ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2460/2022 от 12.05.2022 Кировского районного суда (Город Санкт-Петербург)

УИД: 78RS0006-01-2022-000919-20

Дело № 2а-2460/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Санкт-Петербург 12 мая 2022 года

Кировский районный суд города Санкт-Петербурга

в составе председательствующего судьи Лещевой К.М.,

при секретаре Кузьменко В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ООО «Готовые решения» к Государственной инспекции труда в г. Санкт-Петербурге о признании незаконным и отмене предписания,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец ООО «Готовые решения» обратилось в Кировский районный суд г. Санкт-Петербурга с административным иском к Государственной инспекции труда в г. Санкт-Петербурге о признании незаконным и отмене предписания №78/6-1171-20-ПВ/12-22643-И/836/2 от 03 декабря 2021 года, составленного Государственной инспекции труда в городе Санкт-Петербурге в отношении ООО «Готовые решения».

В обоснование требований административный истец указал, по результатам проверки, проведенной ГИТ СПб составлен акт проверки № 78/6-1171-20-ПВ/12-22643-И/836/1 от 03.12.2021, на основании которого вынесено предписание №78/6-1171-20-ПВ/12-22643-И/836/2 от 03.12.2021 года, вынесенное в отношении ООО «Готовые решения», согласно которому ГИТ обязало Общество: в срок до 15.02.2022г. получить аккредитацию, оформленную в соответствии со ст. 53.1 ТК РФ, Постановлением Правительства РФ от 29.10.2015 №1165. Административный истец не согласен с предписанием, поскольку Предписание не исполнимо, т.к. нормы закона, указанные в предписании изменились, государственный инспектор труда сослался на недействующие нормы закона. Кроме того, согласно предписанию Общество обязано оформить аккредитацию в соответствии со ст. 53.1 ТК РФ, а указанная норма не применима к данному Обществу. Государственный инспектор труда применил в предписании нормы закона, которые распространяются на агентства занятости, которые используют общую систему налогообложения и их уставный капитал более одного миллиона рублей. Однако, в ООО «Готовые решения» уставный капитал 10 рублей и упрощенная система налогообложения. Как указал административный истец, для того, чтобы исполнить оспариваемое предписание ГИТ СПб, Обществу нужно изменить размер уставного капитала и перейти на другую систему налогообложения, внести изменения в Устав общества, поменять руководителя. Такие изменения создают прямую угрозу для дальнейшего развития и работы Общества вцелом, экономически нецелесообразно. Каких-либо нарушений по итогам проверки ГИТ выявлено не было, а вменяемые по итогам проверки нарушения не являлись предметом проверки согласно решению о её проведении. Между Саговой О.В. и ООО «Екатеринбург Яблоко» сложились подрядные отношения на основании договора подряда, и признаков трудовых отношений не содержат. Поскольку предписание ГИТ СПб от 03.12.2021г. незаконно и необоснованно, а также неисполнимо, при этом за его неисполнение предусмотрена административная ответственность, ООО «Готовые решения» обратилось в суд с настоящим административным исковым заявлением.

Представитель административного истца ООО «Готовые решения» в судебное заседание явился, на административном иске настаивал.

Административный ответчик государственный инспектор труда Максимов М.В. в судебное заседание явился, против административного иска возражал.

Представитель административного ответчика ГИТ в г. Санкт-Петербурге в судебное заседание явился, против административного иска возражал, представил отзыв на иск, в котором указал, что в Предписании имеется техническая ошибка, вместо ст. 56.1 ТК РФ указано ст. 53.1 ТК РФ. Также, административный ответчик оспаривал, что ГИТ превысила свои полномочия при проведения проверки, т.к. необходимо было выяснить обстоятельства, чтобы проверить объяснения Саговой О.А. В договоре подряда, заключенном с Саговой О.А. имеются признаки трудового договора, а законом заемный труд запрещен (л.д. 207-209, 234-236).

Суд, в силу ст. 14 КАС РФ, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, создав все условия для установления фактических обстоятельств дела, предоставив сторонам, возможность на реализацию их прав, исследовав материалы административного дела, выслушав доводы представителей сторон, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 123 Конституции Российской Федерации и ч. 1 ст. 14 КАС РФ правосудие по административным делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, которые реализуются посредством представления доказательств.

Согласно ч. 1 ст. 59 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Суд учитывает, что правосудие по административным делам в соответствии с Кодексом административного судопроизводства Российской

Федерации осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон (ч. 1 ст. 14), а суд осуществляет руководство процессом, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность (ч. 2 ст.12).

Согласно ч.1 ст. 218 КАС Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ч.1 ст. 219 КАС Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Согласно ст. 357 ТК РФ, предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем.

Обжалуемое предписание №78/6-1171-20-ПВ/12-22643-И/836/2 от 03 декабря 2021 года получено представителем Общества 15.12.2021. Общество 28.12.2021г. обратилось в ГИТ СПБ с жалобой на акт и предписание от 03.12.2021г., просило отменить предписание, однако получило ответ от 20.01.2022г. об отказе в удовлетворении жалобы.

Административный истец обратился с настоящим иском в суд 03.02.2022 года, т.е. в предусмотренный законом срок, с соблюдением обязательного досудебного порядка, установленного ч.2 ст. 39 ФЗ №248-ФЗ от 31.07.2020.

В соответствии с пунктом 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту, аналогичные нормы содержаться в ст. 227 КАС РФ.

Частью 1 ст. 353 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 354 Трудового кодекса Российской Федерации федеральная инспекция труда - это единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда).

В соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда реализует следующие основные полномочия: осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан; ведет прием и рассматривает заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав, принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав (абзацы второй, третий и пятнадцатый ст. 356 Трудового кодекса Российской Федерации).

Государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право в том числе предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке (абзац шестой ст. 357 Трудового кодекса Российской Федерации).

Из данных норм следует, что государственные органы инспекции труда наделены законом полномочиями по рассмотрению заявлений, писем, жалоб и иных обращений граждан о нарушении их трудовых прав и применению по результатам рассмотрения обращений граждан определенных мер реагирования в виде предъявления должностным лицам предписаний об устранении нарушений закона.

Статьей 4 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" установлено, что к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области государственного контроля (надзора), муниципального контроля относятся: 1) формирование и проведение на территории Российской Федерации единой государственной политики в сфере государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в том числе в области обеспечения прав граждан, организаций при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля; 2) организация и осуществление федерального государственного контроля (надзора); 3) иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в соответствии с другими федеральными законами.

Полномочия по осуществлению отдельных видов федерального государственного контроля (надзора) могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления.

Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ в части 11 статьи 9, части 4 статьи 10, части 3 статьи 12 предусмотрено, что плановая или внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 этого закона.

Статьёй 72 ФЗ от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" установлено, что под документарной проверкой в целях настоящего Федерального закона понимается контрольное (надзорное) мероприятие, которое проводится по месту нахождения контрольного (надзорного) органа и предметом которого являются исключительно сведения, содержащиеся в документах контролируемых лиц, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, а также документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и решений контрольного (надзорного) органа.

В ходе документарной проверки рассматриваются документы контролируемых лиц, имеющиеся в распоряжении контрольного (надзорного) органа, результаты предыдущих контрольных (надзорных) мероприятий, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы о результатах осуществленных в отношении этих контролируемых лиц государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

В ходе документарной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия: 1) получение письменных объяснений; 2) истребование документов; 3) экспертиза.

В случае, если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении контрольного (надзорного) органа, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение контролируемым лицом обязательных требований, контрольный (надзорный) орган направляет в адрес контролируемого лица требование представить иные необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы. В течение десяти рабочих дней со дня получения данного требования контролируемое лицо обязано направить в контрольный (надзорный) орган указанные в требовании документы.

При проведении документарной проверки контрольный (надзорный) орган не вправе требовать у контролируемого лица сведения и документы, не относящиеся к предмету документарной проверки, а также сведения и документы, которые могут быть получены этим органом от иных органов.

Внеплановая документарная проверка проводится без согласования с органами прокуратуры.

Как следует из материалов дела, Сагова О.А. обратилась в ГИТ СПб с заявлением о нарушении её трудовых прав ООО «Готовые решения». На основании решения ГИТ СПб была проведена документарная проверка в срок с 22.11.2021г. по 03.12.2021г. По результатам проверки составлен акт проверки № 78/6-1171-20-ПВ/12-22643-И/836/1 от 03.12.2021, на основании которого вынесено предписание №78/6-1171-20-ПВ/12-22643-И/836/2 от 03.12.2021 года, вынесенное в отношении ООО «Готовые решения», согласно которому ГИТ обязало Общество: в срок до 15.02.2022г. получить аккредитацию, оформленную в соответствии со ст. 53.1 ТК РФ, Постановлением Правительства РФ от 29.10.2015 №1165 (л.д. 33-38, 39-41).

В акте документарной внеплановой проверки от 03.12.2021г. ГИТ СПб ссылается на нарушение Обществом ст. 56.1 ТК РФ, в соответствии с которой заемный труд запрещен. Заемный труд - труд, осуществляемый работником по распоряжению работодателя в интересах, под управлением и контролем физического лица или юридического лица, не являющихся работодателем данного работника. Особенности регулирования труда работников, направленных временно работодателем к другим физическим лицам или юридическим лицам по договору о предоставлении труда работников (персонала), устанавливаются главой 53.1 настоящего Кодекса.

Однако, в своем Предписании от 03.12.2021г. государственный инспектор труда ссылается на ст. 53.1 ТК РФ.

Вместе с тем, как указано в предписании, трудовой инспектор обязал Общество получить аккредитацию, оформленную в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.10.2015 №1165 "Об утверждении Правил аккредитации частных агентств занятости на право осуществления деятельности по предоставлению труда работников (персонала)".

Между тем, указанное постановление утратило силу 02.10.2018г. в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 22.09.2018 N 1129.

Как пояснил в судебном заседании административный ответчик, ссылка в предписании на ст. 53.1 ТК РФ и на недействующее Постановление Правительства РФ является технической ошибкой.

При этом, какие-либо изменения и корректировки в предписание от 03.12.2021г. ГИТ СПб не вносились.

К данному доводу представителя административного ответчика суд относится критически.

Изучив довод представителя административного истца о том, что при проведении проверки ГИТ СПб вышло за рамки своих полномочий, суд полагает его несостоятельным, поскольку, оценивая представленные сторонами доказательства, с учетом положений вышеуказанных норм, приходит к выводу об отсутствии нарушений со стороны государственной инспекции труда в СПб при проведении проверки, которая проведена ГИТ СПб в пределах предоставленной компетенции, и наличии оснований, установленных ФЗ от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

Предметом документарной проверки являются соблюдение работодателем в процессе своей деятельности требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Срок проведения документарной проверки 10 дней.

В срок документарной проверки не включаются: период, в течение которого у работодателей запрашиваются необходимые документы и он их предоставляет; период, в течение которого работодателю направляется информация о выявлении ошибок, противоречий в представленных документах; период, в течение которого контролируемое лицо дает необходимые письменные пояснения по ошибкам, противоречиям.

Статьёй 56.1 ТК РФ установлено, что заемный труд запрещен.

Заемный труд - труд, осуществляемый работником по распоряжению работодателя в интересах, под управлением и контролем физического лица или юридического лица, не являющихся работодателем данного работника.

Особенности регулирования труда работников, направленных временно работодателем к другим физическим лицам или юридическим лицам по договору о предоставлении труда работников (персонала), устанавливаются главой 53.1 настоящего Кодекса.

В соответствии с частью 1 статьи 37 Конституции Российской Федерации труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

К основным принципам правового регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации статья 2 Трудового кодекса Российской Федерации относит в том числе свободу труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается; право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности; обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту.

В целях обеспечения эффективной защиты работников посредством национальных законодательств и практики, разрешения проблем, которые могут возникнуть в силу неравного положения сторон трудового правоотношения, Генеральной конференцией Международной организации труда 15 июня 2006 г. принята Рекомендация N 198 о трудовом правоотношении (далее - Рекомендация МОТ о трудовом правоотношении, Рекомендация).

В пункте 2 Рекомендации МОТ о трудовом правоотношении указано, что характер и масштабы защиты, обеспечиваемой работникам в рамках индивидуального трудового правоотношения, должны определяться национальным законодательством или практикой либо и тем, и другим, принимая во внимание соответствующие международные трудовые нормы.

В пункте 9 этого документа предусмотрено, что для целей национальной политики защиты работников в условиях индивидуального трудового правоотношения существование такого правоотношения должно, в первую очередь определяться на основе фактов, подтверждающих выполнение работы и выплату вознаграждения работнику, невзирая на то, каким образом это трудовое правоотношение характеризуется в любом другом соглашении об обратном, носящем договорной или иной характер, которое могло быть заключено между сторонами.

Пункт 13 Рекомендации называет признаки существования трудового правоотношения (в частности, работа выполняется работником в соответствии с указаниями и под контролем другой стороны; интеграция работника в организационную структуру предприятия; выполнение работы в интересах другого лица лично работником в соответствии с определенным графиком или на рабочем месте, которое указывается или согласовывается стороной, заказавшей ее; периодическая выплата вознаграждения работнику; работа предполагает предоставление инструментов, материалов и механизмов стороной, заказавшей работу).

В целях содействия определению существования индивидуального трудового правоотношения государства-участники должны в рамках своей национальной политики рассмотреть возможность установления правовой презумпции существования индивидуального трудового правоотношения в том случае, когда определено наличие одного или нескольких соответствующих признаков (пункт 11 Рекомендации МОТ о трудовом правоотношении).

Частью 4 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что, если отношения, связанные с использованием личного труда, возникли на основании гражданско-правового договора, но впоследствии в порядке, установленном Кодексом, другими федеральными законами, были признаны трудовыми отношениями, к таким отношениям применяются положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Трудовые отношения - это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем, не допускается (статья 15 Трудового кодекса Российской Федерации).

В силу статьи 56 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор - это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

В статье 57 Трудового кодекса Российской Федерации приведены требования к содержанию трудового договора, в котором, в частности, указываются: фамилия, имя, отчество работника и наименование работодателя (фамилия, имя, отчество работодателя - физического лица), заключивших трудовой договор, место и дата заключения трудового договора. Обязательными для включения в трудовой договор являются следующие условия: место работы; трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы); дата начала работы, а в случае, когда заключается срочный трудовой договор, - также срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора в соответствии с данным кодексом или иным федеральным законом; условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты); режим рабочего времени и времени отдыха (если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя); гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте, условия, определяющие в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути, другой характер работы); условия труда на рабочем месте; условие об обязательном социальном страховании работника в соответствии с Кодексом и иными федеральными законами.

Трудовой договор вступает в силу со дня его подписания работником и работодателем, если иное не установлено названным кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации или трудовым договором, либо со дня фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя (часть 1 статьи 61 Трудового кодекса Российской Федерации).

Трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами (часть 1 статьи 67 Трудового кодекса Российской Федерации).

Трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя. При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения работника к работе, а если отношения, связанные с использованием личного труда, возникли на основании гражданско-правового договора, но впоследствии были признаны трудовыми отношениями, - не позднее трех рабочих дней со дня признания этих отношений трудовыми отношениями, если иное не установлено судом (часть 2 статьи 67 Трудового кодекса Российской Федерации).

Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

Договор подряда заключается на изготовление или переработку (обработку) вещи либо на выполнение другой работы с передачей ее результата заказчику (пункт 1 статьи 703 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику (пункт 1 статьи 720 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Из содержания данных норм Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что договор подряда заключается для выполнения определенного вида работы, результат которой подрядчик обязан сдать, а заказчик принять и оплатить. Следовательно, целью договора подряда является не выполнение работы как таковой, а получение результата, который может быть передан заказчику. Получение подрядчиком определенного передаваемого (т.е. материализованного, отделяемого от самой работы) результата позволяет отличить договор подряда от других договоров.

От трудового договора договор подряда отличается предметом договора, а также тем, что подрядчик сохраняет положение самостоятельного хозяйствующего субъекта, в то время как по трудовому договору работник принимает на себя обязанность выполнять работу по определенной трудовой функции (специальности, квалификации, должности), включается в состав персонала работодателя, подчиняется установленному режиму труда и работает под контролем и руководством работодателя; подрядчик работает на свой риск, а лицо, работающее по трудовому договору, не несет риска, связанного с осуществлением своего труда (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 14.01.2019 N 5-КГ18-259).

По мнению трудового инспектора, ООО «Готовые решения» в нарушение ст. 56.1 ТК РФ привлекло к заемному труду Сагову О.А., с которой заключен договор подряда №7 от 01.07.2021, имеющий признаки трудового договора. Так, Сагова О.А. осуществляла свою рабочую деятельность на складе парфюмерного магазина «Золотое яблоко» от фирмы ООО «Готовые решения», расположенного в Её непосредственным руководителем являлся старший смены сотрудник склада «Золотое яблоко». Фактически трудовые отношения у Саговой О.А. были с ООО «Готовые решения», однако направлена для работы на склад в Парголово на должность комплектовщика товаров под руководством сотрудника склада «Золотое яблоко». Данная организация согласно сведения из ЕГРЮЛ зарегистрирована как ООО «Екатеринбург яблоко». Из пояснений генерального директора ООО «Готовые решения» Щетининой А.С. Сагова О.А. выполняла работу в период с 01.07.2021 по 31.07.2021 на объекте в Парголово, который принадлежит ООО «Екатеринбург яблоко». ООО «Готовые решения» в отсутствие необходимой аккредитации частным агентством занятости не является (л.д. 36-37).

Представитель административного истца указанные выше доводы трудового инспектора оспаривал, и указал на то, что между Саговой О.А. и ООО «Готовые решения» был заключен договор подряда №7 от 01.07.2021г. на период с 01.07.2021 по 31.07.2021. Таким образом, между Саговой О.А. и Обществом возникли гражданско-правовые отношения на основании договора подряда, который был заключен с Саговой О.А. однократно сроком на один месяц для выполнения определенной работы – комплектации товара, перемещения скомплектованного товара, осуществления проверки и упаковки товара, а не для выполнения регулярной работы в Обществе. Приказ о приеме на работу Саговой О.А. в ООО «Готовые решения» не издавался, табель учета её рабочего времени не велся, приказ об увольнении не издавался. При этом, в штатном расписании Общества отсутствуют должности со схожим перечнем работ и функционалом, который выполняла Сагова О.А., в связи с чем она и была привлечена Обществом к выполнению указанной функции на основании договора подряда. Заключенный между Саговой О.А. и ООО «Готовые решения» договор подряда не содержит существенных условий трудового договора, предусмотренных статьей 57 Трудового кодекса Российской Федерации: трудовой функции, режима рабочего времени и времени отдыха, условий оплаты труда и обязательного социального страхования работника. Работы по договору подряда №7 от 01.07.2021г. выполнены Саговой О.А. в полном объеме и в согласованный сторонами срок, приняты Обществом без замечаний, что подтверждается актом сдачи-приемки выполненных работ от 31.07.2021г. Цена выполнения работ составила 29 690 руб., которые были выплачены Саговой О.А. в полном объеме, что подтверждается платежными поручениями.

При этом, из Акта внеплановой документарной проверки от 03.12.2021г. не усматривается, что проверяющими установлено нарушение трудовых прав Саговой О.А., каких-либо решений в связи с этим ГИТ не принято. С учетом указанного в п.10 решения о проведении проверки от 15.11.2021г. предмета проверки (соблюдение требований ст.ст. 57, 183, 236 ТК РФ) нарушений по итогам проверки не установлено. Вменяемые ООО «Готовые решения» по итогам проверки нарушения относятся к иным статьям Трудового кодекса Российской Федерации.

Между тем, как следует из материалов дела, между ООО «Готовые решения» и ООО «Екатеринбург Яблоко» заключен договор возмездного оказания услуг №ГР-ЗЯ/СУ-01/07-21 от 01.07.2021г. по обработке, перемещению, комплектации товарно-материальных ценностей на объекте, расположенном по адресу: , где расположен складской комплекс (распределительный центр), принадлежащий ООО «Екатеринбург Яблоко» на праве аренды. Необходимость и целесообразность привлечения ООО «Готовые решения» продиктована организационно-логистической структурой работы склада ООО «Екатеринбург Яблоко» в пос. Парголово, поскольку часть функционала, относящегося к складскому хранению и логистике, передается на подряд сторонним организациям.

Вместе с тем, Сагова О.А. не состояла в трудовых отношениях с ООО «Екатеринбург Яблоко», и не привлекалась заказчиком как исполнитель по гражданско-правовому договору. Должности «старшего смены» в штатном расписании ООО «Екатеринбург Яблоко» не предусмотрено.

Ввиду отсутствия трудовых отношений между Саговой О.А. и ООО «Готовые решения», факт которых ГИТ установлен не был, вывод проверяющих о наличии, с учетом ситуации с Саговой О.А., признаков заемного труда в соответствии со ст. 56.1 ТК РФ несостоятелен. В частности, не установлено обязательного признака – отношений управления и контроля со стороны ООО «Екатеринбург Яблоко» за деятельностью Саговой О.А. Также, несостоятелен довод проверяющих об осуществлении Обществом без специального разрешения деятельности в качестве частного агентства занятости по договору о предоставлении труда работников (персонала) (ст.ст. 341.1, 341.2 ТК РФ). Так, договор, заключенный между ООО «Готовые решения» и ООО «Екатеринбург Яблоко», не содержит признаков, указывающих на предоставление заказчику труда работников (персонала), является гражданско-правовым договором оказания услуг, регулируемым положениями ГК РФ, а не ТК РФ. Сама по себе возможность привлечения исполнителем третьих лиц при выполнения работ (оказания услуг) прямо вытекает из положений статей 313, 706, 780, 783 ТК РФ.

Согласно части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении в связи с этим прав административного истца; при этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права; административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).

Согласно ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны, в частности, выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.

По смыслу ст. 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо могут быть возложены только такие обязанности, соблюдение которых основано на требованиях закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.

Исходя из положений статьи 17 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", предписание выносится должностными лицами контролирующего органа лишь в случае установления при проведении соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения.

Согласно п. 69 Административного регламента осуществления Федеральной службой по труду и занятости федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденного Приказом Роструда от 13 июня 2019 N 160 (далее – Административный регламент) в акте проверки указываются подробные сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения.

В соответствии с п. 70 Административного регламента выявленное в ходе проведения проверки нарушение подлежит подробному изложению с указанием существа нарушения со ссылками на конкретные статьи и пункты законодательных и нормативных правовых актов, требования которых нарушены, документов и их реквизитов, а также установленных фактов, подтверждающих наличие нарушений и позволяющих установить время совершения нарушения, а также реквизитов проверочного листа.

Согласно п. 72 Административного регламента результаты проверки, излагаемые в акте проверки, должны подтверждаться соответствующими документами, пояснениями, проверочными листами и иными доказательствами, хранящимися в надзорном деле вместе с актом проверки.

Согласно пункта 86 Административного регламента исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 30 октября 2012 г. N 354н, установлено при выявлении в результате проведения надзорных мероприятий допущенных работодателем нарушений обязательных требований уполномоченные должностные лица Роструда или его территориальных органов в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в каждом конкретном случае непосредственно по завершению надзорных мероприятий обязаны:

- выдать работодателю предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований с указанием сроков их устранения;

- принять исчерпывающие меры по контролю за устранением выявленных нарушений обязательных требований, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Предписание, выдаваемое по результатам проверки, представляет собой акт уполномоченного должностного лица, проводившего проверку, содержащий властное волеизъявление, подтверждающее правовые последствия для конкретного юридического лица. Таким образом, предписание, содержащее законные требования, должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения. При этом содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования; изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами.

Следует также отметить, что требования об исполнимости предписания заложены в статье 17 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ, и на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона, а сами требования должны быть конкретны и реально исполнимы.

Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность (статья 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Следовательно, предписание должностного лица, содержащее законные требования, должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения.

В соответствии с абзацем 2 статьи 356 Трудового кодекса Российской Федерации федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Абзацем 6 части 1 статьи 357 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

По смыслу указанной нормы при проведении проверок государственный инспектор труда выдает обязательное для исполнения работодателем предписание только в случае очевидного нарушения трудового законодательства. Трудовые споры, в том числе неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда) рассматриваются в рамках статей 381 - 397 Трудового кодекса Российской Федерации комиссиями по трудовым спорам или судами.

Таким образом, осуществляя функцию по надзору и контролю за работодателями, государственная инспекция труда выявляет правонарушения, а не разрешает правовые споры, так как не может подменять собой судебные органы.

В соответствии с Конвенцией Международной организации труда N 81 "Об инспекции труда в промышленности и торговле" от 11 июля 1947 года, ратифицированной Россией 11 апреля 1998 года, инспектору труда не предоставлено право давать обязательные для исполнения работодателем предписания по трудовым спорам.

На данное обстоятельство неоднократно обращено внимание Верховного Суда Российской Федерации (Определение от 21 марта 2014 года N 47-КГ14-1, от 10 января 2014 года N 5-КГ13-146, от 20 июля 2012 года N 19-КГ12-5).

Учитывая изложенное, в совокупности и взаимосвязи с нормами действующего законодательства, суд считает доводы ООО «Готовые решения» об оспаривании предписания №78/6-1171-20-ПВ/12-22643-И/836/2 от 03 декабря 2021 года законными и обоснованными, а административные исковые требования подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 174-179 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным и отменить предписание №78/6-1171-20-ПВ/12-22643-И/836/2 от 03 декабря 2021 года Государственной инспекции труда в городе Санкт-Петербурге.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г.Санкт-Петербурга.

Судья Лещева К.М.

Мотивированное решение суда изготовлено 11.07.2022 года.

Судья Лещева К.М.