ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2850/2022 от 21.07.2022 Центрального районного суда г. Омска (Омская область)

Дело № 2а-2850/2022

55RS0007-01-2022-003901-35

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 июля 2022 года город Омск

Центральный районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Покричук О.Г. при секретаре судебного заседания ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Центрального административного округа г. Омска к Администрации г. Омска, департаменту городского хозяйства Администрации города Омска о признании незаконным бездействия в части непринятия мер по устранению выявленных нарушений; возложении обязанности организовать и выполнить работы по отводу поверхностных и талых ливневых вод, по обустройству пешеходных тротуаров, по устранению выбоин в асфальтобетонных покрытиях дорожного полотна,

установил:

прокурор Центрального административного округа г. Омска обратился в суд с административным иском к Администрации города Омска, департаменту городского хозяйства Администрации города Омска о признании незаконным бездействия в части непринятия мер по устранению выявленных нарушений; возложении обязанности организовать и выполнить работы по отводу поверхностных и талых ливневых вод, по обустройству пешеходных тротуаров, по устранению выбоин в асфальтобетонных покрытиях дорожного полотна.

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Центрального административного округа г. Омска с привлечением государственного инспектора ОГИБДД УМВД России по г. Омска проведена проверка в части соблюдения требований законодательства о безопасности дорожного движения, содержания улично-дорожной сети на территории Центрального административного округа г. Омска.

11.11.2021 совместно с представителями БУ г. Омска «Управление дорожного хозяйства и благоустройства», ООО «СтройТраст» в присутствии жителей многоквартирного дома по адресу: г. Омск, ул. 4-я Дачная, д. 13, проведен осмотр, в ходе которого установлено, что в настоящее время отвод талых и дождевых вод вблизи указанного дома обеспечен не в полном объеме, требуется установка дополнительных решеток, обеспечивающих прием талых и дождевых вод.

15.11.2021 прокуратурой Центрального района г. Омска в адрес департамента городского хозяйства Администрации г. Омска внесено представление.

15.11.2021 прокуратурой Центрального района г. Омска в адрес департамента городского хозяйства Администрации г. Омска внесено представление.

Кроме того, в результате обследования улично-дорожной сети установлено, что по ул. 26-я Северная в г. Омске на участке от ул. Орджоникидзе до ул. Красноярский тракт по четной стороне, по ул. Краснофлотская на участке от ул. Щетинкина до ул. Сенная по четной стороне не обустроены тротуары. Так же в ходе совместной выездной проверки по обращению ФИО12. от 28.04.2022 с участием ОГИБДД УМВД России по г. Омску установлено, что на территории г. Омска в дорожном покрытии проезжей части улицы 27-я Северная имеются выбоины, просадки, превышающее предельные размеры допустимые ГОСТ Р 50597-2017, а именно: по ул. 27-я Северная на участке от ул. 1-я Амурская до ул. 7-я Амурская имеются выбоины размером 185x75x12 см, 100x5 Ох 13 см, 110x70x10 см, 55x70x5 см, 60x70x8 см, 90x100x10 см, 135x200x15 см, 45x50x7 см, 80x60x10 см, 70x40x5 см.

Ссылаясь на положения пп. 4.5.1 - 4.5.3 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденный Приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 № 270-ст, ГОСТ Р 52398 «Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования», Приказа Минтранса России от 16.11.2012 № 402 об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, ГОСТ Р 50597-2017 «Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» административный истец настаивает на том, что неисполнение органом местного самоуправления возложенных функций нарушает права неопределенного круга лиц.

Учитывая изложенное, административный истец в уточненном административном исковом заявлении просит суд признать незаконным бездействие Администрации г. Омска, департамента городского хозяйства Администрации г. Омска по не устранению выявленных нарушений; обязать Администрацию г. Омска, департамент городского хозяйства Администрации г. Омска принять меры по отводу поверхностных, талых и ливневых вод по ул. 2-я Кольцевая в районе дома № 13 по улице 4-я Дачная в г. Омске; обязать Администрацию г. Омска, департамент городского хозяйства Администрации г. Омска принять меры к обустройству пешеходных тротуаров по ул. 26-я Северная в г. Омске на участке от ул. Орджоникидзе до ул. Красноярский тракт по четной стороне, по ул. Краснофлотская в г. Омске на участке от ул. Щетинкина до ул. Сенная по четной стороне; обязать Администрацию города Омска, департамент городского хозяйства Администрации г. Омска устранить выбоины в асфальтобетонном покрытии дорожного полотна по ул. 27-я Северная в г. Омске на участке от ул. 1-я Амурская до ул. 7-я Амурская размером 185x75x12 см,100x50x13 см, 110x70x10 см, 55x70х5 см, 60x70x8 см, 90x100x10 см, 135x200x15 см, 45x50x7 см, 80x60x10 см, 70x40x5 см.

Определением суда в качестве административного ответчика к участию в деле был привлечен департамент строительства Администрации города Омска.

В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора ФИО13. поддержала уточненное исковое заявление по изложенным в нем доводам, настаивала на удовлетворении заявленных требований. Вопрос по сроку исполнения возлагаемых обязанностей оставила на усмотрение суда.

Представитель административного ответчика департамента городского хозяйства Администрации г. Омска ФИО14 действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований в части признания незаконным бездействия по доводам, изложенным в письменных возражениях (л.д. 89-93). В части компетенции департамента указала, что в соответствии с Положением о департаменте городского хозяйства Администрации города Омска, утвержденного Решением Омского городского Совета от 28.09.2011 № 443, департамент в сфере дорожного хозяйства - организует проведение работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог местного значения и искусственных дорожных сооружений автомобильных дорог местного значения в границах города Омска. Для осуществления данной деятельности создано БУ города Омска «Управление дорожного хозяйства и благоустройства» целью деятельности, которого является выполнение муниципальной работы по содержанию и ремонту автомобильных дорог в границах городских округов. Муниципальные работы выполняются в соответствии с муниципальным заданием, выданным учредителем, в лице департамента городского хозяйства Администрации города Омска, в пределах выделенных денежных средств. При этом, что после проведенных необходимых работ по ремонту ливневой канализации на ул. 2-й Кольцевой прием ливневых вод с автомобильной дороги осуществляется в полном объеме. Обращений по вопросу подтопления данного участка дороги в департамент в 2022 году не поступало. Относительно вопроса по обустройству пешеходных тротуаров с учетом ограниченности бюджетных средств и наличия значительного количества приоритетных объектов, включенных в Перечень тротуаров на 2022, обустройство тротуаров по улицам 26-й Северной, на участке от улицы Щетинкина до улицы Сенной, не представилось возможным. Возможность выполнения работ будет рассмотрена в последующие годы. Работы по устранению выбоин в асфальтобетонном покрытии дорожного полотна по ул. 27-й Северной (от ул. 8-й Амурской до улицы Красный Пахарь) планируется провести до 01.08.2022. С учетом выше изложенного, а так же в связи с необходимостью соблюдения бюджетного законодательства в случае удовлетворения заявленных требований просят установить срок исполнения до 15.10.2022 (л.д. 89-93).

Представитель административного ответчика Администрации г. Омска участия в судебном заседании не принимала, о времени и месте рассмотрения дела извещены (л.д. 165). В материалы дела представлены письменные возражения, согласно которых административный ответчик возражает против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на тот факт, что свои полномочия администрация города реализует через структурные подразделения, в том числе через департамент городского хозяйства Администрации города Омска, полагала необходимым при рассмотрении вопроса об обязании принять меры по отводу поверхностных, талых и ливневых вод по ул. 4-я Дачная в г. Омске, принятия мер к обустройству пешеходных тротуаров на ул. 26-я Северная в г. Омске на участке от ул. Орджоникидзе до ул. Красноярский тракт по четной стороне, по ул. Краснофлотская в г. Омске на участке от ул. Щетинкина до ул. Сенная по четной стороне, устранению выбоин в асфальтобетонном покрытии дорожного полотна по ул. 27-я Северная в г. Омске на участке от ул. 1-я Амурская до ул. 7-я Амурская размером 185x75x12 см,100x50x13 см, 110x70x10 см, 55x70х5 см, 60x70x8 см, 90x100x10 см, 135x200x15 см, 45x50x7 см, 80x60x10 см, 70x40x5 см, учесть сроки, установленные законодательством, в рамках которых структурное подразделение сможет осуществить выполнение определенных судом мероприятий (л.д. 156-161).

Представитель административного ответчика департамента строительства Администрации города Омска ФИО15 действующая на основании доверенности, возражала относительно заявленных требований, пояснив, что строительство новых объектов ливневой канализации и пешеходных тротуаров не требуется, в связи, с чем изложенные в административном исковом заявлении требования по проведению необходимых работ могут быть исполнены силами департамента городского хозяйства Администрации города Омска.

Представитель заинтересованного лица БУ г. Омска «Управление дорожного хозяйства и благоустройства» ФИО16 действующая на основании доверенности, в судебном заседании поддержала позицию административного ответчика департамента городского хозяйства Администрации города Омска.

В судебном заседании представители заинтересованных лиц ОГИБДД УМВД России по г. Омску, УМВД России по г. Омску, ООО «СтройТраст» участия не принимали, о времени и месте рассмотрения дела извещены (л.д 166-168), явка представителей в суд не обеспечена, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлено. Представитель заинтересованного лица ООО «СтройТраст» ФИО17., действующая на основании доверенности, ранее при участии в судебном заседании возражений относительно заявленных требований не выражала. Вместе с тем, указала, что ранее ООО «СтройТраст» осуществляло выполнение работ по ремонту участков дорожно-транспортной сети города Омска в рамках контракта, в том числе по улице 2-я Колецева примыкающей к ул. 4-я Дачная, все работы были выполнены в полном объеме, составлен акт выполненных работ, в подтверждении чего были приложены документы.

Принимая во внимание имеющиеся в деле сведения об извещении лиц, участвующих в деле, отсутствие ходатайств об отложении рассмотрения дела, с учетом мнения явившихся в судебное заседание лиц, суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Информация о принятии административного искового заявления к производству, о времени и месте судебного заседания размещена судом на официальном сайте Центрального районного суда г. Омска в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в порядке, предусмотренном ч. 7 ст. 96 КАС РФ.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, письменные возражения на административное исковое заявление и письменные пояснения, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

В силу ст. 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно п. 4 ст. 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из материалов дела следует, что прокуратурой Центрального административного округа города Омска проведена проверка с привлечением специалистов отделения дорожного надзора ОГИБДД УМВД России по г. Омску по вопросу соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения, содержания улично-дорожной сети на территории Центрального административного округа города Омска.

11.11.2021 совместно с представителями БУ г. Омска «Управление дорожного хозяйства и благоустройства», ООО «СтройТраст» в присутствии жителей многоквартирного дома по адресу: проведен осмотр, в ходе которого установлено, что отвод талых и дождевых вод вблизи указанного дома обеспечен не в полном объеме, требуется установка дополнительных решеток, обеспечивающих прием талых и дождевых вод.

15.11.2021 прокуратурой ЦАО г. Омска в результате обследования улично-дорожной сети, в ходе проведенной проверки по соблюдению требований законодательства в адрес департамента городского хозяйства Администрации г. Омска внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства (л.д. 8-10).

По результатам рассмотрения внесенного представления, департаментом городского хозяйства Администрации г. Омска направлен ответ от 15.12.2021, в котором указано, что ремонт автомобильной дороги по улице 2-й Кольцевой, на участке от улицы 2-й Дачной до улицы Березовой, выполнен в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» подрядной организацией ООО «СтройТраст» с полной заменой асфальтобетонного покрытия, с соблюдением уклонов в направлении газонной части данной улицы. Гарантийный срок на ремонт данной автомобильной дороги составляет 4 года, заказчиком на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог в рамках национального проекта, в том числе по улице 2-й Кольцевой, является бюджетное учреждение города Омска города Омска «Управление дорожного хозяйства и благоустройства». В августе 2021 года проведен комиссионный объезд автомобильной дороги по улице 2-й Кольцевой, по результатам которого бюджетным учреждением ООО «СтройТраст» было выдано уведомление о восстановлении ливневой канализации вблизи указанного многоквартирного дома, так как работы были выполнены некачественно и не в полном объеме. Данные замечания устранены в сентябре 2021 года. В целях проверки работоспособности ливневой канализации по улицы 2-й Кольцевой, вблизи многоквартирного дома 13 по улице 4-й Дачной, в сентябре 2021 года бюджетным учреждением с применением поливочной машины была выполнена проливка автомобильной дороги вблизи указанного многоквартирного дома. В ходе проведения указанных мероприятий установлено, что прием ливневых вод с автомобильной дороги осуществляется в полном объеме. В весенний период 2022 года будет проведено дополнительное обследование автомобильной дороги по улице 2-й Кольцевой вблизи многоквартирного дома 13 по улице 4-й Дачной, на предмет работоспособности ливневой канализации на указанном участке. При выявлении замечаний в части водоотведения по улице 2-й Кольцевой, в том числе вблизи многоквартирного дома 13 по улице 4-й Дачной, подрядной организацией ООО «СтройТраст» будут проведены дополнительные мероприятия по организации водоотведения на указанном участке (л.д. 11-12).

06.05.2022 старшим государственным инспектором ОГИБДД УМВД России по городу Омску проведено обследование состояния тротуаров по ул. 26-я Северная и ул. Краснофлотская. В результате чего установлено отсутствие тротуаров на следующих объектах: ул. 26-я Северная на участке от ул. Орджоникидзе до ул. Красноярский тракт (имеется возможность обустроить тротуар по четной стороне улицы 26-я Северная); ул. Краснофлотская на участке от ул. Щетинкина до ул. Сенная (имеется возможность обустроить тротуар по четной стороне улицы Краснофлотская) (л.д. 19).

06.05.2022 в ходе совместной выездной проверки по обращению ФИО18. от 28.04.2022 представителя прокуратуры Центрального административного округа города Омска с участием ОГИБДД УМВД России по г. Омску установлено, что на территории г. Омска в дорожном покрытии проезжей части улицы 27-я Северная имеются выбоины, просадки, превышающие предельные размеры допустимые ГОСТ Р 50597-2017, а именно: по ул. 27-я Северная на участке от ул. 1-я Амурская до ул. 7-я Амурская имеются выбоины размером 185x75x12 см, 100x50х 13 см, 110x70x10 см, 55x70x5 см, 60x70x8 см, 90x100x10 см, 135x200x15 см, 45x50x7 см, 80x60x10 см, 70x40x5 см.

Сведений об исполнении требований прокурора в полном объеме в материалах дела не имеется.

Принимая во внимание, что дальнейшее бездействие административных ответчиков нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, прокурор в порядке ст. 39 КАС РФ обратился в суд с заявленными требованиями, разрешая которые, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» одной из задач данного закона является обеспечение охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

Основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения (ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ.

В соответствии с п. 11 ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федераций и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ) автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Пунктом 1 ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ от 08.11.2007 «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» предусмотрено, что автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружений, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Кроме того п.п. 3, 5 ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ от 08.11.2007 закреплены понятия: искусственные дорожные сооружения - сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона (зимники, мосты, переправы по льду, путепроводы, трубопроводы, тоннели, эстакады, подобные сооружения); элементы обустройства автомобильных дорог - сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры, устройства для регулирования дорожного движения, работающие в автоматическом режиме специальные технические средства, имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения, сохранности автомобильных дорог и сбора платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса.

На основании п. 11 ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.

К собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог (п. 9 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ).

В силу ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ, содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог. Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Пунктом 6 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ закона установлено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.

Аналогичные положения содержат п.п. 3, 5 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Согласно ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», безопасность дорожного движения представляет собой состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения рассматривается как деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

Статьей 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ предусмотрено, что ремонт и содержание дорог территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

Таким образом, обязанность по ремонту и содержанию дорог, находящихся в муниципальной казне, лежит на органах местного самоуправления, которые в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.

В соответствии с ч. 3 ст. 8, п. 5 ч. 1 ст. 9, ст. 22 Устава города Омска, утвержденного решением Омского городского Совета от 20.09.1995 № 92, Администрация г. Омска является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления г. Омска, осуществляющим реализацию Решений Омского городского Совета и правовых актов Администрации города Омска. К вопросам местного значения муниципального образования город Омск относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Омска и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах города Омска, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с постановлением Омского городского Совета от 10.12.2008 № 603 «Об утверждении структуры Администрации города Омска» в структуру администрации г. Омска входят соответствующие департаменты, в том числе департамент городского хозяйства Администрации г. Омска.

Согласно п. 1 Положения о департаменте городского хозяйства Администрации г. Омска, утвержденного решением Омского городского Совета от 28.09.2011 № 443 (далее - Положение), департамент городского хозяйства Администрации г. Омска является структурным подразделением Администрации г. Омска.

Департамент руководствуется в своей деятельности федеральным и областным законодательством, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления г. Омска и данным Положением.

В соответствии с пп. 3, 5 п. 17 раздела II Положения к основным задачам департамента относится: контроль за ремонтом и содержанием автомобильных дорог местного значения в пределах компетенции департамента и организация ремонта и содержания автомобильных дорог местного значения и искусственных дорожных сооружений автомобильных дорог местного значения в границах города Омска.

Согласно пп. 6 п. 18 решения Омского городского Совета от 28.09.201.1 № 443 «О департаменте городского хозяйства Администрации города Омска», организация разработки и реализации мероприятий по обеспечению стабильной работы ливневой канализации, обеспечению водоотвода талых и ливневых вод с дорог и территорий общего пользования, организация проведения работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог местного значения и искусственных дорожных сооружений автомобильных дорог местного значения в границах г. Омска относится к компетенции департамента городского хозяйства Администрации г. Омска.

В соответствии с п. 1, 2 Положения о департаменте строительства Администрации города Омска, утвержденного решением Омского городского Совета № 416 от 29.06.2011 «О департаменте строительства Администрации города Омска» департамент строительства Администрации города Омска является структурным подразделением Администрации города Омска. Департамент подчинен и подотчетен Мэру города Омска.

Департамент руководствуется в своей деятельности законодательством Российской Федерации, законами Омской области, муниципальными правовыми актами города Омска, настоящим Положением.

В соответствии с п. 17 к основным задачам департамента относятся Основными целями деятельности департамента являются: планирование и осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд города Омска в пределах своей компетенции; разработка предложений по участию Администрации города Омска в региональных и федеральных программах в области строительства; разработка и участие в реализации муниципальных программ города Омска в пределах своей компетенции; разработка и реализация мероприятий по снижению затрат на строительство в городе Омске, внедрению новых прогрессивных технологий в области строительства и производства строительных материалов в пределах своей компетенции; регулирование вопросов взаимодействия субъектов строительной деятельности на территории города Омска в пределах своей компетенции; организация строительства, реконструкции объектов капитального строительства, заказчиком которых выступает департамент; создание в пределах своей компетенции условий для безопасной эксплуатации зданий, сооружений.

В приведенной связи, обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог и улиц при содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам является обязанностью департамента строительства Администрации города Омска.

Согласно Постановлению Администрации г. Омска № 364-п от 30.06.2020 «Об утверждении перечня мероприятий по водоотведению и водопонижению на территории города Омска до 2022 года», в наименовании мероприятий: обустройство водопропускных труб и водопропускных лотков, ответственным исполнителем является департамент городского хозяйства Администрации г. Омска.

Согласно указанного Постановления Администрации г. Омска в наименовании мероприятий: разработка проектно-сметной документации; строительство ливневой канализации и очистных сооружений ответственным исполнителем является департамент строительства Администрации г. Омска.

Требования «ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 № 270-с, распространяется на элементы обустройства автомобильных дорог общего пользования, предназначенные для повышения удобства и безопасности дорожного движения. Стандарт устанавливает основные параметры и технические требования к элементам обустройства автомобильных дорог.

Согласно п. 4.5.1.1. и п. 4.5.1.3. ГОСТ Р 52766-2007, тротуары следует устраивать в пределах населенных пунктов на автомобильных дорогах I-III категорий, IV и V категорий с твердым покрытием.

Тротуары или пешеходные дорожки устраивают, в том числе на подходах к пешеходному переходу не менее 50 м., а также к остановочным пунктам маршрутных транспортных средств. Пешеходные дорожки должны соответствовать требованиям настоящего стандарта и ГОСТ 33150. Тротуары располагаются с обеих сторон дороги, а при односторонней застройке - с одной стороны.

Приказом Минтранса России от 16.11.2012 № 402 утверждена Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, которая устанавливает состав и виды дорожных работ (капитальный ремонт, ремонт и содержание), которыми следует руководствоваться при планировании объемов этих работ. Согласно пп. в п. 2 ст. 6 Классификации в работы по содержанию автомобильных дорог входит, в том числе устранение деформаций и повреждений (заделка выбоин, просадок, шелушения, выкрашивания и других дефектов) покрытий, исправление кромок покрытий, устранение повреждений бордюров, заливка трещин на асфальтобетонных и цементобетонных покрытиях, восстановление и заполнение деформационных швов. В соответствии с пп. 2 п. 3 Классификации при капитальном ремонте по дорожным одеждам проводятся, в том числе, работы по ликвидации колей глубиной более 50 мм с заменой верхних слоев дорожной одежды методами фрезерования или регенерации на ширину полос наката или на всю ширину покрытия с укладкой одного или нескольких слоев асфальтобетона. В силу пп. 2 п. 5 Классификации при ремонте по дорожным одеждам проводятся, в том числе работы по ликвидации колей глубиной до 50 мм и других неровностей методами фрезерования, термопрофилирования или холодной регенерации старых конструктивных слоев с добавлением органических и неорганических материалов и укладкой нового слоя покрытия или поверхностной обработки, защитного слоя.

Согласно п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений.

Согласно Перечню автомобильных дорог общего пользования местного значения, утвержденному решением Омского городского Совета от 18.07.2018 № 74, ул. 2-я Кольцевая (идентификационный номер 52-401-382 ОП МГ 469), ул. 4-я Дачная (идентификационный номер 52-401-382 ОП МГ 327), ул. 26-я Северная (идентификационный номер: 52-401-380 ОП МГ 306), ул. Краснофлотская (идентификационный номер: 52-401-382 ОП МГ 067), ул. 27-я северная (идентификационный номер 52-401-382 ОП МГ 080) относятся к автомобильным дорогам общего пользования местного значения.

Применительно к изложенным положениям, обязанность по организации по ремонту и содержанию указанных дорог лежит на органе местного самоуправления.

В соответствии с п. 3.34 «СП 34.13330.2021. Свод правил. Автомобильные дороги. СНиП 2.05.02-85», утвержденный Приказом Минстроя России от 09.02.2021 № 53/пр (далее - СП 34.13330.2021), поверхностный водоотвод: устройства, предназначенные для отвода воды с поверхности дороги; дренажные устройства, служащие для отвода воды с поверхности земляного полотна. На основании п. 7.59 СП 34.13330.2021 для предохранения земляного полотна от переувлажнения поверхностными водами и размыва, а также для обеспечения производства работ по сооружению земляного полотна предусматривают системы поверхностного водоотвода (планировку территории, устройство канав, лотков, быстротоков, испарительных бассейнов, поглощающих колодцев и т.д.).

Кроме того, п. 7.1.10 СНиП 2.04.03-85 Канализация. Наружные сети и сооружения. «СП 32.13330.2012» на территории городских и сельских поселений, промышленных предприятий следует предусматривать закрытые системы отведения поверхностных сточных вод. При этом отведение по открытой системе водостоков с применением лотков, канав, кюветов, оврагов, ручьев и малых рек допускается для селитебных территорий с малоэтажной индивидуальной застройкой поселков в сельской местности, а также парковой территорией с устройством мостов или труб на пересечении с дорогами.

Согласно п. 13.2 технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (ТР ТС 014/2011), утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 № 827 «О принятии технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» водоотвод с проезжей части должен находиться в состоянии, исключающем застой воды на покрытии и обочинах.

Как установлено в ходе рассмотрения настоящего дела решением Центрального районного суда г. Омска № 2-1460/2017 от 04.05.2017 заявленные исковые требования Раздымаха Г.Н. к Администрации города Омска, департаменту городского хозяйства Администрации города Омска, департаменту строительства Администрации города Омска о возложении обязанности по устройству ливневой канализации были удовлетворены частично, на Администрацию города Омска возложена обязанность принять меры по отводу поверхностных талых и ливневых вод по ул. 4 Дачная в районе дома № 11 в г. Омске в соответствии с требованиями действующего законодательства (л.д. 26-30).

12.06.2017 апелляционным определением Омского областного суда № 33-4671/2017 решение Центрального районного суда города Омска от 04.05.2017 оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения (л.д. 31-35).

06.05.2022 Кайдаловой А.Н. в рамках прокурорской проверки были даны объяснения по существу заданных вопросов. Из представленной в материалы настоящего дела копии отобранных объяснений Кайдаловой А.Н., проживающей по адресу: г. Омск, ул. 4-я Дачная, д. 13, кв. 55, указанное выше решение Центрального районного суда города Омска фактически исполнено в 2017 году. Однако, в дальнейшем в 2021 году при проведении ремонта дороги по ул. 2-я Кольцевая в г. Омске была обустроена новая ливневая канализация в количестве двух решеток длиной около 60 см каждая. Данные решетки ливневой канализации не справляются с потоком талых, поверхностных, ливневых вод, не обеспечивают их отведение. Работы по обустройству новой ливневой канализации выполнялись на основании муниципального контракта от 19.03.2021, заключенного между БУ г. Омска «Управление дорожного хозяйства и благоустройства» и ООО «СтройТраст» на выполнение работ по ремонту следующих участков дорожно-транспортной сети города Омска: ул. 2-я Дачная, ул. 2-я Кольцевая, ул. Спортивная, ул. Волховстроя, ул. Загородная, ул. Аграрная (л.д. 23-24).

Изложенные в объяснениях обстоятельства согласуются с пояснениями представителя административного ответчика департамента городского хозяйства Администрации г. Омска. Стороной административного ответчика указано на тот факт, что ремонт автомобильной дороги по ул. 2-й Кольцевой, на участке от улицы 2-й Дачной до ул. Березовой, выполнен в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» подрядной организацией ООО «СтройТраст» с полной заменой асфальтобетонного покрытия, с соблюдением уклонов в направлении газонной части данной улицы. Гарантийный срок на ремонта данной автомобильной дороги составляет 4 года. При этом заказчиком на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог в рамках проекта, в том по улице 2-й Кольцевой, является бюджетное учреждение города Омска «Управление дорожного хозяйства и благоустройства». В соответствии с приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16.11.2012 № 402 «Об утверждении классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог» в рамках проекта проводятся работы по замене изношенных звеньев прикромочных и телескопических лотков, дренажей, водоотводных канав, быстротоков, водобойных колодцев, перепадов, элементов подводящих и отводящих русел у водопропускных труб, элементов ливневой канализации и других изношенных элементов системы водоотвода.

В подтверждение приведенных доводов представлены копии контракта на выполнение подрядных работ № Ф.2021.000054 от 19.03.2021 (л.д. 106-114), локально сметный расчет (локальная смета) на ремонт автомобильных дорог в городе Омске: ул. 2-я Кольцевая (от ПКО+00 до ПК1+030) (л.д. 115-130) и акт приемки выполненных работ по ремонту участка дорожно-транспортной сети г. Омска: ул. 2-я Кольцевая (от ПКО+00 до ПК1+030) от 16.12.2021 (л.д. 131-144).

В судебном заседании представитель административного ответчика департамента городского хозяйства Администрации г. Омска настаивала на исправности ливневой канализации на участке дороги по ул. 2-я Кольцевая в районе дома № 13 по ул. 4-я Дачная в г. Омске, ссылаясь на тот факт, что в августе 2021 года был проведен комиссионный объезд автомобильной дороги по улице Кольцевой и по его результатам бюджетным учреждением в адрес ООО «СтройТраст» было выдано уведомление о восстановлении ливневой канализации вблизи указанного многоквартирного дома, так как ранее работы были выполнены некачественно и не в полном объеме. Данные замечания были устранены в сентябре 2021 года. В сентябре 2021 и в весенний период 2022 года силами административного ответчика была проведена проверка работоспособности ливневой канализации на спорном участке дороги. Недостатков не выявлено. Административный ответчик обращает внимание на отсутствие обращений к нему по вопросу подтопления указанного участка дороги в 2022 году, представляя в подтверждение своей позиции копии межведомственной переписки с приложенными к ней фотоматериалами с места проведения работы ливневой канализации и копии ответов на обращения граждан (л.д. 173-217).

Вместе с тем, обратное следует из обращений жителей многоквартирного дома в органы прокуратуры города, в которых указано на нарушения и отсутствие предпринятых мер по отводу поверхностных, талых и ливневых вод по ул. 2-я Кольцевая в районе дома № 13 по ул. 4-я Дачная, а также – из акта комиссионного обследования от 11.11.2021 (л.д. 20, 21-22, 25).

В ходе судебного разбирательства установлено, что сотрудниками ОГИБДД УМВД России по городу Омску 06.05.2022 выявлено отсутствие тротуаров: на ул. 26-я Северная на участке от ул. Орджоникидзе до ул. Красноярский тракт при наличии возможности обустроить тротуар по четной стороне улицы 26-я Северная; по ул. Краснофлотская на участке от ул. Щетинская до ул. Сенная, где так же имеется возможность обустроить тротуар по четной стороне улицы Краснофлотская. О чём был составлен акт обследования состояния улично-дорожной сети г. Омска (л.д. 19).

Требования о необходимости обустройства тротуаров по улице 26-я Северная в г. Омске на участке от ул. Орджоникидзе до ул. Красноярский тракт по четной стороне, по ул. Краснофлотская на участке от ул. Щетинкина до ул. Сенная по четной стороне улицы административными ответчиками не опровергались. При этом суд находит необходимым принять во внимание доводы представителя административного ответчика департамента городского хозяйства Администрации города Омска относительно наличия существующего перечня тротуаров, подлежащих ремонту и обустройству в 2022 году исходя из перечня имеющихся на исполнении решений судов, необходимость обустройства подходов вблизи образовательных учреждений с учетом ограниченного количества ассигнований на данные цели и необходимости исполнения пункта 2 перечня поручений Президента Российской Федерации от 20.02.2015 № Пр-287.

В ходе рассмотрения дела установлено, что сотрудниками Госавтоинспекции от 06.05.2022 проведено обследование состояния улично-дорожной сети г. Омска с использованием рейки дорожной универсальной РДУ-Андор и рулетки измерительной Р5УЗК, в результате чего обнаружено, что ул. 27-я Северная на участке от ул. 1-я Амурская до ул. 7-я Амурская имеет выбоины размером 185x75x12 см,100x50x13 см, 110x70x10 см, 55x70х5 см, 60x70x8 см, 90x100x10 см, 135x200x15 см, 45x50x7 см, 80x60x10 см, 70x40x5 см (л.д. 14).

На основании вышеизложенного, с учетом имеющейся обязанности органов местного самоуправления по осуществлению ремонта и содержания дорог, находящихся в муниципальной казне, суд полагает не достаточным указание стороны административного ответчика относительно планируемого завершения работ по устранению выбоин на асфальтобетонном покрытии дорожного полотна по ул. 27-й Северной от ул. 8-й Амурской до улицы Красный Пахарь. Доказательств устранения нарушений в полном объеме суду не представлено.

Выявленные и установленные недостатки на участках улично-дорожной сети и своевременное неисполнение административными ответчиками указанного в административном исковом заявлении содержания являются одной из причин ухудшения обстановки в сфере безопасности движения, охраны прав и свобод граждан, бездействие органов местного самоуправления нарушает права граждан, создает угрозу безопасности их жизни и здоровья.

Все приведенные выше требования являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды, на предупреждение дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

В ходе рассмотрения дела с учетом представленных доказательств установлено, что на момент проверки на указанных отрезках улиц отсутствуют исправное водоотведение, обеспечивающее в полном объеме отвод ливневых и талых вод, тротуары и соответствующее нормам ровное асфальтобетонное покрытие дороги.

Данные обстоятельства подтверждаются актами обследования улично-дорожной сети г. Омска (л.д. 14, 19, 25), фотоматериалами с мест осмотра (л.д. 15-18), сведениями межведомственной переписки (л.д. 20, 21-22, 23-24). Административными ответчиками указанные обстоятельства не оспаривались, сведений об обратном суду не представлено.

Учитывая приведенные выше положения и установленные по делу обстоятельства, правовых оснований для возложения заявленной в иске обязанности по устранению нарушений на Администрацию г. Омска и ее структурное подразделение департамент строительства Администрации г. Омска, не установлено.

Устранение изложенных в уточненном исковом заявлении нарушений в части содержания дорог входит в полномочия департамента городского хозяйства Администрации г. Омска.

Представленные в материалы дела сведения о показателях муниципального задания на 2022 и плановый 2023 и 2024 годов бюджетного учреждения города Омска «Управление дорожного хозяйства и благоустройства», а так же указание на то, что адресный перечень по обустройству тротуаров, подлежащих установке в 2022 будет сформирован в пределах бюджетных ассигнований, определенных на указанные цели в соответствии с первоочередными задачами, как то – исполнение судебных решений и предписаний контрольно-надзорных органов, намерение устранить выбоины и неровности на дороге ул. 27-я Северная на участке от ул. 1-я Амурская до ул. 7-я Амурская в срок до 01.08.2022 в настоящий момент фактически не устраняют выявленные нарушения прав неопределенного круга лиц – граждан, проживающих на территории г. Омска, тем самым сохраняется угроза их безопасности.

В силу п. 1 ст. 14 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом (п. 1 ст. 62 КАС РФ).

Между тем, доказательств о принятии мер к устранению всех выявленных прокуратурой нарушений, наличия обеспечения отвода поверхностных, талых и ливневых вод по ул. 2-я Кольцевая в районе дома № 13 по ул. 4-я Дачная, а так же наличия необходимого обустройства пешеходных тротуаров по ул. 26-я Северная в г. Омске, устранения выбоин в асфальтобетонном покрытии дорожного полотна на указанных участках дорожного полотна по ул. 27-я Северная не представлено.

При таких обстоятельствах требования прокурора Центрального административного округа г. Омска к Администрации города Омска, департаменту городского хозяйства Администрации г. Омска о возложении обязанности обязать Администрацию города Омска, департамент городского хозяйства Администрации г. Омска принять меры по отводу поверхностных, талых и ливневых вод по ул. 2-я Кольцевая в районе дома № 13 по улице 4-я Дачная в г. Омске; принять меры к обустройству пешеходных тротуаров по ул. 26-я Северная в г. Омске на участке от ул. Орджоникидзе до ул. Красноярский тракт по четной стороне, по ул. Краснофлотская в г. Омске на участке от ул. Щетинкина до ул. Сенная по четной стороне; обязать Администрацию г. Омска, департамент городского хозяйства Администрации г. Омска устранить выбоины в асфальтобетонном покрытии дорожного полотна по ул. 27-я Северная в г. Омске на участке от ул. 1-я Амурская до ул. 7-я Амурская размером 185x75x12 см,100x50x13 см, 110x70x10 см, 55x70х5 см, 60x70x8 см, 90x100x10 см, 135x200x15 см, 45x50x7 см, 80x60x10 см, 70x40x5 см, являются обоснованными.

При этом суд полагает заслуживающими внимание доводы представителей административных ответчиков о не устранении выявленных нарушений ввиду отсутствия необходимого финансирования и осуществление указанных обязанностей в соответствии с порядком, установленным законом, соблюдение которого обусловлено длительным временным промежутком. В связи с необходимостью соблюдения бюджетного законодательства (порядок и сроки его формирования и утверждения), сроки и порядок проведения аукционов, в целях заключения муниципальных контрактов на выполнение подрядных работ, сезонного вида работ и строительный период, в обоснование чего представлены копия приказа департамента городского хозяйства Администрации г. Омска от 22.02.2022 № 22 о внесении изменений в приказ директора департамента городского хозяйства Администрации г. Омска от 30.12.2021 № 237 «Об утверждении муниципального задания на выполнение муниципальных работ города Омска на 2022 и плановый период 2023 и 2024 годов бюджетного учреждения города Омска «Управление дорожного хозяйства и благоустройства». Изменения представлены в приложении к приказу (л.д.218, 219-223). В представленном муниципальном задании среди наименований муниципальных работ предусмотрены работы по ремонту и обустройству тротуаров и пешеходных дорожек, строительству ливневой канализации, ремонту асфальтобетонного покрытия (л.д. 219-223).

Вместе с тем, указанные обстоятельства не являются уважительными причинами при оценке не исполнения возложенных обязанностей.

Положения ст. 31 БК РФ, предусматривают право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств.

Принимая во внимание установленные обстоятельства дела, факт отсутствия предпринятых мер по отводу в полном объеме поверхностных, талых и ливневых вод; отсутствие обустройства пешеходных тротуаров; устранение выбоин в асфальтобетонном покрытии дорожного полотна на приведенных в иске участках дорог местного значения, суд приходит к выводу об обоснованности заявленного административного иска, наличия оснований для возложения на департамент городского хозяйства администрации г. Омска обязанности выполнять мероприятия по принятию мер по отводу поверхностных, талых и ливневых вод по ул. 2-я Кольцевая в районе дома № 13 по улице 4-я Дачная в г. Омске; по принятию мер к обустройству пешеходных тротуаров по ул. 26-я Северная в г. Омске на участке от ул. Орджоникидзе до ул. Красноярский тракт по четной стороне, по ул. Краснофлотская в г. Омске на участке от ул. Щетинкина до ул. Сенная по четной стороне; по возложению обязанности устранить выбоины в асфальтобетонном покрытии дорожного полотна по ул. 27-я Северная в г. Омске на участке от ул. 1-я Амурская до ул. 7-я Амурская размером 185x75x12 см,100x50x13 см, 110x70x10 см, 55x70х5 см, 60x70x8 см, 90x100x10 см, 135x200x15 см, 45x50x7 см, 80x60x10 см, 70x40x5 см в срок до 15.10.2022.

Судебные расходы суд не распределяет, поскольку лица, участвующие в деле, от их уплаты в силу закона освобождены.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

Обязать департамент городского хозяйства Администрации города Омска принять меры по отводу поверхностных, талых и ливневых вод по ул. в срок до 15 октября 2022 года.

Обязать департамент городского хозяйства Администрации города Омска принять меры к обустройству пешеходных тротуаров по ул. 26-я Северная в г. Омске на участке от ул. Орджоникидзе до ул. Красноярский тракт по четной стороне, по ул. Краснофлотская в г. Омске на участке от ул. Щетинкина до ул. Сенная по четной стороне в срок до 15 октября 2022 года.

Обязать департамент городского хозяйства Администрации города Омска принять меры по устранению выбоины в асфальтобетонном покрытии дорожного полотна по ул. 27-я Северная в г. Омске на участке от ул. 1-я Амурская до ул. 7-я Амурская размером 185x75x12 см,100x50x13 см, 110x70x10 см, 55x70х5 см, 60x70x8 см, 90x100x10 см, 135x200x15 см, 45x50x7 см, 80x60x10 см, 70x40x5 см в срок до 15 октября 2022 года.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение месяца со дня вынесения судом решения в окончательной форме через Центральный районный суд г. Омска.

Председательствующий судья О.Г. Покричук

Решение в окончательной форме изготовлено 29 июля 2022 года.