ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1904/19 от 21.02.2019 Якутского городского суда (Республика Саха (Якутия))

Дело № 2а-1904/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

. Якутск 21 февраля 2019 года

Якутский городской суд РС/Я в составе председательствующего судьи Холмогоровой Л.И., при секретаре Черноградской А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) к Департаменту лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу о признании незаконным предписания,

у с т а н о в и л:

Министерство экологии, природопользования и лесного хозяйства РС(Я) обратилось в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, ссылаясь на то, что Департаментом лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу (далее - ДЛХ по ДФО) по результатам выездной внеплановой проверки исполнения переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений по организации охраны лесов, в части подготовки к пожароопасному сезону 2018 года, на основании акта от 27.03.2018 №12 в адрес Департамента по лесным отношениям Республики Саха (Якутия) выдано предписание от 02.04.2018 №4/2018 об обеспечении выполнения мер пожарной безопасности в лесах, в части соблюдения нормативов обеспеченности пожарно-химических станций противопожарной техникой и противопожарным оборудованием, численности команд пожарно-химических станций примерной структуре и численности команд пожарно-химических станций, утвержденных приказом Рослесхоза от 19.12.1997 №167, штатного расписания авиаотделений типовым штатам авиаотделений, утвержденных приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 22.09.1997 №122. сроком исполнения до 25.04.2018 г., впоследствии продленного до 28.09.2018 г. на основании акта проверки от 08.05.2018 №28. Далее, с 04.10.2018 по 10.04.2018 по результатам внеплановой проверки исполнения предписания от 02.04.2018 г. №4/2018 в адрес Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства РС(Я) выдано предписание от 12.10.2018 г. №10/2018 с аналогичным содержанием, со сроком исполнения до 28.02.2019 г. Данное предписание является незаконным, поскольку типовые штаты, установленные Инструкцией по авиационной охране лесов, утвержденной приказом Рослесхоза от 22.09.1997 №122, устарели, сам документ утратил свою силу с изданием приказа Минприроды России от 15.11.2016 №597 «Об утверждении Порядка организации и выполнения авиационных работ по охране лесов от пожаров и Порядка организации и выполнения авиационных работ по защите лесов». В соответствии с пунктом 3 Порядка, утвержденного приказом Минприроды России от 15.11.2016 №597, организация авиационных работ по охране лесов от пожаров осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления, уполномоченными в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса на организацию охраны лесов, включая осуществление мер пожарной безопасности в лесах и тушение лесных пожаров в лесах. Предписание об обязании Министерство привести численность авиапожарных команд в соответствие недействующему нормативному акту не соответствует закону. Структура и численность команд ПХС, установленные приказом Рослесхоза от 19.12.1997 г. №167, являются примерными, то есть они не носят обязательный характер и в зависимости от возможностей каждого субъекта и обслуживаемой территории могут быть разными. В Республике Саха (Якутия) специализированными учреждениями по пожарной охране лесов наземным и авиационным способами являются ГАУ РС(Я) «Якутлесресурс», ГБУ РС(Я) «Якутская база авиационной охраны лесов», которые в пределах предусмотренного материального и финансового обеспечения, принимают меры по обеспечению противопожарными командами имеющихся ПХС и авиаотделений. Осуществление функций по пожарной охране лесов указанными государственными учреждениями обеспечивается за счет средств федерального бюджета в рамках осуществления переданных полномочий Российской Федерации. Ежегодно финансовое обеспечение переданных полномочий доводилось уполномоченному органу - Департаменту в виде субвенций из федерального бюджета исключительно на выполнение государственного задания, в котором не предусматривались мероприятия, направленные на увеличение численности команд авиаотделений и ПХС. Рослесхоз, не обеспечивая финансовыми средствами свои же переданные субъекту обязательства, предписывает исполнить заведомо неисполнимое требование. Вопрос острой нехватки финансов не только на такие стратегически важные задачи как увеличение сил и средств предупреждения и тушения лесных пожаров, но и на текущие необходимые первостепенные противопожарные мероприятия, систематически ставился Департаментом перед Рослесхозом. В тоже время Департамент обращался и в Правительство Республики Саха (Якутия) по проблемным вопросам лесного хозяйства, в том числе о выделении дополнительного финансирования из республиканского бюджета на увеличение штатной численности лесопожарных формирований, приобретение средств пожаротушения (письмо Департамента от 12.04.2017 №03-03/192). Правительство РС(Я) не согласно с увеличением за счет республиканского бюджета численности пожарных команд, ссылаясь на соглашение между Правительством РС(Я) с Министерством финансов РФ «О мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов Республики Саха (Якутия)» от 09.02.2018 №01-01-06/06-53, распоряжение Президента Республики Саха (Якутия) от 31.03.2014 №281-рп «Об утверждении комплексных планов мероприятий по оздоровлению государственных финансов Республики Саха (Якутия) на 2014 год и на плановый период 2015-2020 годов». Утвержденный 14.03.2018 г. Главой Республики Саха (Якутия) Сводный план тушения лесов на территории РС(Я) согласован Рослесхозом - федеральным уполномоченным органом в области лесных отношений, а также с ДЛХ по ДФО и со стороны указанных органов не поступало замечаний по поводу численности и состава лесопожарных команд, нельзя признать предписания, выданные впоследствии законными, Департамент принял все необходимые меры по укомплектованию лесопожарных команд в пределах выделяемых средств. В результате наложения незаконного предписания на Министерство возлагается заведомо неисполнимые обязательства, которые могут повлечь привлечение к необоснованной ответственности, в связи с чем, просили признать незаконным предписание Департамента лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу от 12.10.2018 г. №10/2018.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности ФИО1 иск поддержал и пояснил, что типовые штаты, установленные в отмененной Инструкции, вступают в противоречие с вновь принятым приказом Минприроды России от 15.11.2016 №597, в соответствии с частью 4 статьи 53.3 ЛК РФ, действующей с 09.01.2018, порядок разработки и утверждения плана тушения лесных пожаров и его форма, порядок разработки сводного плана тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации, его форма и нормативы обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров устанавливаются Правительством Российской Федерации. То есть, измененная редакция части 4 статьи 53.3 JIK РФ в настоящее время содержит правило об утверждении Правительством РФ нормативов обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями. в настоящее время Минприроды России разработан проект постановления Правительства РФ «Об утверждении нормативов обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров», размещенный на федеральном сайте публичного обсуждения https://regulation.gov.ru/. Данный проект предусматривает следующее: «Нормативы обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями», «Состав и численность структурного лесопожарного подразделения - авиационное отделение (авиаотделение)», «Состав и численность структурного лесопожарного подразделения - лесопожарная станция (ЛПС)». Предполагаемая дата вступления в силу проекта постановления 06.05.2019 г., т.е. в скором времени будут действовать иные нормативы, состав и численность лесопожарных подразделений, а ДЛХ ДФО предписывает исполнить требования уже не действующего устаревшего правового акта. Увеличение численности лесопожарных команд ПХС, авиаотделений возможно при дополнительном финансировании деятельности ГБУ РС(Я) «Якутская база авиационной охраны лесов», ГАУ РС(Я) «Якутлесресурс». Увеличение численности лесопожарных команд ПХС и Авиаотделений не только зависит от воли Министерства, но зависит главным образом от финансовых решений Правительства РС(Я), Рослесхоза. При выдаче предписания ДЛХ ДФО не учел также, что фактически Министерством (ранее - Департаментом) принимаются меры по укомплектованию и фактическому содержанию штатной численности ПХС и Аваотделений. Например, в акте проверки №56 от 10.10.2018 г. отражено, что на момент проверки штатная численность ПХС составляет - 168, Авиаотделений - 211. То есть, Министерство в пределах предусмотренного финансирования и материальных возможностей принимает меры по формированию штатной численности. Кроме, того ДЛХ ДФО в предписании не указывает конкретно в чем, не соответствуют имеющейся штат ПХС и Авиаотделений, так называемым, нормативам установленным приказом Рослесхоза от 22.09.1997 г. №122, приказом Рослесхоза от 19.12.1997 г. №167. В этой части важно отметить, что предписание должно быть конкретным, и содержать четкие требования, которые надлежит исполнить. Если посмотреть акт проверки №56 от 10.10.2018, в нем нет конкретики, в чем именно выразилась недостаточность штата, какие должности в каких ПХС, Авиаотделениях отсутствуют. В самом предписании также об этом ничего не указано.

Представитель административного ответчика по доверенности ФИО2 в суд не явилась, направив суду заявление о рассмотрении административного дела в отсутствие административного ответчика и письменный отзыв на административное исковое заявление, в котором исковые требования не признала, просила в удовлетворении административного иска отказать, поясняя, что административный истец вводит суд в заблуждение, указывая, что Инструкция по авиационной охране лесов, утвержденной приказом Рослесхоза от 22.09.1997 г. №122 является недействующей. Доказательств признания Инструкции по авиационной охране лесов, утвержденной приказом Рослесхоза от 22.09.1997 №122 недействующей административный истец не представил. Приказ Минприроды России от 15.11.2016 №597 «Об утверждении Порядка организации и выполнения авиационных работ по охране лесов от пожаров и Порядок организации и выполнения авиационных работ по защите лесов» не отменяет Инструкцию №122, а принят в соответствии со ст.ст. 57, 60.10 ЛК РФ в связи с изменениями, внесенными в Лесной кодекс РФ (в редакции Федерального закона №218-ФЗ от 23.06.2016), требования по выявленным нарушениям в части укомплектования необходимыми средствами предупреждения и пожаротушения лесных пожаров не устанавливают. Приказ Федеральной службы лесного хозяйства России от 19.12.1997 №167 «О пожарно-химических станциях» является нормативным правовым актом, который не отменен, следовательно, подлежит обязательному применению Министерством. Министерство (ранее Департамент по лесным отношениям Республики Саха (Якутия) ежегодно, в установленные сроки представляет в Федеральное агентство лесного хозяйства для согласования объемных и финансовых показателей на реализацию полномочий в области лесных отношений сведения о штатной численности ГАУ РС(Я) «Якутлесресурс» и ГБУ PC (Я) «Якутская база авиационной охраны лесов». Согласно результатам согласования бюджетных проектировок расходов федерального бюджета, выделяемых в форме субвенций Министерству на реализацию таких полномочий, расходы на увеличение численности предусмотрены. В соответствии с протоколом заседания комиссии Рослесхоза по бюджетным проектировкам расходов федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период о рассмотрении материалов защиты бюджетных проектировок по Республике Саха (Якутия) от 30.11.2017 № ИВ-13/590-пр Министерству (ранее Департаменту) на 2018 год согласован объем субвенций на реализацию полномочий в области лесных отношений в сумме 627 048,3 тыс. рублей, на плановый период 2019 и 2020 годы- 638 115,2 тыс. рублей и 640 603,1 тыс. рублей соответственно. Данный размер субвенций полностью соответствует размерам субвенций на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, распределенных бюджету Республики Саха (Якутия) Федеральным законом от 05.12.2017 № 362-ФЭ «О федеральном бюджете на 2018 год и плановый период 2018 и 2019 годов». Административным истцом не представлено доказательств о недофинансировании Российской Федерацией переданных субъекту РФ полномочий в области лесных отношений.

Выслушав доводы и пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, на основании приказа N 65-п от 06.03.2018 г. Департаментом лесного хозяйства по ДФО в период с 19.03.2018 г. по 27.03.2018 г. проведена внеплановая выездная проверка исполнения Департаментом по лесным отношениям Республики Саха (Якутия) переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений по вопросу обеспечения готовности к пожароопасному сезону 2018 года. По результатам проверки составлен акт от 27.03.2018 №12.

В связи с тем, что численность авиационных и наземных сил пожаротушения не достаточна Департаментом лесного хозяйства по ДФО дана оценка готовности Министерства к пожароопасному сезону 2018 года - «Ограничено готов».

В ходе проверки выявлены нарушения обязательных требований, а именно: п.б ст.4 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 №417, в части укомплектования ГАУ РС(Я) «Якутлесресурс» и ГБУ РС(Я) «Авиалесоохрана» необходимыми средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.

Департаменту по лесным отношениям РС(Я) выдано предписание N4/2018 от 02.04.2018 об устранении выявленных нарушений, которым предписано в срок до 25.04.2018 г. обеспечить выполнение мер пожарной безопасности в лесах (не соблюдены нормативы обеспеченности пожарно-химических станций противопожарной техникой и противопожарным оборудованием, штатное расписание авиаотделений не соответствует типовым штатам авиаотделений, утвержденным приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 22.09.1997 №122, численность команд ПХС не соответствует примерной структуре и численности команд ПХС, утвержденных приказом Рослесхоза от 19.12.1997 № 167 «Об утверждении Положения о пожарно-химическим станциях»).

Судом установлено, что в октябре 2018 г. Департамент по лесным отношениям Республики Саха (Якутия) прекратил свою деятельность путем реорганизации форме присоединения к Министерству охраны природы Республики Саха (Якутия) с передачей функций Департамента вновь создаваемому юридическому лицу Министерству экологии, природопользования и лесного хозяйства РС(Я).

Указом Главы Республики Саха (Якутия) №39 от 03.10.2018 утверждено Положение о Министерстве экологии, природопользования и лесного хозяйств Республики Саха (Якутия), в соответствии с которым Министерство является уполномоченным opгaном субъекта в области лесных отношений, в том числе по осуществлению переданные полномочий Российской Федерации в области лесных отношений.

Актом проверки исполнения Министерством переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений по вопросу исполнения п. 1 предписания Департамента от 02.04.2018 №4/2018 пункт предписания признан неисполненным, 12.10.2018 г. выдано предписание № 10/2018 об устранении нарушения в части обеспечения выполнения мер пожарной безопасности в лесах, со сроком исполнения до 28.02.2019 г.

Административный истец обратился в суд с требованиями признать указанное предписание незаконным.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.

Отношения в области лесопользования урегулированы Лесным кодексом Российской Федерации (далее - ЛК РФ), статьей 1 которого установлены основные принципы лесного законодательства, в том числе обеспечение охраны и защиты лесов.

Частью 1 статьи 51 ЛК РФ установлено, что леса подлежат охране от пожаров, при этом в зависимости от экономического и экологического значения лесов, а также социально-экономического развития территорий и природной пожарной опасности лесов выделяются зоны охраны лесов от пожаров различными способами (с использованием наземных, авиационных или космических средств) (лесопожарное зонирование) (часть 2 статьи 51).

Охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах (часть 4 статьи 51), а в соответствии с частью 7 статьи 51 ЛК РФ охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Частью 1 ст. 52 ЛК РФ предусмотрено, что меры пожарной безопасности в лесах включают в себя предупреждение лесных пожаров; мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах.

Охрана лесов от пожаров осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами (ч. 7 ст. 51 ЛK РФ).

Согласно пункту 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В пункте 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Подпунктом 1 пункта 2 статьи 227 КАС РФ установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В соответствии с п. 1.1 Положения о Министерстве, утвержденного Указом Главы Ресупблики Саха (Якутия) от 03.10.2018 №39, Министерство является специальным уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Саха (Якутия), осуществляющим отдельные переданные полномочия Российской Федерации в области охраны и использования объектов животного мира, экологической экспертизы, охоты и сохранения охотничьих ресурсов, водных отношений, лесных отношений, в том числе полномочия по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и федерального государственного пожарного надзора в лесах.

Пунктом 3.11.10 Положения к полномочиям Министерства отнесены организация осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров в лесах, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий регионального значения и находящихся в собственности Республики Саха (Якутия), организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществление мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров) (п.3.11.20.5 Положения).

Согласно пункту 2 Положения о Департаменте лесного хозяйства по ДФО, утвержденного приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 19.06.2015 N 202, Департамент является территориальным органом Федерального агентства лесного хозяйства, действующим на территории Дальневосточного федерального округа.

На основании подпункта 2 пункта 7 Положения Департамент осуществляет контроль за осуществлением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий в области лесных отношений с правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений, а также о привлечении должностных лиц,, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий, в установленном порядке к дисциплинарной ответственности, в том числе к освобождению от занимаемой должности.

Исходя из приведенных положений, проведение контрольного мероприятия в отношении заявителя и вынесение по его результатам предписания входят в компетенцию Департаменте лесного хозяйства по ДФО.

В соответствии с п.4 ст.53.3 ЛK РФ постановлением Правительства РФ от 17.05.2011 г. №377 установлен порядок разработки и утверждения плана тушения лесных пожаров. Согласно п. 2 указанного Постановления, планы утверждаются и разрабатываются, в том числе и Федеральным агентством лесного хозяйства - в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по охране которых не передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, следовательно, Инструкция, разработанная Рослесхозом применяется законно. Проведение авиационной охраны лесов от пожаров, являющееся составной частью общего комплекса мероприятий по охране лесного фонда от пожаров, установлено Инструкцией по авиационной охране лесов, утвержденной Приказом Рослесхоза от 22.09.1997 г. №122, обязательно для исполнения.

Доказательств признания Инструкции по авиационной охране лесов, утвержденной приказом Рослесхоза от 22.09.1997 г. №122 недействующей административный истец не представил, в связи с чем, данный довод административного иска является необоснованным и подлежит отклонению.

Приказ Минприроды России от 15.11.2016 г. №597 «Об утверждении Порядка организации и выполнения авиационных работ по охране лесов от пожаров и Порядок организации и выполнения авиационных работ по защите лесов» не отменяет Инструкцию №122, а принят в соответствии со ст.ст. 57, 60.10 ЛК РФ в связи с изменениями, внесенными в Лесной кодекс РФ (в редакции Федерального закона №218-ФЗ от 23.06.2016 г.), требования по выявленным нарушениям в части укомплектования необходимыми средствами предупреждения и пожаротушения лесных пожаров не устанавливают.

Приказ Федеральной службы лесного хозяйства России от 19.12.1997 г. №167 «О пожарно-химических станциях» является нормативным правовым актом, который не отменен, следовательно, подлежит обязательному применению Министерством.

В соответствии с Положением о Федеральной службе лесного хозяйства России, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.1994 N 808 (действовавшим на момент издания Положения о пожарно-химических станциях) Федеральная служба лесного хозяйства России является федеральным органом исполнительной власти по управлению лесным хозяйством на территории Российской Федерации, осуществляющим государственное регулирование и государственный контроль в области использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов.

С учетом изложенного, приказ Федеральной службы лесного хозяйства России от 19.12.1997 г. №167 «О пожарно-химических станциях» является нормативным правовым актом, который не отменен, следовательно, подлежит обязательному применению Министерством и ГАУ РС(Я) «Якутлесресурс» и на ГБУ PC (Я) «Якутская база авиационной охраны лесов», выполняющими на территории Республики Саха (Якутия) функции по охране лесов от пожаров.

Таким образом, вопреки доводам административного истца, приказ Федеральной службы лесного хозяйства России от 19.12.1997 №167 «Об утверждении Положения о пожарно-химических станциях" подлежит обязательному исполнению при оснащении пожарно-химических станций противопожарной техникой, средствами тушения, оборудованием, инвентарем, другими материалами. Положение о пожарно-химических станциях, утвержденное вышеуказанным приказом, в полной мере распространяется и на Министерство и на ГАУ РС(Я) «Якутлесресурс» и ГБУ PC (Я) «Якутская база авиационной охраны лесов», имеющие в своем составе пожарно-химические станции. Наличие ПХС в составе указанных учреждений административный истец не оспаривает.

Обоснование в оспариваемом предписании нарушения требованиям, изложенным в приказе от 19.12.1997 №167 законны и обоснованы, доказательств обратного административным истцом суду не представлено.

Доводы административного иска об отсутствии обеспечения финансовыми средствами, в связи с чем исполнение предписание заведомо невозможно, также судом признаются необоснованными.

В соответствии с ч.1 ст. 8 ЛK РФ, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

В соответствии с п.4 ч.1 ст.83 ЛK РФ полномочия Российской Федерации, в том числе по организации использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров) переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

В силу части 3 статьи 83 ЛK РФ, средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.

Согласно ст.26.20 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», общий объем субвенций из федерального бюджета РФ на осуществление переданных полномочий Российской Федерации, определяется федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.

Распределение субвенций из федерального бюджета между субъектами Российской Федерации, согласно пунктам 1,4 статьи 133 Бюджетного кодекса Российской Федерации, осуществляется по единой для соответствующего вида субвенций методике, утвержденной Правительством Российской Федерации. В данном случае, субвенции из федерального бюджета распределяются в соответствии с Методикой распределения между субъектами Российской Федерации субвенций из федерального бюджета для осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2006 № 838.

Правила расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2006 г. N 837.

В соответствии с пунктом 1 указанных Правил №837, субвенции предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Федеральному агентству лесного хозяйства на соответствующий год на финансовое обеспечение полномочий, осуществление которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно п.2 Правил №837 субвенции предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Рослесхозу на соответствующий год на финансовое обеспечение полномочий, осуществление которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе на осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров.

В соответствии с п.3 Правил №837 органы государственной власти субъектов Российской Федерации не позднее 1 декабря текущего финансового года согласовывают с Рослесхозом целевые прогнозные показатели на очередной финансовый год и на плановый период (в случае необходимости их установления) и мероприятия, направленные на их достижение, предусмотренные перечнем мероприятий по осуществлению переданных полномочий, утверждаемым Министерством природных ресурсов и экологии РФ.

Из содержания приведенных положений следует, что они закрепляют механизм реализации субъектами РФ отдельных полномочий РФ в области лесных отношений, определяют источник и объемы предоставления бюджету субъекта Российской Федерации субвенций из федерального бюджета на осуществление этих полномочий, а также порядок распределения и расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций.

Согласно статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, бюджетные ассигнований - предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств.

Предоставление субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации, превышающие предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году на финансовое обеспечение переданных полномочий Российской Федерации федеральным законом о федеральном бюджете, не представляется возможным.

В соответствии с пунктом 4 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в случае, если в субъекте Российской Федерации превышены нормативы, используемые в методиках расчета соответствующих субвенций, финансовое обеспечение дополнительных расходов, необходимых для полного исполнения указанных расходных обязательств субъекта Российской Федерации, осуществляется за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.

В силу данных положений субъект РФ вправе участвовать в формировании перечня мероприятий по осуществлению полномочий, переданных органам исполнительной власти субъектов РФ, однако их окончательное определение путем согласования отнесено к полномочиям Рослесхоза.

Министерство (ранее Департамент по лесным отношениям Республики Саха (Якутия) ежегодно, в установленные сроки представляет в Федеральное агентство лесного хозяйства для согласования объемных и финансовых показателей на реализацию полномочий в области лесных отношений сведения о штатной численности ГАУ РС(Я) «Якутлесресурс» и ГБУ PC (Я) «Якутская база авиационной охраны лесов».

Согласно результатам согласования бюджетных проектировок расходов федерального бюджета, выделяемых в форме субвенций Министерству на реализацию таких полномочий, расходы на увеличение численности предусмотрены.

Так, в соответствии с протоколом заседания комиссии Рослесхоза по бюджетным проектировкам расходов федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период о рассмотрении материалов защиты бюджетных проектировок по Республике Саха (Якутия) от 30.11.2017 № ИВ-13/590-пр Министерству (ранее Департаменту) на 2018 год согласован объем субвенций на реализацию полномочий в области лесных отношений в сумме 627 048,3 тыс. рублей, на плановый период 2019 и 2020 годы- 638 115,2 тыс. рублей и 640 603,1 тыс. рублей соответственно.

Данный размер субвенций полностью соответствует размерам субвенций на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, распределенных бюджету Республики Саха (Якутия) Федеральным законом от 05.12.2017 № 362-ФЭ «О федеральном бюджете на 2018 год и плановый период 2018 и 2019 годов».

Согласно приложению к указанному выше Протоколу средства субвенции подлежат расходованию на повышение эффективности предупреждения возникновения и распространения лесных пожаров, а также их тушение: организацию интенсивного использования лесов с учетом сохранения их экологического потенциала, лесное планирование; осуществление федерального государственного лесного надзора; осуществление интенсивного лесовосстановления и лесоразведения, обеспечивающих сохранение экологического потенциала лесов, а также проведение ухода за лесами, повышение продуктивности и улучшения породного состава лесов; обеспечение исполнения переданных полномочий субъектами РФ; подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров лесного хозяйства, направленные на повышение кадрового потенциала лесного сектора экономики.

Таким образом, Российской Федерацией на период 2018 год предусмотрено финансирование полномочий, переданных Республике Саха (Якутия) в полном объеме, доказательств обратного административным истцом не представлено.

Помимо указанного выше, пунктом 7.4 Правил №837 установлено право органов исполнительной власти субъектов РФ в случае недостаточности субвенций не позднее 15 ноября текущего финансового года обратиться в Рослесхоз с просьбой о выделении средств нераспределенного резерва.

В силу п.7.3 Правил №837 нераспределенным резервом признается утвержденная в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период не распределенная между субъектами РФ субвенция.

Указанные средства направляются бюджетам субъектов РФ дополнительно на финансовое обеспечение расходов, связанных с проведением мероприятий по осуществлению переданных полномочий по охране, защите и воспроизводству лесов. В приоритетном порядке выделение средств нераспределенного резерва на финансовое обеспечение расходов, связанных с обеспечением мер пожарной безопасности и воспроизводством лесов, расположенных на землях лесного фонда, пострадавших в результате стихийных бедствий.

То есть данными нормами установлена возможность получения дополнительного финансирования на реализацию полномочий, поименованных в ст.51 ЛK РФ (Охрана лесов от пожаров).

С учетом предоставления данных субвенций из федерального бюджета, административным истцом не представлено доказательств о недофинансировании Российской Федерацией переданных субъекту РФ полномочий в области лесных отношений, в связи с чем, данный довод судом отклоняется.

Административный истец полагает, что в случае если разработанный в соответствии с Правилами разработки и утверждения плана тушения лесных пожаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.2011 №377, Сводный план тушения лесных пожаров на территории Республики Саха (Якутия) согласован с главами муниципальных образований (районов) и Рослесхозом (от 12.03.2018 №НК-09-27/3624), утвержден приказом Департамента от 02.02.2018 №24 и Главой Республики Саха (Якутия) 14.03.2018 без замечаний по поводу численности и состава лесопожарных команд, следует признать оспариваемые предписания, в соответствии с которыми Министерству подлежит увеличить численность, незаконными.

Между тем, постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.2011 №377 установлены требования к форме Плана тушения лесных пожаров, разработаны Методические указания по заполнению такой формы, структура и состав Плана.

Правила разработки самого сводного плана тушения лесных пожаров на территории региона утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2011 №378.

В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства РФ №378, Сводный план утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

При этом, ни форма Плана ни Сводный план тушения лесных пожаров не содержат требований, установленных к численности авиапожарных команд и количеству летчиков-наблюдателей, другие показатели, необходимые для организации лесоавиационных работ, следовательно, ссылка на тот факт, что Сводный план тушения пожаров на территории Республики Саха (Якутия) был согласован с главами муниципальных образований (районов) и Рослесхозом (от 12.03.2018 №НК-09- 27/3624), утвержден приказом Департамента от 02.02.2018 №24 и Главой РС(Я) 14.03.2018 г. без замечаний, не имеет отношения к исполнению предписания № 10/2018 от 12.10.2018 г.

Сводный план тушения лесных пожаров отражает информацию о наличии сил и средств для целей пожаротушения, алгоритм их использования, в зависимости от уровня пожарной опасности в регионе (класса пожарной опасности), фактической и прогнозируемой горимости.

Следовательно, согласованный Сводный план тушения лесных пожаров не является основанием для признания незаконным Предписания, в соответствии с которым административному истцу предписано привести в соответствие нормативы обеспеченности ПХС противопожарной техникой и противопожарным оборудованием, привести в соответствие штатное расписание авиаотделений, численность команд ПХС.

Ссылка на проекты законов, которые вступят в скором времени в законную силу, предположительно 06.05.2019 года, не имеют правового значения при рассмотрении вопроса о законности Предписания, вынесенного 12.10.2018 года.

Следовательно, требования Департамента, указанные в оспариваемом предписании основаны на нормах права, действующих в момент выдачи предписания и подлежат обязательному исполнению.

Поскольку порядок действий принятия оспариваемого предписания № 10/2018 от 12.10.2018 г. в рассмотренном деле соблюден, само оспариваемое предписание не нарушает требования закона, а также основные принципы, суд приходит к выводу об отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о его незаконности, а также о совершении Департаментом лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу незаконных действий, повлекших нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца, в связи с чем, заявленные требования подлежат отказу в удовлетворении.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 178-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) к Департаменту лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу о признании незаконным предписания – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: Л.И.Холмогорова