ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5683/2023 от 27.12.2023 Центрального районного суда г. Омска (Омская область)

Дело № 2а-5683/2023

55RS0007-01-2023-006604-90

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 декабря 2023 года город Омск

Центральный районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Покричук О.Г., при секретаре судебного заседания ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Октябрьского административного округа г. Омска к департаменту имущественных отношений Администрации <адрес> о признании незаконным бездействия по не постановке на учёт недвижимого имущества, о возложении обязанности совершить действия,

установил:

прокурора Октябрьского административного округа г. Омска обратился в суд с административным иском к департаменту имущественных отношений Администрации г. Омска о признании незаконным бездействия по не постановке на учёт в качестве бесхозяйного недвижимого имущества, о возложении обязанности совершить действия.

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Октябрьского административного округа г. Омска проведена проверка соблюдения законодательства при реализации полномочий по оформлению права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество. По итогам проверки установлено, что обязанность по оформлению бесхозяйных недвижимых вещей является обязанностью Администрации города Омска в лице структурного подразделения департамента имущественных отношений Администрации г. Омска. При этом в ходе проверки установлен факт непринятия департаментом имущественных отношений Администрации г. Омска мер по постановке на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества инженерных коммуникаций в виде 257 бесхозяйных объектов. Право собственности на объекты не зарегистрировано и объекты не учтены в реестре муниципального имущества. 1 объект находятся в работе департамента с 2009 года, 2 объекта - с 2012 года, 18 объектов - с 2013 года, 2 объекта - с 2014 года, 12 объектов - с 2015 года, 4 объекта - с 2016 года, 3 объекта - с 2017 года, 24 объекта - с 2018 года, 33 объекта – с 2019 года.

ДД.ММ.ГГГГ директору департамента имущественных отношений Администрации г. Омска внесено представление по фактам длительного непринятия мер по оформлению прав муниципальной собственности на указанные объекты недвижимости.

Административный истец полагает, что ненадлежащая работа по оформлению в муниципальную собственность недвижимых объектов инженерных коммуникаций не позволяет применить положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», достичь цели закрепленные в ч. 1 ст. 1 указанного закона, препятствует привлечению инвестиций в экономику Российской Федерации, обеспечению эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности не позволяют повысить качество услуг, предоставляемых потребителям. Кроме того, бездействие по не принятию мер по постановке бесхозяйного объекта на учет может вызвать наступление тяжелых последствий: разрушение объекта системы электроснабжения, возникновение чрезвычайной ситуации, которая может повлечь за собой причинение ущерба здоровью людей и значительные материальные потери. Длительное непринятие мер по надлежащему оформлению права муниципальной собственности на указанные бесхозные объекты приводит к отсутствию надлежащего контроля за их состоянием и работоспособностью, ненадлежащему и несвоевременному проведению работ по обслуживанию и ремонту, ухудшению технических характеристик, увеличению времени проведения ремонтных работ, что в свою очередь может привести к отключению потребителей от коммунальных услуг, иным нарушениям прав потребителей. Отсутствие контроля и бесхозяйность указанного объекта недвижимого имущества создает угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера, угрозу жизни и здоровью людей при возникновении аварийных ситуаций.

Уточнив заявленные требования, административный истец просит суд признать незаконным бездействие департамента имущественных отношений Администрации города Омска по не постановке на учёт недвижимого имущества: кабельных линий от ОП-1002 до КТП-4460 вблизи ул. Омская/ 30 лет ВЛКСМ, <адрес> (КЛ-10 кВ) протяженностью 0,21 км; кабельных линий 0,4 КВ ТП 7013 перем. Космический проспект, 30- Романенко, 1, протяженностью 0,29 км КЛ 0,4 кв ТП-7013 до ВРУ ж.д. <адрес> АВБбШв 4*70 протяженностью 0,11 км; кабельных линий н/в ТП 7012 по <адрес>, вывод ВЛ АВВГЗ-70+1*16, протяженностью 0,12 км; кабельные линии н/в ТП 7040 до ж.д. Масленникова, 21 протяженностью 0,18 км; кабельных линий н/в ТП 7040 до ж.д. Масленникова, 21 протяженностью 0,26 км; кабельных линий н/в ТП 7040 до ж.д. Масленникова, 23 протяженностью 0,22 км; кабельных линий н/в ТП 7037 до ж.д. МСЧ-17 по <адрес> 4ААШВ 3*120+1*95, протяженностью 0,42 км; кабельных линий н/в ТП 7037 до ж.д. МСЧ-17 по <адрес> 2ААШВ 3*70+1*16, протяженностью 0,2 км; кабельных линий н/в ТП 7037 до ж.д. МСЧ-17 по <адрес> 4ААШВ 3*95+1*50, протяженностью 0,265 км; ВЛ н/в до 1 кв ТП 7035 <адрес> А-50 4 опоры, протяженностью 0,116 км; ВЛ н/в ТП 7035 <адрес> А-25 1 ввод, протяженностью 0,16 км; кабельных линий от ТП-7032 по <адрес>А вывод на ВЛ-0,4 в сторону <адрес> протяженностью 0,03 км; кабельных линий н/в ТП 7021 16 Военный городок, ж.<адрес>, протяженностью 0,17 км; кабельных линий н/в ТП 7021 16 Военный городок, ж.<адрес>, протяженностью 0,28 км; кабельных линий н/в ТП 7021 16 Военный городок, ж.<адрес>-ж.<адрес>, протяженностью 0,1 км; кабельных линий н/в ТП 7021 16 Военный городок, ж.<адрес>, протяженностью 0,14 км; кабельных линий н/в ТП 7021 16 Военный городок, ж.<адрес>, протяженностью 0,1 км; ВЛ до 1кв ТП 7021 16 Военный городок, ж.<адрес>, 102, 190, 300, 353, 354, 355 протяженностью 0, 82 км; кабельные линии н/в ТП 7021 16 Военный городок ж.<адрес>, 355, 366 протяженностью 0,02 км; ВЛ до 1 кв ТП 7021 16 Военный городок, ж.<адрес>, 92, 356, 357,364, протяженностью 0,74 км; кабельные линии н/в ТП 7021 16 Военный городок, ж.. 92, 101, 102, 353, протяженностью 0,02 км; кабельные линии н/в ТП 7021 16 Военный городок ж.<адрес>, протяженностью 0,21 км; кабельных линий от ТП-7027 (<адрес>) до <адрес> протяженностью 0,18 км; сетей водопровода просп. Космический, <адрес> от ВК- сущ. до наружной стены дома протяженностью 0,02 км; сетей водопровода просп. Космический, <адрес> от ВК-сугц. до наружной стены дома протяженностью 0,011 км; сетей водопровода <адрес> от ВК-сущ. до ВК-1 протяженностью 0,02 км; сетей водопровода по <адрес> от ВК-сущ. до наружной стены дома протяженностью 0,033 км; сетей водопровода <адрес> от ВК-сущ. до ВК-1 протяженностью 0,056 км; сетей водопровода пер. Камерный, <адрес> от ВК-сущ. до ВК-1 протяженностью 0,055 км; сетей водопровода пер. Камерный, <адрес> Б протяженностью 0,02 км; сетей водопровода пер. Камерный, <адрес> А от ВК-2 до наружной стены дома протяженностью 0,024 км.; возложить обязанность на департамент имущественных отношений Администрации <адрес> в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу осуществить действия, направленные на постановку недвижимого имущества: кабельных линий от ОП-1002 до КТП-4460 вблизи ул. Омская/30 лет ВЛКСМ, <адрес> (КЛ-10 кВ) протяженностью 0,21 км; кабельных линий 0,4 КВ ТП 7013 перем. Космический проспект, 30- Романенко, 1, протяженностью 0,29 км КЛ 0,4 кв ТП-7013 до ВРУ ж.д. <адрес> АВБбШв 4*70 протяженностью 0,11 км; кабельных линий н/в ТП 7012 по <адрес>, вывод ВЛ АВВГЗ- 70+1*16, протяженностью 0,12 км; кабельные линии н/в ТП 7040 до ж.д. Масленникова, 21 протяженностью 0,18 км; кабельных линий н/в ТП 7040 до ж.д. Масленникова, 21 протяженностью 0,26 км; кабельных линий н/в ТП 7040 до ж.д. Масленникова, 23 протяженностью 0,22 км; кабельных линий н/в ТП 7037 до ж.д. МСЧ-17 по <адрес> 4ААШВ 3*120+1*95, протяженностью 0,42 км; кабельных линий н/в ТП 7037 до ж.д. МСЧ-17 по <адрес> 2ААШВ 3*70+1*16, протяженностью 0,2 км; кабельных линий н/в ТП 7037 до ж.д. МСЧ- 17 по <адрес> 4ААШВ 3*95+1*50, протяженностью 0,265 км; ВЛ н/в до 1 кв ТП 7035 <адрес> А-50 4 опоры, протяженностью 0,116 км; В Л н/в ТП 7035 <адрес> А-25 1 ввод, протяженностью 0,16 км; кабельных линий от ТП-7032 по <адрес>А вывод на ВЛ-0,4 в сторону <адрес> протяженностью 0,03 км; кабельных линий н/в ТП 7021 16 Военный городок, ж.<адрес>, протяженностью 0,17 км; кабельных линий н/в ТП 7021 16 Военный городок, ж.<адрес>, протяженностью 0,28 км; кабельных линий н/в ТП 7021 16 Военный городок, ж.<адрес>-ж.<адрес>, протяженностью 0,1 км; кабельных линий н/в ТП 7021 16 Военный городок, ж.<адрес>, протяженностью 0,14 км; кабельных линий н/в ТП 7021 16 Военный городок, ж.<адрес>, протяженностью 0,1 км; ВЛ до 1кв ТП 7021 16 Военный городок, ж.<адрес>, 102, 190, 300, 353, 354, 355 протяженностью 0, 82 км; кабельные линии н/в ТП 7021 16 Военный городок ж.<адрес>, 355, 366 протяженностью 0,02 км; ВЛ до 1 кв ТП 7021 16 Военный городок, ж.<адрес>, 92,356, 357, 364, протяженностью 0,74 км; кабельные линии н/в ТП 7021 16 Военный городок, ж.. 92, 101, 102, 353, протяженностью 0,02 км; кабельные линии н/в ТП 7021 16 Военный городок ж.<адрес>, протяженностью 0,21 км; кабельных линий от ТП-7027 (<адрес>) до <адрес> протяженностью 0,18 км; сетей водопровода просп. Космический, <адрес> от ВК- сущ. до наружной стены дома протяженностью 0,02 км; сетей водопровода просп. Космический, <адрес> от ВК-сущ. до наружной стены дома протяженностью 0,011 км; сетей водопровода <адрес> от ВК-сущ. до ВК-1 протяженностью 0,02 км; сетей водопровода по <адрес> от ВК-сущ. до наружной стены дома протяженностью 0,033 км; сетей водопровода <адрес> от ВК-сущ. до ВК-1 протяженностью 0,056 км; сетей водопровода пер. Камерный, <адрес> от ВК-сущ. до ВК-1 протяженностью 0,055 км; сетей водопровода пер. Камерный, <адрес> Б протяженностью 0,02 км; сетей водопровода пер. Камерный, <адрес> А от ВК-2 до наружной стены дома протяженностью 0,024 км., на учёт в качестве бесхозяйного, предусмотренные Порядком принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ.

Определениями суда к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Администрация <адрес>, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, администрация Октябрьского административного округа <адрес>, Территориальное управление Росимущества в Омской области, Министерство имущественных отношений Омской области, департамент городского хозяйства Администрации <адрес>, АО «Омскэлектро», АО «ОмскВодоканал», филиала ФГБУ ФКП «Роскадастра» по Омской области.

В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора Октябрьского административного округа г. Омска ФИО4 заявленные требования с учетом их уточнения поддержал, настаивала на наличии факта бездействия со стороны департамента имущественных отношений Администрации <адрес> по устранению выявленных нарушений. Просил удовлетворить заявленные требования в полном объеме с учетом представленных уточнений.

Представитель административного ответчика департамента имущественных отношений Администрации г. Омска ФИО5, действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения заявленных требований, настаивала на отсутствии факта бездействия со стороны департамента имущественных отношений Администрации <адрес>, поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве на административное исковое заявление. Указала на отсутствие факта бездействия в части принятия мер по постановке на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества указанных в иске объектов. Дополнительно пояснила, что работа по постановке на учет бесхозяйного имущества осуществляется систематически. В настоящее время в работе департамента по решению вопроса о постановке на учет имущества в качестве бесхозяйного находятся документы в отношении более чем 2 800 единиц бесхозяйных объектов, расположенных на территории города, в связи с чем, работа по каждому из которых ведется в порядке очередности. Просила в удовлетворении иска отказать.

Заинтересованные лица Администрация <адрес>, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, администрация Октябрьского административного округа <адрес>, Территориальное управление Росимущества в Омской области, Министерство имущественных отношений Омской области, департамент городского хозяйства Администрации <адрес>, АО «Омскэлектро», АО «ОмскВодоканал», филиала ФГБУ ФКП «Роскадастра» по Омской области о времени и месте рассмотрения дела извещены, явка представителей в суд не обеспечена, ходатайств об отложении рассмотрении дела не заявлено.

Со стороны представителя заинтересованного лица Министерства имущественных отношений Омской области ДД.ММ.ГГГГ представлен отзыв на административное исковое заявление, согласно которого, ссылаясь на положения пункта 1 Положения о Минимуществе, утвержденного Указом Губернатора Омской области от ДД.ММ.ГГГГ, Минимущество указывает на то, что является уполномоченным органом исполнительной власти Омской области, обеспечивающим управление и распоряжение имуществом, находящимся в собственности Омской области; при этом в реестре имущества Омской области «Единый банк данных объектов собственности Омской области» спорные объекты недвижимости не значатся. Учитывая то, что рассматриваемое дело не затрагивает интересы Омской области, руководствуясь статьей 167 ГПК РФ, просили рассмотреть дело в отсутствие представителя Минимущества.

Принимая во внимание имеющиеся в деле сведения об извещении лиц, участвующих в деле, отсутствие ходатайств об отложении рассмотрения дела, с учетом мнения участвующих в судебном заседании лиц, суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Информация о принятии административного искового заявления к производству, о времени и месте судебного заседания размещена судом на официальном сайте Октябрьского районного суда <адрес> в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в порядке, предусмотренном ч. 7 ст. 96 КАС РФ.

Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы административного дела, письменные возражения на административное исковое заявление, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

В силу ст. 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно п. 4 ст. 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из материалов дела следует, что прокуратурой Октябрьского административного округа <адрес> в ходе проведения проверки соблюдения законодательства при реализации полномочий по оформлению права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество установлен факт непринятия департаментом имущественных отношений Администрации <адрес> мер по постановке на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества: кабельных линий от ОП-1002 до КТП-4460 вблизи ул. Омская/ 30 лет ВЛКСМ, <адрес> (КЛ-10 кВ) протяженностью 0,21 км; кабельных линий 0,4 КВ ТП 7013 перем. Космический проспект, 30- Романенко, 1, протяженностью 0,29 км КЛ 0,4 кв ТП-7013 до ВРУ ж.д. <адрес> АВБбШв 4*70 протяженностью 0,11 км; кабельных линий н/в ТП 7012 по <адрес>, вывод ВЛ АВВГЗ-70+1*16, протяженностью 0,12 км; кабельные линии н/в ТП 7040 до ж.д. Масленникова, 21 протяженностью 0,18 км; кабельных линий н/в ТП 7040 до ж.д. Масленникова, 21 протяженностью 0,26 км; кабельных линий н/в ТП 7040 до ж.д. Масленникова, 23 протяженностью 0,22 км; кабельных линий н/в ТП 7037 до ж.д. МСЧ-17 по <адрес> 4ААШВ 3*120+1*95, протяженностью 0,42 км; кабельных линий н/в ТП 7037 до ж.д. МСЧ-17 по <адрес> 2ААШВ 3*70+1*16, протяженностью 0,2 км; кабельных линий н/в ТП 7037 до ж.д. МСЧ-17 по <адрес> 4ААШВ 3*95+1*50, протяженностью 0,265 км; ВЛ н/в до 1 кв ТП 7035 <адрес> А-50 4 опоры, протяженностью 0,116 км; ВЛ н/в ТП 7035 <адрес> А-25 1 ввод, протяженностью 0,16 км; кабельных линий от ТП-7032 по <адрес>А вывод на ВЛ-0,4 в сторону <адрес> протяженностью 0,03 км; кабельных линий н/в ТП 7021 16 Военный городок, ж.<адрес>, протяженностью 0,17 км; кабельных линий н/в ТП 7021 16 Военный городок, ж.<адрес>, протяженностью 0,28 км; кабельных линий н/в ТП 7021 16 Военный городок, ж.<адрес>-ж.<адрес>, протяженностью 0,1 км; кабельных линий н/в ТП 7021 16 Военный городок, ж.<адрес>, протяженностью 0,14 км; кабельных линий н/в ТП 7021 16 Военный городок, ж.<адрес>, протяженностью 0,1 км; ВЛ до 1кв ТП 7021 16 Военный городок, ж.<адрес>, 102, 190, 300, 353, 354, 355 протяженностью 0, 82 км; кабельные линии н/в ТП 7021 16 Военный городок ж.<адрес>, 355, 366 протяженностью 0,02 км; ВЛ до 1 кв ТП 7021 16 Военный городок, ж.<адрес>, 92, 356, 357,364, протяженностью 0,74 км; кабельные линии н/в ТП 7021 16 Военный городок, ж.. 92, 101, 102, 353, протяженностью 0,02 км; кабельные линии н/в ТП 7021 16 Военный городок ж.<адрес>, протяженностью 0,21 км; кабельных линий от ТП-7027 (<адрес>) до <адрес> протяженностью 0,18 км; сетей водопровода проси. Космический, <адрес> от ВК- сущ. до наружной стены дома протяженностью 0,02 км; сетей водопровода просп. Космический, <адрес> от ВК-сугц. до наружной стены дома протяженностью 0,011 км; сетей водопровода <адрес> от ВК-сущ. до ВК-1 протяженностью 0,02 км; сетей водопровода по <адрес> от ВК-сущ. до наружной стены дома протяженностью 0,033 км; сетей водопровода <адрес> от ВК-сущ. до ВК-1 протяженностью 0,056 км; сетей водопровода пер. Камерный, <адрес> от ВК-сущ. до ВК-1 протяженностью 0,055 км; сетей водопровода пер. Камерный, <адрес> Б протяженностью 0,02 км; сетей водопровода пер. Камерный, <адрес> А от ВК-2 до наружной стены дома протяженностью 0,024 км.

Данные обстоятельства, в том числе подтверждаются представленными документами межведомственной переписки.

ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Октябрьского административного округа <адрес> в адрес директора департамента имущественных отношений Администрации <адрес> внесено представление /Прдп «Об устранении нарушений федерального законодательства», в котором изложено требование безотлагательно рассмотреть представление, принять меры к устранению выявленных нарушений законодательства и недопущению подобных нарушений в дальнейшем; о дате и времени рассмотрения представления уведомить прокурора округа, рассмотреть вопрос о привлечении виновных лиц к установленной законом ответственности, о принятых мерах сообщить прокурору округа в письменной форме в установленный законом месячный срок. Согласно представлению, в ходе проверки установлено, что на территории Октябрьского административного округа <адрес> 257 бесхозяйных объектов инженерных коммуникаций, по которым не приняты меры по постановке на учет в органах Росреестра (л.д. 9-12).

ДД.ММ.ГГГГ департамент имущественных отношений Администрации <адрес> по результатам рассмотрения представления в прокуратуру ОАО <адрес> направлен ответ, в котором указано, что работа по постановке на учет выявленных бесхозяйных объектов, расположенных на территории Октябрьского административного округа <адрес> и по дальнейшей регистрации права муниципальной собственности проводится департаментом в соответствии с действующими правовыми актами, исходя из выделенного финансирования из бюджета <адрес>. Мероприятия по изготовлению технической документации, необходимой для постановки выявленных бесхозяйных объектов на учет в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области в качестве бесхозяйной недвижимой вещи, осуществляются подрядными организациями в рамках муниципальных контрактов, заключаемых в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Представлена информация о том, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в работе департамента находятся пакеты документов в отношении 2540 объектов водо, тепло, энергоснабжения, водоотведения и ливневой канализации, 296 из которых находятся на территории Октябрьского административного округа <адрес>, из них 35 поставлены на учет в качестве бесхозяйных недвижимых вещей; из 261 объекта, расположенных на территории Октябрьского административного округа, которые не состоят на учете в качестве бесхозяйных недвижимых вещей: на 47 объектов проводятся мероприятия по изготовлению технической документации в целях постановки на государственный кадастровый учет и на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи в Росреестре, из них: 2 объекта газоснабжения, 12 объектов электроснабжения, 21 объект водоснабжения и водоотведения, 12 объектов теплоснабжения; на 2 объекта электроснабжения по процедуре движимого имущества проводятся мероприятия по признанию муниципальной собственности в судебном порядке; на 13 объектов электроснабжения работы приостановлены в с проводимыми акционерным обществом «Омскэлектро» мероприятиями по их постановке на учет в качестве бесхозяйных; в отношении остальных 199 объектов необходимо провести мероприятия по изготовлению технической документации. Кроме того, в представленном ответе указано на то, что учитывая большое количество бесхозяйных объектов и ограниченное финансирование, департаментом разработан план мероприятий по выявлению и оформлению бесхозяйных недвижимых вещей на территории города в соответствии с которым планируется поэтапное оформление бесхозяйного имущества. Указанные мероприятия осуществляются в рамках выделенного финансирования из бюджета <адрес> и планируются в период с 2023 по 2026 годы, в том числе в отношении объектов, указанных в представлении (л.д. 13-14).

Полагая, что административным ответчиком в установленном законом порядке не приняты меры по постановке на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества, прокурор Октябрьского административного округа <адрес> в порядке ст. 39 КАС РФ, обратился в суд.

Разрешая заявленные требования с учетом их уточнения, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В силу положений ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался (п. 1).

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (п. 3).

Пунктом 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что к вопросам местного значения муниципального округа относятся организация в границах муниципального округа электро-, тепло-, газо-, водоснабжения населения, водоснабжения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных округов организуют и проводят мероприятия, предусмотренные законодательством об энергосбережении (п. 8.2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ).

В свою очередь, п. 4 ч. 6 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусматривает, что в перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности на уровне местного самоуправления должны включаться мероприятия по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества.

Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, который в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» устанавливает единый для Российской Федерации порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей.

Из содержания п. 3 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что на учет бесхозяйных недвижимых вещей принимаются здания, сооружения, помещения (далее - объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались. В случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

В силу п. 4 указанного Порядка принятие на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества осуществляется в следующем порядке: прием в порядке межведомственного информационного взаимодействия заявления о постановке на учет и документов, предусмотренных в пункте 6 настоящего Порядка; проверка документов на соответствие требованиям, предъявляемым Законом к документам, поступающим в орган регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия; внесение записей в Единый государственный реестр недвижимости о принятии на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества.

Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях муниципальных образований (п. 5 Порядка).

Согласно ч. 1 ст. 49 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.

В собственности муниципальных образований может находиться, в том числе имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения (ч. 1 ст. 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ).

Согласно п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения являются линейными объектами.

Пунктом 24 ст. 1 Градостроительного Кодекса Российской Федерации предусмотрено к использованию понятие системы коммунальной инфраструктуры - комплекса технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для осуществления поставок товаров и оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства, а также объекты, используемые для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов.

Согласно п. 5 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О водоснабжении и водоотведении» водопроводная сеть это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» в соответствии с Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении» утверждены Правила холодного водоснабжения и водоотведения.

В силу Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от ДД.ММ.ГГГГ, магистраль воздушной линии представляет собой участок линии от питающей трансформаторной подстанции до концевой опоры.

Кроме того, ст. 133.1 ГК РФ предусматривает, что недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может являться единый недвижимый комплекс - совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь.

Уставом <адрес>, утвержденным Решением Омского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ, в статье 8 определена структура органов местного самоуправления <адрес>. Исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города Омска является Администрация города Омска. Структурные подразделения Администрации города Омска могут являться юридическими лицами, если Омским городским Советом будет принято решение об учреждении соответствующего структурного подразделения и утверждено положение о нем.

Решение Омского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ «О департаменте имущественных отношений Администрации <адрес>» утверждено «Положение о департаменте имущественных отношений Администрации <адрес>».

Как следует из п. 1 указанного Положения департамент имущественных отношений Администрации <адрес> (далее - департамент) является структурным подразделением Администрации <адрес>.

Департамент наделяется правами юридического лица в соответствии с настоящим Положением, имеет самостоятельную смету расходов и самостоятельный баланс, счета, открываемые в порядке, установленном законодательством, гербовую печать, простые печати и штампы со своим наименованием, факсимиле директора департамента, бланки и другие реквизиты, может от своего имени выступать истцом, ответчиком и третьим лицом в суде (п. 3).

Основной целью деятельности департамента является эффективное управление имуществом, находящимся в распоряжении муниципального образования <адрес> (п. 16).

В силу п. 18 Положения, департамент в сфере формирования и управления муниципальным имуществом <адрес>, в том числе осуществляет следующие функции: в пределах своей компетенции от имени муниципального образования <адрес> осуществляет права собственника в отношении муниципального имущества <адрес>; управляет и распоряжается объектами муниципальной собственности <адрес> способами, предусмотренными действующим законодательством, в пределах своей компетенции; организует работу по подготовке документов, содержащих описание бесхозяйных объектов недвижимого имущества, расположенных на территории <адрес> (за исключением объектов жилищного фонда); осуществляет постановку на учет бесхозяйного недвижимого имущества, расположенного на территории <адрес> (за исключением объектов жилищного фонда), мероприятия по признанию права муниципальной собственности <адрес> на бесхозяйные объекты недвижимого имущества (за исключением объектов жилищного фонда); осуществляет иные функции по формированию муниципальной собственности <адрес> в пределах своей компетенции.

В соответствии с пп. 4 п. 1 Распоряжения Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-р «О взаимодействии структурных подразделений Администрации <адрес> по вопросу выявления и оформления бесхозяйных недвижимых вещей» на администрации административных округов <адрес> возложена обязанность при выявлении бесхозяйных недвижимых вещей на соответствующей территории направлять в департамент имущественных отношений Администрации <адрес> обращения о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей, содержащие информацию об ориентировочных границах пролегания инженерных коммуникаций и их протяженности или почтовом адресе и ориентировочной площади зданий, нежилых помещений и инженерных сооружений, с приложением необходимых документов.

Согласно пп. 1, 2, 3 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-р, Департамент имущественных отношений Администрации <адрес>: обеспечивает оформление уполномоченными организациями топографических материалов или дополнительных съемок, технических и кадастровых паспортов на бесхозяйные недвижимые вещи; направляет в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области заявления о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей с предусмотренным законодательством Российской Федерации пакетом документов; по истечении одного года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет обращаться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь при условии необходимости ее использования для решения вопросов местного значения.

Таким образом, обязанность по постановке на учет недвижимых вещей в качестве бесхозяйных является обязанностью Администрации <адрес> в лице ее структурного подразделения – департамента имущественных отношений Администрации <адрес>.

В силу ч. 1 ст. 14 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом (ч. 1 ст. 62 КАС РФ).

В ходе рассмотрения дела с учетом представленных доказательств установлено, что на момент проведения прокуратурой округа проверки указанные в уточненном административном исковом заявлении объекты не были поставлены на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества. Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и административным ответчиком не оспаривались, сведений об обратном суду не представлено.

В отношении каждого из объектов Филиалом ППК «Роскадастр» по Омской области представлены уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений.

По сведениям Министерства имущественных отношений Омской области, в Едином банке данных объектов в собственности Омской области указанные объекты имущества не значатся.

Согласно представленной департаментом имущественных отношений Администрации <адрес> информации в отношении объектов: кабельные линии от ОП-1002 до КТП-4460 вблизи ул. Омская/30 лет ВЛКСМ, <адрес> (КЛ-10 кВ) 0,21 км – проведение работ по изготовлению технической документации на объекты планируется в 2024-2025 годах; кабельные линии от ТП-7013 по <адрес>А до ВРУ <адрес>, перемычка между <адрес> (КЛ-0,4 кВ) 0,29 км., кабельные линии от ТП-7012 по <адрес> вывод на НВЛ-0,4 кВ в сторону <адрес>, от ТП-7012 в сторону <адрес> (ВЛ-0,4 кВ) 0,97 км, кабельные линии от ТП-7040 по ул. 20 лет РККА, <адрес>А до ВРУ жд. 21, 23 по <адрес> (КЛ-0,4 кВ) 0,7 км., кабельные линии от ТП-7037 по <адрес> до ВРУ-47 (4КЛ-0,4 кВ), до ВРУ-48 (4КЛ-0,4 кВ) – здание БУЗОО городская больница , до ВРУ помещение пищеблока БУЗОО городская больница (2КЛ-0,4 кВ) 0,66 км., кабельные линии от ТП-7035 по <адрес>Б до ж.д. по <адрес>, 84а, 84, 86, 88, 90, 90а (ВЛИ-0,4 кВ) 0,44 км, кабельные линии от ТП-7032 по <адрес>А вывод на ВЛ-0,4 в сторону <адрес>,03 км, кабельные линии от ТП-7021 по <адрес> городок, <адрес> до <адрес>, 416 перемычка <адрес>, здание дизельной 16 Военный городок, <адрес>, вывод опора к <адрес>, 101, 102 <адрес>, 353, 364, 190, 300, 354, 355, 356 <адрес>,809 км. – проводятся работы по изготовлению технической документации на объект в рамках муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ № Ф.2023.0846; сети водопровода: <адрес> от ВК-сущ. до наружной стены <адрес>,02 км., сети водопровода <адрес> от ВК-сущ. до наружной стены <адрес>,011 км., сети водопровода <адрес> от ВК-сущ. до ВК-1 0,02 км., сети водопровода <адрес> от ВК-сущ. до наружной стены <адрес>,033 км., сети водопровода <адрес> от ВК-сущ. до ВК-1 0,056 км., сети водопровода пер. Камерный, <адрес> от ВК-сущ. до ВК-1 0,055 км., сети водопровода пер. Камерный, <адрес> Б 0,02 км., пер. Камерный, <адрес>А от ВК-2 до наружной стены <адрес>,024 км. – проведение работ по изготовлению технической документации на объекты планируется в 2024-2025 г.г.

В ответ на судебный запрос Администрацией Октябрьского административного округа <адрес>ДД.ММ.ГГГГ представлена документация о фактах информирования департамента имущественных отношений Администрации <адрес> о безхозяйных сетях водопровода, кабельных сетях; в том числе представлена копия межведомственной переписки датированной ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, администрация округа обращала внимание на тот факт, что кабельные линии, расположенные вблизи улицы Омская / 30 лет ВЛКСМ, <адрес> протяженностью 0,21 км. Находятся на территории Центрального административного округа <адрес>.

Администрацией Центрального административного округа в ответ на судебный запрос сообщалось о том, что в соответствии с распоряжением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-р «О взаимодействии структурных подразделений Администрации <адрес> по вопросу выявления и оформления бесхозяйных недвижимых вещей» в 2019 году проведена работа по сбору необходимых доказательств для постановки на учет указанных бесхозяйных недвижимых вещей. В департамент имущественных отношений Администрации <адрес> в 2019 году направлены собранные доказательства для постановки на учет данных бесхозяйных недвижимых вещей: комплексная трансформаторная подстанция КТП-4460 по улицам Омской, 22/30 лет ВЛКСМ, 18 (с электрооборудованием: силовой трансформатор ТМ- 160/10/0,4; распределительное устройство ВН (РУ-10 кВ), включающего в себя высоковольтную камеру КСО-366 (1 шт.) с разъединителем РВ-10/400 (1 шт.); распределительное устройство НН (РУ-0,4 кВ), включающего в себя панели ЩО (2 шт.) с рубильниками РПС-630 А (1 шт.), РПС-400 А (2 шт.), РПС-250 А (2 шт.)); высоковольтная кабельная линия КЛ-10 кВ от отключающего пункта ОП-1002 до КТП-4460, расположенной вблизи здания по улицам Омской, 22/30 лет ВЛКСМ, 18 (ААБлУ 3х120, ориентировочная протяженность: 210 м).

АО «ОмскВодоканал» ДД.ММ.ГГГГ сообщило о том, что сети водопровода, расположенные по проспекту Космический, <адрес> от ВК - существующий до наружной стены дома протяженностью 0,02 км; по проспекту Космический, <адрес> от ВК- существующий до наружной стены дома протяженностью 0,011 км; по <адрес> от ВК- существующий до ВК-1 протяженностью 0,02 км; по <адрес> от ВК- существующий до наружной стены дома протяженностью 0,033 км; по <адрес> от ВК- существующий до ВК-1 протяженностью 0,056 км; по пер. Камерный, <адрес> от ВК- существующий до ВК-1 протяжённостью 0,055 км; по пер. Камерный, <адрес>Б протяженностью 0,02 км; по пер. Камерный, <адрес>А от ВК-2 до наружной стены дома протяженностью 0,024 км – переданы на обслуживание в АО «ОмскВодоканал» по акту приема-передачи бесхозяйного имущества от ДД.ММ.ГГГГ. Так же указано о том, что информация об осуществлении действий, направленных на постановку данного недвижимого имущества на учет в АО «ОмскВодоканал» отсутствует.

Из ответа на судебный запрос и представленных к нему документов АО «Омскэлектро» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что кабельные линии от ОП-1002 до КТП-4460 вблизи улицы Омская/30 лет ВЛКСМ, <адрес> (КЛ- кВ), протяженностью 0.21 км — кабельная линия КЛ-10 кВ от ОП 1002 до КТП 4460, протяженностью 0,21 км находится на техническом обслуживании АО «Омскэлектро» по договору 45944/ТЭК от ДД.ММ.ГГГГ (строка 2 приложения 1 к ответу); кабельные линии от ТП-7013 по <адрес>А до ВРУ <адрес>; перемычка между проспектом Космический, <адрес> (КЛ-0,4 кВ), протяженностью 029 км - объекта с таким наименованием на техническом обслуживании в АО «Омскэлектро» нет, на техническом обслуживании по договору 45477/ТЭК от ДД.ММ.ГГГГ (строки 1339,1649 приложения ) находятся следующие объекты: КЛ 0,4КВ ТП 7013 перем.Космич.пр.ЗО-Романенко 1, протяженностью 0,15 км; КЛ 0,4кв ТП-7013 до ВРУ ж.д. <адрес>,30 АВБбШв 4x70, протяженностью 0,11 км.; кабельные линии от ТП-7012 по <адрес> вывод на НВЛ-0.4 кВ в сторону <адрес>: от ТП-7012 в сторону <адрес> (ВЛ-0,4 кВ), протяженностью 0.97 км: от ТП-7040 по улице 20 лет РККА, <адрес>А до ВРУ <адрес>, 23 по <адрес> (КЛ-0,4 кВ), протяженностью 0,7 км - объекта с таким наименованием на техническом обслуживании в АО «Омскэлектро» нет, на техническом обслуживании по договору 45477/ТЭК от ДД.ММ.ГГГГ (строки 2763, 2792, 2793, 2794 приложения ) находятся следующие объекты: КЛ н/в ТП 7012 по <адрес>, вывод на ВЛ АВВГЗх70+1х16, протяженностью 0,12 км; КЛ н/в ТП 7040 до ж.д.Масленникова 21, протяженностью 0,18 км; КЛ н/в ТП 7040 ж.д. Масленникова 21, протяженностью 0,26 км; КЛ н/в ТП 7040 до ж.д. Масленникова 23, протяженностью 0,22 км.; кабельные линии от ТП-7037 по проспекту Космический, <адрес> до ВРУ-47 (4КЛ-0.4 кВ) до ВРУ-48 (4КЛ-0,4 кВ) - здание БУЗОO «Городская больница »; до ВРУ помещения пищеблока БУЗОО «Городская больница » (2КЛ-0.4 кВ), протяженностью 0,66 км - объекта с таким наименованием на техническом обслуживании в АО «Омскэлектро» нет, на техническом обслуживании по договору 45477/ТЭК от ДД.ММ.ГГГГ (строки 2789, 2790, 2791 приложения ) находятся следующие объекты: КЛ н/в ТП 7037 до МСЧ-17 Космический, 99 4ААШВ 3*120+1*95, протяженностью 0,42 км; КЛ н/в ТП 7037 до МСЧ-17 Космичес.99 2ААШВ 3*70+1*16, протяженностью 0,2 км; КЛ н/в ТП 7037 до МСЧ-17 Космический,99 4ААШВ 3*95+1*50, протяженностью 0,265 км.; кабельные линии от ТП-7035 по <адрес>Б до дома по удине 19 Рабочая, <адрес>, 84А. 84. 86. 88. 90. 90А (ВЛИ-0,4 кВ), протяженностью 0.44 км – объекта с таким наименованием на техническом обслуживании в АО «Омскэлектро» нет, на техническом обслуживании по договору 45477/ТЭК от ДД.ММ.ГГГГ (строки 95, 108 приложения ) находятся следующие объекты: ВЛ н/в до 1кв ТП 7035 <адрес> А-50 4 опоры, протяженностью 0,116 км; ВЛ н/в ТП 7035 <адрес> А-25 1 ввод, протяженностью 0,16 км.; кабельные линии от ТП-7032 по <адрес>А вывод на ВЛ-0,4 кВ в сторону <адрес>, протяженностью 0,03 км. — Низковольтная кабельная линия 0,4 кв ТП 7032 вывод на ВЛ 0,4 кв в сторону <адрес> находится на техническом обслуживании АО «Омскэлектро» по договору 45477/ТЭК от ДД.ММ.ГГГГ (строка 3420 приложения ); кабельные линии от ТП-7021 по <адрес> городок, <адрес>А до <адрес>. 416, перемычка <адрес>, здание дизельной 16 Военный городок, <адрес>: <адрес>; вывод опора к дому 92, 101, 1002 по <адрес>, 353, 364, 190, 300, 354, 355, 356 <адрес>, протяженностью 3,809 км - объекта с таким именованием на техническом обслуживании в АО «Омскэлектро» нет, на техническом обслуживании по договору 45477/ТЭК от ДД.ММ.ГГГГ (строки 95, 108 приложение ) находятся следующие объекты: КЛ н/в ТП 7021 16 В/городок ж.<адрес>, протяженностью 0,17 км; КЛ н/в ТП 7021 16 В/городок ж.<адрес>, протяженностью 0,28 км; КЛ н/в ТП 7021 16 В/городок ж.<адрес>-ж.<адрес>, протяженностью 0,1 км; КЛ н/в ТП 7021 16 В/городок 16 ж.<адрес>, протяженностью 0,14 км; КЛ н/в ТП 7021 16 В/городок ж.<адрес>, протяженностью 0,1 км; ВЛ до 1 кв ТП 7021 16 В/городок ж.<адрес>,102,190,300,353,354,355, протяженностью 0,82 км; КЛ н/в ТП 7021 16 В/городок к ж.<адрес>,355,366, протяженностью 0,02 км; ВЛ до 1 кв ТП 7021 16 В/городок ж.<адрес>,92,356,357,364, протяженностью 0,74 км; КЛ н/в ТП 7021 16 В/городок к ж.<адрес>,101,102,353, протяженностью 0,02 км; КЛ н/в ТП 7021 16 В/городок ж.<адрес>, протяженностью 0,21 км.; кабельные линии от ТП-7027 <адрес> до <адрес>, протяженностью 0,18 км — КЛ-0,4 кВ от ТП-7027 до жилого <адрес> находится на техническом обслуживании в АО «Омскэлектро» по договору 46311/ТЭК от ДД.ММ.ГГГГ (строка 1264 приложения ). Мероприятия по оформлению вышеперечисленных объектов в собственность АО «Омскэлектро» не ведутся.

Сведений о подключении указанных объектов системы коммунальной инфраструктуры к индивидуальным жилым домам при рассмотрении дела не установлено.

Противопоставляя доводам истца относительно нарушения прав неопределенного круга лиц и настаивая на отсутствии оснований для постановки спорного объекта недвижимости на учёт в качестве бесхозяйного в судебном порядке представитель ответчика департамента имущественных отношений Администрации г. Омска указала на то, что истцом не обосновано в чем именно заключается нарушение прав неопределенного круга лиц не постановкой на учёт в качестве бесхозяйного имущества именно данного объекта недвижимости.

Между тем, доказательств о принятии полного комплекса мер к устранению выявленных прокуратурой нарушений, доказательств осуществления действий, направленных на постановку на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества указанных кабельных линий и сетей водопровода, как то направление в Управление Росреестра соответствующего заявления не представлено.

Из пояснений представителя департамента имущественных отношений Администрации г. Омска не следует четко определенного периода завершения исполнения указанной обязанности. Приведены доводы о необходимости заключения муниципального контракта на изготовление технической документации объекта, актуализации сведений для исключения возможного включения данного объекта в реестр собственности иных третьих лиц, возможная дата направления заявления не представлена.

В то время, как указанные объекты являются источником повышенной опасности, длительное не принятие мер по оформлению права муниципальной собственности на объекты коммунальной инфраструктуры, в свою очередь, которые обусловлены необходимостью первоначальной постановки на учет объектов в качестве бесхозяйных, приводит к отсутствию надлежащего контроля за их состоянием и работоспособностью, ненадлежащему и несвоевременному проведению работ по обслуживанию и ремонту, ухудшению технических характеристик, увеличению времени проведения ремонтных работ, что в свою очередь может привести к отключению потребителей от коммунальных услуг, иным нарушением прав потребителей. Отсутствие контроля и бесхозяйность указанных объектов недвижимого имущества создает угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера, угрозу жизни и здоровью людей при возникновении аварийных ситуаций.

В приведенной связи доводы представителя департамента имущественных отношений Администрации г. Омска об отсутствии оснований для возложения в судебном порядке указанной обязанности подлежат отклонению.

Указание представителя административного ответчика на то, что в отношении части объектов с АО «Омскэлектро», АО «ОмскВодоканал» заключены договора на обеспечение технической эксплуатации объектов, не свидетельствует о принятии надлежащих мер по исполнению возложенной законом обязанности, а лишь указывает на то, что сведениями о том, что данные объекты являются бесхозяйными ответчик обладал продолжительное время. С учетом представленной межведомственной переписки в отношении части спорных объектов сведения о том, что данные объекты являются бесхозяйными были известны административному ответчику, однако, осуществление каких-либо мер с указанного периода не предпринимал.

Доводы о том, что законом не определен срок постановки бесхозяйных объектов на учет, при этом постановка на учет бесхозяйных объектов осуществляется в разумные сроки, подлежат отклонению, поскольку с 2019 года к моменту рассмотрения дела прошло более 4 лет, что не может свидетельствовать о разумности сроков исполнения возложенной обязанности.

Возможность исполнения судебного акта в данном случае не может быть обусловлена объемом требуемых к исполнению мероприятий, в том числе по иным судебным актам, с учетом прошедшего периода с момента принятии решения судом.

Также подлежат отклонению доводы представителя административного ответчика о нарушении компетенции и самостоятельности департамента имущественных отношений Администрации <адрес> в части возложения обязанности по административному иску, какие из общего числа объектов подлежат постановке в первоочередном порядке.

При этом суд полагает заслуживающими внимание доводы представителя ответчика о не устранении выявленных нарушений ввиду отсутствия необходимого финансирования и осуществление указанных обязанностей в соответствии с порядком, установленным законом, в том числе Распоряжением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-р «О взаимодействии структурных подразделений Администрации <адрес> по вопросу выявления и оформления бесхозяйных недвижимых вещей», соблюдение которого обусловлено длительным временным промежутком, в связи с необходимостью соблюдения бюджетного законодательства (порядок и сроки его формирования и утверждения).

Вместе с тем, указанные обстоятельства не являются уважительными причинами при оценке неисполнения ответчиком возложенных обязанностей.

Положения ст. 31 БК РФ, предусматривают право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств.

При таких обстоятельствах являются обоснованными требования прокурора Октябрьского административного округа <адрес> к департаменту имущественных отношений Администрации <адрес> о признании незаконным бездействия департамента имущественных отношений Администрации <адрес>, выразившееся в непринятии мер, направленных на принятие на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества указанных кабельных и воздушных линий, сетей водопровода и о возложении на департамент имущественных отношений Администрации <адрес> обязанности по осуществлению действий, направленных на принятие на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества данных кабельных линий, сетей водопровода.

В силу ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия (ч. 9 ст. 227 КАС РФ).

Также суд полагает необходимым указать, что перечень и наименование объектов изложены административным истцом, исходя из представленных департаментом имущественных отношений Администрации <адрес> сведений, с учетом осуществления действий направленных на изготовление технической документации на данные объекты, о проведении которой департаментом имущественных отношений Администрации <адрес> представлены сведения, характеристики по протяженности и наименованию объекта будут приведены в соответствие.

Принимая во внимание установленные обстоятельства дела, факт отсутствия постановки на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества: кабельных линий от ОП-1002 до КТП-4460 вблизи ул. Омская/ 30 лет ВЛКСМ, <адрес> (КЛ-10 кВ) протяженностью 0,21 км; кабельных линий 0,4 КВ ТП 7013 перем. Космический проспект, 30- Романенко, 1, протяженностью 0,29 км КЛ 0,4 кв ТП-7013 до ВРУ ж.д. <адрес> АВБбШв 4*70 протяженностью 0,11 км; кабельных линий н/в ТП 7012 по <адрес>, вывод ВЛ АВВГЗ-70+1*16, протяженностью 0,12 км; кабельные линии н/в ТП 7040 до ж.д. Масленникова, 21 протяженностью 0,18 км; кабельных линий н/в ТП 7040 до ж.д. Масленникова, 21 протяженностью 0,26 км; кабельных линий н/в ТП 7040 до ж.д. Масленникова, 23 протяженностью 0,22 км; кабельных линий н/в ТП 7037 до ж.д. МСЧ-17 по <адрес> 4ААШВ 3*120+1*95, протяженностью 0,42 км; кабельных линий н/в ТП 7037 до ж.д. МСЧ-17 по <адрес> 2ААШВ 3*70+1*16, протяженностью 0,2 км; кабельных линий н/в ТП 7037 до ж.д. МСЧ-17 по <адрес> 4ААШВ 3*95+1*50, протяженностью 0,265 км; ВЛ н/в до 1 кв ТП 7035 <адрес> А-50 4 опоры, протяженностью 0,116 км; ВЛ н/в ТП 7035 <адрес> А-25 1 ввод, протяженностью 0,16 км; кабельных линий от ТП-7032 по <адрес>А вывод на ВЛ-0,4 в сторону <адрес> протяженностью 0,03 км; кабельных линий н/в ТП 7021 16 Военный городок, ж.<адрес>, протяженностью 0,17 км; кабельных линий н/в ТП 7021 16 Военный городок, ж.<адрес>, протяженностью 0,28 км; кабельных линий н/в ТП 7021 16 Военный городок, ж.<адрес>-ж.<адрес>, протяженностью 0,1 км; кабельных линий н/в ТП 7021 16 Военный городок, ж.<адрес>, протяженностью 0,14 км; кабельных линий н/в ТП 7021 16 Военный городок, ж.<адрес>, протяженностью 0,1 км; ВЛ до 1кв ТП 7021 16 Военный городок, ж.<адрес>, 102, 190, 300, 353, 354, 355 протяженностью 0, 82 км; кабельные линии н/в ТП 7021 16 Военный городок ж.<адрес>, 355, 366 протяженностью 0,02 км; ВЛ до 1 кв ТП 7021 16 Военный городок, ж.<адрес>, 92, 356, 357,364, протяженностью 0,74 км; кабельные линии н/в ТП 7021 16 Военный городок, ж.. 92, 101, 102, 353, протяженностью 0,02 км; кабельные линии н/в ТП 7021 16 Военный городок ж.<адрес>, протяженностью 0,21 км; кабельных линий от ТП-7027 (<адрес>) до <адрес> протяженностью 0,18 км; сетей водопровода просп. Космический, <адрес> от ВК- сущ. до наружной стены дома протяженностью 0,02 км; сетей водопровода просп. Космический, <адрес> от ВК-сугц. до наружной стены дома протяженностью 0,011 км; сетей водопровода <адрес> от ВК-сущ. до ВК-1 протяженностью 0,02 км; сетей водопровода по <адрес> от ВК-сущ. до наружной стены дома протяженностью 0,033 км; сетей водопровода <адрес> от ВК-сущ. до ВК-1 протяженностью 0,056 км; сетей водопровода пер. Камерный, <адрес> от ВК-сущ. до ВК-1 протяженностью 0,055 км; сетей водопровода пер. Камерный, <адрес> Б протяженностью 0,02 км; сетей водопровода пер. Камерный, <адрес> А от ВК-2 до наружной стены дома протяженностью 0,024 км., суд приходит к выводу об обоснованности заявленного иска, наличия оснований для возложения на департамент имущественных отношений Администрации <адрес> обязанности осуществить действия, направленные на постановку на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества указанных объектов в соответствии с Порядком принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ.

При этом с целью правовой определенности, суд с учетом сведений представленных представителем АО «Омскэлектро», АО «ОмскВодоканал» полагает, что меры, направленные на принятие на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества, административным ответчиком должны быть приняты в отношении кабельных линий от ОП-1002 до КТП-4460 вблизи ул. Омская/ 30 лет ВЛКСМ, <адрес> (КЛ-10 кВ) протяженностью 0,21 км; кабельных линий 0,4 КВ ТП 7013 перем. Космический проспект, 30- Романенко, 1, протяженностью 0,29 км КЛ 0,4 кв ТП-7013 до ВРУ ж.д. <адрес> АВБбШв 4*70 протяженностью 0,11 км; кабельных линий н/в ТП 7012 по <адрес>, вывод ВЛ АВВГЗ-70+1*16, протяженностью 0,12 км; кабельные линии н/в ТП 7040 до ж.д. Масленникова, 21 протяженностью 0,18 км; кабельных линий н/в ТП 7040 до ж.д. Масленникова, 21 протяженностью 0,26 км; кабельных линий н/в ТП 7040 до ж.д. Масленникова, 23 протяженностью 0,22 км; кабельных линий н/в ТП 7037 до ж.д. МСЧ-17 по <адрес> 4ААШВ 3*120+1*95, протяженностью 0,42 км; кабельных линий н/в ТП 7037 до ж.д. МСЧ-17 по <адрес> 2ААШВ 3*70+1*16, протяженностью 0,2 км; кабельных линий н/в ТП 7037 до ж.д. МСЧ-17 по <адрес> 4ААШВ 3*95+1*50, протяженностью 0,265 км; ВЛ н/в до 1 кв ТП 7035 <адрес> А-50 4 опоры, протяженностью 0,116 км; ВЛ н/в ТП 7035 <адрес> А-25 1 ввод, протяженностью 0,16 км; кабельных линий от ТП-7032 по <адрес>А вывод на ВЛ-0,4 в сторону <адрес> протяженностью 0,03 км; кабельных линий н/в ТП 7021 16 Военный городок, ж.<адрес>, протяженностью 0,17 км; кабельных линий н/в ТП 7021 16 Военный городок, ж.<адрес>, протяженностью 0,28 км; кабельных линий н/в ТП 7021 16 Военный городок, ж.<адрес>-ж.<адрес>, протяженностью 0,1 км; кабельных линий н/в ТП 7021 16 Военный городок, ж.<адрес>, протяженностью 0,14 км; кабельных линий н/в ТП 7021 16 Военный городок, ж.<адрес>, протяженностью 0,1 км; ВЛ до 1кв ТП 7021 16 Военный городок, ж.<адрес>, 102, 190, 300, 353, 354, 355 протяженностью 0, 82 км; кабельные линии н/в ТП 7021 16 Военный городок ж.<адрес>, 355, 366 протяженностью 0,02 км; ВЛ до 1 кв ТП 7021 16 Военный городок, ж.<адрес>, 92, 356, 357,364, протяженностью 0,74 км; кабельные линии н/в ТП 7021 16 Военный городок, ж.. 92, 101, 102, 353, протяженностью 0,02 км; кабельные линии н/в ТП 7021 16 Военный городок ж.<адрес>, протяженностью 0,21 км; кабельных линий от ТП-7027 (<адрес>) до <адрес> протяженностью 0,18 км; сетей водопровода просп. Космический, <адрес> от ВК- сущ. до наружной стены дома протяженностью 0,02 км; сетей водопровода просп. Космический, <адрес> от ВК-сугц. до наружной стены дома протяженностью 0,011 км; сетей водопровода <адрес> от ВК-сущ. до ВК-1 протяженностью 0,02 км; сетей водопровода по <адрес> от ВК-сущ. до наружной стены дома протяженностью 0,033 км; сетей водопровода <адрес> от ВК-сущ. до ВК-1 протяженностью 0,056 км; сетей водопровода пер. Камерный, <адрес> от ВК-сущ. до ВК-1 протяженностью 0,055 км; сетей водопровода пер. Камерный, <адрес> Б протяженностью 0,02 км; сетей водопровода пер. Камерный, <адрес> А от ВК-2 до наружной стены дома протяженностью 0,024 км.

Определяя срок исполнения указанной обязанности ответчиком с учетом доводов представителя департамента имущественных отношений Администрации <адрес>, суд полагает возможным удовлетворить требования истца в данной части, установив срок исполнения в течение одного года со дня вступления в законную силу решения суда.

Применительно к изложенному, суд полагает необходимым разъяснить, что в силу ч. 9 ст. 227 КАС РФ департамент имущественных отношений Администрации <адрес> обязан устранить допущенные нарушения в установленный судом срок, а также сообщить в течение одного месяца после истечения указанного срока в суд и прокурору Октябрьского административного округа <адрес> об исполнении решения суда.

Судебные расходы суд не распределяет, поскольку лица, участвующие в деле, от их уплаты в силу закона освобождены.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ суд

решил:

Административные исковые требования прокурора Октябрьского административного округа <адрес> удовлетворить.

Признать незаконным бездействие департамента имущественных отношений Администрации <адрес>, выразившееся в непринятии мер, направленных на принятие на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества: кабельных линий от ОП-1002 до КТП-4460 вблизи ул. Омская/ 30 лет ВЛКСМ, <адрес> (КЛ-10 кВ) протяженностью 0,21 км; кабельных линий 0,4 КВ ТП 7013 перем. Космический проспект, 30- Романенко, 1, протяженностью 0,29 км КЛ 0,4 кв ТП-7013 до ВРУ ж.д. <адрес> АВБбШв 4*70 протяженностью 0,11 км; кабельных линий н/в ТП 7012 по <адрес>, вывод ВЛ АВВГЗ-70+1*16, протяженностью 0,12 км; кабельные линии н/в ТП 7040 до ж.д. Масленникова, 21 протяженностью 0,18 км; кабельных линий н/в ТП 7040 до ж.д. Масленникова, 21 протяженностью 0,26 км; кабельных линий н/в ТП 7040 до ж.д. Масленникова, 23 протяженностью 0,22 км; кабельных линий н/в ТП 7037 до ж.д. МСЧ-17 по <адрес> 4ААШВ 3*120+1*95, протяженностью 0,42 км; кабельных линий н/в ТП 7037 до ж.д. МСЧ-17 по <адрес> 2ААШВ 3*70+1*16, протяженностью 0,2 км; кабельных линий н/в ТП 7037 до ж.д. МСЧ-17 по <адрес> 4ААШВ 3*95+1*50, протяженностью 0,265 км; ВЛ н/в до 1 кв ТП 7035 <адрес> А-50 4 опоры, протяженностью 0,116 км; ВЛ н/в ТП 7035 <адрес> А-25 1 ввод, протяженностью 0,16 км; кабельных линий от ТП-7032 по <адрес>А вывод на ВЛ-0,4 в сторону <адрес> протяженностью 0,03 км; кабельных линий н/в ТП 7021 16 Военный городок, ж.<адрес>, протяженностью 0,17 км; кабельных линий н/в ТП 7021 16 Военный городок, ж.<адрес>, протяженностью 0,28 км; кабельных линий н/в ТП 7021 16 Военный городок, ж.<адрес>-ж.<адрес>, протяженностью 0,1 км; кабельных линий н/в ТП 7021 16 Военный городок, ж.<адрес>, протяженностью 0,14 км; кабельных линий н/в ТП 7021 16 Военный городок, ж.<адрес>, протяженностью 0,1 км; ВЛ до 1кв ТП 7021 16 Военный городок, ж.<адрес>, 102, 190, 300, 353, 354, 355 протяженностью 0, 82 км; кабельные линии н/в ТП 7021 16 Военный городок ж.<адрес>, 355, 366 протяженностью 0,02 км; ВЛ до 1 кв ТП 7021 16 Военный городок, ж.<адрес>, 92, 356, 357,364, протяженностью 0,74 км; кабельные линии н/в ТП 7021 16 Военный городок, ж.. 92, 101, 102, 353, протяженностью 0,02 км; кабельные линии н/в ТП 7021 16 Военный городок ж.<адрес>, протяженностью 0,21 км; кабельных линий от ТП-7027 (<адрес>) до <адрес> протяженностью 0,18 км; сетей водопровода просп. Космический, <адрес> от ВК- сущ. до наружной стены дома протяженностью 0,02 км; сетей водопровода просп. Космический, <адрес> от ВК-сугц. до наружной стены дома протяженностью 0,011 км; сетей водопровода <адрес> от ВК-сущ. до ВК-1 протяженностью 0,02 км; сетей водопровода по <адрес> от ВК-сущ. до наружной стены дома протяженностью 0,033 км; сетей водопровода <адрес> от ВК-сущ. до ВК-1 протяженностью 0,056 км; сетей водопровода пер. Камерный, <адрес> от ВК-сущ. до ВК-1 протяженностью 0,055 км; сетей водопровода пер. Камерный, <адрес> Б протяженностью 0,02 км; сетей водопровода пер. Камерный, <адрес> А от ВК-2 до наружной стены дома протяженностью 0,024 км.

Возложить обязанность на департамент имущественных отношений Администрации <адрес> в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу осуществить действия, направленные на постановку недвижимого имущества: кабельных линий от ОП-1002 до КТП-4460 вблизи ул. Омская/30 лет ВЛКСМ, <адрес> (КЛ-10 кВ) протяженностью 0,21 км; кабельных линий 0,4 КВ ТП 7013 перем. Космический проспект, 30- Романенко, 1, протяженностью 0,29 км КЛ 0,4 кв ТП-7013 до ВРУ ж.д. <адрес> АВБбШв 4*70 протяженностью 0,11 км; кабельных линий н/в ТП 7012 по <адрес>, вывод ВЛ АВВГЗ- 70+1*16, протяженностью 0,12 км; кабельные линии н/в ТП 7040 до ж.д. Масленникова, 21 протяженностью 0,18 км; кабельных линий н/в ТП 7040 до ж.д. Масленникова, 21 протяженностью 0,26 км; кабельных линий н/в ТП 7040 до ж.д. Масленникова, 23 протяженностью 0,22 км; кабельных линий н/в ТП 7037 до ж.д. МСЧ-17 по <адрес> 4ААШВ 3*120+1*95, протяженностью 0,42 км; кабельных линий н/в ТП 7037 до ж.д. МСЧ-17 по <адрес> 2ААШВ 3*70+1*16, протяженностью 0,2 км; кабельных линий н/в ТП 7037 до ж.д. МСЧ- 17 по <адрес> 4ААШВ 3*95+1*50, протяженностью 0,265 км; ВЛ н/в до 1 кв ТП 7035 <адрес> А-50 4 опоры, протяженностью 0,116 км; В Л н/в ТП 7035 <адрес> А-25 1 ввод, протяженностью 0,16 км; кабельных линий от ТП-7032 по <адрес>А вывод на ВЛ-0,4 в сторону <адрес> протяженностью 0,03 км; кабельных линий н/в ТП 7021 16 Военный городок, ж.<адрес>, протяженностью 0,17 км; кабельных линий н/в ТП 7021 16 Военный городок, ж.<адрес>, протяженностью 0,28 км; кабельных линий н/в ТП 7021 16 Военный городок, ж.<адрес>-ж.<адрес>, протяженностью 0,1 км; кабельных линий н/в ТП 7021 16 Военный городок, ж.<адрес>, протяженностью 0,14 км; кабельных линий н/в ТП 7021 16 Военный городок, ж.<адрес>, протяженностью 0,1 км; ВЛ до 1кв ТП 7021 16 Военный городок, ж.<адрес>, 102, 190, 300, 353, 354, 355 протяженностью 0, 82 км; кабельные линии н/в ТП 7021 16 Военный городок ж.<адрес>, 355, 366 протяженностью 0,02 км; ВЛ до 1 кв ТП 7021 16 Военный городок, ж.<адрес>, 92,356, 357, 364, протяженностью 0,74 км; кабельные линии н/в ТП 7021 16 Военный городок, ж.. 92, 101, 102, 353, протяженностью 0,02 км; кабельные линии н/в ТП 7021 16 Военный городок ж.<адрес>, протяженностью 0,21 км; кабельных линий от ТП-7027 (<адрес>) до <адрес> протяженностью 0,18 км; сетей водопровода просп. Космический, <адрес> от ВК- сущ. до наружной стены дома протяженностью 0,02 км; сетей водопровода просп. Космический, <адрес> от ВК-сущ. до наружной стены дома протяженностью 0,011 км; сетей водопровода <адрес> от ВК-сущ. до ВК-1 протяженностью 0,02 км; сетей водопровода по <адрес> от ВК-сущ. до наружной стены дома протяженностью 0,033 км; сетей водопровода <адрес> от ВК-сущ. до ВК-1 протяженностью 0,056 км; сетей водопровода пер. Камерный, <адрес> от ВК-сущ. до ВК-1 протяженностью 0,055 км; сетей водопровода пер. Камерный, <адрес> Б протяженностью 0,02 км; сетей водопровода пер. Камерный, <адрес> А от ВК-2 до наружной стены дома протяженностью 0,024 км., на учёт в качестве бесхозяйного, предусмотренные Порядком принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать департамент имущественных отношений Администрации города Омска сообщить в течение одного месяца после истечения установленного судом срока в суд и в прокуратуру Октябрьского административного округа города Омска об исполнении решения суда.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Центральный районный суд г. Омска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья О.Г. Покричук

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.