ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4094/2021 от 24.12.2021 Центрального районного суда г. Омска (Омская область)

Дело № 2а-4094/2021

55RS0007-01-2021-006838-35

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 декабря 2021 года город Омск

Центральный районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Покричук О.Г., при секретаре судебного заседания ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Ленинского административного округа г. Омска в интересах неопределенного круга лиц к департаменту городского хозяйства Администрации г. Омска, департаменту строительства Администрации г. Омска о признании незаконным бездействия, возложении обязанности по организации водоотведения на участке автомобильной дороги,

установил:

прокурор Ленинского административного округа г. Омска обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным иском к департаменту городского хозяйства Администрации г. Омска, департаменту строительства Администрации г. Омска о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по организации надлежащего водоотведения на участке автомобильной дороги.

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Ленинского административного округа г. Омска в связи с поступившим обращением гражданина ФИО3 совместно с ОГИБДД УМВД России по г. Омску проведена проверка в сфере соблюдения безопасности дорожного движения, в ходе которой установлено, что на пересечении улиц 6-я Станционная и ул. Новокирпичная в г. Омске отсутствует ливневая канализация, что в период схода дождевых и талых вод, приводит к подтоплениям близлежащей территории, в том числе тротуарной дорожки и ООТ «Поселок Южный»

По данному факту прокуратурой округа ДД.ММ.ГГГГ в адрес департамента городского хозяйства Администрации г. Омска вынесено представление .

По результатам рассмотрения представления департаментом городского хозяйства Администрации г. Омска в прокуратуру округа направлен ответ, согласно которому бюджетные ассигнования на устранения выявленных нарушений отсутствуют.

ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой округа в департамент городского хозяйства Администрации г. Омска направлен запрос о предоставлении сведений об окончательном устранении выявленных нарушений.

Согласно информации департамента городского хозяйства Администрации г. Омска от 05.02.2021 № Исх-ДГХ/01-11/366 реализовать мероприятия по водоотведению по ул. Машиностроительной, от ул. Новокирпичной до ул. Доватора в 2021 году не представляется возможным.

В соответствии с перечнем мероприятий по водоотведению и водопонижению на территории г. Омска до 2022 года, утвержденным постановлением Администрации г. Омска от 30.06.2020 № 364-п, мероприятия по обустройству водопроводных труб и водопропускных лотков по ул. Машиностроительной, от ул. Новокирпичной до ул. Доватора планируется выполнить в 2022 году. При этом возможность обустройства ливневой канализации на пересечении ул. 6-я Станционная и ул. Новокирпичная будет рассмотрена в 2023 и последующие годы при условии бюджетных ассигнований на данные цели.

Кроме того, в ходе обследования 08.09.2021 участка автомобильной дороги по ул. Новокирпичная от ул. Машиностроительная до здания, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Машиностроительная, д. 5/2, прокуратурой округа совместно с представителями ОГИБДД УМВД России по г. Омску, департамента городского хозяйства Администрации г. Омска установлен факт подтопления указанного участка автомобильной дороги дождевыми водами вблизи ООТ «поселок Южный» по всей ширине проезжей части, в том числе на пешеходном переходе. При этом наличие элементов ливневой канализации на указанном участке автомобильной дороги не установлено.

Согласно акта обследования данного участка дороги от 22.12.2021 необходимо строительство закрытой ливневой канализации.

При этом адресной инвестиционной программой г. Омска на 2021, утвержденной решением Омского городского Совета от 16.12.2020 № 275 «О бюджете города Омска на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов» в 2021 году предусмотрено финансирование предпроектного обследования, в 2022 году предусмотрено финансирование мероприятий по проектированию, в 2023 предусмотрено финансирование мероприятий по строительству объекта «Реконструкция и строительство транспортных развязок в разных уровнях: ул. Новокирпичная – ул. 6-я Станционная – ул. Машиностроительная и ул. Кирова – ул. Барабинская, реконструкция автомобильной дороги и реконструкции или строительство путепроводов между транспортными развязками».

Однако, как указывает административный истец, водоотведение на участке автомобильной дороги по ул. Новокирпичная от ул. Машиностроительная до здания, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Новокирпичная, д. 5/2 не организовано надлежащим образом.

С учетом вышеизложенного, неоднократного уточнения заявленных требований, административный истец просит суд признать незаконным бездействие департамента городского хозяйства Администрации г. Омска, департамента строительства Администрации г. Омска в части непринятия мер по организации водоотведения на участке автомобильной дороги по ул. Новокирпичная в г. Омске от ул. Машиностроительная до здания, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Новокирпичная, д. 5/2; обязать департамент городского хозяйства Администрации г. Омска выполнять мероприятия по откачке ливневых и талых вод на участке автомобильной дороги по ул. Новокирпичная в г. Омске от ул. Машиностроительная до здания, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Машиностроительная, д. 5/2 до момента организации надлежащего водоотведения; обязать департамент строительства Администрации г. Омска организовать водоотведение на участке автомобильной дороги по ул. Новокирпичная в г. Омске от ул. Машиностроительная до здания, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Новокирпичная, д. 5/2 в срок до 31.12.2024.

Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено БУ г. Омска «Управление дорожного хозяйства и благоустройства».

В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора ФИО10. поддержала уточненное исковое заявление по изложенным в нем доводам, настаивала на удовлетворении заявленных требований. Просила возложить исполнение обязанности в срок до 31.12.2024.

Представитель административного ответчика департамента городского хозяйства Администрации г. Омска ФИО11., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований. В представленных возражениях и письменных пояснениях указала, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям: согласно пп. 6 п. 18 Положения о департаменте городского хозяйства Администрации г. Омска, утвержденного Решением Омского городского Совета от 28.09.2011 № 433 в функции департамента городского хозяйства Администрации г. Омска в сфере дорожного хозяйства, благоустройства, озеленения, организации безопасности дорожного движения входит организация, разработка и реализация мероприятий по обеспечению стабильной работы ливневой канализации, обеспечению водоотвода талых и ливневых вод с дорог и территорий общего пользования. Таким образом, административный ответчик готов и в дальнейшем проводить организацию обеспечения стабильной работы уже существующей ливневой канализации. Однако, в связи с застройкой многоквартирных домов на местности, где расположен спорный участок, требующий организации водоотведения, существует необходимость строительства ливневой канализации закрытого типа с врезкой в существующую ливневую канализацию по проспекту Сибирский в г. Омске. В свою очередь, согласно Постановления Администрации г. Омска № 364-п от 30.06.2020 «Об утверждении перечня мероприятий по водоотведению и водопонижению на территории города Омска до 2022 года» ответственным исполнителем по вопросам строительства ливневой канализации является департамент строительства Администрации г. Омска. В указанной связи в удовлетворении заявленных требований просит отказать (л.д. 53-57).

Представитель административного ответчика департамента строительства Администрации г. Омска ФИО6, действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на положения действующей адресной инвестиционной программы города Омска на 2021 год и на плановый 2022 и 2023 годов, утвержденной Решением Омского городского Совета от 16.12.2020 № 275 «О бюджете города Омска на 2021 год и на плановый 2022 и 2023 годов». Указывая на то, что согласно программе департамент строительства Администрации города Омска уже обязался провести подготовку технико-экономического обоснования вариантов транспортного обеспечения района «Московка» в целях определения оптимального варианта последующего проектирования, в том числе выполнить мероприятия по строительству объекта «Реконструкция и строительство транспортных развязок в разных уровнях: ул. Новокирпичная – ул. 6-я Станционная – ул. Машиностроительная и ул. Кирова – ул. Барабинская, реконструкция автомобильной дороги и реконструкции или строительство путепроводов между транспортными развязками». В том числе и организацию водоотведения на участке автомобильной дороги по ул. Новокирпичная от ул. Машиностроительная до здания, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Машиностроительная, д. 5/2. Просила определить срок до окончания исполнения инвестиционной программы.

В судебном заседании представители БУ г. Омска «Управление дорожного хозяйства и благоустройства», Администрации г. Омска участия не принимали, о времени и месте рассмотрения дела извещены, явка представителей в суд не обеспечена, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлено.

Принимая во внимание имеющиеся в деле сведения об извещении лиц, участвующих в деле, отсутствие ходатайств об отложении рассмотрения дела, с учетом мнения явившихся в судебное заседание лиц, суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Информация о принятии административного искового заявления к производству, о времени и месте судебного заседания размещена судом на официальном сайте Центрального районного суда г. Омска в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в порядке, предусмотренном ч. 7 ст. 96 КАС РФ.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, письменные возражения на административное исковое заявление и письменные пояснения, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

В силу ст. 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно п. 4 ст. 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из материалов дела следует, что комиссией в составе старшего помощника прокурора Ленинского АО г. Омска ФИО7, госинспектора отделения дорожного надзора ОГИБДД УМВД России по г. Омску, в присутствии специалиста отдела дорожно-мостового хозяйства департамента городского хозяйства Администрации города Омска ФИО8 проведено обследование участка автомобильной дороги по ул. Новокирпичная от ул. Машиностроительная до здания, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Машиностроительная, дом 5/2 на территории Ленинского АО г. Омска, по результатам которого установлен факт подтопления участка автомобильной дороги дождевыми водами вблизи ООТ «Поселок «Южный» по всей ширине проезжей части, в том числена пешеходном переходе. При этом наличие элементов ливневой канализации и иных водоотводных устройств на указанном участке дороги не установлено. О чем была составлена справка от ДД.ММ.ГГГГ с фотоизображением (л.д. 24-26).

ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой ЛАО г. Омска в результате обследования улично-дорожной сети на пересечении улиц 6-я Станционная и ул. Новокирпичная в г. Омске, в ходе проведенной проверки соблюдения требований законодательства в области дорожного хозяйства и благоустройства в деятельности департамента городского хозяйства Администрации г. Омска выявлены нарушения. В адрес Первого заместителя Мэра г. Омска внесено представление об устранении нарушений законодательства в области дорожного хозяйства и благоустройства, причин и условий им способствующих (л.д. 16-17).

По результатам рассмотрения внесенного представления, департаментом городского хозяйства Администрации г. Омска направлен ответ от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано, что в настоящее время подготовлен среднесрочный План мероприятий по водоотведению и водопонижению на территории города Омска на период до 2022, которым предусмотрено обустройство водопропускных труб и водопропускных лотков по улице Машиностроительной, от улицы Новокирпичной до улицы Доватора в 2021 году. Работы на вышеуказанном участке планируется выполнить в летний период 2021 года, при условии наличия достаточного объема бюджетных ассигнований, предусмотренных на данные цели. Возможность выполнения работ по обустройству ливневой канализации по иным участкам, указанным в представлении, будет рассмотрена в 2023 и последующие годы при условии выделения бюджетных ассигнований на данные цели. Вместе с тем, указано, что частичное решение подтопления пешеходной дорожки к остановке общественного транспорта «Поселок Южный» возможно разрешить путем поднятия уровня пешеходной дорожки, что возможно выполнить в рамках перечня тротуаров и пешеходных дорожек, подлежащих ремонту и обустройству. Возможность поднятия уровня пешеходной дорожки на вышеуказанном участке будет рассмотрена в 2021 и последующие годы при условии наличия достаточного объема бюджетных ассигнований на данные цели (л.д. 18-19).

Кроме того, в материалы дела представлен ответ департамента городского хозяйства Администрации г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ на представление заместителя прокурора ЛАО г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ № 307ж-16/3514 «Об устранении нарушений федерального законодательства», согласно которого по результатам рассмотрения внесенного представления сообщается, что перечень мероприятий по водоотведению и водопонижению на территории города Омска до 2022 года, утвержденный постановлением Администрации города Омска от 30.06.2020 № 364-п был сформирован по предложениям администраций административных округов города Омска, в ценах на материалы II квартала 2020 года. В ходе проведения контрольных обмеров, проведенных в марте- апреле текущего года, и составления локальных сметных расчетов на выполнение работ по обустройству ливневой канализации, улица Машиностроительная, на участке от улицы Новокирпичной до улицы Доваторов, с учетом цен на материалы II квартала 2021 года, была исключена из перечня мероприятий по водоотведению и водопонижению на территории города Омска до 2022 года в связи с ограниченным объемов бюджетных ассигнований на выполнение указанных работ. На основании изложенного на обращение ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ № ОГ-АГ/4586 в ответе от ДД.ММ.ГГГГ № ИсхОГ-ДГХ/4063 была предоставлена информация об отсутствии запланированных мероприятий по организации водоотведения по <адрес>, на участке от <адрес>, в перечне мероприятий по водоотведению и водопонижению на территории <адрес> до 2022 года. Кроме того, указано на подготовку изменений в постановление; указано на нецелесообразность привлечения к дисциплинарной ответственности должностных лиц (л.д. 20-21).

Сведений об исполнении требований прокурора в полном объеме в материалах дела не имеется, что в том числе подтверждается письмом прокурора округа за исходящим от ДД.ММ.ГГГГ, направленным в адрес первого заместителя Мэра г. Омска (л.д. 22) и ответом департамента городского хозяйства Администрации г. Омска, согласно которого реализация мероприятий по водоотведению по улице Машиностроительной, от улицы Новокирпичной до улицы Новатора в 2021 году невозможна, выполнение планируется в 2022 году (л.д. 23).

Принимая во внимание, что дальнейшее бездействие административных ответчиков нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, прокурор в порядке ст. 39 КАС РФ обратился в суд с заявленными требованиями, разрешая которые, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» одной из задач данного закона является обеспечение охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

Основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения (ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ.

В соответствии с п. 11 ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федераций и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ) автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Пунктом 1 ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ от 08.11.2007 «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» предусмотрено, что автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружений, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Кроме того п.п. 3, 5 ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ от 08.11.2007 закреплены понятия: искусственные дорожные сооружения - сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона (зимники, мосты, переправы по льду, путепроводы, трубопроводы, тоннели, эстакады, подобные сооружения); элементы обустройства автомобильных дорог - сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры, устройства для регулирования дорожного движения, работающие в автоматическом режиме специальные технические средства, имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения, сохранности автомобильных дорог и сбора платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса.

На основании п. 11 ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.

К собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог (п. 9 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ).

В силу ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ, содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог. Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Пунктом 6 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ закона установлено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.

Аналогичные положения содержат п.п. 3, 5 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Согласно ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», безопасность дорожного движения представляет собой состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения рассматривается как деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

Статьей 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ предусмотрено, что ремонт и содержание дорог территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

Таким образом, обязанность по ремонту и содержанию дорог, находящихся в муниципальной казне, лежит на органах местного самоуправления, которые в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.

В соответствии с ч. 3 ст. 8, п. 5 ч. 1 ст. 9, ст. 22 Устава города Омска, утвержденного решением Омского городского Совета от 20.09.1995 № 92, Администрация г. Омска является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления г. Омска, осуществляющим реализацию Решений Омского городского Совета и правовых актов Администрации города Омска. К вопросам местного значения муниципального образования город Омск относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Омска и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах города Омска, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с постановлением Омского городского Совета от 10.12.2008 № 603 «Об утверждении структуры Администрации города Омска» в структуру администрации г. Омска входят соответствующие департаменты, в том числе департамент городского хозяйства Администрации г. Омска, департамент строительства Администрации г. Омска.

Согласно п. 1 Положения о департаменте городского хозяйства Администрации г. Омска, утвержденного решением Омского городского Совета от 28.09.2011 № 443 (далее - Положение), департамент городского хозяйства Администрации г. Омска является структурным подразделением Администрации г. Омска.

Департамент руководствуется в своей деятельности федеральным и областным законодательством, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления г. Омска и данным Положением.

Согласно пп. 6 п. 18 решения Омского городского Совета от 28.09.201.1 № 443 «О департаменте городского хозяйства Администрации города Омска», организация разработки и реализации мероприятий по обеспечению стабильной работы ливневой канализации, обеспечению водоотвода талых и ливневых вод с дорог и территорий общего пользования, организация проведения работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог местного значения и искусственных дорожных сооружений автомобильных дорог местного значения в границах г. Омска относится к компетенции департамента городского хозяйства Администрации г. Омска.

Исходя из положений пп. 3, 4, 5, 6, 8 п. 17 раздела II Положения, к основным задачам департамента, в частности, относятся: - организация в границах города Омска электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах компетенции департамента; - контроль за ремонтом и содержанием автомобильных дорог местного значения в пределах компетенции департамента; - осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах города Омска; -организация ремонта и содержания автомобильных дорог местного значения и искусственных дорожных сооружений автомобильных дорог местного значения и искусственных дорожных сооружений автомобильных дорог местного значения в границах города Омска.

Согласно п. 1 Положения о департаменте строительства Администрации г. Омска, утвержденного решением Омского городского Совета от 29.06.2011 № 416 (далее - Положение), департамент строительства Администрации г. Омска является структурным подразделением Администрации г. Омска.

Департамент руководствуется в своей деятельности законодательством Российской Федерации, законами Омской области, муниципальными правовыми актами города Омска, настоящим Положением.

Согласно п. 20.1, 20.2 ст. 18 Положения департамент строительства Администрации г. Омска организует в границах города Омска проведение работ по строительству и реконструкции муниципальных объектов жилищного, социально-культурного назначения, объектов инженерного обеспечения, объектов благоустройства; организует проведение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог местного значения и искусственных дорожных сооружений автомобильных дорог местного значения в границах города Омска.

Исходя из положений ст. 16 Положения основными целями деятельности департамента являются: 1) проведение в пределах своей компетенции муниципальной градостроительной политики на территории города Омска; 2) создание в пределах своей компетенции условий для жилищного строительства и строительства объектов социально-культурного назначения, развития социальной, инженерной и транспортной инфраструктур. Согласно ст. 17 Положения к основным задачам департамента среди прочего относится: планирование и осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд города Омска в пределах своей компетенции; разработка предложений по участию Администрации города Омска в региональных и федеральных программах в области строительства; разработка и участие в реализации муниципальных программ города Омска в пределах своей компетенции; организация строительства, реконструкции объектов капитального строительства, заказчиком которых выступает департамент.

Согласно Постановлению Администрации г. Омска № 364-п от 30.06.2020 «Об утверждении перечня мероприятий по водоотведению и водопонижению на территории города Омска до 2022 года», в наименовании мероприятий: обустройство водопропускных труб и водопропускных лотков, ответственным исполнителем является департамент городского хозяйства Администрации г. Омска.

Согласно указанного Постановления Администрации г. Омска в наименовании мероприятий: разработка проектно-сметной документации; строительство ливневой канализации и очистных сооружений ответственным исполнителем является департамент строительства Администрации г. Омска.

В соответствии с постановлением Омского городского Совета от 18.07.2018 № 74, автомобильная дорога, расположенная по адресу: г. Омск, ул. Машиностроительная, включена в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения (идентификационный номер 52-401-372 ОП МГ 003); автомобильная дорога, расположенная по адресу: г. Омск, ул. Новокирпичная так же включена в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения (идентификационный номер 54-401-372 ОП МГ 021).

Применительно к изложенным положениям, обязанность по организации по ремонту и содержанию указанной дороги лежит на органе местного самоуправления.

В соответствии с п. 3.34 «СП 34.13330.2021. Свод правил. Автомобильные дороги. СНиП 2.05.02-85», утвержденный Приказом Минстроя России от 09.02.2021 № 53/пр (далее - СП 34.13330.2021), поверхностный водоотвод: устройства, предназначенные для отвода воды с поверхности дороги; дренажные устройства, служащие для отвода воды с поверхности земляного полотна. На основании п. 7.59 СП 34.13330.2021 для предохранения земляного полотна от переувлажнения поверхностными водами и размыва, а также для обеспечения производства работ по сооружению земляного полотна предусматривают системы поверхностного водоотвода (планировку территории, устройство канав, лотков, быстротоков, испарительных бассейнов, поглощающих колодцев и т.д.).

Кроме того, п. 7.1.10 СНиП 2.04.03-85 Канализация. Наружные сети и сооружения. «СП 32.13330.2012» на территории городских и сельских поселений, промышленных предприятий следует предусматривать закрытые системы отведения поверхностных сточных вод. При этом отведение по открытой системе водостоков с применением лотков, канав, кюветов, оврагов, ручьев и малых рек допускается для селитебных территорий с малоэтажной индивидуальной застройкой поселков в сельской местности, а также парковой территорией с устройством мостов или труб на пересечении с дорогами.

Согласно п. 13.2 технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (ТР ТС 014/2011), утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 № 827 «О принятии технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» водоотвод с проезжей части должен находиться в состоянии, исключающем застой воды на покрытии и обочинах.

Все приведенные требования являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды, на предупреждение дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

В ходе рассмотрения дела с учетом представленных доказательств установлено, что на момент проверки на указанном отрезке улицы отсутствует водоотведение.

Данные обстоятельства подтверждаются справкой о результатах обследования участка автомобильной дороги по ул. Новокирпичная от ул. Машиностроительная до здания, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Машиностроительная, д. 5/2 от 08.09.2021 (л.д. 24-26); актом (с изменениями) обследования участка автомобильной дороги по ул. Новокирпичная от ул. машиностроительная до зд. 5/2 по ул. Машиностроительная от 22.12.2021 (л.д. 181). Административными ответчиками указанные обстоятельства не оспаривались, сведений об обратном суду не представлено.

Из пояснений допрошенного в ходе рассмотрения дела специалиста заместителя начальника управления по содержанию и ремонту автомобильных дорог департамента городского хозяйства Администрации г. Омска ФИО9, пояснил, что на указанном участке дороги не возможно в настоящее время организовать водоотведение, поскольку на данном участке предусмотрен закрытый тип ливневой канализации, что относится к полномочиям департамента строительства Администрации г. Омска. При этом строительство указанной канализации также не может быть осуществлено, поскольку данный участок включен в инвестиционную программу. единственный способ ликвидации подтопления это откачка воды.

Представленные в материалы дела сведения о предстоящей реализации адресной инвестиционной программы г. Омска на 2021, утвержденной решением Омского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ «О бюджете города Омска на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов» свидетельствуют о предусмотренном финансировании предпроектного обследования в 2021 году, а так же финансирование мероприятий по проектированию в 2022 году. Согласно программы в 2023 предусмотрено финансирование мероприятий по строительству объекта «Реконструкция и строительство транспортных развязок в разных уровнях: ул. Новокирпичная – ул. 6-я Станционная – ул. Машиностроительная и ул. Кирова – ул. Барабинская, реконструкция автомобильной дороги и реконструкции или строительство путепроводов между транспортными развязками». Однако данные обстоятельства в настоящий момент фактически не устраняют выявленные нарушения прав неопределенного круга лиц – граждан, проживающих на территории г. Омска, сохраняется угроза их безопасности. Также из пояснений представителя департамента строительства Администрации г. Омска следовало, что финансирование на реализацию указанной программы уже произведено, в том числе на спорный участок дороги.

Таким образом, доказательств наличия водоотведения, которое в силу изложенных выше норм закона, должно присутствовать на спорном участке дороги, в дело не представлено.

При таких обстоятельствах требования прокурора Ленинского АО г. Омска о возложении на департамент городского хозяйства Администрации г. Омска обязанности выполнять мероприятия по откачке ливневых и талых вод на участке автомобильной дороги по ул. Новокирпичная в г. Омске от ул. Машиностроительная до здания, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Машиностроительная, д. 5/2 до момента организации надлежащего водоотведения; равно, как и требование об обязании департамента строительства Администрации г. Омска организовать водоотведение на участке автомобильной дороги по ул. Новокирпичная в г. Омске от ул. Машиностроительная до здания, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Машиностроительная, д. 5/2 в срок до 31.12.2024, являются обоснованными.

В силу п. 1 ст. 14 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом (п. 1 ст. 62 КАС РФ).

Между тем, доказательств о принятии мер к устранению всех выявленных прокуратурой нарушений не представлено.

При этом суд полагает заслуживающими внимание доводы представителей административных ответчиков о не устранении выявленных нарушений ввиду отсутствия необходимого финансирования и осуществление указанных обязанностей в соответствии с порядком, установленным законом, соблюдение которого обусловлено длительным временным промежутком. В связи с необходимостью соблюдения бюджетного законодательства (порядок и сроки его формирования и утверждения), сроки и порядок проведения аукционов, в целях заключения муниципальных контрактов на выполнение подрядных работ, сезонного вида работ и строительный период, в обоснование чего представлены копия приказа департамента городского хозяйства Администрации г. Омска от 27.09.2021 № 183 о внесении изменений в приказ директора департамента городского хозяйства Администрации г. Омска от 29.12.2020 № 220 «Об утверждении муниципального задания на выполнение муниципальных работ города Омска на 2021 и плановый период 2022 и 2023 годов бюджетного учреждения города Омска «Управление дорожного хозяйства и благоустройства». Изменения представлены в приложении к приказу. (л.д. 153, 154-180) В представленном муниципальном задании среди наименований муниципальных работ предусмотрены работы по очистке водоотводных трубок от грязи и мусора; откачка сточных вод (л.д. 159).

Вместе с тем, указанные обстоятельства не являются уважительными причинами при оценке не исполнения возложенных обязанностей.

Положения ст. 31 БК РФ, предусматривают право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств.

Кроме того, возложение на департамент городского хозяйства Администрации г. Омска обязанности выполнять мероприятия по откачке ливневых и талых вод, а так же возложение на департамент строительства Администрации г. Омска организовать водоотведение на указанном участке дороги, не лишает возможности поручить исполнение решения суда своим структурным подразделениям либо иным лицам в соответствии с установленным законом порядком.

Принимая во внимание установленные обстоятельства дела, факт отсутствия организации водоотведения на приведенном в иске участке дороги местного значения, суд приходит к выводу об обоснованности заявленного административного иска, наличия оснований для возложения на департамент городского хозяйства администрации г. Омска обязанности выполнять мероприятия по откачке ливневых и талых вод на участке автомобильной дороги по ул. Новокирпичная в г. Омске от ул. Машиностроительная до здания, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Машиностроительная, д. 5/2 до организации надлежащего водоотведения; а так же возложение на департамент строительства Администрации г. Омска организовать водоотведение на участке автомобильной дороги по ул. Новокирпичная в г. Омске от ул. Машиностроительная до здания, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Машиностроительная, д. 5/2 в срок до 31.12.2024.

Судебные расходы суд не распределяет, поскольку лица, участвующие в деле, от их уплаты в силу закона освобождены.

Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

Обязать департамент городского хозяйства Администрации г. Омска выполнять мероприятия по откачке ливневых и талых вод на участке автомобильной дороги по ул. Новокирпичная в г. Омске от ул. Машиностроительная до здания, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Машиностроительная, д. 5/2 до момента организации надлежащего водоотведения.

Обязать департамент строительства Администрации г. Омска организовать водоотведение на участке автомобильной дороги по ул. Новокирпичная в г. Омске от ул. Машиностроительная до здания, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Новокирпичная, д. 5/2 в срок до 31.12.2024 года.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение месяца со дня вынесения судом решения в окончательной форме через Центральный районный суд г. Омска.

Судья О.Г. Покричук

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.