Дело № 2а-5727/17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 декабря 2017 года г. Ставрополь
Промышленный районный суд г. Ставрополя Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Степановой Е.В.,
с участием:
административного истца ФИО1,
представителя административного ответчика Комитета городского хозяйства администрации г. Ставрополя – ФИО2 по доверенности,
представителя заинтересованного лица ТСЖ «Сатурн-24» – ФИО3 по доверенности,
при секретаре Приходько Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Комитету городского хозяйства администрации г. Ставрополя об оспаривании действия (бездействия) органа местного самоуправления,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в Промышленный районный суд г. Ставрополя с административным исковым заявлением, впоследствии уточненным, к Комитету городского хозяйства администрации г. Ставрополя об оспаривании действия (бездействия) органа местного самоуправления.
В обоснование заявленных требований указано, что в соответствии с ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Порядок судопроизводства определяется Федеральным законодательством (пункт «о» статьи 71; часть 1 статьи 76 Конституции РФ ).
Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин имеет право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействий) органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы.
Административный истец реализует своё право, предоставленное ч. 3 ст. 24 КАС РФ, – подать административное исковое заявление об оспаривании, действий (бездействия), органов местного самоуправления, по месту своего жительства.
Трехмесячный срок, установленный ч. 1 ст. 219 КАС РФ, не пропущен, согласно почтового штемпеля на конверте, письмо из Комитета городского хозяйства г. Ставрополя получено административным истцом дата.
Административный истец ФИО1 является долевым собственником квартиры №, расположенной по адресу: <адрес>.
Многоквартирный дом по адресу: <адрес>, считается под управлением ТСЖ «Сатурн-24» (адрес: <адрес>).
Членом ТСЖ «Сатурн-24» административный истец ФИО1 не является.
Административный истец направила заявление в Комитет городского хозяйства администрации г. Ставрополя дата о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации в соответствии с п. 4 статьи 161 ЖК РФ в многоквартирном доме по адресу: <адрес>.
В силу п. 4 ст. 161 ЖК РФ «Орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано».
В соответствии с Постановлением от 15 января 2014 г. №79 согласно п. 1 Положения о комитете городского хозяйства администрации г. Ставрополя:
Подпункт 1.1. Комитет городского хозяйства администрации города Ставрополя является отраслевым (функциональным) органом администрации города Ставрополя, созданным для решения вопросов, отнесенных в соответствии с федеральным законодательством, законодательством Ставропольского края, муниципальными правовыми актами города Ставрополя к компетенции администрации города Ставрополя в области жилищно-коммунального хозяйства.
Письмом № от дата, полученом административным истцом дата, Комитет городского хозяйства г. Ставрополя уведомил административного истца:
- лист 1 абзац 4 сверху: «На общем собрании собственников помещений многоквартирного дома по <адрес>, утвержден договор на содержание и ремонт общего имущества МКД с лицами, не являющимися членами ТСЖ «Сатурн-24» (протокол общего собрания собственников помещений МКД № от дата);
- лист 1 абзац 1 снизу: «Незаключение договора с собственником помещения, не являющегося членом ТСЖ, на содержание и ремонт общего имущества в МКД и обеспечение коммунальными услугами, не является основанием для проведения конкурса по выбору управляющей компании для управления данным многоквартирным домом».
Административный истец не согласна с указанными выше ответом Комитета городского хозяйства г. Ставрополя и считает, что в действиях (бездействии) административного ответчика содержатся нарушения ее прав, свобод и законных интересов, созданы препятствия к осуществлению ее прав по следующим основаниям.
Решением Промышленного районного суда от 06.04.2017 г. по гражданскому делу № 2а-2040/17, вступившим в законную силу 11.05.2017 г., (в судебном процессе участвовал представитель Комитета городского хозяйства администрации г. Ставрополя в качестве заинтересованного лица) установлено отсутствие договора управления многоквартирным домом.
Лист 6 абз. 3 сверху решение Промышленного районного суда г. Ставрополя по гражданскому делу № 2а-2040/17 от 06.04.2017 г.: «Буквальное толкование п.2. ст. 162 ЖК РФ свидетельствует о том, что данная норма определяет понятие и существенные условия договора управления многоквартирным домом. Т.е. по смыслу ч. 1.1 ст. 165 ЖКРФ орган местного самоуправления в пятидневный срок проводит внеплановую проверку деятельности управляющей организации в случаях нарушения существенных условий договора управления многоквартирным домом.
При отсутствии самого договора орган местного самоуправления не может провести проверку соответствия деятельности управляющей организации условиям договора, в связи с чем и перенаправил обращение компетентному органу, осуществляющему государственный контроль и надзор в области ЖКХ».
Одной из особенностей договора управления многоквартирным домом является установленный законодательством режим его заключения, который поставлен в зависимость от субъектного состава на стороне заказчика.
В силу пункта 2 статьи 138 ЖК РФ: «в обязанности товарищества собственников жилья входит: осуществлять управление многоквартирным домом в порядке, установленном разделом VIII настоящего Кодекса», статьи 161; 162 ЖК РФ входят в указанный раздел.
Договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор на условиях, указанных в решении данного общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем 50% голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора (ч. 1 ст. 162 ЖК РФ).
Таким образом, управление многоквартирным домом осуществляется на основе письменного договора управления, предусмотренного ст. 162 ЖК РФ. Указанный договор должен представлять собой единый документ, подписанный сторонами. Условия договора управления утверждаются одновременно с выбором ТСЖ. Проект договора управления должен быть полностью заполнен. Также должны быть указаны периодичность выполнения работ и оказания услуг в рамках договора управления конкретно МКД, а также цена договора, за которую осуществляется управление.
В силу ч. 1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Согласно ч. 3 ст. 162 ЖК РФ в договоре управления МКД должны быть указаны:
1) состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и адрес такого дома.
В соответствие с п.1 «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме», утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года № 491 состав общего имущества собственников в МКД определяется:
а) собственниками помещений в доме – в целях выполнения обязанности по содержанию общего имущества. При этом используются содержащиеся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество сведения о правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом, а также сведения, содержащиеся в государственном земельном кадастре;
б) органами государственной власти – в целях контроля за содержанием общего имущества;
в) органами местного самоуправления – в целях подготовки и проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации)
2) перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация;
3) порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы;
4) порядок осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договору управления.
Приведенные положения ч. 3 ст. 162 ЖК РФ установлены в императивных нормах, которые не могут быть изменены соглашением сторон или проигнорированы ими при согласовании условий договора управления многоквартирным домом. Сведения, предусмотренные в п.п. 1-4 указанной части, в обязательном порядке должны быть указаны в договоре, так как они являются существенными условиями договора управления.
Сторонами договора управления многоквартирным домом являются: исполнитель соответствующих работ и услуг – управляющая организация; ТСЖ и заказчик – собственники помещений в многоквартирном доме.
Условия договора управления многоквартирным домом устанавливаются одинаковыми для всех собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 4 ст. 162 ЖК РФ).
Сроки действия договора управления определяются по правилам ч. 5 ст. 162 ЖК РФ. Договор управления многоквартирным домом заключается:
1) в случае, указанном в ч. 1 ст. 162 ЖК РФ, на срок не менее чем один год, но не более чем пять лет (при выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания);
Минимальный и максимальный сроки действия договора управления многоквартирным домом, установленные в императивных нормах ч. 5 ст. 162 ЖК РФ, не могут быть изменены соглашением сторон.
Окончание срока действия договора управления автоматически не прекращает действие такого договора. В соответствии с п. п. 3 и 4 ст. 425 ГК РФ законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства. Окончание срока действия договора не освобождает стороны от ответственности за его нарушение.
При отсутствии заявления одной из сторон о прекращении договора управления многоквартирным домом по окончании срока его действия такой договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, какие были предусмотрены таким договором (ч. 6 ст. 162 Кодекса).
Иными словами, если ни одна из сторон не заявила о прекращении договора управления по окончании срока его действия, то действие указанного договора пролонгируется на установленный в договоре срок без изменения условий договора.
Договор управления многоквартирным домом вступает в силу в день его подписания сторонами. По общему правилу, установленному в ч. 7 ст. 162 ЖК РФ, управляющая организация обязана приступить к исполнению ее обязанностей, установленных в договоре управления, не позднее чем через 30 дней со дня его подписания. В договоре управления может быть предусмотрен иной срок, в течение которого управляющая организация должна приступить к исполнению своих обязательств по договору.
При выборе способа управления ТСЖ «Сатурн-24», договор управления многоквартирным домом № по адресу <адрес>, общим собранием собственников помещений не утверждался, что следует из протокола общего собрания в форме совместного присутствия собственников помещений в многоквартирном доме <адрес> от дата представленном в материалах гражданского дела № 2-3522/15 по иску ФИО1 к ТСЖ «Сатурн-24» о защите прав потребителей.
В силу части 2 ст. 15 Конституции РФ: «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы».
В данном случае отклонение от предписаний закона неизбежно создает угрозу имущественным интересам и жилищным правам административного истца ФИО1 Своим бездействием Комитет городского хозяйства администрации г. Ставрополя не принял мер, предусмотренных п. 4 статьи 161 ЖК РФ (проведение открытого конкурса по отбору управляющей компании, если решение о способе управления этим домом не реализовано).
Исходя из ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, общее имущество не может содержаться надлежащим образом в отсутствие договора управления, в силу части 1 ст. 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из договоров, в отсутствие договора обязанностей у ТСЖ «Сатурн-24» не возникает перед собственниками, а, следовательно, никакой ответственности по обязательным пунктам договора в соответствии с законодательством п. 3 ст. 162 ЖК РФ ТСЖ «Сатурн-24» не несёт.
Оспариваемое действие (бездействие) Комитета городского хозяйства г. Ставрополя нарушает права и свободы административного истца и права всех остальных жителей дома на обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, указанные в ч. 1 ст. 161 ЖК РФ и в Правилах и Нормах технической эксплуатации жилищного фонда МДК 2-03.2003, утв. постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. N 170 и ч. 1.1 ст. 161 ЖК РФ, - Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и соблюдении прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц.
Пунктом 6 статьи 155 ЖК РФ предусмотрено: «Не являющиеся членами товарищества собственников жилья вносят плату за содержание жилого помещения и коммунальные услуги в соответствии с договорами, следовательно, в отсутствие договора управления указанное выше условие не может быть исполнено, что нарушает права ФИО1 вносить плату на основании закона.
Просит суд признать незаконным отказ Комитета городского хозяйства г. Ставрополя в проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации в соответствии с пунктом 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при нереализованном способе управления многоквартирным домом <адрес>.
Также просит суд обязать Комитет городского хозяйства администрации г. Ставрополя в целях устранения допущенных нарушений в соответствии с пунктом 4 статьи 161 ЖК РФ в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, провести открытый конкурс по отбору управляющей организации в многоквартирном доме <адрес> при нереализованном способе управления, изложенный в новой редакции.
Кроме того просит суд признать незаконным бездействие Комитета городского хозяйства администрации г. Ставрополя, выразившееся в неисполнении обязанности, возложенной на основании п. 4 ст. 161 Жилищного кодекса РФ: «Орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано» и отказе в проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации в многоквартирном доме <адрес>, при нереализованном способе управления и нарушающим права истца на обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме <адрес>, указанные в ч.1 ст. 161 ЖК РФ и чЛ.1 ст. 161 ЖК РФ - Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Просит суд возложить обязанность на Комитет городского хозяйства администрации г. Ставрополя по принятию мер к исполнению действий, предусмотренных п.4 ст. 161 ЖК РФ, по проведению открытого конкурса по отбору управляющей организации в порядке установленном Правительством Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 6 февраля 2006 г. N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом") в многоквартирном доме <адрес> при нереализованном способе управления многоквартирным домом.
Также просит суд взыскать с Комитет городского хозяйства администрации г. Ставрополя в пользу ФИО1 уплаченную при подаче административного искового заявления государственную пошлину в размере 300 рублей.
В судебном заседании административный истец ФИО1заявленные административные исковые требования поддержала в полном объеме, дала пояснения, аналогичные изложенным в иске, и просила суд их удовлетворить.
В судебном заседании представитель административного ответчика Комитета городского хозяйства администрации г. Ставрополя – ФИО2 по доверенности заявленные требования не признала, возражала против их удовлетворения, поддержала письменные возражения на административный иск, согласно которым указано следующее.
датаФИО1 направила в Комитет городского хозяйства администрации г. Ставрополя заявление по вопросу проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации в соответствии с п. 4 статьи 161 Жилищного кодекса РФ в многоквартирном доме по адресу: <адрес>.
датаФИО1 было получено письмо №, где указано, что незаключение договора с собственником помещения, не являющегося членом ТСЖ, на содержание и ремонт общего имущества в МКД, и обеспечение коммунальными услугами не является основанием для проведения конкурса по выбору управляющей компании для управления данным многоквартирным домом.
По существу заявленных требований Комитет может сообщить следующее.
В соответствии со статьей 136 Жилищного кодекса РФ решение о создании товарищества собственников жилья принимается собственниками помещений в многоквартирном доме на их общем собрании. Протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором приняты решения о создании товарищества собственников жилья и об утверждении его устава, подписывается всеми собственниками помещений в многоквартирном доме, проголосовавшими за принятие таких решений.
Факт того, что именно собственниками многоквартирного дома было выбрано правление ТСЖ «Сатурн-24», что нашел своё подтверждение в наличии протокола общего собрания в форме совместного присутствия собственников помещений в многоквартирном доме <адрес> от дата, где указанно, что за него проголосовали собственники помещений в соответствующем многоквартирном доме более чем пятьдесят процентов голосов от общего числа голосов собственников помещений в таком доме.
Согласно пункту 5 статьи 135 Жилищного кодекса РФ, товарищество собственников жилья является юридическим лицом с момента его государственной регистрации.
Исходя из сведений о юридическом лице из единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на дата, ТСЖ «Сатурн-24» является действующим юридическим лицом (на сайте https://egrul.nalog.ru).
Порядок проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом утвержден постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 года № 75.
Согласно п. 3 Порядка конкурс проводится, если:
1) собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом, в т.ч. в следующих случаях:
- собственниками помещений в многоквартирном доме общее собрание по вопросу выбора способа управления многоквартирным домом не проводилось или решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было принято;
- по истечении двух месяцев после вступления в законную силу решения суда о признании несостоявшимся общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу выбора способа управления многоквартирным домом повторное общее собрание не проводилось или решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было принято;
2) принятое собственниками помещений в многоквартирном доме решение о выборе способа управления домом не реализовано, в т.ч. в следующих случаях:
- большинство собственников помещений в многоквартирном доме не заключили договоры, предусмотренные ст. 164 ЖК РФ;
- собственники помещений в многоквартирном доме не направили в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти документы, необходимые для государственной регистрации товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива;
Следует обратить внимание, что дата между ТСЖ «Сатурн-24» и ОАО «Теплосеть» заключен договор теплоснабжения №, что подтверждает правомерное и добросовестное функционирование ТСЖ «Сатурн-24».
Полномочия Российской Федерации и её субъектов по регулированию жилищных отношений разграничены в соответствии с нормами Конституции РФ.
На законодательном уровне основанием для проведения конкурса является статья 162 Жилищного кодекса РФ.
После внесения изменений в части 1 комментируемой статьи Федеральным законом от 4 июня 2011 г. № 123-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» собственники помещений в многоквартирном доме, обладающие более чем 50% голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора.
Это означает, что договор управления считается заключенным надлежащим образом, только если его подписали собственники помещений в многоквартирном доме, обладающие более чем 50% голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что ТСЖ «Сатурн-24» правомерно реализует свою деятельность в процессе исполнения функции по управлению многоквартирным домом, в связи с чем Комитетом неправомерно проводить открытый конкурс по отбору управляющей организации в многоквартирном доме <адрес>.
Таким образом, Комитетом не нарушались нормы права законодательства Российской Федерации.
Просит суд в удовлетворении заявленных требований ФИО1 об оспаривании действий (бездействий) органа местного самоуправления отказать в полном объеме.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица ТСЖ «Сатурн-24» – ФИО3 по доверенности возражал против удовлетворения заявленных требований, считая их незаконными и необоснованными, поддержал письменный отзыв на иск, согласно которому указано следующее.
Не имеется оснований для проведения открытого конкурса, поскольку в силу ч.4 ст. 161 Жилищного кодекса РФ орган местного самоуправления проводит открытый конкурс по отбору управляющей компании, если собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Собственниками помещений в многоквартирном доме <адрес>, решением общего собрания, которое оформлено протоколом от дата, вопросом № принято решение об изменении способа управления МКД с управляющей организации на управление домом ТСЖ, а также вопросом № принято решение о создании ТСЖ «Сатурн-24», таким образом собственниками выбран способ управления МКД, предусмотренный п. 2 ч. 2 ст. 161 ЖК РФ.
ТСЖ зарегистрировано в установленном порядке, протокол общего собрания о выборе способа управления не оспорен и не признан недействительным.
Также реализован способ управления домом управление ТСЖ, поскольку в силу п.п. 2 п. 3 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом (утв. постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2006 г. № 75) принятое собственниками помещений в многоквартирном доме решение о выборе способа управления домом не реализовано, в том числе в следующих случаях, если собственники помещений в многоквартирном доме не направили в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти документы, необходимые для государственной регистрации товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
Таким образом, в многоквартирном доме выбран способ управления МКД – управление ТСЖ и такой способ реализован, что также подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ.
Соответственно, оснований для проведения открытого конкурса по выбору управляющей организации не имеется.
Ссылка административного истца на обязанность по заключению договора управления ввиду толкования п. 2 ст. 138 ЖК РФ, согласно которой ТСЖ обязано осуществлять управление многоквартирным домом в порядке, установленном разделом VIII настоящего Кодекса, не закрепляет за ТСЖ обязанность по заключению договора управления МКД.
Раздел VIII Жилищного кодекса РФ называется «Управление многоквартирным домом» и состоит из 6 следующих статей:
- Статья 161. Выбор способа управления многоквартирным домом. Общие требования к деятельности по управлению многоквартирным домом
- Статья 161.1. Совет многоквартирного дома
- Статья 162. Договор управления многоквартирным домом
- Статья 163. Управление многоквартирным домом, находящимся в государственной или муниципальной собственности
- Статья 164. Непосредственное управление многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме
- Статья 165. Создание условий для управления многоквартирными домами
Наличие в разделе 8 ЖК РФ статьи, посвященной договору управления, не означает возложение на ТСЖ обязанности по его заключению.
Просит суд отказать в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Комитету городского хозяйства администрации города Ставрополя в полном объеме.
Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, оценив собранные по делу доказательства по отдельности и в их совокупности, считает необходимым в удовлетворении заявленных административных исковых требований отказать по следующим основаниям.
Согласно ст. 176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
В соответствие с ч. 1 ст. 59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
В силу ч. 1, 2, 3 ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
Согласно ст. 4 КАС РФ право на обращение в суд с административным исковым заявлением гарантируется каждому заинтересованному лицу за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность.
Из искового заявления следует, что административному истцу ФИО1 принадлежит на праве общей долевой собственности квартира, расположенная по адресу: <адрес> (2/3 доли в праве), что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права № от дата, о чем в ЕГРП дата сделана запись регистрации №.
В соответствии с протоколом общего собрания в форме совместного присутствия собственников помещений в МКД <адрес> от дата организацией, осуществляющей управление указанным многоквартирным домом, является ТСЖ «Сатурн-24». Однако членом данного ТСЖ административный истец ФИО1 не является.
Согласно представленным материалам дела следует, что датаФИО1 обратилась в Комитет городского хозяйства администрации г. Ставрополя с заявлением о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации в соответствии с п. 4 ст. 161 ЖК РФ в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, в связи с нереализованным способом управления.
В ответ на поступившее заявление Комитетом городского хозяйства администрации г. Ставрополя было направлено в адрес ФИО1 письмо № от дата, согласно которому оснований для проведения открытого конкурса по выбору управляющей компании для управления вышеуказанным многоквартирным домом не имеется.
Однако административный истец ФИО1, не согласившись с ответом, данным Комитетом городского хозяйства администрации г. Ставрополя на ее заявление, посчитав, что Комитет уклонился от обязанностей, предусмотренных ст. 161 ЖК РФ, обратилась в суд с настоящим административным исковым заявлением.
В силу ст. 46 Конституции РФ и ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 20.11.2014 года N 2616-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Г.Н.А. на нарушение ее конституционных прав положениями статьи 428 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации", статья 46 (часть 1) Конституции РФ, гарантируя каждому право на судебную защиту его прав и свобод, непосредственно не устанавливает какой-либо определенный порядок реализации данного права и не предполагает возможность для лица по собственному усмотрению выбирать способ и процедуру судебного оспаривания.
Согласно ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия).
В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 настоящей статьи, – на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Рассматривая заявленные административные исковые требования по существу, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В ч. 1.3 ст. 161 Жилищного кодекса РФ указано, что деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется на основании лицензии на ее осуществление, за исключением случая осуществления такой деятельности товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и предусмотренного частью 3 статьи 200 настоящего Кодекса случая.
Согласно ч. 2 ст. 161 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
На основании ч. 3 ст. 161 Жилищного кодекса РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно ч. 1 ст. 44 ЖК РФ (в ред. от 28.06.2014 года, действовавший на момент проведения общего собрания) общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.
В соответствии с ч. 2 ст. 44 ЖК РФ (в ред. от 28.06.2014 года, действовавший на момент проведения общего собрания) к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся:
4) выбор способа управления многоквартирным домом;
5) другие вопросы, отнесенные настоящим Кодексом к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Из ч. 1 ст. 45 ЖК РФ следует, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны ежегодно проводить годовое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. Сроки и порядок проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, а также порядок уведомления о принятых им решениях устанавливается общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме.
В ч. 3 ст. 45 ЖК РФ указано, что общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов.
В соответствии с ч. 9 ст. 161 Жилищного кодекса РФ многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
На основании ч. 1 ст. 135 Жилищного кодекса РФ товариществом собственников жилья признается вид товариществ собственников недвижимости, представляющий собой объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в части 2 статьи 136 настоящего Кодекса, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с настоящим Кодексом помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов.
Из ч. 2.2 ст. 161 Жилищного кодекса РФ следует, что при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Указанные товарищество или кооператив могут оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме своими силами или привлекать на основании договоров лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности.
В соответствии с ч. 1 ст. 162 Жилищного кодекса РФ договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора.
Из ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ следует, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
При заключении договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией указанные товарищество или кооператив осуществляют контроль за выполнением управляющей организацией обязательств по такому договору, в том числе за оказанием всех услуг и (или) выполнением работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в данном доме, за предоставлением коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
На основании ч. 1 ст. 136 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в одном многоквартирном доме могут создать только одно товарищество собственников жилья. Решение о создании товарищества собственников жилья принимается собственниками помещений в многоквартирном доме на их общем собрании. Такое решение считается принятым, если за него проголосовали собственники помещений в соответствующем многоквартирном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в таком доме.
Согласно представленным материалам дела следует, что дата состоялось общее собрание в форме совместного присутствия собственников помещений в МКД <адрес>, факт проведения которого оформлен протоколом № б/н.
По результатам рассмотрения одного из вопросов повестки общего собрания было принято решение об изменении способа управления многоквартирного дома с УК (управляющей компании) на ТСЖ (товарищество собственников жилья), о создании ТСЖ «Сатурн-24» и об утверждения его наименования.
Согласно ч. 5 ст. 135 Жилищного кодекса РФ товарищество собственников жилья является юридическим лицом с момента его государственной регистрации.
Судом установлено, что исходя из сведений о юридическом лице из единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на дата, ТСЖ «Сатурн-24» является действующим юридическим лицом (https://egrul.nalog.ru).
В соответствии с ч. 1 ст. 143 Жилищного кодекса РФ членство в товариществе собственников жилья возникает у собственника помещения в многоквартирном доме на основании заявления о вступлении в товарищество собственников жилья.
Из ч. 1 ст. 143.1 Жилищного кодекса РФ следует, что члены товарищества собственников жилья и не являющиеся членами товарищества собственники помещений в многоквартирном доме имеют право получать от органов управления товарищества информацию о деятельности товарищества в порядке и в объеме, которые установлены настоящим Кодексом и уставом товарищества, обжаловать в судебном порядке решения органов управления товарищества.
Кроме того в ч. 6 ст. 155 Жилищного кодекса РФ указано, что не являющиеся членами товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива собственники помещений в многоквартирном доме, в котором созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, вносят плату за содержание жилого помещения и плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, в том числе уплачивают взносы на капитальный ремонт в соответствии со статьей 171 настоящего Кодекса.
В судебном заседании установлено, что протоколом № общего собрания членов ТСЖ «Сатурн-24» по адресу: <адрес>, в форме заочного голосования от дата утвержден измененный договор о содержании и ремонте общего имущества многоквартирного дома с собственниками жилья, не являющимися членами ТСЖ.
Согласно представленным материалам дела следует, что дата в адрес ФИО1, не являющейся членом ТСЖ «Сатурн-24», был направлен пакет документов согласно представленной описи вложения с приложением, в частности, договора с собственником помещения, не являющегося членом ТСЖ, на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, и обеспечение коммунальными услугами от дата. Указанные документы были получены ФИО1дата, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении.
В силу ч. 1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Ответа на поступивший запрос ТСЖ «Сатурн-24» со стороны ФИО1 в виде подписанного договора не последовало.
Учитывая вышеизложенное, суд полагает необходимым отметить, что ни ст. 162 Жилищного кодекса РФ, ни другие нормы Жилищного кодекса РФ, а также иные законы не содержат обязанности товарищества собственников жилья, осуществляющего управление многоквартирным домом, заключать с собственником помещений в этом доме договор управления многоквартирным домом.
Из искового заявления ФИО1 следует, что поскольку на общем собрании собственников помещений в МКД <адрес> не утверждался договор управления многоквартирным домом при выборе способа управления ТСЖ «Сатурн-24», то, по мнению ФИО1, имеет место быть нереализованный способ управления домом, в связи с чем необходимо провести открытый конкурс по отбору управляющей организации в соответствии с п. 4 ст. 161 ЖК РФ.
Судом установлено, что дата заявление ФИО1 с соответствующими требованиями было направлено в Комитет городского хозяйства администрации г. Ставрополя.
В ответ на указанное заявление Комитет городского хозяйства администрации г. Ставрополя письмом № от дата уведомил ФИО1 о том, что незаключение договора с собственником помещения, не являющегося членом ТСЖ, на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и обеспечение коммунальными услугами не является основанием для проведения конкурса по выбору новой управляющей компании.
Согласно ч. 7 ст. 161 Жилищного кодекса РФ любой собственник помещения в многоквартирном доме может обратиться в суд с требованием обязать органы местного самоуправления выбрать управляющую организацию в соответствии с положениями части 4 настоящей статьи.
На основании ч. 4 ст. 161 Жилищного кодекса РФ орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Во исполнение ч. 4 ст. 161 ЖК РФ приняты Правила проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2006 г. N 75.
Пунктом 3 названных Правил установлено, что конкурс проводится, если:
1) собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом, в том числе в следующих случаях: собственниками помещений в многоквартирном доме общее собрание по вопросу выбора способа управления многоквартирным домом не проводилось или решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было принято;
2) принятое собственниками помещений в многоквартирном доме решение о выборе способа управления домом не реализовано, в том числе в следующих случаях: большинство собственников помещений в многоквартирном доме не заключили договоры, предусмотренные статьей 164 Жилищного кодекса Российской Федерации; собственники помещений в многоквартирном доме не направили в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти документы, необходимые для государственной регистрации товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива; не заключены договоры управления многоквартирным домом, предусмотренные статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Однако, при рассмотрении заявленных требований по существу, отвергая доводы административного истца, судом установлено, что принятое на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме № <адрес> от дата решение о выборе способа управления, а именно о создании ТСЖ «Сатурн-24», было фактически реализовано, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации юридического лица от дата, о постановке на налоговый учет от дата (ОГРН №), сведениями из ЕГРЮЛ по состоянию на дата, а также договорами, заключенными с ресурсоснабжающими организациями.
Следовательно, указанный довод административного истца ФИО1 не нашел своего подтверждения в судебном заседании.
Кроме того, суд полагает необходимым отвергнуть ссылку ФИО1 на ч. 1.1 ст. 165 Жилищного кодекса РФ в обоснование заявленных требований, поскольку орган местного самоуправления в пятидневный срок проводит внеплановую проверку деятельности управляющей организации о невыполнении управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 настоящего Кодекса, только на основании обращения:
- собственников помещений в многоквартирном доме,
- председателя совета многоквартирного дома,
- органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, указанных в части 8 статьи 20 настоящего Кодекса общественных объединений,
- иных некоммерческих организаций.
Так, из указанного положения закона следует, что на орган местного самоуправления не возложена обязанность по проверке управляющей организации в части невыполнения ею обязательств согласно ч. 2 ст. 162 ЖК РФ по заявлению собственника помещения, не являющегося членом ТСЖ.
Помимо прочего, суд в опровержение доводов административного истца, полагает необходимым отметить следующее.
В соответствии со ст. 135 ЖК РФ товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
Часть 1 ст. 2 Федерального закона "О некоммерческих организациях" устанавливает, что некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
Из приведенных определений следует, что предметом и целями деятельности товарищества собственников жилья являются управление комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечение эксплуатации этого комплекса, владение, пользование и в установленных законодательством пределах распоряжение общим имуществом в многоквартирном доме. Кроме того, предмет и цели деятельности товарищества собственников жилья определяются с учетом положений ст. 137, 138 ЖК РФ, закрепляющих права и обязанности таких товариществ.
Так, товарищество собственников жилья, как и другие некоммерческие организации, обладает не общей, а специальной (или уставной, целевой) правоспособностью – п. 1 ст. 49 ГК РФ. Специальная правоспособность предполагает, что обладающее такой правоспособностью юридическое лицо вправе осуществлять лишь те виды деятельности, которые прямо указаны в его учредительных документах и соответствуют установленным в этих документах предмету и целям деятельности данного юридического лица. Поэтому предмет и цели деятельности товарищества собственников жилья должны быть четко определены в его уставе.
В рамках устава ТСЖ вправе заключать договоры на управление и (или) обслуживание и эксплуатацию общего имущества, передавать на договорных началах материальные и денежные средства лицам, выполняющим для товарищества работы и предоставляющим ему услуги, совершать иные действия и заключать сделки, отвечающие целям и задачам товарищества, в том числе осуществлять роль заказчика на работы по эксплуатации, техническому и капитальному ремонту жилого фонда.
Самостоятельное управление общим имуществом в многоквартирном доме, обеспечение его эксплуатации и распоряжение им в пределах, установленных действующим законодательством, – все это входит в уставную деятельность товарищества независимо от того, каким способом эта деятельность осуществляется – силами самого ТСЖ либо с привлечением сторонней организации.
К уставной деятельности ТСЖ (так же как и к уставной деятельности любой некоммерческой организации) неприменимо понятие "деятельность для собственных нужд", так как уставная деятельность некоммерческой организации направлена на достижение общественных благ.
Платежи граждан, проживающих в управляемых товариществом многоквартирных домах, на содержание и ремонт жилья фактически являются целевыми взносами, обеспечивающими осуществление товариществом уставной деятельности, связанной с содержанием общего имущества входящих в состав товарищества многоквартирных домов. Между ТСЖ и лицами, проживающими в многоквартирных домах, не заключаются договоры подряда либо возмездного оказания услуг.
Выполняя функции по управлению, содержанию и ремонту многоквартирных домов за счет поступающих в ТСЖ взносов, товарищество не выполняет работы и не оказывает услуги проживающим в домах гражданам, а в интересах собственников квартир и за их счет выполняет свою законную обязанность по содержанию и ремонту общего имущества, находящегося в долевой собственности. Товарищество лишь производит аккумулирование денежных средств жильцов, поступающих от них в виде целевых взносов на содержание и ремонт жилья для последующей оплаты организациям – поставщикам услуг.
ТСЖ является самостоятельным субъектом права – некоммерческой организацией, объединением собственников помещений. Отношения товарищества с собственниками жилых помещений основываются на началах членства, а не представительства, сущность которых заключается в выступлении одного субъекта от имени и в интересах другого (ст. 182 ГК РФ).
Следовательно, ТСЖ признается представителем собственников помещений в многоквартирном доме, действует в их интересах, при этом приобретает самостоятельные права и обязанности, связанные с осуществлением им своей деятельности.
Согласно ст. 291 ГК РФ собственники квартир для обеспечения эксплуатации многоквартирного дома, пользования квартирами и их общим имуществом образуют товарищества собственников квартир (жилья). В соответствии с п. 7 и 8 ст. 138 ЖК РФ для защиты интересов как всех собственников помещений в многоквартирном доме, так и отдельных собственников в таком доме товарищество собственников жилья обязано принимать меры, необходимые для предотвращения или прекращения действий третьих лиц, препятствующих собственникам помещений реализовывать права владения, пользования и распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме, а также представлять законные интересы собственников помещений в отношениях с третьими лицами.
Товарищество собственников жилья является некоммерческой организацией, имеющей основную цель деятельности – управление и обеспечение эксплуатации комплекса недвижимого имущества.
Таким образом, товарищество в силу названных норм права участвует в качестве законного представителя собственников помещений, находящихся в жилом доме.
Анализируя вышеизложенное, суд не находит оснований для признания действий (бездействия) Комитета городского хозяйства администрации г. Ставрополя незаконными, поскольку не усматривает в действиях (бездействия) Комитета нарушения прав и/или законных интересов административного истца ФИО1
Таким образом, суд считает заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к Комитету городского хозяйства администрации г. Ставрополя об оспаривании действия (бездействия) органа местного самоуправления – отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Промышленный районный суд г. Ставрополя в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.В. Степанова