ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-185/20 от 29.01.2021 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

УИД 27OS0000-01-2020-000248-30

Дело № 3а-9/2021

ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

29 января 2021 года город Хабаровск

Хабаровский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Е.А.Бузыновской,

при секретаре Е.А.Безуглой,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Элемент ДВ» к Управлению Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю, министерству имущественных отношений Хабаровского края об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости,

у с т а н о в и л:

ООО «Элемент ДВ» в административном исковом заявлении, предъявленном к министерству имущественных отношений Хабаровского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю, оспаривает кадастровую стоимость объекта недвижимости – здания, площадью 3493,4 кв.м., находящегося по адресу: <адрес>, кадастровый . Обосновывая свои требования, административный истец сослался на то, что является собственником этого объекта, и, в соответствии с Налоговым кодексом РФ, обязан платить налог на имущество юридических лиц, налоговая база которого определяется как кадастровая стоимость объекта налогообложения. Кадастровая стоимость здания утверждена приказом Министерства имущественных отношений Хабаровского края от 11.11.2019 №103 по состоянию на 01.01.2019 года в размере 78 232 046,76 рублей, о чем в Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения 10.02.2020 года. Отчетом об оценке №90/Н/2020 рыночная стоимость объекта недвижимости по состоянию на 01.01.2019 года определена в размере 48 632 925 рублей. Административный истец просит установить кадастровую стоимость объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.

Определением суда от 02.12.2020 года к участию в деле привлечено заинтересованное лицо Правительство Хабаровского края.

В судебном заседании представитель административного истца ООО «Элемент ДВ» Жолобова С.С. поддержала заявленные требования, в обоснование которых сослалась на те же обстоятельства, что изложены в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика министерства имущественных отношений Хабаровского края Гладков Е.С. в судебном заседании не возражал против удовлетворения требований административного истца.

Представители административного ответчика Управления Росреестра по Хабаровскому краю и заинтересованного лица Правительства Хабаровского края, уведомленные о времени и месте проведения судебного заседания, в суд не явились. Исходя из положений частей 8, 9 статьи 96, статьи 150, части 6 статьи 226, части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства РФ, и учитывая, что неявившиеся лица не просили об отложении слушания дела, их явка не признана обязательной и не препятствует рассмотрению и разрешению по существу административного дела, суд провел судебное заседание в их отсутствие.

В письменных возражения представитель Правительства Хабаровского края просил отказать в удовлетворении административного иска, ссылаясь на то, что представленный отчет об оценке не соответствует федеральным стандартам оценки. В составленном 02.11.2020 года отчете указано, что оценщик произвел осмотр объекта оценки 02.05.2018 года, тогда как сам договор на проведение оценки с административным истцом был заключен только 07.05.2020 года. Эти сведения противоречат требованиям пункта 5 ФСО № 7. Применяя затратный подход к оценке, оценщик в нарушение пункта 24 ФСО № 7, определил рыночную стоимость объекта капитального строительства без учета стоимости земельного участка, на котором этот объект находится. Также представитель Правительства Хабаровского края, что этот орган не является заинтересованным лицом в данном деле. Полномочия по исполнению краевого бюджета реализуются через финансовый орган – министерство финансов Хабаровского края, являющегося распорядителем денежных средств. Также учет интересов края в рассматриваемом деле обеспечен участием одного из органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации - министерством имущественных отношений Хабаровского края.

Заслушав объяснения лиц, участвовавших в судебном заседании, исследовав представленные сторонами письменные доказательства, суд пришел к следующим выводам.

Согласно материалам административного дела с 28.06.2012 года на кадастровый учет поставлен объект недвижимости, кадастровый , назначение - нежилое, наименование – торговый центр, площадью 3493,4 кв.м, количество этажей 1, адрес (местоположение): <адрес>. Право собственности с 28.09.2009 года зарегистрировано за ООО «Элемент ДВ».

Согласно части 1 статьи 372 Налогового кодекса РФ налог на имущество организаций устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 375, пунктом 1 части 1, части 2 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ налоговая база в отношении некоторых видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, к которым относятся и административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них, определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода. Закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результата определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

Законом Хабаровского края от 10.11.2005 года № 308 «О региональных налогах и налоговых льготах в Хабаровском крае» с 1 января 2006 года введен налог на имущество организаций. Законом установлено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 2 000 квадратных метров и помещений в них, включенных в соответствии со статьей 378.2 части второй Налогового кодекса РФ в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (пункт 3 статьи 1.1).

Приказом министерства имущественных отношений Хабаровского края от 11.11.2019 года № 103 (принятом в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке») утверждены результаты определения кадастровой стоимости по состоянию на 01.01.2019 года, полученные по итогам проведения государственной кадастровой оценки объектов недвижимости на территории Хабаровского края, в том числе объекта недвижимости с кадастровым номером 27:23:0030201:264 - в размере 78 232 046,76 рублей (Таблица 60, строка 592461). Приказ вступил в силу с 01 января 2020 года.

В Единый государственный реестр недвижимости сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером внесены 10.02.2020 года.

Приказом министерства сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Хабаровского края от 19.12.2019 года № 264 определен на 2020 год перечень недвижимого имущества - торговых центров (комплексов) и помещений в них, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. В этот Перечень включен объект с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес> (порядковый ).

В соответствии с порядком, установленным Федеральным законом от 03.07.2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее по тексту - Закон о государственной кадастровой оценке), результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц (части 1 и 7 статьи 22).

Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства. Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости (статьи 2, 3 Закона о государственной кадастровой оценке).

Являясь плательщиком налога на имущество организаций, налоговая база которого определяется как кадастровая стоимость объекта налогообложения, ООО «Элемент ДВ» имеет самостоятельный правовой интерес в оспаривании кадастровой стоимости находящегося в его собственности объекта капитального строительства, и вправе обратиться в суд с таким требованием.

Административное исковое заявление об оспаривании результатов кадастровой стоимости было подано ООО «Элемент ДВ» в суд 30.11.2020 года.

Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта недвижимости.

Как указано в пункте 3 Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 года № 254, отчет об оценке представляет собой документ, содержащий сведения доказательственного значения, составленный в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе настоящим Федеральным стандартом оценки, нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Общие требования к содержанию отчета об оценке объекта оценки изложены в статье 11 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», определяющего правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам, для целей совершения сделок с объектами оценки, а также для иных целей.

Оценка рыночной стоимости объекта недвижимости – здания, площадью 3493,4 кв.м., находящегося по адресу<адрес>, кадастровый , по заказу ООО «Элемент ДВ» произведена оценщиком ООО «ОЦЕНКА-ПАРТНЕР» Демьяненко Ю.А. (имеет квалификационный аттестат по направлению оценочной детальности «Оценка недвижимости», с 20.01.2015 года является членом Ассоциации «Саморегулируемая организация оценщиков «Экспертный совет», регистрационный ), о чем 01.09.2020 года подготовлен отчет № 90/Н/2020.

Изучив содержание отчета об оценке, суд приходит к выводу, что он соответствует требованиям, установленным статьей 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и ФСО № 3. В нем указаны: дата составления и порядковый номер; основание для проведения оценщиком оценки объекта оценки; сведения о заказчике оценки и об оценщике, проводившем оценку, фамилия, имя, отчество, номер контактного телефона, почтовый адрес, адрес электронной почты, и сведения о членстве оценщика в саморегулируемой организации оценщиков; цель оценки. Отчет пронумерован постранично, прошит, скреплен печатью, подписан оценщиком, который провел оценку, и руководителем юридического лица, с которым оценщик состоит в трудовых отношениях. Рыночная стоимость объекта капитального строительства с кадастровым номером 27:223:0030201:264 определялась по состоянию на 01.01.2019 года - на эту же дату определена кадастровая стоимость объекта недвижимости, что соответствует требованиям части 7 статьи 22 Закона о государственной кадастровой оценке.

Итоговая стоимость объекта оценки определяется путем расчета стоимости объекта оценки при использовании подходов к оценке и обоснованного оценщиком согласования (обобщения) результатов, полученных в рамках применения различных подходов к оценке. Подход к оценке представляет собой совокупность методов оценки, объединенных общей методологией. Метод оценки -это последовательность процедур, позволяющая на основе существенной для данного метода информации определить стоимость объекта оценки в рамках одного из подходов к оценке (пункты 6, 7 Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки. Подходы и требования к проведению оценки 1(ФСО № 1)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 года № 256).

Оценщик имеет право самостоятельно применять методы проведения оценки объекта оценки в соответствии со стандартами оценки (статья 14 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

Основными подходами, используемыми при проведении оценки, являются сравнительный, доходный и затратный подходы. При выборе используемых при проведении оценки подходов следует учитывать не только возможность применения каждого из подходов, но и цели и задачи оценки, предполагаемое использование результатов оценки, допущения, полноту и достоверность исходной информации. На основе анализа указанных факторов обосновывается выбор подходов, используемых оценщиком (пункт 11 ФСО № 1).

Подпункт «и» пункта 8 ФСО № 3 устанавливает, что в отчете должно быть описано обоснование выбора используемых подходов к оценке и методов в рамках каждого из применяемых подходов, приведена последовательность определения стоимости объекта оценки, а также приведены соответствующие расчеты.

В отчете об оценке от 02.11.2020 года № 90/Н/2020 указано, что для определения рыночной стоимости объекта оценки оценщик использовал затратный подход, в рамках которого применил метод сравнительной единицы, прейдя к выводу, что он является наиболее сбалансированным по трудозатратам и точности расчетов, дает хорошие результаты в том случае, когда дата создания объекта оценки близка к дате создания типового проекта, когда отличия аналога и объекта оценки минимальны. Отказ от использования сравнительного и доходного подходов, и иных методов в рамках затратного подхода, в отчете подробно обоснован (страницы 70-80 отчета).

Как указано в пункте 24 ФСО № 7 при применении затратного подхода оценщик учитывает следующие положения: а) затратный подход рекомендуется применять для оценки объектов недвижимости - объектов капитального строительства, но не их частей, например жилых и нежилых помещений; б) затратный подход целесообразно применять для оценки недвижимости, если есть возможность корректной оценки функционального и внешнего (экономического) устареваний объектов капитального строительства; в) его рекомендуется использовать при низкой активности рынка, когда недостаточно данных, необходимых для применения сравнительного и доходного подходов к оценке, а также для оценки недвижимости специального назначения и использования, в отношении которой рыночные данные о сделках и предложениях отсутствуют.

В общем случае стоимость объекта недвижимости, определяемая с использованием затратного подхода, рассчитывается в следующей последовательности: - расчет затрат на создание (воспроизводство или замещение) объектов капитального строительства; - определение прибыли предпринимателя; -определение износа и устареваний; - определение стоимости объектов капитального строительства путем суммирования затрат на создание этих объектов и прибыли предпринимателя и вычитания их физического износа и устареваний (подпункт «г» пункта 24 ФСО №7).

Затраты на создание объектов капитального строительства определяются как сумма издержек, входящих в состав строительно-монтажных работ, непосредственно связанных с созданием этих объектов, и издержек, сопутствующих их созданию, но не включаемых в состав строительно-монтажных работ. Для целей оценки рыночной стоимости недвижимости величина прибыли предпринимателя определяется на основе рыночной информации методами экстракции, экспертных оценок или аналитических моделей с учетом прямых, косвенных и вмененных издержек, связанных с созданием объектов капитального строительства. Величина износа и устареваний определяется как потеря стоимости недвижимости в результате физического износа, функционального и внешнего (экономического) устареваний. При этом износ и устаревания относятся к объектам капитального строительства, относящимся к оцениваемой недвижимости (подпункты «ж», «з», «и» пункта 24 ФСО №7).

По результатам исследования документов (технического паспорта, выписки из ЕРГН об основных характеристиках объекта, отчета по результатам обследования технического состояния строительных конструкций здания, выполненного ЗАО «Исследования в строительстве» от 11.03.2013 года) и визуального осмотра объекта, оценщик установил, что объект оценки является отдельно стоящим одноэтажным каркасным (сборным) сооружением типовой конструкции с температурным деформационным швом в средней части. Постройка 1976 года, первоначально использовавшаяся как склад металла (ж/д пути заходили непосредственно в здание в осях 2-3), впоследствии переоборудованного под склад мебели. Конструкция здания включает в себя следующие элементы: фундаменты -монолитные железобетонные ростверки с подколонниками различной высоты на 6 (8) висячных сваях 300*300 мм; типовые сборные железобетонные колонны рядовые переменного сечения (двухветвевые до подкрановых балок) с шагом 12 м и фахверховые (по торцам) с шагом 6 и 12 м; типовые сборные железобетонные фермы полиганального очертания пролетом 24 м; типовые сборные железобетонные плиты покрытия марки ПКЖ 3*12 м; типовые сборные навесные керамзитобетонные стеновые панели с доборными элементами и кирпичными вставками; типовые сборные железобетонные подкрановые балки и вертикальные металлические связи колонн; металлические рамы заполнения светопрозрачных проемов, кровельное покрытие. В процессе эксплуатации сооружения выполнялись текущие ремонты (в основном кровли), оборудовались и разбирались встроенные и пристроенные помещения, устанавливалось им демонтировалось технологическое оборудование (фундаменты под оборудование), инженерные коммуникации. Общее первоначальное качество строительных конструкций заводского изготовления (сборных железобетонных изделий, металлоконструкций) оценивается как хорошее, качество монолитных бетонных работ, кладочных работ и работ по монтажу конструкций, а также работ производимых в процессе эксплуатации сооружения оценивается как низкое. По конструктивным элементам объект отнесен к классу КС-4 (железобетон в каркасных системах), класса Е – economy. По данным технического паспорта по состоянию на 30.01.2019года величина физического износа объекта составляла 24%.

Исходя из того, что объект-аналог первоначально был спроектирован как склад материалов со всеми особенностями устройства таких цехов, оценщик принял решение рассматривать в качестве объекта-аналога объект складского назначения. В качестве аналога при расчете восстановительной и действительной стоимости здания и его частей (указанных в разделе VIII технического паспорта) использованы данные по аналогу, приведенному в Сборнике 1:«Здания и сооружения предприятий черной металлургии»-Отдел 1:«Здания и сооружения металлургических заводов» - 3: Прокатные цехи-Таблица 1.65 «Склады готовой продукции прокатных цехов». В качестве аналога использован типовой объект из Сборника КО-ИНВЕСТ «Складские здания и сооружения. Укрупненные показатели стоимости строительства. В уровне цен на 01.01.2017 года для условий строительства в Московской области», раздел 3.4 «Машиностроение», а именно С3.04.000.0017 «Склад оборудования и материалов», класс качества – эконом.

Исходя из того, что объект-аналог имеет некоторое несоответствие объекту оценки по объемно-планировочным и конструктивным параметрам, регионально-экономическим, природно-климатическим и местным условиям осуществления строительства, оценщик внес ряд поправок: на разницу в высоте этажа – 1,89 руб./куб.м.; «регионально-климатическая» – 1,086; «регионально-экономическая» (изменение цен в строительстве с 01.01.2017 года на 01.01.2019 года, уровень цен в Московской области к уровню цен в Хабаровском крае на тот же период времени) – 1,090.

Величина прибыли предпринимателя определена оценщиком по данным Справочника оценщика недвижимости-2018 «Офисно-торговая недвижимость и сходные типы объектов. Текущие и прогнозные характеристики рынка для доходного подхода», составленного Приволжским центром методического формирования и информационного обеспечения оценки, Нижний Новгород 2018 год. Среднее значение прибыли предпринимателя при инвестициях в строительство объектов (офисно-торговые объекты свободного назначения) составляет 17,9%, при диапазоне от 12,7% до 23%.

Расчет стоимости строительства объекта-аналога произведен с помощью сборника КО-ИНВЕСТ «Складские здания и сооружения. В ценах 01.01.2017 года», исходя из справочного показателя стоимости 1 куб. – 1 618,05 рублей (страница 69 справочника), с учетом внесенных поправок, с учетом показателей индексов удорожания СМР за период с 01.01.2011 года по 01.01.2019 года, значения прибыли предпринимателя. Стоимость затрат на строительство на 01.01.2019 года, по расчету оценщика, составила 111 671 470 рублей (страницы 81-91, таблицы15, 16 отчета).

Оценщик определил величину физического износа на основании данных о технических и физических характеристиках объекта оценки, представленных в документах об объекте. Определяя физический износ методом хронологического возраста, оценщик пришел к выводу, что он равен величине 28.29%, что в стоимостном выражении составляет 31 592 594 рубля.

В отношении объекта оценки признаки функционального устаревания не выявлены.

Экономическое устаревание, которое выражается в снижении функциональной пригодности недвижимости, вызванном внешними по отношению к ней негативными факторами (общим упадком района, неудачным местоположением объекта и т.д.) оценщик определял методом базовых ставок арендной платы за пользование земельными участками. Для расчета экономического износа оценщик использовал информацию, имеющуюся в решение Хабаровской городской Думы от 28.03.2000 года № 413 « Об утверждении границ оценочных зон города Хабаровска и коэффициентов дифференциации к средней ставке земельного налога по этим зонам», постановление администрации г.Хабаровска от 24.11.2016 года № 4279 «Об утверждении базовых размеров арендной платы на 2017. 2018 и 2019 годы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности». По его расчету экономическое устаревание, вызванное месторасположением объекта оценки, составило 39,27%.

Используя полученные значения, оценщик определил итоговую рыночную стоимость объекта оценки - торгового центра, нежилого, площадью 3493,4 кв.м., находящегося по адресу: <адрес>, кадастровый , по состоянию на 01.01.2019 года в размере 48 632 925 рублей.

Содержание отчета об оценке от 02.11.2020 года № 90/Н/2020 позволяет сделать вывод, что он подготовлен лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований, и содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости объекта оценки. Оценщиком проанализированы необходимые факторы, оказывающие влияние на его рыночную стоимость. Содержащиеся в отчете сведения дают надлежащее представление об исходных данных, положенных в основу расчетов, и методах, применяемых в произведенных расчетах.

Довод заинтересованного лица Правительства Хабаровского края о наличии нарушений пункта 24 ФСО №7, допущенных оценщиком, выразившихся в определении рыночной стоимости объекта оценки без учета стоимости земельного участка, на котором здание находится, суд не принимает во внимание, считая его несостоятельным.

Федеральный стандарт оценки «Оценка недвижимости (ФСО № 7)», утвержденных приказом Минэкономразвития России от 25.09.2014 года № 611, определяет (пункт 4), что для целей настоящего Федерального стандарта объектами оценки могут выступать объекты недвижимости - застроенные земельные участки, незастроенные земельные участки, объекты капитального строительства, а также части земельных участков и объектов капитального строительства, жилые и нежилые помещения, вместе или по отдельности, с учетом связанных с ними имущественных прав, если это не противоречит действующему законодательству. Для целей настоящего Федерального стандарта объектами оценки могут выступать доли в праве на объект недвижимости.

В соответствии с подпунктом «г» пункта 24 ФСО № 7 при затратном подходе в общем случае стоимость объекта недвижимости определяется как сумма стоимости прав на земельный участок и стоимости объектов капитального строительства.

Федеральный стандарт оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСО №4), утвержденный приказом Минэкономразвития России от 22.10.2010 года № 508, являющийся обязательным к применению при определении кадастровой стоимости, предусматривает (пункты 3, 5), что кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, без учета иных, кроме права собственности, имущественных прав на данный объект недвижимости. При определении кадастровой стоимости объектами оценки являются объекты недвижимости, сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости на дату проведения оценки.

Задачей оценки нежилого здания с кадастровым номером проводимой оценщиком, являлась оценка не в общем случае, когда определяется рыночная стоимость имущественного комплекса (в состав которого входит объект капитального строительства и находящийся под ним земельный участок), а оценка рыночной стоимости объекта недвижимости для оспаривания утвержденной кадастровой стоимости. А кадастровая стоимость была утверждена только в отношение объекта самостоятельного кадастрового учета (исходя из сведений, содержащихся в ЕГРН на дату проведения оценки) - объекта капитального строительства, без учета стоимости находящегося под ним земельного участка.

Согласно содержащимся в ЕГРН сведениям нежилое здание с кадастровым номером поставлено на кадастровый учет как самостоятельный объект. Оценщик, исходя из цели и задачи кадастровой оценки, обоснованно определил рыночную стоимость объекта капитального строительства без учета стоимости земельного участка, на котором размещен объект оценки.

Указание представителя заинтересованного лица на то, что осмотр объекта оценки был произведен 02.05.2018 года, тогда как сам договор на проведение оценки с административным истцом был заключен лишь 07.05.2020 года, а отчет был составлен 02.11.2020 года, не заслуживает внимания, так как эта опечатка на странице 12 отчета не влияет на правильность вывода оценщика о рыночной стоимости объекта недвижимости. Из отчета следует, что договор на проведение оценки заключен 07.05.2020 года; дата определения стоимости объекта оценки – 01.01.2019 года; срок проведения оценки – до 02.11.2020 года.

В силу статьей 2, 12 Федерального закона от 29.06.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Доказательства недостоверности отчета об определении рыночной стоимости объекта оценки, лицами, участвующими в деле, не представлено, нарушений при составлении отчета, которые могут существенно повлиять на размер рыночной стоимости объекта капитального строительства – торгового центра, в судебном заседании не установлено, поэтому суд считает, что рыночная стоимость объекта оценки определена в соответствии с требованиями Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». При таком положении заявленные административным истцом требования суд признает обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Доказательства, которые опровергали бы рыночную стоимость объекта капитального строительства, заявленную истцом и подтвержденную отчетом об оценке, и свидетельствовали бы об ином размере рыночной стоимости этого объекта, административными ответчиками и заинтересованным лицом не представлены. Ходатайство о назначении судебной экспертизы для определения рыночной стоимости объекта недвижимости этими лицами не заявлено. А, исходя из положений статьи 14 Кодекса административного судопроизводства РФ, которая предусматривает, что административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, и статей 62, части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства РФ, обязанность доказывать несоответствие заявленной административным истцом рыночной стоимости объектов оценки лежит на административных ответчиках.

Согласно статье 18 Закона о государственной кадастровой оценке, в случае изменения кадастровой стоимости в порядке, установленном статьей 22 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января года, в котором в суд или комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости подано заявление об оспаривании, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

С заявлением о пересмотре кадастровой стоимости ООО «Элемент ДВ» обратилось в суд 30.11.2020 года, сведения об оспариваемой кадастровой стоимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости 10.02.2020 года, следовательно, установленная судом кадастровая стоимость действует с 10.02.2020 года.

Мнение Правительства края, что оно не является заинтересованным лицом в рассматриваемом деле, не учитывается судом.

Как установлено частью 1 статьи 56 Бюджетного кодекса РФ доходы от налога на имущество организаций подлежат зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации - по нормативу 100 процентов.

В соответствии с положениями части 1 статьи 125 Гражданского кодекса РФ, от имени субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В части 1 статьи 1, пунктах 2, 3, 5 части 2 статьи 16 Закона Хабаровского края от 27.11.2001 года № 349 «О Правительстве Хабаровского края», статьи 36.1, пунктах 2, 3 статьи 37.1 Устава Хабаровского края, принятого постановлением Хабаровской краевой Думы от 30.11.1995 года № 150, указано, что Правительство края является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Хабаровского края. Правительство края разрабатывает для представления Губернатором края в Думу проект краевого бюджета и отчет об его исполнении, а также обеспечивает исполнение краевого бюджета и готовит отчет об исполнении краевого бюджета, ежегодные отчеты о результатах деятельности Правительства края, сводный годовой доклад о ходе реализации и об оценке эффективности государственных программ Хабаровского края, ежегодные отчеты о ходе исполнения плана мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития Хабаровского края для представления их Губернатором края в Думу. Правительство края в соответствии с действующим законодательством реализует на территории края полномочия края в области финансов, бюджетной и налоговой политики.

Правительство Хабаровского края является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Хабаровского края, обеспечивающим проведение единой финансовой политики края Оно осуществляет функции по организации исполнения бюджета Хабаровского края, одной из основных задач которой является разработка основных направлений и осуществление бюджетно-финансовой и налоговой политики края. Размер утвержденного кадастровой стоимости объекта недвижимости влияет на размер налоговых поступлений в бюджет края, а, следовательно, на разработку основных направлений бюджетно-финансовой и налоговой политики края.

Руководствуясь статьями 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

р е ш и л:

Административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Элемент-ДВ» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости, кадастровый , назначение – нежилое, наименование – торговый центр, площадь 3493,4 кв.м., адрес (местоположение<адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2019 года в размере 48 632 925 рублей.

Дата обращения с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости 30 ноября 2020 года.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в суд апелляционной инстанции – судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции, путем полдачи апелляционной жалобы через Хабаровский краевой суд.

Решение в окончательной форме принято 03 февраля 2021 года.

Судья краевого суда Е.А. Бузыновская