Дело № 2А-883/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
5 августа 2020 года г.Серпухов, Московской области
Серпуховский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Фетисовой И.С., при секретаре судебного заседания Зарапиной А.А.,
С участием:
Представителя административного истца ФИО1 по доверенности – ФИО2,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 об оспаривании решения, действий (бездействия) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области об отказе осуществления государственной регистрации права собственности,
У с т а н о в и л :
Административный истец ФИО1 обратилась в суд иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области и просит отменить отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области от 06.08.2018 в государственной регистрации права общей долевой собственности в отношении объекта недвижимости кадастровый <номер>, расположенного по <адрес>; признать неправомочным уведомление о приостановлении государственной регистрации права в части требования оплаты государственной пошлины за государственную регистрацию права на недвижимое имущество в сумме 2000 рублей; отменить решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области от 02.09.2019 об отказе в государственной регистрации права собственности в отношении объекта недвижимости: кадастровый <номер>, расположенного по <адрес>; обязать произвести государственную регистрацию право собственности ФИО1 на принадлежащие ей помещения, расположенные по <адрес>.
Свои требования ФИО1 мотивирует тем, что 21.02.2018 она подала документы на государственную регистрацию права на недвижимое имущество - помещение с кадастровым <номер>, находящееся по <адрес>. По результатам рассмотрения заявления 13.03.2018 в адрес истца направлено уведомление о приостановлении государственной регистрации с указанием недостатков, которые необходимо было устранить до 05.06.2018, после чего срок был продлен до 04.08.2018. Во исполнение уведомления о приостановлении государственной регистрации ФИО1 было представлено соглашение о реальном разделе жилого дома от 13.07.2018.
Административный истец указывает, что в нарушение административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, административный ответчик не уведомил заявителя о ходе оказании государственной услуги, а именно о принятом решении.
06.08.2018 административным ответчиком вынесено уведомление об отказе в государственной регистрации в связи с истечением срока приостановления государственной регистрации и не устранением приведенных в уведомлении причин, препятствующих осуществлению государственной регистрации права.
21.05.2019 ФИО1 повторно обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии с заявлением о государственной регистрации права.
03.06.2019 ФИО1 получила уведомление о приостановлении государственной регистрации права.
02.09.2019 ФИО1 получила сообщение об отказе в государственной регистрации по тем основаниям, что неправомочна доверенность на представителя, требование регистратором подачи заявления о государственной регистрации права на части дома обоими владельцами частей дома; предоставление разрешения на проведение реконструкции части дома.
Административный истец не согласна с указанным сообщением об отказе в государственной регистрации, поскольку довод регистратора об отсутствии полномочий у представителя на представление интересов заявителя необоснованный. Оформлена доверенность с правом осуществления действий в отношении жилого дома, который находится в долевой собственности. Не зная заранее, какие возникнут вопросы при проведении регистрационных действий, доверенность была оформлена на общий объект недвижимости – дом. При обращении с данной доверенностью в 2018 году по вопросу регистрации права претензий к доверенности не возникло.
Административный истец ФИО1 указывает, что ответчик неправомерно ссылается на ч.3 ст. 15 Закона о регистрации, поскольку фактический раздел дома произошёл в 1978 году при купле-продаже 1/2 доли дома. Соглашение о реальном разделе дома (договор) выполнено в простой письменной форме, что соответствует требованиям ч. 1 ст. 160 ГК РФ.
ФИО1 указывает также, что ее право собственности возникает на объект недвижимости в виде помещения на основании Свидетельства о праве на наследство по завещанию от 25.12.1990, поскольку она является правообладателем 1/2 доли дома, возникшего до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122. Таким образом, истец полагает, что имеет право единолично подавать заявление на государственную регистрацию.
Истец указывает, что причиной, препятствующей осуществлению государственной регистрации прав, явилось также не представление документов, разрешающих реконструкцию дома. Однако указанная причина несостоятельна, поскольку уведомление о приостановлении государственной регистрации права оформлено 03.06.2019, а Федеральным законом от 03.08.2018 № 340-ФЗ внесены изменения в ГК РФ и в ст.51, ч.17, п.1.1 Градостроительного кодекса РФ о том, что выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства.
Административный истец указывает, что при подаче заявлений о государственной регистрации прав, регистраторы отказывали в регистрационных действиях, если не была уплачена государственная пошлина в сумме 2000 рублей, с чем истец не согласна, поскольку согласно ст.333.35 НК РФ государственная пошлина не уплачивается за государственную регистрацию возникшего до введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на объект недвижимого имущества при государственной регистрации перехода данного права или сделки об отчуждении объекта недвижимого имущества. В письме Минфина от 18.02.2008 № 03-05-06-03/02 разъяснено, что при государственной регистрации возникшего до введения в действие закона № 122-ФЗ права собственности при обращении физического лица, являющегося наследником, должна применяться льгота, предусмотренная п.8, ч.3 ст.333.35 НК РФ.
Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще о дате и месте рассмотрения дела.
Представитель административного истца по доверенности ФИО2 настаивала на удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель административного ответчика Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области по доверенности – ФИО3 в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще. Ранее в судебном заседании возражала против удовлетворения административного искового заявления, так как Управление осуществляет свою деятельность на основании Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и иных нормативных правовых актов.
21.02.2018 с заявлением <номер> о регистрации права собственности, в отношении объекта недвижимого имущества - квартира, кадастровый <номер>, расположенного по <адрес>, обратился ФИО2, действующий от имени ФИО1 на основании доверенности от 09.02.2018, удостоверенной нотариусом Г, реестровый <номер>.
13.03.2018 по данному заявлению было вынесено решение о приостановлении государственной регистрации права собственности за <номер>.
04.06.2018 от представителя административного истца ФИО2 поступило заявление <номер> о приостановлении государственной регистрации на срок до 04.08.2018г. и заявление <номер> о приобщении дополнительных документов.
07.06.2018 вынесено решение о приостановлении государственной регистрации <номер> на срок до 04.08.2018.
25.07.2018 представителем административного истца ФИО2 подано заявление о приобщении дополнительных документов <номер>.
30.07.2018 вынесено уведомление об отказе в снятии приостановления государственной регистрации прав <номер>.
Основанием для принятия решения о приостановлении послужило не представление документа, подтверждающего полномочия представителя заявителя, документа, подтверждающего оплату государственной пошлины, отсутствие оригинала правоустанавливающего документа, а также документа, подтверждающего согласование реконструкции в порядке, установленном действующим законодательством.
В связи с истечением срока приостановления и не устранении обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, 06.08.2018 было вынесено решение об отказе в постановке на кадастровый учет и государственной регистрации права.
21.05.2019 с заявлением <номер> о регистрации права собственности в отношении объекта недвижимого имущества - квартира, кадастровый <номер>, расположенного по <адрес>, обратился ФИО2, действующий от имени ФИО1 на основании доверенности от 09.02.2018, удостоверенной нотариусом Г, реестровый <номер>.
03.06.2019 по данному заявлению было вынесено решение о приостановлении государственной регистрации права собственности за <номер>.
07.06.2019 от представителя административного истца ФИО2 поступило заявление <номер> о приобщении дополнительных документов.
18.06.2019 вынесено уведомление о не устранении причин, препятствующих государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав после приобщения дополнительных документов <номер>.
Основанием для принятия решения о приостановлении послужило не представление документа, подтверждающего полномочия представителя заявителя, представление заявления о государственной регистрации только от одной стороны договора, отсутствие документа, подтверждающего согласование реконструкции в порядке, установленном действующим законодательством.
В связи с истечением срока приостановления и не устранением обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, 02.09.2019 было вынесено решение об отказе в постановке на кадастровый учет и государственной регистрации права.
Представитель административного ответчика ссылается на положения п.2 ч. 1 ст. 26, п. 5 ч. 1 ст. 26, пп.3 части 3 статьи 15 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», ст. 420 Гражданского кодекса РФ и указывает, что на государственную регистрацию представлено заявление от ФИО2, действующего от имени ФИО1 на основании представленной доверенности от 09.02.2018, удостоверенной Г, нотариусом Серпуховского нотариального округа Московской области 09.02.2018, реестровый <номер>.
Однако в указанной доверенности полномочия ФИО2 даны на оформление права собственности на жилой дом, расположенный по <адрес>. Полномочия, на государственную регистрацию права собственности на объект - помещение (квартира), кад. <номер>, расположенного по <адрес>, у ФИО2 в указанной доверенности отсутствуют. Таким образом, с заявлением о государственной регистрации права собственности обратились ненадлежащие лица
На государственную регистрацию права собственности, в качестве правоустанавливающего документа представлено Соглашение о реальном разделе жилого дома от 13.07.2018, заключенное между М и ФИО1
В нарушение положений Закона о регистрации на государственную регистрацию было подано заявление только от одной стороны договора - ФИО1
Согласно пункту 14 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов), изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
Согласно пункту 2 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство.
Документом, удостоверяющим выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструируемого, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации, является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
В представленных административным истцом на государственную регистрацию правоустанавливающих документах имеются противоречия в площади жилого дома. В свидетельстве о праве на наследство по завещанию от 25.12.1999 жилой дом состоит из строения с пристройками площадью 78,3 кв.м., в соглашении о реальном разделе жилого дома от 13.07.2018 жилой дом состоит из строения с пристройками площадью 129,9 кв.м.
Таким образом, увеличение общей площади здания с 78,3 кв.м до 129,9 кв.м является реконструкцией данного объекта недвижимости.
В представленном на государственную регистрацию пакете документов разрешения на строительство (реконструкцию) объекта представлено не было.
Ппредставитель административного ответчика указал также, что административный истец нарушил срок обращения с данным административным исковым заявлением в суд, установленный ч. 1 ст.219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Представитель заинтересованного лица ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области в судебное заседание не явился, извещен надлежаще о дате и месте рассмотрения дела, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствии представителя.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца, представителей административного ответчика и заинтересованного лица в соответствии с положениями ст.150, ч.6 ст.226 КАС РФ.
Согласно статье 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
К заявлению о государственной регистрации прав прилагаются документы, являющиеся основанием для осуществления государственной регистрации прав (пункт 2 части 4 статьи 18 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости»).
Разрешая заявленные административным истцом требования, выслушав представителей административного истца и административного ответчика, оценив в совокупности представленные сторонами письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, ФИО1 на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от <дата> на праве собственности принадлежит 1/2 доли домовладения, расположенного по <адрес>. Как указано в свидетельстве о праве на наследство площадь целого строения с пристройками составляет 78,3 кв.м., жила площадь 40,3 кв.м. Свидетельство о праве на наследство по завещанию зарегистрировано 14.01.1991 Серпуховским БТИ в реестре за <номер> (л.д. 23).
13.07.2018 между М и ФИО1 заключено соглашение о реальном разделе жилого дома, расположенного по <адрес>, согласно которому ФИО1 выделены в собственность помещения общей площадью 84.2 кв.м., кадастровый <номер> (л.д. 14).
21.02.2018 ФИО2, действующий от имени ФИО1 на основании доверенности от 09.02.2018, удостоверенной нотариусом Г, реестровый <номер>, обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области с заявлением о регистрации права общей долевой собственности в отношении объекта недвижимого имущества - квартира, кадастровый <номер>, расположенного по <адрес>, заявлению присвоен <номер> (л.д.157-159).
13.03.2018 по данному заявлению было вынесено решение за <номер> о приостановлении государственной регистрации права собственности до 05.06.2018 в связи с непредставлением документов, необходимых для осуществления государственной регистрации прав, а именно: отсутствует правоустанавливающий документ оригинал и надлежаще заверенная копия. С целью выяснения обстоятельств о принадлежности права общей долевой собственности заявителю по настоящее время направлен запрос в МП МОБТИ (л.д.145).
На поступивший запрос ГУП МО «МОБТИ» Южный филиал сообщает, что по данным архива за ФИО1 зарегистрировано право собственности на 1/2 доли жилого дома, расположенного по <адрес>, на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от 25.12.1990 <номер> (л.д. 146).
04.06.2018 ФИО2 подал заявление <номер> о приостановлении государственной регистрации на срок до 04.08.2018 и заявление <номер> о приобщении дополнительных документов, а именно: доверенность от 09.02.2018 на представление интересов ФИО1 и копии паспорта гражданина РФ на имя ФИО2 (л.д. 137).
07.06.2018 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области вынесено уведомление о приостановлении государственной регистрации <номер> на срок до 04.08.2018 (л.д. 136).
25.07.2018 ФИО2 подал заявление о приобщении дополнительных документов к заявлению <номер>, а именно свидетельство о праве на наследство по завещанию от 25.12.1990, письмо от 26.10.2016 Администрации городского округа Серпухов, справку от 20.08.1973 Межрайонного бюро технической инвентаризации (л.д. 122).
После проведения правовой экспертизы Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области 30.07.2018 вынесено уведомление об отказе в снятии приостановления государственной регистрации права, поскольку представленная представителем заявителя доверенность подтверждает полномочия ФИО2 действовать от имени ФИО1 по вопросу регистрации права собственности на жилой дом, расположенный по <адрес>, в то время как доверенность, подтверждающая полномочия ФИО2 действовать от имени ФИО1 по вопросу государственной регистрации права общей долевой собственности на помещение, расположенное по <адрес>, на государственную регистрацию не представлена.
Указано также, что в нарушение требований ст.333.33 Налогового кодекса РФ на государственную регистрацию представлена квитанция об уплате государственной пошлины в размере 175 рублей, в т о время как согласно пп.22 п.1 ст.333.33 НК РФ государственная пошлина для физических лиц за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество составляет 2000 рублей.
Кроме того, в ходе правовой экспертизы установлено, что рреконструкция жилого дома, расположенного по <адрес>, осуществлена без разрешительной документации, что является самовольной постройкой (л.д. 85-87).
Причиной приостановления государственной регистрации явилось и то обстоятельство, что в нарушение пп.3 части 3 ст. 15 Закона о регистрации заявителем представлено заявление на государственную регистрацию только от одной стороны договора (соглашения).
06.08.2018 в связи с истечением срока приостановления и не устранением обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, государственным регистратором вынесено решение об отказе в постановке на кадастровый учет и государственной регистрации права в отношении объекта недвижимости, кадастровый <номер>, <адрес> (л.д. 84).
21.05.2019 ФИО2, действующий от имени ФИО1 на основании доверенности от 09.02.2018, удостоверенной нотариусом Г, реестровый <номер>, обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области с заявлением <номер> о регистрации права собственности в отношении объекта недвижимого имущества - помещение, кадастровый <номер>, расположенного по <адрес> (л.д. 80-82).
03.06.2019 по данному заявлению было вынесено решение о приостановлении государственной регистрации права собственности за <номер>, поскольку представленная представителем заявителя доверенность подтверждает полномочия ФИО2 действовать от имени ФИО1 по вопросу регистрации права собственности на жилой дом, расположенный по <адрес>, в то время как доверенность, подтверждающая полномочия ФИО2 действовать от имени ФИО1 по вопросу государственной регистрации права собственности на объект - помещение (квартира), расположенное по <адрес>, на государственную регистрацию не представлена.
В нарушение требований ст.333.33 Налогового кодекса РФ на государственную регистрацию представлена квитанция об уплате государственной пошлины в размере 1000 рублей, в то время как в соответствии с п.22 ч.1 ст.333.33 НК РФ за государственную регистрацию прав для физических лиц государственная пошлина составляет 2000 рублей.
Кроме того, административный ответчик указывает, что в нарушение пп.3 части 3 ст. 15 Закона о регистрации, заявителем представлено заявление на государственную регистрацию только от одной стороны договора (соглашения).
Так же указано, что в представленных правоустанавливающих документах имеются противоречия по площади жилого дома: в свидетельстве о праве на наследство по завещанию от 25.12.1999 – жилой дом состоит из строения с пристройками площадью 78,3 кв.м, в соглашении о реальном разделе жилого дома от 13.07.2018 жилой дом состоит из строения с пристройками площадью 129,9 кв.м. Увеличение общей площади здания с 78,3 кв.м до 129,9 кв.м являются реконструкцией данного объекта недвижимости. Однако в представленном на государственную регистрацию пакете документов разрешение на строительство (реконструкцию) объекта не представлено.
В целях устранения причин, препятствующих осуществлению государственной регистрации прав, рекомендовано представить в регистрирующий орган доверенность, подтверждающую представлять интересы ФИО1, заявление от второй стороны Соглашения, документы, разрешающие проведение реконструкции, а также доплатить в соответствии с законодательством государственную пошлину в размере 1000 рублей.
Осуществление действий по государственной регистрации прав приостанавливается до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца (до 02.09.2019).
Разъяснено право на обжалование решения о приостановлении осуществления государственной регистрации прав в суд в соответствии с положениями ч.12 ст.29 Закона о регистрации. Также указано, что в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав будет отказано в случае, если в течение срока приостановления не будут устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (л.д. 65-68).
07.06.2019 от представителя административного истца ФИО2 поступило заявление <номер> о приобщении дополнительных документов, а именно: квитанции на оплату государственной пошлины в размере 1000 рублей.
18.06.2019 государственным регистратором вынесено уведомление <номер> о не устранении причин, препятствующих государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав после приобщения дополнительных документов (л.д. 56).
Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области в связи с истечением срока приостановления и не устранением обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, 02.09.2019 было вынесено решение <номер> об отказе в осуществлении действий по государственной регистрации в отношении объекта, кадастровый <номер>, расположенного по <адрес>, пом.2, документы на которую были представлены с заявлением от 21.05.2019 <номер>, с связи с не устранением приведенных в данном уведомлении причин, препятствующих государственной регистрации (л.д. 55).
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
В силу части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Согласно части 5 указанной статьи пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.
На основании части 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Пунктом 2 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, соблюдены ли сроки обращения в суд.
Частью 11 названной статьи закреплено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении № 452-О-О от 19 июня 2007 года, истечение срока, в пределах которого предоставляется судебная защита лицу, право которого нарушено, является самостоятельным основанием для отказа в иске, исследование иных обстоятельств дела не может повлиять на характер вынесенного судебного решения.
При этом уважительными причинами пропуска срока для обжалования признаются такие причины, которые объективно препятствовали участнику процесса своевременно обратиться в суд с соответствующим заявлением.
В соответствии с ч.1 ст.94 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации право на совершение процессуальных действий погашается с истечением установленного настоящим Кодексом или назначенного судом процессуального срока.
Согласно части 5 статьи 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Как усматривается из материалов дела уведомление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области от 06.08.2018 <номер> об отказе в государственной регистрации права общей долевой собственности в отношении объекта недвижимости: кадастровый <номер>, расположенного по <адрес>, документы на которую были представлены с заявлением от 21.02.2018 <номер>, получено представителем ФИО1 по доверенности ФИО2 10.08.2018, о чем свидетельствует выписка из электронного журнала регистрации обращений о выдачи документов. С административным исковым заявлением в суд административный истец обратилась 09.01.2020, то есть по истечении установленного ст. 219 КАС РФ срока.
Разрешая требования истца о признании незаконным уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области от 03.06.2019 <номер> о приостановлении государственной регистрации права в отношении помещения (квартира), кадастровый <номер>, расположенного по <адрес>, документы на которую были представлены с заявлением от 21.05.2019 <номер>, в части оплаты государственной пошлины за государственную регистрацию права на недвижимое имущество в сумме 2000 рублей, суд также учитывает, что оспариваемое решение получено представителем ФИО1 по доверенности ФИО2 05.06.2019, о чем свидетельствует его собственноручная подпись на экземпляре данного уведомления, находящегося в МАУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг населения муниципального образования «Городской округ Серпухов Московской области».
Доказательств того, что, действуя разумно и добросовестно, административный истец столкнулась с обстоятельствами, препятствующими своевременному направлению административного иска в суд, и о наличии условий, ограничивающих возможность совершения соответствующих юридических действий и пропуска срока по уважительной причине, причине, по обстоятельствам, объективно исключающим возможность подачи заявления в суд в установленный срок, административным истцом не представлено.
Принимая во внимание длительность пропуска срока, учитывая отсутствие доказательств, свидетельствующих об отсутствии у ФИО1 возможности лично или через представителя обратиться в суд в установленный законом срок, основания для восстановления пропущенного срока отсутствуют.
Таким образом, разрешая спор, оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области от 06.08.2018 <номер> об отказе в государственной регистрации права общей долевой собственности в отношении объекта недвижимости: кадастровый <номер>, расположенного по <адрес>, документы на которую были представлены с заявлением от 21.02.2018 <номер>, а также уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области от 03.06.2019 <номер> о приостановлении государственной регистрации права в отношении помещения (квартира), кадастровый <номер>, расположенного по <адрес>, документы на которую были представлены с заявлением от 21.05.2019 <номер>, в части оплаты государственной пошлины за государственную регистрацию права на недвижимое имущество в сумме 2000 рублей, по причине пропуска административным истцом срока обращения в суд, поскольку о нарушении своих прав оспариваемыми решениями истцу достоверно стало известно 10.08.2018 и 05.06.2019 соответственно, а основания для восстановления срока отсутствуют.
Судом также учитывается, что ознакомившись с уведомлением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области от 03.06.2019 <номер> о приостановлении государственной регистрации права, ФИО1 07.06.2019 была представлена квитанция об оплате государственной пошлины в сумме 1000 рублей дополнительно к ранее представленной квитанции.
К заявлению о государственной регистрации прав в силу пунктов 1, 2, 3 части 4 статьи 18 Закона о государственной регистрации недвижимости прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, необходимые для государственной регистрации прав документы, в том числе документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); документы, являющиеся основанием для осуществления государственной регистрации прав; иные документы, предусмотренные данным Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Согласно части 4 статьи 15 Закона о государственной регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются по заявлению представителя лиц, указанных в частях 1-2 данной статьи, при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав приостанавливаются по основаниям, перечисленным в части 1 статьи 26 Закона № 218-ФЗ.
Если причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, названные в статье 26 указанного закона, в течение срока приостановления не устранены, то в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав (ст.27 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ).
В данном случае основанием для отказа в государственной регистрации права на основании решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области от 02.09.2019 <номер> послужили положения пп.3 ч.3, ч.4 ст.15 Закона № 218-ФЗ, а именно: не представление представителем ФИО1 нотариально удостоверенной доверенности на совершение соответствующих действий, так как в доверенности указаны полномочия на оформление права собственности на жилой дом, а полномочий на государственную регистрацию прав на объект – помещение (квартира) в доверенности отсутствуют; с заявлением на государственную регистрацию обратилась только одна сторона соглашения о разделе дома; а также отсутствие в представленном на государственную регистрацию пакете документов разрешения на строительство (реконструкцию) объекта.
В силу п.3 ч.1 ст.29 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» обязательным этапом осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав является проведение правовой экспертизы представленных документов на предмет наличия или отсутствия установленных Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно части 12 статьи 29 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и (или) отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд.
В соответствии со ст.8.1 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации. Государственная регистрация прав на имущество осуществляется уполномоченным в соответствии с законом органом на основе принципов проверки законности оснований регистрации, публичности и достоверности государственного реестра. В государственном реестре должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить объект, на который устанавливается право, управомоченное лицо, содержание права, основание его возникновения. Уполномоченный в соответствии с законом орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество, проверяет полномочия лица, обратившегося с заявлением о государственной регистрации права, законность оснований регистрации, иные предусмотренные законом обстоятельства и документы, а в случаях, указанных в пункте 3 настоящей статьи, также наступление соответствующего обстоятельства.
Как отмечено в Определении Конституционного Суда РФ от 5 июля 2001 года № 132-О, государственная регистрация - как формальное условие обеспечения государственной, в том числе судебной, защиты прав лица, возникающих из договорных отношений, объектом которых является недвижимое имущество, - призвана удостоверить со стороны государства юридическую силу соответствующих правоустанавливающих документов.
На государственную регистрацию представлено заявление от ФИО2, действующего от имени ФИО1 на основании доверенности от 09.02.2018, удостоверенной нотариусом Серпуховского нотариального округа Московской области 09.02.2018, реестровый <номер>, в соответствии с которой ФИО2 уполномочен быть представителем ФИО1 в органах, осуществляющих государственную регистрацию недвижимого имущества и сделок с ним в соответствии со ст.131 ГК РФ по вопросу регистрации права собственности на жилой дом, находящийся по <адрес>, для чего предоставлено право представлять и получать справки, удостоверения, документы и дубликаты во всех организациях и учреждениях…, с правом поставить указанную недвижимость на кадастровый учет, регистрировать все необходимые документы в органах, осуществляющих государственную регистрацию недвижимого имущества и сделок с ним в соответствии со ст.131 ГК РФ.
В соответствии с ч.1 ст.185 Гражданского кодекса Российской Федерации доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами.
Доверенность на совершение сделок, требующих нотариальной формы, на подачу заявлений о государственной регистрации прав или сделок, а также на распоряжение зарегистрированными в государственных реестрах правами должна быть нотариально удостоверена, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Учитывая вышеприведенные правовые нормы, суд соглашается с позицией административный ответчик об отсутствии у представителя ФИО1 - ФИО2 в соответствии с представленной нотариальной удостоверенной доверенностью полномочий на государственную регистрацию права собственности на объект - помещение (квартира), кад. <номер>, расположенного по <адрес>, поскольку ФИО1 указала в данной доверенности конкретный объект – жилой дом, расположенный по <адрес>. Таким образом, предоставление права на осуществление действий именно в отношении указанной недвижимости, равно как и отсутствие полномочий государственного регистратора по установлению фактического волеизъявления доверителя на совершение ее представителем действий относительно иного объекта - помещение (квартира), кад. <номер>, расположенного по <адрес>, являлись препятствием для проведения государственной регистрации прав, что обоснованно повлекло приостановление.
На государственную регистрацию права собственности, в качестве правоустанавливающего документа представлено Соглашение о реальном разделе жилого дома от 13.07.2018, заключенное между М и ФИО1 Административный ответчик указывает, что в нарушении пп.3 части 3 статьи 15 Закона о регистрации на государственную регистрацию подано заявление только от одной стороны - ФИО1
Согласно пункту 2 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки.
В силу пункта 3 части 3 статьи 15 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав без одновременного государственного кадастрового учета осуществляется по заявлению сторон договора - при государственной регистрации договора и (или) права, ограничения права или обременения объекта недвижимости, возникающих на основании такого договора, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Таким образом, обратиться за государственной регистрацией права должны обе стороны договора. Если же договор удостоверен нотариально, заявление может подать как одна из сторон, так и нотариус, который его удостоверил (п.п. 3, 5 ч.3 ст.15 Закона о государственной регистрации недвижимости).
Пунктом 2 части 8 статьи 41 Закона № 218-ФЗ предусмотрено, что основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на образуемые объекты недвижимости соответственно являются соглашение о разделе объекта недвижимости - при разделе объекта недвижимости, находящегося в общей собственности нескольких лиц, а если право на такой объект недвижимости не зарегистрировано в ЕГРН, то правоустанавливающий документ на исходный или измененный объект недвижимости.
Административный ответчик указал, что документом, удостоверяющим выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструируемого, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации, является разрешение на строительство и ввод объекта в эксплуатацию. В представленных аадминистративным истцом на государственную регистрацию правоустанавливающих документах имеются противоречия в площади жилого дома. В свидетельстве о праве на наследство по завещанию от 25.12.1999 - жилой дом состоит из строения с пристройками площадью 78,3 кв.м., в соглашении о реальном разделе жилого дома от 13.07.2018 жилой дом состоит из строения с пристройками площадью 129,9 кв.м. Таким образом, увеличение общей площади здания с 78,3 кв.м. до 129.9 кв.м, является реконструкцией данного объекта недвижимости.
В уведомлении от 03.06.2019 о приостановлении государственной регистрации права административным ответчиком указано также на не представление ФИО1 в представленном на государственную регистрацию пакете документов разрешения на строительство (реконструкцию) объекта.
Однако указанная причина не может являться основанием для приостановления, либо отказа государственной регистрации, поскольку с 4 августа 2018 года утратили силу части 9-9.2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, предусматривающие обязанность по получению разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства.
Согласно пункту 1.1 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства.
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не требуется в случае, если в соответствии с частью 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации для строительства или реконструкции объекта не требуется выдача разрешения на строительство (часть 15 статьи 55 Градостроительного кодекса в редакции Федерального закона № 340-ФЗ).
При устранении причин, послуживших основанием для приостановления государственной регистрации права административного истца на заявленный объект недвижимости, в регистрирующий орган 07.06.2019 была дополнительно представлена только квитанция об оплате государственной пошлины в сумме 1000 рублей.
Представленные административным истцом документы не устраняли полностью причины приостановления осуществления государственной регистрации права собственности в отношении объекта кадастровый <номер>, расположенного по <адрес>, документы на которую были представлены с заявлением от 21.05.2019 <номер>, в связи с чем по истечении срока приостановления государственной регистрации права было принято решение об отказе
Оспариваемое административным истцом решение принято в соответствии с положениями Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», которым предусмотрен порядок оформления заявления о государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не был соблюден административным истцом.
В ходе рассмотрения административного дела судом установлено, что порядок принятия решения от 02.09.2019 <номер> об отказе в государственной регистрации права собственности по заявлению ФИО1, документы на которую были представлены с заявлением от 21.05.2019 <номер>, соблюден, решение принято уполномоченным органом, нарушений требований закона при его принятии не установлено.
В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для признания решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, должностного лица незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов административного истца.
Поскольку совокупность оснований для признания незаконными оспариваемого решения административного ответчика при рассмотрении настоящего административного дела не установлена, так как не усматривается несоответствие решения закону или иному нормативному правовому акту, а ссылка на отсутствие разрешения на строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства при наличии иных причин, послуживших основанием для приостановления осуществления государственной регистрации права, которые не были устранены, не может являться основанием для признания оспариваемого решения незаконным, в связи с чем суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск ФИО1 о признании незаконными:
- решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области от 06.08.2018 <номер> об отказе в государственной регистрации права общей долевой собственности в отношении объекта недвижимости: кадастровый <номер>, расположенного по <адрес>, документы на которую были представлены с заявлением от 21.02.2018 <номер>;
- уведомления о приостановлении государственной регистрации права в отношении помещения (квартира), кадастровый <номер>, расположенного по <адрес>, документы на которую были представлены с заявлением от 21.05.2019 <номер>, в части оплаты государственной пошлины за государственную регистрацию права на недвижимое имущество в сумме 2000 рублей;
- отмене решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области от 02.09.2019 <номер> об отказе в государственной регистрации права собственности в отношении объекта недвижимости: кадастровый <номер>, расположенного по <адрес>, документы на которую были представлены с заявлением от 21.05.2019 <номер>;
обязании произвести государственную регистрацию право собственности ФИО1 на помещения с кадастровым <номер> расположенные по <адрес>, – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Серпуховский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: И.С. Фетисова
Мотивированное решение составлено 17 августа 2020 года