ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4764/2023 от 17.10.2023 Октябрьского районного суда г. Самары (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

17 октября 2023 года адрес

Октябрьский районный суд адрес в составе:

председательствующего судьи Шиндяпина Д.О.,

при помощнике судьи ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №...а-4764/2023 по административному исковому заявлению ООО «НБК» к ОСП адрес, судебному приставу-исполнителю ОСП адресФИО6, врио начальника ОСП адресФИО2, ФИО3, ГУФССП России по адрес с участием заинтересованного лица ФИО7 об оспаривании бездействия судебного пристава-исполнителя,

УСТАНОВИЛ:

ООО «НБК» обратилось в суд с административным исковым заявлением к ОСП адрес, судебному приставу-исполнителю ОСП адресФИО6 с участием заинтересованного лица ФИО7 об оспаривании бездействия судебного пристава-исполнителя. В обоснование заявленных требований административный истец указал, что в производстве ОСП адрес находится исполнительное производство №...-ИП от дата о взыскании с ФИО7 задолженности в пользу ООО «НБК». В связи с тем, что должник произвела замену паспорта, дата ООО «НБК» обратилось в ОСП адрес с заявлением о направлении запроса в ЗАГС и миграционную службу для проверки факта смены фамилии должником. В ответ поступило уведомление об отказе в подтверждении полномочий от дата, тогда как заявление было подписано директором Общества. дата ООО «НБК» направило заявление с просьбой направить в адрес взыскателя ответа на запрос из ЗАГС. дата ООО «НБК» повторно направило заявление с просьбой направить в адрес взыскателя ответа на запрос из ЗАГС. дата ООО «НБК» направило жалобу на действия (бездействия) судебного пристава ФИО6 Постановлением по результатам рассмотрения жалобы от дата в удовлетворении жалобы отказано. дата ООО «НБК» направило жалобу в ГУФССП России по адрес. Ответ на жалобу не получен. Административный истец считает нарушенным свое право на рассмотрение заявлений и ходатайств, поданных в рамках исполнительного производства, полагает, что судебным приставом ФИО6 допущено незаконное бездействие, выразившееся в не направлении взыскателю ответа ЗАГС, содержащего сведения о фамилии должника.

Ссылаясь на изложенные обстоятельства, административный истец просил суд:

- признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя ОСП адресФИО6, выразившееся в не рассмотрении заявления о направлении ответа ЗАГС и не представлении взыскателю ответа ЗАГС, содержащего сведения о фамилии должника;

- обязать судебного пристава-исполнителя ОСП адресФИО6 направить запрос в ЗАГС, в случае смены фамилии должником, внести корректировку в сведения исполнительного производства, ответ ЗАГС направить взыскателю ООО «НБК».

Протокольными определениями суда к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены врио начальника ОСП адресФИО2, ФИО3, ГУФССП России по адрес.

Информация о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от дата № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» размещена на интернет-сайте суда.

Административный истец, административные ответчики, заинтересованное лицо либо их представители в судебное заседание не явились, о дате и месте заседания извещены надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду не сообщили, ОСП адрес представлены материалы исполнительного производства.

Согласно положений части 8 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания (предварительного судебного заседания) лишь посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в указанный в части 7 настоящей статьи срок. Указанные лица, а также получившие первое судебное извещение по рассматриваемому административному делу иные лица, участвующие в деле, обладающие государственными или иными публичными полномочиями, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении административного дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.

Лица, указанные в части 8 настоящей статьи, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении административного дела, если суд располагает сведениями о том, что данные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе, за исключением случаев, когда меры по получению информации не могли быть приняты ими в силу чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств (часть 9).

При этом по смыслу вышеприведенных норм действия административных ответчиков при принятии мер по получению дальнейшей информации о движении дела не ограничены возможностью получения соответствующих сведений посредством обращения к информационным ресурсам суда (сайта, системы ГАС правосудие), так как предполагается получение соответствующей информации, в том числе, посредством телефонной, факсимильной связи, непосредственного обращения в суд.

Учитывая требования статей 96, 150 КАС РФ, пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Реализуя указанные конституционные предписания, статьи 218 и 360 КАС РФ, часть 1 статьи 121 Федерального закона от дата № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон об исполнительном производстве) предоставляют гражданину, организации, иным лицам право оспорить в суде постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) нормативным правовым актам - на должностные лица службы судебных приставов, принявших оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Согласно позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от дата N 2486-О, применительно к судебному разбирательству по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, механизм выполнения задачи защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан в сфере административных и иных публичных правоотношений предусматривает обязанность суда по выяснению, среди прочего, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление (пункт 1 части 9 статьи 226 КАС РФ).

Задачами административного судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункты 2 и 4 статьи 3 КАС РФ).

В соответствии с положениями статьи 122 Федерального закона "Об исполнительном производстве" и части 3 статьи 219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии).

Как следует из административного иска, административный истец оспаривает бездействия судебного пристава по не рассмотрению заявлений и (ходатайств) взыскателя о направлении запроса в органы ЗАГС с целью проверки обстоятельств смены фамилии должником, а также не сообщении взыскателю сведений о результатах рассмотрения запроса, на дату рассмотрения спора судом, такие действия судебным приставом-исполнителем совершены не были (доказательства обратного в материалах административного дела отсутствуют), в связи с чем оспариваемое бездействие носит длящийся характер и ограничение срока на обращение в суд при таких обстоятельствах повлечет невозможность восстановления прав административного истца. В связи с чем, суд приходит к выводу, что сроки на обращение в суд не пропущены.

Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определены Федеральным законом от дата N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", статьей 2 которого установлено, что задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов.

В силу части 1 статьи 5 названного федерального закона принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.

Согласно части 1 статьи 50 от дата N 229-ФЗ Федерального закона "Об исполнительном производстве" стороны исполнительного производства вправе знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии, представлять дополнительные материалы, заявлять ходатайства.

Рассмотрение заявлений и ходатайств сторон исполнительного производства осуществляется в соответствии со статьей 64.1 Федерального закона N 229-ФЗ, согласно части 5 которой если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должностное лицо службы судебных приставов рассматривает заявление, ходатайство в десятидневный срок со дня поступления к нему заявления, ходатайства и по результатам рассмотрения выносит постановление об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства.

В соответствии с пунктом 1.4 Методических рекомендаций по определению порядка рассмотрения заявлений, ходатайств лиц, участвующих в исполнительном производстве, утвержденных Федеральной службой судебных приставов Российской Федерации дата N 15-9 (далее Методические рекомендации), должностным лицом службы судебных приставов (старшим судебным приставом, его заместителем, судебным приставом-исполнителем) в соответствии со статьей 64.1 Федерального закона N 229-ФЗ рассматриваются заявления (ходатайства), в том числе по вопросам совершения исполнительных действий, предусмотренных статьей 64 Федерального закона N 229-ФЗ.

Вместе с тем не подлежат регистрации в качестве заявлений (ходатайств), в том числе содержащие ссылку на статью 64.1 Федерального закона N 229-ФЗ заявления о возбуждении исполнительного производства, содержащие ходатайства лиц, участвующих в исполнительном производстве, с требованиями сообщить о ходе исполнительного производства, не подлежат регистрации в качестве заявлений (ходатайств) обращения, в которых отсутствуют конкретные требования о совершении исполнительных действий или применении мер принудительного исполнения (пункт 2.1 Методических рекомендаций).

Согласно пункту 4.1 названных Методических рекомендаций при поступлении на рассмотрение в структурные подразделения территориального органа ФССП России обращений, направленных в рамках Закона N 59-ФЗ и содержащих, в том числе заявления (ходатайства) в порядке статьи 64.1 Федерального закона N 229-ФЗ, должностные лица службы судебных приставов рассматривают заявления (ходатайства) в порядке и сроки, установленные статьей 64.1 Федерального закона N 229-ФЗ, с вынесением соответствующих постановлений; рассматривают иные доводы обращения в соответствии с Законом N 59-ФЗ с подготовкой мотивированного ответа, содержащего, в том числе информацию о результатах рассмотрения заявления (ходатайства).

Как следует из материалов дела, в производстве ОСП адрес находится исполнительное производство №...-ИП, возбужденное дата, о взыскании с должника ФИО7 задолженности в пользу ООО «НБК» в сумме 205 020,84 руб.

В адрес ОСП адрес направлено заявление взыскателя ООО «НБК» за подписью директора Общества ФИО4, датированное дата, содержащее просьбу о направлении запроса в ЗАГС и миграционную службу, мотивированное наличием информации о смене должником ФИО7 фамилии на «ФИО9», в случае подтверждения информации в заявлении указана просьба направить в адрес взыскателя ответ из ЗАГС, произвести корректировку в сведениях об исполнительном производстве и обновить все запросы в рамках исполнительного производства. Данное заявление зарегистрировано в ОСП адресдата за №... (№...).

На данное заявление в адрес ООО «НБК» судебным приставом-исполнителем ОСП адресФИО6 направлено уведомление от дата№... об отказе в подтверждении полномочий с сообщением о том, что по всем вопросам заявитель вправе обратиться к судебному приставу в приемные часы.

Суд полагает, что такое разрешение судебным приставом заявления ООО «НБК», содержащего ходатайство о совершении исполнительного действия по направлению запроса в ЗАГС и сообщению заявителю о его результатах, не отвечает требованиям статьи 64.1 Федерального закона N 229-ФЗ, поскольку содержало конкретную просьбу о совершении исполнительного действия по направлению запроса в ЗАГС (предусмотренного ст. 64 Федерального закона N 229-ФЗ), в связи с чем подлежало разрешению в порядке ст. 64.1 Федерального закона N 229-ФЗ в десятидневный срок с вынесением постановления об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении ходатайства. При этом судебный пристав в случае сомнений относительно полномочий на обращение взыскателя с таким ходатайством не был лишен возможности проверить полномочия директора ООО «НБК» ФИО4 на основании открытой базы единого государственного реестра юридических лиц.

Также установлено, подтверждено материалами дела, что дата и дата в адрес ОСП адрес направлены заявления взыскателя ООО «НБК» за подписью директора Общества ФИО4, содержащие просьбу о направлении взыскателю ответа из ЗАГС на запрос. Регистрация данных заявлений в ОСП и передача их судебному приставу подтверждается представленной в материалы дела сводкой по исполнительному производству.

Определением суда от дата у административного ответчика ОСП адрес в лице врио начальника ОСП адресФИО2 истребованы доказательства, в том числе копии заявлений (обращений, ходатайств) взыскателя ООО «НБК» в адрес ОСП адресдата, дата, дата, дата, а также документов (ответов, постановлений) по результатам их рассмотрения с приложением доказательств направления их в адрес заявителя.

Вопреки ст. 64 КАС РФ административным ответчиком суду не представлены доказательства рассмотрения заявлений взыскателя от дата и дата, содержащие просьбу о направлении взыскателю ответа из ЗАГС на запрос.

Поскольку указанные заявления ООО «НБК» не содержали конкретных требований о необходимости совершения должностными лицами службы судебных приставов действий или применения мер принудительного исполнения, суд приходит к выводу о том, что данные заявления подлежали рассмотрению в порядке и сроки, установленные Законом N 59-ФЗ, как обращение юридического лица, адресованное в государственный орган.

Между тем, доказательств рассмотрения указанных заявлений материалы дела не содержат, суду не представлены.

На основании пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Из содержания вышеприведенных норм права следует, что обязательным условием для удовлетворения судом требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными является установление их противоправности и одновременно нарушение ими прав, свобод либо законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Совокупность таких условий при рассмотрении административного дела установлена.

На основании изложенного суд приходит к выводу об удовлетворении иска и признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя ОСП адресФИО6, выразившегося в не разрешении заявления (ходатайства) взыскателя ООО «НБК» от дата о направлении запроса в ЗАГС и миграционную службу о смене должником ФИО7 фамилии с вынесением по нему постановления, а также в части не рассмотрения в порядке и сроки, установленные Законом N 59-ФЗ, заявлений взыскателя ООО «НБК» от дата и дата, содержащих просьбу о направлении взыскателю ответа из ЗАГС на запрос.

С целью восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца на административного ответчика судебного пристава-исполнителя ОСП адресФИО6, в производстве которой находится исполнительное производство, следует возложить обязанность в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу разрешить заявление (ходатайство) взыскателя ООО «НБК» от дата о направлении запроса в ЗАГС и миграционную службу о смене должником ФИО7 фамилии с вынесением по нему постановления, а также рассмотреть заявления взыскателя ООО «НБК» от дата и дата, содержащие просьбу о направлении взыскателю ответа из ЗАГС на запрос, направить запрос в ЗАГС о смене должником ФИО7 фамилии, в случае смены фамилии внести корректировку в сведения исполнительного производства, ответ на запрос ЗАГС направить взыскателю ООО «НБК».

В остальной части иска требований о признании незаконным бездействия должностных лиц службы судебных приставов в связи с не рассмотрением жалоб на бездействие судебного пристава-исполнителя административным истцом суду не заявлены.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 175, 178-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования ООО «НБК» – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя ОСП адресФИО6, выразившееся в не разрешении заявления (ходатайства) взыскателя ООО «НБК» от дата о направлении запроса в ЗАГС и миграционную службу о смене должником ФИО7 фамилии с вынесением по нему постановления, а также в части не рассмотрения в порядке и сроки, установленные Законом N 59-ФЗ, заявлений взыскателя ООО «НБК» от дата и дата, содержащих просьбу о направлении взыскателю ответа из ЗАГС на запрос.

С целью восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца возложить на судебного пристава-исполнителя ОСП адресФИО6 обязанность в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу разрешить заявление (ходатайство) взыскателя ООО «НБК» от дата о направлении запроса в ЗАГС и миграционную службу о смене должником ФИО7 фамилии с вынесением по нему постановления, а также рассмотреть заявления взыскателя ООО «НБК» от дата и дата, содержащие просьбу о направлении взыскателю ответа из ЗАГС на запрос, направить запрос в ЗАГС о смене должником ФИО7 фамилии, в случае смены фамилии внести корректировку в сведения исполнительного производства, ответ на запрос ЗАГС направить взыскателю ООО «НБК».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Октябрьский районный суд адрес в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Д.О. Шиндяпин

В окончательной форме решение суда изготовлено дата