ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2133/2023 от 13.07.2023 Октябрьского районного суда г. Тамбова (Тамбовская область)

68RS0001-01-2023-002076-87

Копия

Дело №2а-2133/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

(мотивированное решение изготовлено 13 июля 2023 года)

6 июля 2023 года г. Тамбов

Октябрьский районный суд г. Тамбова в составе: судьи Толмачевой М.С., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Казариным Д.А. и секретарем судебного заседания Свириной А.А., с участием представителя административного истца Рудаковского М.В. – адвоката Халтян М.Ж., представителя административных ответчиков – ФИО1 и ФКУЗ МСЧ-68 <данные изъяты> Проскуриной К.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Рудаковского ФИО15 к филиалу «Больница» ФКУЗ МСЧ-68 ФИО11, филиалу «Медицинская часть 2» ФКУЗ МСЧ-68 ФИО11, ФКУЗ МСЧ-68 ФИО1 о признании незаконным бездействия, выразившегося в несвоевременном направлении Рудаковского М.В. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на медико-социальную экспертизу при наличии диагноза, выявленного в 2016 году и на специальную комиссию в период с 2016 года по 2018 год после установления в 2016 году заболевания, включенного в перечень заболеваний, препятствующих отбыванию наказания, а также в не проведении Рудаковскому М.В. исследований в виде МРТ и энцефалограммы головного мозга; к ФИО1 о компенсации морального вреда в размере 3 000 000 рублей,

У С Т А Н О В И Л :

Рудаковский М.В. обратился в Октябрьский районный суд <адрес> с административным исковым заявлением к:

- филиалу «Медицинская часть 2» ФКУЗ МСЧ-68 ФИО11 о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по направлению на МСЭ при явном ухудшении зрения с 2014 года; к прикомандированному к филиалу «Медицинская часть 2» ФКУЗ МСЧ-68 ФИО11 врачу Бесперстову С.В. о признании бездействия, выразившегося в отказе в выдаче справки, подтверждающей факт установления инвалидности;

- к ФКУЗ МСЧ-68 ФИО11, филиалу «Больница» ФКУЗ МСЧ-68 ФИО11, филиалу «Медицинская часть 2» ФКУЗ МСЧ-68 ФИО11 о признании незаконным бездействия, выразившегося в несвоевременном направлении ФИО4 на МСЭ при наличии выявленного диагноза в 2016 году и на специальную комиссию после установления в 2016 году заболевания, включенного в перечень, препятствующих отбыванию наказания, а также в не проведении ФИО4 МРТ и энцефалограммы головного мозга;

- к филиалу «Медицинская часть 2» ФКУЗ МСЧ-68 ФИО11 и ФКУ ИК-4 УФИО1 по <адрес> о признании незаконным бездействия, выразившегося в неоказании медицинской помощи с марта 2022 года, в отказе в направлении на стационарное лечение, в распределении в отряд без улучшенных условий для содержания инвалидов и лиц, неспособных или ограниченно способных обслуживать себя самостоятельно;

- к ФИО1 о взыскании убытков в виде недополученной пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 112 985 руб. 16 коп., компенсации морального вреда в размере 3 000 000 рублей.

Определением Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ административное исковое заявление Рудаковского ФИО16 в части требований к филиалу «Медицинская часть 2» ФКУЗ МСЧ-68 ФИО11 о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по направлению на МСЭ при явном ухудшении зрения с 2014 года; к прикомандированному к филиалу «Медицинская часть 2» ФКУЗ МСЧ-68 ФИО11 врачу Бесперстову С.В. о признании бездействия, выразившегося в отказе в выдаче справки, подтверждающей факт установления инвалидности; к филиалу «Медицинская часть 2» ФКУЗ МСЧ-68 ФИО11 и ФКУ ИК-4 УФИО1 по <адрес> о признании незаконным бездействия, выразившегося в неоказании медицинской помощи с марта 2022 года, в отказе в направлении на стационарное лечение, в распределении в отряд без улучшенных условий для содержания инвалидов и лиц, неспособных или ограниченно способных обслуживать себя самостоятельно; к ФИО1 о взыскании убытков в виде недополученной пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 112 985 руб. 16 коп. возвращено административному истцу.

Определением Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ административное исковое заявление Рудаковского ФИО17 к филиалу «Больница» ФКУЗ МСЧ-68 ФИО11, филиалу «Медицинская часть 2» ФКУЗ МСЧ-68 ФИО11 о признании незаконным бездействия, выразившегося в несвоевременном направлении Рудаковского М.В. на МСЭ при наличии выявленного диагноза в 2016 году и на специальную комиссию после установления в 2016 году заболевания, включенного в перечень, препятствующих отбыванию наказания, а также в не проведении Рудаковскому М.В. МРТ и энцефалограммы головного мозга; к ФИО1 о компенсации морального вреда в размере 3 000 000 рублей принято к производству с возбуждением административного дела.

В обоснование принятых к производству суда административных исковых требований Рудаковский М.В. указал, что на основании положений ч.7 ст. 26 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», ст. 24 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», ст. 101 УИК РФ, приказа Министерства юстиции РФ № 285 от 28 декабря 2017 года утвержден Порядок организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы. В соответствии с п.п. 123-125 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Министерства юстиции от 16 декабря 2016 года №295 лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и представляется в соответствии с Федеральным законом РФ от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации». В исправительном учреждении осуществляется: медицинское обследование и наблюдение осужденных в целях профилактики у них заболеваний, диспансерный учет, наблюдение и лечение, а также определение их трудоспособности.

Порядок и сроки направления на освидетельствование и переосвидетельствование осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, подачи указанными лицами заявлений на проведение освидетельствования или переосвидетельствования, обжалования решения федерального учреждения медико-социальной экспертизы, а также порядок организации охраны и надзора за осужденными, находящимися в исправительных учреждениях, при проведении их освидетельствования или переосвидетельствования в федеральных учреждениях медико-социальной экспертизы учрежден приказом Министерства юстиции РФ от 2 октября 2015 года № 233. В соответствии с указанным приказом медико-социальная экспертизы осужденных проводится в порядке, определяемом Правилами признания лица инвалидом, утвержденными постановлением Правительства РФ № 95 от 20 февраля 2006 года «О порядке и условиях признания лица инвалидом».

Далее административный истец указывает, что при отбывании наказания в виде лишения свободы в ФБУ ИК-5 был осмотрен главным врачом бюро МСЭ ДД.ММ.ГГГГ и ему было отказано в установлении группы инвалидности. В период с 6 июня по ДД.ММ.ГГГГ году он находился на стационарном лечении и обследовании в филиале «Больница» ФКУЗ МСЧ-68 ФИО11, где ему был поставлен диагноз «<данные изъяты>». Далее неоднократно проходил стационарное лечение и обследование в филиале «Больница» ФКУЗ МСЧ-68 ФИО11 по имеющимся заболеваниям, однако, при явном ухудшении зрения с 2014 года, не был направлен на медико-социальную экспертизу для установления группы инвалидности, несмотря на неоднократные обращения с заявлениями о направлении его на МСЭ, которые были проигнорированы.

В период с 5 октября по ДД.ММ.ГГГГ он также проходил стационарное лечение и обследование в филиале «Больница» ФКУЗ МСЧ-68 ФИО11, был выписан с диагнозом «<данные изъяты>».

Административный истец указывает, что в период с 2016 по 2017 год неоднократно обращался к должностным лицам исправительного учреждения, УФИО1 по <адрес>, ФКУЗ МСЧ 68 ФИО1, ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>», территориальный орган Росздравнадзора по <адрес> с заявлениями об оказании помощи для установления группы инвалидности, однако только ДД.ММ.ГГГГ в отношении него был заполнен посыльный лист на МСЭ, ДД.ММ.ГГГГ год он был освидетельствован и ему установлена 1 группа инвалидности по зрению, с датой очередного переосвидетельствования ДД.ММ.ГГГГ. При этом, группа инвалидности была ему установлена по заболеванию «<данные изъяты>», т.е. ДД.ММ.ГГГГ ему была установлена группа инвалидности по диагнозу, выявленному в ходе обследования и лечения в период с 5 октября по ДД.ММ.ГГГГ в филиале «Больница» ФКУЗ МСЧ 68 ФИО1, т.е. административный ответчик не направил его на медико-социальную экспертизу в установленном законом порядке, а направил только после обращений в различные инстанции за защитой своих прав. Таким образом, со стороны ФКУЗ МСЧ-68 ФИО1 имело место бездействие, нарушающее его права и законные интересы в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по не направлению на МСЭ для установления группы инвалидности, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по не направлению на МСЭ для установления 1 группы инвалидности.

Также со стороны административного ответчика филиала «Больница» ФКУЗ МСЧ-68 ФИО1 имело бездействие и нарушение требований постановления Правительства № 54 от 6 февраля 2014 года, выразившееся в не направлении на специальную комиссию в период с 2016 года по 2018 год после установления в 2016 году заболевания, включенного в перечень заболеваний, препятствующих отбыванию наказания.

В судебное заседание административный истец Рудаковский М.В., надлежащим образом извещенный о дате и месте рассмотрения дела не прибыл, согласно пояснениям представителя административного истца адвоката Халтян М.Ж. о дате и месте рассмотрения дела административный истец извещен надлежащим образом, обеспечил явку представителя, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело без участия административного истца.

В судебном заседании представитель административного истца Рудаковского М.В. – адвокат Халтян М.Ж. административные исковые требований Рудаковского М.В. полностью поддержал, дополнительно пояснил, что стороной административного истца оспаривается бездействие административных ответчиков, выразившееся в несвоевременном направлении Рудаковского М.В. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на медико-социальную экспертизу при установлении диагноза «<данные изъяты> сложный гиперметропический астигматизм» в 2016 году; в не направлении на специальную комиссию в период с 2016 года по 2018 год после установления в 2016 году диагноза «<данные изъяты>», включенного в перечень заболеваний, препятствующих отбыванию наказания по постановлению Правительства от 6 февраля 2004 года, а также бездействие административных ответчиков, выразившееся не проведении Рудаковскому М.В. исследований в виде МРТ и энцефалограммы головного мозга, в связи с чем просил взыскать со ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 3 000 000 руб.

В судебном заседании представитель административных ответчиков - ФКУЗ МСЧ-68 ФИО11 РФ и <данные изъяты> Проскурина К.А. возражала против удовлетворения административных исковых требований Рудаковского М.В., указала на пропуск административным истцом трехмесячного срока обращения в суд за защитой своих прав после крайнего освобождения из мест лишения свободы. Также указала, что административными ответчиками не допущены оспариваемые административным истцом бездействия, поскольку Рудаковский М.В. не был направлен на медико-социальную экспертизу в период с 20 декабря 2014 года по 28 ноября 2016 года как по причине отсутствия соответствующих рекомендаций со стороны медицинского учреждения, так и отсутствия соответствующего заявления Рудаковского М.В.

В 2018 году после консультации врача – окулиста в отношении Рудаковского М.В. было дано заключение о возможности освобождения от отбывания наказания по причине наличия заболевания, включенного в Перечень заболеваний, утвержденных постановлением Правительства РФ и по постановлению Сосновского районного суда <адрес> последний в июне 2018 года был освобожден от дальнейшего отбывания наказания.

В судебное заседание административный ответчик – начальник филиала «Больница» ФКУЗ МСЧ-68 ФИО2 А.С. и начальник «Медицинская часть » ФКУЗ МСЧ-68 ФИО3 Д.А., надлежащим образом извещенные о дате и месте рассмотрения дела не прибыли, в письменных заявлениях просили рассмотреть дело без их участия.

Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела в своей совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 17 КАС РФ Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также другие административные дела, возникающие из административных или иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и арбитражных судов.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Статьей 41 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Положениями ст. 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации закреплено, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

Согласно ч.6 ст. 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.

Лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденными Приказом Минюста России от 16 декабря 2016 года № 295 в исправительных учреждениях осуществляется: медицинское обследование и наблюдение осужденных в целях профилактики у них заболеваний, диспансерный учет, наблюдение и лечение, а также определение их трудоспособности (пункт 124).

При невозможности оказания медицинской помощи в ИУ осужденные имеют право на оказание медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, а также на приглашение для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций (пункт 125).

Осужденные могут получать дополнительную лечебно-профилактическую помощь, оплачиваемую за счет собственных средств. Такие медицинские услуги предоставляются специалистами медицинских организаций государственной или муниципальной систем здравоохранения в условиях лечебно-профилактических учреждений (пункт 129 Правил).

Согласно статье 8 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан" социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья обеспечивается путем установления и реализации правовых, экономических, организационных, медико-социальных и иных мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том числе за счет средств обязательного социального страхования, определения потребности гражданина в социальной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, в реабилитации и уходе в случае заболевания (состояния), установления временной нетрудоспособности, инвалидности или в иных определенных законодательством Российской Федерации случаях.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Представитель административного истца в ходе рассмотрения дела указал, что ими оспаривается бездействие административных ответчиков, выразившееся в несвоевременном направлении Рудаковского М.В. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на медико-социальную экспертизу при установлении диагноза «амблиопатия, сложный гиперметропический астигматизм» в 2016 году.

Вместе с тем, в административном исковом заявлении административным истцом оказано, что со стороны ФКУЗ МСЧ-68 ФИО1 имело место бездействие, нарушающее его права и законные интересы в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по не направлению на МСЭ для установления группы инвалидности, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по не направлению на МСЭ для установления 1 группы инвалидности, в связи с чем суд проверяет период оспариваемого бездействия, указанный в административном исковом заявлении.

До ДД.ММ.ГГГГ, т.е. в заявленный административным истцом период, оспариваемые правоотношения регулировались приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ и Минюста РФ от 17 октября 2005 года № 640/190 "О порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу".

Согласно п.п.362-368 указанного Приказа на медико-социальную экспертизу направляются лица, содержащиеся в Учреждениях, в случаях нарушения здоровья, приведшего к ограничению жизнедеятельности, со стойкими нарушениями функций организма и нуждающиеся в мерах социальной защиты и медицинской реабилитации. Лицо, нуждающееся в проведении медико-социальной экспертизы, в установленном порядке в произвольной форме подает письменное заявление на имя руководителя бюро медико-социальной экспертизы по месту нахождения Учреждения.

Перед направлением на медико-социальную экспертизу для уточнения диагноза и степени выраженности функциональных нарушений начальник лечебно-профилактического учреждения УИС принимает меры к обследованию лица, содержащегося в Учреждениях, в условиях ЛПУ УИС, а при необходимости - в ЛПУ государственной и муниципальной систем здравоохранения. По результатам клинико-диагностического обследования, подтверждающего выраженные нарушения функций организма и ограничения жизнедеятельности, врачи ЛПУ оформляют направление на медико-социальную экспертизу. Администрация Учреждения формирует и представляет в бюро медико-социальной экспертизы по месту нахождения Учреждения личное дело, характеристику, медицинскую карту амбулаторного больного (медицинскую карту стационарного больного), направление на медико-социальную экспертизу и заявление лица, содержащегося в Учреждении, о проведении освидетельствования (переосвидетельствования), одновременно решается вопрос о времени и месте проведения освидетельствования (переосвидетельствования). Освидетельствование (переосвидетельствование) может проводиться как непосредственно в Учреждении, так и в бюро медико-социальной экспертизы по месту нахождения Учреждения на общих основаниях.

При освидетельствовании (переосвидетельствовании) лица, содержащегося в Учреждении, администрация Учреждения обеспечивает его доставку на освидетельствование в бюро медико-социальной экспертизы по месту нахождения Учреждения. Обязательны присутствие врача медицинской части или ЛПУ УИС, а также начальника отряда или воспитателя (далее - представителей администрации) и надлежащая охрана в целях пресечения возможных эксцессов со стороны освидетельствуемого. Справка, подтверждающая факт установления инвалидности подозреваемого, обвиняемого или осужденного, в установленном порядке приобщается к его личному делу.

Таким образом, из положений вышеуказанного приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ и Минюста РФ от 17 октября 2005 года № 640/190 следует, что направление на медико-социальную экспертизу проводилось исключительно по заявлению осужденного на имя руководителя бюро медико-социальной экспертизы по месту нахождения учреждения, при этом для уточнения диагноза и степени выраженности функциональных нарушений начальник лечебно-профилактического учреждения УИС принимал меры к обследованию лица и по результатам клинико-диагностического обследования, подтверждающего выраженные нарушения функций организма и ограничения жизнедеятельности, оформлялось направление на медико-социальную экспертизу.

Из материалов настоящего административного дела и медицинской документации административного истца Рудаковского М.В. усматривается и судом установлено, что Рудаковский М.В., осужденный к лишению свободы, прибыл в ФКУ ИК-4 УФИО1 по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ.

В период с 6 июня по 25 июня 2014 года Рудаковский М.В. находился на лечении в филиале «Больница» ФКУЗ МСЧ-68 ФИО11, при направлении из СИЗО . Из медицинской карты филиала «Больница» ФКУЗ МСЧ-68 ФИО1 по <адрес> за указанный период усматривается, что Рудаковским М.В. высказывались жалобы на потерю зрения, был в установленном порядке консультирован врачом- окулистом, которым установлен диагноз - <данные изъяты>, рекомендовано наблюдение по месту жительства. Согласно выписному эпикризу выписан после проведения обследований, консультации окулиста, в удовлетворительном состоянии с рекомендациями: амбулаторное наблюдение, трудоспособен с ограничением работ с мелкими деталями и в плохо освещаемых помещениях.

Согласно записи первичного осмотра от 20 декабря 2014 года, находящейся в медицинской карте административного истца, при поступлении в ФКУ ИК- 4 УФИО1 по <адрес> Рудаковскому М.В. установлен диагноз: <данные изъяты>, категория труда – трудоспособен с ограничениями. 16 февраля 2015 года при осмотре жалоб на состояние здоровья не предъявляет, общее состояние удовлетворительное. От медицинского осмотра и назначения лечения отказался.

7 мая 2015 года осужденный обратился с жалобами на потерю зрения, проведена беседа, записан на консультацию для ВТЭК.

Из медицинской карты филиала «Больница» ФКУЗ МСЧ-68 ФИО1 по <адрес> усматривается, что в период с 23 июня по 28 июля 2015 года Рудаковский М.В. находился на стационарном лечении в филиале «Больница» ФКУЗ МСЧ-68 ФИО1 по <адрес>, выставлен диагноз: основное заболевание – <данные изъяты>., сопутствующие заболевания – <данные изъяты>. 28 и 30 июня 2015 года предъявлял жалобы на ухудшение зрения, 13 и 20 июля 2015 года осмотрен и консультирован врачом – окулистом, проведена проверка остроты зрения, даны рекомендации. Согласно выписному эпикризу – Рудаковский М.В. обследован клинически, лабораторно, инструментально, осмотрен неврологом, окулистом, выписан в удовлетворительном состоянии с рекомендациями – наблюдение по месту отбывания наказания, прием препаратом под контролем АД, профилактика.

Согласно записям, находящимся в медицинской карте административного истца, 20 октября 2015 года Рудаковский М.В. при осмотре жалоб на состояния зрения не предъявлял, 29 февраля 2016 года при вызове на прием по поводу <данные изъяты> болезни от лечения отказался. 23 августа 2016 года при вызове на прием к начальнику филиала предъявил жалобы по поводу диетпитания, получил разъяснения, после беседы покинул кабинет с ругательствами, жалоб на состояние здоровья не предъявлял.

8 декабря 2016 года Рудаковский М.В. обратился с просьбой о направлении на МСЭ, даны разъяснены о предоставлении определенных признаков либо о назначении рекомендаций терапевтом филиала «Больница» ФКУЗ МСЧ-68.

26 января 2017 года врачебной комиссией дано заключение об установлении Рудаковскому М.В. диагноза – <данные изъяты>, степень трудоспособности – без тяжелого физического труда, работ с мелкими деталями, ночных смен.

18 июля 2017 года руководителем ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» Рудаковскому М.В. дан письменный ответ с разъяснениями о том, что в соответствии с п.п. 3, 8 приказа Министерства юстиции РФ от 2 октября 2015 года «Об утверждении порядка и сроков направления на освидетельствование и переосвидетельствование осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, подачи указанными лицами заявлений на проведение или переосвидетельствования…» последнему необходимо обратиться в администрацию исправительного учреждения для оформления направления на медико-социальную экспертизу (Форма №088/у-06), медицинская организация уголовно-исполнительной системы направляет осужденного после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятия при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.

Из медицинской карты филиала «Больница» ФКУЗ МСЧ-68 ФИО1 по <адрес> усматривается, что в период с 4 августа по ДД.ММ.ГГГГ Рудаковский М.В. находился на стационарном лечении в филиале «Больница» ФКУЗ МСЧ-68 ФИО1 по <адрес>, выставлен диагноз: основное заболевание - <данные изъяты>, сопутствующие заболевания – <данные изъяты>., сопутствующие заболевания – <данные изъяты>. 11 августа и 1 сентября 2017 года осмотрен и консультирован врачом – окулистом по жалобам на снижение зрения, проведена проверка остроты зрения, даны рекомендации. Согласно выписному эпикризу – Рудаковский М.В. обследован клинически, лабораторно, инструментально, осмотрен неврологом, окулистом, выписан в удовлетворительном состоянии с рекомендациями – наблюдение по месту отбывания наказания, прием препаратом под контролем АД, профилактика.

28 сентября 2017 года, т.е. непосредственно после прохождения стационарного лечения в филиале «Больница» ФКУЗ МСЧ-68 ФИО11 в период с 4 августа по ДД.ММ.ГГГГ и получения результатов клинических исследований и заключений врача –окулиста с выставленным диагнозом – <данные изъяты>, врио начальником ФКУЗ МСЧ-68 ФИО1 начальнику филиала «Медицинская часть » ФКУЗ МФС-68 ФИО1 даны указания на направление осужденного Рудаковского М.В. на освидетельствование МСЭ.

2 октября 2017 года Рудаковским М.В. на имя начальника филиала «Медицинская часть » ФКУЗ МФС-68 ФИО1 подано заявление о изготовлении и направлении медицинских документов в бюро МСЭ в целях установления группы инвалидности.

29 ноября 2017 года филиалом «Медицинская часть » ФКУЗ МФС-68 ФИО1 в адрес ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» направлена медицинская документация формы в отношении Рудаковского М.В., содержащая данные о жалобах Рудаковского М.В., данные осмотров лечащими врачами, код основного заболевания – <данные изъяты>, данные о проведенных мероприятиях: наблюдение у окулиста 3 раза в год, курсы витаминов, сосудистая терапия.

Из протокола проведения медико-социальной экспертизы № от 13 декабря 2017 года усматривается, что при проведении экспертизы в отношении Рудаковского М.В. установлены значительные выраженные нарушения, код основного заболевания – <данные изъяты> установлена группа инвалидности по общему заболеванию со сроком очередного переосвидетельствования 14 ноября 2019 года.

Из документов, запрошенных судом из прокуратуры по надзору за соблюдением законов в ИУ <адрес>, территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по <адрес>, Уполномоченного по правам человека в <адрес> следует, что Рудаковский М.В. с жалобами на действия исправительных учреждений в части не направления на МСЭ в спорный период времени не обращался.

Согласно сообщению руководителя ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» .Г.68/2023 от ДД.ММ.ГГГГ в период с 20 декабря 2014 года по 28 ноября 2016 года заявлений Рудаковского М.В. об установлении группы инвалидности и сопроводительные документы из ФКУ МСЧ-68 ФИО1 не поступали.

Таким образом, на основании медицинских документов административного истца, в связи с имеющимися у Рудаковского М.В. диагнозами, после его обследований и наблюдений врачами специалистами узкого профиля по заболеванию зрения, не установлено каких-либо осложнений, ухудшения в динамике состояния здоровья, которые давали бы основания для направления медицинских документов для установления группы инвалидности ранее сентября – октября 2017 года, от самого Рудаковского М.В. в спорный период также не поступало никаких заявлений (письменных, устных) о проведении обследования и оформления документов для направления на МСЭ, после наблюдения за состоянием здоровья Рудаковского М.В. медицинскими специалистами и выводами об ухудшении его состояния здоровья (зрения), после обследований при стационарном лечении в филиале «Больница» ФКУЗ МСЧ-68 ФИО1 в период с 4 августа по ДД.ММ.ГГГГ, в установленном порядке должностными лицами филиала «Медицинская часть » ФКУЗ МФС-68 ФИО1 в ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» были направлены документы для рассмотрения вопроса об установлении административному истцу группы инвалидности.

Данный факт подтверждается как исследованными выше доказательствами, так и сообщением врио начальника ФКУЗ МСЧ-68 ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому Рудаковскому М.В. сообщено, что после проведения обследования и лечения в хирургическом отделении филиала «Больница» ФКУЗ МСЧ-68 ФИО1 в период с 4 августа по 8 сентября 2017 года, по результатам динамического медицинского наблюдения, стационарного обследования установлены медицинские показания для освидетельствования осужденного бюро МСЭ.

На основании совокупности исследованных доказательств, суд приходит к выводу, что административные исковые требования в данной части удовлетворению не подлежат.

Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, регулирует Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Здоровье - состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма (пункт 1 статьи 2 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Федеральным законом "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" закреплены такие основные принципы охраны здоровья граждан, как соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи (пункты 1, 2, 5 - 7 статьи 4).

Медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг; пациент - физическое лицо, которому оказывается медицинская помощь или которое обратилось за оказанием медицинской помощи независимо от наличия у него заболевания и от его состояния (пункты 3, 9 статьи 2 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

В силу пункта 21 статьи 2 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" под качеством медицинской помощи понимается совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата.

Медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается: 1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; 2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; 3) на основе клинических рекомендаций; 4) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 1 статьи 37 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Критерии оценки качества медицинской помощи согласно части 2 статьи 64 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" формируются по группам заболеваний или состояний на основе соответствующих порядков оказания медицинской помощи, стандартов медицинской помощи и клинических рекомендаций (протоколов лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, разрабатываемых и утверждаемых в соответствии с частью 2 статьи 76 этого федерального закона, и утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Оценивая требования административного истца о признании незаконным бездействия административных ответчиков, выразившихся в не проведении Рудаковскому М.В. исследований МРТ и энцефалограммы головного мозга, суд находит их не подлежащими удовлетворению, поскольку никаких данных о назначении проведения Рудаковскому М.В. указанных исследований, медицинские документы административного истца не содержат, в связи с чем основания для их проведения у должностных лиц стороны административных ответчиков отсутствовали.

Оценивая требования административного истца о признании незаконным бездействия, выразившегося в несвоевременном направлении Рудаковского М.В. на специальную комиссию в период с 2016 года по 2018 год после установления в 2016 году заболевания, включенного в перечень заболеваний, препятствующих отбыванию наказания, суд не находит оснований для их удовлетворения.

В соответствии с положениями ст. 81 УК РФ лицо, заболевшее после совершения преступления иной тяжелой болезнью, препятствующей отбыванию наказания, может быть судом освобождено от отбывания наказания.

Согласно ч.3 ст. 396 УПК РФ вопросы, указанные в пунктах 6 (об освобождении от наказания в связи с болезнью осужденного в соответствии со статьей 81 Уголовного кодекса Российской Федерации) статьи 397 настоящего Кодекса, разрешаются судом по месту нахождения учреждения, исполняющего наказание, в котором осужденный отбывает наказание в соответствии со статьями 60.1 и 81 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, либо по месту применения принудительных мер медицинского характера.

Как усматривается из положений ч.6 ст. 175 УИК РФ осужденный, заболевший иной тяжелой болезнью, препятствующей отбыванию наказания, вправе обратиться в суд с ходатайством об освобождении его от дальнейшего отбывания наказания в соответствии со статьей 81 Уголовного кодекса Российской Федерации. Ходатайство об освобождении от дальнейшего отбывания наказания в связи с тяжелой болезнью осужденный подает через администрацию учреждения или органа, исполняющего наказание. При невозможности самостоятельного обращения осужденного в суд представление об освобождении осужденного от дальнейшего отбывания наказания в связи с тяжелой болезнью вносится в суд начальником учреждения или органа, исполняющего наказание. Одновременно с указанным ходатайством или представлением в суд направляются заключение медицинской комиссии или учреждения медико-социальной экспертизы и личное дело осужденного.

Постановлением Правительства РФ № 54 от 6 февраля 2004 года утверждены Правила направления на медицинское освидетельствование осужденных, ходатайствующих об освобождении (представляемых к освобождению) от отбывания наказания в связи с болезнью, которые определяют порядок направления на медицинское освидетельствование осужденных, ходатайствующих об освобождении (представляемых к освобождению) от отбывания наказания в связи с наступлением психического расстройства или иной тяжелой болезнью.

В соответствии с п.п. 2 -4 указанных Правил основаниями для направления осужденного на медицинское освидетельствование являются: а) также обращение осужденного, заболевшего иной тяжелой болезнью, препятствующей отбыванию наказания, в суд с ходатайством об освобождении его от дальнейшего отбывания наказания; б) подготовка начальником учреждения или органа, исполняющего наказания, представления об освобождении осужденного от дальнейшего отбывания наказания в связи с наступлением психического расстройства или иной тяжелой болезнью.

Начальник учреждения или органа, исполняющего наказания, при наличии оснований, указанных в пункте 2 настоящих Правил, запрашивает в медицинских организациях (структурных подразделениях медицинских организаций) уголовно-исполнительной системы Российской Федерации медицинские документы, их копии, отражающие состояние здоровья осужденного, наличие у него заболевания, включенного в перечень заболеваний, препятствующих отбыванию наказания, и не позднее рабочего дня, следующего за днем их получения, направляет перечисленные документы в медицинскую организацию уголовно-исполнительной системы Российской Федерации для проведения в отношении осужденного медицинского освидетельствования.

Осужденным (его законным представителем) могут быть представлены медицинские документы, их копии, отражающие состояние здоровья осужденного, наличие у него заболевания, включенного в перечень заболеваний, препятствующих отбыванию наказания, которые также направляются в медицинскую организацию уголовно-исполнительной системы Российской Федерации.

Направление на медицинское освидетельствование составляется по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Таким образом, в соответствии с указанными требования действующего законодательства (ст. 175 УИК РФ, Правилами направления на медицинское освидетельствование осужденных, ходатайствующих об освобождении (представляемых к освобождению) от отбывания наказания в связи с болезнью) возможны два основания поступления в суд заявления об освобождении осужденного от отбывания наказания в связи с болезнью – обращение в суд самого осужденного и подача представления начальником исправительного учреждения об освобождении осужденного от дальнейшего отбывания наказания в связи с иной тяжелой болезнью.

Стороной административного истца не представлено доказательств, подтверждающих факт направления в суд заявления об освобождении от отбывания наказания в связи с болезнью в период с 2016 года до ДД.ММ.ГГГГ (дата вынесения Сосновским районным судом <адрес> постановления об освобождении Рудаковского М.В. от дальнейшего отбывания наказания в связи с болезнью).

Законных оснований для обращения должностных лиц филиала «Больница» ФКУЗ МСЧ-68 ФИО11, филиала «Медицинская часть 2» ФКУЗ МСЧ-68 ФИО11, ФКУЗ МСЧ-68 ФИО1 в суд с представлением об освобождении осужденного ФИО4 от дальнейшего отбывания наказания в связи с иной тяжелой болезнью не имелось, поскольку в соответствии с требованиями вышеуказанных положений действующего законодательства таким правом наделен только начальник исправительного учреждения, т.е. в рассматриваемом случае ФКУ ИК-4 УФИО1 по <адрес>, поскольку ни ФКУЗ МСЧ-68 ФИО1, ни филиалы «Больница» ФКУЗ МСЧ-68 ФИО11 и «Медицинская часть 2» ФКУЗ МСЧ-68 ФИО11 к учреждениям, в которых лица, осужденные к лишению свободы, отбывают наказания не относятся.

Также суд при рассмотрении настоящего дела принимает во внимание следующие обстоятельства.

Согласно положениям ч.1 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В соответствии с частями 8 и 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 этой статьи, в полном объеме, в том числе как соблюдение истцом сроков обращения в суд, так и нарушение его прав, свобод и законных интересов, соответствие оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, наличие полномочий и оснований для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) и соблюдение порядка принятия такого решения, совершения действия (бездействия).

Задачами административного судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункты 2 и 4 статьи 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). Одним из принципов административного судопроизводства являются законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел, которые обеспечиваются не только соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, но и получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод (пункт 3 статьи 6, статья 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В силу чего обстоятельство пропуска срока на обращение в суд само по себе не может быть признано достаточным и веским основанием для принятия судом решения об отказе в удовлетворении административных требований без проверки законности оспариваемых административным истцом действий, что следует из статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Вместе с тем административному истцу, прокурору, а также иным лицам, обратившимся в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, надлежит в административном исковом заявлении, а также при рассмотрении дела представлять (сообщать) суду сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, или лица, в интересах которого подано административное исковое заявление, нарушены, либо о причинах, которые могут повлечь их нарушение, излагать доводы, обосновывающие заявленные требования, прилагать имеющиеся соответствующие документы (в частности, описания условий содержания, медицинские заключения, обращения в органы государственной власти и учреждения, ответы на такие обращения, документы, содержащие сведения о лицах, осуществлявших общественный контроль, а также о лишенных свободы лицах, которые могут быть допрошены в качестве свидетелей, если таковые имеются) (статьи 62, 125, 126 КАС РФ).

Учитывая объективные трудности собирания доказательств нарушения условий содержания лишенных свободы лиц, суд оказывает административному истцу содействие в реализации его прав и принимает предусмотренные КАС РФ меры, в том числе для выявления и истребования доказательств по собственной инициативе (например, истребует имеющиеся материалы по итогам осуществления общественными наблюдательными комиссиями общественного контроля, а также материалы проверок, проведенных в рамках осуществления прокурорского надзора или ведомственного контроля).

Из постановлений Сосновского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, а также справки ИЦ УМВД ФИО5 по <адрес> усматривается, что Рудаковский М.В. освобождался из мест лишения свободы 18 июня 2018 года по постановлению Сосновского районного суда <адрес> от 5 июня 2018 года на основании ч.2 ст. 81 УК РФ в связи с болезнью, 29 ноября 2018 года был арестован по приговору мирового судьи судебного участка № <адрес>, 29 ноября 2018 года прибыл в СИЗО-3, 10 сентября 2019 года прибыл в ИК-4, освобожден 28 ноября 2019 года по отбытию наказания, в последующем был арестован по приговору Рассказовского районного суда <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, т.е. находился вне мест лишения (ограничения) свободы в период с 18 июня по 29 ноября 2018 года, с 28 ноября 2019 года по 29 июня 2020 года. Данное обстоятельство не оспаривалось представителем административного истца в ходе рассмотрения дела, который заявил о незначительности нахождения Рудаковского М.В. вне мест лишения свободы и недостаточности времени для обращения в суд за защитой своих прав.

Суд признает данные пояснения представителя административного истца несостоятельными и приходит к выводу, что административным истцом Рудаковским М.В. без уважительных причин пропущен срок на обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением, при условии его обсвождения из мест лишения свободы в период с 18 июня по 29 ноября 2018 года (более 5 месяцев), с 28 ноября 2019 года по 29 июня 2020 года (более 7 месяцев), что признает, в том числе, самостоятельным основанием для отказа Рудаковскому М.В. в удовлетворении административных исковых требований.

На основании совокупности исследованных доказательств, суд приходит к выводу, что доказательств бездействия со стороны филиала «Больница» ФКУЗ МСЧ-68 ФИО11, филиала «Медицинская часть 2» ФКУЗ МСЧ-68 ФИО11, ФКУЗ МСЧ-68 ФИО1, выразившегося в несвоевременном направлении Рудаковского М.В. в период с 20 декабря 2014 года по 28 ноября 2016 года на медико-социальную экспертизу при наличии диагноза, выявленного в 2016 году и на специальную комиссию в период с 2016 года по 2018 год после установления в 2016 году заболевания, включенного в перечень заболеваний, препятствующих отбыванию наказания, а также в не проведении Рудаковскому М.В. исследований в виде МРТ и энцефалограммы головного мозга в ходе настоящего дела не установлено, принимает во внимание факт пропуска административным истцом срока на обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением и отсутствие оснований для его восстановления, в связи с чем полагает в удовлетворении административных исковых требований Рудаковскому М.В. отказать в полном объеме.

Так как административное исковое заявление не подлежит удовлетворению, судебные расходы в виде государственной пошлины по делу в соответствии с ч. 1 ст. 103 и ч. 1 ст. 111 КАС РФ следует отнести на счет административного истца Рудаковского М.В., однако последний является инвали<адрес> группы и освобожден от уплаты государственной пошлины

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд,

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административных исковых требований Рудаковского М.В. – отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Тамбовского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд <адрес>.

Судья подпись М.С. Толмачева

Копия верна.

Судья М.С. Толмачева