ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-333/2018 от 18.06.2018 Нижнеингашского районного суда (Красноярский край)

Решение

Именем Российской Федерации

поселок Нижний Ингаш 18 июня 2018 года

Нижнеингашский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Абрамовой Т.М.,

при секретаре Вишняковой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административного дело № 2а-333/2018 по административному исковому заявлению Министерства лесного хозяйства Красноярского края к старшему следователю СО отдела МВД России по Нижнеингашскому району ФИО1, ОМВД России по Нижнеингашскому району Красноярского края о признании незаконным и отмене представления об устранении причин и условий, способствующих совершению преступления,

установил:

Административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит суд признать незаконным и отменить представление об устранении причин и условий, способствующих совершению преступления, от 12.02.2018 г. № 1926, вынесенное старшим следователем СО отдела МВД России по Нижнеингашскому району ФИО1 в адрес Министерства лесного хозяйства Красноярского края. Заявленные требования мотивированы тем, что в ходе проведенного расследования по уголовному делу № 117010400921361194 установлено, что в начале июля 2017 года в квартале 98 выделах 35,46,47 п. Тинской Нижнеингашского района Красноярского края было совершено хищение древесины, заготовленной АО «Транснефть-Западная Сибирь» в рамках договора аренды лесных участков № 94 от 25.04.2017 года. По мнению следователя, со стороны Министерства лесного хозяйства Красноярского края (далее Министерство) на недолжном уровне осуществляется контроль за древесиной, хранящейся на специально отведенной площадке, и ее передача после проведения ремонтных работ до проведения аукционов по продаже данной древесины. Административный истец с данными выводами не согласен, указывая на то, что обязанность обеспечить сохранность спиленной древесины на Министерство законодательно не возложена, более того из положений Лесного кодекса РФ и «Правил реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43-46 Лесного кодекса Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.07.2009 №604, следует, что такая обязанность возлагается на органы Росимущества, поскольку с момента рубки древесина является собственностью РФ в лице органов Росимущества. Кроме этого, в представлении следователя не приведены требования закона, которые нарушены Министерством, не указано какие обстоятельства способствовали совершению преступления.

В судебное заседание представители административного истца, административного ответчика – ОМВД России по Нижнеингашскому району, заинтересованных лиц: Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва, АО «Транснефть - Западная Сибирь», - будучи надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, что подтверждается почтовыми уведомлениями, не явились. Данных, свидетельствующих об уважительности неявки сторон по делу, не представлено, ходатайств об отложении рассмотрения дела от них не поступало.

От ОМВД России по Нижнеингашскому району поступили письменные возражения по существу заявленных требований, в которых указано, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.07.2009 года № 604 «О реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43-46 Лесного кодекса Российской Федерации» уполномоченным органом исполнительной власти в области лесных отношений является территориальный орган Федерального агентства лесного хозяйства. На территории Красноярского края таковым исполнительным органом является Министерство лесного хозяйства Красноярского края. Данное Министерство, являясь органом исполнительной власти, регулирующим лесные отношения, в рамках своей деятельности, осуществляет сохранность древесины до момента ее продажи, в том числе, путем передачи данных полномочий в рамках договора аренды лесного участка организации, осуществляющей вырубку древесины в соответствии со ст.43-46 Лесного кодекса РФ. В договоре аренды лесных участков №94 от 25.04.2017 года обязанность обеспечения сохранности древесины на указанных участках лесного фонда на арендатора не возложена. Совершению преступления, предусмотренного ст.158 УК РФ, способствовал тот факт, что со стороны Министерства лесного хозяйства Красноярского края на не надлежащем уровне осуществляется контроль за древесиной и ее передачей после проведения ремонтных работ до проведения аукционов по ее продаже.

Административный ответчик – старший следователь СО ОМВД России по Нижнеингашскому району ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, обратилась с заявлением, в котором просила рассмотреть дело в ее отсутствие, указав, что поддерживает вышеуказанные возражения.

Представитель заинтересованного лица – ООО «Электро Хим Защита» при надлежащем извещении в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в их отсутствие, по существу административного иска возражений не имеет.

Поскольку перечисленные выше лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, их явка не является обязательной, судом таковой не признавалась, на основании ч.6 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему:

Согласно ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В силу положений ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Для признания оспариваемых решений или действий незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: оспариваемые решения или действия должны не соответствовать закону или иному нормативному правовому акту и нарушать права и законные интересы граждан, организаций и иных лиц.

Согласно части 2 статьи 158 Уголовного процессуального кодекса РФ установив в ходе досудебного производства по уголовному делу обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, дознаватель, руководитель следственного органа, следователь вправе внести в соответствующую организацию или соответствующему должностному лицу представление о принятии мер по устранению указанных обстоятельств или других нарушений закона.

Такие документы направляются в случае, если в ходе досудебного производства были выявлены факты ненадлежащего поведения определенных лиц, прямо или косвенно обусловившие возможность совершения преступных действий (бездействия). Каждое представление об устранении причин и условий, способствующих совершению преступления, подлежит обязательному рассмотрению с уведомлением о принятых мерах не позднее одного месяца с момента его вынесения.

За неисполнение представления в установленный срок наступает административная ответственность по ст.17.7 КоАП РФ.

В соответствии с п. 4 ч.1 ст.21 Лесного кодекса РФ строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для: использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (далее - линейные объекты).

Часть 5 этой же нормы гласит: в целях, предусмотренных пунктами 1 - 4 части 1 настоящей статьи (в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ), допускаются выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов.

46 настоящего Кодекса, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Статья 201 Гражданского кодекса РФ гласит, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с. ч.3 ст.214 Гражданского кодекса РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.

Часть 1 ст.125 Гражданского кодекса предусматривает, что от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Судом установлено, что по окончанию предварительного расследования по уголовному делу № 11701040092136194, возбужденному по факту хищения древесины в квартале 98 выделах 46, 47 КГБУ «Тинское участковое лесничество» Нижнеингашского района Красноярского края, старшим следователем СО ОМВД России по Нижнеингашскому району 12.02.2018 года (исх. №1926) вынесено представление в адрес Министерства лесного хозяйства Красноярского края. В представление указано, что Министерство на ненадлежащем уровне осуществляет контроль за древесиной, хранящейся на специально отведенной площадке, и ее передачей после проведения ремонтных работ до проведения аукционов о продаже данной древесины. Следователем предложено провести ряд мероприятий, направленных на устранение причин и условий, способствовавших совершению преступления (передача древесины на ответственное хранение; проведение проверок на наличие данной древесины и ведение учета стволов спиленных деревьев; истребование отчетов по спиленной древесине у организаций, занимающихся ремонтными работами на лесных участках; заключение письменных договоров с организациями, которые будут производить вырубку лесных насаждений, с предупреждением их об ответственности на случай отсутствия вырубаемой древесины).

Из материалов дела следует, что 25.04.2017 года Министерство лесного хозяйства Красноярского края (Арендодатель) и АО «Транснефть-Западная Сибирь» (Арендатор) заключили договор аренды лесных участков № 94, в соответствии с которым арендатору были переданы лесные участки, расположенные на территории Тинского участкового лесничества Нижнеингашского района Красноярского края, в целях использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов. В свою очередь АО «Транснефть-Западная Сибирь» (Заказчик) заключило контракт №55-17/ТЗС-14 от 09.11.2016 года с ООО «Электро Хим Защита» (Подрядчик) на выполнение строительно-монтажных работ при строительстве, реконструкции, ремонте объектов организаций системы «Транснефть при реализации программы развития, технического перевооружения и реконструкции, программы капитального и текущего ремонта. Пункт 7.11. данного контракта гласит: в случае необходимости производства работ по вырубке леса Подрядчик обязан выполнить данные работы в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, обеспечить складирование и сохранность вырубленной древесины до момента ее реализации территориальными органами Федерального агентства по управлению государственным имуществом, при этом оформление разрешительных документов на право вырубки леса в обязанности Подрядчика не входят.

Таким образом, исходя из условий контракта обязанность по обеспечению сохранности вырубленной при проведении ремонтных работ древесины до ее реализации была возложена в данном конкретном случае на ООО «Электро Хим Защита».

Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 № 432 утверждено Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом. В соответствии с п. 5.4 указанного положения Федеральное агентство по управлению государственным имуществом организует в установленном порядке продажу, в том числе выступает продавцом, приватизируемого федерального имущества, а также иного имущества, принадлежащего Российской Федерации, включая обеспечение сохранности указанного имущества и подготовку его к продаже.

На территории Красноярского края, Республики Хакасия и Республики Тыва функции по управлению федеральным имуществом, по организации продажи приватизируемого федерального имущества, по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений осуществляет Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва (Приказ Росимущества от 16.12.2016 N 455 "О реорганизации территориальных управлений Федерального агентства по управлению государственным имуществом").

Принимая во внимание, что древесина, заготовленная при использовании лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, является собственностью Российской Федерации, интересы которой в силу п.2 Постановления Правительства РФ от 23.07.2009 г. № 604 «О реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43-46 Лесного кодекса Российской Федерации», представляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, суд считает, что решение вопроса о хранении заготовленной в Красноярском крае древесины возложено на органы Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва.

Доводы административного ответчика о том, что Министерство лесного хозяйства Красноярского края, как уполномоченный орган исполнительной власти в области лесных отношений, в рамках своей деятельности осуществляет сохранность древесины до момента ее продажи, являются несостоятельными. Согласно п.8 Правил реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43-46 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных Постановлением РФ от 23.07.2009 г. № 604 (далее Правила), уполномоченный орган исполнительной власти в области лесных отношений в течении 5 рабочих дней со дня поступления указанной в пункте 7 настоящих Правил информации направляет продавцу сведения о лицах, использующих леса, и лесном участке. Как следует из материалов дела, Министерство данную обязанность исполнило, информация в установленный срок была предоставлена в органы Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва. Относительно обеспечения сохранности заготовленной древесины в Правилах ничего не указано, отсутствует указание на это в Положении о Министерстве лесного хозяйства Красноярского края, утвержденном Постановлением Правительства Красноярского края от 26.07.2016 №374-п.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что направленное в адрес Министерства лесного хозяйства Красноярского края представление следователя СО ОМВД России по Нижнеингашскому району ФИО1 от 12.02.2018 года незаконно и подлежит отмене, так как контроль за вырубленной древесиной и обеспечение ее сохранности до момента реализации в обязанность вышеуказанного Министерства не входит.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд,

решил:

Административные исковые требования Министерства лесного хозяйства Красноярского края удовлетворить.

Представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению преступлений, вынесенное 12.02.2018 года старшим следователем СО отдела МВД России по Нижнеингашскому району ФИО1 по уголовному делу № 11701040092136194 в адрес Министерства лесного хозяйства Красноярского края, признать незаконным и отменить.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Красноярский краевой суд через Нижнеингашский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий:

Мотивированное решение изготовлено 21.06.2018 года.