ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2126/2022 от 08.06.2022 Октябрьского районного суда г. Самары (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

ИФИО1

08 июня 2022 года адрес

Октябрьский районный суд адрес в составе:

председательствующего судьи Лазарева Р.Н.

при секретаре судебного заседания ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №...а-2126/2022 по административному исковому заявлению ФИО2 к врио начальника ОСП адресФИО7, ОСП адрес, судебным приставам-исполнителям ОСП адресФИО8, ФИО11, ФИО9, УФССП России по адрес о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя, с участием заинтересованных лиц ФИО3, ООО "ИЮЛЬЛТД",

УСТАНОВИЛ:

дата (согласно штампу на конверте) административный истец ФИО2 обратился в суд с вышеуказанным административным иском.

В обоснование заявленных требований указано, что дата судебный пристав-исполнитель вынес постановление об участии в исполнительном производстве специалиста ООО "ИЮЛЬЛТД" для оценки арестованного имущества - квартиры, с чем административный истец не согласен, поскольку считает, что ООО "ИЮЛЬЛТД" не имеет статуса саморегулируемой организации (СРО), специалист ООО ИЮЛЬЛТД" имеет заинтересованность в исходе исполнительного производства, не обладает специальными знаниями, арест имущества должника по общему правилу должен быть соразмерен объему требований взыскателя, также постановление противоречит Федеральному закону от дата N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве". Кроме того, административного истца не уведомили об участии в исполнительном производстве специалиста.

Ссылаясь на нарушение своих прав административный истец просит суд признать незаконным и отменить постановление судебного пристава- исполнителя ОСП адресФИО11 от дата об участии в исполнительном производстве специалиста.

Протокольными определениями суда к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены врио начальника ОСП адресФИО7, судебные приставы-исполнители (далее по тексту – СПИ) ОСП адресФИО8, ФИО9, УФССП России по адрес.

Информация о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от дата N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на интернет-сайте суда.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО2ФИО10 исковые требования поддержал.

Заинтересованное лицо ФИО3 в судебном заседании возражала против требований административного иска согласно письменному отзыву.

Административные ответчики врио начальника ОСП адресФИО7, ОСП адрес, СПИ ОСП адресФИО8, ФИО11, ФИО9, УФССП России по адрес и заинтересованное лицо ООО «ИЮЛЬЛТД» в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом о дате судебного заседания, об уважительности причин неявки суду не сообщили.

Согласно положений части 8 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания (предварительного судебного заседания) лишь посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в указанный в части 7 настоящей статьи срок. Указанные лица, а также получившие первое судебное извещение по рассматриваемому административному делу иные лица, участвующие в деле, обладающие государственными или иными публичными полномочиями, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении административного дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.

Лица, указанные в части 8 настоящей статьи, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении административного дела, если суд располагает сведениями о том, что данные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе, за исключением случаев, когда меры по получению информации не могли быть приняты ими в силу чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств (часть 9).

При этом по смыслу вышеприведенных норм действия административных ответчиков при принятии мер по получению дальнейшей информации о движении дела не ограничены возможностью получения соответствующих сведений посредством обращения к информационным ресурсам суда (сайта, системы ГАС правосудие), так как предполагается получение соответствующей информации, в том числе, посредством телефонной, факсимильной связи, непосредственного обращения в суд.

Учитывая требования статей 96, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ), пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Изучив материалы дела, выслушав представителя административного истца, суд приходит к следующему.

Реализуя указанные конституционные предписания, статьи 218 и 360 КАС РФ, часть 1 статьи 121 Федерального закона от дата N229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее по тексту ФЗ-229) предоставляют гражданину, организации, иным лицам право оспорить в суде постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) нормативным правовым актам - на должностные лица службы судебных приставов, принявших оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) нормативным правовым актам - на должностные лица службы судебных приставов, принявших оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания незаконными постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 17.11.2015г. №... «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснил, что содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в установленные частями 1 - 6 статьи 36 Закона об исполнительном производстве сроки.

Неисполнение требований исполнительного документа в срок, предусмотренный названным Законом, само по себе не может служить основанием для вывода о допущенном судебным приставом-исполнителем незаконном бездействии.

Бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства. Например, незаконным может быть признано бездействие судебного пристава-исполнителя, установившего отсутствие у должника каких-либо денежных средств, но не совершившего всех необходимых исполнительных действий по выявлению другого имущества должника, на которое могло быть обращено взыскание, в целях исполнения исполнительного документа (в частности, не направил запросы в налоговые органы, в органы, осуществляющие государственную регистрацию имущества и (или) прав на него, и т.д.).

Согласно ч. 3 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что дата судебным приставом-исполнителем ОСП адресФИО12 вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства №...-ИП на основании исполнительного листа №... от дата, выданного Октябрьским районным судом адрес по делу №..., предметом исполнения являются иные взыскания имущественного характера в пользу физических и юридических лиц в размере 235470,27 рублей в отношении должника ФИО2 в пользу взыскателя ФИО3, которое направлено ОСП адрес и получено должником ФИО2дата в ЛК ЕПГУ.

дата судебным приставом-исполнителем ОСП адрес вынесено постановление о розыске имущества ФИО2 - легкового автомобиля HYUNDAI SANTA FE, производство розыска поручено судебному приставу-исполнителю, осуществляющему розыск.

дата судебным приставом-исполнителем ОСП адресФИО8 вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства №...-ИП на основании исполнительного листа №... от дата, выданного Октябрьским районным судом адрес по делу №..., предметом исполнения являются иные взыскания имущественного характера в пользу физических и юридических лиц в размере 2 918 414 рублей, в отношении должника ФИО2 в пользу взыскателя ФИО3, которым установлено, что по состоянию на дата задолженность по исполнительному производству составляет 2 918 414 рублей.

дата, дата судебным приставом-исполнителем ОСП адрес вынесены постановления о наложении ареста имущества, принадлежащего должнику ФИО2, которые получены административным истцом дата в ЛК ЕПГУ.

дата судебным приставом-исполнителем ОСП адресФИО11 вынесено постановление об объединении исполнительных производств в сводное исполнительное производство в отношении должника ФИО2 и ИП присвоен №...-СД, указанное постановление доставлено ФИО2дата через ЛК ЕПГУ.

дата судебным приставом-исполнителем ОСП адресФИО11 вынесено постановление о привлечении для участия в исполнительном производстве №...-СД, а именно для оценки арестованного дата земельного участка, специалиста ООО "ИЮЛЬ ЛТД", указанное постановление доставлено и прочитано ФИО2 - дата через ЛК ЕПГУ.

дата судебным приставом-исполнителем ОСП адресФИО11 вынесено постановление о привлечении для участия в исполнительном производстве №...-СД, а именно для оценки арестованного дата жилого помещения – квартиры, специалиста ООО "ИЮЛЬ ЛТД", указанное постановление доставлено ФИО2дата, прочитано дата через ЛК ЕПГУ.

Согласно страховому полису серии О4 №... ответственность оценщиков ООО "ИЮЛЬ ЛТД" застрахована в АО «ОСК», список застрахованных работников приведен в приложении №... к договору страхования, а именно оценщиками-застрахованными работниками страхователя - ООО "ИЮЛЬ ЛТД", являются: ФИО4, ФИО5.

В соответствии с трудовым договором от датаФИО4 принят на работу на должность оценщика в ООО "ИЮЛЬ ЛТД".

На основании решения федерального бюджетного учреждения «Федеральный ресурсный центр» от дата№...ФИО4 выдан квалификационный аттестат в области оценочной деятельности №... от дата по направлению оценочной деятельности «Оценка недвижимости», действует до дата.

На основании решения федерального бюджетного учреждения «Федеральный ресурсный центр» от дата№...ФИО4 выдан квалификационный аттестат в области оценочной деятельности №... от дата года по направлению оценочной деятельности «Оценка движимого имущества», действует до дата.

В соответствии с трудовым договором от датаФИО5 принят на работу на должность оценщика в ООО "ИЮЛЬ ЛТД".

Согласно приложению №... к Договору 95 от датаФИО5 имеет следующую квалификацию: квалификационный аттестат в области оценочной деятельности №... от дата по программе «Оценка бизнеса» квалификационный аттестат в области оценочной деятельности №... от дата по программе «Оценка движимого имущества», квалификационный аттестат в области оценочной деятельности №... от дата по программе «Оценка недвижимости»,

На основании решения федерального бюджетного учреждения «Федеральный ресурсный центр» от дата№...ФИО5 выдан квалификационный аттестат в области оценочной деятельности №... от дата по направлению оценочной деятельности «Оценка движимого имущества», действует до дата.

На основании решения федерального бюджетного учреждения «Федеральный ресурсный центр» от дата№...ФИО5 выдан квалификационный аттестат в области оценочной деятельности №... от дата по направлению оценочной деятельности «Оценка бизнеса», действует до дата.

На основании решения федерального бюджетного учреждения «Федеральный ресурсный центр» от дата№...ФИО5 выдан квалификационный аттестат в области оценочной деятельности №... от дата по направлению оценочной деятельности «Оценка недвижимости», действует до дата.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от дата № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - ФЗ-229 ) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.

В силу ст. 4 ФЗ-229 исполнительное производство осуществляется на принципах: законности; своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; уважения чести и достоинства гражданина; неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи, в том числе сохранения заработной платы и иных доходов должника-гражданина ежемесячно в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации (прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации по месту жительства должника-гражданина для соответствующей социально-демографической группы населения, если величина указанного прожиточного минимума превышает величину прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации); соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.

Согласно ч. 3 ст. 30 ФЗ-229 судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Согласно п. 1 и 2 ст. 5 ФЗ-229 принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов (далее - подразделения судебных приставов).

Согласно ч.1 ст. 36 ФЗ-229 содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2 - 6.1 настоящей статьи.

В соответствии с п.п. 1,5 ч.3 ст. 68 ФЗ-229 мерами принудительного исполнения являются: обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства и ценные бумаги; наложение ареста на имущество должника, находящееся у должника или у третьих лиц, во исполнение судебного акта об аресте имущества.

Согласно ч.1 ст. 80 ФЗ-229 судебный пристав-исполнитель в целях обеспечения исполнения исполнительного документа, содержащего требования об имущественных взысканиях, вправе, в том числе и в течение срока, установленного для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований, наложить арест на имущество должника. При этом судебный пристав-исполнитель вправе не применять правила очередности обращения взыскания на имущество должника.

Согласно ч. 7 ст. 80 ФЗ-229 копии постановления судебного пристава-исполнителя о наложении ареста на имущество должника, акта о наложении ареста на имущество должника (описи имущества), если они составлялись, направляются сторонам исполнительного производства, а также в банк или иную кредитную организацию, профессиональному участнику рынка ценных бумаг, в регистрирующий орган, дебитору, собственнику государственного или муниципального имущества, другим заинтересованным лицам не позднее дня, следующего за днем вынесения постановления или составления акта, а при изъятии имущества - незамедлительно.

В соответствии с ч. 4 ст. 80 ФЗ-229 арест имущества должника включает запрет распоряжаться имуществом, а при необходимости - ограничение права пользования имуществом или изъятие имущества. Вид, объем и срок ограничения права пользования имуществом определяются судебным приставом-исполнителем в каждом случае с учетом свойств имущества, его значимости для собственника или владельца, характера использования, о чем судебный пристав-исполнитель делает отметку в постановлении о наложении ареста на имущество должника и (или) акте о наложении ареста (описи имущества).

В соответствии с ч. 6 ст. 80 ФЗ-229 акт о наложении ареста на имущество должника (опись имущества) подписывается судебным приставом-исполнителем, понятыми, лицом, которому судебным приставом-исполнителем передано под охрану или на хранение указанное имущество, и иными лицами, присутствовавшими при аресте. В случае отказа кого-либо из указанных лиц подписать акт (опись) в нем (в ней) делается соответствующая отметка.

В соответствии с ч.1 ст.34 ФЗ-229 возбужденные в отношении одного должника несколько исполнительных производств имущественного характера, а также возбужденные в отношении нескольких должников исполнительные производства по солидарному взысканию в пользу одного взыскателя могут объединяться в сводное исполнительное производство.

Согласно ч.1 ст. 6 ФЗ-229 законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.

В соответствии с п.8, 9 ч.1 ст. 64 ФЗ-229 исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Судебный пристав-исполнитель вправе совершать следующие исполнительные действия: в порядке и пределах, которые установлены настоящим Федеральным законом, производить оценку имущества; привлекать для оценки имущества специалистов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (далее - оценщик);

Согласно ч. 1 ст. 61 ФЗ-229 в качестве специалиста (специалистов) для участия в исполнительном производстве по инициативе судебного пристава-исполнителя или по просьбе сторон исполнительного производства может быть привлечено не заинтересованное в исходе исполнительного производства лицо, обладающее специальными знаниями, о чем судебным приставом-исполнителем выносится постановление.

В соответствии с п. 41 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от дата№... «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» при наложении ареста на имущество в целях обеспечения исполнения исполнительного документа, содержащего требования об имущественных взысканиях, судебный пристав-исполнитель вправе в силу части 1 статьи 80 Закона об исполнительном производстве не применять правила очередности обращения взыскания на имущество должника, что само по себе не освобождает судебного пристава-исполнителя от обязанности в дальнейшем осуществить действия по выявлению иного имущества должника, на которое может быть обращено взыскание в предыдущую очередь.

Согласно ч. 2 ст.85 ФЗ-229 судебный пристав-исполнитель обязан в течение одного месяца со дня обнаружения имущества должника привлечь оценщика для оценки: недвижимого имущества.

В соответствии с п. 50 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от дата№... «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» в случаях, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 85 Закона об исполнительном производстве, оценка имущества должника, на которое обращается взыскание, производится судебным приставом-исполнителем с обязательным привлечением специалиста, соответствующего требованиям, предъявляемым законодательством об оценочной деятельности (далее - оценщика).

Согласно ч. 5 ст.69 ФЗ-229 должник вправе указать имущество, на которое он просит обратить взыскание в первую очередь. Окончательно очередность обращения взыскания на имущество должника определяется судебным приставом-исполнителем.

С учетом исследованных в судебном заседании доказательств, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения требований административного истца не имеется, поскольку постановление от дата о привлечении для участия в исполнительном производстве №...-СД, а именно для оценки арестованного дата имущества: жилого помещения – квартиры, специалиста ООО "ИЮЛЬ ЛТД", вынесено должностным лицом, в пределах полномочий, в соответствии с ст.ст. 14,61,116 ФЗ-229. Кроме того, специальные познания и профессионализм специалистов ООО "ИЮЛЬ ЛТД" подтверждены вышеуказанными предоставленными документами, в том числе квалификационным аттестатом в области оценочной деятельности по направлению оценочной деятельности «Оценка недвижимости».

Доводы административного истца о том, что ООО "ИЮЛЬЛТД" не имеет статуса саморегулируемой организации (СРО), специалист ООО ИЮЛЬЛТД" имеет заинтересованность в исходе исполнительного производства, не обладает специальными знаниями, опровергаются материалами дела. Кроме того, административным истцом не предоставлено доказательств о том, что арест имущества должника не соразмерен объему требований взыскателя, тем более в настоящее время не решается вопрос об обращении взыскания на указанное имущество должника.

Довод административного истца о том, что его не уведомили об участии в исполнительном производстве специалиста также опровергается материалами дела: постановление о привлечении для участия в исполнительном производстве №...-СД, а именно для оценки арестованного дата имущества: жилого помещения – квартиры, специалиста ООО "ИЮЛЬ ЛТД", доставлено ФИО2 - дата, прочитано – дата через ЛК ЕПГУ.

Таким образом, на основании изложенного, суд отказывает административному истцу в удовлетворении иска.

Руководствуясь статьями 175, 178-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО2 - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Октябрьский районный суд адрес в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение суда составлено дата.

Судья /подпись/ Р.Н. Лазарев

Копия верна.

Судья

Секретарь