ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2778/2022 от 05.07.2022 Центрального районного суда г. Омска (Омская область)

Дело № 2а-2778/2022

55RS0007-01-2022-003764-58

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 июля 2022 года город Омск

Центральный районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Покричук О.Г., при секретаре судебного заседания ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Октябрьского административного округа г. Омска к Администрации города Омска, департаменту городского хозяйства Администрации города Омска о признании незаконным бездействия в части непринятия мер по обустройству тротуаров, возложении обязанности организовать и выполнить работы по ремонту автомобильных дорог, по нанесению горизонтальной дорожной разметки на автомобильные дороги,

установил:

прокурор Октябрьского административного округа г. Омска обратился в суд с административным иском к Администрации города Омска, департаменту городского хозяйства Администрации города Омска о признании незаконным бездействия в части непринятия мер по обустройству тротуаров, возложении обязанности организовать и выполнить работы по ремонту автомобильных дорог, по нанесению горизонтальной дорожной разметки на автомобильные дороги.

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Октябрьского административного округа г. Омска с привлечением государственного инспектора ОГИБДД УМВД России по г. Омска проведена проверка соблюдения требований законодательства о безопасности дорожного движения на территории Октябрьского административного округа г. Омска.

31.05.2022 совместно с инспектором ОГИБДД УМВД России по г. Омску проведено обследование улично-дорожной сети в Октябрьском административном округе г. Омска, составлен соответствующий акт, по результатам которого установлено: отсутствие горизонтальной дорожной разметки на улицах: Хабаровская, 15- я Рабочая, Харьковская, 1-я Железнодорожная, 26-я Рабочая, 17-я Рабочая, 1-я Военная, 4-я Транспортная, Запорожская, 25-я Рабочая, 4-я Железнодорожна Барабинская, Б.Цемента, 3-я Молодежная, Окружная дорога, 6-я Шинна» Будеркина, 3-я Транспортная, Панфилова, Ипподромная, Куйбышева, Маяковского, Ермака, пр-т Космический, 1-я Шинная, Сенной тупик, Индустриальная, П.Осминина, 75-й Гвардейской бригады, 50 лет ВЛКСМ, Романенко, Ермолаева, Олимпийская, Пархоменко, М. Берникова, 20 лет РККА, 1-я Индустриальная, 1-я Брянская, 5-я Линия, В. Товстухо, Ермолаева, Потанина, расположенных в границах Октябрьского административного округа г. Омска; выявлено разрушение дорожного покрытия проезжих частей автомобильных дорог с твердым покрытием на всем протяжении улиц: 1-я Железнодорожная, 1-я Индустриальная, 6-я Шинная, 1-я Брянская, 1-я Военная, 4-я Железнодорожная, 5-я Линия, 17-я Рабочая, 25-я Рабочая, 50 лет ВЛКСМ, 75 Гвардейской бригады, В. Товстухо, Ермака, Ермолаева, Запорожская, Олимпийская, П. Осминина, Романенко, Берко Цемента, Харьковская, ул. Барабинской от ООТ Охотничья заимка до Окружной дороги, ул. 15-я Рабочая от ул. Кирова до ул. 1-я Железнодорожная; установлен дефект покрытия проезжей части в виде колеи на ул. Б. Хмельницкого в районе строения № 150 глубина колеи от 2,5 см до 4 см протяженностью 47 метров, в районе строения № 160 глубина колеи от 2см до 2,6 см протяженностью 29 метров, в районе строения № 186/1 глубина колеи от 2.3 см до 3 см протяженностью 25 метров; установлено отсутствие тротуаров по ул. 1-я Индустриальная от строения № 4 Б до строения №2 по ул. Будеркина, а также на Окружной дороге в районе строения № 17 по ул. Романенко.

Ранее 28.04.2021 и 17.05.2021 в связи с отсутствием тротуаров на дороге в районе строения УМВД России по г. Омску внесены представления «Об устранении причин и условий, способствовавших реализации угроз безопасности граждан и общественной безопасности, совершению административных правонарушений» в адрес Администрации города Омска. Полагая, что непринятие в 2021 и истекшем 2022 году мер по обустройству тротуаров, ремонту автомобильных дорог с твердым покрытием свидетельствует о бездействии Администрации города Омска и департамента городского хозяйства Администрации города Омска, административный истец настаивает на том, что неисполнение органом местного самоуправления возложенных функций нарушает права неопределенного круга лиц.

На основании изложенного, административный истец, уточнив заявленные требования, просит суд признать незаконным бездействие Администрации г. Омска, департамента городского хозяйства Администрации г. Омска в части непринятия мер по строительству и обустройству тротуаров в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766-2007«Дороги автомобильные общего пользования» на ул. 1-я Индустриальная от строения №4Б до строения №2 по ул. Будеркина, а также на Окружной дороге в районе строения № 17 по ул. Романенко; обязать Администрацию г. Омска, департамент городского хозяйства Администрации г. Омска организовать и выполнить работы по ремонту автомобильных дорог с твердым покрытием в границах Октябрьского административного округа г. Омска на всем протяжении улиц 1 -я Железнодорожная, 1-я Индустриальная, 6-я Шинная, 1-я Брянская, 1-я Военная, 4-я Железнодорожная, 5-я Линия, 17-я Рабочая, 25-я Рабочая, 50 лет ВЛКСМ, 75 Гвардейской бригады, В.Товстухо, Ермака, Ермолаева, Запорожская, Олимпийская, П. Осминина, Романенко, Берко Цемента, Харьковская, ул. Барабинской на участке от ООТ Охотничья заимка до Окружной дороги, ул. 15-я Рабочая на участке от ул. Кирова до ул. 1-я Железнодорожная, ул. Б. Хмельницкого от строения № 150 до строения № 186/1, привести состояние дорожного покрытия указанных автомобильных дорог в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения»; обязать Администрацию г. Омска, департамент городского хозяйства Администрации г. Омска организовать и выполнить работы по нанесению горизонтальной дорожной разметки на автомобильные дороги с твердым покрытием в границах Октябрьского административного округа г. Омска на ул. Хабаровская, 15-я Рабочая, Харьковская, 1-я Железнодорожная, 26-я Рабочая, 17-я Рабочая, 1-я Военная, 4-я Транспортная, Запорожская, 25-я Рабочая, 4-я Железнодорожная, Барабинская, Б.Цемента, 3-я Молодежная, Окружная дорога, 6- я Шинная, Будеркина, 3-я Транспортная, Панфилова, Ипподромная, Куйбышева, Маяковского, Ермака, пр-т Космический, 1-я Шинная, Сенной тупик, П.Осминина, 75-й Гвардейской бригады, 50 лет ВЛКСМ, Романенко, Ермолаева, Олимпийская, Пархоменко, М. Берникова, 20 лет РККА, 1-я Индустриальная, 1-я Брянская, 5-я Линия, В. Товстухо, Ермолаева, Потанина; обязать Администрацию г. Омска, департамент городского хозяйства Администрации г. Омска организовать и выполнить работы по строительству и обустройству тротуаров в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования» на ул. 1-я Индустриальная от строения № 4Б до строения № 2 по ул. Будеркина, а также на Окружной дороге в районе строения № 17 по ул. Романенко.

В судебном заседании представитель административного истца старший помощник прокурора ФИО4 поддержала уточненное исковое заявление по изложенным в нем доводам, настаивала на удовлетворении заявленных требований. Заявленный административными ответчиками срок для исполнения требований полагала необоснованным и чрезмерным.

Представитель административного ответчика департамента городского хозяйства Администрации г. Омска ФИО5, действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований в части признания незаконным бездействия. Указала, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям: согласно Положению о департаменте городского хозяйства Администрации г. Омска, утвержденного Решением Омского городского Совета от 28.09.2011 № 433, департамент городского хозяйства Администрации г. Омска в сфере дорожного хозяйства – организует проведение работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог местного значения и искусственных дорожных сооружений автомобильных дорог местного значения в границах города Омска. Для осуществления указанной деятельности создано БУ города Омска «Управление дорожного хозяйства и благоустройства» целью деятельности которого является выполнение муниципальной работы по содержанию и ремонту автомобильных дорог в границах городских округов. При этом муниципальные работы выполняются в соответствии с муниципальным заданием, выданным учредителем, в лице департамента городского хозяйства Администрации г. Омска в пределах выделенных денежных средств. Поскольку потребность в финансовых средствах на заявленные виды работ не соответствует возможности бюджета города Омска установить их в 2021 году не представилось возможным, в адресный перечень были включены объекты на особо опасных участках. Адресный перечень по обустройству тротуаров, подлежащих установке в 2022 году будет сформирован в пределах бюджетных ассигнований в соответствии с первоочередными задачами, а так же по приоритетным предложениям администраций административных округов города Омска. Кроме того, выполнить работы по нанесению горизонтальной дорожной разметки на обозначенных участках дорог в настоящее время не представляется возможным. В связи с необходимостью соблюдения бюджетного законодательства, сроков и порядка проведения аукциона в целях заключения муниципального контракта на выполнение подрядных работ в случае удовлетворения заявленных требований административного истца просила определить предоставляемый срок не ранее ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель административного ответчика Администрация г. Омска участия в судебном заседании не принимал, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены (л.д. 86). Представителем Администрации г. Омска ФИО6, действующей на основании доверенности, в материалы дела представлены письменные возражения на административное исковое заявление (л.д. 79-81, 90-92). Администрация г. Омска полагала заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Представителем административного ответчика указано на то, что свои полномочия администрация города реализует через структурные подразделения, в том числе через департамент городского хозяйства Администрации г. Омска, в связи с чем полагала, что Администрация г. Омска является ненадлежащим ответчиком. Кроме того, полагала необходимым при рассмотрении вопроса об обязании совершить необходимые виды работ - учитывать сроки, установленные законодательством, в рамках которых структурное подразделение сможет осуществить выполнение определенных судом мероприятий. При этом указала на отсутствие в настоящее время возможности организовать заявленные в административном исковом заявлении работы. Полагала, что проведение работ с учетом очередности исполнения судебных решений и сезонности данного вида работ возможно не ранее ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании представители заинтересованных лиц ОГИБДД УМВД России по г. Омску, УМВД России по г. Омску участия не принимали, о времени и месте рассмотрения дела извещены (л.д 89), явка представителей в суд не обеспечена, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлено.

Принимая во внимание имеющиеся в деле сведения об извещении лиц, участвующих в деле, отсутствие ходатайств об отложении рассмотрения дела, с учетом мнения явившихся в судебное заседание лиц, суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Информация о принятии административного искового заявления к производству, о времени и месте судебного заседания размещена судом на официальном сайте Центрального районного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в порядке, предусмотренном ч. 7 ст. 96 КАС РФ.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, письменные возражения на административное исковое заявление и письменные пояснения, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

В силу ст. 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно п. 4 ст. 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из материалов дела следует, что прокуратурой Октябрьского административного округа города Омска проведена проверка с привлечением специалистов отделения дорожного надзора ОГИБДД УМВД России по г. Омску по вопросу соблюдения требований законодательства о безопасности дорожного движения на территории Октябрьского административного округа г. Омска.

31.05.2022 совместно с инспектором ОГИБДД УМВД России по г. Омску проведено обследование улично-дорожной сети в Октябрьском административном округе г. Омска, по результатам которого установлено, что отсутствует горизонтальная дорожная разметка на улицах: Хабаровская, 15- я Рабочая, Харьковская, 1-я Железнодорожная, 26-я Рабочая, 17-я Рабочая, 1-я Военная, 4-я Транспортная, Запорожская, 25-я Рабочая, 4-я Железнодорожная, Барабинская, Б.Цемента, 3-я Молодежная, Окружная дорога, 6-я Шинная, Будеркина, 3-я Транспортная, Панфилова, Ипподромная, Куйбышева, Маяковского, Ермака, пр-т Космический, 1-я Шинная, Сенной тупик, Индустриальная, П.Осминина, 75-й Гвардейской бригады, 50 лет ВЛКСМ, Романенко, Ермолаева, Олимпийская, Пархоменко, М. Берникова, 20 лет РККА, 1-я Индустриальная, 1-я Брянская, 5-я Линия, В. Товстухо, Ермолаева, Потанина, расположенных в границах Октябрьского административного округа г. Омска. Выявлено разрушение дорожного покрытия проезжих частей автомобильных дорог с твердым покрытием на всем протяжении улиц: 1-я Железнодорожная, 1-я Индустриальная, 6-я Шинная, 1-я Брянская, 1-я Военная, 4-я Железнодорожная, 5-я Линия, 17-я Рабочая, 25-я Рабочая, 50 лет ВЛКСМ, 75 Гвардейской бригады, В. Товстухо, Ермака, Ермолаева, Запорожская, Олимпийская, П. Осминина, Романенко, Берко Цемента, Харьковская, ул. Барабинской от ООТ Охотничья заимка до Окружной дороги, ул. 15-я Рабочая от ул. Кирова до ул. 1-я Железнодорожная. Установлен дефект покрытия проезжей части в виде колеи на ул. Б. Хмельницкого в районе строения № 150 глубина колеи от 2,5 см до 4 см протяженностью 47 метров, в районе строения № 160 глубина колеи от 2см до 2,6 см протяженностью 29 метров, в районе строения № 186/1 глубина колеи от 2.3 см до 3 см протяженностью 25 метров. Кроме того, установлено отсутствие тротуаров по ул. 1-я Индустриальная от строения №4Б до строения №2 по ул. Будеркина, а также на Окружной дороге в районе строения № 17 по ул. Романенко. Результаты проведенной проверки отражены в акте проверки от 31.05.2022 и фото- таблицах (л.д. 22, 23-36).

Ранее 28.04.2021 УМВД России по городу Омску в адрес Администрации г. Омска было внесено представление «Об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности граждан и общественной безопасности, совершению административных правонарушений» согласно которого требовалось в целях устранения нарушений законодательства о безопасности дорожного движения, принять меры по обустройству тротуара по ул. 1-я Индустриальная на участке от строения № 4Б ул. 1-я Индустриальная до строения № 2 ул. Будеркина, в соответствии с нормативными требованиями и проектом организации дорожного движения (л.д. 18-20).

В ответ на поступившее представление департаментом городского хозяйства Администрации города Омска был дан ответ, согласно которого сообщается, что в настоящее время по предложениям администраций административных округов города Омска, с учетом ассигнований, сформирован перечень тротуаров и пешеходных дорожек, подлежащих ремонту и обустройству в 2021 году, в который тротуар по улице 1-й Индустриальной на участке от строения 4Б по улице 1-й Индустриальной до строения 2 по улице Будеркина, не включен в связи с отсутствием необходимого объема бюджетных средств. Возможность его обустройства будет рассмотрена в последующие годы при условии наличия достаточного объема бюджетных ассигнований на данные цели (л.д. 21).

17.05.2021 УМВД России по городу Омску в адрес Администрации г. Омска было внесено представление «Об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности граждан и общественной безопасности, совершению административных правонарушений» согласно которого требовалось принять меры по обустройству тротуара, освещения, а так же заменить существующие дорожные знаки 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход» на щиты со стороны световозвращающей флуоресцентной пленкой желто-зеленого цвета по Окружной дороге в районе строения № 17 ул. Романенко (л.д. 12-14).

В ответ на представление УМВД России по городу Омску от 27.05.2021 департаментом городского хозяйства Администрации г. Омска был дан ответ в соответствии с содержанием которого тротуар по Окружной дороге в районе строения 17 по улице Романенко не включен в перечень тротуаров по которым в 2021 году проводятся необходимые работы ввиду того, что соответствующей заявки от администрации округа не поступало, кроме того бюджет на данные цели ограничен. Указано так же на необходимость реализации адресной программы, решением Куйбышевского районного суда города Омска от 22.07.2013№ 2-3836/2013 на Администрацию г. Омска возложена обязанность организовать освещение по Окружной дороге, от проспекта Космического до улицы Барабинской. В условиях предельных показателей дефицита бюджета города Омска в 2021 году увеличить объем финансирования мероприятий, связанных со строительством линий наружного освещения на территории города Омска не представилось возможным. Работы по замене существующих дорожных знаков 5.19.1 (2) «Пешеходный переход» на дорожные знаки со световозвращающей флуоресцентной пленкой желто-зеленого цвета на Окружной дороге в районе строения 17 по улице Романенко планируется выполнить до 01.08.2021 (л.д. 15-17).

01.02.2022 со стороны УМВД России по городу Омску в адрес прокурора города Омска было представлено письмо «О направлении информации», которым сообщалось, что в целях совершенствования организации дорожного движения на участках улиц в безопасное для движения состояние в адрес Администрации г. Омска в 2021 году внесено 14 представлений «Об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности граждан и общественной безопасности, совершению административных правонарушений» в части необходимости обустройства тротуаров в соответствие с требованиями действующего законодательства, из ответа которых следует, что выполнить работы по обустройству тротуарами указанных участков не представляется возможным, так как бюджетные ассигнования освоены в полном объеме. Данная информация передана в рамках межведомственного взаимодействия для включения в акты прокурорского реагирования (л.д. 9-10).

16.02.2022 департамент городского хозяйства Администрации г. Омска на запрос прокуратуры города Омска представил копии представлений отдела ГИБДД УМВД России по городу Омску по вопросам указанным в запросе и ответы на них, дополнительно сообщив, что возможность обустройства тротуаров указанных в представлениях будет рассмотрена при формировании перечня тротуаров и пешеходных дорожек, подлежащих обустройству в 2022 году, в срок до 01.05.2022 (л.д. 11).

Сведений об исполнении требований прокурора в полном объеме в материалах дела не имеется.

Принимая во внимание, что дальнейшее бездействие административного ответчика нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, прокурор в порядке ст. 39 КАС РФ обратился в суд с заявленными требованиями, разрешая которые, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» одной из задач данного закона является обеспечение охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

Основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения (ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ.

В соответствии с п. 11 ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федераций и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ) автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Пунктом 1 ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ от 08.11.2007 «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» предусмотрено, что автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружений, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Кроме того п.п. 3, 5 ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ от 08.11.2007 закреплены понятия: искусственные дорожные сооружения - сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона (зимники, мосты, переправы по льду, путепроводы, трубопроводы, тоннели, эстакады, подобные сооружения); элементы обустройства автомобильных дорог - сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры, устройства для регулирования дорожного движения, работающие в автоматическом режиме специальные технические средства, имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения, сохранности автомобильных дорог и сбора платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса.

На основании п. 11 ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.

К собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог (п. 9 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ).

В силу ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ, содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог. Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Пунктом 6 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ закона установлено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.

Аналогичные положения содержат п.п. 3, 5 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Согласно ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», безопасность дорожного движения представляет собой состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения рассматривается как деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

Статьей 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ предусмотрено, что ремонт и содержание дорог территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

Таким образом, обязанность по ремонту и содержанию дорог, находящихся в муниципальной казне, лежит на органах местного самоуправления, которые в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.

В соответствии с ч. 3 ст. 8, п. 5 ч. 1 ст. 9, ст. 22 Устава города Омска, утвержденного решением Омского городского Совета от 20.09.1995 № 92, Администрация г. Омска является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления г. Омска, осуществляющим реализацию Решений Омского городского Совета и правовых актов Администрации города Омска. К вопросам местного значения муниципального образования город Омск относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Омска и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах города Омска, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с постановлением Омского городского Совета от 10.12.2008 № 603 «Об утверждении структуры Администрации города Омска» в структуру администрации г. Омска входят соответствующие департаменты, в том числе департамент городского хозяйства Администрации г. Омска.

Согласно п. 1 Положения о департаменте городского хозяйства Администрации г. Омска, утвержденного решением Омского городского Совета от 28.09.2011 № 443 (далее - Положение), департамент городского хозяйства Администрации г. Омска является структурным подразделением Администрации г. Омска.

Департамент руководствуется в своей деятельности федеральным и областным законодательством, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления г. Омска и данным Положением.

В соответствии с пп. 3, 5 п. 17 раздела II Положения к основным задачам департамента относится: контроль за ремонтом и содержанием автомобильных дорог местного значения в пределах компетенции департамента и организация ремонта и содержания автомобильных дорог местного значения и искусственных дорожных сооружений автомобильных дорог местного значения в границах города Омска.

Требования «ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 № 270-с, распространяется на элементы обустройства автомобильных дорог общего пользования, предназначенные для повышения удобства и безопасности дорожного движения. Стандарт устанавливает основные параметры и технические требования к элементам обустройства автомобильных дорог.

Согласно п. 4.5.1.1. и п. 4.5.1.3. ГОСТ Р 52766-2007, тротуары следует устраивать в пределах населенных пунктов на автомобильных дорогах I-III категорий, IV и V категорий с твердым покрытием.

Тротуары или пешеходные дорожки устраивают, в том числе на подходах к пешеходному переходу не менее 50 м., а также к остановочным пунктам маршрутных транспортных средств. Пешеходные дорожки должны соответствовать требованиям настоящего стандарта и ГОСТ 33150. Тротуары располагаются с обеих сторон дороги, а при односторонней застройке - с одной стороны.

Согласно п. 6.3.1 ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля", утв. Приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст дороги и улицы должны иметь дорожную разметку по ГОСТ 32953, форма, размеры и цвет которой должны соответствовать ГОСТ Р 51256. Разметка должна быть нанесена по ГОСТ Р 52289 в соответствии с утвержденным проектом (схемой) организации дорожного движения.

На основании п. 5.1.2.1 ГОСТ 32953-2014. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Разметка дорожная. Технические требования» (введен в действие Приказом Росстандарта от 26.03.2015 № 176-ст) постоянную горизонтальную разметку выполняют красками (эмалями), термопластиками и холодными пластиками по ГОСТ 32830, полимерными лентами и штучными формами по ГОСТ 32848 белого, желтого, красного, синего и черного цветов.

Согласно требованиям п.5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3, не превышающие 20 суток.

Согласно Перечню автомобильных дорог общего пользования местного значения, утвержденному решением Омского городского Совета от 18.07.2018 № 74, ул. Будеркина (идентификационный номер: 52-401-376 ОП МГ 014), ул. Романенко (идентификационный номер: 52-401-376 ОП МГ 022), ул. Окружная дорога (идентификационный номер: 52-401-380 ОП МГ 164), ул. 1-я Железнодорожная (идентификационный номер: 52-401-376 ОП МГ 105), 1-я Индустриальная (идентификационный номер: 52-401-014-376 ОП МГ 014), ул. 6-я Шинная (идентификационный номер: 52-401-014-376 ОП МГ 034), ул. 1-я Брянская (идентификационный номер: 52-401-376), 1-я Военная (идентификационный номер: 52-401-376 ОП МГ 034), 4-я Железнодорожная (идентификационный номер: 52-401-376 ОП МГ 114), 5-я Линия (идентификационный номер: 52-401-382 ОП МГ 122), 17-я Рабочая (идентификационный номер: 52-401-014-376 ОП МГ 112), 25-я Рабочая (идентификационный номер: 52-401-376 ОП МГ 120), 50 лет ВЛКСМ (идентификационный номер: 52-401-376 ОП МГ 130), 75 Гвардейской бригады (идентификационный номер: 52-401-014-376 ОП МГ 005), В. Товстухо (идентификационный номер: 52-401-376 ОП МГ 022), Ермака (идентификационный номер: 52-401-376 ОП МГ 047), Ермолаева (идентификационный номер: 52-401-376 ОП МГ 094), Запорожская (идентификационный номер: 52-401-376 ОП МГ 154), Олимпийская (идентификационный номер: 52-401-376 ОП МГ 072), П. Осминина (идентификационный номер: 52-401-376 ОП МГ 076), Романенко (идентификационный номер: 52-401-376 ОП МГ 130), Берко Цемента (идентификационный номер: 52-401-376 ОП МГ 154), Харьковская (идентификационный номер: 52-401-376 ОП МГ 017), ул. Барабинская (идентификационный номер: 52-401-376 ОП МГ 73), ул. Кирова (идентификационный номер: 52-401-376 ОП МГ 100), ул. Б. Хмельницкого (идентификационный номер: 52-401-376 ОП МГ 138) относятся к автомобильным дорогам общего пользования местного значения.

Применительно к изложенным положениям, обязанность по организации по ремонту и содержанию указанной дороги лежит на органе местного самоуправления.

Все приведенные требования являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды, на предупреждение дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

В ходе рассмотрения дела с учетом представленных доказательств установлено, что на момент проверки на указанных отрезках улиц не приняты меры по строительству и обустройству тротуаров, необходим ремонт автомобильных дорог с твердым покрытием, необходимо нанесение горизонтальной дорожной разметки на автомобильные дороги с твердым покрытием.

Данные обстоятельства подтверждаются актом проверки по результатам обследования участков автомобильных дорог (л.д. 22). Административными ответчиками указанные обстоятельства не оспаривались, сведений об обратном суду не представлено. Представителем департамента городского хозяйства представлены в материалы дела акты выполненных работ по выполнению работ – восстановительному ремонту асфастобетонного покрытия по улице Романенко, П. Осминина, 50 лет ВЛКСМ, Ермолаева, Товстухово, Олимпийская, Б. Цемента, 4 Железнодорожная, Запорожская, 15 Рабочая, 25 Рабочая, Харьковская, 1-я Военная, 17 Рабочая, 1 Железнодорожная, на участке дороги по ул. Ермака до ул. Жукова, по Декабристов (л.д. 58-75).

В подтверждение исполнения работ по устранению части выявленных нарушений представлены так же Приказ департамента городского хозяйства № 22 от 22.02.2022 «О внесении изменений в приказ департамента городского хозяйства Администрации города Омска от 30.12.2021 № 237», муниципальное задание на выполнение муниципальных работ города Омска на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов», сведения из Постановление Правительства Омской области от 14.03.2019 от 14.03.2019№ 86-п, протокол заседания комиссии по подведению итогов отбора муниципальных образований Омской области с целью предоставления в 2022, 2023 годах местным бюджетам субсидий из областного бюджета, контракт на выполнение подрядных работ № Ф.2022.000321 от 25.04.2022 (л.д. 124-131).

В силу п. 1 ст. 14 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом (п. 1 ст. 62 КАС РФ).

Между тем, доказательств о принятии мер к устранению всех выявленных прокуратурой нарушений, наличия необходимого обустройства тротуаров, осуществления ремонта автомобильных дорог, нанесение горизонтальной дорожной разметки на указанных участках дорог не представлено.

При таких обстоятельствах требования прокурора Октябрьского АО г. Омска в части непринятия мер по строительству и обустройству тротуаров в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766-2007«Дороги автомобильные общего пользования» на ул. 1-я Индустриальная от строения №4Б до строения №2 по ул. Будеркина, а также на Окружной дороге в районе строения № 17 по ул. Романенко, обязании администрации города Омска, департамента городского хозяйства Администрации города Омска организовать и выполнить работы по ремонту автомобильных дорог с твердым покрытием в границах Октябрьского административного округа г. Омска на всем протяжении улиц 1 -я Железнодорожная, 1-я Индустриальная, 6-я Шинная, 1-я Брянская, 1-я Военная, 4-я Железнодорожная, 5-я Линия, 17-я Рабочая, 25-я Рабочая, 50 лет ВЛКСМ, 75 Гвардейской бригады, В.Товстухо, Ермака, Ермолаева, Запорожская, Олимпийская, П. Осминина, Романенко, Берко Цемента, Харьковская, ул. Барабинской на участке от ООТ Охотничья заимка до Окружной дороги, ул. 15-я Рабочая на участке от ул. Кирова до ул. 1-я Железнодорожная, ул. Б. Хмельницкого от строения № 150 до строения № 186/1, привести состояние дорожного покрытия указанных автомобильных дорог в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения»; обязании Администрации города Омска, департамента городского хозяйства Администрации города Омска организовать и выполнить работы по нанесению горизонтальной дорожной разметки на автомобильные дороги с твердым покрытием в границах Октябрьского административного округа г. Омска на ул. Хабаровская, 15-я Рабочая, Харьковская, 1-я Железнодорожная, 26-я Рабочая, 17-я Рабочая, 1-я Военная, 4-я Транспортная, Запорожская, 25-я Рабочая, 4-я Железнодорожная, Барабинская, Б.Цемента, 3-я Молодежная, Окружная дорога, 6- я Шинная, Будеркина, 3-я Транспортная, Панфилова, Ипподромная, Куйбышева, Маяковского, Ермака, пр-т Космический, 1-я Шинная, Сенной тупик, П.Осминина, 75-й Гвардейской бригады, 50 лет ВЛКСМ, Романенко, Ермолаева, Олимпийская, Пархоменко, М. Берникова, 20 лет РККА, 1-я Индустриальная, 1-я Брянская, 5-я Линия, В. Товстухо, Ермолаева, Потанина; обязании Администрацию города Омска, департамента городского хозяйства Администрации города Омска организовать и выполнить работы по строительству и обустройству тротуаров в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования» на ул. 1-я Индустриальная от строения № 4Б до строения № 2 по ул. Будеркина, а также на Окружной дороге в районе строения № 17 по ул. Романенко, являются обоснованными.

В приведенной связи и с учетом изложенных выше норм закона оснований к возложению указанной в исковом заявлении обязанности на Администрацию г. Омска, у суда не имеется.

При этом суд полагает заслуживающими внимание доводы представителей административных ответчиков о не устранении выявленных нарушений ввиду отсутствия необходимого финансирования и осуществление указанных обязанностей в соответствии с порядком, установленным законом, соблюдение которого обусловлено длительным временным промежутком. В связи с необходимостью соблюдения бюджетного законодательства (порядок и сроки его формирования и утверждения), сроки и порядок проведения аукционов, в целях заключения муниципальных контрактов на выполнение подрядных работ, сезонного вида работ и строительный период, в обоснование чего представлены копия приказа департамента городского хозяйства Администрации г. Омска от 22.02.2022 № 22 о внесении изменений в приказ директора департамента городского хозяйства Администрации г. Омска от 30.12.2021 № 237 «Об утверждении муниципального задания на выполнение муниципальных работ города Омска на 2022 и плановый период 2023 и 2024 годов бюджетного учреждения города Омска «Управление дорожного хозяйства и благоустройства». Изменения представлены в приложении к приказу (л.д. 104, 105-116, 117-123).

Вместе с тем, указанные обстоятельства не являются уважительными причинами при оценке не исполнения возложенных обязанностей.

Положения ст. 31 БК РФ, предусматривают право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств.

Также суд полагает заслуживающими внимание указание представителя ответчика в обоснование ходатайства о необходимости установления срока исполнения решения с учетом видов работ до 15.10.2023, возражая против установления которого представителем административного истца указано на его необоснованность и чрезмерность, учитывая общественную значимость заявленных требований.

Принимая во внимание установленные обстоятельства дела, факт отсутствия обустройства тротуаров, нанесения дорожной разметки, ремонта автомобильных дорог с твердым покрытием на участках дорог местного значения, суд приходит к выводу об обоснованности заявленного административного иска, наличия оснований для возложения на департамент городского хозяйства администрации г. Омска обязанности выполнять мероприятия по строительству и обустройству тротуаров в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766-2007«Дороги автомобильные общего пользования» на ул. 1-я Индустриальная от строения №4Б до строения №2 по ул. Будеркина, а также на Окружной дороге в районе строения № 17 по ул. Романенко, организации и выполнении работы по ремонту автомобильных дорог с твердым покрытием в границах Октябрьского административного округа г. Омска на всем протяжении улиц 1 -я Железнодорожная, 1-я Индустриальная, 6-я Шинная, 1-я Брянская, 1-я Военная, 4-я Железнодорожная, 5-я Линия, 17-я Рабочая, 25-я Рабочая, 50 лет ВЛКСМ, 75 Гвардейской бригады, В.Товстухо, Ермака, Ермолаева, Запорожская, Олимпийская, П. Осминина, Романенко, Берко Цемента, Харьковская, ул. Барабинской на участке от ООТ Охотничья заимка до Окружной дороги, ул. 15-я Рабочая на участке от ул. Кирова до ул. 1-я Железнодорожная, ул. Б. Хмельницкого от строения № 150 до строения № 186/1, привести состояние дорожного покрытия указанных автомобильных дорог в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», - по организации и выполнению работы по нанесению горизонтальной дорожной разметки на автомобильные дороги с твердым покрытием в границах Октябрьского административного округа г. Омска на ул. Хабаровская, 15-я Рабочая, Харьковская, 1-я Железнодорожная, 26-я Рабочая, 17-я Рабочая, 1-я Военная, 4-я Транспортная, Запорожская, 25-я Рабочая, 4-я Железнодорожная, Барабинская, Б.Цемента, 3-я Молодежная, Окружная дорога, 6- я Шинная, Будеркина, 3-я Транспортная, Панфилова, Ипподромная, Куйбышева, Маяковского, Ермака, пр-т Космический, 1-я Шинная, Сенной тупик, П.Осминина, 75-й Гвардейской бригады, 50 лет ВЛКСМ, Романенко, Ермолаева, Олимпийская, Пархоменко, М. Берникова, 20 лет РККА, 1-я Индустриальная, 1-я Брянская, 5-я Линия, В. Товстухо, Ермолаева, Потанина, по организации и выполнению работы по строительству и обустройству тротуаров в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования» на ул. 1-я Индустриальная от строения № 4Б до строения № 2 по ул. Будеркина, а также на Окружной дороге в районе строения № 17 по ул. Романенко, являются обоснованными в срок до 01 июня 2023 года.

Судебные расходы суд не распределяет, поскольку лица, участвующие в деле, от их уплаты в силу закона освобождены.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

Обязать департамент городского хозяйства Администрации города Омска в виде проведения работ по строительству и обустройству тротуаров в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766-2007«Дороги автомобильные общего пользования» на ул. 1-я Индустриальная от строения №4Б до строения №2 по ул. Будеркина, а также на Окружной дороге в районе строения № 17 по ул. Романенко в срок до 01 июня 2023 года.

Обязать департамент городского хозяйства Администрации города Омска организовать и выполнить работы по ремонту автомобильных дорог с твердым покрытием в границах Октябрьского административного округа г. Омска на всем протяжении улиц 1 -я Железнодорожная, 1-я Индустриальная, 6-я Шинная, 1-я Брянская, 1-я Военная, 4-я Железнодорожная, 5-я Линия, 17-я Рабочая, 25-я Рабочая, 50 лет ВЛКСМ, 75 Гвардейской бригады, В.Товстухо, Ермака, Ермолаева, Запорожская, Олимпийская, П. Осминина, Романенко, Берко Цемента, Харьковская, ул. Барабинской на участке от ООТ Охотничья заимка до Окружной дороги, ул. 15-я Рабочая на участке от ул. Кирова до ул. 1-я Железнодорожная, ул. Б. Хмельницкого от строения № 150 до строения № 186/1, привести состояние дорожного покрытия указанных автомобильных дорог в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» в срок до 01 июня 2023 года.

Обязать департамент городского хозяйства Администрации города Омска организовать и выполнить работы по нанесению горизонтальной дорожной разметки на автомобильные дороги с твердым покрытием в границах Октябрьского административного округа г. Омска на ул. Хабаровская, 15-я Рабочая, Харьковская, 1-я Железнодорожная, 26-я Рабочая, 17-я Рабочая, 1-я Военная, 4-я Транспортная, Запорожская, 25-я Рабочая, 4-я Железнодорожная, Барабинская, Б.Цемента, 3-я Молодежная, Окружная дорога, 6- я Шинная, Будеркина, 3-я Транспортная, Панфилова, Ипподромная, Куйбышева, Маяковского, Ермака, пр-т Космический, 1-я Шинная, Сенной тупик, П.Осминина, 75-й Гвардейской бригады, 50 лет ВЛКСМ, Романенко, Ермолаева, Олимпийская, Пархоменко, М. Берникова, 20 лет РККА, 1-я Индустриальная, 1-я Брянская, 5-я Линия, В. Товстухо, Ермолаева, Потанина в срок до 01 июня 2023 года.

Обязать департамент городского хозяйства Администрации города Омска организовать и выполнить работы по строительству и обустройству тротуаров в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования» на ул. 1-я Индустриальная от строения № 4Б до строения № 2 по ул. Будеркина, а также на Окружной дороге в районе строения № 17 по ул. Романенко в срок до 01 июня 2023 года.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение месяца со дня вынесения судом решения в окончательной форме через Центральный районный суд г. Омска.

Председательствующий судья О.Г. Покричук

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.