РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 июня 2022 года г. Иркутск
Свердловский районный суд г. Иркутска в составе:
председательствующего судьи Лазаревой Е.А.,
при секретаре судебного заседания Соловьевой Э.В.,
с участием административного истца ФИО1, представителя административного ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании, с применением видео-конференц-связи, административное дело № 38RS0036-01-2021-003908-50 (2а-3232/2022) по административному исковому заявлению ФИО1 ФИО7 к ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по Хабаровскому краю, Управлению Федеральной службы исполнения наказания по Хабаровскому краю, Федеральной службе исполнения наказаний, Министерству финансов Российской Федерации о признании действий незаконными, взыскании компенсации,
УСТАНОВИЛ:
В Свердловский районный суд г. Иркутска обратился ФИО1 с административным исковым заявлением ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по Хабаровскому краю, Управлению Федеральной службы исполнения наказания по Хабаровскому краю, Федеральной службе исполнения наказаний, Министерству финансов Российской Федерации о признании действий незаконными, взыскании компенсации.
В обоснование административного иска, уточненного в порядке ст. 46 КАС РФ (Кодекса административного судопроизводства РФ), указано, что он отбывает наказание в ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по Хабаровскому краю. Начальником колонии утверждены правила и внутренний распорядок, которые противоречат Уголовно-исполнительному кодексу РФ (далее по тексту – УИК РФ), поскольку в распорядке четко установлено время, в которое можно включать телевизор, однако в ч.2. ст. 94 УИК РФ указано, что осужденным разрешается просмотр телепередач в свободные от работы время, кроме времени, отведенного распорядком дня для ночного отдыха. ФИО1 также было отказано в приобретении игровой приставки к телевизору. Согласно ст. 99 УИК РФ, осужденные за счет собственных средств, дополнительно могут приобретать разрешенную к использованию в исправительных учреждениях одежду, в том числе спортивную. Вместе с тем, для лиц, осужденных на пожизненный срок, прописано ограничение наличия спортивной одежды и обуви. Также на прогулке в прогулочном дворе запрещено ходить в майке/футболке, что является бесчеловечным и подобным пытке, так как прогулочный двор имеет размеры 6*4 метров, железные стены, сверху решетка и сетка, бывает в разы жарче чем в камере. Также он не согласен со временем, выделенным на просмотр телепередач, график таков, что он не может до конца посмотреть ни одну программу или фильм. Административный истец постоянно находится в камере, никаких воспитательных, культурно-массовых, спортивных мероприятий с ним не проводят. Административный истец обращался по вопросу приобретения игровой приставки к телевизору, так как она не относится к запрещенным вещам. С указанными просьбами административный истец обращался к руководству ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по Хабаровскому краю, но получил отказы, которые считает незаконными, противоречащими требованиям ст. 3 Европейской Конвенции, ст. 21 Конституции РФ, ст.ст. 3, 12 УИК РФ.
В связи с изложенным административный истец ФИО1 просил суд признать действия и решения администрации ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по Хабаровскому краю и бездействия УФСИН России по Хабаровскому краю, выразившиеся: в несоблюдении распорядка дня исправительного учреждения по времени, усложняющими жизнь административного истца, лишающими личного времени и урезающими время на просмотр телевизора; отсутствие указанных в распорядке дня мероприятий в указанное время; запрете на просмотр телепередач, т.е. телевизора во время, указанного в распорядке, при отсутствии каких-либо режимных, культурно-воспитательных, спортивно-массовых мероприятий и других, за исключением времени отбоя – 22.00 часа; запрете в приобретении игровой телевизионной приставки и пользовании ею, электронной книги; запрете находиться в майке и без во время прогулки в жаркую летнюю погоду, в прогулочных дворах, которые противоречат международным стандартам; запрете использования ношения спортивной одежды и обуви (полный запрет) – незаконными, нарушающими права административного истца, закрепленные ст. 3, 8, 14 Европейской Конвенции, ст. 21, ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, ст. 3, ч. 1 ст. 10, ст. 94, 99 УИК РФ, Приказом Минюста РФ № 295 от 16.12.2016, нарушающими условия содержания в исправительном учреждении, а также взыскать компенсацию в размере 100000 рублей.
Административный истец ФИО1, содержащийся в ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по Хабаровскому краю, принимая участие в судебном заседании посредством видео-конференц-связи, исковые требования поддержал в полном объеме, суду пояснил, что условия содержания в исправительном учреждении бесчеловечны, ему запрещен просмотр телепередач в свободное от прогулки, приема пищи, проверки время, тогда как он 22 часа находится в камере, с ним не проводится никаких мероприятий, его не привлекают к труду. Административный истец намерен получить образование, однако ему запрещают иметь электронную книгу, тогда как количество книг в камере также ограничено. Размер прогулочного двора слишком мал и летом в нем очень жарко, при этом запрещается снимать верхнюю одежду. Просил удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Представитель административного ответчика Министерства финансов Российской Федерации ФИО2, действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против заявленных требований, полагал их необоснованными, просил в иске отказать.
Представители административных ответчиков – ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по Хабаровскому краю, УФСИН России по Хабаровскому краю, Федеральной службы исполнения наказания, в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте которого извещены надлежащим образом в соответствии со ст. 96 КАС РФ, о причинах неявки суду не сообщили, о рассмотрении дела в их отсутствие не просили.
Суд полагает возможным провести судебное разбирательство в отсутствие не явившихся ответчиков, их представителей в соответствии со ст. 150, ч. 6 ст. 226 КАС РФ, поскольку их явка в суд не является и не признана судом обязательной.
Выслушав доводы и возражения лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства, каждое в отдельности и в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ч. 1, 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
В соответствии со ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В силу ст. 45 Конституции Российской Федерации государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
Согласно ч. 1 ст. 4 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ) каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) должностного лица (лица, наделенного государственными или иными публичными полномочиями), если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частью 8 ст. 226 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объёме.
В соответствии с ч.9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3)соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
При этом обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
На основании части 1 статьи 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов..
В соответствии с требованиями ст. 62, 226 КАС РФ для удовлетворения требования о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов государственной власти, должностных лиц, необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормам действующего законодательства и нарушение ими прав и законных интересов административного истца.
Административный истец ФИО1 обратился в суд с настоящим административным иском <Дата обезличена>, то есть в пределах срока, установленного ч. 1 ст. 219 КАС РФ, с учетом требований ст. 92, 93 КАС РФ.
Материалами дела установлено, что ФИО1, <Дата обезличена> года рождения, осужден <Дата обезличена> года по приговору Иркутского областного суда к пожизненному лишению свободы. В период с 14.03.2001 по 10.07.2019 отбывал наказание в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Оренбургской области. <Дата обезличена> убыл в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, где отбывает наказание по настоящее время.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 19.06.2007 № 480-О-О, условия отбывания наказания в исправительных колониях особого режима для осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы, характеризуются повышенной степенью ограничений. Наиболее серьезным ограничением является ограничение свободы перемещения внутри исправительных учреждений. Осужденные содержатся изолированно от других категорий осужденных в запираемых помещениях и находятся под повышенным контролем и надзором.
Установленные нормами УИК РФ ограничения прав лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, вытекают из условий отбывания такого наказания.
Как неоднократно указывал в своих определениях Конституционный суд Российской Федерации, устанавливая в качестве одного из видов наказания лишение свободы, государство действует как в своих интересах, так и в интересах общества и его членов. При этом его исполнение изменяет привычный ритм жизни человека, его отношения с окружающими людьми и имеет определенные морально-психологические последствия, ограничивая тем самым не только его права и свободы как гражданина, но и его права как личности. Такое ограничение связано с его противоправным поведением и обусловливается необходимостью ограничения его естественного права на свободу в целях защиты нравственности, прав и законных интересов других лиц.
В уголовном и уголовно-исполнительном законодательстве предусматриваются как меры уголовного наказания с различным комплексом ограничений, соответствующих тяжести наказания, так и порядок отбывания этого наказания. При этом комплекс ограничений, устанавливаемый для осужденных, различен и дифференцируется в зависимости, в первую очередь, от тяжести назначенного судом наказания, соответствующего характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного, а также от его поведения в период отбывания наказания, чем обеспечивается соразмерность и справедливость применяемых мер воздействия.
Согласно ст. 9 УИК РФ исправление осужденных - это формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения. Основными средствами исправления осужденных являются: установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональное обучение и общественное воздействие. Средства исправления осужденных применяются с учетом вида наказания, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденных и их поведения.
На основании ч. 2, 3, 6 ст. 11 УИК РФ осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов.
Осужденные обязаны выполнять законные требования администрации учреждений и органов, исполняющих наказания.
Неисполнение осужденными возложенных на них обязанностей, а также невыполнение законных требований администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, влекут установленную законом ответственность.
В соответствии со статьей 10 УИК РФ, при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Права и обязанности осужденных определяются Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации, исходя из порядка и условий отбывания конкретного вида наказания.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27 декабря 2019 года № 494-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации внесены изменения, согласно которым за нарушение условий содержания в исправительном учреждении предусмотрено право на компенсацию.
Согласно ст. 12.1 УИК РФ лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном КАС РФ, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение (ч. 1 ст. 12.1 УИК РФ).
Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя, с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (ч. 2 ст. 12.1 УИК РФ).
Согласно ч. 3 ст. 82 УИК РФ в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
Эти правила обязательны для администрации исправительного учреждения, содержащихся в них осужденных, а также иных лиц, посещающих исправительное учреждение. Нарушение Правил влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 20 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Министерства юстиции РФ от 16.12.2016 года № 295, в каждом исправительном учреждении устанавливается регламентированный распорядок дня с учетом особенностей работы с тем или иным составом осужденных, времени года, местных условий и иных обстоятельств.
Распорядок дня на основе примерного распорядка дня осужденных утверждается приказом начальника исправительного учреждения, доводится до сведения администрации исправительного учреждения и осужденных и размещается в общедоступных местах в виде наглядной информации (п. 22 Приказа).
Осужденные обязаны исполнять требования законов Российской Федерации и Правил, соблюдать распорядок дня, установленный в исправительном учреждении (п. 16 Правил).
Рассматривая требования административного истца о несоблюдении распорядка дня исправительного учреждения по времени просмотра телевизора при отсутствии других мероприятий, суд приходит к следующему выводу.
Судом установлено, что распорядок дня осужденных, отбывающих наказание в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, утвержден приказом ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю от <Дата обезличена> № <Номер обезличен> «Об утверждении распорядка для подозреваемых, обвиняемых, осужденных, определении количества вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденные ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю могут иметь при себе и признании утратившим силу приказов от <Дата обезличена> № <Номер обезличен> от <Дата обезличена> № <Номер обезличен>».
Указанным распорядком установлено, что просмотр телевизора допускается ежедневно в общем количестве 08 часов 55 минут (с 8-40 до 12-00 часов; 14-00 до 17-00 часов; 18-30 до 20-00 часов; 20-40 до 21-45 часов), просмотр которых прерывается на конкретные режимные мероприятия (зарядка, заправка кроватей, прием пищи, прогулка, проверка наличия осужденных), и допускается совместно с воспитательной работой, при условии, если осужденного не выводят на воспитательные и режимные мероприятия.
Из представленного суду ответа УФСИН России по Хабаровскому краю на обращение административного истца по вопросу условий содержания от 26.05.2021 № Об-22/50/9-1822 установлено, что по фактам, изложенным в обращении, проведена проверка, в результате которой нарушений не обнаружено. Вместе с тем отражено, что администрацией ФКУ ИК-6 УФСИН по Хабаровскому краю полностью обеспечивается доступ к информации, посредством просмотра телепередач на протяжении времени, предусмотренном распорядком дня осужденных к пожизненному лишению свободы.
Из доводов административного иска и пояснений административного истца следует, что администрацией ФКУ ИК-6 УФСИН по Хабаровскому краю обеспечивается доступ к информации, посредством просмотра телепередач на протяжении времени, предусмотренного распорядком дня осужденных к пожизненному лишению свободы. Требования административного истца ФИО1 фактически направлены на изменение установленного распорядка, без учета, установленного в УИК РФ права исправительного учреждения устанавливать порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания (режим). Таким образом, суд приходит к выводу, что требования административного истца в указанной части удовлетворению не подлежат.
В части требований административного истца о признании незаконными запрета в приобретении игровой телевизионной приставки, электронной книги суд приходит к следующему выводу.
Согласно приложению № 1 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Министерства юстиции РФ от 16.12.2016 года № <Номер обезличен> определен Перечень вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденным запрещается изготавливать, иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях, либо приобретать. В том числе осужденным запрещено иметь при себе электронные носители информации и другую компьютерную и оргтехнику (п. 12), видео-, аудиотехнику, электронные носители и накопители информации (п. 17), при том, что электронная книга - это компьютерное устройство, предназначенное для отображения текста в электронном виде, а игровая приставка представляет собой специализированное электронное устройство, предназначенное для видеоигр.
Учитывая указанные нормативные положения и то обстоятельство, что названный запрет обеспечивает личную безопасность осужденных и персонала соответствующего исправительного учреждения, соблюдение режимных моментов, суд полагает, что требования административного истца о признании незаконным запрета в приобретении игровой телевизионной приставки и пользовании ею, электронной книги не подлежат удовлетворению.
Рассматривая требования о признании незаконным запрета находиться в определенной одежде во время прогулки в жаркую летнюю погоду, в прогулочных дворах, запрета использования и ношения спортивной одежды и обуви, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с п. 22 Перечня, являющегося приложением № 1 к Правилам внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Министерства юстиции РФ от 16.12.2016 года № 295 осужденным запрещается изготавливать, иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать одежду, головные уборы, обувь и постельное белье (за исключением одного комплекта тапочек, спортивного костюма и спортивной обуви темных расцветок) неустановленных образцов.
Пунктом 5 Примечания к Перечню, являющемуся приложением № 1 к Правилам внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Министерства юстиции РФ от 16.12.2016 года № 295 предусмотрено, что спортивные костюмы и спортивная обувь хранятся в помещениях для хранения личных вещей осужденных и выдаются для ношения во время спортивно-массовых мероприятий, за исключением утренней физической зарядки.
Исходя из положений ч. 10 ст. 16, ч. 6 ст. 74 УИК РФ осужденные к пожизненному лишению свободы отбывают наказание в исправительных колониях особого режима.
Особенности режима отбывания пожизненного лишения свободы обусловлены общественной опасностью таких осужденных, бессрочностью наказания, в связи с чем законодатель предусмотрел повышенные требования к обеспечению безопасности.
В частности, согласно ч. 2 ст. 80, ст. 126 УИК РФ в исправительных колониях особого режима отдельно от других осужденных отбывают наказание осужденные к пожизненному лишению свободы, а также осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена пожизненным лишением свободы.
Условия отбывания пожизненного лишения свободы в исправительных колониях особого режима установлены для таких осужденных ст. 127 УИК РФ, согласно которой осужденные к пожизненному лишению свободы размещаются в камерах, как правило, не более чем по два человека. По просьбе осужденных и в иных необходимых случаях по постановлению начальника исправительной колонии при возникновении угрозы личной безопасности осужденных они могут содержаться в одиночных камерах (ч. 1).
Отбывание наказания осужденных к пожизненному лишению свободы в камерах относится к наиболее суровым видам наказаний, существенно ограничивающих их правовой статус, предполагающим усиление в отношении таких осужденных режимных требований, дополнительную изоляцию.
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 13 июля 2006 г. № 252-дсп утверждена Инструкция о надзоре за осужденными, содержащимися в исправительных колониях.
Компетенция Министерства юстиции Российской Федерации, принявшего Инструкцию, ранее проверялась Верховным Судом Российской Федерации по делу по заявлению ФИО3, по которому вступившим в законную силу решением от 13 февраля 2012 г. № ГКПИ11-2151 установлено, что Инструкция является нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти, имеет гриф "для служебного пользования", поскольку содержит служебную информацию ограниченного распространения, связанную со служебной деятельностью, и ее официальное опубликование в установленном порядке не требуется.
Из решения Верховного Суда РФ от 02.04.2015 по делу № АКПИ15-37 «Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим п. 183 Инструкции о надзоре за осужденными, содержащимися в исправительных колониях, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 13.07.2006 N 252-дсп» следует, что Верховным судом РФ проводилась проверка законности положений п. 183 названной инструкции, в силу которой абз. 3 п. 183 предусмотрена обязанность младшего инспектора не допускать установления связи и контактов между осужденными, содержащимися в разных камерах, и находящимися в жилой зоне.
Исходя из изложенного, учитывая доводы возражений административного ответчика о невозможности проведения массовых мероприятий для осужденных к пожизненному лишению свободы в ФКУ ИК-6 УФСИН по Хабаровскому краю, а также принимая во внимание, что ФИО1, <Дата обезличена> г.р. осужден к смертной казни, замененной на пожизненное лишение свободы, требования в части признания незаконным установления полного запрета на использования ношения спортивной одежды и обуви, не подлежит удовлетворению.
Пунктом 16 абз. 13 главы 3 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений предусмотрено, что осужденные обязаны носить одежду установленного образца с нагрудными отличительными знаками (приложение № 5). Образец формы одежды, исходя из сезона, климатических условий, проводимых мероприятий с осужденными, распорядка дня и других особенностей исполнения наказания определяется приказом начальника исправительного учреждения.
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03 декабря 2013 года № 216 утверждены нормы вещевого довольствия осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах.
Нормы вещевого довольствия осужденных мужчин, отбывающих наказания в исправительных колониях общего, строгого, особого режимов и колониях-поселениях, отражены в приложении № 1 указанного приказа.
В соответствии с нормами вещевого довольствия осужденных мужчин, отбывающих наказания в исправительных колониях общего, строгого, особого режимов и колониях-поселениях, являющихся приложением к названному приказу, данным лицам выдаются: головной убор зимний, головной убор летний, куртка утепленная, свитер трикотажный, брюки утепленные, пантолеты литьевые в количестве по 1 штуке сроком носки на 3 года; 2 комплекта костюма сроком носки на 3 года; сорочка верхняя - 2 штуки со сроком носки 2 года 6 мес.; белье нательное 2 комплекта сроком носки на 3 года; белье нательное теплое 2 комплекта со сроком носки 3 года; майки в количестве 3 штук сроком носки на 2 года; трусы - 2 штуки со сроком носки 1 год; носки хлопчатобумажные 4 пары и носки полушерстяные 2 пары сроком носки на 1 год; рукавицы утепленные 1 пара сроком носки на 1 год; тапочки 1 пара сроком носки на 3 года; ботинки комбинированные - 1 пара сроком носки на 3 года; сапоги мужские комбинированные зимние 1 пара сроком носки на 2 года 6 мес.; полуботинки летние 1 пара сроком носки на 2 года.
Из представленного суду ответа УФСИН России по Хабаровскому краю от 27.09.2021 № <Номер обезличен> установлено, что в ФКУ ИК-6 УФСИН по Хабаровскому краю издан приказ от 22.04.2019 № <Номер обезличен> «Об утверждении формы одежды осужденных, заправки спальных мест», в соответствии с приложением № <Номер обезличен> которого установлены правила ношения предметов вещевого довольствия осужденных, в том числе куртки Х/Б, рубашки, а также манжеты должны быть застегнуты на все пуговицы. Согласно требованиям приложения № <Номер обезличен> приказа ФКУ ИК-6 УФСИН по Хабаровскому краю от 22.04.2019 № <Номер обезличен> «Об утверждении формы одежды осужденных, заправки спальных мест», при температуре в камере, где содержатся осужденные к пожизненному лишению свободы от + 25 градусов и выше осужденным разрешено снимать куртку/рубашку/свитер установленного образца с нагрудным отличительным знаком и находиться в футболке/майке темного цвета. При посещении камеры администрацией учреждения, выводе осужденного из камеры для проведения мероприятий согласно распорядку дня (вывод на прогулку, прием по личным вопросам) осужденный обязан надеть одежду установленного образца с нагрудными отличительными знаками.
Таким образом, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований о незаконности действий (бездействия) исправительного учреждения, выразившиеся в запрете находиться в майке и без во время прогулки в жаркую летнюю погоду, в прогулочных дворах, поскольку при нахождении на прогулке осужденный обязан надеть одежду установленного образца с нагрудными отличительными знаками, к коим майка не относится. Субъективное восприятие административным истцом своего состояния в указанный им период времени не свидетельствует с достаточной полнотой о незаконности действий (бездействия) администрации исправительного учреждения.
Административным истцом не представлено доказательств того, что вышеперечисленными оспариваемыми действиями (бездействием) ответчиков нарушены его права и законные интересы. Само по себе несогласие истца с порядком и условиями отбывания наказания в виде пожизненного лишения свободы в исправительном учреждении не свидетельствует о незаконности оспариваемых действий (бездействия) и условий содержания в исправительном учреждении.
При установленных судом обстоятельствах, отсутствуют основания для признания перечисленных истцом требований нарушающими условия содержания в исправительных учреждениях, а следовательно, требование административного истца о взыскании компенсации в размере 100000 рублей также удовлетворению не подлежит, поскольку основано на положениях ст. 12.1 УИК РФ, предусматривающей ее взыскание за нарушение условий содержания в исправительном учреждении, которые не установлены судом в настоящем деле.
Таким образом, оценив представленные суду доказательства по правилам ст. 84 КАС РФ, каждое в отдельности и в совокупности, суд приходит к выводу, что доводы административных исковых требований ФИО1 не нашли своего подтверждения в судебном заседании, поскольку по сути они направлены на несогласие с условиями и режимом отбывания наказания, нарушения прав административного истца ФИО1 по месту отбывания наказания со стороны административных ответчиков, судом также не установлено, в связи с чем, административные исковые требования о признании незаконными действий администрации ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по Хабаровскому краю, решения УФСИН России по Хабаровскому краю в части несоблюдения распорядка дня исправительного учреждения по времени просмотра телевизора, отсутствие указанных мероприятий в распорядке дня; признание запрета на просмотр телепередач; запрета в приобретении игровой телевизионной приставки, электронной книги; запрета находится в определенной одежде во время прогулки в жаркую летнюю погоду, в прогулочных дворах; запрета использования и ношения спортивной одежды и обуви нарушающими его права и нарушающими условия его содержания в исправительном учреждении; взыскании с УФСИН России по Хабаровскому краю компенсации в размере 100000 рублей удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227, 298 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административные исковые требования ФИО1, о признании незаконными действий администрации ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по Хабаровскому краю, решения УФСИН России по Хабаровскому краю в части несоблюдения распорядка дня исправительного учреждения по времени просмотра телевизора, отсутствие указанных мероприятий в распорядке дня; признание запрета на просмотр телепередач; запрета в приобретении игровой телевизионной приставки, электронной книги; запрета находиться в определенной одежде во время прогулки в жаркую летнюю погоду, в прогулочных дворах; запрета использования и ношения спортивной одежды и обуви, нарушающими его права и нарушающими условия его содержания в исправительном учреждении; взыскании с УФСИН России по Хабаровскому краю компенсации в размере 100000 рублей – оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Иркутский областной суд через Свердловский районный суд города Иркутска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Лазарева Е.А.
Полный тест решения суда изготовлен: 07.07.2022.