ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-641/2022 от 12.10.2022 Кяхтинского районного суда (Республика Бурятия)

2а-641/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 октября 2022 года г. Кяхта

Кяхтинский районный суд Республики Бурятия в составе

председательствующего судьи Жарниковой О.В.,

при секретаре Таракановской А.С.,

с участием административного истца К.С.Ю. рассмотрев в открытом судебном заседании, административное дело № 2а-641/2022 по административному исковому заявлению К.С.Ю. к ФКУ ИК-18 УФСИН России по Ямало-Ненецкому автономному округу, Федеральной службе исполнения наказаний России о признании незаконными действий (бездействий), присуждении компенсации за не оформление документа, удостоверяющего личность,

У С Т А Н О В И Л:

К.С.Ю. обратился в суд с административным иском к ФКУ ИК-18 УФСИН России по Ямало-Ненецкому автономному округу, Федеральной службе исполнения наказаний России о признании незаконными действий (бездействий), присуждении компенсации за не оформление документа, удостоверяющего личность.

В обоснование административного иска, административный истец отметил, что в период с 08.03.2010 года по 27.12.2020 года отбывал наказание в ФКУ ИК-18 УФСИН России по Ямало-Ненецкому автономному округу. В указанный период времени нахождения в ИК-18, при отсутствии в личном деле паспорта, специальный отдел ИК не принимали меры по его оформлению. Административный истец полагает, что в отношении него были нарушены условия содержания в ИК-18, выразившиеся в длительном не оформлении паспорта в период с 08.03.2010 года по 27.12.2020 года.

Административный истец отмечает, что неоднократное прохождение процедуры по получению паспорта, такие как заполнение бланков, фотографирование, длительное не оформление паспорта причиняло административному истцу унижение человеческого достоинства, длительное не получение паспорта давило на его психику, он испытывал депрессивное состояние.

На основании изложенного, административный истец просит признать незаконными действия ФКУ ИК-18 УФСИН России по Ямало-Ненецкому автономному округу, допустивших нарушения п.4 ст. 14 Приказа Министерства Юстиции РФ от 30.12.2005 года № 262 «Об утверждении положения о группе социальной защиты осужденных исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы», ст. 54 УИК РФ, ст. 21 Конституции РФ и ст. 3 Конвенции; взыскать с административного ответчика за допущенные действия (бездействия) компенсацию в размере 300 000 рублей, также взыскать компенсацию за нарушение условий содержания, выразившееся в несвоевременном оформлении документа, удостоверяющим личность - паспорта в период времени с 08.03.2010 года по 27.12.2020 года, причинения в связи с этим моральных и нравственных страданий в размере 500 000 рублей.

Административный истец К.С.Ю.., принимая участие в судебном заседании путем использования систем видео-конференц-связи, поддержал административный иск, приведя аналогичные обоснования.

Представитель ответчика ФКУ ИК-18 УФСИН России по Ямало-Ненецкому автономному округу Ц.А.В. направил возражение относительно заявленных административных требований, в которых указал на отсутствие оснований для удовлетворения административного иска, поясняя, что сужденный к пожизненному лишению свободы К.С.Ю.. прибыл в ФКУ ИК-18 УФСИН России по Ямало-Ненецкому автономному округу п. Харп 21.04.2009 года. По прибытии в личном деле осужденного паспорт отсутствовал. По розыску и восстановлению паспорта учреждением в адрес матери осужденного <данные изъяты>. неоднократно направлялись запросы 16.11.2010 года, 21.02.2011 года, 02.02.2013 года, 10.11.2015 года, 22.08.2016 года. Однако ни одного ответа на запросы не было получено. Кроме того, 11.11.2015 года направлялись запросы в МП УФМС России по Республике Бурятия на предоставление справки о регистрации по состоянию на 06.02.1992 года, 25.01.2016 года запрос на установление гражданства в УФМС России по Ямало-Ненецкому автономному округу г. Салехард. Поступили ответы о регистрации, о не документировании паспортом, о гражданстве К.С.Ю. При этом, представитель административного ответчика отметил, что для первичного документирования паспортом гражданина РФ необходимо свидетельство о рождении. Свидетельства о рождении в личном деле не значится. 17.07.2017 года осужденному К.С.Ю. был передан на заполнение бланк для получения повторного свидетельства о рождении в связи с оформлением паспорта. Однако для получения данного документа необходима оплата госпошлины в размере 350 рублей. Ввиду того, что у осужденного К.С.Ю.. денежные средства на лицевом счете не значились, произвести оплату необходимой госпошлины для получения повторного свидетельства (дубликата) о рождении не представлялось возможным, что не позволило произвести дальнейшее документирование паспортом вышеуказанного осужденного. Для дальнейшего отбывания наказания осужденный К.С.Ю. 27.12.2020 года убыл в ФКУ ИК-6 п. Эльбан УФСИН России по Хабаровскому краю. Просил в удовлетворении административного иска отказать.

Представитель административного ответчика Управления Федерального казначейства по Республике Бурятия О.Б.Ю.., представил возражение на административное исковое заявление в котором указал на отсутствие оснований для удовлетворения административного иска, поскольку Минфин РФ не является органом, на который в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации возложена обязанность по выступлению в спорных правоотношениях от имени казны Российской Федерации, и данное юридическое лицо является ненадлежащим ответчиком по заявленному иску. ФСИН России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций. Кроме того, административным истцом не представлено доказательств в обоснование своих требований о нарушении прав. Считает, что условия содержания административного истца в исправительном учреждении соответствовали установленным требованиям, нарушений действующего законодательства и прав административного истца со стороны ответчиков не усматривается.

Соответчики в лице Федеральной службе исполнения наказаний России, Министерства финансов РФ, Управления Федерального казначейства по Ямало-Ненецкому автономному округу, Управление ФСИН России по Ямало-Ненецкому автономному округу о рассмотрении административного иска извещались надлежащим образом, явку представителей в зал судебного заседания не обеспечили, отзывов или возражений на административное исковое заявление, заявлений, ходатайств не подавали, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Выслушав административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

При этом согласно ч. 3 ст. 92 КАС РФ течение процессуального срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после даты или наступления события, которыми определено его начало.

Приведенные законоположения закрепляют обязанность суда при решении вопроса о пропуске срока обращения в суд в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации выяснять причины такого пропуска.

В соответствии с частями 8 и 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 данной статьи, в полном объеме, в том числе как соблюдение истцом сроков обращения в суд, так и нарушение его прав, свобод и законных интересов, соответствие оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, наличие полномочий и оснований для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) и соблюдение порядка принятия такого решения, совершения действия (бездействия).

В то же время, в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» разъяснено, что проверяя соблюдение предусмотренного частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации трехмесячного срока для обращения в суд, судам необходимо исходить из того, что нарушение условий содержания лишенных свободы лиц может носить длящийся характер, следовательно, административное исковое заявление о признании незаконными бездействия органа или учреждения, должностного лица, связанного с нарушением условий содержания лишенных свободы лиц, может быть подано в течение всего срока, в рамках которого у органа или учреждения, должностного лица сохраняется обязанность совершить определенное действие, а также в течение трех месяцев после прекращения такой обязанности (пункт 12).

Административным истцом оспаривается период нарушений условий содержания с 08.03.2010 года по 27.12.2020 года.

Из представленных суду материалов следует, что административный истец К.С.Ю. отбывал наказание в виде пожизненного лишения свободы в ФКУ ИК-18 УФСИН России по Ямало-Ненецкому автономному округу с 21.04.2009 года по 27.12.2020 года, убыл для дальнейшего отбывания наказания в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю.

Разрешая требования, суд исходит из того, что требования К.С.Ю. не подлежат удовлетворению в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительных причин, в отсутствие ходатайства о его восстановлении, установив, что о предполагаемом нарушении своих прав административному истцу было известно непосредственно в момент, когда такие нарушения были допущены, предполагаемое нарушение условий содержания перестало носить длящийся характер с даты убытия К.С.Ю. для отбывания наказания в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю в 2020 году, однако в суд с административным иском К. обратился лишь в 2022 году, при этом доказательств, объективно исключающих возможность обращения в суд в установленные сроки, административный истец не представил. К. суду пояснил, что с жалобой в ЕСПЧ по существу заявленных требований, рассматриваемых в настоящем судебном процессе, он также не обращался.

Таким образом, оспариваемые действия (бездействие) указанного учреждения в отношении К.С.Ю. прекратились, соответственно в декабре 2020 года, тогда как с рассматриваемым административным иском он обратился в сентябре 2022 года, то есть со значительным пропуском срока, установленного частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Бремя доказывания уважительности причин пропуска срока возложено на административного истца в силу общего правила распределения обязанности по доказыванию, установленного ст. 62 КАС Российской Федерации.

При этом, административный истец не сообщил суду причин, по которым он не имел объективной возможности оспорить неправомерные, по его мнению, действия администрации соответствующего учреждения в сроки и порядке, установленные названным процессуальным кодексом.

После получения ответа на жалобу по вопросу не документирования паспортом из Ямало-Ненецкой прокуратуры по надзору за соблюдением законов в ИУ ЯНАО, датированного 22.04.2021 года, равно как и после получения паспорта, которым К. документирован 11.10.2021 года ОВМ ОМВД России по Амурскому району, административный истец также в установленные законом сроки, за зашитой нарушенных прав в суд не обратился.

Поскольку доказательств наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному обращению административного истца в суд с настоящим заявлением не представлено, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для восстановления срока на предъявления иска в суд.

В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

В случае установления факта пропуска указанного срока без уважительной причины суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу.

Обращение в суд с административным иском за пределами установленного положениям ч. 1 ст. 219 КАС РФ сроков, является основанием для отказа в удовлетворении административного иска К.С.Ю.

По существу заявленных требований, суд также не находит оснований для удовлетворения административного иска по следующим основаниям.

В силу ч. 1 ст. 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (часть 3).

При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (часть 5).

Исходя из смысла названных норм решение о присуждении компенсации принимается при наличии совокупности двух условий: решение, действие (бездействие) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих, связанные с условиями содержания, не соответствует нормативным правовым актам и нарушают права, свободы и законные интересы административного истца.

В соответствии с ч. 2 ст.10 УИК РФ при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

В п. 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» разъяснено, что условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.

Нарушение условий содержания является основанием для обращения лишенных свободы лиц за судебной защитой, если они полагают, что действиями (бездействием), с решениями или иными актами органов государственной власти, их территориальных органов или учреждений, должностных лиц и государственных служащих нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы (ст. 46 Конституции Российской Федерации).

Согласно ч. 2 ст. 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

Лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение (ч. 1 ст. 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).

Административный истец полагает, что в отношении него были нарушены условия содержания в ИК-18, выразившиеся в длительном не оформлении паспорта в период с 08.03.2010 года по 27.12.2020 года, действия учреждения считает незаконными, в связи с чем заявлено требование о присуждении компенсации.

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 13 марта 1997 года № 232 "Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации" и Положению о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 08 июля 1997 года № 828, основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации является паспорт гражданина Российской Федерации, в который вносятся сведения о личности гражданина: фамилия, имя, отчество, пол, дата рождения и место рождения, а также производятся отметки о регистрации гражданина по месту жительства и снятии его с регистрационного учета. Срок действия паспорта гражданина: от 14 лет - до достижения 20-летнего возраста; от 20 лет - до достижения 45-летнего возраста; от 45 лет - бессрочно.

По смыслу Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 08 июля 1997 года № 828, замена паспорта гражданина РФ осуществляется на основании заявления самого гражданина, который обязан в течение 30 дней с момента достижения вышеуказанного возраста представить в территориальный орган Федеральной миграционной службы по месту жительства или по месту пребывания заявление по форме, установленной Федеральной миграционной службой, и сдать необходимые документы и личные фотографии для замены паспорта.

Статья 173 УИК РФ посвящена прекращению отбывания наказания и порядку освобождения.

Согласно части 4 статьи 173 УИК РФ, (в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 № 161-ФЗ, от 27.12.2009 № 377-ФЗ, от 07.12.2011 № 420-ФЗ, действовавшей на оспариваемый административным истцом период, паспорт освобождаемого от принудительных работ, ареста или лишения свободы, его трудовая книжка и пенсионное удостоверение, хранящиеся в личном деле осужденного, выдаются ему на руки при освобождении. При отсутствии паспорта, трудовой книжки и пенсионного удостоверения в личном деле осужденного, а также в случае, если срок действия паспорта истек, администрация исправительного учреждения заблаговременно принимает меры по их получению. В случае необходимости получения нового паспорта расходы, связанные с его выдачей, удерживаются из средств, находящихся на лицевом счете осужденного. Если у осужденного отсутствуют средства на лицевом счете, расходы, связанные с выдачей нового паспорта, оплачиваются за счет государства.

Федеральным законом от 31.07.2020 № 268-ФЗ статья 173 УИК дополнена частью 4.1, согласно которой, при отсутствии паспорта, трудовой книжки (у осужденного, за которым в соответствии с трудовым законодательством сохранено право на ведение работодателем трудовой книжки) и (или) пенсионного удостоверения в личном деле осужденного к аресту или лишению свободы, а равно паспорта у осужденного к принудительным работам, а также в случае, если срок действия паспорта истек, администрация учреждения, исполняющего наказание, заблаговременно принимает меры по их получению. В случае необходимости получения нового паспорта расходы, связанные с его выдачей, удерживаются из средств, находящихся на лицевом счете осужденного. Если у осужденного отсутствуют средства на лицевом счете, расходы, связанные с выдачей нового паспорта, оплачиваются за счет государства.

Оспаривая бездействие административного ответчика по принятию мер, направленных на получение паспорта, К.С.Ю.. исходит из того, что он отбывал наказание в ФКУ ИК-18 УФСИН России по Ямало-Ненецкому автономному округу, поэтому в силу части 4 статьи 173 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации у администрации учреждения возникла обязанность принять меры по получению осужденным паспорта.

Из материалов дела следует, что ранее К.С.Ю.. паспортом не был документирован, до заключения под стражу никаких действий, направленных на получение паспорта не предпринимал. В период с 21.04.2009 года по 27.12.2020 года К.С.Ю. отбывал наказание в виде пожизненного лишения свободы в ФКУ ИК-18 УФСИН России по Ямало-Ненецкому автономному округу. 27.12.2020 года, убыл для дальнейшего отбывания наказания в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю. 11.10.2021 года ОВМ ОМВД России по Амурскому району К. оформлен паспорт,

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Таким образом, для признания незаконными действий должностного лица необходима совокупность двух условий, а именно не соответствие действий закону, а также нарушение совершенными действиями прав административного истца.

Обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) должностных лиц возлагается на лицо, обратившееся в суд (часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Как установлено пунктом 84.2 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации (редакция Приказа МВД России от 13.11.2017 № 851), при обращении осужденных по вопросу замены паспорта оформление документов осуществляется в соответствии с положениями Административного регламента, регулирующими порядок замены паспорта по месту обращения, с проведением подразделениями по вопросам миграции проверок, предусмотренных пунктом 130 Административного регламента.

Пунктом 92 Административного регламента установлено, что прием всех необходимых для оформления паспорта осужденным документов и личных фотографий производится через администрацию исправительного учреждения.

Как установлено пунктом 91.1 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации (Приказ МВД № 773 от 16.11.2020 года), при обращении осужденных, подозреваемых или обвиняемых по вопросу первичной выдачи паспорта оформление документов осуществляется в соответствии с положениями пунктов 106 и 191 Административного регламента, с проведением подразделениями по вопросам миграции территориального органа МВД России проверок, предусмотренных пунктом 151 Административного регламента.

Согласно пункту 106 административного регламента, заявитель, подающий документы для получения паспорта в связи с достижением 14-летнего возраста, впервые или в связи с заменой паспорта гражданина СССР и не представивший документы, свидетельствующие о принадлежности его к гражданству Российской Федерации, указанные в подпункте 39.3 пункта 39 Административного регламента, сообщает сотруднику, ответственному за прием документов, сведения об органе, который принял решение о приобретении гражданства Российской Федерации, и дату приобретения гражданства Российской Федерации для внесения сотрудником, ответственным за прием документов, этих данных в пункт 18 заявления о выдаче (замене) паспорта.

Пунктом 191 административного регламента установлено, что гражданам, получающим паспорта впервые, по достижении 14-летнего возраста (если место жительства лица не изменилось), в связи с заменой или утратой, в отметке о регистрации по месту жительства, проставляемом сотрудником, ответственным за оформление паспорта, указывается первоначальная дата регистрации по данному месту жительства.

Вместе с тем, К.С.Ю. не представлено доказательств, что он обращался к должностным лицам ФКУ ИК-18 УФСИН России по Ямало-Ненецкому автономному округу по вопросу получения паспорта и в принятии заявления ему отказано, в связи с чем основания для удовлетворения административного иска у суда отсутствуют. К тому же непосредственно за получением паспорта, за получением разъяснения по вопросу о такой возможности, административный истец в соответствии с административным регламентом к администрации учреждения, либо в органы внутренних дел в установленном порядке не обращался. Следовательно, оспариваемые им действия его прав и законных интересов никоим образом не нарушают. Также в материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие факт невозможности получения административным истцом мер социальной поддержки, ввиду действий (бездействия) администрации учреждения по оформлению паспорта. Доказательств того, что К. установлена группы инвалидности, и последний обращался с заявлениями по вопросам назначения ему пенсии по инвалидности, либо льготной пенсии, оказания помощи в сборе необходимых документов и направления необходимого для назначения пенсии пакета документов в соответствующий орган пенсионного обеспечения, не имеется. В судебном заседании Каюков подтвердил, что получателем каких-либо пособий, пенсий в обозначенный в административном иске период он не являлся и не является, по настоящее время, отбывает пожизненное лишение свободы.

Весной 2021 года Ямало-Ненецкой прокуратурой по надзору за соблюдением законов в ИУ по обращению К. проведена проверка, в ходе которой выявлены нарушения законодательства со стороны администрации ФКУ ИК-18 УФСИН России по Ямало-Ненецкому автономному округу при оформлении осужденному паспорта гражданина РФ, выразившиеся в неоформлении дубликата свидетельства о рождении в ввиду отсутствия денежных средств.

При этом, из материалов дела усматривается, что в соответствии с ч. 4, 4.1 ст. 173 УИК РФ администрация ФКУ ИК-18 УФСИН России по Ямало-Ненецкому автономному округу вела работу по первичному получению паспорта К.С.Ю.., направляла необходимые для этого запросы по месту жительства, о получении дубликата свидетельства о рождении, в миграционную службу, о подтверждении гражданства РФ, о регистрации К.

Кроме того, в судебное заседание представлен паспорт гражданина Российской Федерации административного истца, что свидетельствует о наличии у заявителя возможности реализовать права, закрепленные положениями УИК РФ, на получение социальной помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами. При таких обстоятельствах отсутствует нарушение прав заявителя, подлежащее судебной защите.

Нарушение положений статьи 21 Конституции РФ, статьи 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод в отношении административного истца со стороны административных ответчиков, на что указывает административный истец, не допущено, равно как и не допущено нарушений п.4 ст. 14 Приказа Министерства Юстиции РФ от 30.12.2005 года № 262 «Об утверждении положения о группе социальной защиты осужденных исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы», предусматривающего оказание консультативной помощи осужденным в подготовке необходимых документов для получения паспорта, а также принятие мер по получению документов, подтверждающих их право на социальное обеспечение администрацией учреждения.

Ссылку административного истца на нарушение административным ответчиком статьи 54 УИК РФ суд отклоняет, поскольку указанной статьей регламентированы обязанности уголовно-исполнительной инспекции.

Ввиду изложенного суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания незаконными действий администрации исправительного учреждения, а следовательно, и для удовлетворения предъявленных требований.

Исходя из изложенного, суд отказывает в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь ст.ст. 174-180,186, 219, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления К.С.Ю. к ФКУ ИК-18 УФСИН России по Ямало-Ненецкому автономному округу, Федеральной службе исполнения наказаний России о признании незаконными действий (бездействий), присуждении компенсации за не оформление документа, удостоверяющего личность – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы через Кяхтинский районный суд Республики Бурятии в течение месяца со дня принятия судом решения.

Мотивированное решение изготовлено 15.10.2022 года.

Судья Жарникова О.В.