ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-328/18 от 20.03.2018 Томского районного суда (Томская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 марта 2018 года Томский районный суд Томской области в составе:

председательствующего Осмольской М.О.,

при секретаре Безбородовой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске с участием представителя административного истца ФИО1 административное дело № 2а-328/2018 по административному исковому заявлению ФИО2 к администрации Корниловского сельского поселения о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома,

установил:

ФИО2 в лице представителя ФИО1 обратился в суд к администрации Корниловского сельского поселения с административным исковым заявлением (с учетом уточнения исковых требований) о признании незаконным решения администрации Корниловского сельского поселения № 1126 от 21.12.2017 об отказе в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым по адресу: , возложении на администрацию Корниловского сельского поселения обязанности устранить допущенные нарушения административного истца путем повторного рассмотрения заявления ФИО2 от 28.11.2017 о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым по адресу: в течение тридцати дней со дня вступления в законную силу решения суда.

В обоснование заявленных требований указано, что административный истец на основании договора купли-продажи от 12.08.2014 приобрел в собственность земельный участок площадью 4000 кв.м, с кадастровым , расположенный по адресу: с разрешенным видом использования: для строительства жилых домов. В 2015 году решением собственника данный земельный участок был разделен на пять отдельных участков с присвоением каждому своего адреса и кадастрового номера. В результате раздела земельного участка с кадастровым образовалось пять земельных участков, расположенных по адресам: . 28.11.2017 ФИО2 в администрацию Корниловского сельского поселения было подано заявление о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым по адресу: . В выдаче разрешения на строительство жилого дома ему было отказано по причине территориального расположения данного земельного участка в границах земель лесного фонда Томского и Корниловского лесничеств, выделы 37, 38 согласно письму Департамента лесного хозяйства Томской области от 08.06.2017 № 74-11-3801. В 2015 году администрацией Корниловского сельского поселения ФИО2 была предоставлена информация о зонировании и видах разрешенного использования земельного участка с кадастровым и сообщено, что указанный земельный участок расположен в границах территориальной зоны Ж-1 (зона застройки индивидуальными жилыми домами), с основными видами разрешенного использования - индивидуальные жилые дома на одну семью - 1-3 этажа (включая мансардный) с придомовым участком от 0,06 га, жилые дома блокированной застройки (2-3 этажа). В указанном ответе также содержится информация об условно разрешенных видах использования указанного участка, ограничения использования данного земельного участка не установлены. Согласно письму Департамента лесного хозяйства Томской области от 08.06.2017 № 74-11-3801, направленному в адрес администрации Корниловского сельского поселения, в перечень земельных участков, включенных в состав населенных пунктов Корниловского сельского поселения, территориально находящихся в границах земель лесного фонда Томского и Корниловского лесничеств по материалам лесоустройства 2013, 2014 г.г. вошел и земельный участок с кадастровым , в связи с чем административный ответчик принял решение отказать ФИО2 в выдаче разрешения на строительство жилого дома. Данный отказ является незаконным. В соответствии с Федеральным законом от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» Лесной кодекс Российской Федерации применяется к отношениям, возникшим после дня введения его в действие. Согласно ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством. В соответствии со ст. 9 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» запрет на предоставление лесных участков гражданам для ведения дачного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на землях лесного фонда был установлен с июля 2008 года Федеральным законом от 22.07.2008 № 143-ФЗ. Лесной кодекс Российской Федерации введен в действие с 04.12.2006. Право собственности граждан на земельный участок с кадастровым и видом разрешенного использования: для строительства жилых домов возникло до 2004 года, что подтверждается договором купли-продажи земельного участка от 12.08.2014, заключенным между ФИО2 и Б., которая в свою очередь приобрела участок на основании договора купли-продажи земельного участка от 20.01.2004. Таким образом, регламенты по использованию земель лесного фонда, установленные Лесным кодексом Российской Федерации в 2006 году, не могут быть применимы в отношении земельных участков, переданных в собственность граждан до введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации. Собственники земельного участка с кадастровым , приобретая данный участок с целью строительства индивидуальных жилых домов, изначально рассчитывали на то, что в соответствии со ст. 40 Земельного кодекса Российской Федерации имеют право возводить на этом земельном участке жилые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, а также осуществлять другие права на использование земельного участка, предусмотренные законодательством. Статьей 56 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены такие виды ограничений прав на землю, как особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах; особые условия охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных и т.п. Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации для охранных зон. Ограничения прав на землю устанавливаются бессрочно или на определенный срок. При переходе права собственности на земельный участок к другому лицу ограничения прав на землю сохраняются. Согласно информации о зонировании и видах разрешенного использования земельного участка с кадастровым , изложенной в письме администрации Корниловского сельского поселения от 16.09.2015 № 749 ограничений в использовании данного земельного участка не установлено. Договором купли - продажи от 12.08.2014 ограничения не предусмотрены. Согласно ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, за исключением строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципальных районов, объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях. Согласно ч. 14 ст. 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае подготовки правил землепользования и застройки применительно к части территории поселения или городского округа публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся с участием правообладателей земельных участков и (или) объектов капитального строительства, находящихся в границах указанной части территории поселения или городского округа. В случае подготовки изменений в правила землепользования и застройки в части внесения изменений в градостроительный регламент, установленный для конкретной территориальной зоны, публичные слушания по внесению изменений в правила землепользования и застройки проводятся в границах территориальной зоны, для которой установлен такой градостроительный регламент. Регламенты по использованию земельных участков в тех или иных целях, установление разрешенного вида их использования устанавливаются правилами землепользования и застройки того населенного пункта, где расположены участки. На карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия, границы территорий исторических поселений федерального значения, границы территорий исторических поселений регионального значения. Границы указанных зон и территорий могут отображаться на отдельных картах (ч. 5 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации). В соответствии со ст. 23 Лесного кодекса Российской Федерации основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества и лесопарки. Лесничества и лесопарки также располагаются на землях обороны и безопасности, на которых расположены леса; на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса; на землях особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса. В отношении лесничеств, лесопарков осуществляются установление расчетной лесосеки, проведение лесоустройства, разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, ведение государственного лесного реестра. Количество лесничеств, лесопарков, их границы устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. По данным правил землепользования и застройки Корниловского сельского поселения, утвержденного решением Совета Корниловского поселения № 5 от 19.02.2014 границы лесного фонда в границах земельного участка с кадастровым не установлены, информация о зонах с особыми условиями их использования отсутствует. Учитывая, что при установлении границ территорий лесного фонда требуется внесений изменений в правила землепользования и застройки Корниловского сельского поселения с участием всех правообладателей земельных участков и учетом их мнения, а публичные слушания в части этих изменений не проводились, нарушен порядок внесения земельного участка с кадастровым в градостроительный регламент. В соответствии со ст.56 Земельного кодекса Российской Федерации ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации. Статьей 92 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество. Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке. Статьей 32 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» установлены правила направления документов, необходимых для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости, в соответствии с которыми органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы для внесений сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений об установлении или изменении разрешенного использования земельного участка, об утверждении правил землепользования и застройки либо о внесении изменений в правила землепользования и застройки, если такими изменениями предусмотрено установление или изменение градостроительного регламента, установление или изменений границ территориальных зон, а также решений об установлении или изменении границ лесничеств, лесопарков. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.07.2016 № 662 «Об уведомлении правообладателей земельных участков, включенных в границы зоны с особыми условиями использования территории, об ограничениях использования земельных участков в границах такой зоны» установлен порядок уведомления правообладателей земельных участков, включенных в границы зоны с особыми условиями использования территории, в соответствии с которым собственники земельных участков уведомляются по адресу электронной почты либо почтовым отправлением в течение 15 дней со дня внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об установлении зоны с указанием наименования органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об установлении зоны и реквизитами такого решения, с датой внесения сведений об установлении зоны в государственный кадастр недвижимости, с описанием местоположения границ, с указанием кадастровых номеров земельных участков, включенных в границы зоны и принадлежащих правообладателю. Собственники земельного участка с кадастровым , как предыдущие, так и ФИО2 не были уведомлены об изменениях разрешенного использования земельного участка, об изменении их границ за счет границ лесничеств. Выписка из Единого государственного реестра недвижимости на земельный участок с кадастровым не содержит сведений, подтверждающих наличие границ лесничеств и лесопарков, нет информации о реквизитах решений, на основании которых установлены границы охранных территорий лесной зоны и т.д. Решение администрации Корниловского сельского поселения Томского района об отказе в выдаче разрешения на строительство является незаконным по причине отсутствия в настоящее время доказательств изменений градостроительного регламента земельного участка с кадастровым , расположенного по адресу: , и отсутствия ограничений прав на данный земельный участок, установленных законом.

Административный истец ФИО2, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.

На основании ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося административного истца.

Представитель административного истца ФИО1, действующий на основании доверенности от 01.08.2017, сроком действия три года, в судебном заседании требования ФИО2 поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Пояснил, что 12.08.2014 ФИО2 был приобретен земельный участок с кадастровым , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства жилых домов по адресу: . В 2015 году данный земельный участок был разделен ФИО2 на пять земельных участков, из которых образовался в том числе и земельный участок с кадастровым , которому присвоен адрес: . Право собственности на данный земельный участок зарегистрировано за административным истцом 01.10.2015. Земельный участок с кадастровым также отнесен к категории земель населенных пунктов с видом разрешенного использования: для строительства жилых домов. 28.11.2017 ФИО2 обратился в администрацию Корниловского сельского поселения с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым по адресу: . В выдаче разрешения на строительство ему было отказано со ссылкой на предоставленные сведения Департаментом лесного хозяйства Томской области от 08.06.2017, согласно которым земельный участок с кадастровым входит в перечень земельных участков территориально находящихся в границах земель лесного фонда Томского и Корниловского лесничеств. При этом осмотр земельного участка не местности администрацией поселения не проводилась. В Едином государственном реестре недвижимости сведения расположении земельного участка с кадастровым территориально на землях лесного фонда отсутствуют. Согласно заключению кадастрового инженера земельный участок с кадастровым расположен в территориальной зоне Ж-1, то есть зоне застройки жилыми домами. Административным ответчиком каких-либо доказательств, подтверждающих нахождение земельного участка с кадастровым на землях лесного фонда не представлено, ограничений в отношении данного участка не установлено и не зарегистрировано. Из представленной Департаментом лесного хозяйства Томской области схемы невозможно определить, каким образом соотнесены координаты участка земель лесного фонда и земельного участка с кадастровым , сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, в связи с чем полагал, что данная схема подтверждением расположения земельного участка в границах земель лесного фонда не является. Полагал отказ администрации Корниловского сельского поселения, основанный на письме Департамента лесного хозяйства Томской области от 08.06.2017, которым ФИО2 отказано в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым по адресу: незаконным.

Административный ответчик администрация Корниловского сельского поселения, заинтересованные лица Департамент лесного хозяйства Томской области, администрация Томского района, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своих представителей не направили.

На основании ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей административного ответчика, заинтересованных лиц.

Выслушав пояснения представителя административного истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме (ч. 8 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Согласно ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч. 11 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Согласно ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интерес

Как следует из материалов дела, оспариваемое решение администрации Корниловского сельского поселения, изложенное в ответе № 1126 датировано 21.12.2017. Настоящее административное исковое заявление поступило в суд 11.01.2018, то есть с соблюдением срока, предусмотренного ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации. Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом (п.п. 1, 2 ст. 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В силу п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи (п. 3 ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации).

В судебном заседании установлено, что 12.08.2014 между Б. и ФИО2 был заключен договор купли-продажи земельного участка, по условиям которого административный истец приобрел в собственность земельный участок площадью 4000 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства жилых домов, расположенный по адресу: , кадастровый .

Право собственности ФИО2 на указанный земельный участок зарегистрировано 25.08.2014 (регистрационная запись ), что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 14.03.2018 № 70/029/001/2018-2561.

Решением собственника от 22.07.2015 земельный участок с кадастровым разделен ФИО2 на пять земельных участков, которым постановлением администрации Корниловского сельского поселения № 358 от 27.07.2015 присвоены адреса: : ЗУ 1 – , ЗУ 2 -, ЗУ 3 - , ЗУ 4 - , ЗУ 5 - .

21.09.2015 ФИО2 принято решение о выделении указанных земельных участков в натуре.

Право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: , площадью 627 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства жилых домов, кадастровый зарегистрировано на имя административного истца 01.10.2015 (запись регистрации ), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 01.10.2015, выписками из Единого государственного реестра недвижимости от 27.12.2017 № 70/095/001/2017-6229, от 14.03.2018 № 70/029/001/2018-2562.

28.11.2017 ФИО2 в администрацию Корниловского сельского поселения было подано заявление о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым по адресу: .

Администрацией Корниловского сельского поселения было принято решение, изложенное в ответе Главы поселения ФИО3 № 1126 от 21.12.2017, об отказе в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома со ссылкой на сведения, предоставленные Департаментом лесного хозяйства Томской области от 08.06.2017 № 74-11-3801, согласно которым земельный участок с кадастровым входит в перечень земельных участков, территориально находящихся в границах земель лесного фонда Томского и Корниловского лесничеств, выделы 37, 38, квартала 1 урочища «Корниловское».

Указанное решение администрации Корниловского сельского поселения является незаконным, исходя из следующего.

В соответствии с ч. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

В силу ч. 4 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 6 настоящей статьи и другими федеральными законами.

В целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченный орган заявление о выдаче разрешения на строительство с приложением документом, перечень которых определен ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Истребование иных документов для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации недопустимо в силу ч. 10 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

На основании ч. 13 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.

Отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке (ч. 14 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Положениями Лесного кодекса Российской Федерации (п. 5 ч. 1 ст. 104, п. 5 ч. 3 ст. 105, ч. 2 ст. 106, п. 5 ч. 2, п. 3 ч. 2.1 ст. 107) запрещается размещение в лесах объектов капитального строительства, за исключением линейных объектов и гидротехнических сооружений.

Администрация Корниловского сельского поселения, отказывая ФИО2 в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым по адресу: , указала на сведения, предоставленные Департаментом лесного хозяйства Томской области о вхождении данного земельного участка в перечень земельных участков, территориально находящихся в границах земель лесного фонда, однако, при рассмотрении настоящего дела административным ответчиком доказательств, подтверждающих данное обстоятельство, в суд не представлено.

Так, согласно ч. 1 ст. 101 Земельного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

Как следует из ч. 1 ст. 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (ч. 3 ст. 6 Лесного кодекса Российской Федерации).

Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством (ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации).

В соответствии со ст. 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса

Государственный кадастровый учет лесных участков ранее осуществлялся в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», в настоящем в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (ст. 92 Лесного кодекса Российской Федерации).

При этом участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда (ч. 6 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», в редакции № 25 от 21.07.2014, действующей на день заключения договора купли продажи от 12.08.2014).

Как следует из п. 187 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Рослесхоза от 12.12.2011 № 516, по результатам проектирования лесничеств (лесопарков) составляются: ведомость проектируемого деления лесов на лесничества и лесопарки, указанная в приложении 1 к настоящей Инструкции; описание местоположения границ земельных участков в составе лесничеств и лесопарков в соответствии с земельным законодательством; тематические лесные карты проектируемого деления лесов на лесничества и лесопарки, в том числе карта-схема лесничества (лесопарка), с указанием границ лесничеств (лесопарков) и лесных кварталов; пояснительная записка произвольной формы с обоснованием территориального размещения или предложений по изменению границ и площадей лесничеств (лесопарков).

При проектировании лесничеств и лесопарков сведения об установленных границах земельных участков вносятся в государственный кадастр недвижимости в соответствии с земельным законодательством (п. 12 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Рослесхоза от 12.12.2011 № 516).

Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 11.09.2008 № 249 «Об определении количества лесничеств на территории Томской области и установлении их границ», вынесенного в соответствии со ст. 81 Лесного кодекса Российской Федерации, п.5.13.3 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2004 № 283 в целях формирования на землях лесного фонда в Томской области территориальных единиц управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, определено, что на территории Томской области создается 21 лесничество, установлены границы лесничеств согласно Приложению, Управлению использования лесов, инвентаризации и лесоустройства поручено обеспечить подготовку проектов приказов об установлении границ лесничеств на основании данных проектирования.

Согласно п. 19 приложения к данному приказу было создано Корниловское лесничество, включающее, в том числе Северо-Алтайское участковое лесничество; местоположение участков лесного фонда, включаемых в границы созданного лесничества, по материалам лесоустройства определено Томским лесхозом.

Таким образом, Корниловское лесничество является единицей управления определенной территорией, ни площадь, ни границы которой посредством определения координат характерных точек таких границ (п. 7 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости») приказом Рослесхоза от 11.09.2008 №249 не определены.

Из схемы, созданной на основе плана лесонасаждений Корниловского лесничества, Северо-Алитайского участкового лесничества, урочища «Корниловское», квартал 1 с нанесенными границами земельных участков, территориально находящихся (полностью или частично) в границах земель лесного фонда, приложенной к ответу Департамента Лесного хозяйства Томской области от 08.06.2017 № 74-11-3801, не представляется возможным определить координаты границ земель лесного фонда Томского лесничества, Корниловского лесничества, Северо-Алтайского участкового лесничества, урочища «Корниловское», и соотнести местоположение земельного участка с кадастровым , сведения о координатах поворотных точек границ которого внесены в Единый государственный реестр недвижимости с местоположением участка земель лесного фонда Томского и Корниловского лесничеств.

Кроме того, сам по себе факт составления плана лесонасаждений не является доказательством того, что указанные на нем земельные участки относятся к землям лесного фонда, поскольку в соответствии со ст. 67 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство проводится не только на землях лесного фонда, но и на землях обороны и безопасности, на которых расположены леса; на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса; на землях особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса (ч. 3 ст. 23 Лесного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с ч. 2 ст. 68.1 Лесного кодекса Российской Федерации при проектировании лесничеств, лесопарков осуществляются установление их границ, деление территорий лесничеств, лесопарков на участковые лесничества, определение квартальной сети.

Доказательств проведения проектирования в соответствии с порядком, установленным ч. 2 ст. 68.1 Лесного кодекса Российской Федерации, Лесоустроительной инструкцией, утвержденной приказом Рослесхоза от 12.12.2011 № 516 Томского и Корниловского лесничеств, а также внесения земельного участка с кадастровым в государственный лесной реестр, в том числе в составе какого-либо лесного участка, в материалы дела не представлено.

В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

Согласно ч. 1 ст. 84 Земельного кодекса Российской Федерации установлением или изменением границ населенных пунктов является: 1) утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования; 2) утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях).

Генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования, который утверждается представительным органом местного самоуправления поселения (п.1 ч. 1 ст. 8, п.2 ч. 1 ст. 18, ч. 1 ст. 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В силу ч. 15 ст. 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения генерального плана, вправе оспорить генеральный план в судебном порядке.

Из материалов кадастровых дел земельного участка , , выписок из Единого государственного реестра недвижимости от 14.03.2018 № 70/029/001/2018-2561, № 70/029/001/2018-2562, следует, что земельный участок с кадастровым , площадью 21314 кв.м по адресу , из которого в свою очередь 07.08.2014 был образован земельный участок с кадастровым площадью 4000 кв.м по адресу: , и образованный из него земельный участок с кадастровым , площадью 627 кв.м по адресу: имели категорию земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства жилых домов.

Сведений об изменении категории земель и разрешенного использования вышеуказанных земельных участков материалы дела не содержат.

Исходя из положений ст. 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подготовка генерального плана поселения, осуществляется применительно ко всей территории такого поселения.

Генеральный план муниципального образования «Корниловское сельское поселение», правила землепользования и застройки Корниловского сельского поселения утверждены решением Совета Корниловского сельского поселения № 5 от 19.02.2014.

Сведения об изменении границ села в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют, что подтверждается кадастровой выпиской о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований и границах населенных пунктов от 15.03.2018 № 70/ИСХ/18-69123.

Как следует из ответа администрации Корниловского сельского поселения от 16.09.2015 № 749 на заявление ФИО2 согласно правилам землепользования и застройки Корниловского сельского поселения, утвержденным решением Совета Корниловского поселения № 5 от 19.02.2014, территория земельного участка с кадастровым , находящегося по адресу: (исходного для земельного участка с кадастровым ) расположена в границах территориальной зоны Ж-1 (зона застройки индивидуальными жилыми домами). Тот факт, что земельный участок с кадастровым также расположен в границах территориальной зоны Ж-1 подтверждается представленными административным истцом схемами расположения земельного участка по адресу: , с кадастровым относительно границы населенного пункта с. , составленными кадастровым инженером А. 30.01.2018, заключением кадастрового инженера А. от 30.01.2018.

Таким образом, доказательств расположения земельного участка с кадастровым по адресу: в границах земель лесного фонда в суд не представлено. Согласно генеральному плану муниципального образования «Корниловское сельское поселение», утвержденных на его основе правил землепользования и застройки Корниловского сельского поселения земельный участок, принадлежащий ФИО2, расположен в границах территории населенного пункта с. . Поскольку земельный участок с кадастровым находится в черте населенного пункта, он относится к землям населенного пункта и не может одновременно относиться к землям лесного фонда, так как это противоречит положениям п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации о принадлежности каждого участка только к одной категории земель.

При таких обстоятельствах у администрации Корниловского сельского поселения отсутствовали законные основания для отказа ФИО2 в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым по адресу: по основанию, изложенному в ответе от 21.12.2017 № 1126. Решение административного ответчика, изложенное в данном ответе, является незаконным, нарушающим права административного истца, поскольку препятствует реализации ФИО2 своего права на возведении индивидуального жилого дома на принадлежащем ему земельном участке.

ФИО2 просил в административном исковом заявлении возложить на администрацию Корниловского сельского поселения обязанность устранить допущенные нарушения его прав и законных интересов путем повторного рассмотрения заявления от 28.11.2017 о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым по адресу: в течение тридцати дней со дня вступления в законную силу решения суда.

В силу положений п. 1 ч. 3 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

Полномочиями по выдаче разрешения на строительство в силу закона наделен орган местного самоуправления по месту нахождения земельного участка. В данном случае способом восстановления нарушенного права ФИО2 в рамках рассмотрения дела в порядке административного судопроизводства является возложение на администрацию Корниловского сельского поселения обязанности повторно рассмотреть заявление административного истца о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома, с учетом установленных по делу обстоятельств.

Принимая во внимание вышеизложенное, требования административного истца, судом устанавливается срок для устранения выявленных нарушений действующего законодательства и исполнения административным ответчиком настоящего решения суда тридцать дней со дня вступления решения суда в законную силу.

В соответствии с ч. 1 ст. 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Согласно ст. 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

ФИО2 при подаче административного искового заявления понесены расходы на оплату государственной пошлины в сумме 300 рублей, что подтверждается чеком-ордером ПАО «Сбербанк России», Томское отделение № 8616, филиал 119 от 09.01.2018.

Таким образом, с администрации Корниловского сельского поселения в пользу ФИО2 подлежат взысканию расходы на оплату государственной пошлины в полном объеме в сумме 300 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление ФИО2 к администрации Корниловского сельского поселения о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома удовлетворить.

Признать незаконным решение администрации Корниловского сельского поселения об отказе ФИО2 в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым , расположенном по адресу: , изложенное в ответе от 21.12.2017 № 1126.

Возложить на администрацию Корниловского сельского поселения обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов административного истца путем повторного рассмотрения заявления ФИО2 от 28.11.2017 о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым , расположенном по адресу: в течение тридцати дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с администрации Корниловского сельского поселения в пользу ФИО2 расходы на оплату государственной пошлины в сумме 300 рублей.

Возложить на администрацию Корниловского сельского поселения обязанность сообщить об исполнении настоящего решения в суд, а также административному истцу в течение десяти дней со дня исполнения решения суда.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Томский областной суд через Томский районный суд Томской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий /подпись/ М.О. Осмольская