ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-195/2023 от 12.12.2023 Викуловского районного суда (Тюменская область)

УИД: 72RS0006-01-2023-000264-17

№ 2а-195/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Викулово Тюменской области 12 декабря 2023 года

Викуловский районный суд Тюменской области в составе:

председательствующего судьи Березинской Е.С.,

при секретаре Садовских Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Штанденко Н.А. к Администрации Викуловского муниципального района о признании распоряжения незаконным,

установил:

Штанденко Н.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Администрации Викуловского муниципального района о признании распоряжения первого заместителя главы администрации Викуловского муниципального района -р от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении публичного сервитута» незаконным.

Требования мотивированы тем, что оспариваемым распоряжением в отношении принадлежащего истцу на праве общей долевой собственности (доля в праве 1/8) земельного участка с кадастровым номером 72:06:0205001:337 общей площадью 552000 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, адрес: <адрес>, МО Березинское (из земель КДС) установлен публичный сервитут в интересах АО «Газпром газораспределение Север» общей площадью 19219 кв.м. на земельные участки с кадастровыми номерами для использования в целях строительства линейного объекта газоснабжения (объект Программы газификации юга <адрес> 2019-2023 гг.: «<адрес>, Межпоселковый газопровод ГРС <адрес>»). Указывает, что истец, как собственник земельного участка, не была уведомлена о принятом решении и возможном установлении публичного сервитута, который принят без анализа проектной документации и рассмотрения иного варианта строительства газопровода без использования земельного участка истца, установление публичного сервитута в отношении земельного участка в указанных в обжалуемом распоряжении границах необоснованно и затрудняет пользование земельным участком в полной мере и по назначению. По мнению Штанденко Н.А. данное распоряжение является незаконным, поскольку при его принятии допущены нарушения процедуры установления сервитута, предусмотренной пп. 4 п. 4 ст. 38.43, ст. 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ЗК РФ).

Определениями суда к участию в деле привлечены в качестве заинтересованных лиц Департамент жилищно-коммунального хозяйства <адрес>, АО «Газпром газораспределение Север», Главное управление строительства <адрес>, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО2, ФИО2 В.И., ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22.

Административный истец Штанденко Н.А., заинтересованные лица Департамент жилищно-коммунального хозяйства <адрес>, АО «Газпром газораспределение Север», Главное управление строительства <адрес>, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО2, ФИО2 В.И., ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22 судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом ( т. 1 л.д. 217, 236-244, т. 2 л.д. 64,65).

Представитель административного ответчика Администрации Викуловского муниципального района по доверенности ФИО8 в судебном заседании поддержала возражения на административный иск, дополнив, что в адрес администрации района от АО «Газпром газораспределение Север» поступило ходатайство об установлении публичного сервитута на земельные участки, с приложением схемы расположения границ публичного сервитута, сведений о границах публичного сервитута, графического изображения. Рассмотрев ходатайство, администрация не усмотрела препятствий в установлении публичного сервитута. Также при рассмотрении ходатайства было учтено, что данный вариант трассы является самым оптимальным и целесообразным, позволяет снизить время строительства и подключения объектов к газораспределительным сетям, площадь земельного участка для строительства, что является наименее обременительным для использования земельных участков в соответствии с их целевым назначением и разрешенным использованием. При проектировании выбраны наиболее рациональные варианты прохождения трассы газопровода, с минимальной площадью ограничения, что видно на графических изображениях сравнительных вариантов. Достаточные данные о том, что прокладка газопровода в соответствии с проектной документацией приведет к невозможности использования земельных участков по назначению, и то, что по указанным земельным участкам проходят какие-либо инженерные сети, не представлены. На основании изложенного, просила в удовлетворении заявленных Штанденко Н.А. требований отказать в полном объеме (т.1 л.д. 78-79).

Согласно письменным возражениям представителя заинтересованного лица - АО «Газпром газораспределение Север» по доверенности ФИО9, в 2023 году АО «Газпром газораспределение Север» выполняет строительно-монтажные работы по объекту Программы газификации <адрес> «<адрес>. Межпоселковый газопровод ГPC <адрес>», подрядная организация АО «Строительное управление Север», срок выполнения работ ДД.ММ.ГГГГ. Были определены земельные участки, по которым будет проходить проектируемый газопровод: земли и части земельных участков, государственная собственность па которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в частной собственности. АО «Газпром газораспределение Север» с целью исполнения Программы газификации юга <адрес> 2019-2023 гг. и для строительства объекта «<адрес>. Межпоселковый газопровод ГРС <адрес>» ДД.ММ.ГГГГ обратилось с ходатайством об установлении публичного сервитута в отношении земельных участков кадастровыми номерами: в администрацию Викуловского муниципального района <адрес>. В соответствии с постановлением администрации Викуловского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Установление и прекращение публичного сервитута в отдельных целях»«, к ходатайству были приложены схемы расположения границ публичного сервитута, сведения о границах публичного сервитута в формате, графическое изображение. При подаче ходатайства было учтено, что вариант трассы является из всех предложенных оптимальным и целесообразным, позволяет снизить время строительства и подключения объектов к газораспределительным сетям. Выбраны наиболее рациональные варианты прохождения трассы газопровода с минимальной площадью ограничения, что видно на графических изображениях сравнительных вариантов. Ходатайство рассмотрено Администрацией Викуловского муниципального района <адрес> и ДД.ММ.ГГГГ вынесено распоряжение -р об установлении публичного сервитута общей площадью 19219 кв.м. на земельные участки с кадастровыми номерами- , местоположение границ публичного сервитута: <адрес>. Березинское сельское поселение. Учитывая, что в ходатайстве об установлении публичного сервитута приведены предусмотренные п. 1 ст. 39.41 ЗК РФ сведения, в отсутствие доказательств невозможности использования или существенного затруднения в использовании обременяемых земельных участков, заявленные требования административного иска Штанденко Н.А. удовлетворению не подлежат. (т. 2 л.д. 1-3)

Согласно письменным возражениям представителя заинтересованного лица - Департамента жилищно-коммунального хозяйства <адрес> по доверенности ФИО10, в соответствии Порядком разработки и реализации межрегиональных и региональных программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций и Правилами разработки и реализации межрегиональных и региональных программ газификации жилищно- коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.09.2016 № 903, программы газификации формируются на 10 лет и утверждаются руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Департамент в соответствии с Положением о Департаменте жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области, утвержденным постановлением Правительства Тюменской области от 16.07.2012 №269-п, осуществляет полномочия по разработке проектов нормативных правовых и ненормативных правовых актов Правительства Тюменской области и Губернатора Тюменской области об утверждении и реализации программы газификации Тюменской области, контроль за исполнением программы газификации Тюменской области и направление отчетов о реализации программы газификации Тюменской области в уполномоченные федеральные органы государственной власти. Программа газификации Тюменской области на 2019 - 2028 годы утверждена постановлением Губернатора Тюменской области от 15.02.2022 № 16, согласно п. 2 которой основной целью Программы является повышение уровня газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций Тюменской области. Абзацем вторым пункта 5 раздела 8 Программы газификации предусмотрено, что формирование перечня работ, реализация которых выполняется за счет средств специальной надбавки к тарифам на транспортировку газа по газораспределительным сетям, прибыли, направляемой на капитальные вложения, и амортизационных отчислений (, осуществляется с применением механизма рейтингования. По каждому объекту Перечня работ органами местного самоуправления составляется Паспорт объекта, который содержит схему газопроводов и адреса мест вывода подводов. Паспорта объектов согласовываются главами сельских поселений и/или муниципальных районов, городских округов и направляются в Департамент. Текущее управление Программой газификации и оперативный контроль за ходом ее реализации обеспечиваются Департаментом. Перечень работ программы газификации Тюменской области на 2019- 2023 годы, реализация которых выполняется за счет средств специальной надбавки к тарифам на транспортировку газа по газораспределительным сетям, прибыли, направляемой на капитальные вложения, и амортизационных отчислений и предварительный перечень работ программы газификации <адрес> на 2024-2028 годы, утвержден приказом Департамента от ДД.ММ.ГГГГ-од. В результате применения механизма рейтингования, на основании предоставленного органом местного самоуправления паспорта объекта Мероприятие «<адрес>. Межпоселковый газопровод ГРС <адрес>» включено в Перечень. Своевременная и качественная реализация мероприятий Программы газификации необходима для дальнейшего стабильного и эффективного развития региона. На основании изложенного, заявленные административным истцом требования не подлежат удовлетворению (т. 1 л.д. 123-125).

Из письменных возражений представителя заинтересованного лица – Главного управления строительства Тюменской области по доверенности ФИО11 следует, что подготовка документов территориального планирования субъекта Российской Федерации осуществляется на основании стратегий социально- экономического развития субъектов Российской Федерации с учетом положений стратегии пространственного развития Российской Федерации, стратегий социально-экономического развития макрорегионов, отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации, межгосударственных программ, государственных программ Российской Федерации, национальных проектов, государственных программ субъектов Российской Федерации, инвестиционных программ субъектов естественных монополий, решений органов государственной власти, иных главных распорядителей средств соответствующих бюджетов, предусматривающих создание объектов регионального значения, а также сведений, содержащихся в информационной системе территориального планирования.Газопровод межпоселковый высокого давления от ГРС <адрес> Сорокинского муниципального района, проходящий через <адрес> муниципального района, включен в программу газификации Тюменской области на 2019 - 2028 годы, утвержденную постановлением Губернатора Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ, и соответственно, является планируемым к размещению объектом регионального значения, согласно схеме территориального планирования Тюменской области, утвержденной постановлением Правительства Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ-п. (т. 1 л.д. 231)

В соответствии с положениями ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ) суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствии не явившихся лиц, участвующих в деле. Принимая во внимание, что в соответствии с ч. 7 ст. 96 КАС РФ, ст. 14, ст. 16 Федерального закона от 22.12.2008 года № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», информация о дате, времени и месте судебного заседания размещена на официальном интернет-сайте Викуловского районного суда Тюменской области vikulovsky.tum.sudrf.ru (раздел судебное делопроизводство). Оснований для отложения судебного заседания судом не установлено.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения сторон, суд приходит к следующему выводу:

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В судебном заседании установлено, что Штанденко Н.А. является собственником в общей долевой собственности, 1/8 земельного участка с кадастровым номером общей площадью 552000 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, адрес: <адрес>, <адрес> (из земель КДС), вид разрешенного использования - для ведения сельскохозяйственного производства (т. 1 л.д. 62-77).

Таким образом, Штанденко Н.А. является субъектом правоотношений, следовательно, в силу статьи 208 КАС РФ вправе обратиться в суд с административным иском об оспаривании распоряжения административного ответчика, полагая, что данным муниципальным правовым актом нарушены ее права и законные интересы.

Одним из основных принципов земельного законодательства является сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком (подпункт 11 пункт 1 статьи 1 ЗК РФ).

Согласно пункту 2 статьи 23 ЗК РФ сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут).

Публичный сервитут устанавливается в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации. К правоотношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением действия публичного сервитута, положения Гражданского кодекса Российской Федерации о сервитуте и положения главы V.3 настоящего Кодекса не применяются (пункт 3 статьи 23 ЗК РФ).

В соответствии с подпунктом 8 пункта 4 статьи 23 ЗК РФ публичный сервитут может устанавливаться, в том числе для использования земельного участка в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса.

Публичный сервитут может быть установлен в отношении одного или нескольких земельных участков и (или) земель и не лишает правообладателя такого земельного участка прав владения, пользования и (или) распоряжения таким земельным участком (часть 5 статьи 23 ЗК РФ).

Порядок установления публичного сервитута в отношении земельных участков и (или) земель для их использования в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса, срок публичного сервитута, условия его осуществления и порядок определения платы за такой сервитут устанавливаются главой V.7 настоящего Кодекса (пункт 18 статьи 23 ЗК РФ).

Согласно подпункту 1 статьи 39.37 ЗК РФ в порядке, предусмотренном настоящей главой (главой V.7), публичный сервитут устанавливается для использования земельных участков и (или) земель, в том числе в целях размещения линейных объектов системы газоснабжения.

В силу части 1 статьи 39.39 ЗК РФ публичный сервитут устанавливается решением уполномоченного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.38 настоящего Кодекса, на основании ходатайства об установлении публичного сервитута.

В соответствии с подпунктом 2 статьи 39.38 ЗК РФ публичный сервитут в отношении земельных участков и (или) земель для их использования в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса, устанавливается решениями уполномоченных исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации - в случаях установления публичного сервитута для размещения инженерных сооружений регионального значения.

Публичный сервитут в отношении земельных участков и (или) земель для их использования в целях, предусмотренных статьей 39.37 ЗК РФ устанавливается решением органа местного самоуправления муниципального района - в случае установления публичного сервитута для размещения инженерных сооружений, являющихся объектами местного значения муниципального района, сельского поселения, размещения автомобильных дорог местного значения муниципального района, сельского поселения в туннелях, а также в целях, предусмотренных статьей 39.37 ЗК РФ и не указанных в подпунктах 1 - 3 статьи 39.38 ЗК РФ, в отношении земельных участков и (или) земель, расположенных в границах сельских поселений, на межселенных территориях муниципального района (подпункт 5 статьи 39.38 ЗК РФ).

Под размещением понимается строительство, реконструкция и (или) эксплуатации объектов (подпункт 7 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ).

Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Федеральному закону от 06.10.2003 года № 131-ФЗ, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ).

Пункт 3 части 1 статьи 43 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ предусматривает, что в систему муниципальных правовых актов входят, в том числе, правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.

Глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации (часть 6 статьи 43 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ).

Подпунктом 1 статьи 39.40 ЗК РФ определено, что с ходатайством об установлении публичного сервитута вправе обратиться организация являющаяся субъектом естественных монополий, - в случаях установления публичного сервитута для размещения инженерных сооружений, обеспечивающих деятельность этого субъекта, а также для проведения инженерных изысканий в целях подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение указанных сооружений, инженерных изысканий для их строительства, реконструкции.

В пункте 1 статьи 39.41 ЗК РФ перечислены сведения, подлежащие указанию в ходатайстве об установлении публичного сервитута.

Сведения, подлежащие отражению в ходатайстве, в обоснование необходимости установления публичного сервитута, перечислены в пункте 2 статьи 39.41 ЗК РФ.

ДД.ММ.ГГГГ постановлением главы администрации Викуловского муниципального района утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Установление и прекращение публичного сервитута в отдельных целях» (т. 2 л.д.66)

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке разработки и реализации межрегиональных и региональных программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций», Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утверждена Программа газификации в <адрес> на 2019-2028 годы, согласно Перечню работ, в которой в плане мероприятий указаны мероприятия Программы - «<адрес>, Межпоселковый газопровод ГРС <адрес>», и позволит газифицировать сельские населенные пункты.

Основными нормативными актами, определяющими порядок установления зон с особыми условиями использования территорий и содержание ограничений прав на земельные участки в границах таких зон, применительно к охранным зонам газопроводов, являются Земельный кодекс Российской Федерации (Глава XIX «Зоны с особыми условиями использования территорий»), Федеральный закон от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации».

Газопровод межпоселковый высокого давления от ГРС <адрес> Сорокинского муниципального района, проходящий через <адрес> муниципального района, включен в программу газификации <адрес> на 2019 - 2028 годы, утвержденную постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, и соответственно, является планируемым к размещению объектом регионального значения, согласно схеме территориального планирования <адрес>, утвержденной постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п.

Указанные выше нормативные правовые акты официально опубликованы для всеобщего сведения, размещены в справочных правовых системах, в сети Интернет.

В судебном заседании установлено, что оспариваемое Распоряжение -р вынесено Администрацией Викуловского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ по результатам рассмотрения ходатайства АО «Газпром газораспределение Север» от ДД.ММ.ГГГГ об установлении публичного сервитута.

АО «Газпром газораспределение Север» является надлежащим лицом, предусмотренным п. 1 ст. 39.40 ЗК РФ.

Ходатайство АО «Газпром газораспределение Север» об установлении публичного сервитута от ДД.ММ.ГГГГ оформлено в соответствии с формой, утвержденной приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ, и содержит сведения, предусмотренные ч. 1 ст. 39.41 ЗК РФ.

В качестве обоснования необходимости установления публичного сервитута к ходатайству АО «Газпром газораспределение Север» приложены: схемы расположения границ публичного сервитута, сведения о границах публичного сервитута в формате, графическое изображение.

Цель установления публичного сервитута - для строительства линейного объекта системы газоснабжения, являющегося объектом регионального значения (объект Программы газификации юга <адрес> 2019-2023 гг.: «<адрес>, Межпоселковый газопровод ГРС <адрес>») сроком на 10 лет.

Срок, в течение которого использование предметных земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества в соответствии с их разрешенным использованием будет невозможно или существенно затруднено в связи с осуществлением сервитута: 11 месяцев (пункт 4 Распоряжения).

В соответствии с требованиями ст. 39.42 ЗК РФ администрацией Викуловского муниципального района <адрес> обеспечено выявление правообладателей земельных участков в целях установления публичного сервитута. Оспариваемым распоряжением публичный сервитут установлен, в том числе, в отношении части земельного участка, принадлежащего Штанденко Н.А.

Утверждены границы публичного сервитута в соответствии с координатами характерных точек. (т. 1 л.д. 141-146, 9-11)

Сообщение о возможности установления публичного сервитута размещено на официальном сайте администрации Викуловского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ.

Обоснованием установления публичного сервитута явилась утвержденная документация по планировке территории.

Установление публичного сервитута в заявленных в ходатайстве целях предусмотрено пп. 8 п. 4 ст. 23, пп. 1 п. 1 ст. 39.37 ЗК РФ и соответствует им.

Распоряжение об установлении публичного сервитута содержит всю информацию, предусмотренную статьей 39.43 ЗК РФ, принято органом местного самоуправления в соответствии с полномочиями, предоставленными пп. 5 ст. 39.38 ЗК РФ. Требования п. 1 ст. 39.45 ЗК РФ о сроке публичного сервитута соблюдены.

Учитывая, что публичный сервитут установлен решением уполномоченного органа местного самоуправления в соответствии с утвержденными документами территориального планирования, проектом планировки, инвестиционной программой субъекта естественных монополий (АО «Газпром газораспределение Север»), суд приходит к выводу о том, что условия и процедура установления публичного сервитута соблюдены; оспариваемое постановление полностью соответствуют нормативно-правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не противоречит им.

В соответствии с п. 4 ст. 39.39 ЗК РФ установление публичного сервитута осуществляется независимо от формы собственности на земельный участок.

Таким образом, сама по себе принадлежность испрашиваемого земельного участка на праве общей долевой собственности Штанденко Н.А. не является основанием для отказа в установлении сервитута.

Согласно ч. 2 ст. 39.47 ЗК РФ, соглашение об осуществлении публичного сервитута заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами, между обладателем публичного сервитута и собственником земельного участка, находящегося в частной собственности, или арендатором, землепользователем, землевладельцем земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в отношении которых установлен публичный сервитут.

Правообладатель земельного участка вправе подписать соглашение об осуществлении публичного сервитута и направить его обладателю публичного сервитута или направить обладателю публичного сервитута уведомление об отказе в подписании соглашения об осуществлении публичного сервитута либо в течение четырнадцати дней со дня получения проекта соглашения об осуществлении публичного сервитута направить обладателю публичного сервитута предложение о заключении такого соглашения на иных условиях (п. 9. ст. 39.47 ЗК РФ).

Обладатель публичного сервитута, получивший предложение о заключении соглашения об осуществлении публичного сервитута на иных условиях, обязан в течение десяти дней направить правообладателю земельного участка проект соглашения об осуществлении публичного сервитута, подписанный на предложенных условиях, или уведомление об отклонении такого предложения (ч. 10 ст. 39.47 ЗК РФ).

Если в течение тридцати дней со дня получения правообладателем земельного участка проекта соглашения об осуществлении публичного сервитута, указанного в п. 5 настоящей статьи, такое соглашение не заключено, за исключением случая оспаривания правообладателем земельного участка решения об установлении публичного сервитута в суде, плата за публичный сервитут, предусмотренная проектом указанного соглашения, вносится обладателем публичного сервитута в депозит нотариуса по месту нахождения земельного участка. В указанном случае обладатель публичного сервитута, внесший плату за публичный сервитут в депозит нотариуса, вправе осуществлять публичный сервитут до заключения соглашения об осуществлении публичного сервитута, в том числе выполнять необходимые работы в соответствии с графиком и сроками, которые предусмотрены проектом указанного соглашения (ч. 11 ст. 39.47 ЗК РФ).

Судом установлено, что копия распоряжения об установлении публичного сервитута -р от ДД.ММ.ГГГГ и соглашение об осуществлении публичного сервитута были направлены в адрес административного истца обладателем публичного сервитута АО «Газпром газораспределение Север» ДД.ММ.ГГГГ и получены ДД.ММ.ГГГГ.

По смыслу приведенного положения закона в совокупности с другими нормами главы V.7 Земельного кодекса Российской Федерации заключение соглашения об осуществлении сервитута, вопреки доводам административного истца, не является предварительной процедурой перед принятием уполномоченным органом распоряжения об установлении сервитута, поскольку заключается уже обладателем ограниченного вещного права на земельный участок.

При таких обстоятельствах отсутствие согласия административного истца на установление публичного сервитута не является основанием для признания недействующим оспариваемого распоряжения.

Доводы административного истца о том, что в распоряжении об установлении сервитута не указан адрес и описание местоположения несостоятельны. Согласно пункту 4 статьи 39.43 ЗК РФ решение об установлении публичного сервитута должно содержать, в том числе кадастровые номера (при их наличии) земельных участков, в отношении которых устанавливается публичный сервитут, адреса или описание местоположения таких земельных участков. В оспариваемом распоряжении указаны кадастровый номер земельного участка и местоположение, в соответствии с приложением к распоряжению. Указанная информация соответствует данным, указанным в выписке из Единого государственного реестра недвижимости (т. 2 л.д. 86-152)

Обосновывая заявленные требования, административный истец ссылается также на то обстоятельство, что в результате установления публичного сервитута она будет лишена возможности использовать принадлежащий ей земельный участок сельхозназначения по целевому назначению.

Суд с такой позицией инициатора иска не соглашается и отклоняет приведенные доводы как несостоятельные.

Из объяснений заинтересованных лиц - собственников земельных участков, в отношении которых установлен спорным распоряжением публичный сервитут ФИО13, ФИО15, ФИО14 установлено, что принадлежащие им земельные участки переданы в аренду для посева зерновых культур. АО «Газпром газораспределение север» начали работы на земельных участках по прокладке газопровода после окончания полевых работ по сбору урожая. В настоящее время часть участков уже приведена в пригодное состояние, что не препятствует использованию земельных участков по назначению в весенний период для посевов. На земельных участках сетей инфраструктур нет. (т. 1 л.д. 179-181)

В соответствии с п. 10 ст. 23, пп. 4 п. 1 ст. 39.44 ЗК РФ в установлении сервитута должно быть оказано, если осуществление деятельности, для обеспечения которой испрашивается публичный сервитут, а также вызванные указанной деятельностью ограничения прав на землю повлекут невозможность использования или существенное затруднение в использовании земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества в соответствии с их разрешенным использованием в течение более чем трех месяцев в отношении земельных участков, предназначенных для жилищного строительства (в том числе индивидуального жилищного строительства), ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, или одного года в отношении иных земельных участков.

Пунктом 11 ст. 23 ЗК РФ предусмотрено, что деятельность, для обеспечения которой устанавливаются сервитут, публичный сервитут, может осуществляться на земельном участке независимо от его целевого назначения и разрешенного использования, за исключением случаев, если осуществление данной деятельности не допускается в границах определенных зон, земель и территорий в соответствии с их режимом.

По выпискам из ЕГРН спорный земельный участок, принадлежащий на праве общей долевой собственности истцу, и иным собственникам, являются землями сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства.

В соответствии с п. 1 ст. 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).

В силу ч. 1, ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» для размещения линейных объектов систем газоснабжения в случаях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации, могут быть установлены сервитут, публичный сервитут, предоставляющие право лицам, в пользу которых они установлены, осуществлять на земельных участках и (или) землях строительство, реконструкцию, эксплуатацию, капитальный и текущий ремонт линейных объектов систем газоснабжения. На земельных участках, прилегающих к объектам систем газоснабжения, в целях безопасной эксплуатации таких объектов устанавливаются охранные зоны газопроводов. Владельцы указанных земельных участков при их хозяйственном использовании не могут строить какие бы то ни было здания, строения, сооружения в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения без согласования с организацией - собственником системы газоснабжения или уполномоченной ею организацией; такие владельцы не имеют права чинить препятствия организации - собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф.

Таким образом, содержание предусмотренных федеральным законом в охранной зоне газопровода ограничений применительно к землям сельскохозяйственного назначения и входящим в них сельскохозяйственным угодьям не влечет возникновение дополнительных ограничений хозяйственной деятельности, которые могут рассматриваться как повлекшие невозможность использования или существенное затруднение в использовании спорных земельных участков, относящихся к землям сельскохозяйственного назначения.

Доказательств того, что установление публичного сервитута для размещения газопровода и ограничение хозяйственной деятельности Штанденко Н.А., передавшей по договору аренды земельный участок, в охранных зонах газораспределительных сетей повлекут невозможность использования или существенное затруднение в использовании принадлежащего земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с их целевым назначением и разрешенным использованием, в материалы дела стороной административного истца не представлено.

Кроме того, как следует из ходатайства АО «Газпром газораспределение Север» об установлении публичного сервитута, в соответствии с проектной документацией при подземной прокладке газопровода заглубление составляет не менее 1,5 м от верха трубы. (т. 1 л.д. 143 оборот, первый абзац)

Таким образом, принимая во внимание изложенное в совокупности, суд приходит к выводу о том, что обременение спорного земельного участка публичным сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения им в установленном законом порядке. Принятие решения об установлении публичного сервитута обусловлено исключительно необходимостью обеспечения публичного интереса. Права административного истца на использование земельного участка, на часть которого установлен публичный сервитут, не нарушены. Доказательств обратного суду не представлено.

Приходя к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд принимает во внимание и то обстоятельство, что публичный сервитут установлен в отношении лишь части спорных земельных участков, что, по мнению суда, с учетом всей пощади земли, займет незначительную часть каждого объекта недвижимости, в отношении которого установлен публичный сервитут.

При этом, в силу ст. 39.48 ЗК РФ административный истец не лишена права обращения с требованием выкупа земельных участков по рыночной стоимости и возмещения всех причиненных убытков, если осуществление публичного сервитута приведет к невозможности или существенному затруднению использования принадлежащих им земельных участков (их частей) в соответствии с их разрешенным использованием в течение срока, превышающего срок, предусмотренный пп. 6 п. 4 ст. 39.43 ЗК РФ.

Кроме того, административный истец может использовать механизм защиты своих прав, предусмотренный п. п. 10, 11 ст. 39.46 ЗК РФ, согласно которой убытки, причиненные правообладателю земельного участка в результате деятельности, осуществляемой обладателем публичного сервитута на земельном участке, включая убытки, причиненные повреждением имущества (в том числе вследствие аварии или в связи с предотвращением аварии) возмещаются правообладателю земельного участка обладателем публичного сервитута в течение тридцати дней со дня обращения правообладателя земельного участка с требованием об их возмещении.

Разрешая заявленные требования, суд также принимает во внимание, что подпунктом «г» пункта 7 Распоряжения администрации Викуловского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-р «Об установлении публичного сервитута» на обладателя публичного сервитута - АО «Газпром газораспределение Север», возложена обязанность привести предметные земельных участков в состояние, пригодное для их использования в соответствии с разрешенным использованием после завершения строительства объекта, что свидетельствует о соблюдении административным ответчиком при принятии оспариваемого акта положений п. 8 ст. 39.50 ЗК РФ.

Таким образом, принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу, что публичный сервитут в отношении части земельных участков, принадлежащих административному истцу и заинтересованным лицам по делу, установлен для обеспечения муниципальных нужд согласно п. 1 ст. 39.37 ЗК РФ, соответствует целям, определенным ст. 23 ЗК РФ. Процедура принятия оспариваемого нормативного акта и правила введения его в действие административным ответчиком не нарушены.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 219 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Штанденко Н.А. к Администрации Викуловского муниципального района о признании распоряжения незаконным – отказать.

Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Викуловский районный суд Тюменской области в течение одного месяца со дня его вынесения.

Мотивированное решение принято в окончательной форме 19.12.2023 года.

Судья Викуловского районного суда

Тюменской области /подпись/ Е.С. Березинская