02 октября 2018 года г. Выборг
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Выборгский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Киселевой С.Н.
при секретаре Марковой О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Скалыга В.И. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права собственности и обязании произвести регистрацию права собственности,
УСТАНОВИЛ:
административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права собственности и обязании произвести регистрацию права собственности.
В обоснование требований административный истец указал, что на основании решения Приморского районного суда гор. Санкт-Петербурга от 10 июля 2017 года по делу № 2-4149/2017 является собственником земельного участка площадью *** кв.м., кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>.
15 мая 2018 года Скалыга В.И. обратился в Управление Росреестра по Ленинградской области с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок.
Решением Управления Росреестра по Ленинградской области от 25 мая 2018 года № 47/115/010/2018-3165 Скалыга В.И. отказано в государственной регистрации права собственности на земельный участок площадью *** кв.м., кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>.
С данным отказом Скалыга В.И. не согласился. Ссылаясь на Конституцию Российской Федерации, пп. 5 п. 1 ст. 1, п. 2 ст. 5, п. 3 ст. 15, абз. 4 п. 4 ст. 35 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), ст. 238, абз. 1 ст. 1181, п. 4 ст. 1152, абз. 2 п. 1 ст. 1224 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) полагает, что в вопросе наследования иностранные граждане имеют равные права и свободы с россиянами. Считает, что иностранные граждане, в том числе ***, вправе наследовать земельный участок, на котором расположен жилой дом, принадлежащий наследодателю. При этом, в соответствии со ст. 238 ГК РФ право собственности должно быть прекращено в течение года с момента возникновения указанного права.
Административный истец просит суд признать незаконным решение Управления Росреестра по Ленинградской области от 25 мая 2018 года № 47/115/010/2018-3165 об отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок площадью *** кв.м., кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>, и обязать Управление Росреестра по Ленинградской области после вынесения решения суда в течение месяца осуществить государственную регистрацию права собственности Скалыга В.И. на земельный участок площадью *** кв.м., кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>.
Лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом уведомленными о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились, об отложении слушания дела не просили. Суд на основании ст. 150 КАС РФ считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд, исследовав материалы дела, находит требования Скалыга В.И. подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости урегулированы Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Федеральный закон № 218-ФЗ).
Так, ч. 1 ст. 21 Федерального закона № 218-ФЗ предусмотрено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Основания для приостановления осуществления государственной регистрации прав по решению регистратора прав определены в ч. 1 ст. 26 Федерального закона № 218-ФЗ.
Так, согласно п. п. 1, 7 ч. 1 ст. 26 Федерального закона № 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если:
1) лицо, указанное в заявлении в качестве правообладателя, не имеет права на такой объект недвижимости и (или) не уполномочено распоряжаться правом на такой объект недвижимости;
7) форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
В соответствии со ст. 27 Федерального закона № 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
В ч. 3 ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.
Перечень приграничных территорий, на которых иностранные граждане не могут обладать на праве собственности земельными участками утвержден Указом Президента Российской Федерации от 09 января 2011 года № 26.
В соответствии с пунктом 238 Указа Президента РФ от 9 января 2011 года № 26 «Об утверждении перечня приграничных территорий, на которые иностранные граждане не могут обладать на праве собственности земельными участками» муниципальное образование «Выборгский район» Ленинградской области, в состав которого входит МО «Приморское городское поселение», является приграничной территорией.
Порядок прекращения права собственности лица на имущество, которое не может ему принадлежать, определен статьей 238 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Так, в соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 238 ГК РФ если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок.
В случаях, когда имущество не отчуждено собственником в сроки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, такое имущество, с учетом его характера и назначения, по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определенной судом. При этом вычитаются затраты на отчуждение имущества.
Из материалов дела следует, что решением Приморского районного суда г. Санкт-Петербурга от 10 июля 2017 года по гражданскому делу № 2-4149/2017 за Скалыга В.И., гражданином Украины, признано право собственности на земельный участок, площадью *** кв.м., кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>.
15 мая 2018 года Скалыга В.И., являясь гражданином ***, обратился с заявлением, в Управление Росреестра по Ленинградской области (Выборгский отдел) о государственной регистрации права собственности на земельный участок площадью *** кв.м., кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес> представив вступившее в законную силу решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 10 июля 2017 года по названному гражданскому делу № 2-4149/2018.
28 августа 2018 года Управлением Росреестра по Ленинградской области представитель К.Н.В. уведомлена об отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок по основаниям п. п. 1, 7 ч. 1 ст. 26 Федерального закона № 218-ФЗ, ссылаясь на положения п. п. 1, 3 ст. 129 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 3 ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации, Указ Президента РФ от 09 января 2011 года № 26 «Об утверждении перечня приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица, без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками», а также на наличие ограничений в осуществлении прав землепользования для иностранных граждан и организаций в отношении спорного земельного участка.
Как следует из представленных документов, единственным основанием для отказа в государственной регистрации права явилось то обстоятельство, что Скалыга В.И. являясь иностранным гражданином, не мог обладать правом собственности на земельный участок, расположенный в приграничной зоне в силу положений ч. 3 ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации, Указа Президента Российской Федерации от 09 января 2011 года № 26 «Об утверждении перечня приграничных территорий, на которых иностранные граждане не могут обладать на праве собственности земельными участками».
Между тем, изложенные обстоятельства в соответствии со ст. ст. 26, 27 Федерального закона № 218-ФЗ не являются правовыми основаниями для отказа в государственной регистрации права; ссылка при этом на наличие оснований для отказа в государственной регистрации права, предусмотренных пп. 1.7 ч. 1 ст. 26, ст. 27 Федерального закона № 218-ФЗ по существу является неправомерной, так как административным истцом в Управление Росреестра по Ленинградской области было представлено вступившее в законную силу решение суда о признании за Скалыга В.И. права собственности на земельный участок.
Наличие данных обстоятельств является основанием для применения в установленном порядке положений ст. 238 ГК РФ о прекращении права собственности лица на имущество, которое не может ему принадлежать. Однако реализация положений ст. 238 ГК РФ возможна только при условии, что регистрация права собственности осуществлена в соответствии с требованиями Федерального закона № 218-ФЗ.
Так как приведенное выше обстоятельство явилось единственным основанием для отказа в государственной регистрации права, то в соответствии со ст. 227 КАС РФ в целях восстановления нарушенного права надлежит обязать Управление Росреестра в течение месяца после решения суда в законную силу осуществить государственную регистрацию права собственности административного истца на названный земельный участок.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 177, 178-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Скалыга В.И. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права собственности и обязании произвести регистрацию права собственности удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Управления Росреестра по Ленинградской области от 25 мая 2018 года № 47/115/010/2018-3165 об отказе Скалыга В.И. в государственной регистрации права собственности на земельный участок площадью *** кв.м., кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>.
Обязать Управление Росреестра по Ленинградской области в течение месяца после вступления решения суда в законную силу осуществить государственную регистрацию права собственности Скалыга В.И.,Дата года рождения, ***, уроженца на земельный участок площадью *** кв.м., кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>.
На решение суда в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме может быть подана апелляционная жалоба в Ленинградский областной суд через Выборгский городской суд Ленинградской области.
Председательствующий подпись
Мотивированное решение изготовлено 08 октября 2018 года.
Председательствующий подпись
Копия верна
Судья Выборгского городского суда С.Н. Киселева
Секретарь О.В. Маркова
На _________________________решение не вступило в законную силу.
Судья Выборгского городского суда С.Н. Киселева
Секретарь О.В. Маркова