ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-322/2021 от 29.11.2021 Верховного Суда Чувашской Республики (Чувашская Республика)

Административное дело № 3а-322/2021

21OS0000-01-2020-000240-26

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

29 ноября 2021 года г.Чебоксары

Верховный Суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Евлогиевой Т.Н.

при секретаре Львовой Е.В.,

с участием:

прокурора Михайловой Я.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Васильевой Ларисы Михайловны, Григорьевой Тамары Петровны, Романовой Тамары Ивановны, Арефьевой Антонины Михайловны, Егорова Анатолия Андреевича, Зотова Сергея Борисовича, Медведева Вячеслава Владимировича, Ивукова Константина Александровича, Пархейкина Михаила Николаевича, Капраловой Ларисы Геннадьевны, Балашенкова Алексея Николаевича, Лесникова Игоря Юрьевича к Главе Чувашской Республики о признании недействующими в части Указа №93 от 29.06.2021 и Указа №166 от 20.06.2020,

установил:

30 января 2020 г. по решению Всемирной организации здравоохранения эпидемиологической ситуации, вызванной вспышкой новой коронавирусной инфекции (COVID-2019), присвоен уровень международной опасности, объявлена чрезвычайная ситуация в области общественного здравоохранения, имеющая международное значение.

Данный термин в Международных медико-санитарных правилах определяется как экстраординарное событие, представляющее риск для здоровья населения в других государствах в результате международного распространения болезни и могущее потребовать координированных международных ответных мер.

Ввиду дальнейшего развития вспышки заболевания государства-члены Всемирной организации здравоохранения должны предусмотреть варианты предотвращения проникновения болезни на новые территории или сокращения передачи вируса от человека человеку на тех территориях, где уже имеет место распространение COVID-19. К числу мер, которые для достижения этих целей могут быть приняты системой общественного здравоохранения, относится ограничение передвижения и отделение здоровых граждан, возможно подвергавшихся воздействию вируса, от остального населения в целях наблюдения за симптомами и раннего выявления случаев заболевания. Ограничения должны вводиться в рамках комплексного пакета мер реагирования системы общественного здравоохранения и мер сдерживания распространения заболевания в соответствии с нормами Международных медико-санитарных правил.

11 марта 2020 г. ситуация признана пандемией.

Согласно Указу № 206 от 25 марта 2020 года Президентом Российской Федерации в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации и в соответствии со статьей 80 Конституции Российской Федерации установлены с 30 марта по 3 апреля 2020 г. нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы, а в дальнейшем Указом № 239 от 2 апреля 2020 года в пункте 2 предписано высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий.

Начиная с 1 апреля 2020 г. распространение заболевания, представляющего опасность для окружающих, включено законодателем в число обстоятельств, которые влекут возможность возникновения чрезвычайной ситуации.

Указами Президента Российской Федерации №294 от 28 апреля 2020 года, №316 от 11 мая 2020 года продлено действие мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19).

В связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) 28 марта 2020 года на территории Чувашской Республики Главой Чувашской Республики были приняты Указ №84 «О дополнительных мерах по снижению риска распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)» (утративший к настоящему времени силу), Указ от 3 апреля 2020 года № 92 «О комплексе ограничительных и иных мероприятий по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Чувашской Республики». Последний (Указ №92 от 3 апреля 2020 года) признан утратившим силу в связи с изданием Указа от 20 июня 2020 года № 166 «О мерах, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Чувашской Республики».

29 июня 2021 года Главой Чувашской Республики принят Указ №93 «О внесении изменений в Указ Главы Чувашской Республики от 20 июня 2020 года № 166».

Васильева Л.М., Григорьева Т.П., Романова Т.И., Арефьева А.М., Егоров А.А., Зотов С.Б., Медведев В.В., Ивуков К.А., Пархейкин М.Н., Капралова Л.Г., Балашенков А.Н., Лесников И.Ю. обратились в Верховный Суд Чувашской Республики с административным исковым заявлением, в котором просили признать недействующим в части с момента опубликования Указ Главы Чувашской Республики от 29 июня 2021 года №93 «О внесении изменений в Указ Главы Чувашской Республики от 20 июня 2020 года № 166».

Требования мотивированы тем, что 29 июня 2021 года Главой Чувашской Республики Николаевым О.А. издан Указ № 93, которым внесены изменения в пункт 5.1 Указа от 20 июня 2020 года № 166 в той части, что названными изменениями внесены ограничения для посещения гражданами объектов общественного питания, в которых у всех работников, посетителей и иных лиц, находящихся в помещениях объектов общественного питания (за исключением лиц, не достигших возраста 18 лет) есть наличие одного из следующих документов:

-сертификата о прохождении вакцинации от COVID-19, полученного с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) (https://www.gosuslugi.ru) либо в мобильном приложении "Госуслуги СТОП Коронавирус", в электронном или распечатанном виде и документа, удостоверяющего личность такого гражданина;

-документа, подтверждающего отрицательный результат лабораторного исследования материала на COVID-19 методом полимеразной цепной реакции (ПЦР), отобранного не ранее чем за 3 календарных дня до предъявления, в электронном или распечатанном виде и документа, удостоверяющего личность такого гражданина.

Административные истцы полагают, что Указ №93 в оспариваемой части противоречит Конституции Российской Федерации, федеральным законам, содержит дискриминационные нормы, умаляющие и унижающие личность человека, ограничивающие его права и свободы. Введенная норма разделает людей на лиц, прошедших вакцинацию от заболевания COVID-2019, обладающих всеми гражданскими правами, и на лиц, не прошедших вакцинацию, и ограниченных в правах, при том, что сама вакцинация не гарантирует от заражения заболеванием.

На территории Чувашской Республики Правительством Российской Федерации не вводился режим чрезвычайного положения, а Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации не вводился карантин, в связи с чем Указ, ограничивающий права граждан Чувашии, принят Главой Чувашской Республики за пределами предоставленных федеральными законами «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» полномочий. Указ в оспариваемой части не имеет пределов срока действия.

Административные истцы полагают, что Указ № 93 противоречит ст.ст.18,21,55,56 Конституции Российской Федерации, ст.11, 11.1 Федерального закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», ст.ст.5.1, 6 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

В связи с этим, административные истцы полагают, что Указ № 93 в оспариваемой его части с момента его принятия является незаконным, как принятый за пределами предоставленных законом полномочий, что является существенным нарушением действующего законодательства.

Положения ч. ч. 4 - 6 ст. 213 КАС РФ регламентируют участие лиц в судебных разбирательствах по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов: это - лица, обратившиеся в суд с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов, орган государственной власти, иной государственный орган, орган местного самоуправления иной орган или должностное лицо, принявшие оспариваемые нормативные правовые акты, и прокурор.

Определением суда от 21.10.2021 в порядке подготовки дела к слушанию определен круг лиц, участвующих в настоящем деле об оспаривании нормативного правового акта, изданного Главой субъекта Российской Федерации; к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация Главы ЧР; Конституционный Суд Российской Федерации, Генеральная Прокуратура Российской Федерации, Правительство Российской Федерации исключены из состава лиц, участвующих в данном деле.

В судебном заседании административные истцы Григорьева Т.П., Арефьева А.М., Егоров А.А., Зотов С.Б., Медведев В.В., являющийся административным истцом и одновременно являющийся представителем названных административных истцов, допущенный представлять интересы административных истцов протокольным определением на основании устного ходатайства истцов, административные исковые требования поддержали и просили суд признать недействующим Указ №93, ссылаясь на доводы, изложенные в административном иске.

Административные истцы Васильева Л.М. и Пархейкин М.Н. за нарушение порядка в судебном заседании определением суда от 25.11.2021 удалены из зала судебного заседания.

Их представитель Медведев В.В., допущенный представлять их интересы протокольным определением на основании устного ходатайства Васильевой Л.М. и Пархейкина М.Н., административные исковые требования поддержал.

Административные истцы Романова Т.И., Капралова Л.Г., Лесников И.Ю., надлежащим образом извещенные о месте и времени слушания дела, подтверждением чему на л.д.22-38 имеются уведомления о получении ими судебных извещений, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили.

Административные истцы Ивуков К.А., Балашенков А.Н. в судебное заседание не явились. Судом приняты все меры по надлежащему извещению их о месте и времени слушания дела: судебные извещения направлены в их адрес, заказной корреспонденцией с уведомлением по адресам, указанным ими в административном исковом заявлении. Однако за получением судебных извещений они не явились, почтовые конверты, направленные в их адрес, вернулись в суд с отметкой «истек срок хранения».

По общему правилу лицо, участвующее в деле, должно предпринять все разумные и достаточные меры для получения судебных извещений по месту своего нахождения и несет соответствующие риски непринятия таких мер.

Согласно ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.

В связи с чем считается, что административные истцы Ивуков К.А. и Балашенков А.Н. о судебном заседании извещены.

Кроме того, подав настоящий административный иск в суд, Ивуков К.А. и Балашенков А.Н. не были лишены возможности и обязаны были следить за движением их административного иска, информация о назначении их административного искового заявления к слушанию и времени судебного заседания размещалась на официальном сайте Верховного Суда Чувашской Республики в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с требованиями части 7 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Кроме того, Ивуков К.А. и Балашенков А.Н. в ходе судебного заседания представили уточненное административное исковое заявление, подписав его, что также свидетельствует о том, что о судебном заседании они извещены.

В соответствии со ст. 150 КАС РФ неявка лиц, участвующих в деле, не является препятствием для рассмотрения дела.

В связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело без участия неявившихся в судебное заседание административных истцов.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» в случае оспаривания положений нормативного правового акта, которыми вносятся изменения в положения другого нормативного правового акта (далее - основные нормативные положения), суд вправе предложить административному истцу, заявителю уточнить заявленные требования. Если после такого уточнения станет ясным, что административный истец, заявитель оспаривает положения нормативного правового акта, которыми вносятся изменения в основные нормативные положения, но не оспаривает сами основные нормативные положения, суд проверяет законность положений, вносящих изменения в основные нормативные положения (часть 7 статьи 213 КАС РФ, части 4, 5 статьи 194 АПК РФ). В случае когда после уточнения заявленных требований будет установлено, что административный истец, заявитель оспаривает основные нормативные положения в определенной редакции, суд рассматривает заявление об оспаривании нормативного правового акта как требование об оспаривании основных нормативных положений в соответствующей редакции.

Поскольку Указом №93 от 29.06.2021 вносились изменения в пункт 5.1 основного Указа №166 от 20.06.2020, а в последующем в оспариваемую административными истцами часть пункта 5.1 основного Указа вносились изменения Указами № 167 от 11.10.2021 и №185 от 05.11.2021, административным истцам судом было разъяснено право на уточнение административных исковых требований.

В ходе судебного заседания после объявленного перерыва административные истцы представили уточненное административное исковое заявление и просили признать недействующим с момента опубликования пункт 5.1 Указа Главы Чувашской Республики от 29 июня 2021 года №93 «О внесении изменений в Указ Главы Чувашской Республики от 20 июня 2020 года № 166» в его оспариваемой части в редакции, действующей на момент рассмотрения дела судом.

При этом представитель административных истцов пояснил, что ими оспаривается та же норма в действующей редакции.

Представитель административного ответчика Главы Чувашской Республики Маркова Е.В. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась по основаниям, изложенным в отзыве на административное исковое заявление, указывая на то, что оспариваемые в части Указы №93 и №166 приняты в соответствии с действующим законодательством, в пределах полномочий Главы Чувашской Республики, в надлежащей форме, в соответствии с установленным порядком, не противоречат нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают права и законные интересы административных истцов, процедура их принятия и опубликования соблюдена.

Представитель привлеченной к участию в деле определением от 21 октября 2021 года Администрации Главы Чувашской Республики Силова Л.В. в судебном заседании с требованиями административного иска не согласилась по основаниям, изложенным в отзыве на административное исковое заявление, также указывая на то, что в оспариваемой части Указы изданы с соблюдением положений законодательства Российской Федерации и законодательства Чувашской Республики, направлены на приведение в соответствие с положениями федерального законодательства, во исполнение и при наличии обязательных для исполнения решений созданных на уровне Правительства Российской Федерации органов и решений Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, направлены на защиту конституционно значимых ценностей, таких как жизнь и здоровье человека, с целью замедления и прекращения передачи новой коронавирусной инфекции.

Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике-Чувашии в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия, представил отзыв на административное исковое заявление, в котором полагал, что административные исковые требования удовлетворению не подлежат, указывая на то, что оспариваемый в части Указ принят уполномоченным органом, в соответствии с действующими федеральными законами, направленными на защиту жизни и сохранение здоровья людей, в пределах полномочий Главы Чувашской Республики, в надлежащей форме, в соответствии с установленным порядком, не противоречит нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, согласуется с конституционно-значимыми целями, оправдан необходимостью создания условий для предупреждения распространения коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Чувашской Республики. Обстоятельства распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) относятся к обстоятельствам, представляющим угрозу жизни и безопасности населения, поскольку повлекли и могут повлечь человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей, нарушение условий жизнедеятельности населения; установленные Указом ограничения носят временный характер и оправданы необходимостью создания условий для предупреждения распространения заболевания на территории Чувашской Республики (л.д.40-42).

Представители заинтересованных лиц ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Чувашской Республике – Чувашии» и Роспотребнадзора, надлежащим образом извещенные о месте и времени слушания дела, подтверждением чему на л.д.34,39 имеются уведомления о получении ими судебных извещений, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, признав возможным рассмотрение дела при имеющейся явке, изучив и проанализировав материалы дела, заслушав заключение прокурора Михайловой Я.С., полагавшей, что заявленные административными истцами требования удовлетворению не подлежат, суд приходит к выводу, что требования административных истцов не подлежат удовлетворению в связи со следующим.

В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В соответствии с частью 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

С учетом положений части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для правильного разрешения настоящего спора об оспаривании нормативного правового акта юридически значимыми обстоятельствами являются:

- соблюдение порядка принятия нормативного правового акта, в частности требования, устанавливающие полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

- соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Статья 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» обязывает граждан Российской Федерации соблюдать законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности.

Поскольку Указ №166 от 20 июня 2020 года в оспариваемом пункте 5.1 и последующие Указы о внесении в данный пункт изменений устанавливают для граждан правила поведения при введении режима повышенной готовности, соответственно, административные истцы являются субъектами спорных правоотношений и вправе обратиться в суд с настоящим административным иском.

Положения пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» предусматривают, что в субъекте Российской Федерации устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Статьей 68 Конституции Чувашской Республики предусмотрено, что Глава Чувашской Республики является высшим должностным лицом и главой исполнительной власти Чувашской Республики.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 22 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, конституции (устава) и законов субъекта Российской Федерации издает указы (постановления) и распоряжения.

Акты высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и акты высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, принятые в пределах их полномочий, обязательны к исполнению в субъекте Российской Федерации.

Согласно п.2 Указа Президента Чувашской Республики № 110 от 21 ноября 2001 г. «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Чувашской Республики, Кабинета Министров Чувашской Республики, нормативных правовых актов органов исполнительной власти Чувашской Республики» акты Главы Чувашской Республики подлежат официальному опубликованию в республиканской газете «Вести Чувашии», на Портале органов власти Чувашской Республики в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.cap.ru) в течение семи дней после дня их подписания, а также на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) в сроки, установленные законодательством Российской Федерации.

Официальным опубликованием актов Главы Чувашской Республики считается первая публикация их полного текста в республиканской газете «Вести Чувашии» или первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru), Портале органов власти Чувашской Республики в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.cap.ru) (п. 3 Указа № 110).

Судом установлено, что 20 июня 2020 года временно исполняющим обязанности Главы Чувашской Республики принят Указ № 166 «О мерах, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Чувашской Республики».

Пунктом 14 Указа № 166 предусмотрено, что он вступает в силу со дня его официального опубликования.

На портале органов власти Чувашской Республики в сети "Интернет" http://www.cap.ru текст Указа опубликован 20.06.2020; на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru/ - 22.06.2020. 27 июня 2020 года текст данного Указа опубликован в номере № 25 от 27.06.2020 газеты «Вести Чувашии».

Судом также установлено, что 29 июня 2021 года Главой Чувашской Республики принят Указ № 93 «О внесении изменений в Указ Главы Чувашской Республики от 20 июня 2020 года № 166».

29.06.2021 Указ № 93 опубликован на Портале органов власти Чувашской Республики http://www.cap.ru; на официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) Указ был опубликован 30.06.2021, а в газете «Вести Чувашии» - 09.07.2021 в №25 (1750).

Пунктом 2 Указа № 93 предусмотрено, что он вступает в силу с 1 июля 2021 года.

Данным Указом №93 в Указ Главы Чувашской Республики от 20 июня 2020 г. № 166 «О мерах, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Чувашской Республики» внесены изменения в пункт 5.1 следующего содержания:

«в пункте 5.1:

дополнить новым абзацем двадцать шестым следующего содержания:

«недопущение оказания услуг общественного питания в период с 1 до 6 часов по местному времени, за исключением обслуживания на вынос без посещения гражданами объектов общественного питания и оказания услуг общественного питания на объектах придорожного сервиса;»;

абзацы двадцать шестой - тридцать восьмой считать соответственно абзацами двадцать седьмым - тридцать девятым;

абзац тридцать девятый считать абзацем сороковым и изложить его в следующей редакции:

«Данные условия не распространяются:»;

дополнить абзацами следующего содержания:

«на объекты общественного питания, осуществляющие организацию питания для работников организаций, деятельность которых не приостановлена в соответствии с настоящим Указом;

на объекты общественного питания, являющиеся свободными от COVID-19 зонами при соблюдении следующих условий:

1) наличие у всех работников, посетителей и иных лиц, находящихся в помещениях объектов общественного питания (за исключением лиц, не достигших возраста 18 лет), одного из следующих документов:

сертификата о прохождении вакцинации от COVID-19, полученного с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) (https://www.gosuslugi.ru) либо в мобильном приложении "Госуслуги СТОП Коронавирус", в электронном или распечатанном виде и документа, удостоверяющего личность такого гражданина;

документа, подтверждающего отрицательный результат лабораторного исследования материала на COVID-19 методом полимеразной цепной реакции (ПЦР), отобранного не ранее чем за 3 календарных дня до предъявления, в электронном или распечатанном виде и документа, удостоверяющего личность такого гражданина;

2) оформление декларации по форме согласно приложению N 4 к настоящему Указу на официальном сайте Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики на Портале органов власти Чувашской Республики в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

С 1 по 21 июля 2021 г. на объектах общественного питания, являющихся свободными от COVID-19 зонами при соблюдении условий, указанных в абзацах сорок третьем - сорок шестом настоящего пункта, приостановить оказание услуг по организации зрелищно-развлекательных мероприятий, в том числе дискотек, ночных клубов в закрытых помещениях.»;

дополнить приложением N 4 к Указу согласно приложению к настоящему Указу.».

Указом Главы Чувашской Республики №167 от 11.10.2021 в Указ №166 от 20.06.2020 внесены изменения следующего содержания:

«абзац сорок пятый изложить в следующей редакции:

«сертификата профилактической прививки против COVID-19 (далее - сертификат о вакцинации COVID-19), полученного с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) (https://www.gosuslugi.ru) либо в мобильном приложении "Госуслуги СТОП Коронавирус", в электронном или распечатанном виде в формате, позволяющем сканировать сертификат о вакцинации COVID-19 (далее - QR-код сертификата вакцинации COVID-19), либо справки медицинской организации о проведенной профилактической прививке против COVID-19, а также документа, удостоверяющего личность такого гражданина;

дополнить новым абзацем сорок седьмым следующего содержания:

«документа, подтверждающего факт перенесенного в течение последних шести месяцев заболевания COVID-19, в электронном или распечатанном виде и документа, удостоверяющего личность такого гражданина;"

абзац сорок седьмой считать абзацем сорок восьмым».

Указ Главы Чувашской Республики №167 от 11.10.20211 опубликован на Портале органов власти Чувашской Республики http://www.cap.ru 11.10.2021; на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) Указ был опубликован 13.10.2021; в №40 газеты "Вести Чувашии" опубликован 15.10.2021.

В пункте 2 Указа предусмотрено, что он вступает в силу с 11 октября 2021 года.

В последующем, Указом Главы Чувашской Республики №185 от 05.11.2021, помимо иных изменений, в введенный Указом №93 абзац 26 пункта 5.1 Указа №166 (далее также - основной Указ) внесены изменения, и слова «в период с 1 до 6 часов» заменены словами «в период с 23 до 6 часов».

05.11.2021 Указ № 185 опубликован на Портале органов власти Чувашской Республики http://www.cap.ru; на официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) Указ был опубликован 09.11.2021, а в № 44 газеты «Вести Чувашии» - опубликован 12.11.2021.

Пунктом 2 Указа № 185 предусмотрено, что он вступает в силу с 8 ноября 2021 года.

Из пояснений административных истцов и содержания административного искового заявления с уточнением следует, что содержание абзаца 26 пункта 5.1 о запрете оказания услуг общественного питания в период с 23 до 6 часов и абзаца 46 этого же пункта об оформлении декларации по форме согласно приложению № 4 к Указу, впервые введенных Указом №93 в Указ №166, а также о нераспространении иных условий деятельности объектов общественного питания на объекты, осуществляющие организацию питания для работников организаций, деятельность которых настоящим Указом не приостановлена, ими не оспаривается.

Административными истцами оспариваются положения пункта 5.1 Указа №166, введенные Указом №93, устанавливающие условия деятельности объектов общественного питания, являющихся свободными от COVID-19 зонами, без установления ограничений, установленных другими положениями пункта 5.1 для объектов общественного питания (т.е. не являющихся свободными от COVID-19 зонами).

При этом, оспариваемые административными истцами положения Указа №166 в действующей редакции от 13.11.2021, с учетом внесенных изменений и дополнений, определяют, что условия, определенные данным Указом для деятельности объектов общественного питания (т.е. не являющихся свободными от COVID-19 зонами) не распространяются:

на объекты общественного питания, осуществляющие организацию питания для работников организаций, деятельность которых не приостановлена в соответствии с настоящим Указом;

на объекты общественного питания, являющиеся свободными от COVID-19 зонами, при соблюдении ими следующих условий:

наличие у всех работников, посетителей и иных лиц, находящихся в помещениях объектов общественного питания (за исключением лиц, не достигших возраста 18 лет), одного из следующих документов:

сертификата профилактической прививки против COVID-19 (далее - сертификат о вакцинации COVID-19), полученного с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) (https://www.gosuslugi.ru) либо в мобильном приложении "Госуслуги СТОП Коронавирус", в электронном или распечатанном виде в формате, позволяющем сканировать сертификат о вакцинации COVID-19 (далее - QR-код сертификата вакцинации COVID-19), либо справки медицинской организации о проведенной профилактической прививке против COVID-19, а также документа, удостоверяющего личность такого гражданина;

документа, подтверждающего отрицательный результат лабораторного исследования материала на COVID-19 методом полимеразной цепной реакции (ПЦР), отобранного не ранее чем за 3 календарных дня до предъявления, в электронном или распечатанном виде и документа, удостоверяющего личность такого гражданина;

документа, подтверждающего факт перенесенного в течение последних шести месяцев заболевания COVID-19, в электронном или распечатанном виде и документа, удостоверяющего личность такого гражданина (подпункт 1 пункта 5.1 Указа) (абзацы 40-47 пункта 5.1).

Согласно положений ст. 72 Конституции Российской Федерации, осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. «з» ч. 1).

В соответствии с положениями п. 1 ст. 26.1 ФЗ № 184 от 06.10.1999 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъектов Российской Федерации.

При этом согласно абз. 5 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение, в частности, вопросов предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий.

Специальным нормативным правовым актом, определяющим общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, является Федеральный закон № 68-ФЗ от 21 декабря 1994 года «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее также Федеральный закона №68-ФЗ, ФЗ № 68-ФЗ).

Согласно преамбулы данного закона, действие приведенного закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В статье 1 названного Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ приведены понятия:

чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей (абзац 1);

предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения (абзац 2).

При этом в статье 2 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ закреплено, что правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется настоящим Федеральным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Статьей 4 ФЗ № 68-ФЗ предусмотрено, что единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционирует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.

В статье 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ закреплены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в частности органы государственной власти субъектов Российской Федерации:

- принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (подпункт «а» пункта 1 статьи 11);

- принимают решения об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям регионального или межмуниципального характера, вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (подпункт «м» пункта 1 статьи 11).

Положениями п. 10 ст. 4.1 ФЗ № 68-ФЗ предусмотрено, что при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также при установлении уровня реагирования для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности или должностное лицо, установленные пунктами 8 и 9 настоящей статьи, может определять руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации, который несет ответственность за проведение этих работ в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, и принимать дополнительные меры по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе, осуществлять меры, обусловленные развитием чрезвычайной ситуации, не ограничивающие прав и свобод человека и гражданина и направленные на защиту населения и территорий от чрезвычайной ситуации, создание необходимых условий для предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации и минимизации ее негативного воздействия (пп. «д»).

Согласно пункта 7 статьи 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ порядок деятельности органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и основные мероприятия, проводимые указанными органами и силами в режиме повседневной деятельности, повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Таким образом, вышеприведенными положениями Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесено принятие законов и иных нормативных правовых актов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера; принятие решения об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям регионального или межмуниципального характера, введение режима повышенной готовности для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; установление обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении режима повышенной готовности.

Пунктом 24 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003 года № 794, предусмотрено, что решениями руководителей федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, на территории которых могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации, либо к полномочиям которых отнесена ликвидация чрезвычайных ситуаций, для соответствующих органов управления и сил единой системы может устанавливаться, в том числе режим повышенной готовности при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций.

В силу пункта 25 Положения решениями руководителей федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций о введении для соответствующих органов управления и сил единой системы режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации определяются, в том числе перечень мер по обеспечению защиты населения от чрезвычайной ситуации или организации работ по ее ликвидации.

Согласно подпункту «б» пункта 28 Положения основными мероприятиями, проводимыми органами управления и силами единой системы, в режиме повышенной готовности являются, в том числе принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования организаций в чрезвычайных ситуациях.

Согласно ст. 63 Конституции Чувашской Республики, Чувашская Республика участвует в решении вопросов, отнесенных к ведению Российской Федерации и к совместному ведению Российской Федерации и Чувашской Республики, в пределах и формах, определенных Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством и Конституцией Чувашской Республики, а также договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Чувашской Республики.

Согласно ст. 73 Конституции Чувашской Республики Глава Чувашской Республики на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Конституции Чувашской Республики, законов Чувашской Республики принимает акты в форме указов и распоряжений, обязательных для исполнения на всей территории Чувашской Республики.

Проанализировав установленные в указанной части обстоятельства, суд приходит к выводу, что при принятии оспариваемого нормативного правового акта Указа №166 от 20.06.2021, Указов о внесении в него изменений № 93 от 29.06.2021, № 167 от 11.10.2021, №185 от 05.11.2021, порядок принятия нормативных правовых актов соблюден, а именно оспариваемые нормативные правовые акты приняты высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации и Главой исполнительной власти Чувашской Республики – Главой Чувашской Республики в соответствии с возложенными федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации полномочиями; форма оспариваемых нормативных правовых актов, процедура их принятия, правила введения в действие и опубликования соблюдены. Оспариваемые нормативные акты приняты в установленной законом форме и в установленном законом порядке, вступили в силу.

Кроме того, процедура принятия Указа Главы Чувашской Республики №166 от 20.06.2020, правила введения его действие и опубликования, соответствие форме оспариваемых нормативных правовых актов, были проверены вступившим в законную силу решением Верховного Суда Чувашской Республики от 25 декабря 2020 года при рассмотрении административного дела № 3а-283/2020 об оспаривании иных положений этого же Указа. При этом решением суда установлено, что Указ №166 от 20.06.2020 принят с соблюдением требований законодательства к форме и виду нормативного правового акта, процедуре принятия, порядку опубликования и вступления в силу.

Проверяя в соответствии с ч. 8 ст. 213 КАС РФ оспариваемый нормативный правовой акт №166 от 20.06.2020 в оспариваемой его части пункта 5.1 в ред. от 13.11.2021 на его соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд исходит из следующего.

Согласно положениям ст.ст. 18, 21 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

Положения части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации предусматривают, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно статье 56 (часть 3) Конституции Российской Федерации не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (часть 1), 24, 28, 34 (часть 1), ст. 40 (часть 1), 46 - 54 Конституции Российской Федерации (часть 3).

Согласно преамбулы оспариваемого Указа № 166, данный Указ принят в соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Указом Президента Российской Федерации от 11 мая 2020 года № 316 «Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-2019), в связи с введением режима повышенной готовности на территории Чувашской Республики.

В силу ст. ст. 41, 42 Конституции Российской Федерации, преамбулы и статьи 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения - публично-правовая обязанность государства, обусловленная необходимостью реализации конституционного права граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Согласно пункту 2 статьи 29 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.

Статьей 6 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения отнесено, в том числе, введение и отмена на территории субъекта Российской Федерации ограничительных мероприятий (карантина) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей.

На территории Чувашской Республики в указанной сфере отношений действует Закон Чувашской Республики от 15.04.1996 № 7 «О защите населения и территорий Чувашской Республики от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (в редакции, действовавшей как на момент издания оспариваемого Указа № 166, так и на момент внесения в него изменений), согласно статьи 8 которого Глава Чувашской Республики:

- принимает решения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

- принимает решение о создании органа исполнительной власти Чувашской Республики, уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

- устанавливает региональный уровень реагирования в порядке, установленном пунктом 8 статьи 4.1 Федерального закона.

Согласно подпункта «а» пункта 20 Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 31 января 2005 г. № 17 «О территориальной подсистеме Чувашской Республики единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», решениями руководителей органов исполнительной власти Чувашской Республики, органов местного самоуправления муниципальных образований и организаций, на территориях которых могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации либо к полномочиям которых отнесена ликвидация чрезвычайных ситуаций, для соответствующих органов управления и сил ТП РСЧС Чувашской Республики может устанавливаться режим повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций.

На основании приведенных норм федерального и регионального действующего законодательства к полномочиям Главы Чувашской Республики, как высшего должностного лица Чувашской Республики, возглавляющего высший исполнительный орган государственной власти Чувашской Республики, отнесено:

введение режима повышенной готовности;

принятие нормативных правовых актов в области защиты населения;

принятие решений, определяющих основные направления политики и организации защиты населения и территорий Чувашской Республики от чрезвычайных ситуаций; принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций;

определение перечня мер по обеспечению защиты населения от чрезвычайной ситуации или организации работ по ее ликвидации;

установление обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении режима повышенной готовности;

принятие дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе ограничивать деятельность организаций различных форм собственности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации.

Статья 1 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определяет, что под ограничительными мероприятиями (карантином) понимаются административные, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на предотвращение распространения инфекционных заболеваний и предусматривающие особый режим хозяйственной и иной деятельности, ограничение передвижения населения, транспортных средств, грузов, товаров и животных.

Ограничительные мероприятия (карантин) вводятся (отменяются) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей решением Правительства РФ или органа исполнительной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления, а также решением уполномоченных должностных лиц федерального органа исполнительной власти или его территориальных органов, структурных подразделений, в ведении которых находятся объекты обороны и иного специального назначения (пункт 2 статьи 31 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

Порядок осуществления ограничительных мероприятий (карантина) и перечень инфекционных заболеваний, при угрозе возникновения и распространения которых вводятся ограничительные мероприятия (карантин), устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 3 статьи 31 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

В соответствии с положениями п.2 ст. 51 ФЗ № 52, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации наряду с правами и полномочиями, предусмотренными статьей 50 и п. 1 ст. 51 настоящего Федерального закона, наделяется дополнительными полномочиями, в том числе, наделяется дополнительными полномочиями, принимать постановления, издавать распоряжения и указания, утверждать методические, инструктивные и другие документы по вопросам организации федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, включая методики расчета и оценки риска для здоровья человека.

Из положений подпункта 8 пункта 1, пункта 2 статьи 51 указанного Федерального закона следует, что Главный государственный санитарный врач Российской Федерации обладает полномочиями вносить в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления предложения о введении (отмене) ограничительных мероприятий (карантина).

В данном случае, постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 2 марта 2020 г. №5 "О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)", от 13.03.2020 №6 "О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-2019", от 18 марта 2020 года №7 "Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019", от 30.03.2020 №9 (ред. от 13.04.2020) "О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019" высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации предписывается обеспечить введение ограничительных мероприятий.

Пунктом 1.5 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 18.03.2020 № 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019» (в редакции, действовавшей до 15.07.2020, т.е. в ред. на момент принятия оспариваемого Указа №166), высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации) было предписано принять меры по введению режима повышенной готовности.

Как изложено выше, по решению Всемирной организации здравоохранения 30 января 2020 г. эпидемиологической ситуации, вызванной вспышкой новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) присвоен уровень международной опасности, объявлена чрезвычайная ситуация международного значения, 11 марта 2020 года ситуация признана пандемией.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. № 715 утвержден перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. Данным Постановлением (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 31.01.2020 № 66) в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, внесена коронавирусная инфекция (2019-nCoV) (пункт 16 Перечня).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 2020 г. № 285 «О Координационном совете при Правительстве Российской Федерации по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации» констатируется масштабное распространение новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в мире и объявление Всемирной организацией здравоохранения пандемии новой коронавирусной инфекции (пункт 1 Постановления).

Как также изложено выше, Указом Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", действие которого впоследствии было продлено Указами Президента Российской Федерации от 28 апреля 2020 года N 294, от 11 мая 2020 года № 316, высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации было поручено обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий с учетом положений данного Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации.

При этом в соответствии с пунктом 1 Указа Президента РФ от 11.05.2020 N 316 "Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" реализуется комплекс ограничительных и иных мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации, с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, обеспечить: определение в границах соответствующего субъекта Российской Федерации территорий, на которых в случае необходимости может быть продлено действие ограничительных мер, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения (далее - соответствующая территория); приостановление (ограничение, в том числе путем определения особенностей режима работы, численности работников) деятельности находящихся на соответствующей территории отдельных организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также индивидуальных предпринимателей с учетом методических рекомендаций Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, рекомендаций главных государственных санитарных врачей субъектов Российской Федерации.

С учетом изложенного, вопреки утверждениям административных истцов, разработка и реализация комплекса ограничительных и иных мероприятий, связанных с угрозой возникновения на территории Чувашской Республики чрезвычайной ситуации в связи с распространением заболевания, представляющего опасность для окружающих, относится к полномочиям Главы Чувашской Республики, который обладает достаточными полномочиями и компетенцией для принятия Указа от 20 июня 2020 года № 166 года «О мерах, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Чувашской Республики» и соответственно, последующих Указов №93 от 29.06.2021, №167 от 11.10.2021, №185 от 05.11.2021 о внесении изменений в Указ №166 от 20.06.2020.

Еще ранее до издания Указа № 166 от 20 июня 2020 года распоряжением временно исполняющего обязанности Главы Чувашской Республики № 113-рг от 18 марта 2020 года в связи с угрозой распространения на территории Чувашской Республики новой коронавирусной инфекции (COVID-2019), в соответствии со статьей 4.1 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», статьей 8 Закона Чувашской Республики «О защите населения и территорий Чувашской Республики от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 31 января 2005 г. № 17 «О территориальной подсистеме Чувашской Республики единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» на территории Чувашской Республики введен режим повышенной готовности с 18 марта 2020 г. до особого распоряжения.

В связи с чем доводы административных истцов о том, что на территории Чувашской Республики не вводился режим чрезвычайного положения не состоятелен, поскольку в соответствии с указанным выше правовым регулированием предписывается своевременное принятие ограничительных мер по предупреждению, возникновения и развития чрезвычайной ситуации, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения также и в режиме повышенной готовности.

Поскольку распоряжением № 113-рг от 18 марта 2020 года введен режим повышенной готовности начиная с 18 марта 2020 г. до особого распоряжения, то также является несостоятельным довод административных истцов о том, что оспариваемые положения Указа №166 в действующей редакции не имеют пределов срока действия.

Суд установил, что оспариваемыми положениями нормативного правового акта №166 от 20.06.2020 на территории Чувашской Республики введены ограничительные мероприятия в связи с угрозой распространения на территории республики новой коронавирусной инфекции.

Также суд установил, что при подготовке проекта внесения Указом №93 от 29.06.2021 изменений в Указ №166 от 20.06.2020 в оспариваемой части имеется согласование с исполнительными органами государственной власти Чувашской Республики, Управлением Роспотребнадзора по Чувашской Республике - Чувашии, что подтверждается листами согласования к проекту и пояснительной запиской к проекту.

Согласно п. 2 ст. 3 Закона Чувашской Республики от 04.03.2016 № 4 (ред. от 04.06.2019) «О проведении оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Чувашской Республики и экспертизы нормативных правовых актов Чувашской Республики» (принятого ГС ЧР 25.02.2016), оценка регулирующего воздействия не проводится в отношении проектов нормативных правовых актов Чувашской Республики, разработанных в целях ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на период действия режимов чрезвычайных ситуаций.

Из представленных ответчиков материалов следует, что требования Порядка подготовки и внесения проектов указов и распоряжений Главы Чувашской Республики, утвержденного Указом Президента ЧР от 07.06.2011 N 45 соблюдены. При этом указанный Порядок не предусматривает обязательной регистрации проекта указа с указанием на проекте его исходящего номера и даты, в связи с чем доводы административных истцов о нарушении процедуры подготовки проекта оспариваемого указа №93 в виду отсутствия на нем исходящего номера и даты во внимание приняты быть не могут.

С учетом вышеприведенных норм права, предписаний Главного государственного врача Российской Федерации, распоряжения Главы Чувашской Республики №113-рг от 18.03.2020, с учетом эпидемиологической ситуации по коронавирусной инфекции, а также с учетом установленных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый административными истцами Указ №166 от 20.06.2021 в ред. Указов №93, 167, 185 принят с соблюдением норм федерального и международного законодательства и при наличии к тому правовых оснований, предусмотренных законодательством о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Пунктом 1.1 статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" предусмотрено, что в случае установления Правительством Российской Федерации обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения, предусмотренных подпунктом "а.2" статьи 10 настоящего Федерального закона, правила поведения, устанавливаемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с подпунктами "у" и "ф" пункта 1 настоящей статьи, не могут им противоречить.

Положения Указа №166 от 20.06.2020 в оспариваемой административными истцами редакции от 13.11.2021 и в оспариваемой ими части пункта 5.1 нельзя расценить как противоречащие данной норме федерального закона, так как ограничительные меры, как указано выше, введены при наличии к тому правовых и фактических оснований, предусмотренных законодательством о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Оспариваемые нормы приняты с учетом вышеизложенного правового регулирования в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, направлены на защиту населения и территории республики от распространения новой коронавирусной инфекции.

В связи с этим суд не может принять во внимание доводы административных истцов об отсутствии оснований для установления оспариваемых ограничений.

Учитывая вышеприведенные положения ФЗ № 52, ФЗ №68, Постановлений Главного государственного санитарного врача РФ от 02.03.2020 № 5 и от 18.03.2020 № 7, а также принимая во внимание Распоряжение временно исполняющего обязанности Главы Чувашской Республики № 113-рг от 18 марта 2020 года, доводы административных истцов о том, что положения пункта 5.1 Указа № 166 с внесенными в него последующими Указами изменениями были приняты без учета и в нарушение требований ст.ст.5.1, 6 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ, ст.ст.11, 11.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ и при отсутствии соответствующего предложения либо предписания главных государственных санитарных врачей, суд находит несостоятельными, равно как и доводы о том, что на территории Чувашской Республики не вводился режим чрезвычайной ситуации, карантин не вводился.

В связи с чем оснований для вывода о противоречии оспоренных норм вышеуказанным положениям норм Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ, Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ не имеется.

С учетом приведенных норм права, а также наличием реальной угрозы распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Российской Федерации и территории Чувашской Республики, которое повлекло и может еще повлечь человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения, нормативный правовой акт в его оспариваемой части направлен прежде всего на защиту населения, здоровья граждан и на предотвращение массового распространения коронавирусной инфекции (COVID-2019). Указанные меры, введенные оспариваемыми положениями Указов № 166, №93 с последующими изменениями на территории субъекта Российской Федерации – Чувашской Республики, безусловно отвечают конституционным целям охраны жизни и здоровья граждан.

В связи с изложенным являются необоснованными и доводы административных истцов относительно несоответствия оспариваемых положений положениям 18,21,55,56 Конституции Российской Федерации.

Оспариваемые в рамках настоящего иска положения пункта 5.1 Указа № 166 в действующей редакции не содержат положений, умаляющих права человека, унижающих человеческое достоинство.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 28 Постановления от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», суды не вправе обсуждать вопрос о целесообразности принятия органом или должностным лицом оспариваемого акта, поскольку это относится к исключительной компетенции органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

В связи с чем не подлежат правовой оценке в рамках абстрактного нормоконтроля доводы административных истцов о нецелесообразности и отсутствии реальной необходимости мер, принятых оспариваемым нормативным правовым актом. Как указывалось выше, в силу части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для правильного разрешения спора об оспаривании нормативного правового акта юридически значимыми обстоятельствами являются: соблюдение порядка принятия нормативного правового акта; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Утверждение административных истцов о том, что ограничительные меры, введенные пунктом 5.1 Указа №166, в действующей редакции и в оспариваемой данного пункта части не приведут к ожидаемому результату, а также довод о том, что свободные от COVID-19 зоны на объектах общественного питания следовало устанавливать иным способом – путем установления на объектах общественного питания одновременно двух зон: свободных от COVID-19 и не свободных от COVID-19, путем их отделения друг от друга, не свидетельствуют о незаконности оспариваемых актов, поскольку в рамках настоящего спора, рассматриваемого в порядке абстрактного нормоконтроля, по правилам административного судопроизводства, проверяется соответствие конкретных положений нормативного правового акта иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а не вопрос о внесении целесообразных, с точки зрения административных истцов, изменений, дополнений в действующее законодательство субъекта Российской Федерации. Разрешение данного вопроса является прерогативой законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации и не относится к полномочиям суда общей юрисдикции.

Доводы административных истцов о том, что оспариваемый нормативный правовой акт предполагает дискриминацию лиц при получении услуг в объектах общественного питания, вошедших в реестр организаций свободных от COVID-2019 зоны, не прошедших либо отказавшихся от добровольной вакцинации, а также не желающих проходить лабораторные исследования на новую коронавирусную инфекцию (COVID-19) методом полимеразной цепной реакции (ПЦР), также как и доводы о том, что оспариваемыми нормами для получения услуги в таких объектах фактически введена обязательная вакцинация, являются несостоятельными, поскольку положений об обязательной вакцинации оспариваемые нормы не содержат.

Кроме того, федеральным законом № 323-ФЗ от 21 ноября 2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что приоритет профилактики в сфере охраны здоровья как один из основных принципов охраны здоровья обеспечивается путем осуществления санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, осуществления мероприятий по предупреждению и раннему выявлению заболеваний, в том числе предупреждению социально значимых заболеваний и борьбе с ними (пункты 2,3 статьи 12).

Согласно ст.12 названного федерального закона профилактика в сфере охраны здоровья обеспечивается, в том числе, путем осуществления мероприятий по предупреждению и раннему выявлению заболеваний, предупреждению социально значимых заболеваний, которые определены в «Перечне социально значимых заболеваний и перечне заболеваний, представляющих опасность для окружающих», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 N 715 в ред. от 31.01.2020, в пункт 16 которого включена и коронавирусная инфекция (2019-nCoV). Из чего следует, что вакцинация населения от новой коронавирусной инфекции является одной из форм профилактики заболевания и исключения дальнейшего его распространения и является добровольной.

Доводы административных истцов о том, что необходимость в предъявлении одного из трех документов, указанных в оспариваемом акте, при получении услуги в объектах общественного питания, вошедших в реестр свободной от COVID-19 зоны, ограничивает права граждан и противоречит действующему федеральному законодательству, не могут быть приняты во внимание, поскольку указанные ограничения направлены на предупреждение распространения новой коронавирусной инфекции, что не противоречит Правилам поведения, обязательным для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации № 417.

Кроме того, согласно иным, не оспариваемым административными истцами положений пункта 5.1 Указа №166 от 20.06.2020, допускается деятельность ресторанов, кафе, столовых, буфетов, баров, закусочных и иных предприятий общественного питания, не вошедших в реестр объектов общественного питания, свободных от COVID-19 зоны, без наличия указанных в оспариваемых абзацах пункта 5.1 документов при соблюдении иных условий (размещение столов на расстоянии 1.5 м., размещение за одним столом не более 4 человек, заполняемость не более 75 процентов зала обслуживания посетителей и др.).

С доводами административных истцов относительно правовой неопределенности нормативного правового акта в оспариваемой его части также нельзя согласиться, так как механизм действия оспариваемого нормативного правового акта понятен.

Как следует из содержания оспариваемого Указа, формулировка нормативного правового акта в оспоренной его части не свидетельствует о неопределенности либо двусмысленности; оспоренная часть положений сформулирована с указанием конкретных условий, с соблюдением которых допускается деятельность объектов общественного питания, являющихся свободными от COVID-2019 зоны.

Исходя из изложенного, оспариваемые положения Указа №166 в действующей редакции о нераспространении условий, предъявляемых к деятельности объектов общественного питания, не вошедших в реестр объектов общественного питания, свободных от COVID-19 зоны, (размещение столов на расстоянии 1.5 м., размещение за одним столом не более 4 человек, заполняемость не более 75 процентов зала обслуживания посетителей и др.), при наличии одного из трех указанных выше документов в оспоренной правовой норме четко и ясно сформулированы; каких-либо неясностей, приводящих к неоднозначному толкованию, в них не содержится. Оспариваемые предписания не допускают какой-либо двусмысленности и неоднозначного толкования, отвечают общеправовому критерию формальной определенности.

В связи с чем оснований для признания незаконным оспариваемых положений нормативного правового акта по мотиву неопределенности содержания суд не усматривает.

Что касается временных рамок оказания услуг общественного питания в период с 23 до 06 часов по местному времени, также введенных в пункт 5.1 Указа №166 Указом №93 от 29.06.2021 в ред.Указа № 185 от 05.11.2021, то указанные положения нельзя признать незаконными, поскольку на основании подпункта 2.3 пункта 2 Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16.10.2020 № 31 "О дополнительных мерах по снижению рисков распространения (COVID-19) в период сезонного подъема заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями и гриппом" высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации) было рекомендовано запретить юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим организацию зрелищно-развлекательных мероприятий, оказывающим услуги общественного питания, их проведение, оказание в период с 23.00 до 06.00 часов.

Довод административных истцов о том, что летний период, когда были введены оспариваемые положения в Указ №166, не относится к сезону, когда происходит подъем заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями, не может быть принят во внимание, поскольку, как следует из статистических данных о коронавирусе в Чувашской Республике, находящихся в общем доступе, в период принятия оспариваемого постановления произошел рост распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).

При наличии данных о росте заболеваемости, с учетом рекомендаций главного государственного санитарного врача о введении отдельных ограничений, реализуя предоставленные законом полномочия, Главой Чувашской Республики издан оспариваемый нормативно-правовой акт.

Довод административных истцов о нарушении оспариваемыми положениями нормативного правового акта их прав, как потребителей услуг общественного питания, основан на неправильном толковании материального права, поскольку нормы Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» регулируют иные правоотношения и не регулируют вопросы, касающиеся мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе в условиях режима повышенной готовности.

Поскольку административные истцы индивидуальными предпринимателями, оказывающими услуги общественного питания, не являются, дополнение Указом №93 Указа №166 приложением №4, которым утверждена форма декларации о соответствии объекта общественного питания указанным выше условиям (абзацы 43-45 пункта 5.1 Указа №166), прав административных истцов не нарушает.

Поскольку оспоренные административными истцами условия, предъявляемые к деятельности объектов общественного питания, вошедших в реестр объектов общественного питания, свободных от COVID-19 зоны, не предусматривают их распространение на объекты, осуществляющие организацию питания для работников организаций, деятельность которых настоящим Указом не приостановлена, то и в указанной части положения Указа №166 с внесенными в него изменениями Указом №93 прав административных истцов не нарушают.

При этом суд считает, что установленные оспариваемыми положениями ограничения обусловлены чрезвычайным и непредотвратимым обстоятельством в виде распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), являются необходимыми в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, направлены на обеспечение реализации и защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав неопределенного круга лиц, находящихся на территории Чувашской Республики, в связи с чем прав и охраняемых законом интересов административных истцов не нарушают.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемые положения разработаны и приняты с целью урегулирования отношений, возникающих в связи с необходимостью экстренного реагирования в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCOV, в рамках реализации полномочий в условиях предупреждения чрезвычайной ситуации, вызванной возникновением угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих. Оспариваемый Указ № 166 в редакции от 13.11.2021 в оспариваемой его части принят в соответствии с нормами международного права, Конституции Российской Федерации, Конституции Чувашской Республики и не противоречит нормам федерального законодательства, в том числе вышеуказанным федеральным законам: Федеральному закону от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федеральному закону от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Федеральному закону №52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

На основании приведенных выше обстоятельств и норм права, поскольку Указ № 166 Главы Чувашской Республики в редакции от 13.11.2021 в оспариваемой в рамках настоящего дела части, соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд, руководствуясь пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает необходимым отказать в удовлетворении заявленных административных исковых требований.

Что касается довода административных истцов об отсутствии у прокурора Михайловой Я.С. полномочий на участие в данном административном деле и давать заключение, то следует отметить, что согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. В соответствии с ч. 1 ст. 40 Федерального закона о прокуратуре, служба в органах и организациях прокуратуры является федеральной государственной службой. Прокурорские работники являются федеральными государственными служащими, исполняющими обязанности по должности федеральной государственной службы с учетом требований настоящего Федерального закона. Правовое положение и условия службы прокурорских работников определяются настоящим Федеральным законом.

В соответствии со ст. 35 указанного федерального закона прокурор участвует в рассмотрении дел судами в случаях, предусмотренных процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами.

Статьей 39 КАС РФ установлено, что прокурор вступает в судебный процесс и дает заключение по административному делу в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Согласно ч.4 ст.213 КАС РФ административное дело об оспаривании нормативного правового акта рассматривается с обязательным участием прокурора.

В соответствии со статьей 41.1 Закона о прокуратуре выдаваемое прокурорским работникам служебное удостоверение установленного Генеральным прокурором Российской Федерации образца, является документом, подтверждающим личность прокурорского работника, его классный чин и должность, т.е. подтверждает права и полномочия прокурора, предоставленные настоящим Федеральным законом, на участие в административном деле в порядке ст. 213 КАС РФ, на основании служебного удостоверения.

В данном случае прокурор Михайлова Я.С. участвовала в деле и давала заключение в соответствии со ст. ст. 39, 213 КАС РФ, ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации». Личность прокурора судом установлена на основании служебного удостоверения.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления Васильевой Ларисы Михайловны, Григорьевой Тамары Петровны, Романовой Тамары Ивановны, Арефьевой Антонины Михайловны, Егорова Анатолия Андреевича, Зотова Сергея Борисовича, Медведева Вячеслава Владимировича, Ивукова Константина Александровича, Пархейкина Михаила Николаевича, Капраловой Ларисы Геннадьевны, Балашенкова Алексея Николаевича, Лесникова Игоря Юрьевича к Главе Чувашской Республики о признании недействующими Указа от 29 июня 2021 года №93 «О внесении изменений в Указ Главы Чувашской Республики от 20 июня 2020 года № 166», абзацев 40-48 пункта 5.1 Указа Главы Чувашской Республики от 20 июня 2020 года в редакции от 13 ноября 2021 года «О мерах, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Чувашской Республики» отказать.

Решение суда или сообщение о настоящем решении суда опубликовать в республиканской газете "Вести Чувашии" или на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано и на него может быть принесено представление прокурором в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Верховный Суд Чувашской Республики.

Председательствующий Т.Н. Евлогиева

Мотивированный текст решения изготовлен 7 декабря 2021 года.

Решение08.12.2021