дело №2а-469/2021
УИД:23RS0003-01-2020-007677-66
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
город-курорт Анапа "16" февраля 2021 года
Анапский городской суд Краснодарского края в составе:
судьи Аулова А.А.
при секретаре Засеевой О.В.
с участием: административного истца Кондаковой Н.А. и её представителя Арутюнян С.И., действующей на основании доверенности 23АВ 0770820 от 09 сентября 2020 года,
представителя административного ответчика – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю Кудряшовой Р.Т., действующей на основании доверенности №383 от 22 декабря 2020 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Кондаковой Н.А. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю о признании решения незаконным и возложении обязанности совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Кондакова Н.А. обратилась в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю о признании решения незаконным и возложении обязанности совершать определенные действия, сославшись на то, что на основании постановлений главы администрации Анапского района №426 от 04 декабря 1992 года и №472 от 23 декабря 1992 года она является собственником земельного участка, общей площадью 510 кв.м., с кадастровым номером №, с видом разрешенного использования – для садоводства и огородничества, расположенного по адресу: <адрес>. На указанном земельном участке также расположены принадлежащие ей на праве собственности жилой дом и хозблок. При этом постановлением администрации муниципального образования город-курорт Анапа №981 от 08 мая 2020 года ей было предоставлено разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка, общей площадью 510 кв.м., с кадастровым номером №, с видом разрешенного использования – для садоводства и огородничества, расположенного по адресу: <адрес> - "магазины" код 4.4. В связи с чем она обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю с заявлением об изменении вида разрешенного использования принадлежащего ей земельного участка с "для садоводства и огородничества" на другой вид разрешенного использования - "магазины" код 4.4. Однако ею было получено уведомление Анапского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю №23-0-1-47/3001/2020-414 от 22 мая 2020 года о приостановлении государственного кадастрового учета в отношении указанного земельного участка на основании пункта 24 статьи 54 Федерального закона от 29 июля 2017 года "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" №217-ФЗ, согласно которого изменение вида разрешенного использования отдельных садовых или огородных земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного созданному до дня вступления в силу настоящего Федерального закона садоводческому или огородническому некоммерческому объединению граждан (за исключением случаев, если такое некоммерческое объединение ликвидировано или исключено из Единого государственного реестра юридических лиц как недействующее), не допускается. В связи с чем ею в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю было направлено заявление, в котором она указала, что земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, не был образован из участка СОТ "Колос", а предоставлен именно ей. Впоследствии ею было получено уведомление Анапского городского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю №23-0-1-47/3001/2020-414/1 от 24 октября 2020 года об отказе в государственном кадастровом учете указанного земельного участка по тем основаниям, что изменение вида разрешенного использования земельного участка с "для садоводства и огородничества" на вид разрешенного использования - "магазины" не представляется возможным. В случае прекращения существования СОТ "Колос" изменение вида разрешенного использования возможно в случае предоставления документа, подтверждающего, что такое некоммерческое объединение ликвидировано или исключено из Единого государственного реестра юридических лиц, как недействующее. Однако указанный отказ является незаконным, поскольку в данном случае применения положений пункта 24 статьи 54 Федерального закона от 29 июля 2017 года №217-ФЗ не допускается, так как указанной нормой регулируется изменение вида разрешенного использования земельного участка садовых или огородных земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного созданному до дня вступления в силу указанного Федерального закона садоводческому или огородническому некоммерческому объединению граждан. Вместе с тем, принадлежащий ей на праве собственности земельный участок не был образован из земельного участка СОТ "Колос", земельный участок изначально был выделен ей на основании постановления главы администрации Анапского района №472 от 23 декабря 1992 года. Кроме того, постановлением администрации муниципального образования город-курорт Анапа №981 от 08 мая 2020 года ей было предоставлено разрешение на условно разрешенный вид использования принадлежащего ей земельного участка с видом разрешенного использования - "для садоводства и огородничества" - "магазины" код 4.4, что соответствует сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования город-курорт Анапа в отношении принадлежащего ей земельного участка, расположенного в зоне СХ-2 и предусматривающего условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером № "магазины" код 4.4. Таким образом, отказ в государственном кадастровом учете нарушает ее права, свободы и законные интересы. В связи с чем административный истец Кондакова Н.А. обратилась в суд с настоящими административными исковыми требованиями и просит признать незаконными решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю в виде уведомлений №23-0-1-47/3001/2020-414 от 22 мая 2020 года и №23-0-1-47/3001/2020-414/1 от 24 октября 2020 года в отношении земельного участка, общей площадью 510 кв.м., с кадастровым номером №, с видом разрешенного использования – для садоводства и огородничества, расположенного по адресу: <адрес> обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю в лице Анапского отдела устранить нарушения ее прав и законных интересов путем осуществления государственного кадастрового учета изменения вида разрешенного использования земельного участка, общей площадью 510 кв.м., с кадастровым номером №, с видом разрешенного использования – для садоводства и огородничества, расположенного по адресу: <адрес>, на другой вид разрешенного использования - "магазины" код 4.4.
Административный истец Кондакова Н.А. и ее представитель Арутюнян С.И. в судебном заседании заявленные административные исковые требования поддержали по изложенным доводам и основаниям.
Представитель административного ответчика - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю Кудряшова Р.Т. в судебном заседании заявленные административные исковые требования не признала, сославшись на то, что административный истец Кондакова Н.А. 15 мая 2020 года обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю с заявлением о государственном кадастровом учете в связи с изменением дополнительных характеристиках – вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>, с "для садоводства и огородничества" на "магазины", предоставив постановление администрации муниципального образования город-курорт Анапа о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования №981 от 08 мая 2020 года, сведения информационной системы обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования город-курорт Анапа от 15 октября 2019 года, декларация о выбранном виде разрешенного использования земельного участка от 15 мая 2020 года. 22 мая 2020 года осуществление действий по государственному кадастровому учету были приостановлены до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении до 22 августа 2020 года, поскольку в соответствии с пунктом 24 статьи 54 Федерального закона от 29 июля 2017 года №217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" изменение вида разрешенного использования отдельных садовых или огородных земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного созданному до дня вступления в силу настоящего ФЗ садоводческому или огородническому некоммерческому объединению граждан (за исключением случаев, если такое некоммерческое объединение ликвидировано или исключено из Единого государственного реестра юридических лиц как недействующее), не допускается, в связи с чем изменение вида разрешенного использования земельного участка не представляется возможным. При этом административному истцу Кондаковой Н.А. в целях устранения причин, послуживших основанием для приостановления действий по государственному кадастровому учету, было рекомендовано предоставить декларацию о выбранном виде разрешенного использования земельного участка, не противоречащего требованиям пункта 24 статьи 54 приведенного Федерального закона. 24 октября 2020 года в соответствии с положениями статьи 27 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в осуществлении государственного учета в связи с изменением дополнительных характеристик – вида разрешенного использования с "для садоводства и огородничества" на "магазины" в отношении земельного участка по адресу: <адрес>, органом регистрации прав отказано. Кроме того, в силу пункта 1 статьи 1 ФЗ от 24 июля 2002 года №101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" действие ФЗ не распространяется на относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения садовые, огородные земельные участки, земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, гаражного строительства, а также на земельные участки, на которых расположены объекты недвижимого имущества. Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом РФ. Согласно положений статей 7, 77, 79 Земельного кодекса РФ, статьи 36 Градостроительного кодекса РФ для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие этого они не могут быть изменены. Запрет на установленные градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства, а также применение порядка принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренного ФЗ от 29 декабря 2004 года №191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ". Иного федерального закона, регламентирующего использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются и определяется порядок проведения зонирования территорий, не имеется, что означает невозможность изменения вида разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения и действие принципа сохранения целевого использования данных земельных участков, закрепленного пп.1 пункта 3 статьи 1 ФЗ от 24 июля 2002 года №101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". До принятия специального законодательства о зонировании территорий для сельскохозяйственных угодий установлен особый правовой режим, имеющий целью охрану указанных земель и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота, осуществления их застройки. Таким образом, изменение вида разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию. Данный перевод допускается в исключительных случаях, перечисленных в части 1 статьи 7 ФЗ от 21 декабря 2004 года №172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", в том числе связанных с установлением или изменением черты населенных пунктов. Особенности перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов путем включения земельного участка в границы населенного пункта либо исключения из границ населенного пункта предусмотрены статьей 4.1 ФЗ от 29 декабря 2004 года №191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ". До перевода земель в другую категорию в действующем законодательстве РФ отсутствуют основания для изменения вида разрешенного использования земель сельскохозяйственного угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а также земельных участков сельскохозяйственного назначения, предоставленных для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства, крестьянского (фермерского) хозяйственного и личного подсобного хозяйства гражданам и их объединениям. Таким образом, оспариваемые решения от 22 мая 2020 года и от 24 октября 2020 года основаны на изложенных земельного и градостроительного законодательства и соответствуют требованиям ФЗ от 13 июля 2015 года №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". Осуществление органом регистрации прав действий по государственному кадастровому учету в связи с изменением дополнительных характеристик – вида разрешенного использования с "для садоводства и огородничества" на "магазины" в отношении земельного участка с кадастровым номером №, относящегося к категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: <адрес>, противоречило бы требованиям земельного и градостроительного законодательства. Вместе с тем, доказательств осуществления в порядке, установленным ФЗ от 21 декабря 2004 года №172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", перевода земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в земли иной категории материалы административного дела не содержат. В связи с чем просила в удовлетворении заявленных административных исковых требований отказать.
Представитель заинтересованного лица - СОТ "Колос" в судебное заседание не явился, в судебное заседание не явился, судебное извещение о дате, времени и месте судебного заседания, назначенного на 16 февраля 2021 года, было направлено заинтересованному лицу по месту нахождения по адресу: Анапский район, <адрес> и впоследствии возвращено в адрес суда с отметкой почтового отделения связи - "истек срок хранения" в связи с неявкой адресата за получением корреспонденции, несмотря на извещение заинтересованного лица о ее поступлении, и истечении в связи с этим сроков хранения, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором №
Также 25 января 2021 года информация о дате, времени и месте судебного заседания была до сведения лиц, участвующих в деле, путём размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте Анапского городского суда Краснодарского края по адресу: anapa-gor.krd.sudrf.ru, что подтверждается отчётом о размещении на официальном сайте суда сведений по делу №2а-469/2021 на бумажном носителе.
Процедура доставки почтовых отправлений (включая заказные письма разряда "Судебное") прописана в Правилах оказания услуг почтовой связи, утв. Приказом Минкомсвязи России от 31 июля 2014 года №234, а также в Порядке приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений (редакция №2), утвержденном Приказом ФГУП "Почта России" от 07 марта 2019 года №98-п.
Исходя из содержания пункта 34 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Приказом Минкомсвязи России от 31 июля 2014 года №234 (в редакции Приказа Минкомсвязи России от 13 ноября 2018 года №619), письменная корреспонденция и почтовые переводы при невозможности их вручения (выплаты) адресатам (их уполномоченным представителям) хранятся в объектах почтовой связи места назначения в течение 30 дней, иные почтовые отправления - в течение 15 дней, если более длительный срок хранения не предусмотрен договором об оказании услуг почтовой связи. Почтовые отправления разряда "судебное" и разряда "административное" при невозможности их вручения адресатам (их уполномоченным представителям) хранятся в объектах почтовой связи места назначения в течение 7 дней.
Почтовые отправления разряда "Судебное" при невозможности их вручения адресатам (их уполномоченным представителям) хранятся в объектах почтовой связи места назначения в течение 7 дней (пункт 11.1 Порядка приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений).
При исчислении срока хранения почтовых отправлений разряда "судебное" день поступления и возврата почтового отправления, а также нерабочие праздничные дни, установленные трудовым законодательством РФ, не учитываются (пункт 34 Правил, абзац 5 пункта 11.1 Порядка приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений.
Помимо сведений о направлении ответчику извещений на почтовом конверте, суды принимают во внимание аналогичную информацию, размещенную на официальном сайте ФГУП "Почта России" (https://www.pochta.ru/).
Применительно к правилам части 2 статьи 100 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации отказ в получении почтовой корреспонденции, о чем свидетельствует его возврат по истечении срока хранения, следует считать надлежащим извещением о слушании дела.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года №36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", по смыслу пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации извещения, с которыми закон связывает правовые последствия, влекут для соответствующего лица такие последствия с момента доставки извещения ему или его представителю.
Извещение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Изложенные правила подлежат применению, в том числе к судебным извещениям и вызовам (глава 9 КАС РФ), если законодательством об административном судопроизводстве не предусмотрено иное.
Возвращение в суд неполученного лицом, участвующим в деле заказного письма с отметкой "по истечении срока хранения" не противоречит действующему порядку вручения заказных писем и расценивается судом в качестве надлежащей информации органа связи о неявке адресата за получением судебного документа.
Таким образом, суд учитывая, что явка представителя указанного лица не является обязательной, учитывая надлежащее извещение заинтересованного лица, способом, предусмотренным ст.96 КАС РФ, а также принимая во внимание положения ст.150 КАС РФ, в соответствии с которой неявка лиц, участвующих в деле, не является препятствием к рассмотрению и разрешению дела, суд полагает возможным рассмотреть настоящее административное дело в отсутствие представителя указанного заинтересованного лица.
Заслушав административного истца Кондакову Н.А. и её представителя Арутюнян С.И., представителя административного ответчика – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю Кудряшову Р.Т., исследовав письменные материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований по следующим основаниям.
Согласно статье 46 (часть 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии со статьей 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Как следует из материалов дела, на основании постановлений администрации Анапского района Краснодарского края №426 от 04 декабря 1992 года и №472 от 23 декабря 1992 года "О передаче земельных участков для садоводства и огородничества в собственность граждан в СОТ "Колос" в соответствии со ст.7 Земельного кодекса РСФСР ранее предоставленные земельные участки переданы в бесплатную собственность граждан согласно приложения, в котором под номером "235" значится М. Н.Г.
Согласно свидетельства о праве собственности на земельный участок № от 02 февраля 1993 года М. Н.Г. на основании постановления администрации Анапского района №472 от 23 декабря 1992 года принадлежал земельный участок, площадью 0,5га., расположенный по адресу: <адрес>
Кондаковой Н.А. на основании договора купли-продажи земельного участка от 13 октября 2016 года принадлежит на праве собственности земельный участок, площадью 510 кв.м., с кадастровым номером №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования – для садоводства и огородничества, расположенный по адресу: <адрес>, о чем 14 октября 2016 года составлена запись государственной регистрации права № что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество от 14 октября 2016 года.
Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости № от 18 сентября 2019 года Кондаковой Н.А. на праве собственности принадлежит жилой дом, площадью 184,7 кв.м., с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>
Кондаковой Н.А. на праве собственности принадлежит на праве собственности нежилое здание, площадью 43,8 кв.м., с кадастровым номером №, наименование: хозяйственный блок, расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимого имущества № от 18 сентября 2019 года.
Таким образом, земельный участок, принадлежащий административному истцу Кондаковой Н.А., предоставлен из земельного участка, составляющего территорию СОТ "Колос", поскольку право собственности первоначального собственника земельного участка М. Н.Г. было зарегистрировано на основании постановления администрации Анапского района №472 от 23 декабря 1992 года о передаче ранее предоставленных земельных участков для садоводства и огородничестве в СОТ "Колос" в собственность граждан.
Постановлением администрации муниципального образования город-курорт Анапа №981 от 08 мая 2020 года предоставлено разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка, общей площадью 510 кв.м., с видом разрешенного использования - "для садоводства и огородничества", расположенного по адресу: <адрес>№) - "магазины" код 4.4.
Уведомлением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю №23/20-90540 от 22 мая 2020 года приостановлено осуществление государственного кадастрового учета по заявлению Кондаковой Н.А., начиная с 22 мая 2020 года, в связи с изменением дополнительных характеристик в отношении земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу<адрес>, по тем основаниям, что в соответствии с пунктом 24 статьи 54 ФЗ от 29 июля 2017 года №217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" изменение вида разрешенного использования отдельных садовых или огородных земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного созданному до дня вступления в силу настоящего ФЗ садоводческому или огородническому некоммерческому объединению граждан (за исключением случаев, если такое некоммерческое объединение ликвидировано или исключено из Единого государственного реестра юридических лиц как недействующее), не допускается. В данном случаем вид разрешенного использования земельному участку с кадастровым номером № с "для садоводства и огородничества" на "магазины" изменить не представляется возможным. Заявителю Кондаковой Н.А. в целях устранения причин приостановления предложено предоставить декларацию о выбранном виде разрешенного использования земельного участка, не противоречащий требованиям ст.54 ФЗ от 29 июля 2017 года №217-ФЗ.
Уведомлением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю №23-0-1-47/3001/2020-414/1 от 24 октября 2020 года Кондаковой Н.А. отказано в государственном кадастровом учете в отношении объектов недвижимости, расположенных в пределах кадастрового квартала (смежных кадастровых кварталов) №, в частности, вид разрешенного использования земельному участку с кадастровым номером № с "для садоводства и огородничества" на "для садоводства и огородничества, магазины" изменить не представляется возможным, поскольку на основании статьи 27 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в соответствии с пунктом 24 статьи 54 Федерального закона от 29 июля 2017 года №217 ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" изменение вида разрешенного использования отдельных садовых или огородных земельных участков, образованных: из земельного участка, предоставленного созданному до дня вступления в силу указанного федерального закона садоводческому или огородническому некоммерческому объединению граждан (за исключением случаев, если такое некоммерческое объединение ликвидировано или исключено из единого государственного реестра огороднических лиц как недействующее), не допускается.
Согласно части 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года №137 ФЗ "О введении в действие земельного кодекса Российской Федерации" государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 года №122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Федеральный закон от 15 апреля 1998 года №66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" регулировал отношения, возникшие в связи с ведением гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд до 01 января 2019 года.
Садовый земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений).
Таким образом, Закон об СНТ ограничивал виды деятельности и использования земельных участков на территории садоводческого товарищества и допускал использование земельных участков только исключительно для целей садоводства.
С 01 января 2019 года вступил в силу Федеральный закон от 29 июля 2017 года №217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", который регулирует отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд (ч.1 ст.1 Закона №217-ФЗ).
Согласно пункта 8 статьи 3 Федерального закона от 29 июля 2017 года №217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" территория ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд - территория, границы которой определяются в соответствии с утвержденной в отношении этой территории документацией по планировке территории.·
В силу пункта 1 статьи 3 приведенного Закона садовый земельный участок - земельный участок, предназначенный для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей.
В силу части 24 статьи 54 Федерального закона от 29 июля 2017 года №217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" изменение вида разрешенного использования отдельных садовых или огородных земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного созданному до дня вступления в силу Закона №217-ФЗ садоводческому или огородническому некоммерческому объединению граждан (за исключением случаев, если такое некоммерческое объединение ликвидировано или исключено из единого государственного реестра юридических лиц как недействующее), не допускается.
Пунктом 28 статьи 54 Федерального закона от 29 июля 2017 года №217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определено, что в случае, если отсутствует утвержденная документация по планировке территории, определяющая границы территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, территория ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд определяется:
в соответствии с проектом организации и застройки территории, утвержденным по ходатайству некоммерческой организации, указанной в части 1 настоящей статьи, или иного документа, на основании которого осуществлено распределение садовых или огородных земельных участков между членами указанной организации;
при отсутствии документов, указанных в пункте 1 настоящей части, в соответствии с границами земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу Закона об СНТ некоммерческой организации, указанной в части 1 настоящей статьи, или организации, при которой указанная организация была создана для ведения гражданами садоводства, огородничества или дачного хозяйства.
Таким образом, согласно указанной норме, исключение из установленного запрета возможно только в случае ликвидации СОТ (СНТ) или исключения его из Единого государственного реестра юридических лиц, как недействующего,
Вместе с тем, согласно общедоступных сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" СОТ "Колос" является действующим юридическим лицом.
В границы территории садоводства или огородничества не могут быть включены земельные участки и территории общего пользования, определенные в соответствии с земельным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности, а также иные участки, включение которых в границы территории садоводства или огородничества не допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч.7 ст.23 Закона №217-ФЗ).
Как было указано выше, земельный участок, площадью 510 кв.м., с кадастровым номером №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования – для садоводства и огородничества, расположенный по адресу: <адрес>, образован из земель садоводческого некоммерческого товарищества и входит в состав территории СОТ "Колос", а, следовательно, находится на территории ведения гражданами садоводства для собственных нужд, что также подтверждается сведениями кадастрового учета, находящихся в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте Росреестра "Публичная кадастровая карта".
Таким образом, изменение вида разрешенного использования указанного земельного участка возможно в случае исключения земельного участка из территории ведения садоводства (ч.4 ст.23 Закона №217 ФЗ) либо после ликвидации СОТ "Колос" (часть 24 статьи 54 Закона №217-ФЗ).
Кроме того, частью 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Согласно сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования город-курорт Анапа земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, в соответствии с правилами землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Анапа расположен в зоне сельскохозяйственного производства СХ-2 и имеет основные виды разрешенного использования: "ведение садоводства, ведение огородничества", а также условно разрешенные виды использования, в том числе "магазины".
Вместе с тем, само по себе наличие условно разрешенного вида использования земельного участка - "магазины" не влечет изменение вида разрешенного использования, поскольку земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> должен использоваться в соответствии с исторически сложившимся видом разрешенного использования - "для ведения садоводства" и в соответствии с требованиями Закона №217-ФЗ.
В силу положений статей 218, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации удовлетворение требований, рассматриваемых в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, возможно лишь при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности действий (бездействия) должностного лица (незаконности принятого им или органом постановления) и реального нарушения при этом прав заявителя.
Между тем, установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о том, что совокупность таких условий, как несоответствие оспариваемого бездействия (решения) требованиям закона и нарушение этим бездействием (решением) прав и свобод административного истца в данном случае отсутствует, при этом сама по себе иная оценка административным истцом и его представителем норм действующего законодательства не может служить основанием к признанию незаконным решения административного ответчика, в связи с чем суд находит решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка обоснованным и соответствующим требованиям действующего законодательства и не находит оснований для удовлетворения заявленных Кондаковой Н.А. административных исковых требований.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований Кондаковой Н.А. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю о признании решения незаконным и возложении обязанности совершить определенные действия - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Краснодарского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Анапский городской суд.
Судья:
Мотивированное решение суда изготовлено 26 февраля 2021 года