предписаний контрольно-надзорных органов, обустройство дорожных ограждений вблизи образовательных учреждений, в настоящий момент фактически не устраняют выявленные нарушения прав неопределенного круга лиц – граждан, проживающих на территории г. Омска, тем самым сохраняется угроза их безопасности.

В силу п. 1 ст. 14 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом (п. 1 ст. 62 КАС РФ).

Между тем, доказательств о принятии мер к устранению всех выявленных прокуратурой нарушений, наличия необходимого обустройства тротуаров, водоотведения на указанных участках доро не представлено.

При таких обстоятельствах требования прокурора Советского АО г. Омска к департаменту городского хозяйства Администрации г. Омска о возложении обязанности организовать водоотведение на участке автомобильной дороги по ул. Белозерова между д. № 7 по пр. Менделеева и д. № 12 по ул. Светлая в г. Омске (идентификационный номер: 52-401-380 ОП МГ 051) в срок до 15.10.2022, являются обоснованными.

При этом суд полагает заслуживающими внимание доводы представителей административных ответчиков о не устранении выявленных нарушений ввиду отсутствия необходимого финансирования и осуществление указанных обязанностей в соответствии с порядком, установленным законом, соблюдение которого обусловлено длительным временным промежутком. В связи с необходимостью соблюдения бюджетного законодательства (порядок и сроки его формирования и утверждения), сроки и порядок проведения аукционов, в целях заключения муниципальных контрактов на выполнение подрядных работ, сезонного вида работ и строительный период, в обоснование чего представлены копия приказа департамента городского хозяйства Администрации г. Омска от 22.02.2022 № 22 о внесении изменений в приказ директора департамента городского хозяйства Администрации г. Омска от 30.12.2021 № 237 «Об утверждении муниципального задания на выполнение муниципальных работ города Омска на 2022 и плановый период 2023 и 2024 годов бюджетного учреждения города Омска «Управление дорожного хозяйства и благоустройства». Изменения представлены в приложении к приказу (л.д. 153, 154-180). В представленном муниципальном задании среди наименований муниципальных работ предусмотрены работы по ремонту и обустройству тротуаров и пешеходных дорожек, строительству ливневой канализации (л.д. 63-75).

Вместе с тем, указанные обстоятельства не являются уважительными причинами при оценке не исполнения возложенных обязанностей.

Положения ст. 31 БК РФ, предусматривают право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств.

Принимая во внимание установленные обстоятельства дела, факт отсутствия обустройства тротуаров и подходов к пешеходному переходу с обеих сторон, а так же отсутствие организации водоотведения на приведенных в иске участках дороги местного значения, суд приходит к выводу об обоснованности заявленного административного иска, наличия оснований для возложения на департамент городского хозяйства администрации г. Омска обязанности выполнять мероприятия по обустройству тротуарами и подходами к пешеходному переходу с обеих сторон от ул. Красноярский тракт до ул. СибНИИСХоз, от ул. СибНИИСХоз до пересечения с ул. 1-я Пригородная в городе Омске (идентификационный номер: 52-401-380 ОП МГ 017 и 52-401-380 ОП МГ 180), а так же по организации водоотведения на участке автомобильной дороги по ул. Белозерова между домом № 7 по пр. Менделеева и д. № 12 по ул. Светлая в городе Омске (идентификационный номер: 52-401-380 ОП МГ 051) в срок до 15.10.2022.

Судебные расходы суд не распределяет, поскольку лица, участвующие в деле, от их уплаты в силу закона освобождены.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

Обязать департамента городского хозяйства Администрации города Омска обустроить тротуарами и подходами к пешеходному переходу (с обеих сторон) от ул. Красноярский тракт до ул. СибНИИСХоз, от ул. СибНИИСХоз до пересечения с ул. 1-я Пригородная в г. Омске (идентификационный номер: 52-401-380 ОП МГ 017 и 52-401-380 ОП МГ 180) в срок до 15 октября 2022 года.

Обязать департамента городского хозяйства Администрации города Омска организовать водоотведение на участке автомобильной дороги по ул. Белозерова между д. № 7 по пр. Менделеева и д. № 12 по ул. Светлая в г. Омске (идентификационный номер: 52-401-380 ОП МГ 051) в срок до 15 октября 2022 года.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение месяца со дня вынесения судом решения в окончательной форме через Центральный районный суд г. Омска.

Председательствующий судья О.Г. Покричук

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.