Дело № 2а-3415/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Ульяновск 10 сентября 2018 года
Засвияжский районный суд г. Ульяновска в составе:
председательствующего судьи Лисовой Н.А.,
при секретаре Салиховой Ч.И.,
с участием административного ответчика - заместителя начальника отдела – старшего судебного пристава отдела судебных приставов № 2 по Засвияжскому району г.Ульяновска - ФИО1, по доверенности представляющего интересы административного ответчика - Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области, административного ответчика- судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов № 2 по Засвияжскому району г.Ульяновска Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области - ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО3 к начальнику отдела судебных приставов № 2 по Засвияжскому району г.Ульяновска Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области – ФИО4, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области, судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов №2 по Засвияжскому району г.Ульяновска Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области ФИО2 о признании бездействия незаконным,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО3 обратился в суд с административным иском к начальнику отдела судебных приставов № 2 по Засвияжскому району г.Ульяновска Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области – ФИО4, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области, судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов №2 по Засвияжскому району г.Ульяновска Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области ФИО2 о признании бездействия незаконным. В обосновании иска указал, что судебный пристав-исполнитель ФИО5 и заместитель начальника ОСП №2 по Засвияжскому району г. Ульяновска ФИО1 по своей халатности или не осведомленности предъявили в дело № 2а-2572/18 сводку исполнительного производства от 04.07.2018г., которая исследована судьей Дементьевым А.Г. в судебном заседании 26.06.2018г. Судьей Засвияжского районного суда Саенко Е.Н. принято решение суда от 29.05.2015г. (дело № 2-1883/15) отказать в иске к УФССП по Ульяновской области, но не написала какие суммы из взысканных с должника, когда и кому были перечислены. Судьи Ульяновского областного суда Маслюков П.А.,Трифонова Т.П., Бабойдо И.А. в апелляционном постановлении от 01.09.2015г. не написали даты и суммы взысканий и перечислений на мой счет в Сбербанке (30.07.2010г.-1500руб., 13.04.2011г.- 250руб., и 16.05.2011г.- 250руб.). Но в указанной в сводке от 04.07.2018г. даты и суммы взыскания (21.03.2014г. - 750р.) не указали. Судебный пристав исполнитель ФИО6 сделала запрос в Сбербанк на нас как на должников, причем в период, когда исполнительное производство не проводилось. Получила сведения по всем счетам и никаких перечислений истцу от судебных приставов не обнаружила, кроме 30.07.2010г.-1500руб., 13.04.2011г.- 250руб., и 16.05.2011г.- 250руб. Эти документы судебный пристав ФИО6 и начальник ОСП№2 по Засвияжскому району ФИО7 подали в суд апелляционной инстанции. ФИО3 было подано заявление от 09.08.2018г. на получение сводки по исполнительному производству по всем исполнительным и предоставление письменной информации, о том с какой целью ему не перечислены денежные средства, взысканные с должника в 2014г.. На его заявление был получен ответ об отказе в получении сводок по исполнительному производству. ФИО3 полагает, что реальной причиной является то, что сводки по исполнительному производству оформляются только на неоконченные исполнительные производства. То есть по одному исполнительному листу на сумму в 10 266 руб.04 коп. по индексации за 2007-2009г. остаток задолженности в размере 9 516 руб. 04 коп. Не предоставление информации, нарушает права ФИО3, гарантированные ст. 24, 29 Конституции РФ. В соответствии со ст. 70 и 110 Закона «Об исполнительном производстве» взысканием является изъятие денежных средств у должника зачисление их на счет подразделения ФССП РФ в течение суток, распределение по исполнительным листам и перечисление на счет взыскателя в течении 5 суток со дня зачисления денежных средств на счет подразделения ФССП РФ. Просит суд признать незаконным бездействие начальника ОСП № 2 по Засвияжскому району г.Ульяновска ФИО4 и судебного пристава исполнителя ОСП № 2 по Засвияжскому району г.Ульяновска ФИО2 - не предоставление полной и достоверной информации.
Суд в качестве заинтересованного лица привлек ФИО8
В судебное заседание административный истец не явился, о месте и времени рассмотрения дела судом извещался в порядке ч. 1 ст. 96 КАС РФ.
Представитель УФССП России по Ульяновской области, действующий на основании доверенности ФИО1 в судебном заседании иск не признал. Полагал, что оснований для удовлетворения административного иска не имеется, просил в удовлетворении иска отказать.
Судебный пристав-исполнитель ОСП № 2 по Засвияжскому району г.Ульяновска ФИО2 в судебном заседании иск не признала. Полагала иск не подлежащим удовлетворению.
Административный ответчик - начальник ОСП № 2 по Засвияжскому району г.Ульяновска - ФИО4, в судебном заседании не присутствовала, просила рассмотреть административное дело в свое отсутствие.
Заинтересованное лицо - ФИО8 в судебном заседании не присутствовал, судом извещался о месте и времени судебного заседания.
Суд находит возможным рассмотреть данное дело при данной явке.
Выслушав пояснения явившихся сторон, исследовав материалы административного дела, материалы исполнительного производства №-СД, суд пришел к следующему.
Согласно ст.ст. 14, 62 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Статьей 360 КАС РФ установлено, что постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Аналогичная норма содержится в ч.1 ст.121 Федерального закона РФ от 02.10.2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», согласно которой постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
Административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (ч.3 ст. 129 КАС РФ). Аналогичная норма содержится в ст. 122 Федерального закона РФ от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Положениями статьи 2 Федерального закона «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель, в том числе принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Перечень исполнительных действий, совершаемых судебным приставом-исполнителем и направленных на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе, и мер принудительного исполнения, то есть действий, указанных в исполнительном документе, или действий, совершаемых судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу, определен нормами главы 7 Федерального закона «Об исполнительном производстве».
Полномочия судебных приставов-исполнителей определяются настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "О судебных приставах" и иными федеральными законами.
Судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций (часть 1 статьи 13 Закона № 118-ФЗ).
Исполнительное производство осуществляется на принципах законности, своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения (статья 4 указанного Федерального закона).
Статья 45 Конституции Российской Федерации закрепляет государственные гарантии защиты прав и свобод (ч.1) и право каждого защищать свои права всеми не запрещёнными законом способами (ч.2).
Согласно ст.46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Исходя из содержания п.28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 г., № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», а также положений п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ, действия могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В ходе рассмотрения дела установлено, что административный истец ФИО3 является взыскателем по исполнительному производству о взыскании с ФИО8 в его пользу денежных средств (основной долг, а также индексация присужденных судом сумм).
В связи с утратой и последующим восстановлением исполнительных документов, сводному исполнительному производству был присвоен номер №-СД, находилось на исполнении в ОСП № 2 по Засвияжскому району г. Ульяновска УФССП России по Ульяновской области.
Судом также установлено, что судебным приставом-исполнителем ОСП № 2 по Засвияжскому району г. Ульяновска УФССП России по Ульяновской области ФИО2, в рамках сводного исполнительного производства №-СД вынесены постановления от 25.07.2018 года об окончании следующих исполнительных производств о взыскании денежных средств с ФИО8 в пользу ФИО3: №-ИП от 01.04.2010 г., остаток задолженности по исполнительному производству составляет 6 272 руб.10 коп., №-ИП от 01.04.2010 г., остаток задолженности по исполнительному производству составляет 10 516 руб. 04 коп., №-ИП от 10.08.2015 г., остаток задолженности по исполнительному производству составляет 18 558 руб. 96коп., №-ИП от 10.08.2015 г., остаток задолженности по исполнительному производству составляет 2 298 руб. 36 коп., №-ИП от 01.03.2010 г., остаток задолженности по исполнительному производству составляет 37 025 руб. 28 коп., №-ИП от 10.08.2015 г., остаток задолженности по исполнительному производству составляет 19 172 руб. 26 коп., №-ИП от 10.08.2015 г., остаток задолженности по исполнительному производству составляет 2 570 руб. 49 коп., №-ИП от 10.08.2015 г., остаток задолженности по исполнительному производству составляет 10 244 руб. 82 коп., №-ИП от 05.12.2017 г., остаток задолженности по исполнительному производству составляет 8 387 руб. 67 коп.
К каждому из данных постановлений имеются акты от 25.07.2018 года, вынесенные судебным приставом-исполнителем ОСП № 2 по Засвияжскому району г.Ульяновска ФИО2 о наличии обстоятельств, в соответствии с которыми исполнительный лист возвращается взыскателю.
Данные акты в соответствии с ч.2 ст.46 Федерального закона «Об исполнительном производстве» утверждены начальником отдела – старшим судебным приставом ОСП № 2 по Засвияжскому району г. Ульяновска УФССП России по Ульяновской области ФИО4
Как следует из данных документов, исполнительные производства были окончены по основаниям п. 3 части 1 ст. 46 Федерального закона от 02 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в связи с тем, что у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.
В рамках данного исполнительного производства сторона взыскателя - ФИО3 09.08.2018г. обратился в ОСП №2 по Засвияжскому району г.Ульяновска с заявлением о выдачи сводки по сводному исполнительному производству от 01.03.2010г. по всем исполнительным листам к должнику ФИО8. Требовал предоставить в письменном виде информацию о том, с какой целью ему не перечислены взысканные с должника денежные средства в 2014 году.
Данное заявление поступило в ОСП №2 по Засвияжскому району г.Ульяновска 14.08.2018г., о чем имеется соответствующая отметка ОСП.
27.08.2018г. судебным приставом исполнителем ОСП №2 по Засвияжскому району г.Ульяновска ФИО2 был ответ на заявление ФИО3, в котором сообщает, что на депозитном счете ОСП №2 по Засвияжскому району г.Ульяновска УФССП России по Ульяновской области, денежные средства, по сводному исполнительному производству №-СД, отсутствуют. Также же, указывает, что в соответствии с ч.1 ст. 50 ФЗ «Об исполнительном производстве№, стороны исполнительного производства вправе знакомиться с материалами исполнительного производства.
Конституция Российской Федерации, закрепляя право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст.33), одновременно возлагает обязанность на государственные органы и органы местного самоуправления по его реализации и защите (ст.2, п.«б» ст.72).
Принципы правового регулирования правоотношений, связанных с реализацией права граждан на обращение, определены Федеральным законом от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
В соответствии с ч.3 ст.5 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» гражданин при рассмотрении его обращения имеет право получать письменный ответ по существу поставленных вопросов либо уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных вопросов.
В силу ч.1 ст. 12 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи. Согласно ч.2 ст.1 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», установленный данным Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.
Отношения участников исполнительного производства регулируются Федеральным законом от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», который является специальным по отношению к порядку, установленному Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ.
Порядок рассмотрения обращений граждан и представителей организаций регламентирован разделом 15 Приказа ФССП России от 10.12.2010 № 682 «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов», согласно которому работа с предложениями, заявлениями и жалобами граждан ведется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 №1316 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов», Типовым регламентом внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2005 № 452, настоящей Инструкцией.
В соответствии с Приказом ФССП России от 10.12.2010 № 682 «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов», в структурном подразделении территориального органа Службы служебные письма, направляемые в аппарат управления и в другие структурные подразделения территориального органа ФССП России, в районные подразделения территориальных органов иных органов государственной власти, в органы власти муниципального образования, ответы на обращения граждан и представителей организаций подписывает начальник отдела - старший судебный пристав или должностное лицо, исполняющее его обязанности, или его заместители в соответствии с распределением обязанностей по направлениям деятельности.
Проверяя доводы административного истца, изучив ответ СПИ ОСП №2 по Засвияжскому району г.Ульяновска от 27.08.2018г. на вышеуказанное обращение, суд приходит к выводу, что сообщение мотивировано, основано на материалах проверки, подготовлено уполномоченным должностным лицом, в пределах своей компетенции и направлено заявителям в установленный законом срок.
Доводы административного истца о нарушении его права не нашли своего подтверждения. Доказательств обратного, судом не установлено.
При таких обстоятельствах судом не установлено незаконного бездействия заместителя начальника отдела судебных приставов № 2 по Засвияжскому району г.Ульяновска УФССП России по Ульяновской области - ФИО4, судебного пристава -исполнителя ОСП № 2 по Засвияжскому району г.Ульяновска УФССП России по Ульяновской области - ФИО2
Оснований для предоставления заявленных административными истцами сведений не имеется.
Таким образом, административные исковые требования ФИО3 к начальнику отдела судебных приставов № 2 по Засвияжскому району г.Ульяновска УФССП России по Ульяновской области – ФИО4, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области, судебном приставу-исполнителю отдела судебных приставов №2 по Засвияжскому району г.Ульяновска УФССП России по Ульяновской области ФИО2 о признании бездействия незаконным, удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст.176-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административных исковых требований ФИО3 к начальнику отдела судебных приставов № 2 по Засвияжскому району г.Ульяновска Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области – ФИО4, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области, судебном приставу-исполнителю отдела судебных приставов №2 по Засвияжскому району г.Ульяновска Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области ФИО2 о признании бездействия незаконным, отказать.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Засвияжский районный суд г.Ульяновска в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Н.А. Лисова