ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4016/2023 от 31.08.2023 Советского районного суда г. Казани (Республика Татарстан)

16RS0<номер изъят>-63

СОВЕТСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД

ГОРОДА КАЗАНИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

П. Лумумбы ул., <адрес изъят>, 420081, тел. <номер изъят>, http://sovetsky.tat.sudrf.ru е-mail: sovetsky.tat@sudrf.ru

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес изъят> Дело <номер изъят>а-4016/23

<дата изъята>

Советский районный суд <адрес изъят> Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Бусыгина Д.А.

с участием представителя административного истца ФИО3

представителя административных соответчиков МКУ «Управление архитектуры и градостроительства ИК МО <адрес изъят> и заместителя начальника МКУ «Управление архитектуры и градостроительства ИК МО <адрес изъят>ФИО1

представителя административного соответчика МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО <адрес изъят>» ФИО4

заинтересованного лица ФИО9

при секретаре ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску местной общественной организации офицеров запаса и в отставке <адрес изъят> к МКУ «Управление архитектуры и градостроительства ИК МО <адрес изъят>», заместителю начальника МКУ «Управление архитектуры и градостроительства ИК МО <адрес изъят>» ФИО1, МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО <адрес изъят>», председателю МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО <адрес изъят>» ФИО2, Исполнительному комитету муниципального образования <адрес изъят> о признании решений незаконными и понуждении к устранению допущенных нарушений, суд

У С Т А Н О В И Л:

Местная общественная организация офицеров запаса и в отставке <адрес изъят> (далее также - административный истец, Союз офицеров) обратилась в суд с вышеназванным административным иском указывая, что решением Советского районного суда <адрес изъят> по делу <номер изъят>а-2394/2021 от <дата изъята>, оставленным в силе кассационным определением Верховного Суда Российской Федерации от <дата изъята> установлено, что административному истцу для индивидуального жилищного строительства семьям офицеров и прапорщиков, уволенных в запас, на праве постоянного бессрочного пользования, на основании Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан <номер изъят> «Об изъятии и предоставлении в пользование земельного участка» от <дата изъята>, был предоставлен земельный участок, являющийся в настоящее время кадастровым кварталом 16:50:270101, что подтверждается государственным актом 1995 года, что в силу части 2 ст. 11.8 ЗК РФ повлекло возникновение соответственно права постоянного (бессрочного) пользования на образуемые земельные участки. Поскольку часть сформированных внутри исходного участка самостоятельных земельных участков распределены и предоставлены на праве собственности физическим лицам для индивидуального жилищного строительства, соответственно единственным возможным и законным способом является утверждение схем расположения испрашиваемых в заявлении участков с целью последующего предоставления их на праве аренды Союзу офицеров и предоставление в аренду оставшихся свободных земельных участков. В соответствии с землеустроительным делом 1999 года, в результате раздела было образовано 711 земельных участков под индивидуальное жилищное строительство (далее – ИЖС) площадью 87,07 га; 7 участков - нераспределенные между физическими лицами земли (участки <номер изъят> - <номер изъят> по землеустроительному делу 1999 года, площадью 32,8 га; и 1 участок отнесен к землям общего пользования (площадью 45,2 га). Впоследствии, начиная с 2012 года, 7 участков нераспределенных земель были разделены административным ответчиком на более мелкие участки, в результате чего и были образованы земельные участки, являющиеся предметом настоящего спора, на которые административный истец просит заключить договоры аренды, а именно: сорок один земельный участок, границы которых уточнены, общей площадью 8,3 га; шесть земельных участков, границы которых подлежат уточнению, общей площадью 7,7 га и неразграниченные земли кадастрового квартала 16:50:270101, общей площадью 2,3 га, из которых возможно образовать семнадцать земельных участков, для использования по целевому назначению – для предоставления под индивидуальное жилищное строительство семьям офицеров. Все испрашиваемые участки находятся в границах кадастрового квартала 16:50:270101, предоставленного административному истцу на праве постоянного бессрочного пользования в 1995 году для индивидуального жилищного строительства семьям офицеров и прапорщиков, уволенных в запас. <дата изъята> административный истец обратился в МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО <адрес изъят>» в соответствии с требованиями пп. 11 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ, с заявлением <номер изъят> о предоставлении земельных участков в аренду (в связи с тем, что границы сорока одного земельного участка уточнены). <дата изъята> административным истцом, в соответствии с требованиями статьи 39.14. Земельного кодекса РФ, в МКУ «Управление архитектуры и градостроительства ИК МО <адрес изъят>» были направлены на утверждение схемы расположения оставшихся свободных 6 (шести) земельных участков, которые предстоит образовать путем раздела с сохранением в измененных границах исходного земельного участка и 17 (семнадцати) земельных участков, образуемых из земель кадастрового квартала 16:50:270101 и заявление исх. <номер изъят> на утверждение схем расположения земельных участков в целях переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды. <дата изъята> решением Советского районного суда <адрес изъят> по делу <номер изъят>а-2394/2021 признаны незаконными отказы МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО <адрес изъят>» <номер изъят>/КЗИО-ИСХ от <дата изъята> и МКУ «Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования <адрес изъят>» исх. <номер изъят>-ИСХ/14638 от <дата изъята>, на административных ответчиков возложена обязанность повторно рассмотреть заявления административного истца о предоставлении земельных участков в аренду без проведения торгов и об утверждении схем расположения земельных участков. <дата изъята> кассационным определением Верховного Суда Российской Федерации решение Советского районного суда <адрес изъят> от <дата изъята> оставлено в силе. <дата изъята> административный истец обратился в МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО <адрес изъят>» с заявлением об устранении допущенных нарушений прав административного истца путем повторного рассмотрения заявления <номер изъят> от <дата изъята> и предоставления в аренду земельных участков, принадлежащих административному истцу на праве постоянного (бессрочного) пользования с 1995 года. Также, <дата изъята> административный истец обратился в МКУ «Управление архитектуры и градостроительства ИК МО <адрес изъят>» с заявлением об устранении допущенных нарушений прав административного истца путем повторного рассмотрения и утверждения схем расположения земельных участков, предоставленных вместе с заявлением <номер изъят> от <дата изъята>. <дата изъята> административному истцу поступил отказ МКУ «Управление архитектуры и градостроительства ИК МО <адрес изъят>», выраженный в письме <номер изъят>-ИСХ/1154, в котором основанием для отказа в утверждении схем расположения земельных участков указывается, что решением Казанской городской Думы от <дата изъята> были утверждены новые Правила землепользования и застройки <адрес изъят>, в связи с чем некоторые участки теперь расположены в зоне Р2, части некоторых участков расположены в границах территории общего пользования и обозначены красными линиями. Также одним из оснований для отказа в утверждении схем расположения земельных участков административный ответчик указывает, что образование некоторых из участков невозможно в связи с тем, что на сегодняшний день вносятся изменения в Правила землепользования и застройки, в части минимальной площади земельных участков для ИЖС 1000 кв. м., при этом площадь некоторых из образуемых участков составит менее 1000 кв. м., что не позволит осуществить строительные намерения. <дата изъята> административному истцу поступил отказ МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО <адрес изъят>», выраженный в письме <номер изъят>/КЗИО-ИСХ, о том, что предоставление 29 земельных участков с кадастровыми номерами <номер изъят> не представляется возможным. Административный истец считает, что действия МКУ Управление архитектуры и градостроительства ИК МО <адрес изъят>» и МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО <адрес изъят>» неправомерны, связаны с лишением административного истца права на переоформление права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды без проведения торгов, установленного ст. 11.8 ЗК РФ, п. 11 ч. 2 ст. 39.6 ЗК РФ, ст. 3 Федерального закона <номер изъят>- ФЗ, ст. 69 Федерального закона от <дата изъята> № 218-ФЗ и изъятием земельных участков без предоставления равноценной компенсации, в нарушение ст. 56.3 - ст. 56.11. ЗК РФ. Административный истец не согласен с данным отказом, поскольку он противоречит статьи 4 ГК РФ, согласно которой акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, поскольку на момент подачи заявления о предоставлении земельных участков в аренду (<дата изъята>) постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от <дата изъята><номер изъят> еще не было. Также, административным ответчиком не представлены утвержденные документы территориального планирования, из которых следует, что данные земельные участки расположены в границах красных линий автодороги «Вознесенский тракт» и решение уполномоченного органа исполнительной власти об изъятии данных земельных участков с перечнем кадастровых номеров и границами зон планируемого размещения объектов. При этом, на момент принятия постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от <дата изъята><номер изъят> уже было принято решение Советского районного суда <адрес изъят> от <дата изъята> по делу <номер изъят>а-2394/2021 и административный ответчик был осведомлен, что данные земельные участки принадлежат Союзу офицеров на праве постоянного (бессрочного) пользования на основании государственного акта от 1995 года. Относительно земельного участка с кадастровым номером <номер изъят>, отказ МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО <адрес изъят>» заключается в следующем: «частично расположен в границах природно-рекреационного комплекса как природная территория и частично в границах красных линий». Административный истец не согласен с данным основанием, поскольку административным ответчиком не представлены документы, подтверждающие, что земельный участок в 2020 году был расположен в границах природно-рекреационного комплекса как природная территория и частично в границах красных линий. Административным ответчиком не приведены ссылки на допустимые доказательства того, что испрашиваемый земельный участки находятся в границах утвержденных красных линий, а наличие перспективных красных линий не может рассматриваться в качестве достаточного и допустимого основания для отказа в предоставлении земельного участка. Также, административным ответчиком не представлены доказательства, подтверждающих, что на момент обращения <дата изъята> был утвержден проект планировки территории, предусматривающий расположение красных линий на данном земельном участке. Относительно земельных участков с кадастровыми номерами <номер изъят>, был направлен отказ МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО <адрес изъят>», где указано: «в отношении земельных участков зарегистрированы договоры аренды земли, заключенные на основании постановлений Исполнительного комитета <адрес изъят> о реализации с аукционных торгов и протоколов о результатах аукциона». Однако, по справочной информации Росреестра, договор аренды на земельный участок с кадастровым номером 16:50:270101:2660 зарегистрирован <дата изъята>, на земельный участок с кадастровым номером <номер изъят><дата изъята>. Административный Истец обратился в МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО <адрес изъят>» <дата изъята> с заявлением <номер изъят> о предоставлении земельных участков в аренду без проведения торгов в соответствии с п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ. В п. 13. п. 14 указанного заявления были заявлены земельные участки с кадастровыми номерами <номер изъят>. <дата изъята> решением Советского районного суда <адрес изъят> по делу <номер изъят>а-2394/2021 был признан незаконным отказ МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО <адрес изъят>» <номер изъят>/КЗИО-ИСХ от <дата изъята>, на административного ответчика возложена обязанность повторно рассмотреть заявления административного истца о предоставлении земельных участков в аренду без проведения торгов. Определением Советского районного суда <адрес изъят> от <дата изъята> по делу <номер изъят>а-2394/2021 и определением Советского районного суда <адрес изъят> от <дата изъята> по делу <номер изъят> были приняты обеспечительные меры в виде запрета МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО <адрес изъят>» совершать любые сделки, связанные с отчуждением данных земельных участков и запрета Управлению Росреестра по <адрес изъят> совершать любые регистрационные действия в отношении данных земельных участков. Относительно земельного участка с кадастровым номером <номер изъят>, был вынесен отказ МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО <адрес изъят>», который заключается в следующем: «земельный участок с кадастровым номером <номер изъят> снят с кадастрового учета». Административный истец считает, что данный отказ является неправомерным, поскольку на момент обращения административного истца с заявлением о предоставлении в аренду земельных участков <дата изъята> площадь земельного участка с кадастровым номером <номер изъят> составляла 11 811 кв. м., что подтверждается выпиской из ЕГРН от <дата изъята> на кадастровый план территории. Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от <дата изъята> по делу А65-24603/2020 определением Советского районного суда <адрес изъят> от <дата изъята> по делу <номер изъят>а- 2394/2021 были приняты обеспечительные меры в виде запрета МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО <адрес изъят>» совершать любые сделки, связанные с отчуждением земельных участков и запрета Управлению Росреестра по <адрес изъят> совершать любые регистрационные действия в отношении земельных участков, в числе прочих участков был и земельный участок с кадастровым номером <номер изъят>. <дата изъята> Управлением Росреестра по РТ была внесена запись о государственной регистрации запрещения регистрации в отношении земельного участка <номер изъят>. Несмотря на принятые обеспечительные меры, <дата изъята> Управлением Росреестра по Республики Татарстан земельный участок с кадастровым номером <номер изъят>, общей площадью 11 811 кв. м., был разделен на 9 земельных участков. В результате данного раздела, площадь земельного участка с кадастровым номером <номер изъят> уменьшилась до 630 кв. м., и образовались новые земельные участки с кадастровыми номерами: <номер изъят> (площадью 1201 кв.м.); <номер изъят> (площадью 1203 кв.м.); <номер изъят> (площадью 1352 кв.м.); <номер изъят> (площадью 1818 кв.м.); <номер изъят> (площадью 1850 кв.м.); <номер изъят> (площадью 1041 кв.м.); <номер изъят> (площадью 1486 кв.м.); <номер изъят> (площадью 1198 кв.м.), что подтверждается выписками из ЕГРН; дополнительно <дата изъята> на кадастровый учет был поставлен земельный участок с кадастровым номером <номер изъят> (общей площадью 498 кв. м.), образованный в результате перераспределения земельных участков с кадастровым номером <номер изъят> и земельного участка, находящегося в частной собственности с кадастровым номером <номер изъят>. Впоследствии, <дата изъята> на кадастровый учет был поставлен земельный участок с кадастровым номером <номер изъят>, площадью 1132 кв. м., образованный в результате перераспределения данных земельных участков. Затем, земельный участок <номер изъят> с оставшейся площадью 630 кв. м., был снят с кадастрового учета. Административному истцу неизвестна судьба данного земельного участка. Незаконные действия МКУ «Управление архитектуры и градостроительства ИК МО <адрес изъят>», выраженные в письме <номер изъят>-ИСХ/1154 от <дата изъята> об отказе утверждения схем расположения земельных участков, нарушили их законные права. Поскольку земельное законодательство не содержит норм о действии во времени норм земельного законодательства, в связи с чем действует общий принцип права, согласно которому применение закона с обратной силой может иметь место только в исключительных случаях и такое применение допускается только в силу прямого указания закона. Относительно земельного участка площадью: 29577 кв. м. образуемого путем раздела с сохранением в измененных границах исходного земельного участка с кадастровым номером: <номер изъят>, отказ МКУ «Управление архитектуры и градостроительства ИК МО <адрес изъят>» от <дата изъята> заключается в следующем: «учитывая письмо МТУ Росимущества в <адрес изъят> и <адрес изъят> от <дата изъята><номер изъят>-РХ-04/8248, в котором указано, что в соответствии со статьей 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности и изменение категории земель не влечет за собой прекращения права собственности Российской Федерации на указанные территории и расположенный на них лес. Учитывая изложенное, образование земельного участка невозможно в соответствии с подпунктом 11 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ». Данный отказ в утверждении схемы расположения участка является неправомерным и нарушает ст. 11, ст. 16 Земельного кодекса, поскольку в соответствии с выпиской из ЕГРН от <дата изъята>, а также выпиской ЕГРН от <дата изъята> данный земельный участок находился и находится в собственности Муниципального образования <адрес изъят> Республики Татарстан. Поскольку земельный участок находится в собственности Муниципального образования <адрес изъят> Республики Татарстан, МКУ «Управление архитектуры и градостроительства ИК МО <адрес изъят>» является уполномоченным органом по утверждению схемы расположения земельного участка. Схема расположения земельного участка, направленная административным истцом подготовлена не в целях перераспределения земельного участка, а в целях раздела земельного участка. Относительно земельных участков: площадью 5624 кв. м. образуемого путем раздела с сохранением в измененных границах исходного земельного участка с кадастровым номером: <номер изъят>; площадью 3310 кв. м. образуемого путем раздела с сохранением в измененных границах исходного земельного участка с кадастровым номером: <номер изъят>; площадью: 33 815 кв. м. образуемого путем раздела с сохранением в измененных границах исходного земельного участка с кадастровым номером: <номер изъят>; площадью 1633 кв. м. образуемого из земель кадастрового квартала <номер изъят>, расположенного по адресу: <адрес изъят>, п. ИЖС «Союз офицеров и прапорщиков запаса», <адрес изъят>; площадью 740 кв. м. образуемого из земель кадастрового квартала <номер изъят>, расположенного по адресу: <адрес изъят>, п. ИЖС «Союз офицеров и прапорщиков запаса», <адрес изъят>; площадью 6903 кв. м. образуемого из земель кадастрового квартала <номер изъят>, расположенного по адресу: <адрес изъят>, п. ИЖС «Союз офицеров и прапорщиков запаса», <адрес изъят>; площадью 699 кв. м. образуемого из земель кадастрового квартала <номер изъят>, расположенного по адресу: <адрес изъят>, п. ИЖС «Союз офицеров и прапорщиков запаса», <адрес изъят>; площадью: 417 кв. м. образуемого из земель кадастрового квартала <номер изъят>, расположенного по адресу: <адрес изъят>, п. ИЖС «Союз офицеров и прапорщиков запаса», <адрес изъят>; площадью: 417 кв. м. образуемого из земель кадастрового квартала <номер изъят>, расположенного по адресу: <адрес изъят>, п. ИЖС «Союз офицеров и прапорщиков запаса», <адрес изъят>; площадью 416 кв. м. образуемого из земель кадастрового квартала <номер изъят>, расположенного по адресу: <адрес изъят>, п. ИЖС «Союз офицеров и прапорщиков запаса», <адрес изъят>; площадью: 879 кв. м. образуемого из земель кадастрового квартала <номер изъят>, расположенного по адресу: <адрес изъят>, п. ИЖС «Союз офицеров и прапорщиков запаса», <адрес изъят>, отказ МКУ «Управление архитектуры и градостроительства ИК МО <адрес изъят>» от <дата изъята> заключается в следующем: «образуемый земельный участок расположен в границах территории общего пользования. Данная территория обозначена красными линиями. На основании пункта 12 статьи 1 Градостроительного Кодекса Российской Федерации к территории общего пользования относятся территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц и которые включают, в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары. Согласно карте градостроительного зонирования (территориальных зон) Правил землепользования и застройки <адрес изъят>, утвержденных Решением Казанской городской Думы от <дата изъята><номер изъят>, земельный участок расположен в рекреационной зоне (Р2). В зоне Р2 вид разрешенного использования - «индивидуальное жилищное строительство» отсутствует. Учитывая изложенное, образование земельного участка невозможно в соответствии с подпунктом 3 пункта 16 статьи 11.10, пунктом 6 статьи 11.9, подпунктом 11 пункта 9 статьи 39.29, пунктом 12 статьи 85 ЗК РФ». Административный истец считает данный отказ в утверждении схемы расположения данного участка является неправомерным и нарушает ст. 4 ГК РФ и п. 7 решения Казанской городской думы от <дата изъята> N 5-8 «О Правилах землепользования и застройки <адрес изъят>», поскольку на момент подачи заявления и схем расположения земельных участков (<дата изъята>) все земельные участки были расположены в территориальной зоне Ж2, а внесение изменений в Правила с землепользования и застройки <адрес изъят>, утвержденных Решением Казанской городской Думы от <дата изъята><номер изъят> и последующее включение земельного участка в рекреационную зону (Р2) не может служить основанием для отказа в утверждении схемы раздела данного участка, подготовленной административным истцом в 2020 году именно в целях исключения части земельного участка, расположенной в зоне рекреации Р2, на основании Правил землепользования и застройки <адрес изъят>, действующих на момент обращения – <дата изъята>. Относительно земельных участков: площадью 694 кв. м. образуемого путем раздела с сохранением в измененных границах исходного земельного участка с кадастровым номером: <номер изъят>; площадью 1323 кв. м. образуемый из земель кадастрового квартала <номер изъят>, расположенного по адресу: <адрес изъят>, п. ИЖС «Союз офицеров и прапорщиков запаса», <адрес изъят>; площадью 612 кв.м., образуемый из земель кадастрового квартала <номер изъят>, расположенного по адресу: <адрес изъят>, п. ИЖС «Союз офицеров и прапорщиков запаса», <адрес изъят>, отказ МКУ «Управление архитектуры и градостроительства ИК МО <адрес изъят>» от <дата изъята> заключается в следующем: «запрашиваемый земельный участок частично расположен в границах красных линий, необходима корректировка границ участка. Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, не подлежат приватизации. В зоне Ж1 «индивидуальное жилищное строительство» входит в основной список видов разрешенного использования. На сегодня вносятся изменения в Правила землепользования и застройки, в части минимальной площади земельных участков для ИЖС 1000,0 кв.м. Площадь образуемых земельных участков после корректировки составит менее 1000,0 кв.м. Учитывая изложенное, образование земельного участка невозможно в соответствии с подпунктом 3 пункта 16 статьи 11.10, пунктом 6 статьи 11.9, —.пунктом 11 пункта 9 статьи 39.29, пунктом 12 статьи 85 ЗК РФ». Данный отказ в утверждении схемы расположения данного участка является неправомерным и нарушает ст. 4 ГК РФ и п. 7 решения Казанской городской думы от <дата изъята> N 5-8 «О Правилах землепользования и застройки <адрес изъят>»; административным ответчиком не представлены документы, подтверждающие, что запрашиваемый земельный участок в 2020 году был частично расположен в границах территории общего пользования и обозначены красными линиями. Не представлены документы, когда были установлены красные линии и их точное месторасположение на данном земельном участке. Относительно земельного участка площадью 400 кв. м., образуемого из земель кадастрового квартала 16:50:270101, расположенного по адресу: <адрес изъят>, п. ИЖС «Союз офицеров и прапорщиков запаса», <адрес изъят>, административный ответчик указал, что схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории направлена для дальнейшей работы по подготовке проекта постановления Исполнительного комитета <адрес изъят>. Следовательно, административный ответчик согласен, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Относительно земельного участка площадью 4868 кв. м. образуемого путем раздела с сохранением в измененных границах исходного земельного участка с кадастровым номером: <номер изъят>, отказ МКУ “Управление архитектуры и градостроительства ИК МО <адрес изъят>» от <дата изъята> заключается в следующем: «по пункту 1.6 запрашиваемые границы в адрес Управления не представлены». При рассмотрении Советским районным судом <адрес изъят> дела <номер изъят>а-2394/2021 в 2021 году было установлено, что границы земельного участка с кадастровым номером <номер изъят> подлежат уточнению в соответствии с требованиями Федерального закона <номер изъят> «О государственной регистрации недвижимости», в связи с чем, в соответствии с требованиями ст. 39.14. Земельного секса РФ кадастровым инженером ФИО6 была подготовлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории для предварительного согласования с Управлением архитектуры, земельного участка, образуемого путем раздела с сохранением исходного в измененных границах. Относительно земельных участков: площадью 2338 кв. м. образуемого из земель кадастрового квартала <номер изъят>, расположенного по адресу: <адрес изъят>, п. ИЖС «Союз офицеров и прапорщиков запаса», <адрес изъят>; площадью 1229 кв. м. образуемого из земель кадастрового квартала <номер изъят>, расположенного по адресу: <адрес изъят>, п. ИЖС «Союз офицеров и прапорщиков запаса», <адрес изъят>; площадью 1300 кв. м. образуемого из земель кадастрового квартала <номер изъят>, расположенного по адресу: <адрес изъят>, п. ИЖС «Союз офицеров и прапорщиков запаса», <адрес изъят>, отказ МКУ «Управление архитектуры и градостроительства ИК МО <адрес изъят>» от <дата изъята> заключается в следующем: «запрашиваемый земельный участок частично расположен в подзоне улично-дорожной сети и частично в границах красных линий, необходима корректировка границ участка. Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными и, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, не подлежат приватизации. Учитывая изложенное, образование земельного участка невозможно в соответствии с подпунктом 3 пункта 16 статьи 11.10, пунктом 6 статьи 11.9, подпунктом 11 пункта - статьи 39.29, пунктом 12 статьи 85 ЗК РФ». Административный истец считает, что данный отказ в утверждении схемы расположения данного участка является неправомерным и нарушает ст. 4 ГК РФ и п. 7 решения Казанской городской думы от <дата изъята> N 5-8 «О Правилах землепользования и застройки <адрес изъят>», поскольку административным ответчиком не представлены документы, подтверждающих, что запрашиваемые данные участки в 2020 году были частично расположены в границах территории общего пользования и обозначены красными линиями. Не представлены документы, когда были установлены красные линии, решений об утверждении красных линий и их точное месторасположения на данных земельных участках. Относительно земельного участка площадью: 2296 кв. м. образуемого из земель кадастрового квартала <номер изъят>, расположенного по адресу: <адрес изъят>, п. ИЖС «Союз офицеров и прапорщиков запаса», <адрес изъят>, ответ МКУ «Управление архитектуры и градостроительства ИК МО <адрес изъят>» от <дата изъята> заключается в следующем: «на сегодня Управлением рассматривается возможность образования земельного участка с учетом текущей градостроительной ситуации <адрес изъят>. О результате рассмотрения Вы будете проинформированы дополнительно». Однако, законом установлен определенный срок для утверждения схем расположения земельных участков, который уже пропущен административным ответчиком. При этом, данный ответ не содержит конкретных сроков рассмотрения Управлением возможности образования данного земельного участка. Относительно земельного участка площадью 400 кв. м. образуемого из земель кадастрового квартала <номер изъят>, расположенного по адресу: <адрес изъят>, п. ИЖС «Союз офицеров и прапорщиков запаса», <адрес изъят>, ответ МКУ «Управления архитектуры и градостроительства ИК МО <адрес изъят>» от <дата изъята> заключается в следующем: «управлением рассмотрена возможность образования запрашиваемого земельного участка, с учетом текущей градостроительной ситуации <адрес изъят>. В связи с передачей полномочий по образованию земельных участков, схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории направлена в адрес Комитета земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета <адрес изъят> для дальнейшей работы по подготовке проекта постановления Исполнительного комитета <адрес изъят>». Таким образом, административный ответчик согласовал образование данного земельного участка. Однако, постановление об утверждении схемы расположения земельного участка административным ответчиком до настоящего момента не вынесено, о сроках подготовки постановления не сообщено. Относительно земельного участка площадью 958 кв. м. образуемого из земель кадастрового квартала <номер изъят>, расположенного по адресу: <адрес изъят>, п. ИЖС «Союз офицеров и прапорщиков запаса», <адрес изъят>, ответ МКУ Управление архитектуры и градостроительства ИК МО <адрес изъят>» от <дата изъята> заключается в следующем: «запрашиваемый земельный участок частично расположен в подзоне улично-дорожной сети и частично в границах красных линий, необходима корректировка границ участка. Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережным и, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, не подлежат приватизации. В зоне Ж1 «индивидуальное жилищное строительство» входит в основной список видов разрешенного использования. На сегодня вносятся изменения в Правила землепользования и застройки, в части минимальной площади земельных участков для индивидуального жилищного строительства - 1000 кв.м. В связи с чем необходимо увеличение границ к смежному земельному участку с кадастровым номером <номер изъят> с видом разрешенного использования - природный ландшафт, находящийся в муниципальной собственности. Учитывая изложенное, образование с земельного участка невозможно в соответствии с подпунктом 3 пункта 16 статьи 11.10, пунктом 6 статьи 11.9, подпунктом 11 пункта 9 статьи 39.29, пунктом 12 статьи 85 ЗК РФ. Дополнительно сообщаю, что образование земельного участка рекомендуется в границах согласно прилагаемому материалу». Таким образом, административный ответчик согласовал образование данного земельного участка, при этом увеличив площадь земельного участка до 1001 кв. м. Однако, постановление об утверждении схемы расположения земельного участка административным ответчиком до настоящего момента не вынесено. Относительно земельного участка площадью 504 кв. м. образуемого из земель кадастрового квартала <номер изъят>, расположенного по адресу: <адрес изъят>, п. ИЖС «Союз офицеров и прапорщиков запаса», <адрес изъят>, отказ МКУ «Управление архитектуры и градостроительства ИК МО <адрес изъят>» от <дата изъята> заключается в следующем: «согласно карте градостроительного зонирования (территориальных зон) Правил землепользования и застройки <адрес изъят>, утвержденных решением Казанской городской Думы от <дата изъята><номер изъят>, земельный участок расположен в зоне индивидуальной и блокированной жилой застройки (Ж1). Зона Ж1 «Индивидуальное жилищное строительство» входит в основной список видов разрешенного использования с минимальной площадью 400 кв.м., с максимальной 2500 кв.м. На сегодня вносятся изменения в Правила землепользования и застройки, в части минимальной площади земельных участков для ИЖС 1000,0 кв.м. Площадь образуемого земельного участка составит менее 1000,0 кв.м. Запрашиваемый земельный участок расположен в границах участка, утвержденного постановлением от <дата изъята><номер изъят> "Об утверждении схемы расположения земельного участка по <адрес изъят> на кадастровом плане территории". Дополнительно сообщает, с учетом отступов от границ земельного участка, осуществить строительные намерения невозможно. Учитывая изложенное, образование земельного участка невозможно в соответствии с подпунктом 3 пункта 16 статьи 11.10, пунктом 1 статьи 11.9, подпунктом 11 пункта 9 статьи 39.29». Административный истец считает данный отказ неправомерным. Так как административный ответчик, осознавая, что с 2020 года идут судебные споры по данному кадастровому кварталу, который был предоставлен административному истцу в 1995 году и имеется решение Верховного суда РФ от <дата изъята>, продолжает распоряжаться земельными участками и предоставлять их третьим лицам. При этом, постановление от <дата изъята><номер изъят> "Об утверждении схемы расположения земельного участка по <адрес изъят> на кадастровом плане территории является ничтожным, в соответствии со ст. 168 ГК РФ, поскольку согласно и. 2 ч. 1 ст. 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды. В соответствии с п. 2 ст. 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна. Таким образом, из испрашиваемых двадцати трех земельных участков (площадью 10 га), сформированных из земельного участка, принадлежащего Союзу офицеров на праве постоянного (бессрочного) пользования, МКУ «Управление архитектуры и градостроительства ИК МО <адрес изъят>» согласовало утверждение схем только двух участков площадью 400 кв.м, и 1001 кв.м. В отношении остальных участков МКУ «Управление архитектуры и градостроительства ИК МО <адрес изъят>», указывая в качестве основания для отказа решение Казанской городской думы от <дата изъята><номер изъят> «О Правилах землепользования и застройки <адрес изъят>», принятое после обращение административного истца <дата изъята> и решения Советского районного суда от <дата изъята>. Из испрашиваемых сорока одного земельного участка, общей площадью 8,3908 га, сформированных из земельного участка, принадлежащего Союзу офицеров на праве постоянного (бессрочного) пользования, МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО <адрес изъят>» согласовал предоставление 13 участков, площадью 2,0703 га. Оспариваемый отказ административного ответчика от <дата изъята> в утверждении схем расположения направлен именно на прекращение права постоянного (бессрочного) пользования административного истца, без вступившего в законную силу судебного акта об изъятии земельного участка и предоставления равноценной компенсации. Принимая во внимание, что все испрашиваемые земельные участки сформированы из земельного участка, принадлежащего административному истцу на основании государственного акта от 1995 года, отказ административного ответчика на основании того, что решением Казанской городской Думы от <дата изъята> были утверждены новые Правила землепользования и застройки <адрес изъят> является незаконным.

На основании изложенного административный истец просит признать незаконными отказы Исполнительного комитета <адрес изъят> в предоставлении в аренду земельных участков без проведения торгов, выраженный в письме МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО <адрес изъят>» <номер изъят>/КЗИО-ИСХ от <дата изъята> и отказ в утверждении схем расположения земельных участков, выраженный в письме МКУ «Управление архитектуры и градостроительства ИК МО <адрес изъят>» <номер изъят>-ИСХ/1154 от <дата изъята>; обязать устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем возложения на Исполнительный комитет <адрес изъят> обязанности заключения договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами <номер изъят>, сроком на 20 лет с установлением годового размера арендной платы в пределах двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков в течение 15 рабочих дней со дня вступления решения в законную силу в соответствии с пунктом 2.4 Постановления Исполнительного комитета <адрес изъят> от <дата изъята><номер изъят> «Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги по предоставлению земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов; обязать МКУ «Управление архитектуры и градостроительства ИК МО <адрес изъят>» устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем возложения обязанности утвердить схемы расположения земельных участков, образуемых путем раздела с сохранением исходного в измененных границах, согласно координатам, указанным в схемах расположения земельных участков на кадастровом плане территории, подготовленных кадастровым инженером: на земельный участок общей площадью 29 577 кв.м., образуемый из земельного участка с кадастровым номером <номер изъят>, на земельный участок общей площадью 5 624 кв.м., образуемый из земельного участка с кадастровым номером <номер изъят>, на земельный участок общей площадью 3 310 кв.м., образуемый из земельного участка с кадастровым номером <номер изъят>, на земельный участок общей площадью 694 кв.м., образуемый из земельного участка кадастровым номером <номер изъят>, на земельный участок общей площадью 33 815 кв.м., образуемый из земельного участка с кадастровым номером <номер изъят>, на земельный участок общей площадью 4 868 кв. м. образуемый из земельного участка с кадастровым номером: <номер изъят>; обязать МКУ «Управление архитектуры и градостроительства ИК МО <адрес изъят>» устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем возложения на Исполнительный комитет <адрес изъят> обязанности утвердить схемы расположения земельных участков, образуемых из неразграниченных земель кадастрового квартала <номер изъят>, согласно координатам, указанным в схемах расположения земельных участков на кадастровом плане территории, подготовленных кадастровым инженером: на земельный участок, общей площадью 2 338 кв.м., образуемый из кадастрового квартала <номер изъят>, на земельный участок, общей площадью 2 296 кв.м., образуемый из кадастрового квартала <номер изъят>, на земельный участок, общей площадью 958 кв.м., образуемый из кадастрового квартала <номер изъят>, на земельный участок, общей площадью 400 кв.м., образуемый из кадастрового квартала <номер изъят>, на земельный участок, общей площадью 1 633 кв.м., образуемый из кадастрового квартала <номер изъят>, на земельный участок, общей площадью 740 кв.м., образуемый из кадастрового квартала <номер изъят>, на земельный участок, общей площадью 6 903 кв.м., образуемый из кадастрового квартала <номер изъят>, на земельный участок, общей площадью 699 кв.м., образуемый из кадастрового квартала <номер изъят>, на земельный участок, общей площадью 417 кв.м., образуемый из кадастрового квартала <номер изъят>, на земельный участок, общей площадью 417 кв.м., образуемый из кадастрового квартала <номер изъят>, на земельный участок, общей площадью 416 кв.м., образуемый из кадастрового квартала <номер изъят>, на земельный участок, общей площадью 1 229 кв.м., образуемый из кадастрового квартала <номер изъят>, на земельный участок, общей площадью 879 кв.м., образуемый из кадастрового квартала <номер изъят>, на земельный участок, общей площадью 1 300 кв.м., образуемый из кадастрового квартала <номер изъят>, на земельный участок, общей площадью 1 323 кв.м., образуемый из кадастрового квартала <номер изъят>, на земельный участок, общей площадью 612 кв.м., образуемый из кадастрового квартала <номер изъят>, на земельный участок, общей площадью 504 кв.м., образуемый из кадастрового квартала <номер изъят>; взыскать с ИК МО <адрес изъят>, МКУ «Управление архитектуры и градостроительства ИК МО <адрес изъят>», МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО <адрес изъят>» расходы по оплате государственной пошлины в размере 2 000 рублей.

В ходе судебного разбирательства представителем административного истца были представлены уточнения исковых требований, где указано, что поскольку <дата изъята> административному истцу было направлено письмо МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений <адрес изъят>» <номер изъят>/КЗИО-ИСХ о предоставлении земельного участка с кадастровым номером <номер изъят>, административный истец просит исключить данный земельный участок из исковых требований. Также <дата изъята> административному истцу было направлено письмо МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений <адрес изъят>» <номер изъят>/КЗИО-ИСХ о предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами <номер изъят>, административный истец просит исключить данные земельные участки из исковых требований.

Также, в ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены заместитель начальника МКУ «Управление архитектуры и градостроительства ИК МО <адрес изъят>ФИО1, председатель МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО <адрес изъят>» ФИО2, а в качестве заинтересованных лиц – Кабинет Министров РТ, Министерство земельных и имущественных отношений РТ, МТУ Росимущества в РТ и <адрес изъят>, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, департамент лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу, Министерство лесного хозяйства РТ.

На судебное заседание представитель административного истца явилась, требования поддержала.

Представитель административных соответчиков МКУ «Управление архитектуры и градостроительства ИК МО <адрес изъят> и заместителя начальника МКУ «Управление архитектуры и градостроительства ИК МО <адрес изъят>ФИО1 явился, административный иск не признал.

Представитель административного соответчика МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО <адрес изъят>» явилась, административный иск не признала.

Заинтересованное лицо ФИО9 явился, требования поддержал.

Иные участники судебного разбирательства на судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Вывод о надлежащем извещении лиц, участвующих в деле, сделан судом также и на основании положений частей 8-10 статьи 96 КАС РФ, сведений, содержащихся в материалах административного дела о надлежащем извещении участвующих в деле лиц, обладающих государственными или иными публичными полномочиями о начавшемся судебном разбирательстве, и отсутствия заявлений от таких лиц о невозможности получения сведений из информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Изучив материалы дела, выслушав представителей административного истца, административных соответчиков и заинтересованное лицо, суд приходит к выводу, что административные исковые требования подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу части 2 статьи 11.8 Земельного кодекса Российской Федерации, у лица, которому предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения земельный участок, из которого при разделе, объединении или перераспределении образуются земельные участки, возникает соответственно право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного наследуемого владения на образуемые земельные участки.

Согласно положениям статьи 11.10 ЗК РФ, схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства и т.д.

Как предусматривает часть 6 указанной статьи, подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования путем раздела земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного юридическому лицу на праве постоянного (бессрочного) пользования, может быть обеспечена указанным юридическим лицом.

При этом согласно части 13 данной статьи схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено Кодексом.

Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: 1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 статьи; 2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; 3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Кодекса требований к образуемым земельным участкам; 4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; 5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории (часть 16 статьи).

В силу статьи 39.1 ЗК РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в том числе на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.

В соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 39.6 названного Кодекса, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании юридических лиц, этим землепользователям ( за исключением юридических лиц, указанных в пункте 2 статьи 39.9 Кодекса).

Частью 1 статьи 39.14 ЗК РФ предусмотрен порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов. Он включает в себя: 1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; 2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости"; 3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости"; 4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка; 6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка; 7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка.

В силу части 8 статьи 39.15 ЗК РФ, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 Кодекса; 2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 Кодекса; 3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 Кодекса.

В случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка, решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на утверждение схемы его расположения (часть 11 статьи).

Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.17 Кодекса (часть 16 статьи).

Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа. В случае, если к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагалась схема расположения земельного участка, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на отказ в утверждении схемы расположения земельного участка (часть 17 статьи).

В соответствии с положениями статьи 39.17 ЗК РФ, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: 1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; 2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю; 3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.

В силу статьи 64 КАС РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

Решением Советского районного суда <адрес изъят> по административному делу <номер изъят>а-2394/2021 от <дата изъята> по административному иску местной общественной организации офицеров запаса и в отставке <адрес изъят> к Исполнительному комитету муниципального образования <адрес изъят>, МКУ «Управление архитектуры и градостроительства ИК МО <адрес изъят>», МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО <адрес изъят>» о признании незаконным решений, возложении обязанности устранить нарушения прав и законных интересов заявителя путем выдачи договоров аренды земельных участков и принятия решений о предварительном согласовании предоставления земельных участков, вступившим в законную силу <дата изъята> на основании кассационного определения судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, установлено, что <дата изъята> было создано общественное объединение «Союз офицеров и прапорщиков запаса». Впоследствии данная организация многократно изменяла наименование и организационно-правовую форму. В настоящее время носит наименование Местная общественная организация офицеров запаса и в отставке <адрес изъят>. <дата изъята> Союз офицеров обратился в МКУ «Управление архитектуры и градостроительства ИК МО <адрес изъят>» с заявлением об утверждении схем расположения 22 земельных участков из числа неразграниченной государственной собственности, расположенных (как указывает заявитель) в границах исходного земельного участка площадью 157 га, на кадастровом плане территории в целях последующего предоставления данных земельных участков на праве аренды согласно подпункту 11 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ (переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды). Как установлено судом, данные земельные участки расположены внутри кадастрового квартала <номер изъят>, не сформированы и не поставлены на кадастровый учет, большинство их находится целиком или преимущественно в зоне индивидуальной жилой застройки. В ответ на данное заявление в письме <номер изъят>-ИСХ/14638 от <дата изъята> МКУ «Управление архитектуры и градостроительства ИК МО <адрес изъят>» сообщило, что земельный участок, предоставленный (заявителю) в постоянное (бессрочное) пользование подлежит переоформлению в аренду или в собственность; после переоформления возможно образование отдельных земельных участков и передача прав из его состава, в этой связи в удовлетворении просьбы Союзу офицеров (об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории) было отказано. Кроме того, <дата изъята> Союз офицеров также обратился в МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО <адрес изъят>» за предоставлением в аренду без проведения торгов (переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды) 43 земельных участков - в том числе 41 участка, указанного в административном иске - расположенных (как указывает заявитель) в границах исходного земельного участка площадью 157 га, на основании подпункта 11 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ, а также статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». Как установлено судом, данные земельные участки расположены внутри кадастрового квартала <номер изъят>, сформированы, поставлены на кадастровый учет, большинство их находится целиком или преимущественно в зоне индивидуальной жилой застройки, право собственности закреплено за Исполнительным комитетом <адрес изъят>. На данное заявление МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО <адрес изъят>» в письме <номер изъят>/КЗИО-ИСХ от <дата изъята> за подписью и.о. председателя – первого заместителя ФИО7 ответил отказом, указав в обоснование: «… в предоставленной документации адрес земельного участка, предоставленного в постоянное пользование, не указан, что не позволяет определить его точное местоположение. Информация о предоставлении Организации (Союзу офицеров) земельных участков, указанных в приложении, в Комитете земельных и имущественных отношений ИК МО <адрес изъят> отсутствует. Таким образом, для предоставления земельных участков в соответствии с подпунктом 11 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ нет оснований». Административным истцом заявлены требования о признании незаконными решения МКУ «Управление архитектуры и градостроительства ИК МО <адрес изъят>» об отказе в утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления данных земельных участков, выраженного в письме от <дата изъята>, а также решения МКУ «Комитета земельных и имущественных отношений ИК МО <адрес изъят>» об отказе в предоставлении земельных участков в аренду без проведения торгов, выраженного в письме от <дата изъята>.

Названным решением суда постановлено: признать незаконным изложенный в письме <номер изъят>/КЗИО-ИСХ от <дата изъята> отказ МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО <адрес изъят>» в удовлетворении заявления Местной общественной организации офицеров запаса и в отставке <адрес изъят> о предоставлении земельных участков в аренду без проведения торгов вх <номер изъят> от <дата изъята>. Обязать МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО <адрес изъят>» в течение одного месяца со дня вступления решения суда по данному делу в законную силу повторно рассмотреть заявление Местной общественной организации офицеров запаса и в отставке <адрес изъят> о предоставлении земельных участков в аренду без проведения торгов вх <номер изъят> от <дата изъята> с учётом обстоятельств, установленных настоящим решением суда. Признать незаконным изложенный в письме <номер изъят>—ИСХ/14638 от <дата изъята> отказ МКУ «Управление архитектуры и градостроительства ИК МО <адрес изъят>» в удовлетворении заявления Местной общественной организации офицеров запаса и в отставке <адрес изъят> об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории вх. <номер изъят>/УАиГ от <дата изъята>. Обязать МКУ «Управление архитектуры и градостроительства ИК МО <адрес изъят>» в течение одного месяца со дня вступления решения суда по данному делу в законную силу повторно рассмотреть заявление Местной общественной организации офицеров запаса и в отставке <адрес изъят> об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории вх. <номер изъят>/УАиГ от <дата изъята> с учётом обстоятельств, установленных настоящим решением суда.

На основании вышеуказанного решения Советского районного суда <адрес изъят> от <дата изъята>, вступившего в законную силу <дата изъята>, административный истец <дата изъята> обратился с заявлениями в адрес МКУ «Управление архитектуры и градостроительства ИК МО <адрес изъят>», МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО <адрес изъят>» об исполнении судебного акта об устранении ранее допущенных нарушений.

<дата изъята> МКУ «Управление архитектуры и градостроительства ИК МО <адрес изъят>» приняло решение <номер изъят>-ИСХ/1154 об отказе в формировании земельных участков площадью 29577 кв. м. по <адрес изъят>, площадью 5624 кв. м. в жилом массиве Вознесенское, площадью 3310 кв. м. по <адрес изъят>, площадью 694 кв. м. в жилом массиве Вознесенское, площадью 33815 кв. м., площадью 2338 по <адрес изъят>, площадью 958 кв. м. по <адрес изъят>, площадь 1633 кв. м. по <адрес изъят>, площадью 740 кв. м. по <адрес изъят>, площадью 6903 кв. м. по <адрес изъят>, площадью 699 кв. м. по <адрес изъят>, площадью 417 кв. м. по <адрес изъят>, площадью 417 кв. м. <адрес изъят>, площадью 416 кв. м. по <адрес изъят>, площадью 1229 кв. м. по <адрес изъят>, площадью 879 кв. м. по <адрес изъят>, площадью 1300 кв. м. по <адрес изъят>, площадью 1323 кв. м. по <адрес изъят>, площадью 612 кв. м. по <адрес изъят>, площадью 504 кв. м. по <адрес изъят> указано, что по пункту 1.6 запрашиваемые границы в адрес Управления не представлены, возможность формирования земельного участка будет рассмотрена после предоставления схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

<дата изъята> МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО <адрес изъят>» приняло решение <номер изъят>/КЗИО-ИСХ, об отказе в предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами <номер изъят>.

Не согласившись с данными ответами административный истец обратился в суд с вышеуказанными административными исковыми требованиями, указывая, что при рассмотрении заявлений административные соответчики должны были руководствоваться обстоятельствами и нормами закона, существовавшими и действующими по состоянию на дату подачи первоначальных заявлений – <дата изъята>.

Суд отмечает, что первоначально Союз офицеров обратился с заявлениями в адрес административных соответчиков о предоставлении земельных участков на праве аренды и об утверждении схем расположения земельных участков <дата изъята>. При этом, первоначальные решения административных соответчиков об отказе в удовлетворении требований административного истца от <дата изъята> и <дата изъята> не были основаны на том, что спорные земельные участки отнесены к территории общего пользования в границах утвержденных либо проектных красных линий, по некоторым участкам не установлены виды разрешенного использования либо не установлены границы, на участки зарегистрированы договоры аренды, участки находятся в составе земель лесного фонда, участки пересекают границы территориальных зон, площадь участков составляет менее 1000 кв. м. Между тем, согласно подпункту 3 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 этого Кодекса, должно содержать все основания отказа.

Оспариваемые же в настоящее время решения административных соответчиков от <дата изъята> и <дата изъята> явились результатом повторного рассмотрения заявлений административного истца от <дата изъята> и к ним не могут быть применены обстоятельства, возникшие по истечении более двух лет со дня первоначальных обращений Союза офицеров, в частности, принятие постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от <дата изъята><номер изъят> об утверждении проекта планировки и межевания территории (автодорога «Вознесенский тракт»), а также Решения Казанской городской Думы от <дата изъята><номер изъят> об утверждении Правил землепользования и застройки <адрес изъят>. Иное заведомо ставило бы административного истца в неравное положение и приводило бы к злоупотреблению публичными органами предоставленными полномочиями вследствие изменяющихся в течении длительного времени обстоятельств.

Аналогичная правовая позиция высказана в кассационном определении судебной коллегии по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от <дата изъята> по делу <номер изъят>а-9198/2023.

Суд также отмечает, что как следует из решения «МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО <адрес изъят>» от <дата изъята>, решение об отказе в предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами <номер изъят> не принято, указано, что проводиться работа по подготовке проектов договор аренды данных земельных участков. При этом, в административном исковом заявлении административный истец просит признать незаконным именно отказ в предоставлении данных земельных участков в аренду без проведения торгов. Поскольку отказа не имеется, в удовлетворении требования о признании незаконным решения «МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО <адрес изъят>» от <дата изъята> в части указанных земельных участков надлежит отказать.

Кроме того, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от <дата изъята> на земельный участок с кадастровым номером 16:50:270101:706, границы данного земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. При этом, в настоящее время МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО <адрес изъят>» подготовлен проект постановления об утверждении схемы расположения данного земельного участка на кадастровом плане территории. Поэтому, поскольку факт того, что первоначально границы этого участка действительно не были установлены, подтвержден, в удовлетворении требования в отношении данного земельного участка также надлежит отказать.

Поэтому, суд признает незаконным решение МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО <адрес изъят>» в лице председателя МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО <адрес изъят>» ФИО2<номер изъят>/КЗИО-ИСХ от <дата изъята> в части отказа в предоставлении в аренду земельных участков с кадастровыми номерами <номер изъят>.

Также судом установлено, что <дата изъята> решением Казанской городской Думы <номер изъят> утвержден Генеральный план <адрес изъят>, в соответствии с которым земельные участки, занятые лесными массивами, расположенные в границах населенного пункта, исключаются из состава земель лесного фонда в соответствии с частью 9 статьи 24 Градостроительного кодекса РФ. Под такую категорию земельных участков подпал земельный участок площадью 29577 кв. м. по <адрес изъят> с кадастровым номером 16:50:270101:719.

В силу части 6 статьи 32 Градостроительного кодекса РФ, правила землепользования и застройки, устанавливающие градостроительные регламенты применительно к земельным участкам, включенным в границы населенных пунктов из земель лесного фонда (за исключением лесных участков, которые до <дата изъята> предоставлены гражданам или юридическим лицам либо на которых расположены объекты недвижимого имущества, права на которые возникли до <дата изъята>, и разрешенное использование либо назначение которых до их включения в границы населенных пунктов не было связано с использованием лесов), могут быть утверждены не ранее чем по истечении одного года со дня включения указанных земельных участков в границы населенных пунктов.

Следовательно, в отношении земельного участка площадью 29577 кв. м. по <адрес изъят> правила землепользования и застройки могут быть утверждены только по истечении одного года со дня включения данного земельного участка в границы населенного пункта, то есть с <дата изъята>. До указанного момента указанный земельный участок, как это указано в оспариваемом решении МКУ «Управление архитектуры и градостроительства ИК МО <адрес изъят>» от <дата изъята>, расположен в зоне лесов. Таким образом, по состоянию на <дата изъята>, указанный земельный участок был расположен в зоне лесов и муниципальное образование <адрес изъят> было не вправе им распоряжаться.

Следовательно, оспариваемое решение МКУ «Управление архитектуры и градостроительства ИК МО <адрес изъят>» от <дата изъята> в части пункта 1.1 является законным с учетом обстоятельств, которые существовали на <дата изъята>.

Это же решение в части пунктов 1.2, 1.3, 1.4, 1.5, 1.6, 2.1, 2.3, 2.5, 2.6, 2.7, 2.8, 2.9, 2.10, 2.11, 2.12, 2.13, 2.14, 2.15, 2.16, 2.17 является незаконным, поскольку существующие в настоящее время проектные красные линии не являются препятствием для формирования земельных участков, так как данные красные линии не утверждены в составе проектов планировки и межевания территории, доказательств обратного суду не представлено. Ссылки в решении на утвержденные <дата изъята> правила землепользования и застройки также не могут быть приняты во внимание, поскольку по состоянию на <дата изъята> данных правил в указанной редакции не существовало. В отношении пункта 1.6 оспариваемого решения МКУ «Управление архитектуры и градостроительства ИК МО <адрес изъят>» суд отмечает, что в заявлении административного истца в адрес соответствующего ответчика от <дата изъята> такого пункта требований не имеется, следовательно, схема расположения такого участка не была представлена. В заявлении от <дата изъята> под пунктом 1.6 требований указан земельный участок площадью 4868 кв. м., образуемый в соответствии со схемой расположения земельного участка, расположенного в <адрес изъят>, образуемый путем раздела с сохранением в измененных границах исходного земельного участка с кадастровым номером 16:50:270101:725, территориальная зона Ж2, категория земель – земли населенных пунктов и соответствующая схема расположения земельного участка. Между тем, схема расположения данного земельного участка к заявлению от <дата изъята> также не была приложена. Однако, согласно письменным пояснениям представителя МКУ «Управление архитектуры и градостроительства ИК МО <адрес изъят>» по подпункту 1.6 заявления истца был рассмотрен земельный участок площадью 3310 кв. м. и подготовлено градостроительное заключение от <дата изъята><номер изъят>-Инф о невозможности образования земельного участка. Таким образом, МКУ «Управление архитектуры и градостроительства ИК МО <адрес изъят>» был рассмотрен вопрос в отношении не того земельного участка, который указан в заявлении от <дата изъята>, следовательно, оспариваемое решение в этой части является незаконным.

В отношении пунктов 2.2, 2.4 оспариваемого решения МКУ «Управление архитектуры и градостроительства ИК МО <адрес изъят>» суд отмечает, что решение об отказе в формировании земельных участков площадью 2296 кв. м. по <адрес изъят> и площадью 400 кв. м. по <адрес изъят> не принято, указано, что возможность образования указанных земельных участков рассматривается. При этом, в административном исковом заявлении административный истец просит признать незаконным именно отказ в утверждении схем расположения земельных участков. Поскольку отказа не имеется, в удовлетворении требования о признании незаконными пунктов 2.2, 2.4 оспариваемого решения МКУ «Управление архитектуры и градостроительства ИК МО <адрес изъят>» надлежит отказать.

Таким образом, суд признает незаконным решение МКУ «Управление архитектуры и градостроительства ИК МО <адрес изъят>» в лице заместителя начальника МКУ «Управление архитектуры и градостроительства ИК МО <адрес изъят>» ФИО1<номер изъят>-ИСХ/1154 от <дата изъята> в части отказа в утверждении схем расположения на кадастровом плане территории земельных участков, указанных в пунктах 1.2, 1.3, 1.4, 1.5, 1.6, 2.1, 2.3, 2.5, 2.6, 2.7, 2.8, 2.9, 2.10, 2.11, 2.12, 2.13, 2.14, 2.15, 2.16, 2.17.

В целях устранения допущенных нарушений, суд считает необходимым обязать МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО <адрес изъят>», как орган, обладающий в настоящее время полномочиями по рассмотрению всех заявленных вопросов административного истца, устранить допущенные нарушения путем повторного рассмотрения заявлений местной общественной организации офицеров запаса и в отставке <адрес изъят> поданных в адрес МКУ «Управление архитектуры и градостроительства ИК МО <адрес изъят>» и МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО <адрес изъят>» от <дата изъята> и <дата изъята> с учетом настоящего решения суда в течение одного месяца с даты вступления настоящего решения суда в законную силу.

В силу статьи 111 КАС РФ суд взыскивает в равных долях с МКУ «Управление архитектуры и градостроительства ИК МО <адрес изъят>» и МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО <адрес изъят>» в пользу местной общественной организации офицеров запаса и в отставке <адрес изъят> расходы на оплату государственной пошлины в размере 2000 рублей.

В силу статей 227, 363.1 КАС РФ, суд обязывает административного соответчика МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО <адрес изъят>» сообщить в суд и истцу об исполнении решения суда и предупреждает о возможности наложения судебного штрафа.

При таких обстоятельствах, административный иск подлежит удовлетворению частично.

Руководствуясь ст. ст. 175, 180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск местной общественной организации офицеров запаса и в отставке <адрес изъят> к МКУ «Управление архитектуры и градостроительства ИК МО <адрес изъят>», заместителю начальника МКУ «Управление архитектуры и градостроительства ИК МО <адрес изъят>» ФИО1, МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО <адрес изъят>», председателю МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО <адрес изъят>» ФИО2, Исполнительному комитету муниципального образования <адрес изъят> о признании решений незаконными и понуждении к устранению допущенных нарушений удовлетворить частично.

Признать незаконным решение МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО <адрес изъят>» в лице председателя МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО <адрес изъят>» ФИО2<номер изъят>/КЗИО-ИСХ от <дата изъята> в части отказа в предоставлении в аренду земельных участков с кадастровыми номерами <номер изъят>.

Признать незаконным решение МКУ «Управление архитектуры и градостроительства ИК МО <адрес изъят>» в лице заместителя начальника МКУ «Управление архитектуры и градостроительства ИК МО <адрес изъят>» ФИО1<номер изъят>-ИСХ/1154 от <дата изъята> в части отказа в утверждении схем расположения на кадастровом плане территории земельных участков, указанных в пунктах 1.2, 1.3, 1.4, 1.5, 1.6, 2.1, 2.3, 2.5, 2.6, 2.7, 2.8, 2.9, 2.10, 2.11, 2.12, 2.13, 2.14, 2.15, 2.16, 2.17.

Обязать МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО <адрес изъят>» устранить допущенные нарушения путем повторного рассмотрения заявлений местной общественной организации офицеров запаса и в отставке <адрес изъят> поданных в адрес МКУ «Управление архитектуры и градостроительства ИК МО <адрес изъят>» и МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО <адрес изъят>» от <дата изъята> и <дата изъята> с учетом настоящего решения суда в течение одного месяца с даты вступления настоящего решения суда в законную силу.

Взыскать в равных долях с МКУ «Управление архитектуры и градостроительства ИК МО <адрес изъят>» и МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО <адрес изъят>» в пользу местной общественной организации офицеров запаса и в отставке <адрес изъят> расходы на оплату государственной пошлины в размере 2000 рублей.

В удовлетворении остальной части административного иска местной общественной организации офицеров запаса и в отставке <адрес изъят> отказать.

Обязать МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО <адрес изъят>» сообщить об исполнении решения в суд и местной общественной организации офицеров запаса и в отставке <адрес изъят> в течение одного месяца с даты вступления настоящего решения суда в законную силу.

Предупредить МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО <адрес изъят>» что неисполнение судебного акта или несообщение в суд об исполнении судебного акта повлечет наложение на виновных должностных лиц судебного штрафа в порядке и размере, предусмотренных статьями 122 и 123 Кодекса административного судопроизводства РФ. Наложение судебного штрафа не освобождает от обязанности сообщить об исполнении решения суда.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РТ в течение месяца через районный суд.

Судья Советского

районного суда <адрес изъят> Д.А. Бусыгин

Мотивированное решение суда составлено <дата изъята>

Судья Д.А. Бусыгин