ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-659/18 от 15.02.2018 Приволжского районного суда г. Казани (Республика Татарстан)

Дело № 2а-659/18

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 февраля 2018 года

Приволжский районный суд города Казани в составе

председательствующего судьи Миннегалиевой Р.М.,

с участием административно истца Мухутдинова А.Н., представителя административного ответчика Чепайкиной Т.А.,

при секретаре Яруллиной М.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Мухутдинова А.Н. к ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Мордовия об оспаривании действий (бездействия),

УСТАНОВИЛ :

Мухутдинов А.Н. обратился в суд с административным иском к ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Мордовия об оспаривании бездействия, выразившегося: в не предоставлении письменной информации о причинах, по которым его не привлекали к работам на производстве во время отбывания наказания; не предоставлении копии плана проведения воспитательной работы с целью подготовки к освобождению и расписок о разъяснении прав и обязанностей; не обеспечении гражданской одеждой по сезону в соответствии с климатическим условиями; оспаривании действий по отказу в выдаче во время освобождения документов, хранящихся в личном деле осужденного, денег на проезд к месту возможного проживания и принуждению следовать под конвоем за документами в незнакомое место.

В обоснование требований указано, что его представитель по доверенности, действуя в защиту интересов административного истца, обратилась с заявлениями к начальнику ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Мордовия о предоставлении сведений: о периодах трудоустройства на производственном предприятии учреждения за весь период нахождения в ИК-5 с 10 апреля 2002 года по 28 августа 2017 года; на основании каких документов (номера приказов) его привлекали к работам на производстве и в качестве кого; о ежемесячных начислениях заработной платы и всех удержаний из нее за весь период работы на производстве; по каким причинам не привлекали к работам на производстве во время отбывания наказания в ИК-5; сообщить в каких помещениях отрядов колонии производились их перепланировка с целью улучшения условий содержания осужденных в период с 10 апреля 2002 года по 28 августа 2017 года, а также в отрядах его проживания; какая работа была проведена с ним с целью подготовки к освобождению и какие необходимые в жизни на свободе права и обязанности ему были разъяснены под расписку, а также представить копию плана проведения воспитательной работы с ним, в котором он должен расписаться после каждого проведенного воспитательного мероприятия (беседы); об обеспечении по выходу на свободу гражданской одеждой по сезону. Давая письменные ответы на поставленные вопросы, административный ответчик уклонился сообщить по каким причинам его не привлекали к работам на производстве, не предоставил документы о якобы проведенных воспитательных мероприятий, сославшись на секретность данных ведений. Действия административного ответчика противоречат действующему законодательству. Планы проведения воспитательной работы с целью подготовки к освобождению из мест заключения и быстрой адаптации к жизни на свободе не содержат государственной <данные изъяты> и не могут быть приравнены к ней, поскольку такие сведения касаются непосредственно административного истца. Более того, воспитательную работу с ним не проводили. 28 августа 2017 года при выходе на свободу с охраняемого объекта ему не выдали документы, удостоверяющие личность (паспорт, иностранный паспорт, свидетельства о получении профессиональных специальностей и т.д.), а также денежные средства для проезда к месту возможного проживания. По сложившейся неправомерной практике административный ответчик на КПП колонии выдает только справку об освобождении, а за остальными документами и деньгами сопровождает под конвоем в какое-то здание. Проходя через КПП колонии административный истец попросил выдать ему сразу все полагающиеся по закону документы и денежные средства, в чем ему было отказано и его пытались путем хватания за руки завести в какое-то здание, где по словам сотрудника все выдадут. Такое принуждение административный истец восппринял как явную угрозу жизни и здоровья.

Административный истец в судебном заседании заявленные требования поддержал.

Представитель административного ответчика - ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Мордовия, участвующая в судебном заседании путем использования системы видеоконференции, с административным иском не согласилась.

Представитель заинтересованного лица – ФСИН России в суд не явился, о времени и месте судебного заседания извещен.

Выслушав пояснения явившихся участников процесса, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч. 9 и ч. 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Из материалов дела следует, что Мухутдинов А.Н. прибыл в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Мордовия для отбывания наказания 10 апреля 2002 года. Освобожден из ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Мордовия 28 августа 2017 года по истечении срока наказания.

Представитель административного истца по доверенности ФИО5 01, 15 и 20 августа 2017 года обратилась с заявлениями к начальнику ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Мордовия о предоставлении сведений в отношении Мухутдинова А.Н.: о периодах трудоустройства на производственном предприятии учреждения за весь период нахождения в ИК-5 с 10 апреля 2002 года по 28 августа 2017 года; на основании каких документов (номера приказов) его привлекали к работам на производстве и в качестве кого; о ежемесячных начислениях заработной платы и всех удержаний из нее за весь период работы на производстве; по каким причинам не привлекали к работам на производстве во время отбывания наказания в ИК-5; сообщить в каких помещениях отрядов колонии производились их перепланировка с целью улучшения условий содержания осужденных в период с 10 апреля 2002 года по 28 августа 2017 года, а также в отрядах его проживания; какая работа была проведена с ним с целью подготовки к освобождению и какие необходимые в жизни на свободе права и обязанности ему были разъяснены под расписку, а также представить копию плана проведения воспитательной работы с ним, в котором он должен расписаться после каждого проведенного воспитательного мероприятия (беседы); об обеспечении по выходу на свободу гражданской одеждой по сезону.

ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республика Мордовия дан ответ от 14 августа 2017 года № 14/ТО/49/19-Л-9, согласно которому Мухутдинов А.Н. обеспечен вещевым довольствием по сезону в соответствии с приказом Минюста России от 03 декабря 2013 года № 216 «Об утверждении норм вещевого довольствия осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах». На основании данного приказа осужденные к лишению свободы, освобожденные из исправительных учреждений, могут убывать в выданной им одежде и обуви, находящихся у них в носке.

Сопроводительным письмом от 25 августа 2017 года № 14/ТО/49/19-Л-11 в адрес ФИО5 направлены справка о привлечении Мухутдинова А.Н. к работам и справка о начисленной ему заработной плате (л.д. 68-70)

01 сентября 2017 года административным ответчиком подготовлен ответ о том, что согласно ст. 180 ч. 1 УИК РФ за 6 месяцев до освобождения осужденного Мухутдинова А.Н. администрацией ИК-5 были направлены сообщения главе администрации, в центр занятости населения и ОВД по месту жительства на основании отобранного у него заявления, в которой осужденный указывает место жительства (адрес) и нуждается ли он в трудоустройстве после освобождения. За 6 месяцев до освобождения осужденный был зачислен приказом начальника ИК-5 в школу подготовки к освобождению. На основании данного приказа с осужденным проводились занятия, на которых были разъяснены права, обязанности, социально-правовые нормы, направленнее на адаптацию осужденного после освобождения из мест лишения свободы. Вся необходимая воспитательная работа с осужденным Мухутдиновым А.Н. проведена в соответствии со ст. 109 УИК РФ. Предоставить копии запрашиваемых документов не представляется возможным, так как в соответствии с п. 1.7 Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03 ноября 1994 года № 1233, служебная информация ограниченного распространения без санкции соответствующего должностного лица не подлежит распространению (разглашению), ксерокопии документов производятся согласно письменным запросам прокуратуры, судебных органов и вышестоящих организаций.

Оценив в совокупности обстоятельства дела, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административных исковых требований по следующим основаниям.

Факт зачисления административного истца в школу подготовки к освобождению освобождающихся в августе 2017 года подтверждается приказом ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республика Мордовия № 280ос от 20 февраля 2017 года и приложением к нему № 1 (л.д. 72 с оборотом).

Согласно акту, подписанному 28 августа 2017 года сотрудниками ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республика Мордовия - оперуполномоченным ФИО6, главным бухгалтером ФИО7, бухгалтером ФИО8, кассиром ФИО9, освободившийся Мухутдинов А.Н. в кассу ФКУ ИК-5 для получения 850 рублей, на проезд при освобождении в размере 1 004 рубля и личных денег в размере 1 960 рублей 90 копеек не явился (л.д. 34).

В соответствии с актом, подписанным 28 августа 2017 года сотрудниками ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республика Мордовия – инспектором отдела специального учета ФИО10, заместителем начальника-начальника ЦТАО ФИО11, дежурным помощником начальника колонии ФИО12, начальником оперативного отдела ФИО13, начальником отряда отдела воспитательной работы с осужденными ФИО14, при освобождении Мухутдинов А.Н. отказался от получения следующих документов: справка об освобождении, предписание № 23 от 28 августа 2017 года о явке в ОВД г. Казани, предписание № 5 от 28 августа 2017 года о явке в ФКУ ИИИ г. Казани, свидетельство 13 СВ № 000552 от 02 июля 2016 года о квалификации электросварщика ручной сварки 2 разряда; свидетельство 13 СВ № 004418 от 02 февраля 2016 года о квалификации по силовым сетям и электрооборудованию 2 разряда; справка учета времени работы осужденного в период отбывания наказания; паспорт , заграничные паспорт ; страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования от 28 ноября 2007 года; страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования от 01 июня 1969 года.

В силу статьи 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную <данные изъяты>, определяется федеральным законом.

В соответствии с частью третьей статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с частью 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

Перечень документов, подлежащих вручению осужденному, а также право на получение им соответствующей информации установлены нормами Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, а также ст. 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, которыми право указанного лица на получение каких-либо документов из личных дел не предусмотрено.

Частью 1 статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что осужденные имеют право на получение информации о своих правах и обязанностях, о порядке и об условиях отбывания назначенного судом вида наказания. Администрация учреждения или органа, исполняющего наказания, обязана предоставить осужденным указанную информацию, а также знакомить их с изменениями порядка и условий отбывания наказаний.

Согласно пункту 1.7 Постановления Правительства РФ от 03.11.1994 N 1233 "Об утверждении Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, уполномоченном органе управления использованием атомной энергии и уполномоченном органе по космической деятельности" служебная информация ограниченного распространения без санкции соответствующего должностного лица не подлежит разглашению (распространению).

Таким образом, права осужденных, связанные с получением информации, фактически ограничены действующим законодательством.

Как установлено судом, во время отбывания наказания в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республика Мордовия административный истец привлекался к исполнению обязанностей по должностям раскройщика, швеи, подсобного рабочего, свинаря, скотника. О том, в какие периоды он привлекался к данным видам работ со ссылками на приказы отражено в представленной ему исправительным учреждением справке.

Обязанность исправительного учреждения по преставлению информации, по какой причине осужденный не привлекался к работам и по ознакомлению с планами проведения воспитательной работы и предоставлении его копии какими-либо нормативно-правовыми актами не закреплена.

Суд считает, что не представление административному истцу ответа о том, по какой причине он не привлекался к работам в иные периоды, а также не представление копии плана проведения воспитательной работы и расписок о разъяснении прав и обязанностей, само по себе его прав не нарушает, так как в случае несогласия с бездействием в части не привлечения к работам и е проведении воспитательной работы административный истец не лишен права обжаловать его в суд. Соответственно, для признания незаконными бездействия в этой части суд оснований не находит.

В силу ч. 3 ст. 173 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации при освобождении осужденному выдаются принадлежащие ему вещи и ценности, средства, хранящиеся на его лицевом счете, личные документы и ценные бумаги, а также документы об освобождении осужденного от наказания и документы о его трудовой деятельности.

Пунктом 6 Приложения № 3 к Приказу Минюста России от 03.12.2013 N 216 "Об утверждении норм вещевого довольствия осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах" предусмотрено, что осужденные к лишению свободы, освобожденные из исправительных учреждений, могут убывать в выданной им одежде и обуви, находящихся у них в носке. Несовершеннолетние осужденные, не имеющие родителей, утратившие связь с родителями (лицами, их заменяющими), при освобождении обеспечиваются вещевым имуществом по сезону по установленным нормам.

Таким образом, выдача вещевого довольствия гражданского образца при освобождении осужденного не предусмотрена, освобожденные из исправительных учреждений могут убывать в выданной им одежде и обуви, находящихся у них в носке, поэтому требования административного истца о признании незаконным бездействия, выразившегося в не обеспечении гражданской одеждой по сезону в соответствии с климатическими условиями являются необоснованными и подлежат отклонению.

Доказательств в подтверждение отказа административного ответчика в выдаче при освобождении документов, хранящихся в личном деле, денег на проезд и принуждение следовать под конвоем за документами и деньгами в незнакомое место, административным истцом суду не представлено. И напротив, вышеперечисленными актами подтверждается факт отказа административного истца от получения документов и денежных средств. Следовательно, у суда также отсутствуют основания для удовлетворения требований о признании незаконными действий в данной части.

Таким образом, административное исковое заявление удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление Мухутдинова А.Н. к ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Мордовия об оспаривании действий (бездействия) оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РТ в течение месяца через Приволжский районный суд г. Казани.

Судья Приволжского

районного суда г. Казани Миннегалиева Р.М.